Билибин иван яковлевич (1876-1942)

Василиса Прекрасная (русская народная сказка)

…Василиса прошла всю ночь и весь день, только к следующему вечеру вышла на поляну, где стояла избушка яги-бабы; забор вокруг избы из человеческих костей, на заборе торчат черепа людские, с глазами; вместо столбов у ворот – ноги человечьи, вместо запоров – руки, вместо замка – рот с острыми зубами. Василиса обомлела от ужаса и стала как вкопанная. Вдруг едет опять всадник: сам чёрный, одет во всем чёрном и на чёрном коне; подскакал к воротам бабы-яги и исчез, как сквозь землю провалился, – настала ночь…

Василиса Прекрасная

Баба-Яга в ступе

Чёрный всадник

§ Баба-Яга в окружении русалок на зелёной страничке «Кто из богатырей победил Змея Горыныча?» – решение логических задач средствами алгебры логики.

Руслан и Людмила:: Пещера Фингала

…Но вдруг пред витязем пещера;
В пещере свет. Он прямо к ней
Идёт под дремлющие своды,
Ровесники самой природы…Александр Сергеевич Пушкин

Садко:: Ночь на берегу Ильмень озера
…Светлой летней ночью вышел Садко на крутой берег Ильмень озера, сел на бел-горюч камень и задумался невесело. «Слушай, ты, волна зыбучая, ты, раздольице широкое, про мою ли участь горькую да про думушку заветную»…

§ Поэтическим натурам предлагаю насладиться лунным светом на зелёной страничке «Луна в живописи» .
§ Об изменчивости и непостоянстве цвета Луны
читайте на зелёной страничке «Описание Луны в поэтических произведениях» – прогулка по лунной поэзии и живописи
.

Сказка «Царевна-лягушка»
…Пустил стрелу старший брат – упала она на боярский двор, прямо против девичья терема; пустил средний брат – полетела стрела к купцу на двор и остановилась у красного крыльца, а на там крыльце стояла душа-девица, дочь купеческая, пустил младший брат – попала стрела в грязное болото, и подхватила её лягуша-квакуша.
Говорит Иван-царевич: «Как мне за себя квакушу взять? Квакуша не ровня мне!»
– «Бери! – отвечает ему царь. – Знать, судьба твоя такова»…

«Сказка об Иване-царевиче, Жар-птице и о Сером волке»
…Серый волк вымолвил эти речи, ударился о сыру землю – и стал прекрасною королевною Еленою, так что никак и узнать нельзя, чтоб то не она была. Иван-царевич взял серого волка, пошёл во дворец к царю Афрону, а прекрасной королевне Елене велел дожидаться за городом. Когда Иван-царевич пришёл к царю Афрону с мнимою Еленою Прекрасною, то царь вельми возрадовался в сердце своём, что получил такое сокровище, которого он давно желал…

Сказка«Царевна-лягушка»

«Сказка об Иване-царевиче, Жар-птице и о Сером волке»

Сказка «Пёрышко Финиста ясного сокола»

Личная жизнь

Иван Билибин был трижды женат. Каждая из его супруг была творческой личностью, с каждой художник познакомился в Императорском обществе поощрения художников.

Первой женой стала англичанка с ирландскими корнями Мария Чемберс. В 1902 году пара сочеталась браком, а спустя год появился первый сын Александр. В 1908 году родился Иван. Семья Чемберс-Билибиных просуществовала почти десять лет, и в 1911 году Мария, не в силах терпеть пьянство мужа, подала на развод. В 1914-м она уехала в Англию, забрав с собой детей.

Второй раз Иван Яковлевич женился также на англичанке Рене О»Коннель. Их брак длился пять лет, с 1912 по 1917. Детей не имели.

Третьей и последней женой Билибина стала Александра Щекатихина, у которой был сын Мстислав от первого брака. Их личная жизнь была богата на путешествия: Египет, Палестину, Каир, Францию они посетили все вместе, вместе вернулись в Ленинград. В 1942 году Александра овдовела. Она пережила мужа на 25 лет, так и не выйдя замуж в третий раз.

Иван Билибин был масоном, входил в русское ложе «Северная звезда» в Париже. Позже он создал свое общество «Свободная Россия» и в 1932 году был ее обрядоначальником.

Живопись

По воспоминаниям современника Григория Климова, архитектора и близкого друга Ивана Яковлевича, решающим этапом в жизни Билибина-художника стало посещение летом 1899 года Тверской губернии. Климов писал:

Наложила отпечаток и картина «Богатыри». Не покидая Тверскую губернию, Иван Билибин создал дебютную книжную иллюстрацию к «Сказке об Иване-царевиче, Жар-птице и о Сером Волке».

Еще в начале творчества художник работал в уникальной билибинской технике: сначала рисовал контур, а затем заполнял его акварелью, не оттеняя. Для этого он использовал колонковую кисточку с косым кончиком. При этом живописец считал, что добросовестному графику достаточно рисовать не более пяти квадратных сантиметров в день.

Созданные к трем сказкам рисунки — «Об Иване-Царевиче…», «Царевна-Лягушка» и «Василиса Прекрасная» — начинающий иллюстратор принес в Экспедицию Заготовления Государственных Бумаг. Они произвели настоящий фурор, и Билибину предложили купить права на издание. Так билибинский стиль стал широко известен.

В последующие годы иллюстратор занимался оформлением сказки «Василиса Прекрасная», создав портрет , который по сей день украшает страницы учебников по литературе, «оживил» сказки «Марья Моревна», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Сказку о царе Салтане», поэму «Садко».

Вдохновившись картиной Васнецова «Богатыри», Билибин написал своих , и , дополнив их союз изображением . Он также попробовал себя в качестве оформителя праздничных открыток (ко Дню ангела и Рождеству) и пиарщика, нарисовав рекламу пива «Новая Бавария».

В период революции 1905 года Временное правительство обратилось к Ивану Яковлевичу с просьбой создать герб. Из-под пера мастера появился знаменитый двуглавый орел, который являлся официальным символом России в 1917-1918 годах. И хотя изображение удовлетворило чиновников, в народе орла называли «ощипанной курицей», поскольку в лапах у птицы не было ни скипетра, ни державы.

В 1907 году Билибин вернулся в Императорское общество поощрения художников, на этот раз в качестве преподавателя. На протяжении 10 лет он обучал искусству графики. Среди его воспитанников были Георгий Нарбут, Константин Елисеев, Николай Кузьмин и его будущая супруга Рене О»Коннель.

В 1908-1911 годах Иван Яковлевич создал эскизы костюмов и декораций для оперы «Золотой Петушок», оформил декорации к «Чуду святого Теофила» и «Чести и мести» , нарисовал костюмы для драмы «Фуэнте Овехуна».

В 1917 году начались сложные для России времена. Убегая от беснующейся толпы, Билибин путешествовал по Африке и Ближнему Востоку: жил в Египте, потом — в Каире, Сирии и Палестине. В августе 1925 года переехал в Париж и сразу вернулся к оформительству. Билибин создал декорации для балета «Жар-птица», нарисовал картины для сказок и «Тысячи и одной ночи».

Время от времени Иван Яковлевич рисовал «для души»: пейзажи («Египет. Пирамиды», «Улочка в Каире», «Оливковые деревья», «Юг Франции. Дюны»), портреты (Людмилы Чириковой), мифические картины («Птица Алконост» и «Райская птица Сирин»).

В 1936 году душа художника пожелала вернуться на Родину. Поселившись в Ленинграде, он творил, пока не пришла война. Билибин отказался от эвакуации и остался в осажденном немцами городе. Последней работой стал эскиз иллюстрации к былине «Дюк Степанович» в 1941 году.

Живопись

По воспоминаниям современника Григория Климова, архитектора и близкого друга Ивана Яковлевича, решающим этапом в жизни Билибина-художника стало посещение летом 1899 года Тверской губернии. Климов писал:

Наложила отпечаток и картина «Богатыри». Не покидая Тверскую губернию, Иван Билибин создал дебютную книжную иллюстрацию к «Сказке об Иване-царевиче, Жар-птице и о Сером Волке».

Еще в начале творчества художник работал в уникальной билибинской технике: сначала рисовал контур, а затем заполнял его акварелью, не оттеняя. Для этого он использовал колонковую кисточку с косым кончиком. При этом живописец считал, что добросовестному графику достаточно рисовать не более пяти квадратных сантиметров в день.

Созданные к трем сказкам рисунки — «Об Иване-Царевиче…», «Царевна-Лягушка» и «Василиса Прекрасная» — начинающий иллюстратор принес в Экспедицию Заготовления Государственных Бумаг. Они произвели настоящий фурор, и Билибину предложили купить права на издание. Так билибинский стиль стал широко известен.

В последующие годы иллюстратор занимался оформлением сказки «Василиса Прекрасная», создав портрет , который по сей день украшает страницы учебников по литературе, «оживил» сказки «Марья Моревна», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Сказку о царе Салтане», поэму «Садко».

Вдохновившись картиной Васнецова «Богатыри», Билибин написал своих , и , дополнив их союз изображением . Он также попробовал себя в качестве оформителя праздничных открыток (ко Дню ангела и Рождеству) и пиарщика, нарисовав рекламу пива «Новая Бавария».

В период революции 1905 года Временное правительство обратилось к Ивану Яковлевичу с просьбой создать герб. Из-под пера мастера появился знаменитый двуглавый орел, который являлся официальным символом России в 1917-1918 годах. И хотя изображение удовлетворило чиновников, в народе орла называли «ощипанной курицей», поскольку в лапах у птицы не было ни скипетра, ни державы.

В 1907 году Билибин вернулся в Императорское общество поощрения художников, на этот раз в качестве преподавателя. На протяжении 10 лет он обучал искусству графики. Среди его воспитанников были Георгий Нарбут, Константин Елисеев, Николай Кузьмин и его будущая супруга Рене О»Коннель.

В 1908-1911 годах Иван Яковлевич создал эскизы костюмов и декораций для оперы «Золотой Петушок», оформил декорации к «Чуду святого Теофила» и «Чести и мести» , нарисовал костюмы для драмы «Фуэнте Овехуна».

В 1917 году начались сложные для России времена. Убегая от беснующейся толпы, Билибин путешествовал по Африке и Ближнему Востоку: жил в Египте, потом — в Каире, Сирии и Палестине. В августе 1925 года переехал в Париж и сразу вернулся к оформительству. Билибин создал декорации для балета «Жар-птица», нарисовал картины для сказок и «Тысячи и одной ночи».

Время от времени Иван Яковлевич рисовал «для души»: пейзажи («Египет. Пирамиды», «Улочка в Каире», «Оливковые деревья», «Юг Франции. Дюны»), портреты (Людмилы Чириковой), мифические картины («Птица Алконост» и «Райская птица Сирин»).

В 1936 году душа художника пожелала вернуться на Родину. Поселившись в Ленинграде, он творил, пока не пришла война. Билибин отказался от эвакуации и остался в осажденном немцами городе. Последней работой стал эскиз иллюстрации к былине «Дюк Степанович» в 1941 году.

Подписи к слайдам:

Иван Яковлевич Билибин БИОГРАФИЯ

Железнодорожная станция « Тарховка »

Обучение рисованию неразрывно связано с именем известного художника Ильи Ефимовича Репина (1844-1930), сначала это были мастер-классы, а затем обучение в училище Академии Художеств. Воспитанники мастерской Ильи Репина в Высшем художественном училище при Академии художеств. 1892-1894 гг.

Живописная мастерская профессора Ильи Репина. Постановка натуры. 1897-1898 гг.

После объединения художников в «Мир искусства», Билибин стал его активным посетителем. Художник, создатель объединения «Мир искусства», автор сотен статей, театральный критик и постановщик, Александр Бенуа личным примером доказывал: талантливый человек талантлив во всём.

Из коллекции И.Билибина

В 1904 г. Билибин впервые обратился к сценографии. «Садко» Эскизы театральных декораций «Руслан и Людмила» Сказка о Золотом Петушке

Революция 1917 г. нарушила планы художника. Осенью он уехал из Петрограда в Крым, затем в Новороссийск, а в начале 1920 г. ему удалось добраться до Египта. Он жил сначала в Александрии, затем переехал в Каир, где и прожил до августа 1925 года.

Эскизы фресок и иконостаса для Храма Успения Пресвятой Богородицы на Ольшанском кладбище в Праге. (1927)

Серия иллюстраций к арабским сказкам. «Тысяча и одна ночь».

В 1936 г. Билибин на теплоходе «Ладога» возвращается на родину, в Ленинград. Он начинает преподавать в Институте живописи, скульптуры и архитектуры. Начинается война, а вслед за тем — ужасающая блокада Ленинграда, уехать из которого Билибин не успел, а может быть, и не хотел. Пережив все мыслимые и немыслимые муки голода и холода, 7 февраля (по другим данным — 8 февраля) 1942 года художник умирает. Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина.

Источники 1. Т.В. Юрьева. Православные храмы северной Африки. https://vestnik.yspu.org/releases/novye_Issledovaniy/29_5/ 2. Северюхин Д.Я., Лейкинд О.Л. Художники русской эмиграции. Биографический словарь. СПб., 1994.С.83. 3. Беляков В.В. «К берегам священным Нила…». Русские в Египте. М., 2003. С.208.

Василиса Прекрасная (русская народная сказка)

…Василиса прошла всю ночь и весь день, только к следующему вечеру вышла на поляну, где стояла избушка яги-бабы; забор вокруг избы из человеческих костей, на заборе торчат черепа людские, с глазами; вместо столбов у ворот – ноги человечьи, вместо запоров – руки, вместо замка – рот с острыми зубами. Василиса обомлела от ужаса и стала как вкопанная. Вдруг едет опять всадник: сам чёрный, одет во всем чёрном и на чёрном коне; подскакал к воротам бабы-яги и исчез, как сквозь землю провалился, – настала ночь…

Василиса Прекрасная Баба-Яга в ступе Чёрный всадник

§ Баба-Яга в окружении русалок на – решение логических задач средствами алгебры логики.

Руслан и Людмила :: Пещера Фингала
…Но вдруг пред витязем пещера;
В пещере свет. Он прямо к ней
Идёт под дремлющие своды,
Ровесники самой природы…     Александр Сергеевич Пушкин

Садко :: Ночь на берегу Ильмень озера…Светлой летней ночью вышел Садко на крутой берег Ильмень озера, сел на бел-горюч камень и задумался невесело. «Слушай, ты, волна зыбучая, ты, раздольице широкое, про мою ли участь горькую да про думушку заветную»…

Руслан и Людмила :: Пещера Фингала Садко :: Ночь на берегу Ильмень озера

§ Поэтическим натурам предлагаю насладиться лунным светом на зелёной страничке «Луна в живописи».
§ Об изменчивости и непостоянстве цвета Луны читайте на зелёной страничке «Описание Луны в поэтических произведениях» – прогулка по лунной поэзии и живописи.

Сказка «Царевна-лягушка»…Пустил стрелу старший брат – упала она на боярский двор, прямо против девичья терема; пустил средний брат – полетела стрела к купцу на двор и остановилась у красного крыльца, а на там крыльце стояла душа-девица, дочь купеческая, пустил младший брат – попала стрела в грязное болото, и подхватила её лягуша-квакуша.
Говорит Иван-царевич: «Как мне за себя квакушу взять? Квакуша не ровня мне!»
– «Бери! – отвечает ему царь. – Знать, судьба твоя такова»…

«Сказка об Иване-царевиче, Жар-птице и о Сером волке»…Серый волк вымолвил эти речи, ударился о сыру землю – и стал прекрасною королевною Еленою, так что никак и узнать нельзя, чтоб то не она была. Иван-царевич взял серого волка, пошёл во дворец к царю Афрону, а прекрасной королевне Елене велел дожидаться за городом. Когда Иван-царевич пришёл к царю Афрону с мнимою Еленою Прекрасною, то царь вельми возрадовался в сердце своём, что получил такое сокровище, которого он давно желал…

Сказка«Царевна-лягушка» «Сказка об Иване-царевиче, Жар-птице и о Сером волке» Сказка «Пёрышко Финиста ясного сокола»

Начало творческого пути

На формирование художественного вкуса Ивана Яковлевича повлияла картина Васнецова «Богатыри». Билибина очаровала атмосфера русской старины, и он решил отправиться в поездку по глубинкам.

В лесах он рисовал орнаменты и избушки, а затем и вовсе создал свой уникальный стиль. Первые иллюстрации вошли в сборник сказок Афанасьева. Самые известные из них:

  • «Царевна-Лягушка»;
  • «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»;
  • «Иван-царевич».

Сборник стал популярным сразу же. Билибин по-своему изображал главных героев и антагонистов произведений. Каждого персонажа он рисовал в рамке из орнамента, передавая особенности его характера. Художник занялся оформлением книг, научился использовать шрифт, напоминающий старославянскую письменность.

Билибин посетил Вологодскую и Архангельскую губернии, Калерию, которые оказали на него большое влияние. Именно здесь он познакомился с бытом северян. Иван Яковлевич узнал больше информации о национальных костюмах русского народа, предметах домашнего обихода. Он слушал мистические рассказы о природных силах.

Личная жизнь

Иван Яковлевич был женат трижды, и все его супруги являлись его ученицами. Первой спутницей его жизни стала Мария Чемберс, известная как художник и книжный график. Она начала работать в 1900, а через девять лет организовала свою персональную выставку.

Мария вышла замуж за Билибина в 1902, родила ему двух сыновей — Александра и Ивана. В 1911 супруги развелись, а через три года Чемберс с детьми переехала в Англию, отделавшись от бывшего мужа только кратким пояснительным сообщением. В 1917 к ней отправился ее брат Владимир, известный театральный художник. С тех пор на родину женщина не возвращалась.

В 1912 художник женился во второй раз, также на своей ученице — Рене О’Коннель. Эта девушка прославилась как график, а также она расписывала фарфор. Сначала она училась в Обществе поощрения художников, затем сама в ней преподавала. Детей у пары не было, в 1917 супруги развелись.

Рене была замужем еще два раза, ее дочь и сын от второго брака погибли во время блокады Ленинграда (мальчик на пути в Сибирь, где жила его мать). Женщина была в ссылке до 1953, и только затем вернулась на родину, где продолжила работать с фарфором.

Третья жена Билибина — Александра Щекатихина-Потоцкая, еще одна его ученица. Она также прославилась благодаря умению рисовать. Брак был заключен в 1923 году, общих детей не было. Но от первого мужа у женщины был сын Мстислав. Во время путешествий художника по Египту и Франции она была вместе с ним. Супруги до конца жизни Ивана жили вместе.

Египет и Франция

Несколько лет Билибин прожил в Крыму. Там он купил участок земли совместно с Вернадским, Короленко и Куприным. Свои угодья они разделили с помощью жеребьевки. Художнику досталась рыбацкая хижина у самого моря в бухте Батилиман. Жилище Иван скоро превратил в мастерскую, где работал до 1920-х.

Затем он отправился в поездку по Египту. Причиной такой смены обстановки стали разногласия с новым правительством, захватившим власть после Октябрьской революции. В Каире художник работал над фресками для разных храмов, занялся изучением местной архитектуры и другого искусства.

О книжной графике он на время позабыл, отдавая предпочтение пейзажам и портретам реальных личностей. А в Александрии, куда он переехал после Каира, состоялась его персональная художественная выставка.

В 1925 Иван Билибин, в биографии которого многое изменилось, отправился в Париж. Здесь начался новый виток его творческой жизни — художник стал дизайнером костюмов и декоратором. Он снова начал работать в театре, а также вернулся к книжным иллюстрациям. Сборники французских сказок с его рисунками стали очень популярными. Билибин решил основать в Париже благотворительный фонд, помогающий художникам-эмигрантам.

ТВОРЧЕСТВО ИВАНА БИЛИБИНА

Как на художника, на Билибина произвела «неизгладимое впечатление» выставка работ В. М. Васнецова в залах Академии художеств (1898). Национально-романтическое направление в тогдашней живописи захватило его как сторонника и продолжателя «контурной линии», которой столь увлекался за 100 лет до этого Федор Толстой и которая стала фактурной основой рисунка в современном Билибину художественном стиле «модерн».

Иллюстрации к шести русским сказкам (начиная с первой и самой приметной «Сказки об Иване-Царевиче, Жар-птице и сером волке»), вышедшие из печати в 1901-1903 гг., сразу сделали имя Билибина известным. Но полноценной общественной значимости и творческой высоты достиг он в дальнейших работах: два иллюстративных цикла «по Пушкину» «Сказка о царе Салтане» и «Сказка о золотом петушке» были приобретены Русским музеем Александра III и Третьяковской галереей соответственно.

Книжная, журнальная и газетная иллюстрация составляли лишь часть профессональной жизни Билибина.

С 1904 г. он заявил о себе и как о высокоодаренном театральном художнике, знатоке старинных костюмов разных народов, но прежде всего русского. Начав сотрудничество со вновь организованным в Санкт-Петербурге Старинным театром (идея режиссера и теоретика театра Н.Н.Евреинова), Билибин участвовал в антерпризе С.Дягилева, создав эскизы русских костюмов к опере М.Мусоргского «Борис Годунов» (1908), испанских костюмов к комедии Лопе де Вега «Овечий источник» и к драме Кальдерона «Чистилище Святого Патрика» (1911), и пр. Исскуство декоратора Билибин ярко продемонстрировал в знаменитой постановке оперы Н.Римского-Корсакова «Золотой петушок» (постановка в московском театре С. Зимина в 1909г.).

Есть у Билибина и работы, связанные с церковной живописью. В ней он остается самим собой, сохраняет индивидуальный стиль. После отъезда из Петербурга Билибин некоторое время жил в Каире и активно участвовал в оформлении русской домовой церкви в помещении клиники, устроенной русскими врачами. По его проекту был сооружен иконостас этого храма.

БИЛИБИНСКИЙ СТИЛЬ

Для билибинского рисунка характерно графическое представление. Начиная работу над рисунком, Билибин набрасывал эскиз будущей композиции. Чёрные орнаментальные линии чётко ограничивают цвета, задают объём и перспективу в плоскости листа. Заполнение акварельными красками чёрно-белого графического рисунка только подчёркивают заданные линии. Для обрамления рисунков Билибин щедро использует орнамент.

Последние годы и смерть

Начало войны отрицательно сказалось на жизни и здоровье художника. Он не смог выехать из блокадного Ленинграда, хотя и в такое тяжелое время продолжал творить. Билибин написал оду в стихах, где коротко описывал все страдания своего народа.

Но ее опубликовали уже после его смерти. Зимой 1942 года Иван Яковлевич скончался от голода, как и многие жители Ленинграда. Его похоронили в общей могиле вместе с другими профессорами Академии художеств.

Вклад Билибина в развитие русского творчества сложно переоценить. Он возродил стародавнюю культуру и обычаи. Его работы известны не только в странах бывшего СССР, но и далеко за границей. Иван Яковлевич адаптировал древнерусский быт и традиции, сделал их понятными для своих современников и последователей.

Реклама и преподавание

В биографии Ивана Билибина было несколько значительных событий. Одно из них — заказ Временным правительством оформления герба во время революции 1917 г. Именно этот художник изобразил двуглавого орла, который с 1992 изображен на всех банкнотах России.

Революция дала ему новую работу, связанную с рекламой. Он рисовал плакаты и брошюры для . А также оформлял обложки альманахов и журналов:

  • «Московское Издательство»;
  • «Шиповник»;
  • «Золотое Руно».

Творческую работу он старался совмещать с занятиями. Билибин преподавал рисование многим ученикам:

  • Н. Кузьмин;
  • К. Елисеев;
  • Г. Нарбут;
  • М. Чемберс;
  • Р. О’Коннель;
  • А. Щекатихина-Потоцкая.

Некоторые художники перенимали его стиль, старались подражать его работам. Но и сами они стали довольно известными.

Личная жизнь

Иван Яковлевич был женат трижды, и все его супруги являлись его ученицами. Первой спутницей его жизни стала Мария Чемберс, известная как художник и книжный график. Она начала работать в 1900, а через девять лет организовала свою персональную выставку.

Мария вышла замуж за Билибина в 1902, родила ему двух сыновей — Александра и Ивана. В 1911 супруги развелись, а через три года Чемберс с детьми переехала в Англию, отделавшись от бывшего мужа только кратким пояснительным сообщением. В 1917 к ней отправился ее брат Владимир, известный театральный художник. С тех пор на родину женщина не возвращалась.

В 1912 художник женился во второй раз, также на своей ученице — Рене О’Коннель. Эта девушка прославилась как график, а также она расписывала фарфор. Сначала она училась в Обществе поощрения художников, затем сама в ней преподавала. Детей у пары не было, в 1917 супруги развелись.

Рене была замужем еще два раза, ее дочь и сын от второго брака погибли во время блокады Ленинграда (мальчик на пути в Сибирь, где жила его мать). Женщина была в ссылке до 1953, и только затем вернулась на родину, где продолжила работать с фарфором.

Третья жена Билибина — Александра Щекатихина-Потоцкая, еще одна его ученица. Она также прославилась благодаря умению рисовать. Брак был заключен в 1923 году, общих детей не было. Но от первого мужа у женщины был сын Мстислав. Во время путешествий художника по Египту и Франции она была вместе с ним. Супруги до конца жизни Ивана жили вместе.

Любимая тема

В пору учебы Билибина в Высшем художественном училище Академии художеств, куда юношу устроил Репин, там проходила выставка Виктора Васнецова, писавшего в неповторимой романтической манере на темы русских мифов и сказок. Зрителями выставки были многие прославившиеся в будущем наши художники. Билибин Иван Яковлевич оказался в их числе. Работы Васнецова поразили студента в самое сердце, он признавался потом, что увидел здесь то, к чему неосознанно рвалась и по чему тосковала его душа.

В 1899-1902 годах русская Экспедиция заготовления государственных бумаг выпустила цикл книжек, снабженных превосходными иллюстрациями к народным сказкам. Здесь были графические картины к сказкам «Василиса Прекрасная», «Белая уточка», «Иван Царевич и Жар-птица» и ко многим другим. Автором рисунков значился Билибин Иван Яковлевич.

Революционные годы, эмиграция, третий брак

1917-й год разрушил не только второй брак художника. После февральских событий Билибин стал участником объединения при Временном правительстве, членом т.н. Особого совещания по делам искусств, под руководством Горького. Заслугой Билибина в это время стало придуманное им для печати Временного правительства изображение двуглавого орла. Он «воскрес» в России в 1992-м.

Осенние события в Петрограде в 1917 году ошеломили художника, он поспешно уехал в Крым, переждать непонятные и пугающие события. Здесь, в Батилимане, у Билибина была дача.

Время шло, Гражданская война и кровопролитие вокруг привели к решению эмигрировать из страны. В конце 1919 года Иван Билибин присоединился к отступающим белым войскам и добрался до Новороссийска. 21 февраля 1920 года с тысячами русских беженцев на пароходе «Саратов» Билибин вместо Кипра оказался близ Каира (маршрут был изменён из-за тифа на судне).

Первое время художник наравне со всеми работал над устройством быта в палаточном лагере, устроенном английскими властями. Весной 1920 года нашёл способ изменить свою жизнь – открыл мастерскую в Каире, переехал сюда и неплохо зарабатывал, принимая заказы от обеспеченных коренных жителей. От города, будто сошедшего со страниц «Тысячи и одной ночи», художник, любитель орнамента и цвета, был в восторге.

В начале 1923 года Билибин снова женился. Третьей супругой стала Александра Щекатихина-Потоцкая (1892-1967), с которой художник был знаком по Рисовальной школе в Петербурге (Александра училась в период 1908-1913 гг.). У новой супруги Билибина был 7-летний сын.

Последние годы и смерть

Начало войны отрицательно сказалось на жизни и здоровье художника. Он не смог выехать из блокадного Ленинграда, хотя и в такое тяжелое время продолжал творить. Билибин написал оду в стихах, где коротко описывал все страдания своего народа.

Но ее опубликовали уже после его смерти. Зимой 1942 года Иван Яковлевич скончался от голода, как и многие жители Ленинграда. Его похоронили в общей могиле вместе с другими профессорами Академии художеств.

Вклад Билибина в развитие русского творчества сложно переоценить. Он возродил стародавнюю культуру и обычаи. Его работы известны не только в странах бывшего СССР, но и далеко за границей. Иван Яковлевич адаптировал древнерусский быт и традиции, сделал их понятными для своих современников и последователей.

Отрочество: гимназия и первые уроки рисования

Учась с 1888 года в гимназии, Иван Билибин любил занятия по истории и литературе. Особые успехи ученика по математике вызывали чувство гордости у его дяди, именитого педагога и составителя учебников по математическим наукам, Николая Билибина.

Успехи успехами, но главный интерес, к рисованию, оставался на первом плане. Гимназистом, Иван увлекался пейзажами и вскоре начал испытывать потребность в обстоятельном изучении живописных приёмов и техник. В 1895 году начал посещать уроки в Рисовальной школе, которая работала при Обществе поощрения художеств. Из всех преподавателей ярчайшее впечатление на Билибина произвёл Ян Ционглинский, который увлекал учеников пламенной преданностью искусству и эмоциональными речами.

Детство и юность

Илья Яковлевич Билибин родился 4 (16) августа 1876 года в поселке Тарковка (ныне — часть Сестрорецка), вблизи Санкт-Петербурга, в знатной и образованной семье. Первые упоминания о роде Билибиных датируются периодом правления .

Отец Яков Иванович служил военным врачом: начинал с младшего судового врача, затем поднялся до главного лекаря морского госпиталя в латвийском городе Либаве. Принимал участие в Русско-турецкой войне 1877-1878 годов. Мать Варвара Александровна тоже связана с морем — она была дочерью военного инженера. Любила музыку, в совершенстве владела игрой на рояле, обучаясь у прославленного композитора Антона Григорьевича Рубинштейна.

Родители дали Ивану достойное образование. В 1888 году мальчик поступил в Первую Санкт-Петербургскую гимназию, которую окончил с серебряной медалью.

Юный Билибин рисовал с ранних лет, его работы отличались живостью красок и реалистичностью сюжетов. Но он не считал занятие творчеством основным. Лишь в 1895 году, во время обучения в Санкт-Петербургском университете по направлению юриспруденции, он поступил в художественную школу при Императорском обществе поощрения художников и всерьез задумался о карьере иллюстратора.

В студенческие годы Иван Яковлевич черпал знания у Антона Ашбе в Мюнхене, у прославленного Ильи Репина — сначала в мастерской княгини Марии Тенишевской, а после получения диплома юриста, с 1900 по 1904 годы, в Императорской Академии художеств.

Возможно, именно Репин наложил особый отпечаток на биографию Билибина: восхищаясь талантом Ильи Ефимовича, стараясь его поразить, молодой художник по 10 часов не выходил из-за стола, совершенствовал наброски и картины, за что получил прозвище Железная Рука.

В 1898 году Иван Билибин вступил в объединение «Мир искусства», которое на первых порах помогало ему организовывать выставки.

Возвращение

Жизнь в эмиграции была насыщенной и свободной, но художника не оставляла нарастающая тоска по России. За время добровольного изгнанничества он нигде не принял иностранного подданства, а в 1935 году взял советское гражданство. Тогда же он создал монументальное панно «Микула Селянинович» для здания советского посольства в столице Франции. Годом позже художник с семьей вернулся на родину. Билибин был приветливо встречен новой властью и стал профессором графической мастерской Института живописи, скульптуры, архитектуры Академии художеств в Ленинграде. Не оставлял он работы и в сфере книжной графики.

Скончался в блокадном Ленинграде в 1942 году от голода и был погребен в братской профессорской могиле на Смоленском кладбище.

Отчетлив и ярок след, который оставил в истории мирового искусства удивительный русский художник Иван Яковлевич Билибин. Картины, фрески, графика и другие образцы его воодушевляющего творчества хранятся теперь в государственных и частных коллекциях. Они украшают залы «Русского музея» в Петербурге, экспонируются в Театральном музее им. Бахрушина в Москве, в Киевском музее русского искусства, в Лондонском музее Виктории и Альберта, в Парижской национальной галерее, в Оксфордском музее Ашмолеан и многих других.

Жизнь в Египте

В начале 20-х годов Билибин отправляется жить в Египет. Одной из причин такой резкой смены места жительства могли стать разногласия с советским правительством после Октябрьской революции.

Он поселился с женой Александрой в Каире. Там он живет и работает над фресками для храмов в византийском стиле, а также изучает местное искусство, архитектуру. В то время он много путешествует по Кипру и Сирии. Забросив на время книжную графику, он создает преимущественно портреты и пейзажи в реалистичной манере. Потом решает перебраться с семьей в Александрию. Там состоялась первая персональная выставка картин Ивана Яковлевича Билибина.

Работа в Париже

Спустя пять лет из Египта живописец отправляется в Париж, где проявляет себя как талантливый театральный декоратор и дизайнер по костюмам, используя полученные на родине знания и опыт. Он создает декорации для опер и спектаклей, таких как балет композитора Стравинского «Жар-птица», опера «Борис Годунов», «Сказка о царе Салтане». Возвращается также Иван Билибин к иллюстрациям и работает над французскими сказками. В Париже живописец создал благотворительный фонд в поддержку художников-эмигрантов.

Незадолго до возвращения на родину он работает над большой настенной росписью «Микула Селянинович» в советском посольстве в Париже.

Мировая слава театрального художника и перемены в личной жизни

В 1907 году художник начинает преподавать графику в школе при Обществе поощрения художеств и одновременно работать с театром. Первой работой декоратором стало оформление спектакля «Действо о Теофиле» (эпоха Средневековья).

Затем его приглашает к сотрудничеству талантливый организатор с тонким вкусом и чутьём на таланты Сергей Дягилев, который уже начал покорение Европы русской оперой. Оформив постановку «Бориса Годунова» с Шаляпиным в главной роли, художник прославился на весь Париж не меньше, чем артисты и сам Дягилев.

В 1908 году Билибин создал декорации к другим оперным постановкам в Париже, в 1909-м французская публика была ошеломлена русским балетом – билибинское оформление сыграло важнейшую роль.

В этот период Билибин увлёкся одной из своих учениц, Рене О’Коннель (1891-1981). Развёлся с женой и в 1912 году заключил новый брак, в котором детей не было. Продлился союз до 1917-го.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Метолит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: