Биография и факты: странности гения

Живопись

В 1863 г. Илья Репин отправляется в Петербург, чтобы показать руководству Академии художеств свои работы. Однако там его рисунки подвергли резкой критике. В частности, юноше сказали, что он не владеет тушевкой и плохо создает тени.

Все это очень огорчило Репина, но не отбило у него желания продолжать заниматься творчеством. В скором времени он начал посещать вечернюю художественную школу.

Илья Репин в молодости

Там он зарекомендовал себя как самого одаренного и преуспевающего художника.

Через год в биографии Ильи Репина произошло важное событие: он поступил в Академию. Интересно, что его обучение согласился оплачивать один благотворитель Федор Прянишников

Годы, проведенные в Академии, сделали из Репина высококлассного художника

Интересно, что его обучение согласился оплачивать один благотворитель Федор Прянишников. Годы, проведенные в Академии, сделали из Репина высококлассного художника.

Позже Илье удалось познакомиться с Иваном Крамским, которого он считал своим учителем. В скором времени Репин был удостоен медали за картину «Воскрешение дочери Иаира».

В 1868 г., находясь на берегу Невы, Илья Ефимович увидел бурлаков, тянущих за собой судно. Это событие оставило неизгладимый след в его душе. В результате, через 2 года им было написано знаменитое полотно «Бурлаки на Волге».

Картина была прекрасно принята искусствоведами, которые восхищались тем, насколько точно Репин смог передать эмоции каждого персонажа. После этого художник стал популярен не только в Петербурге, но и в Москве.

Картина «Воскрешение дочери Иаира» И. Е. Репин, 1871 г.

В 1873 г. Илья Ефимович посетил несколько европейских государств. Интересен факт, что в Париже он познакомился со знаменитым импрессионистом Эдуардом Мане.

Однако его мало привлекал модный в то время импрессионизм. Репин наоборот предпочитал писать картины в стиле реализма. Вскоре он представил свою новую работу «Садко», за которую был удостоен академического звания.

После этого путешествия Илья Репин начал жить в Москве. Именно там он написал знаменитую картину «Царевна Софья». Для того, чтобы как можно лучше изобразить Софию, он перечитал множество документов о ней.

Изначально полотно не было оценено по достоинству, и только Крамской увидел в нем настоящий шедевр. После этого Репин представил несколько своих работ на библейские сюжеты.

В 1885 г. из-под его кисти вышла известная картина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года», показанная позже на выставке передвижников. Она получила множество положительных отзывов и сегодня считается одной из лучших работ Ильи Репина.

Картина «Бурлаки на Волге», И. Е. Репин, 1870-1873 гг.

Три года спустя мастер представил свой новый шедевр «Не ждали», на котором ему удалось необычайно точно отобразить эмоции каждого героя. Интересен факт, что художник неоднократно переписывал выражение лица неожиданного гостя, стремясь достичь наилучшего результата.

Стоит заметить, что параллельно с этим Илья Репин написал множество полотен, на которых изображались деревенские пейзажи и домашняя утварь.

Следующая картина Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» принесла художнику еще большую славу. Для ее написания Илья Ефимович перечитал множество литературы о казаках и Запорожской Сечи, в том числе и «Тараса Бульбу» Николая Гоголя.

В этот период биографии Репин считался одним из самых талантливых живописцев, благодаря чему он неоднократно писал картины для Александра 3.

Интересен факт, что лучший портрет писателя Ивана Тургенева и работающего Льва Толстого на пашне написал именно Репин. В конце данной статьи имеется ссылка на все картины Репина, где вы сможете найти и эти две картины.

В конце жизни Илья Репин жил и творил в финской Куоккале в усадьбе Пенаты. И хотя он сильно тосковал по Родине, он все же предпочел остаться жить в Финляндии.

Незадолго до своей кончины у художника отнялась правая рука, в результате чего ему пришлось работать левой. Однако в скором времени перестала работать и она.

Портрет А.Г. Рубинштейна. 1887

Репин И.Е.Холст, масло110 x 85

Русский музей

Пост.: 1918 из собр. Н.Д.Ермакова, Петроград

Аннотация

Через всю свою жизнь Репин пронес глубокую любовь к музыке. Яркие впечатления от частых встреч с лучшими композиторами и музыкальными деятелями нашли непосредственное отражение во многих его портретах.
Среди них — один из самых динамичных по композиции — портрет Антона Григорьевича Рубинштейна, выдающегося пианиста, композитора, основателя и директора Петербургской консерватории, концертировавшего в странах Западной Европы и в США.
„Интересная голова, на льва похожа“,— писал Репин о нем В. В. Стасову, известному художественному музыкальному критику, с которым художник множество раз слушал концерты под управлением Рубинштейна.
Рубинштейн Антон Григорьевич (1829-1894), русский композитор, пианист и дирижер. Много концертировал за границей. Зимой 1849 года, благодаря покровительству Великой княгини Елены Павловны (хозяйки Михайловского дворца), обосновался в Санкт-Петербурге. Занимался дирижированием и композицией, выступал как пианист при дворе, имея большой успех у членов императорской семьи и лично у императора Николая I.
В 1854 году Рубинштейн предпринимает новое концертное путешествие по Европе, имея огромный успех, зиму 1856—1857 проводит в Ницце, где у него возникают мысли о развитии музыкального образования в России. Вернувшись в Петербург, вновь при поддержке Елены Павловны в 1859 добивается учреждения Русского Музыкального общества, в концертах которого сам выступает как дирижёр. Вскоре при Обществе были открыты музыкальные классы, в 1862 превращённые в первую российскую консерваторию. Рубинштейн стал первым её директором и профессором по классу фортепиано. Автор опер «Дмитрий Донской», «Месть» («Хаджи-Абрек»), «Сибирские охотники», «Фомка-дурачок», «Демон», концертов, романсов.

Биография автора

Репин И.Е.

Репин Илья Ефимович (1844, Чугуев, Харьковской губ. – 1930, Куоккала близ Ленинграда)
Живописец, рисовальщик.
Академик Императорской Академии художеств (с 1876). Кавалер ордена Почетного Легиона (1901).
Член-корреспондент Венского Сецессиона, почетный член Финляндского художественного общества (с 1920).
Родился в Чугуеве Харьковской губернии. Учился в Рисовальной школе Общества поощрения художеств у И.Н. Крамского, в Академии художеств у П.В. Басина, Ф.А. Бруни и Т.А. Неффа (1864-1871). Пенсионер Академии в Италии и Париже (1873-1876). Неоднократно путешествовал по странам Европы (1883, 1889, 1894, 1900 и др.).
С 1900 жил в имении «Пенаты» (в Куоккале, ныне Репино, Ленинградской обл.), где с послевоенного времени работает музей-усадьба художника. Преподавал в Тенишевском училище прикладного искусства в Петербурге (1895-1899), профессор-руководитель мастерской Высшего художественного училища при Академии художеств (1894-1907), с 1898 — ректор. Член Товарищества передвижных художественных выставок (с 1878). Принимал участие в выставках общества «Мир искусства». С 1918 — в вынужденной эмиграции в Финляндии.
Великий русский живописец и рисовальщик эпохи демократического реализма. Портретист, автор картин исторического и бытового жанров. Написал ряд критических статей, воспоминания о современниках, о своем творческом пути. Оставил большое эпистолярное наследие.

[править] Источники

  1. ↑ 1,01,11,21,31,41,51,61,7 Портрет Антона Григорьевича Рубинштейна
  2. Музыкальный справочник // АНТОН ГРИГОРЬЕВИЧ РУБИНШТЕЙН /1829—1894/
  3. Рубинштейн Антон Григорьевич
  4. ↑ 4,04,14,24,3 Сочинение по портрету пианиста, дирижёра и композитора А. Г. Рубинштейна работы И. Е. Репина
  5. ↑ 5,05,1 Коллекция: мировая художественная культура // Портрет А. Г. Рубинштейна. 1881. ГТГ
  6. ↑ 6,06,16,26,36,46,56,6 Описание картины И. Е. Репина «Портрет А. Г. Рубинштейна»
  7. Репин и музыка
  8. И. Е. Репин. Портрет А. Г. Рубинштейна. 1887
  9. Илья Ефимович Репин: Портрет Антона Григорьевича Рубинштейна. 1909—1915

Сон на морозе

Илья Репин предпочитал спать на свежем воздухе в любое время года. В отличие от других странных привычек, к этому его приучила не Нордман-Северова, а знакомый студент-медик в 1870-х годах. Такой способ сна, по его мнению, способствовал долголетию. Впрочем, сам автор методики, как рассказывал Репин, умер молодым.

«А как же долголетие?», – резонно спросил художника Корней Чуковский.

Обычно Репин ложился спать на балконе или в голубятне. К сну на свежем воздухе он приучал и членов своей семьи – даже детям выдавались спальные мешки на заячьем меху. Как вспоминала дочь Репина, после экстремальных ночёвок в холодной комнате наутро у её отца замерзали усы, а лица детей были присыпаны снегом.

Писатель Иван Бунин, как-то приехав в Пенаты, застал художника в шубе и меховой шапке. Печь в доме, несмотря на сильный мороз, никто не топил, а окна были распахнуты настежь. Несмотря на гостеприимство Репина, Бунин предпочёл тут же уехать.
Возможно эта «причуда» действительно помогла художнику закалить организм. Репин прожил весьма долгую жизнь – 86 лет. До последних дней он не прекращал работать, хотя поздние картины мастера, как признают искусствоведы, уступают по качеству его самым известным вещам.

« Настоящие казачьи фамилии: почему они такие странные

[править] Антон Григорьевич Рубинштейн

Братья Антон Григорьевич и Николай Григорьевич Рубинштейны являются выдающимися русскими музыкантами. Выходцы из культурной купеческой семьи, они вложили столько сил в русскую музыкальную культуру, что без их влияния невозможно говорить о русской музыке.

Антон Григорьевич Рубинштейн (1829—1894) — выдающийся русский музыкальный деятель, основатель Русского музыкального общества и первой русской консерватории в Петербурге; директор основанной им Петербургской консерватории

Он прославился как выдающийся пианист; его исполнительская манера положила начало мировой славе русского пианистического искусства.

Кроме того он прославился и как дирижер, и как композитор, автор нескольких музыкальных творений, вошедших в классику мирового искусства, в том числе 13 опер, среди которых «Демон» (1875), «Купец Калашников» (1880), «Нерон» (1877), «Фераморс» (1862), «Горюша» (1889) и др.

«Недисциплинированность мышления»

По общему убеждению современников, художественный талант Репина сильно превосходил уровень его интеллекта. Поэт Валерий Брюсов, рассказывая о визите к Репину художника Модеста Дурнова, писал: «Репин произвёл на него впечатление ума до крайности бессвязного». Художник Иван Крамской называл своего коллегу «сумасшедшим», а искусствовед Игорь Грабарь считал, что знаменитый живописец «не обладал большим, острым умом, его рассудок был всегда в подчинении у чувства».

Как ни странно, Репин был лишён тонкого художественного вкуса, и часто превозносил весьма посредственные произведения искусства. Например, он пришёл в восторг от стихов забытого ныне эгофутуриста Константина Олимпова, которого даже провозгласил поэтом-«божьим помазанником». Для Олимпова репинское признание стало важнейшим фактом биографии.

Отказ от исповеди перед казнью

В 1879 году Репин прочитал поэму Н.М. Минского «Последняя исповедь». Она произвела на него огромное впечатление.

Вдохновленный этим произведением, он решил написать картину «Исповедь», которую после революции решили переименовать в «Отказ от исповеди перед казнью».

В поэме, опубликованной в подпольном журнале, священник вступает в горячий спор с революционером, приговоренным к смертной казни. Он призывает его покаяться, но преступник не соглашается.

Художник решил показать свое видение происходящего. Его священник не пытается кого-либо уговорить, он просто ждет решения приговоренного. Революционер также молчит, понимая, что не может противостоять системе.

Длинные волосы, рваный халат, борода создает неряшливый образ. Создается впечатление, что он сидит так давно. Его поза выдает отношение преступника к происходящему, т.е. сразу становится понятным, что он не хочет исповедоваться или каяться.

Спутница жизни

Весьма неразборчивым Репин казался и в личной жизни. После 15 лет брака художник расстался с женой Верой Алексеевной. После этого у него один за другим вспыхивали романы с баронессой Варварой Икскуль, художницами Верой Верёвкиной и Елизаветой Званцевой, а также княгиней Марией Тенишевой.

Но самым шокирующим для окружающих стало его длительное (в 1900-1914 годах) сожительство с писательницей Натальей Нордман-Северовой. Знакомых Репина удивляло, как такая некрасивая, суетливая и экстравагантная женщина сумела буквально «пришить к юбке» великого мастера. Наталью Нордман считали очень поверхностной особой с «птичьим мозгом». Весьма резко отзывался о ней друг Репина Корней Чуковский: «дура и с затеями – какой-то Манилов в юбке».

Впрочем, некоторые исследователи считают, что Репин вовсе не испытывал особой страсти к Нордман. Ему просто нужна была хозяйка в загородном имении. Тем не менее «вторая жена» сумела полностью подчинить Репина своему влиянию.

Описание картины Ильи Репина «Женский портрет»

Репин по сути своей был портретистом. Одиночные или групповые, строгие или веселые, одинаково хорошо получались они у этого талантливого живописца. Конечно, чаще мы видим все-таки именно индивидуальные полотна, которые помогают раскрыть душу и помыслы изображаемого человека максимально детализировано.

Очень большой вклад в творчество Репина сделал именно женский портрет незнакомки, хотя на первый взгляд он кажется абсолютно типичным для того времени. Нельзя сказать здесь о буйстве красок или значительных контрастах, но именно это и является главной особенностью полотна. На нем изображена достаточно зрелая и красивая женщина. По ее манере держать спину, поднимать голову, да и по самому взгляду мы с легкостью можем определить, что она относилась не к бедному классу населения. Но вместе с тем нет в ней ни капли избалованности, испорченности или разнежености. Вся ее сущность говорит о том, что женщина привычна к работе и не потерпит, чтобы от нее отлынивали другие.

Взгляд незнакомки довольно суров, губы тонкие и манерно поджаты к верху. Ни тени улыбки или кокетства не увидите вы на ее лице. Сеть тонких морщин расскажет о нелегкой судьбе этой дамы. Что так повлияло на ее характер. Где присущее всем аристократкам кокетство, где девичьи ужимки и былая жеманность. Верно, осталось все где-то далеко позади, ушло безвозвратно, как уходит и молодость. И теперь женщина является своей же тенью, только вот тенью молодости, яркости. Нам осталось лишь воспоминание от былой красоты, от того и затемнено лицо, практически не видим мы его под мягким и тусклым освещением.

Вся картина дышит сдержанностью, скромностью и какой-то непонятной сухостью, как будто забрали из нее всю яркость и радость жизни, оставив только суровую реальность.

«Портрет И.А. Крылова» Карла Брюллова

Портрет баснописца Ивана Крылова Карл Брюллов начал писать в 1838 году. Основную часть полотна он создал за один сеанс, осталось только выписать левую руку писателя. Живописец долго не заканчивал картину, и Крылов даже высказался, что не увидит готовый портрет при жизни. Так и вышло. Чтобы завершить картину, Брюллов попросил сделать гипсовый слепок с руки умершего баснописца, но дописывать полотно сам не стал. Заканчивал портрет ученик Брюллова — Фаддей Горецкий. Современники живописца часто замечали, что Горецкому не удалось «оживить» руку. Художник Михаил Железнов писал: «Приписка Горецкого, которую необходимо стереть и заменить одноцветным пятном неопределенной формы, бросается в глаза и производит невероятно гадкое впечатление».

Крестный ход в Курской губернии

Мысль написать подобную картину появилась у Репина еще в 1870-ых годах, но работать над ней он начал только в 1880 году.

Для вдохновения он посетил Коренную пустынь, расположенную под Курском. Она была знаменита тем, что здесь часто проводились крестные ходы. Наблюдал их и в Киеве, Чернигове, побывал на крестном ходе Троицкого монастыря.

Критики высоко оценили картину, подчеркнув, что написана она сочно, колоритно и свежо. Его называли наиболее зрелым и удавшимся произведением Репина.

Что мы видим на картине? Огромный людской поток. С правой стороны изображена будка, украшенная пестрыми лентами. Ее несут певчие. Это гигантский фонарь, внутри которого мерцают свечи. Богато одетая мещанка несет икону, ее окружают купцы и военные. Полицейские ограждают идущих от простолюдинов. А молодому горбуну-инвалиду не дают подойти к священной иконе.

[править] Антон Григорьевич Рубинштейн

Братья Антон Григорьевич и Николай Григорьевич Рубинштейны являются выдающимися русскими музыкантами. Выходцы из культурной купеческой семьи, они вложили столько сил в русскую музыкальную культуру, что без их влияния невозможно говорить о русской музыке.

Антон Григорьевич Рубинштейн (1829—1894) — выдающийся русский музыкальный деятель, основатель Русского музыкального общества и первой русской консерватории в Петербурге; директор основанной им Петербургской консерватории

Он прославился как выдающийся пианист; его исполнительская манера положила начало мировой славе русского пианистического искусства.

Кроме того он прославился и как дирижер, и как композитор, автор нескольких музыкальных творений, вошедших в классику мирового искусства, в том числе 13 опер, среди которых «Демон» (1875), «Купец Калашников» (1880), «Нерон» (1877), «Фераморс» (1862), «Горюша» (1889) и др.

[править] Дальнейшая история произведения

Еще во время работы над полотном Репин познакомился с купеческой семьей Шихобаловых из Самары; члены этой богатой семьи заинтересовались творчеством художника и договорились с ним о приобретении двух картин. Их заинтересовали два произведения Репина: «Бельгийский король Альберт» и «Портрет дирижера и композитора А. Г. Рубинштейна», и они терпеливо ждали завершения работы. Обе эти картины Репин закончил в 1915 году, и тогда же они были проданы Шихобаловым.

Эти две картины находились в особняке Шихобаловых в Самаре. Они благополучно пережили первые месяцы после Октябьской революци 1917 года, но уже в апреле 1918-го богатый купеческий особняк был разграблен (пардон — национализирован). Вся коллекция Шихобаловых — вместе с картинами Репина — была передана в Самарский городской музей (ныне Самарский художественный музей). Ныне обе картины И. Е. Репина являются основой постоянной экспозиции Самарского художественного музея.

[править] История создания картины

Русский художник Илья Ефимович Репин (1844—1930) создал портреты многих своих современников, в том числе большого числа музыкантов. И это неслучайно — он был известным меломаном, тонко чувствующим музыку, его родной младший брат Василий Репин был сам музыкантом, а среди знакомых и близких друзей оказывалось немало профессиональных музыкантов. Одним из них был Антон Григорьевич.

Художник И. Репин. Портрет А. Г. Рубинштейна (1881) Художник И. Репин. Портрет А. Г. Рубинштейна (1887)

Всего И. Е. Репин написал три разных портрета А. Г. Рубиштейна.

Данный портрет своего друга художник Репин написал уже после смерти Антона Григорьевича. До того он создал два его портрета. Это был третий портрет Рубиштейна, написанный И. Репиным.

Первые картины-портреты были созданы художником при жизни его друга-музыканта, который позировал при их создании.

Картина 1881 года представляет собой портрет-анфас — художник точно и четко зафиксировал характер Антона Рубинштейна: энергичность, страстность, сила, нуспокоенность.

На работе 1887 год Репин изобразил А. Г. Рубинштейна за дирижерским пультом на нейтральном фоне, по пояс, не в полный рост. Сохранились записи Репина о той работе: «… Интересная голова, на льва похож, жаль времени у него мало, и позирует он скверно»

.

А вот спустя годы, уже после смерти выдающегося пианиста и дирижера, И.Репин вернулся к теме. Очевидно, те два первых произведения его самого перестали устраивать как художника. А может быть, его тревожили воспоминания о выдающемся маэстро и требовали нового воплощения понимания его творчества.

Как бы то ни было он взялся за создание новой картины. Теперь он хотел показать Антона Григорьевича Рубинштейна в полный рост и в зале, наполненном слушателями. На этот раз художник вынужден был работать по памяти.

Над этим своим произведением художник работал несколько лет, с 1909 по 1915 гг., регулярно возвращаясь к созданию полотна.

«Охотники на привале» Василия Перова

Сам Василий Перов в 1871 году работал над полотном «Охотники на привале». Живописец был заядлым птицеловом и без труда изобразил и экипировку охотников, и их добычу. В качестве героев полотна Перову позировали друзья — врач Дмитрий Кувшинников, художник Василий Бессонов и чиновник Николай Нагорнов.

Картину показали на выставке передвижников, для своей коллекции ее купил меценат Павел Третьяков. Позже, в одном из писем друзьям, Перов рассказал, что пейзаж ему помогал закончить Алексей Саврасов. Однако насколько велик вклад Саврасова в перовское полотно, исследователям узнать не удалось.

[править] Антон Григорьевич Рубинштейн

Братья Антон Григорьевич и Николай Григорьевич Рубинштейны являются выдающимися русскими музыкантами. Выходцы из культурной купеческой семьи, они вложили столько сил в русскую музыкальную культуру, что без их влияния невозможно говорить о русской музыке.

Антон Григорьевич Рубинштейн (1829—1894) — выдающийся русский музыкальный деятель, основатель Русского музыкального общества и первой русской консерватории в Петербурге; директор основанной им Петербургской консерватории

Он прославился как выдающийся пианист; его исполнительская манера положила начало мировой славе русского пианистического искусства.

Кроме того он прославился и как дирижер, и как композитор, автор нескольких музыкальных творений, вошедших в классику мирового искусства, в том числе 13 опер, среди которых «Демон» (1875), «Купец Калашников» (1880), «Нерон» (1877), «Фераморс» (1862), «Горюша» (1889) и др.

Иван Грозный и сын его Иван

Второе название этой картины – «Иван Грозный убивает своего сына».

На создание этого полотна художника вдохновила музыка Н.А. Римского-Корсакова. После того, как он прослушал новое его произведение «Месть», Репин захотел воплотить то настроение, которое появилось у него под влиянием этой музыки.

Художник пишет, что его чувства были перегружены ужасами современности, ему хотелось найти выход наболевшего в истории.

Чуть позже он вспоминал, что в Европе стали выставлять кровавые картины, и, заразившись этим настроением, он начал работать над своим уникальным произведением.

На ней изображен тот момент, когда Иван Грозный, нанеся смертельный удар своему сыну, переживает трагический момент. На его лице мы можем видеть раскаяние. Особенно поражает кротость царевича, который со слезами на глазах готов простить обезумевшего от горя отца.

[править] История создания картины

Русский художник Илья Ефимович Репин (1844—1930) создал портреты многих своих современников, в том числе большого числа музыкантов. И это неслучайно — он был известным меломаном, тонко чувствующим музыку, его родной младший брат Василий Репин был сам музыкантом, а среди знакомых и близких друзей оказывалось немало профессиональных музыкантов. Одним из них был Антон Григорьевич.

Художник И. Репин. Портрет А. Г. Рубинштейна (1881) Художник И. Репин. Портрет А. Г. Рубинштейна (1887)

Всего И. Е. Репин написал три разных портрета А. Г. Рубиштейна.

Данный портрет своего друга художник Репин написал уже после смерти Антона Григорьевича. До того он создал два его портрета. Это был третий портрет Рубиштейна, написанный И. Репиным.

Первые картины-портреты были созданы художником при жизни его друга-музыканта, который позировал при их создании.

Картина 1881 года представляет собой портрет-анфас — художник точно и четко зафиксировал характер Антона Рубинштейна: энергичность, страстность, сила, нуспокоенность.

На работе 1887 год Репин изобразил А. Г. Рубинштейна за дирижерским пультом на нейтральном фоне, по пояс, не в полный рост. Сохранились записи Репина о той работе: «… Интересная голова, на льва похож, жаль времени у него мало, и позирует он скверно»

.

А вот спустя годы, уже после смерти выдающегося пианиста и дирижера, И.Репин вернулся к теме. Очевидно, те два первых произведения его самого перестали устраивать как художника. А может быть, его тревожили воспоминания о выдающемся маэстро и требовали нового воплощения понимания его творчества.

Как бы то ни было он взялся за создание новой картины. Теперь он хотел показать Антона Григорьевича Рубинштейна в полный рост и в зале, наполненном слушателями. На этот раз художник вынужден был работать по памяти.

Над этим своим произведением художник работал несколько лет, с 1909 по 1915 гг., регулярно возвращаясь к созданию полотна.

«Прощание Пушкина с морем» Ивана Айвазовского

Айвазовский и Пушкин встретились в 1836 году на выставке в Академии художеств, где мариниста представили как одного из самых талантливых учеников. Позже Айвазовский по памяти изобразил Пушкина на 20 картинах — на всех поэт нарисован в отдалении. В конце 1870-х годов Айвазовский взялся за монументальное полотно — «Прощание Пушкина с морем», а крупную фигуру Пушкина на переднем плане попросил написать своего друга — Илью Репина. Тот вспоминал: «Дивное море написал Айвазовский… И я удостоился намалевать там фигурку». Критики называли репинского Пушкина одним из самых достоверных портретов поэта.

Однако на собственных полотнах Репин так и не смог изобразить Пушкина. Художник писал портрет поэта почти 20 лет, подготовил около сотни эскизов. В 1917 году он жаловался Леониду Андрееву: «И до сих пор злополучный холст, уже объерзанный в краях, уже наслоенный красками, местами вроде барельефа, все еще не заброшен мною в темный угол… <…> …я подскакиваю, со всем запасом моих застарелых углей и дерзаю, дерзаю, дерзаю… до полной потери старческих сил».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Метолит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: