Художник валентин серов: биография, семья, творчество

Ранние работы

Наиболее выдающимися работами раннего периода были портреты: «Девушка с персиками» (1887) и «Девушка освещённая солнцем» (1888), обе находятся в Третьяковской галерее. В этих картинах Серов сосредоточился на спонтанности восприятия модели и природы. Признаки раннего русского импрессионизма появились в развитии света и цвета, комплекса гармонии отражений, чувства насыщения атмосферой и свежего живописного восприятия мира.

Портретное искусство и успех

Начиная с 1890 года портрет стал основным жанром в творчестве Серова. Именно в этом жанре его ранний стиль станет очевидным, а картины будут отличаться психологически точными характеристиками изображаемых. Любимыми моделями Серова были актёры, художники и писатели («Константин Коровин», 1891, «Исаак Левитан», 1893, «Николай Лесков», 1894, «Николай Римский-Корсаков», 1898, — все в Третьяковской галерее).

Девушка с персиками (1887) стала картиной, открывшей русский импрессионизм.

Первоначально Серов воздерживался от полихромного, яркого стиля живописи 1880-х годов, и часто предпочитал преобладающую гамму чёрно-серого или коричневого тона. Черты импрессионизма иногда появлялись в композиционном построении портрета или захвате чувств спонтанных движений. Как и в творчестве его современников, Джона Сингер Сарджента и Андерса Зорна, импрессионизм не был догматичным, но происходил от учения Халса и Веласкеса настолько же насколько и от современной теории. Получая широкую популярность, в 1894 году Серов присоединился к передвижникам, и взял важные заказы, среди которых были портреты великого князя Павла Александровича 1897 года (Третьяковская галерея), Боткина С. М. 1899 года, Юсуповой Ф. Ф. 1903 года, а также княгини Ольги Орловой (все три портрета находятся в Русском музее в Санкт-Петербурге). В этих правдивых, композиционно правильных и живописных исполнениях в величественной манере, Серов постоянно использовал линейно-ритмический рисунок в сочетании с декоративно-цветовыми комбинациями.

В то же время, он разработал контрастное направление: часто создавал интимные, искренние, камерные портреты, в основном женщин и детей. В портретах детей Серов стремился захватить позу и жест, чтобы показать и подчеркнуть непосредственность внутреннего движения, искреннюю чистоту и ясность взгляда ребёнка («Дети», 1899, Русский музей; «Мика Морозов», 1901, Третьяковская галерея). Серов часто обращался к различным графическим методам — акварели, пастели, литографии и так далее. Фигуры в портретах Серова постепенно становились всё более и более графически изысканными и экономичными, особенно в поздний период (Василий Качалов, 1908, Тамара Карсавина, 1909; многочисленные персонажи из басен Ивана Крылова, 1895-1911). В 1890-1900 годах Серов написал много пейзажей страны, в которых художественное направление взял романтический поворот.

Биография

Детство и юношество

Саава Иванович Родился 8 декабря 1842 года в купеческой семье Ивана Фёдоровича Мамонтова и Марии Тихоновны Лахтиной, был третьим ребёнком. В 1849 году И.Ф.Мамонтов переехал в Москву, где приобрел права на винный откуп. Впоследствии Иван Фёдорович для торговли с Персией совместно с железнодорожным подрядчиком П.И.Губониным основал в 1857 году «Закаспийское торговое товарищество». Оно стало главным торговым конкурентом Закавказской торговой компании. Кроме того, отец Саавы Ивановича владел акциями Московско-Курской и Московско-Ярославской железных дорог.

Семья Мамонтовых жила богато: арендовала роскошный особняк, устраивала приёмы, балы. Образ жизни Мамонтовых был нетипичен для капиталистов тех времён, связей и знакомств в Москве у И.Ф.Мамонтова не было.

Савва вместе со своим братом был отдан во 2-ую Московскую гимназию. Он демонстрировал хорошее поведение, однако имел черту увлекаться интересными ему предметами, игнорируя другие: так, быстро выучив немецкий язык и имея по нему отличные баллы, он получал двойки и тройки по латыни. Успехами в образовании он не отличался, чем вызывал беспокойство своего отца.

Начиная с 1858 года, Савва регулярно посещал театр и высказывал своё мнение о постановках в дневнике. Семья Саввы устраивала вечера, где проводились обсуждения спектаклей и книг, пение, музицирование.

Молодость

В 1860 году Савва проваливает экзамен по латыне, однако за него экзамен пересдал другой юноша. Савва поступил в Петербургский университет, переведясь затем на юридический факультет Московского университета. Савва всё больше увлекался театром и даже вошёл в театральный кружок. Отец Саввы с тревогой относился к праздным увлечениям сына. Сам Савва всё хуже учился в университете.

Видя это, Иван Фёдорович Мамонтов решил отправить Савву по делам Закаспийского торгового товарищества в Баку. Осенью 1863 года Савва Мамонтов стал руководить центральным Московским отделением товарищества.

Лучший портретист

В конце XIX-начале XX вв. Серов стал одним из лучших портретистов России. Его живописное и колористическое мастерство, точность в передаче внешнего и внутреннего образа удивляли современников. Он умел найти точные изобразительные средства для каждого портрета и в совершенстве воплотить жизненный образ. Его портреты – не только талантливое воспроизведение физических черт определённого лица, но и точная передача внутреннего мира, в котором жил изображаемый человек.Он создал около 300 портретов.Его живописные портреты отличаются разнообразием поз, неповторимостью положений, поворотов, жестов. Портреты художник создавал с учётом различия каждого человека, его неповторимой индивидуальности. Он сажал человека для позирования так, чтобы эта поза была для него наиболее характерной. Например, для портрета Л. Бакста он берет только одну голову, чтобы фигура не помешала задуманной им тонкой характеристике выражения её лица, глаз, движений и тех неуловимых особенностей, которые есть у каждого человека. А Семёнова-Тян-Шанского он посадил по-стариковски, как ему в восемьдесят лет и подобает.

В. Серов. Портрет Л. Бакста (вторая половина 1900-х гг.)

В. Серов. Портрет Семёнова-Тян-Шанского (1905)

Валентин Александрович Серов (Valentin Alexandrovich Serov; родился 19 февраля 1865 г. — умер 5 декабря 1911 г.) — знаменитый русский художник, гениальный мастер портрета, в его работах наблюдается поразительное сходство с моделями. Картины Валентина Серова отражают внутренний мир героя, честно раскрывая его черты. Творчество живописца не ограничивается каким-либо направлением: художника смело можно назвать многогранным, универсальным автором.

События

3 октябрь 1841 рождение: Ялуторовск, Тобольская губерния, Российская империя

1865 брак: Елизавета Григорьевна Сапожникова (Мамонтова) р. 1847 ум. 1908

1867 рождение ребёнка: Сергей Саввович Мамонтов р. 1867 ум. 1915

1869 рождение ребёнка: Андрей Саввич Мамонтов р. 1869 ум. 1891

15 октябрь 1870 рождение ребёнка: Всеволод Саввович Мамонтов р. 15 октябрь 1870 ум. 5 июнь 1951

1875 рождение ребёнка: Вера Саввишна Мамонтова (Самарина) р. 1875 ум. 1907

22 апрель 1878 рождение ребёнка: Александра Савельевна Мамонтова р. 22 апрель 1878

1883 рождение ребёнка: Наталия Саввишна Мамонтова (Третьякова) р. 1883 ум. 1945

6 апрель 1918 смерть: Абрамцево, Московская губерния, РСФСР, похоронен в Абрамцево

Серов и семья Мамонтовых

Хотя Вера Мамонтова изображена крупным планом, в окружающую обстановку Серов умудрился включить много примечательных деталей.

Сразу становится понятно, что он хорошо знаком не только с самой девочкой, но вообще с этим домом и его атмосферой.

Андрей Аллахвердов. Валентин Серов. 2016. Частное собрание (всю серию портретов художников XIX-XX веков смотрите на сайте allakhverdov.com).

И в самом деле, Серов считал усадьбу Мамонтовых в Абрамцево своим вторым домом. Он подолгу бывал здесь каждый год с 10-летнего возраста.

Его мать была очень занятой женщиной, не особо занимающейся сыном. А здесь он чувствовал себя любимым и нужным. Отсюда столько интересных деталей.

Всеволод, Сергей, Александра и Андрей Мамонтовы (братья и сестра Веры Мамонтовой). Столовая в усадьбе Абрамцево (где и позировала Вера Мамонтова). Конец 1880-х годов.

Что же мы можем прочесть по этим деталям?

Обратите внимание, сколько «в кадр» картины уместилось стульев! На фото той же столовой видно, что их и в самом деле было много. Очевидно, что семья была большая и гостей в ней любили

Да, усадьба Мамонтовых была по сути клубом для творческих людей. Здесь часто бывали и Васнецов, и Врубель, и Коровин. И многие другие художники, писатели, актеры.

Ещё мы видим, что обстановка дома довольно простая. Хотя Мамонтовы были людьми богатыми. Светлые стены, обычная скатерть, одинокое расписное блюдо.

Никакой роскоши. Хозяева были людьми не кичливыми.

Валентин Серов. Савва Мамонтов. 1891 г. Тульский музей изобразительных искусств.

Савву Момонтова, главу семьи, называли русским Медичи. За его покровительство талантливым людям

Ему было не важно материальное положение гостя. Людей в этом доме ценили за одаренность и человеческие качества

Серов тоже оценивал людей по поступкам, никогда – по их статусу. Поэтому не удивительно, что в этом доме он себя так комфортно чувствовал.

Семья Мамонтовых и их дом – очень важная часть жизни художника. И как раз на картине «Девочка с персиками» мы прекрасно это чувствуем.

***

Интересно, что широкая публика не видела «Девочку с персиками» целых 40 лет после ее создания (если не считать участия картины в эпизодических выставках).

Она была в семье Мамонтовых до 1929 года. Пока ее не вывезли из усадьбы Абрамцево и не передали в Третьяковскую галерею.

Может, оно и к лучшему. Вряд ли бы публика оценила «Девочку с персиками» тогда, когда были популярны художники-передвижники. Ее время на тот момент ещё не пришло.

***

Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.

Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.

Хронология жизни Валентина Алексеевича Серова.

  • 1865, 7 (19) января родился в Петербурге. Отец — композитор и музыкальный критик Александр Николаевич Серов (1820-1871), автор опер Юдифь, Рогнеда, Вражья сила. Мать — Валентина Семеновна Серова (урожд. Бергман, 1846-1927), композитор и музыкально-общественный деятель.
  • 1871. Смерть отца.
  • 1872. Живет с матерью в Мюнхене. Начало занятий рисунком с Карлом Кеппингом, впоследствии известным офортистом и керамистом.
  • 1874. Переезд с матерью в Париж. Начало систематических занятий с И. Е. Репиным. Возвращение в Россию. Знакомство с семьей Мамонтовых. Обучение в гимназии К. И. Мая.
  • 1876. Переезд с матерью в Киев.
  • 1878. Возвращение в Москву. Продолжение занятий с Репиным.
  • 1880. Поездка с Репиным в Крым и Запорожье. Поступление в петербургскую Академию художеств.
  • 1883. Поездка в Крым и Сочи с В. Д. Дервизом.
  • 1885. Поездка в Мюнхен и Голландию. В Мюнхене Серов изучает коллекцию Старой Пинакотеки, копирует Веласкеса.
  • 1886. Знакомство с К. А. Коровиным. Официальное оформление выхода из Академии художеств. Участие в 5-й периодической выставке МОЛХ.
  • 1887. Поездка в Вену и Италию с И. С. Остроуховым, М. С. и Ю. С. Мамонтовыми. «Девочка с персиками».
  • 1888. «Девушка, освещенная солнцем»; «Заросший пруд». 8-я периодическая выставка МОЛХ, на которой за «Девочку с персиками» Серов
  • получил единственную премию, присуждавшуюся за портрет.
  • 1889. Женитьба на О. Ф. Трубниковой (1865-1927). Поездка в Париж. Затем Серовы обосновались в Москве.
  • 1891. Портреты Ф. Таманьо, К. А. Коровина.
  • 1892. Встречается с Л. Н. Толстым во время работы над портретом С. А. Толстой.
  • 1893. Портрет И. И. Левитана. Рождение сына Александра.
  • 1894. Избран членом ТПХВ. Поездка с Коровиным на Север, в Архангельск и на Мурман, где оба художника пишут многочисленные этюды. Рождение сына Георгия.
  • 1895. «Октябрь. Домотканово».
  • 1896. Знакомство с А. Н. Бенуа. Участие в Международной выставке мюнхенского Сецессиона. Рождение сына Михаила.
  • 1897. Становится преподавателем МУЖВЗ. Портрет великого князя Павла Александровича.
  • 1898. Получает звание академика живописи.
  • 1899. Избран членом попечительского Совета Третьяковской галереи.
  • 1900. Выходит из ТПХВ. Становится членом «Мира искусства». Покупает участок земли в Финляндии и строит дачу, где отныне почти каждый год проводит летние месяцы. Участие во Всемирной выставке в Париже (Grand Prix за портрет Павла Александровича). Начало работы над портретами семейства Юсуповых.
  • 1901. Рождение сына Антона.
  • 1902. Поездка в Германию.
  • 1903. Участие в Международной выставке берлинского Сецессиона. Избран действительным членом Академии художеств.
  • 1904. Поездка с женой в Италию.
  • 1905. Становится свидетелем расстрела демонстрации 9 января. 18 февраля вместе с В. Д. Поленовым подает заявление в Совет Академии художеств, в котором обвиняет президента Академии (и одновременно главнокомандующего петербургским военным округом) в организации расстрела. 10 марта в знак протеста выходит из состава действительных членов Академии. Выход Серова явился единственным подобным актом за всю историю существования Академии. Портреты Ермоловой, Горького.
  • 1906. Поездка в Париж.
  • 1907. Поездка с Л. С. Бакстом в Грецию и на Крит. Отклоняет приглашение преподавать в Академии художеств. Петр I; Портрет Г. Л. Гиршман.
  • 1908. Участие в Первой коллективной выставке произведений русских художников, организованной в Вене. Избран действительным членом венского Сецессиона. Рождение дочери Натальи.
  • 1909. Выходит из состава преподавателей МУЖВЗ в знак протеста против отказа допустить к занятиям скульптора А. С. Голубкину ввиду ее «политической неблагонадежности». Поездка в Берлин и Париж.
  • 1910. Поездка в Рим и Париж. Работа над композициями Похищение Европы и Одиссей и Навзикая; портрет Иды Рубинштейн.
  • 1911. Участие в Международной художественной выставке в Риме, поездка в Рим, затем в Париж, Флоренцию, Лондон. Встреча с А. Матиссом, посетившим Москву осенью. Портрет O.K. Орловой. 22 ноября (5 декабря) Серов скоропостижно скончался. Похоронен на Донском кладбище в Москве. Позднее останки перенесены на Новодевичье кладбище.

Ссылки:

Примеры сочинений (3-4 класс)

                      Сочинение по картине В.А. Серова «Девочка с персиками»

        Мы видим картину » Девочка с персиками». С этим портретом нас познакомил русский художник В.А. Серов.         В центре картины изображена девочка в розовой кофточке, которая сидит за столом. Она очень красивая. Большие черные глаза вдумчиво устремлены вдаль. Кажется, что мы смотрим друг на друга! В руках девочка держит спелый персик. Художник использовал такие удивительные краски, что смог показать спелость фруктов. Персики на столе сочные, вкусные. А девочка такая милая, видно, что улыбкой нас одарить хочет.       На заднем плане окно, через которое льется солнечный свет. Деревья в золотом убранстве. Осень. Комната тоже озарена теплыми тонами.Картина прекрасна! Автор изобразил и пейзаж за окном, и натюрморт. А главное – лицо девочки, миловидность и красоту героини.

***

        Передо мной картина великого художника В.А. Серова « Девочка с персиками». Это портрет девочки.        Девочка внимательно смотрит на художника. У нее красивое лицо с ровным загаром, большие карие глаза. Волосы и брови темные. Одета девочка в розовую кофточку. На груди повязан красивый черный бант. Под бантом прицеплен красный цветочек. В худеньких загорелых ручках девочки спелый персик.         Комната светлая, солнышко играет своими лучиками по стенам. Открыта дверь в другую комнату – там тоже солнечно. Картина написана осенним теплым днем. Девочка сидит за большим обеденным столом. На белой скатерти лежат персики и кленовые листочки.         Мне очень понравилась картина В.А.Серова! От нее веет теплом и спокойствием.

***

         На картине В.А.Серова изображен портрет девочки.         Девчушка в розовой кофточке сидит в светлой комнате за большим обеденным столом. Перед ней лежат спелые сочные персики. Один плод девочка держит в своей руке. Персики имеют насыщенный цвет. Большие глаза девочки смотрят пристально на нас. В них мелькает и удивление и лукавство.        На заднем плане в окне видны деревья в осеннем убранстве. Солнце и золотой наряд природы придают картине особую красоту. Утренний свет проникает в комнату. Лучи скользят по стенам, по белой скатерти стола, по руке девочки, и по фруктам.        Картина » Девочка с персиками» написана с любовью, от портрета веет спокойствием и чистотой. 

Ближайшие предки и потомки

Прародители

Аристарх Иванович Мамонтов

Прародители
Родители

Николай Фёдорович Мамонтов рождение: 1807брак: Вера Степановна Вагина (Мамонтова) смерть: 1860

Михаил Фёдорович Мамонтов

Иван Тихонович Лахтин

Родители
 
== 3 ==

Анатолий Иванович Мамонтов рождение: ок. 1840?смерть: 4 октябрь 1905

Виктор Иванович Мамонтов

Фёдор Иванович Мамонтов рождение: ок. 1837?брак: Ольга Ивановна Кузнецова (Мамонтова) смерть: 1874, Киреево

Николай Иванович Мамонтов рождение: 1845брак: Анна Александровна Щепотьева , Херсонсмерть: 1918

Александра Ивановна Мамонтова (Карнович) рождение: 1833брак: Денис Гаврилович Карнович

Ольга Ивановна Мамонтова

Елизавета Григорьевна Сапожникова (Мамонтова) рождение: 1847брак: Савва Иванович Мамонтов смерть: 1908

== 3 ==
Дети

Варвара Аполлоновна Эберле (Эберлей, Мельникова, Мамонтова) рождение: 1870, Никольское, Афанасьевская волость, Елецкий уезд, Орловская губерния, Российская Империятитул: Орловская губерния, Российская Империя, дворянепрофессия: оперная певицабрак: Сергей Саввович Мамонтов брак: П. И. Мельников смерть: 1941, СССР

Александр Дмитриевич Самарин рождение: 1868брак: Вера Саввишна Мамонтова (Самарина) смерть: 1932

Сергей Николаевич Третьяков рождение: 1882брак: Наталия Саввишна Мамонтова (Третьякова) смерть: 1944

Елена Дмитриевна Свербеева (Мамонтова) рождение: 3 октябрь 1876брак: Всеволод Саввович Мамонтов смерть: 10 февраль 1971

Дети
Внуки

Николай Сергеевич Чернышев
брак: Елизавета Александровна Самарина (Чернышева)

Екатерина Петровна Раевская (Самарина)
брак: Юрий Александрович Самарин

Олег Васильевич Волков рождение: 1900брак: Софья Всеволодовна Мамонтова (Волкова) смерть: 1996

Внуки

Обучение

А Валентин продолжил в Москве свои занятия с Репиным, который к тому времени уже вернулся в Россию и поселился в Хамовниках. Также Серова определили на учёбу в третий класс первой московской прогимназии. Учиться парню не нравилось совсем, худшего ученика в классе вряд ли можно было отыскать, зато его рисунками восхищались все.

Когда уезжали с Украины, мама Валентина Семёновна оказалась беременной и в 1879 году родила дочь Надежду. Весной мать с младшими детьми уехала в Новгородскую губернию, а старшего Валентина оставила в Москве у своих родственников.

Но 14-летний юноша больше жил у Репина и под его руководством начал много и усердно работать. Репин писал портреты масляными красками, а Серов копировал их карандашом, так он учился передавать светотеневые эффекты. Юноше всё больше нравилось рисовать натюрморты, но уже в 1879 году он написал первые свои знаменитые портреты – мецената Саввы Ивановича Мамонтова и членов его семьи, а также своего учителя Репина.

Из гимназии Серова отчислили, и он с чистой совестью стал путешествовать с учителем Ильёй Ефимовичем. Репин много ездил, чтобы собрать материалы для своих работ, а Валентин всюду следовал за ним. Они проехали через всю Украину и Крым, побывали также в местах, связанных с Запорожской Сечью, а на лето уезжали в Абрамцево.

В 1880 году Репин направил Серова в Петербург, где парень поступил в Императорскую Академию Художеств. Как и советовал ему Илья Ефимович, Серов попал в класс П. П. Чистякова, который уже воспитал не одно поколение талантливых художников – Сурикова, Репина, Поленова, Врубеля.

Валентин беспрекословно подчинялся Чистякову, порой его мнение было важнее для него, чем репинское. И Чистяков в свою очередь любил способного студента, гордился им и первым открыл юному художнику сокровища Эрмитажа. Он говорил о Серове, что «не встречал ещё в своей жизни человека, которому бы в такой полной мере природа отпустила талант в постижении художественного искусства. У него всё было превосходно: светотень и колорит, рисунок и характерность, композиция и чувство цельности».

Желание Серова творить самостоятельно было слишком велико, и, не окончив курса, он покинул Академию. Своё дальнейшее художественное образование он получил в голландских и итальянских музеях, где изучал живопись Европы.

Серов-импрессионист

Серов скорее всего не видел ни одной работы французских импрессионистов до создания своей «Девочки с персиками». Да и мало, кто из русских художников их видел. Особо даровитых, как Вы уже поняли, отправляли в Италию. Учиться реализму.

Получается, что Серов писал, как импрессионист, интуитивно. Причём это не единственная его работа в стиле впечатленцев. Следующим летом он создал ещё один свой шедевр «Девушка, освещённая солнцем».

Валентин Серов. Девушка, освещённая солнцем. 1888 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Признаков этого «воздушного и солнечного» стиля в «Девочке с персиками» очень много.

Мазки на ней не спрятаны, создавая атмосферу легкости и свежести.

Видно и желание Серова поймать жизненный момент. Как будто девочка только-только вбежала в комнату. Об этом говорит румянец на ее щеках. Села за стол, схватила персик. Вот она сейчас его разрежет ножом и будет им наслаждаться.

Все, как любили импрессионисты. Никаких кульминаций, закрученных сюжетов. Просто момент из обычной жизни.

Есть здесь и свойственный импрессионистам эффект «случайной» композиции. Посмотрите, как интересно «обрезано» рамой пространство.

Слева край другой комнаты и стула в ней. Справа еле-еле влез «в кадр» подсвечник. Это тоже очень подчеркивает жизненность происходящего.

Но один момент все же отличает Серова от импрессионистов. Те, как правило, работали быстро. Ведь они хотели запечатлеть момент здесь и сейчас. Пока, например, не зашло солнце. Их шедевры – это результат работы нескольких часов.

Серов же быстро работать не умел. И «Девочка с персиками» – не исключение. Он писал эту картину … 2 месяца. Начал в августе, а закончил в сентябре.

Отсюда – желтая листва за окном. И сами персики, которые созревали в оранжерее Мамонтовых как раз в сентябре-октябре.

Самые дорогие картины Валентина Серова

Картины Серова высоко ценятся на международных аукционах и нередко уходят с них в частные коллекции по высоким ценам. За последние двадцать лет в период с 2000 года оборот продаж работ художника составил 25 млн долларов суммарно за 83 картины. Посмотрим несколько примеров наиболее дорогих уходов.

Рекорд принадлежит картине «Портрет Марии Цетлиной», которая наделала много шума на аукционе Christie’s. Появление здесь в 2014 году полотна такого большого значения стало полной неожиданностью. Обычно такие холсты висят в музеях и крайне редко оказываются на торгах. И именно из музея портрет попал на аукцион вот по какой причине. Картина украшала один из музеев города Рамат-Ган (Израиль), куда она попала после смерти наследников Цетлиной. Так как музеи города пришли в упадок, городские власти решили выставить некоторые работы на аукцион, чтобы на вырученные средства поправить положение. Местным жителям такой подход совсем не понравился, и они устроили забастовку. Однако эта мера не помешала холсту попасть на торги, причем ушел он с молотка за баснословные 14,5 млн долларов. Так как эта сумма оказалась в 4 раза больше ожидаемой прибыли, власти пообещали построить в городе новый музей русского искусства.

В. Серов. Портрет Марии Цетлиной. 1910 г.

Не меньшей неожиданностью для аукциона стал и портрет Оскара и Розы Грузенберг. На нем запечатлен знаменитый юрист, которого называли защитником угнетенных, Оскар Грузенберг и его супруга Роза. Репродукция этой картины неоднократно появлялась в монографиях о художнике. При этом копия была черно-белой, так как местонахождение оригинала никто не знал. Как выяснилось на аукционе, портрет все это время оставался в семье Грузенберг и был выставлен на торги правнучкой пары с портрета. Картину продавали в 2012 году на аукционе Fine Art Auctions в Майами.

Эксперты были весьма удивлены, что такая масштабная работа предлагалась на малоизвестном аукционе всего за 150-200 тысяч долларов. Однако покупатели по достоинству оценили это произведение и бились до тех пор, пока цена не взлетела в десятки раз и не достигла планки 4,67 млн долларов.

В. Серов. Портрет Оскара и Розы Грузенберг. 1910 г.

Третьей работой стал портрет Прасковьи Мамонтовой, выполненный художником в те же годы, что и знаменитая картина «Девочка с персиками». На портрете изображена Прасковья — двоюродная сестра Веры Мамонтовой (той самой Веры, что позировала Серову в усадьбе Мамонтовых для «Девочки с персиками»). Этой картине не суждено было стать столь известной: то ли выражение лица девочки не способствовало этому, то ли мрачные тона, из-за чего в картине не ощущалось легкости момента, как в работе «Девочка с персиками». Однако это произведение имеет высокую ценность по другим причинам: оно не только демонстрирует известную семью Мамонтовых, но и является отличным образцом ранней живописи Серова, который уже в свои двадцать с небольшим лет создавал картины высокого уровня. Картина была выставлена на международных торгах Sotheby’s в 2012 году и ушла за 1,9 млн долларов.

В. Серов. Портрет Прасковьи Мамонтовой. 1889 г.

Мы рассмотрели только тройку наиболее крупных уходов, остальные продажи можно посмотреть в каталогах аукционных домов, в частности найти их на Sotheby’s и Christie’s. Заметим, что картины Серова появляются на аукционах достаточно редко. Как мы писали выше, за последние двадцать лет на аукционах было продано только 83 картины, а выставлено — 130.

Прекрасные работы талантливого живописца Валентина Серова можно перечислять и описывать еще долго. Хотя мастер ушел из жизни в самом расцвете лет, его наследие очень велико и сегодня восхищает зрителей не меньше, чем в годы работы художника.

Поздние работы

Во время позднего периода, который начался в 1900 году, Серов был членом влиятельного общества и журнала русского искусства «Мир искусства», который вырос, в частности, из неудовлетворенности движением передвижников. В начале XX века, у Серова был стилистический переломный момент: из его работ исчезли черты импрессионизма, и развился модернистский стиль, но присущее ему истинное и реалистичное понимание характера объектов изображения осталось постоянным. В начале XX века Серов создавал героические портреты; в жанре светского портрета он сосредоточился на резком изображении значительных творчески мыслящих художников, писателей, актёров и музыкантов: портреты Максима Горького (1904), музей Горького, Москва; Ермоловой Марии (1905), Фёдора Шаляпина (уголь, 1905) — оба в Третьяковской галерее и Елены Ивановны Рерих (1909).

Валентин Серов — Портрет Елены Рерих, 1909

Демократические убеждения Серова чётко проявились во время революции 1905-1907 годов: он изобразил ряд сатирических фигур, которые разоблачали карателей. Будучи полноправным членом Санкт-Петербургской Академии художеств с 1903 года, в 1905 году Серов ушёл в отставку в знак протеста против казни бастующих рабочих и их семей 9 января, в «Кровавое воскресенье». Его позднее творчество нашло выражение в исторической живописи («Выезд Пётра II и цесаревны Елизаветы Петровны на псовую охоту», 1900, Русский музей), и глубине постижения исторической достоверности эпохи («Пётр I», темпера, 1907, Третьяковская галерея).

Последние годы жизни Серова отмечены работами на темы из классической мифологии. Рассматривая изображения с античной стороны, он придавал классическим предметам изображения личную интерпретацию.

Валентин Серов скончался в Москве 5 декабря 1911 года, похоронен на Новодевичьем кладбище.

Детали и их символизм

Рисуя портрет, Валентин Серов пытался посредством своего произведения поведать наблюдателю настоящую историю о чувствах и характере чистейшей девичьей души, юношеской непосредственности, обаянии, весне. При этом каждый элемент нужно было использовать не просто так, а оставляя зрителю определенный информационный посыл, в понятии которого помогает полный разбор жизни автора картины и взаимоотношений между моделью и художником.

Условно можно выделить несколько художественных символичных образов, помимо главной героини. К числу таковых стоит отнести:

  • Тарелка — дань пристрастиям, охватывающим отца Верочки. Савва Мамонтов увлекался прикладными видами искусства и гончарным делом.
  • Кленовые листья, говорящие о периоде работы над картиной (писать свой шедевр 22-летний Серов начал в разгар летнего сезона). Окончил свой труд художник-живописец в сентябре. Помимо этого, блеклый осенний лист, опавший с клена, всегда был символом быстротечности времени.
  • Терраса, на которую открывается вид из частично распахнутого окна. Эта площадка примыкает к красной гостиной, где семья мамонтовых зачастую принимала гостей. Символизм здесь легко читается — дружелюбие и целостность семьи.
  • Персики, выращенные в собственной оранжерее. Они настолько нежные и спелые, как красивая русская девушка, держащая их в своих руках. Еще совсем юная, невинная, но такая румяная, притягивающая к себе взгляды дама.
  • Дверной проем и часть спинки стула — немаловажная деталь, дающая возможность рассмотреть в Серове импрессиониста, ведь только им присуща размытость картинок. Дверь располагается справа от модели, а рядом отсеченная рамой половинка стула. Опытные искусствоведы утверждают, что за пределами портрета есть продолжения стула, символизирующего начало большого мира, в котором есть другие фрукты, иные персики, разные девочки и люди.
  • Гренадер (игрушечный солдатик, прячущийся за Вериным плечом). Эта игрушка была приобретена Саввой Мамонтовым в Троице-Сергиевом монастыре. Отец веры своими руками расписал для нее деревянного солдата. Это говорит о быстротечности времени и неизменности человеческих чувств.

Эта работа Серова стала настоящей сенсацией в художественном мире. Независимо от эпохи, картина «Девочка с персиками» всегда будет оставаться актуальной. Каждый желающий может увидеть оригинал, который хранится в Третьяковской галерее.

Придерживаясь созданного плана, упомянув все важные моменты, каждый ученик школы сможет написать интересный текст-сочинение, заслуживающий самых высоких отметок.

Недавно была в Третьяковской галерее, где увидела подлинник картины «Девочка с персиками». Стоит сказать, что от портрета исходит невероятная энергетика. Хочется смотреть на него вечность, ища новые символичные элементы.

Татьяна, 31 год

Я думаю, что главная задача, которую автор поставил себе — это донесение информации до подростков, что не стоит гулять ночами и строить из себя взрослых. Окружающих умиляет и восхищает естественность, задор в глазах и т. д.

Антон, 27 лет

Рассмотрев повнимательнее картину Серова, можно заметить на столе ножик. Думаю он символизирует ранимость юношеской души, поэтому этому предмету не уделяется должного внимания. Несмотря на это, смотреть на портрет можно фактически бесконечно.

Марина, 22 года

Серов-психолог

Серов был психологом по натуре. И ему даже в таком молодом возрасте удалось запечатлеть характер Веры Мамонтовой.

Девочка была очень подвижной и любознательной. Но при этом она уже вступала в стадию подросткового возраста. Поэтому умела держать себя в руках и позировать художнику.

Все это мы легко читаем из созданного образа.

Валентин Серов. Девочка с персиками (фрагмент). 1887 г. Третьяковская галерея, Москва

Живые глаза, в которых виден искренний интерес к происходящему. Загорелая кожа. Девочка явно все свободное время проводила на свежем воздухе.

Слегка растрепанные волосы, просто постриженные. Руки непринуждённо держат персик. Легкая на подъем, умеющая веселиться девочка.

Ее светло-розовая кофточка с нарядным бантом, а также простая обстановка комнаты очень удачно вторят такому характеру.

А теперь сравните портрет Веры с портретом ее двоюродной сестры Прасковьи Мамонтовой. Он был написан в том же году, тем же 22-летним Серовым.

Валентин Серов. Портрет Прасковьи Мамонтовой. 1887 г. Частная коллекция

Вишневое платье. Серо-бордовый фон. Подбородок опущен. Глаза смотрят слегка исподлобья.

Совсем другое цветовое решение, другое выражение лица, другая поза.

Перед нами девочка, склонная погружаться в себя. Она более ранимая, менее подвижная, чем Вера.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Метолит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: