Испания
Мадрид
Юпитер и Антиопа. Жан-Батист-Мари Пьер. Музей Прадо. Мадрид, Испания.
Пейзаж с Психеей и Юпитером. Пауль Бриль и П. П. Рубенс. Музей Прадо. Мадрид, Испания.
Молния – это известный атрибут богов Зевса и Юпитера. Другое название – перун. Они по-разному изображались в разных источниках – в основном как вилы с несколькими зазубринами и зубьями. В живописи более поздних эпох молнии выглядели как несколько пучков пламени. Это оружие Юпитера, которым он может побеждать врагов (например, титанов) или же карать провинившихся. Поэтому скульпторы и другие мастера часто изображали Зевса с молнией в руке.
Поначалу молнии Зевсу ковали одноглазые великаны циклопы, которых громовержец освободил из Тартара. Но циклопов убил Аполлон, когда Зевс молниями пронзил его сына Асклепия. Тогда изготовителем божественного оружия стал бог Гефест, умелый кузнец. В Риме его называли Вулкан. Именно к этому персонажу обращается Рубенс на полотне «Вулкан кует молнии Юпитеру», которое сейчас демонстрируется в мадридском Музее Прадо.
Вулкан кует молнии Юпитеру. Питер Пауль Рубенс. Музей Прадо. Мадрид, Испания.
Осуждение Аполлона Юпитером и другими богами. Корнелис ван Харлем. Музей Прадо. Мадрид, Испания.
Юпитер и Ликаон. Ян Коссьер. Музей Прадо. Мадрид, Испания.
Австрия
Вена
Юнона с Ио, превратившаяся в корову, и Юпитер. Д. Тенирс I (также назывался Старшим). Музей истории искусств. Вена, Австрия.
В венском музее, посвящённом истории искусства и хранящим множество ценных экспонатов разных художников, можно найти полотно Досси, где показана сцена, разыгрывающаяся между Юпитером, богом Меркурием и воплощением Целомудрия (в другом варианте названия последний персонаж – Добродетель). По некоторым предположениям Досси изобразил самого себя на полотне, став Зевсом. Громовержец изображён старцем, спокойным и рисующим бабочек. Это очень нетипичный вид для громовержца. К нему пришла Добродетель, которую осмеяли, но Меркурий, сын Зевса, мешает ей нарушить тишину и покой царя богов.
Юпитер, Меркурий и Целомудрие. Д. Досси. Музей истории искусств. Вена, Австрия.
Художник Корреджо тоже обращался к легенде о красавице Ио. В сцене, написанной его рукой, показан не момент, когда Гера раскрывает любовников. Такой мотив был популярен у художников, но Корреджо отошёл от него. Согласно мифам и древним текстам, Зевс спустился к девушке в виде облака. И на полотне виден сам момент соединения двух влюблённых. Одна из частей облака, вероятно – сама рука Зевса. Геры же здесь ещё не видно – возможно, она ещё не прознала об измене.
Юпитер и Ио. А. да Корреджо. Музей истории искусств. Вена, Австрия.
Анализы работы
Эту работу следует рассматривать в корпусе неоклассического периода художника, который стремится восстановить чистоту текстов античности, но трактовка предмета ниже упомянутых текстов; Бог определенно представлен как высший авторитет, который может, кивнув головой, нахмурив брови, поддержать причину (причину Ахилла) или отвергнуть ее без возражений.
Однако, сильный в своих качествах, бог сияет, но кажется застывшим, его рука лежит на облаке и находится под пристальным взглядом доброжелательного орла.
Композиция построена на эффекте контраста, в частности мужского / женского начала. Действительно, у Юпитера темная кожа, а его массивная скульптурная осанка контрастирует с белой кожей Фетиды , маленькой и нежной.
Эта картина ставит вопрос об эротизме с присутствием застенчивой игры обольщения. Пальцы ног Фетиды касаются пальцев Юпитера, когда она гладит его подбородок.
В монографии Анри Делаборда , цитирующей письмо Энгра к М. Маркотту, датированное26 мая 1813 г., это следующий отрывок: «Я пишу Грейнджер для моей картины Юпитера. Я рекомендую вам этот стол, если в меру ваших знаний захотелось его устроить. Я так же хотел бы разместить это, как видеть это в том и другом, зависимом. Он может подойти в большом помещении в качестве украшения. Я предоставляю вам самому устанавливать цену. »
Стиль и тематика
Картина пропитана традициями как классического, так и неоклассического искусства, прежде всего в ее большом масштабе 136 scale × 101¼ дюймов. Энгр создает множество визуальных контрастов между богом и скользящей нимфой: Юпитер показан лицом к зрителю, широко расставив руки и ноги по холсту, а цвет его платья и плоти перекликается с цветом мрамора у его ног. Напротив, Фетида изображена в чувственных изгибах и изображена в мольбе о милосердии жестокого бога, который держит судьбу своего сына в своих руках. Правая рука Фетиды падает на бедро Юпитера с намеком на эротическую ласку, а темно-зеленый цвет ее платья подчеркивает ужас и дурные предчувствия голого пейзажа позади. Ее одежда прижалась к нижней части бедра и, кажется, вот-вот упадет. Фокус картины — левая рука Фетиды, вытянутая вертикально вверх, когда она пытается погладить бороду бога.
Юпитер и Фетида , гравюра Джона Флаксмана 1793 года, трактует предмет в аналогичном тоне.
Фетида и Нереиды, оплакивающие Ахилла, коринфскую чернофигурную гидрию, 560–550 гг
До н.э .; обратите внимание на щит Горгоны — Лувр
Поза Юпитера во многом основана на позе знаменитой хризелефантовой скульптуры , Статуи Зевса в Олимпии ( Зевс является греческим эквивалентом Юпитера), одного из семи чудес древнего мира . Это было сделано греческим скульптором классического периода , Фидий , около 432 г. до н.э. и уничтожены в древности, но его поза известна из монет и небольших репликах. Здесь поза перевернута справа налево, а рука справа зрителя выше, чем в оригинале, в котором была изображена статуя Ники .
Юпитер и Фетида были написаны в соответствии с обязательствами художника перед Французской академией в Риме , и хотя его грубый тон правильно отражал патриархальный уклон режима Наполеона в его контрасте между мужской властью и женским подчинением, он обычно рассматривается как отказ от такие ценности. Энгр высоко ценил картину, и в какой-то мере она сочетает в себе великие мотивы его карьеры: сладострастие женского персонажа и властную строгость мужского божества.
Энгр держал Юпитера и Фетиду в своей мастерской до 1834 года, когда она была куплена государством. В 1848 году он сделал единственную карандашную копию
Картина была впервые выставлена в Парижском салоне 1811 года , в то время, когда внимание Энгра к линии вкупе с его пренебрежением к анатомической реальности еще не нашли одобрения среди критиков.
Италия
Рим
Юпитер, Нептун и Плутон. М. М. да Караваджо. Casino di Villa Boncompagni Ludovisi. Рим, Италия.
Юпитер и Юнона. А. Карраччи. Галерея Боргезе. Рим, Италия
Юпитер и Антиопа. Б. Ганьеро. Галерея Боргезе. Рим, Италия.
Геркуланум
Интересная фреска хранится в городе Геркуланум, древний город на территории Италии, разрушенный землетрясением I века н.э. Считалось, что он был построен Гераклом (в Риме – Геркулес), сыном Зевса. Фреска находится в Здании августалов в Археологическом парке. Она датируется 50-79 годами. Изображение посвящено Зевсу, его сыну Геркулесу и другим богам. Боги собрались, чтобы принять Геракла на Олимп после того, как тот погиб и стал уже бессмертным.
Геракл был зачат Зевсом, чтобы стать великим героем. Ревнивая супруга Зевса, Гера, преследовала героя, часто строя козни. Но в конце жизни Геркулеса и она, и другие боги приняли героя в свои ряды. Геракл даже взял в жёны дочь Геры Гебу. На фреске показан именно этот момент. Зевсом принят облик радуги.
Принятие Геракла в сонм олимпийских богов в присутствии Геры, Афины и Зевса в образе радуги. 50-79 гг. Здание августалов, Геркуланум, Италия.
Неаполь
Зевс и Эрот. Фреска из Геркуланума. 1-37 гг. Национальный археологический музей. Неаполь, Италия.
Зевс на троне, увенчиваемый Никой. 62-79 гг. Национальный археологический музей. Неаполь, Италия.
Европа верхом на быке. Фреска из Помпей (Дом Роковой любви). I в. н. э. Национальный археологический музей. Неаполь, Италия.
Мантуя
Разрушение гигантов молниями Юпитера. Джулио Романо. Палаццо дель Те. Мантуя, Италия.
Зал гигантов, стена с сокрушением гигантов молниями Юпитера. Джулио Романо. Палаццо дель Те. Мантуя, Италия.
Оценка общества
Несмотря противоречивую оценку общества, Энгр открыл новый поворот в неоклассическом стиле и продемонстрировал свой интерес к искусствоведческим ссылкам и стилистическим экспериментам. Наполеона Энгра можно прочитать как фигуру с квазибожественной силой. Художник буквально исключает Наполеона Бонапарта из рядов смертных на земле и превращает его в греческого или римского бога Олимпа.
Зевс Фидия / Юпитер и Фетида Энгра
Действительно, он сидит в положении, аналогичном положению греческого бога Зевса, в известной скульптуре Фидия (давно уничтоженный, но сохранившийся в римских копиях). Наполеона также можно сравнить с картиной самого Энгра 1811 года — «Юпитер и Фетида». Колоссальный размер полотна и неоклассическая точность красноречиво демонстрируют политическую власть и военную мощь Наполеона. Общий посыл этой картины — не просто коронация Наполеона, а его божественный апофеоз.
Библиография
Работа Жан-Огюста-Доминика Энгра |
||
---|---|---|
История и мифология живописи | Антиох посылает Сципиона больным, а его сын взят в плен (1800 г.) • Ахилл принимает послов Агамемнона (1801 г.) • Юпитер и Фетида (1811 г.) • Сон Оссиана (1811 г.) • Вергилий читает Энеиду перед Августом, Ливией и Октавией (1811 г.) -1832) • Ромул, завоеватель Акрона (1812) • Рафаэль и Форнарина (1814) • Рафаэль и племянница кардинала Биббиены (1814) • Паоло и Франческа (1814-1819) • Сикстинская капелла (1814) • Дон Педро Толедо целует меч Генриха IV (1814 г.) • Аретин и посланник Карла V (1815 г.) • Аретин в Тинторетто (1815 г.) • Генрих IV принимает посла Испании (1818 г.) • Смерть Леонардо да Винчи (1818) • Герцог Альба в Sainte Gudule (1819) • Въезд в Париж дофина, будущего Карла V (1821) • Обет Людовика XIII (1824) • Апофеоз Гомера (1827) • Эдип объясняет загадка сфинкса (1827) • Мученичество святого Симфориана (1834) • Болезнь Антиоха (1840) • Жанна д’Арк на коронации короля Карла VII (1840) • Золотой век (1851) • Апофеоз Наполеон I (1852 г.) • Мольер за столом Людовика XIV (1857 г.) | |
Портреты | Портрет Пьера-Франсуа Бернье (1800 г.) • Портрет мужчины с серьгой (1804 г.) • Автопортрет в возрасте двадцати четырех лет (1804 г.) • Портрет Жозефа Энгра, отца художника (1804 г.) • Бонапарт, Первый консул (1804 г.) • Портрет Жана-Франсуа Жилибера (1805 г.) • Портрет Бельвез-Фулон (1805 г.) • Отец Десмаре (1805 г.) • Мистер Филибер Ривьер (1804–1805 гг.) • Мадам Ривьер (1805 г.) • Мадемуазель Ривьер ( 1805) • Барон Жозеф Виалетес де Мортарьё (1805) • Портрет Лоренцо Бартолини (1805–1806) • Красавица Зели (1806) • Наполеон I на императорском троне (1806) • Портрет мадам Дювасей (1807) • Портрет Франсуа -Мариус Гране (1807 г.) • Портрет Шарля Маркота д’Аржантёя (1810 г.) • Портрет Жана-Батиста Дездебана (1810 г.) • Портрет Жозефа-Антуана Мольтедо (1810 г.) • Портрет мадам Панкуке (1811 г.) • Портрет Эдме Боше (1811) • Портрет Шарля-Жозефа-Лорана Кордье (1811) • Месье Девильер (1811) • Графиня Турнон (1812) • Месье де Н. Орвин (1813) • Королева Каролина Мюрат (1814) • Мадлен Энгр, урожденная Шапель (1814) • Портрет мадам де Сенон (1814) • Портрет Лоренцо Бартолини (1820) • Портрет Жанны Гонен (1821) • Граф Николай Димитриевич Гуриев ( 1821) • Портреты месье и мадам Леблан (1823) • Мадам Маркот де Сент-Мари (1826) • Граф Амеде-Давид де Пасторе (1826) • Карл X в коронационном костюме (1829-1830) • Портрет месье Бертена (1832) ) • Портрет графа Луи-Матьё Моле (1834 г.) • Луиджи Керубини и муза лирической поэзии (1842 г.) • Портрет Фердинанда-Филиппа, герцога Орлеанского (1842 г.) • Виконтесса д’Оссонвиль (1845 г.) • Мадам Рейзе ( 1846) • Баронесса Джеймс де Ротшильд (1848) • Портрет Кэролайн Гонс (1849) • Мадам Муассье (1851) • Мадам Гонс (1852) • Принцесса Бройль (1853) • Мадам Муассье сидит (1856) • Портрет художника в возрасте семидесяти восьми лет (1858 г.) • Портрет мадам Энгр в девичестве Рамель (1859 г.) | |
Голый | Торс мужчины (1800) • Торс мужчины (1801) • La Baigneuse à mi-corps (1807) • La Baigneuse Valpinçon (1808) • La Dormeuse de Naples (1809) • Юпитер и Тетида (1811) • La Grande Одалиска (1814) • Роджер, доставляющий Анжелику (1819) • Эдип объясняет загадку сфинкса (1827) • Одалиска рабу (1839) • Венера анадиомена (1808-1848) • Юпитер и Антиопа (1851) • Источник ( 1856) • Турецкая баня (1859-1862) | |
Религиозные картины | Иисус дает Святого Петра ключи от рая (1820) • Богоматерь с голубой вуалью (1822-1827) • Обет Людовика XIII (1824) • Христос бюста (1834) • Мученичество Святого Symphorien (1834) • Дева, поклоняющаяся спящему младенцу (1839) • Дева с хозяином (1841) • Сен-Жермен, кузен-пастушка из Пибрача (1856) • Иисус среди врачей (1862) | |
Пейзажи | Оранжерея виллы Боргезе в Риме (1806 г.) • Павильон рассвета (1806 г.) • «Казино» Рафаэля (1806 г.) | |
Нарисованные портреты | Портрет Барбары Банси (1797 г.) • Портрет Жан-Шарля-Огюста Симона (1802 г.) • Демуазель Харви (1804 г.) • Семья Форестье (1806 г.) • Портрет Шарля Маркотта д’Аржантёя, поясной (1811 г.) • Портрет беременной Мадлен Энгр (1814 г.) • Семья Стамати (1819 г.) • Портрет Никколо Паганини (1819 г.) • Портрет матери мадам Маркотт (1825 г.) • Портрет баронессы Шарль де Валькенер (1825 г.) • Портрет барона Шарля-Афанаса Валькенера ( 1826) • Портрет мадам Шарль Маркотт д’Аржантей (1828) • Портрет Шарля Маркотта д’Аржантёя (1828) • Портрет Мари-Жан-Батист-Жозеф Маркотт де Жанлис (1830) • Портрет Мари Маркотт де Сент-Мари (1830) • Портрет мадам д’Эрвиль (1834) • Портрет Ференца Листа (1839) • Портрет Шарля Гуно (1841) • Портрет Мари Легентиль (1846) • Портрет Александра Легентиля (1846) • Портрет Луизы Маркотт д’Аржантей (1848 г.) • Портрет Юбера Ро де Флери (1848 г.) • Портрет Жозефа Ма rcotte d’Argenteuil (1849) • Портрет Мари-Жан-Батист-Жозеф Маркотт де Жанлис (1852) |
Трон
Все на картине иконографически выражает легитимность этого нового типа правителя — Императора. Наполеон восседает на внушительном, округлом и позолоченном троне, подобно тому, на котором сидит Бог во фламандском шедевре Яна ван Эйка «Алтарь Гента» (1430–32).
Гентский алтарь Ван Эйка / Наполеон Энгра
Кстати, во время наполеоновских войн центральные панели алтаря Гента с изображением Бога на троне находились в Музее Наполеона (ныне Лувр) — именно в тот момент, когда Энгр писал портрет Наполеона. Подлокотники на портрете Энгра сделаны из пилястр, увенчанных резными имперскими орлами и полированными сферами из слоновой кости. Крылатый имперский орел появляется и на ковре на переднем плане. С левой стороны коврика можно увидеть два картуша. Самыми высокими являются весы правосудия (некоторые интерпретируют это как символ знака Зодиака Весов), а второй — изображение Мадонны Рафаэля (Энгр очень восхищался им).
Фрагменты ковра и подлокотника
Германия
Берлин
Олимпийские боги – Юпитер и Юнона. С. Риччи. Государственные музеи Берлина, Картинная галерея старых мастеров. Берлин, Германия.
Кормление Юпитера молоком козы Амалтеи. Н. Пуссен. Берлинская картинная галерея старых мастеров, Берлин, Германия.
Дрезден
Филемон и Бавкида – жители Фригии, которых однажды посетили Гермес и Зевс. До этого боги обошли многие дома под видом обычных путников. Везде им отказывали в ночлеге. Филемон и его жена Бавкида, совсем бедные старики, соблюли гостеприимство. За это боги их наградили – дом превратили в роскошный храм, сделали жрецами. Согласно желанию супругов, они умерли в один день и стали деревьями.
Юпитер и Меркурий у Филемона и Бавкиды. А. Эльсхаймер. Дрезденская галерея. Дрезден, Германия.
Юпитер и Каллисто. П. П. Рубенс. 1611 г. Государственный музей. Кассель, Германия.
Франция
Париж
Юпитер и Антиопа. Жан-Антуан Ватто (1684 Валансьен — 1721 Ножан-сюр-Марн) . Лувр. Париж, Франция.
Юпитер и Даная. Иоахим Эйтевал. Лувр. Париж, Франция.
Юпитер и Антиопа. Хендрик Гольциус (1558 Мюльбрахт — 1617 Харлем) . Лувр. Париж, Франция.
Юпитер и Даная. Джулио Романо (Джулио Пиппи) (1499 Рим — 1546 Мантуя) . Лувр. Париж, Франция.
Детство Зевса. Якоб Йорданс. 1640 г. Лувр. Париж, Франция.
Юпитер и Антиопа. Тициан Вечеллио. Лувр. Париж, Франция.
Низвержение Юпитером пороков. Веронезе. Лувр. Париж, Франция.
Юпитер и Эгина. Жан-Батист Грёз. Лувр. Париж, Франция.
Юпитер в образе Сатира и Антиопа. Винсент Селлар. Лувр. Париж, Франция.
Юпитер и Антиопа. Жан Огюст Доминик Энгр. Музей Орсе. Париж, Франция.
Рождение Минервы из головы Юпитера. Рене-Антуан Уасс. Версальский дворец. Париж, Франция.
Юпитер на колеснице между Правосудием и Благочестием.Ноэль Куапель. Версальский дворец. Париж, Франция.
Ирида и Юпитер. Мишель Корнель младший. Версальский дворец. Париж, Франция.
Младенец Юпитер среди корибантов. Ноэль Куапель. Версальский дворец. Париж, Франция.
Юпитер в образе Дианы и Каллисто. Ноэль Алле. Версальский дворец. Париж, Франция.
В Доме-музее Гюстава Моро есть полотно этого французского художника, посвященное Зевсу и Семеле, его возлюбленной и матери Диониса. Семела была дочерью Кадма, основателя Фив. Юпитер пообещал ей исполнить любое желание – и девушка по наущению Геры попросила показать бога истинный облик. Зевсу ничего не оставалось, кроме как явиться в блеске среди молний – но это погубило Семелу, ведь та была смертной. Её ребёнка, бога Диониса, Зевс выносил сам, зашив себе в бедро.
Однако на этой картине Юпитер изображён неожиданно спокойным и даже равнодушным к Семеле, лежащей у него на коленях. Девушка с ужасом смотрит на истинный облик громовержца. Лицо же того ничего не выражает, как у статуи. Вокруг – колонны пышного зала, множество других фигур. Например, есть смерть с белой лилией, а также персонажи из подземного царства внизу композиции. Картина изобилует деталями, тщательно прописанными художником, цветочными узорами. Моро писал её с 1889 г. до 1894-95 гг.
Юпитер и Семела. Гюстав Моро. 1889-1895 гг. Дом-музей Гюстава Моро. Париж, Франция.
Картина в Версальском дворце посвящена не столько самому Зевсу, сколько его культу. Полотно Ноэля Куапеля изображает жертвоприношение богу. Однако и сам Юпитер здесь изображен – в виде статуи. Громовержца сопровождает орёл, его священная птица.
Жертвоприношение Юпитеру. Ноэль Куапель. Версальский дворец. Париж, Франция.
Труа
Похищение Ганимеда Юпитером. Шарль-Жозеф Натуар. Музей изящных искусств. Труа, Франция.
Детство Юпитера. Любен Божен. Музей изобразительных искусств. Труа, Франция.
Экс-ан-Прованс
Музей Гране в городе Экс-ан-Прованс известен своей картиной «Юпитер и Фетида» Жана Огюста Доминика Энгра. Написанная в 1811 г., она тоже посвящена Троянской войне, точнее тому, что происходит вне поля боя. Персонажи картины – сам Зевс, а также нимфа Фетида, мать Ахиллеса. Фетида умоляет громовержца помочь её сыну Ахиллу, но весь вид бога и его поза показывают неумолимость и властность. На то, что судьба в лице Зевса всё же будет жестока к Ахиллу, намекает также и выжженный, коричневый пейзаж на заднем фоне.
Сама скульптура была утеряна ещё в древние времена, но остались её копии и изображения (например, на монетах). Например, такая скульптура-копия хранится в Эрмитаже. Эта работа неизвестного римского мастера I века н.э. Скульптура хранилась в коллекции маркиза Кампана, затем её выкупил император Александр II и уже тогда перевёз в Эрмитаж. С XIX века она находится там.
По сравнению со статуей Фидия изображение Юпитера показано зеркально, также изменено положение рук. В левой руке скульптура держит статую Нику. Здесь же в руке ничего нет, она лежит на облаке. Фигура Фетиды уменьшена по сравнению с громовержцем. Нимфа в мольбе тянет руку к Зевсу, восседающему на троне, её одежды, кажется, вот-вот соскользнут с тела.
Юпитер и Фетида. Жан Огюст Доминик Энгр. 1811 г. Музей Гране. Экс-ан-Прованс, Франция.
Частные коллекции
Различные полотна и картинки бога Зевса можно также найти и в частных коллекциях. Сюда тоже входят сцены из мифов, как популярных, так и малоизвестных. Например, в число подобных картин входит работа «Юпитер и Даная» известного фламандского художника и самого яркого представителя барокко П. П. Рубенса. Даная – персонаж древнегреческой мифологии, дочь царя Аргоса по имени Акрисий. Акрисию было предсказано, что его ждёт смерть от руки собственного внука.
Тогда царь построил под землёй зал с медными стенами и запер там Данаю вместе со служанкой, которая должна была следить за царевной. Однако красота Данаи привлекла Зевса, который проник через все препятствия в виде золотого дождя и сошёлся с девушкой. Даная родила Персея, героя, который позже убил Медузу Горгону. На картине показан момент встречи Данаи и Юпитера. В отличие от других подобных работ, здесь Зевс показан в человеческом облике.
Юпитер и Даная. П. П. Рубенс. Частная коллекция.
Юпитер в облике Дианы, соблазняющий Каллисто. Н. П. Брехем. Частная коллекция.
Юпитер и Каллисто. Н. П. Брехем. Частная коллекция.
Детство Юпитера. Н. П. Берхем. Частная коллекция.
Юпитер и Каллисто. Жан Оноре Фрагонар. Частная коллекция.
Великобритания
Лондон
Юпитер и Каллисто. Фр. Буше. 1769 г. Собрание Уоллес. Лондон, Великобритания.
Детство Юпитера. Дж. Романо. Британская Национальная галерея. Лондон, Великобритания.
Юнона, обнаружившая Юпитера с Ио. П. Ластман. Британская Национальная галерея. Лондон, Великобритания.
Юпитер и Семела. Я. Тинторетто. Британская Национальная галерея. Лондон, Великобритания.
Скьявоне – ещё один художник, обратившийся к легенде о Каллисто, спутнице Артемиды. Зевс соблазнил её, став самой Артемидой. Здесь бог показан в своём истинном облике – зрелый мужчина с лицом, обрамлённым бородой и волосами. Возможно, он уже принял этот вид, когда Каллисто доверилась ему. Либо же художник подчеркнул, кто именно скрывается под обманчивым внешним видом.
Юпитер, соблазняющий Каллисто. Андреа Скьявоне. Британская Национальная галерея. Лондон, Великобритания.
Кормление Юпитера. Н. Пуссен. Картинная галерея Далвич. Лондон, Великобритания.
Несмотря на то, что супругой Зевса была богиня Гера (Юнона у римлян), он редко появляется на изображениях вместе с ней. Чаще рядом изображены другие возлюбленные бога, его любовницы, от которых рождались новые боги и герои. Но всё же Гера была тоже очень почитаемой богиней у греков. Прекрасная царица богов покровительствовала браку, дому, она дарила облегчение при родах. Гамильтон – один из мастеров, который изобразил её во всей красоте рядом с мужем.
Юнона и Юпитер. Г. Гамильтон. Collection of the Earl of Leicester. Лондон, Великобритания.
Бельгия
Антверпен
Обучение Юпитера. Я. Йорданс. Вторая пол. XVII в. Музей Рококса. Антверпен, Бельгия.
Рубенс написал немало работ, посвящённых греческой мифологии. В его картинах оживают самые разные легенды. Но они всегда полны жизни и движения. Здесь же показаны Юпитер и его возлюбленная, дочь Кадма Семела. Уже произошло самое страшное – громовержец показал любимой свой истинный облик. Но это было недопустимо для богов, нельзя было, чтобы смертный увидел подобное зрелище. И Семела в ужасе погибает. У неё немного выпуклый живот – возможно, это обозначение того, что в чреве несчастной растёт сын Зевса Дионис.
Состав
Энгр дословно описывает песню I Илиады: … «и, выйдя из морской пены, она поднялась утром через бескрайний Уран к Олимпосу , где она нашла Того, Кто видит все, Кронид , сидевший вдали от других богов, на самом высоком гребне многогранного Олимпа . Она села перед ним, поцеловала его колени левой рукой, коснулась его подбородка правой рукой и, умоляя его … . »
Тетис выходит из пены, ее руки непропорциональны , — умоляет она Зевса.
Даже если бы можно было увидеть в работе отсылку к портрету Наполеона, Энгр фактически берет римское изображение, что можно увидеть на фреске в Помпеях.
На заднем плане слева Юнона наблюдает и наблюдает за ответом бога на молитву Фетиды.