Персонажи Шаляпина
Своим искусством Шаляпин утверждал непреложный закон художественного реализма. «Единственно правильным путем к красоте я … признал для себя правду», — писал он. Шаляпин создавал типы: его персонажи жили на сцене полной жизнью, со своими положительными и отрицательными сторонами характера, страстями, страданиями и радостями; артист тщательно продумывал их внешнее пластическое выражение, грим, костюмы, но главным для него всегда оставалась внутренняя суть образа. В русском селянине (Иван Сусанин, Мельник) Шаляпин раскрывал всё величие его души. В образах властителей (Иван Грозный, Борис Годунов, Олоферн, Филипп II) глубоко обнажал раздвоенность совести, чувств, внутреннее бессилие перед высшими нравственными идеалами. В этом проявлялось неприятие Шаляпиным самовластия. Сценические концепции Шаляпина были рождены его эпохой, в них жили те же импульсы, которые определяли сущность русской общественной жизни.
Отец
Касаясь темы сына, хочется немного отвлечься и на отца Ф. И. Шаляпина (1873 г., Казань – 1938 г., Париж) — необыкновенно талантливого человека, который, кроме вокального дара, имел другие таланты — художника, графика, скульптора и даже снимался в кино.
Его родители были обыкновенными крестьянами. В детстве Шаляпин Федор (биография его содержит эти точные факты) был певчим. Его артистическая карьера началась с поступления в труппу В. Б. Серебрякова. Потом были странствования и развитие таланта. Однажды судьба забросила его в Тифлис, где он стал серьезно заниматься постановкой своего голоса, и все благодаря певцу Дмитрию Усатову, которому Шаляпин не мог платить за уроки пения, и тот занимался с ним бесплатно.
Начало театрального пути
Когда юноше было 15 лет, он обратился к театральному руководству с просьбой прослушать его и принять в качестве хориста. Но в этом возрасте у Фёдора начал меняться голос, и во время прослушивания спел он не очень хорошо. Шаляпина не приняли, но это никак не повлияло на его любовь к театру, она только крепла с каждым днём.
Наконец в 1889 году его приняли статистом в драматическую труппу Серебрякова. В начале 1890 года Шаляпин впервые выступил как оперный певец. Это был «Евгений Онегин» Чайковского П. И., партия Зарецкого. А уже осенью Фёдор уехал в Уфу, где поступил в местную опереточную труппу, во многих спектаклях ему доставались небольшие роли:
- Стольник в «Гальке» Монюшко;
- Феррандо в «Трубадуре»;
- Неизвестный в «Аскольдовой могиле» Верстовского.
А когда закончился театральный сезон, в Уфу приехала малороссийская странствующая труппа, Фёдор примкнул к ней и поехал гастролировать по российским городам, на Кавказ и в Среднюю Азию.
В Тифлисе произошло знакомство Шаляпина с профессором Дмитрием Усатовым, когда-то служившим в Императорском театре
Эта встреча оказалась жизненно важной для Фёдора, профессор предложил ему остаться на обучение, причём денег за это с него не потребовал. Более того, он не только поставил голос юному дарованию, но и помогал ему материально
И в начале 1893 года Шаляпин дебютировал в Тифлисском оперном театре, где проработал почти год, исполняя первые басовые партии.
В конце 1893 года Фёдор переехал в Москву, а в следующем году в столицу Санкт-Петербург
Начинающий актёр, его прекрасный голос, правдивая игра и потрясающей выразительности музыкальная декламация обратили на себя внимание и публики, и критиков
В 1895 году Фёдора Ивановича приняли в Мариинский театр.
Таллин. Гастроли
Весной 1921 года случилось неожиданное и радостоное для Федора Шаляпина событие — его пригласили на заграничные гастроли. К Шаляпину явился человек и предложил выехать с ним в Ревель (официально уже Таллин, но по старой памяти его еще часто звали Ревелем), столицу Эстонии. Вскоре было добыто разрешение на выезд.
Концерт в Таллине прошел с большим успехом. На следующий день после концерта Шаляпин был приглашен на ужин с эстонским министром иностранных дел, господином Бирком. После чего благополучно вернулся на родину. Из этой поездки Шаляпин вынес то, что в Европе он вполне мог бы работать и жить.
Интересные факты
1
В Ла Скала, на момент приезда туда Шаляпина, гримировались весьма примитивно, русский бас поразил итальянских коллег мастерством владения сценическим гримом.
2
Миланская клака выставила Шаляпину счет на 4000 франков, после оплаты которого обещала поддержать его дебют в Ла Скала. Артист платить не стал, но своим выступлением убедил даже раздосадованных клакеров – они искренне выражали ему восторги, притом совершенно бесплатно.
3
Федор Иванович был настолько разочарован, что Мария Валентиновна родила третью девочку – он так хотел сына – что несколько дней не разговаривал с супругой. Дасю, однако, обожал и баловал едва ли не больше всех.
4
В эмигрантских кругах ходила легенда о том, что у Шаляпина, несмотря на его обеспеченность, никогда не было с собой больше трех рублей. Возможно, в этом есть доля правды — не стоит забывать, что на его попечении находились 9 детей в Париже, включая детей Марии Валентиновны от первого брака, а также бывшая жена и старшая дочь в СССР.
5
Шаляпин был также талантлив и в живописи. Лучше всего ему удавались карикатуры и шаржи. На теплоходе по пути в США он как-то нарисовал шаржей на сумму, превышающую гонорар за спектакль.
6
Американцы платили Шаляпину больше, чем Энрико Карузо – редкий случай, когда бас ценится выше тенора.
7
Сын Шаляпина Федор Федорович до конца жизни называл вторую семью отца незаконной.
8
Свою супругу Иолу Шаляпин ласково называл Ёлочкой.
9
Мария Петцольд была также уроженкой Казани.
10
В 1984 году прах Федора Ивановича был перевезен из Парижа в Москву и захоронен на Новодевичьем кладбище.
Мика Морозов – картина Валентина Серова (описание)
Серов гениально воссоздал живописными средствами визуальный образ петровской эпохи. А может быть, начнет показывать дом, познакомит с его обитателями. На зрителя смотрит, скорее, высокообразованный штабной военачальник, несколько уставший, слегка «мягковатый» по характеру и чем-то немного встревоженный. Петр дубиной укладывает и этого на месте: «Будешь знать, как царя не признавать». А тут сиди неподвижно в комнате за столом. Трудился в архивах и запасниках Эрмитажа, зарисовывая в разных ракурсах посмертную маску Петра (ее снял с лица царя после его смерти скульптор Бартоломео Карло Растрелли), посещал исторические лекции, без устали занимаясь рутинной подготовительной работой.
Однако мы верим, что насильственный перерыв на пути, столь насущно-дорогом для дальнейшей жизни русского творчества, будет заполнен. Серов представляется нам не «первым» и не «последним»: он действительно ближайший к нам, а потому с особенной силой воспринимаемый «урок русской живописи». Кажется, что Веруша лишь на минуту уселась за столом, чтобы позировать художнику. В его подмосковной усадьбе Абрамцево были многие замечательные русские художники.
Блуза розоватого цвета подчеркивает юную свежесть лица. Идет такое страшилище с беспрестанно дергающейся головой. У нее чуть раздуваются ноздри, точно она не может отдышаться от быстрого бега.
Действительно, Шаляпин был человеком нервным и обидчивым часто жаловался, что стоит ему показаться где-нибудь в ресторане или просто выйти на улицу, как окружающие, узнав его, сразу начинают ждать какого-то необычного поведения от знаменитости. Именно таким образом – в рисунке – исполнены наиболее интимные, лирические портреты позднего Серова (портрет Обнинской с зайчиком, портреты девочек Касьяновых). Смерть оборвала поиски Серова резко и вдруг. Как-то не хочется называть эту красавицу персонажем картины. Через мгновение, может быть, рассмеется и, схватив вас за руку, увлечет за собою в сад.
Работа по картине Валентина Серова «Портрет Мики Морозова»
В семью Мамонтовых Валентин Серов вошел еще ребенком. » Художник работал над картиной осень и зиму 1907 года. Но, конечно же, суть картины «Петр I» не может быть сведена только к этому. Рано уйдет из жизни и сама Веруша Мамонтова.
Воображаю, каким чудовищем казался этот человек иностранцам и как страшен он был тогдашним петербуржцам. Перед художником не стояла цель изобразить властелина могущественной империи и здесь Серову, не смущенному высоким положением модели, удалось не хуже самых дотошных биографов раскрыть характер Николая II. Облик последнего русского царя изображенный Серовым на картине «Портрет императора Николая II», трудно ассоциируется с личностью, наделенной монаршей властью.
- Картины – Серов, Валентин Александрович
- Портрет княжны Ольги Александровны
- ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ЗАПИСКИ Страсти вокруг Серова
- Бесплатная помощь с домашними заданиями
- Презентация на тему: Валентин Серов
- План-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме
Но, увы, девочке не суждено выйти из-за стола – художник как будто остановил мгновение жизни, беззаботного детства этой девочки. Идет дальше. Такой она останется на века ибо этой картиной «Девочка с персиками» художник обессмертил не только себя, но и Верушу Мамонтову, двенадцатилетнюю дочь Саввы Ивановича Мамонтова, крупного промышленника, любителя искусств и художественного деятеля. Для земских школ, гимназий и реальных училищ великолепно напечатанные хромолитографии большого формата (61, 0х83, 0 см) стали прекрасными наглядными пособиями по отечественной истории.
Страшный человек. Увидит его рабочий – хлоп в ноги. «Девочка с персиками» была создана Серовым, еще не достигшим и двадцати двух лет, в 1887 году.
Валентин Александрович Серовродился 19 января 1865 года в Петербурге. Она живая, кажется, вот-вот выйдет из-за стола и пойдет навстречу гостю. » У того и дух вон. что его, этого человека, в котором не было ни на йоту тщеславности, оперы, всегда изображают каким-то оперным героем и красавцем. Московский издатель и книготорговец Иосиф Николаевич Кнебель менее всего думал об извлечении прибыли.
После написания этого шедевра художник проживет двадцать четыре года. Ее губы серьезно сжаты, но в них столько детского беззаботного и счастливого лукавства.
Описание Картины Джемса Уистлера «портрет Матери»Описание Картины Поля Гогена «сбор Плодов»Описание Картины Микеланджело Меризи Да Караваджо «юноша С Лютней»Описание Картины Рафаэля Санти «святой Себастьян»Каролин Бардуа
Дочь Федора Шаляпина — Дарья
Дочь Федора Шаляпина — Дарья — самый младший ребенок Шаляпина. Информации о ней сохранилось крайне мало. Известно, что она всю свою сознательную жизнь провела в Америке, дважды была замужем, родила двоих детей. Работала актрисой театра, но в историю она вошла как единственная из потомков Шаляпина, которая была против перенесения праха отца в Россию.
Именно её позиция и затормозила процесс на долгие годы, а захоронение Шаляпина на родине, стало возможным лишь после смерти Дарьи. Стоит сказать, что она скончалась в довольно молодом, по сравнению с братьями и сёстрами, возрасте (56 лет).
Юные годы
Родители, несмотря на бедность, заботились о том, чтобы дать сыну образование. Его первым учебным заведением стала частная школа Ведерникова, затем последовали четвёртое приходское казанское и шестое начальное училища. Последнее Шаляпин окончил в 1885 году, получив похвальный лист.
Летом этого же года Фёдор работал в земской управе писарем, зарабатывая 10 рублей в месяц. А уже осенью отец устроил его учиться в Арск, там только что открылось ремесленное училище. Юному Шаляпину почему-то очень сильно хотелось уехать из слободы, ему казалось, что впереди его ждёт прекрасная страна.
Но вскоре юноша вынужден был вернуться домой в Казань, потому что заболела мать, и надо было ухаживать за ней и младшими братом с сестрой.
Здесь ему удалось примкнуть к театральной труппе, которая гастролировала по Казани, он участвовал в спектаклях в качестве статиста. Однако это увлечение Фёдора не нравилось отцу, он говорил ему: «В дворники надо идти, а не в театр, тогда у тебя будет кусок хлеба». Но юный Шаляпин театром просто болел с того самого дня, когда впервые он попал на постановку пьесы «Русская свадьба».
Последние годы жизни
В 1937 г. у Ф. И. Шаляпина диагностировали лейкоз. Великий артист ушел из жизни через год, 12 апреля 1938 г. В 1984 г., благодаря барону Э. А. фон Фальц-Фейну, прах Шаляпина был доставлен в Россию.
Церемония перезахоронения выдающегося певца состоялась 29 октября 1984 г., на Новодевичьем кладбище.
Более сжатая для доклада или сообщения в классе
Вариант 2
Интересные факты
- В жизни Ф. И. Шаляпина было немало интересных, забавных фактов. В юности он пробовался в один и тот же хор вместе с М. Горьким. Шаляпина руководители хора “забраковали” по причине мутации голоса, предпочтя его нагловатому конкуренту. Обиду на гораздо менее даровитого, по его мнению, конкурента Шаляпин сохранил на всю жизнь.
- Познакомившись с М. Горьким, он рассказал ему эту историю. Удивленный писатель, весело смеясь, признался, что конкурентом в хор, которого вскоре выгнали из-за отсутствия голоса, был именно он.
- Сценический дебют юного Шаляпина был достаточно оригинальным. В то время он был главным статистом, и на премьере спектакля выступал в бессловесной роли кардинала. Вся роль заключалась в величественном шествии через всю сцену. Свиту кардинала играли младшие статисты, которые очень волновались. Репетируя, Шаляпин велел им на сцене делать все в точности, как и он.
- Выйдя на сцену, Федор Иванович запутался в мантии и упал. Думая, что так и надо, то же самое сделала и свита. Эта “куча мала” проползла по сцене, сделав трагическую сцену невероятно смешной. За это взбешенный режиссер спустил Шаляпина с лестницы.
-
/10
Вопрос 1 из 10
Детские годы
Фёдор появился на свет 1 февраля 1873 года в городе Казани. Отец певца, Иван Яковлевич Шаляпин, был крестьянином, родом из Вятской губернии. Мать, Евдокия Михайловна (девичья фамилия Прозорова), тоже была крестьянкой из Кумёнской волости, где располагалась в то время деревня Дудинцы. В селе Вожгалы в церкви Преображения Господня Иван и Евдокия повенчались в самом начале 1863 года. И только через 10 лет у них родился сын Фёдор, позже в семье ещё появились мальчик и девочка.
Отец трудился в земской управе в должности архивариуса. Мама занималась тяжёлым поденным трудом, мыла у людей полы, стирала бельё. Семья была бедная, денег на жизнь хватало с трудом, поэтому Фёдора с ранних лет начали обучать различным ремёслам. Мальчика отдавали на обучение к сапожнику и токарю, резчику по дереву, столяру, переписчику бумаг.
Также с ранних лет стало понятно, что у ребёнка отменный слух и голос, он частенько подпевал маме красивым дискантом.
Сосед Шаляпиных, церковный регент Щербинин, услышав пение мальчугана, привёл его с собою в церковь Святой Варвары, и они вместе спели всенощную и обедню. После этого в возрасте девяти лет мальчик начал петь в церковном слободском хоре, а также на деревенских праздниках, свадьбах, молебнах и похоронах. Первые три месяца Федя пел бесплатно, а потом ему было положено жалование в 1,5 рубля.
Уже тогда его голос не оставлял равнодушных слушателей, позже Фёдора приглашали петь в церкви соседних деревень. А ещё у него была мечта – играть на скрипке. Отец купил ему инструмент на барахолке за 2 рубля, и мальчик самостоятельно начал учиться тянуть смычок.
Один раз отец пришёл домой сильно пьяный и выпорол сына неизвестно за что. Мальчик от обиды убежал в поля. Лёжа на земле у озера, он горько рыдал, а потом ему вдруг захотелось петь. Затянув песню, Фёдор почувствовал, что стало легче на душе. А когда замолчал, ему показалось, что песня ещё где-то летает рядом, продолжает жить…
Слайд 41894. Избрание членом Товарищества передвижных художественных выставок. Поездка вместе с Коровиным
на Север.1896. Знакомство с А. Бенуа. Участие в Международной выставке мюнхенского Сецессиона.1897. Становится преподавателем Московского училища живописи, ваяния и зодчества.1989. Получает звание академика.1899. Избрание членом попечительского Совета Третьяковской галереи.1900. Выход из Товарищества передвижников, сближение с членами общества «Мир искусства». Участие во Всемирной выставкев Париже.1903. Участие в Международной выставке берлинского Сецессиона. Избрание действительным членом Академии художеств. 1904. Поездка в Италию.
Портрет Марии Львовой 1895
Портрет великого князя Павлв Александровича. 1897
Дети. Саша и Юра Серовы. 1899
Мика Морозов. 1901
Портрет С.П. Дягилева1904
Послереволюционный Петербург
После Октябрьской революции 1917 года Федор Иванович Шаляпин, великий русской певец, занимался творческим переустройством бывших императорских театров, был выборным членом дирекций Большого и Мариинского театров, руководил в 1918 году художественной частью последнего. В том же году был первым из деятелей искусств, удостоенных звания Народного артиста Республики. Внешне могло казаться, что жизнь Шаляпина благополучна и творчески насыщена. Его приглашали выступать на официальных концертах, он много выступал и для широкой публики. Но было и много трудностей, многое не устраивало певца в «новой» жизни.
Были и материальные трудности, и продовольственные, и разные другие. В то время все служащие получали скудные пайки. Но Шаляпин время от времени выступал где-то помимо театра, и за это получал то муку, то другую какую-нибудь провизию. В доме Шаляпина постоянно проводились обыски. «Итак, я — буржуй. В качестве такового я стал подвергаться обыскам. Не знаю, что искали у меня эти люди. Вероятно, они думали, что я обладаю исключительными россыпями бриллиантов и золота. Они в моей квартире перерывали все ковры. Говоря откровенно, в начале это меня забавляло и смешило. С умеренными дозами таких развлечений я готов был мириться, но мои милые партийцы скоро стали развлекать меня уже чересчур настойчиво», — писал певец в своих мемуарах. Бывали и комичные случаи. Однажды Шаляпин купил у знакомой балерины 15 бутылок вина. А ночью опять пришли солдаты с обысками, все вино забрали. Забрали также колоду карт и револьвер, не смотря на то, что у певца было разрешение на его ношение. Когда же составляли протокол об обыске, встал вопрос о том, какой системы револьвер. «Веблей Скотт», — ответил Шаляпин. «Библейской», — записал в протокол молодой человек. Череда обысков прервалась только после того, как Шаляпин обратился лично к Зиновьеву.
С Куприным, 1911. (wikipedia.org)
Были проблемы и с работой в театре. У Шаляпина постоянно случались конфликты с разными чиновниками каких-то департаментов, норовивших навести свои порядки в театре. Какие-то политики-коммунисты вообще заявляли, что это буржуазное искусство пролетариату не нужно, а актеры зря получают пайки. «Работа день ото дня становилась тяжелее и неприятнее. Рука, которая хотела бы бодро подняться и что-то делать, получала удар учительской линейки», — писал об этом Шаляпин. Однажды в Мариинский театр пришел циркуляр, в котором сообщалось, что бывшие Императорские театры имеют слишком богатый реквизит, костюмы, декорации, что нужно всем этим поделиться с провинциальными театрами. Чтобы спасти реквизит, Шаляпину пришлось ехать в Москву и обсуждать этот вопрос с самим Лениным.
«От сознания, что бежать трудно, мною — я помню эту минуту очень живо — овладело отчаяние. Мне пришло в голову, а что если эта блокада будет на всю мою жизнь? Не увижу я, значит, больше ни Средиземного моря, ни Альпийских гор, ни прекрасной Швейцарии. Неужели же, подумал я, здесь, на этой Пермской улице с ежедневными мерзостями в жизни, дрязгами в театре, бесконечными заседаниями комитетов, которые не помогают делу, осложняют его, — неужели мне придется прожить всю жизнь под свинцовой крышкой Петербургско-финляндского неба?», — писал певец.
Библиография
- Лебедев Г. Е. Валентин Серов / Отв. ред. П. Т. Щипунов; Обложка и титул Л. С. Хижинского. — Л.; М.: Искусство, 1946. — 100 с. — (Мастера русского искусства). — 10 000 экз. (обл.)
- Соколова Н. И. Валентин Александрович Серов. — М.: Изд-во Академии художеств СССР, 1961. — 80 с. — 40 000 экз. (обл., суперобл.)
- Кудря Аркадий. «Служенье красоте, или Жизнь художника Серова»
- Петров В. Возвращение исторической картины Серова. («После битвы на Куликовом поле», 1894. Дар ГИМ от Д. Поузена.) // Наше
- Наследие: Иллюстрированный культурно-исторический журнал. 1993. № 27.
При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: muzei-mira.com, ,
Творчество. Свобода. Живопись.
Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!
4.4/5 — (5 голосов)
НАЧАЛО ТВОРЧЕСКОЙ КАРЬЕРЫ ПЕВЦА ФЕДОРА ШАЛЯПИНА
Театральная карьера Шаляпина пока складывалась непросто. Правда, Федор уже дорос до главного статиста в театре. Ему поручили бессловесную роль кардинала, который должен был торжественно проследовать через всю сцену в сопровождении свиты. Перед выходом на сцену Шаляпин так волновался, что у него дрожали руки и ноги. Он долго объяснял младшим статистам их обязанности, предвкушая, как ахнет зал от их величественного шествия.
— Следуйте за мной и делайте все так же, как я, — приказал свите Шаляпин и вышел на сцену.
Но едва он сделал несколько шагов по сцене, как наступил на край своей длинной красной мантии и рухнул на пол. Сопровождавшая кардинала свита решила, что так и надо, и тоже упала. Шаляпин героически пытался встать на ноги, выпутаться из широкой кардинальской мантии, но безуспешно. Он так и прополз на четвереньках через всю сцену. За ним так же на четвереньках проползла и свита. Публика хохотала до колик. Едва Шаляпин приполз за кулисы, как его схватил взбешенный режиссер и спустил с лестницы, дав пинка под зад, и вдогонку сказал, чтобы статист больше и близко не смел подходить к театру.
Дебют Шаляпина, как оперного певца, состоялся 18 декабря 1890 года. Он спел партию Стольника в опере Монюшко «Галька» на сцене городского театра в Уфе.
Певец Федор Шаляпин с другом писателем Максимом Горьким
«По-видимому, и в скромном амплуа хориста я успел выказать мою природную музыкальность и недурные голосовые средства. Когда однажды один из баритонов труппы внезапно, накануне спектакля, почему-то отказался от роли Стольника в опере Монюшко «Галька», а заменить его в труппе было некем, то антрепренер Семенов-Самарский обратился ко мне — не соглашусь ли я спеть эту партию. Несмотря на мою крайнюю застенчивость, я согласился. Это было слишком соблазнительно: первая в жизни серьезная роль. Я быстро разучил партию и выступил.
Несмотря на печальный инцидент в этом спектакле (я сел на сцене мимо стула), Семенов-Самарский все же был растроган и моим пением, и добросовестным желанием изобразить нечто похожее на польского магната. Он прибавил мне к жалованью пять рублей и стал также поручать мне другие роли. Я до сих пор суеверно думаю: хороший признак новичку в первом спектакле на сцене при публике сесть мимо стула. Всю последующую карьеру я, однако, зорко следил за креслом и опасался не только сесть мимо, но и садиться в кресло другого…
В этот первый мой сезон я спел еще Фернандо в «Трубадуре» и Неизвестного в «Аскольдовой молгиле». Успех окончательно укрепил во мне решение посвятить себя театру».
Популярные сочинения
- Сочинение Вопросы, заданные человечеству войной Каждый день, человечество живет и процветает. Открытия, которыми оно готово похвастать, поражает ум и соображение. Ведь все великие открытия, когда-либо совершенные, стали атрибутом гордости и эстетического созерцания.
- Сочинение Чартков в произведении Портрет (Образ и характеристика) Чартков — юный художник. Ему было чуть больше двадцати. Он жил очень бедно, снимал квартиру на пятнадцатой линии Васильевского острова, не следил за своим нарядом
- Сочинение Ольга Ильинская в романе Обломов (Образ и характеристика) Одним из самых знаменитых произведений Ивана Гончаров является «Обломов». Это роман о социальном неравенстве, тяжёлой любви и полном непонимании себя как личности.
Музыка
В 1894 году Федор Шаляпин поступает на службу в Императорский театр Санкт-Петербурга, но строгость, царящая здесь, начинает его быстро тяготить. По счастливой случайности на одном из спектаклей его замечает благотворитель Савва Мамонтов и переманивает певца к себе в театр. Обладая особым чутьем на таланты, меценат обнаруживает в молодом темпераментном артисте невероятный потенциал. Он предоставляет Федору Ивановичу полную свободу у себя в коллективе.
Федор Шаляпин — «Очи Чёрные»
Во время работы в труппе Мамонтова Шаляпин раскрыл свои вокальные и артистические способности. Он перепел все знаменитые басовые партии русских опер, таких как «Псковитянка», «Садко», «Моцарт и Сальери», «Русалка», «Жизнь за царя», «Борис Годунов» и «Хованщина». Его исполнение роли Мефистофеля в «Фаусте» Шарля Гуно до сих пор остаётся эталонным. Впоследствии он воссоздаст похожий образ в арии «Мефистофель» в театре «Ла Скала», чем заслужит успех у мировой публики.
С начала XX столетия Шаляпин вновь появляется на подмостках Мариинки, но уже в роли солиста. Со столичным театром он гастролирует по странам Европы, попадает на сцену Метрополитен-оперы в Нью-Йорке, не говоря уже о регулярных выездах в Москву, в Большой театр. В окружении знаменитого баса можно заметить весь цвет творческой элиты того времени: И. Куприн, М. Врубель, К. Коровин, С. Рахманинов, итальянские певцы Т. Руффо и Э. Карузо. Сохранились фото, где он запечатлен рядом со своим близким другом Максимом Горьким.
Федор Шаляпин и Максим Горький
В 1905 году Фёдор Шаляпин особенно отличился сольными выступлениями, на которых он пел романсы и знаменитые на тот момент народные песни «Дубинушка», «Вдоль по Питерской» и другие. Все средства от этих концертов певец пожертвовал на нужды рабочим. Такие концерты маэстро превращались в настоящие политические акции, чем в дальнейшем Федор Иванович снискал себе почет у советской власти. К тому же дружба с первым пролетарским писателем Максимом Горьким обезопасила семью Шаляпина от разорения во время «советского террора».
После революции новая власть назначает Фёдора Ивановича руководителем Мариинского театра и присуждает ему звание Народного артиста РСФСР. Но в новом качестве певец проработал недолго, так как с первыми же заграничными гастролями 1922 года он иммигрировал с семьёй за границу. Больше он на подмостках советской сцены не появлялся. Спустя годы советское правительство лишило Шаляпина звания Народного артиста РСФСР.
Творческая биография Фёдора Шаляпина – это не только его вокальная карьера. Помимо пения, талантливый артист увлекался живописью и скульптурой. Также он снялся в кино. Ему досталась роль Ивана Грозного в одноименной кинокартине Александра Иванова-Гая, а также он участвовал в съёмках фильма немецкого режиссёра Георга Вильгельма Пабста «Дон Кихот», где Шаляпин исполнил главную роль знаменитого борца с ветряными мельницами.
Личная жизнь
Первой супругой Фёдора Шаляпина была Иола Торнаги. Говорят, что противоположности притягиваются, наверное, следуя этому закону их, абсолютно разных, так сильно тянуло друг к другу.
Он, высоченный и басистый, она, тоненькая и маленькая балерина. Он ни слова не знал на итальянском языке, она совершенно не понимала по-русски.
Итальянская молоденькая балерина была у себя на родине настоящей звездой, уже в 18 лет Иола стала примой венецианского театра. Затем последовал Милан, французский Лион. И тут её труппу пригласил на гастроли в Россию Савва Мамонтов. Здесь и произошло знакомство Иолы и Фёдора. Она понравилась ему сразу, и молодой человек стал оказывать всяческие знаки внимания. Девушка же напротив долгое время оставалась холодна к Шаляпину.
Однажды во время гастролей Иола заболела, и Фёдор пришёл её проведать с кастрюлей куриного бульона. Постепенно они стали сближаться, завязался роман, и в 1898 году пара обвенчалась в небольшой деревенской церкви.
Свадьба была скромной, а через год появился первенец Игорь. Иола оставила сцену ради семьи, а Шаляпин стал ещё больше гастролировать, чтобы зарабатывать на приличное содержание жены с ребёнком. Вскоре в семье родились две девочки, но в 1903 году произошло горе – первенец Игорь умер от аппендицита. Фёдор Иванович с трудом смог пережить это горе, говорят, что он даже хотел покончить жизнь самоубийством.
В 1904 году супруга подарила Шаляпину ещё одного сына Бореньку, а в следующем году у них родились близнецы – Таня и Федя.
Но дружная семья и счастливая сказка разрушились в один момент. В Петербурге у Шаляпина появилась новая любовь. Более того, Мария Петцольд, была не просто любовницей, она стала второй супругой и матерью трёх дочерей Фёдора Ивановича. Певец разрывался между Москвой и Санкт-Петербургом, и гастроли, и две семьи, он наотрез отказывался бросать свою любимую Торнаги и пятерых детей.
Когда Иола всё узнала, долгое время скрывала от детей правду.
В 1922 году Шаляпин эмигрировал из страны со второй своей женой Марией Петцольд и дочерьми. Лишь в 1927 году в Праге они официально зарегистрировали свой брак.
Итальянка Иола Торнаги осталась в Москве с детьми, пережила здесь и революцию, и войну. На родину в Италию она вернулась лишь за несколько лет до своей смерти, прихватила с собой из России лишь фотоальбом с портретами Шаляпина.
Из всех детей Шаляпина последней умерла Марина в 2009 году (дочь Фёдора Ивановича и Марии Петцольд).
Сочинения и письма Фёдора Шаляпина:
Страницы из моей жизни (Автобиография Ф. И. Шаляпина), «Летопись», 1917, № 1—12 (частично), полностью в книге: Ф. И. Шаляпин, т. 1, М., 1957, 1976;Les fleurs de mon Pays, «Matin», 1908, 19 mai (русский перевод — Шаляпин Ф., Цветы моей Родины, «Судоходец», Нижний Новгород, 1908, 12 мая, также в книге: Ф. И. Шаляпин, т. 1, М., 1957, 1976;Маска и душа, Париж, 1932, фрагменты в книге: Ф. И. Шаляпин, т. 1, М., 1957, 1976;Sаlарin Teodor, Spiewak na scenie operowei, «Muzyka», t. 9, 1934 (русский перевод — Певец на оперной сцене, «Советская музыка», 1953, № 4, то же в книге: Ф. И. Шаляпин, т. 1, М., 1957, 1976);Об А. М. Горьком (вместо некролога), Париж, 1936, июль, то же, в книге Ф. И. Шаляпин, т. 1, М., 1957, 1976;Переписка Ф. И. Шаляпина с А. М. Горьким, «Горьковские чтения. 1949—1952», М., 1954, также в книге: Ф. И. Шаляпин, т. 1, М., 1957, 1976;Переписка Ф. И. Шаляпина с В. В. Стасовым, в книге: Ф. И. Шаляпин, т. 1, М., 1957, 1976.
Отъезд из России
Из первой поездки за границу Шаляпин вернулся в Петербург с некоторой надеждой как-нибудь вырваться на волю, из второй он уже вернулся с твердым намерением осуществить эту мечту. Жить за границей одному, без любимой семьи, Федору Шаляпину и не мыслилось. Но выехать со всей семьей было намного сложнее. «И вот тут — каюсь — я решил покривить душою. Я стал развивать мысль, что мои выступления за границей приносят советской власти пользу, делают ей большую рекламу. «Вот, дескать, какие в «Советах» живут и процветают артисты!» Я этого, конечно, не думал. Всем же понятно, что если я неплохо пою и неплохо играю, то в этом председатель Совнаркома ни душой ни телом не виноват, что таким уж меня задолго до большевизма создал Господь Бог. Я это просто бухнул в мой профит», — вспоминал певец. Но заветное разрешение выехать за границу с семьей таки было получено.
В роли Бориса Годунова. (wikipedia.org)
Одним ранним летним утром 1922 года, на набережной Невы, поблизости от Художественной Академии, собрался небольшой кружок знакомых и друзей Федора Шаляпина. Сам певец с семьей стоял на палубе. Они махали платками, а музыканты Мариинского оркестра разыгрывали марши. Когда же двинулся пароход, музыканты заиграли «Интернационал»… Шаляпин навсегда покинул Россию.
Адреса[править | править код]
Дача Шаляпина в Кисловодске
В Санкт-Петербурге
- 1894—1895 — гостиница «Пале Ройяль» — Пушкинская улица, 20;
- 1899 — Колокольная улица, 5;
- 1901 — конец 1911 — меблированные комнаты О. Н. Мухиной, Большая Морская улица, 16;
- 1909 — меблированные комнаты в квартире Животовских, Набережная Крюкова канала, 10;
- конец 1911 — весна 1912 — доходный дом на Литейном проспекте, 45;
- лето 1912 — осень 1914 — Никольская площадь, 4, кв. 2;
- осень 1914 — 22 июня 1922 — Пермская улица, 2, кв. 3. Собственный дом Шаляпина в Петрограде. Занимал с семьей второй этаж дома. В апреле 1975 г. на этом месте был открыт первый Мемориальный музей Ф. И. Шаляпина. В экспозиции музея представлен оригинальный портрет Федора Шаляпина кисти Бориса Кустодиева.
В Москве
Памятник на могиле Шаляпина на Новодевичьем кладбище, 2019 Шаляпин впервые оказался в Москве в начале лета 1894 года, когда в театральном бюро Е. Н. Рассохиной (Георгиевский переулок, 1) он подписал контракт на выступления в Петербурге и Казани. До 1899 года Шаляпин жил во флигеле дома № 36 на Долгоруковской улице (не сохранился), затем — в доме № 9 по Большому Чернышевскому переулку. Примерно год спустя он переехал в дом № 24 в Леонтьевском переулке, после чего в 1904 году поселился в 3-м Зачатьевском переулке, в доме № 3. Здесь в его семье вскоре после переезда родился сын Борис, а в следующем году — двойняшки Фёдор и Татьяна. Этот дом находился в аварийном состоянии, пока в 2020 году, после судебных слушаний, не началась его активная реставрация. Следующим адресом Шаляпина в Москве стал особняк на Новинском бульваре, где сегодня находится его Дом-музей.
В Плёсе
В 1910 году Шаляпин впервые приехал в Плёс, который ему так понравился, что в его окрестностях он выкупил пустошь Хмельницы. Приезжал туда в июне и в сентябре 1912 года вместе с архитектором И. Кузнецовым[источник не указан 1125 дней
], подготовившим план будущего дома, который и был построен к 1914 году по соседству с имением С. А. Шулепникова «Утешное». В августе 1922 года дача Шаляпина была представлена к муниципализации Середским УИК , но муниципализация этой дачи не была утверждена главным управлением коммунального хозяйства, в 1924 году имение всё же было муниципализировано, в нём разместился дом отдыха.
Слайд 51905. Став свидетелем расстрела демонстрации 9 января («Кровавое воскресенье»), подает вместе
с В. Поленовым заявление в Совет Академии художеств, обвиняя президента Академии — главнокомандующего петербургским военным округом — в организации расстрела. Выходит из состава Академии в знак протеста.1907. Поездка в Грецию и на Крит.1908. Участие в первой коллективной выставке русских художников в Вене. Избран действительным членом венского Сецессиона. 1909. Выход из состава преподавателей МУЖЗВ в знак протеста против отказа допустить к преподаванию скульптора А. Голубкину.1910. Поездки в Рим и Париж.1911. Скоропостижная смерть.
Разгон казаками демонстрации в 1905 г. 1905
Портрет Марии Акимовой.1908
Портрет И.А. Морозова. 1910
Портрет княгини Ольги Орловой. 1910