Описание картины Григория Мясоедова «Земство обедает»
Мясоедов Григорий Григорьевич написал это произведение в 1872 г. Эта картина стала визитной карточкой художника-передвижника. Опирался художник при написании этого произведения на местные материалы. Перед зрителем предстает пореформенная Россия.
Только что начали создаваться органы местных самоуправлений в виде земств. Выбирали сюда и крестьян. Но они имели невысокий имущественный ценз, поэтому их было очень мало. Сюжет предельно прост. Художник и решил отобразить несоответствие положений, согласно социальному положению.
Показан тихий провинциальный городок. На первом плане здание земской управы. Кажется все просто. Весь дом не показан, а есть только на картине изображение светлой стены земской управы. Крестьянские депутаты решили пообедать. Душные комнаты не прельщают крестьян, да и соседство с «благородными» представителями земства не удовлетворяет их. Поэтому они решили отобедать на свежем воздухе.
Художник изобразил кого-то уже отобедавшим и дремлющим, а кого-то, кто продолжает скудную трапезу, с нехитрой деревенской провизией. Еда нехитрая. У кого-то сухой хлеб. У другого хлеб с солью и пучок зеленого лука.
Видно, что в здании земской управы тоже закончили обедать по действиям официанта, который переставляет посуду и по винным бутылкам. Вот здесь то и наблюдается контрастность бедности и богатства. Главным персонажам картины – крестьянам, художник дал характерные черты. Одним – лукавство, сметливость. Другим – чувство подлинного душевного благородства. Третьим – оскорбленность.
Здесь присутствие некрасовского произведения о том, кому на Руси жить хорошо. А думают все герои картины об одном и том же – они понимают, что здесь справедливости не добьешься. Мастер не собирается делать вывод по объективной сцене, он к этому подталкивает своих зрителей.
Русская живопись. Художник Мясоедов Григорий Григорьевич. Биография. Картины
Учился в Петербургской Академии художеств. Закончив обучение, отправился в пенсионерскую поездку по Европе. Работал в Париже, Флоренции, Риме, Испании. Удостоен звания Академика. В творчестве художника наряду с произведениями бытового жанра постоянно присутствует историческая тематика, тесно переплетаясь между собой. Просмотреть картины Мясоедова
Биография и творческая деятельность
Мясоедов Григорий Григорьевич родился 7(19) апреля 1834 года в селе Паньково Орловской губернии. Принадлежит к древнему дворянскому роду Мясоедовых. Отец поощрял маленького Григория, рано проявившийся интерес к художеству. Мясоедов учился в Орловской гимназии, где рисование преподавал художник И.А. Волков. После обучения в гимназии, юноша поехал в Петербург, и в 1853 г. поступил в Академию Художеств, где учился у профессоров Т.А. Неффа и А.Г. Маркова.
Время учебы Мясоедова в стенах Академии (1853-63), совпало с периодом тяжелого кризиса заведения, который закончился «бунтом четырнадцати». Но «бунт» художник не застал, так как к этому времени он уже закончил обучение. В 1861 году, еще будучи слушателем Академии, Мясоедов написал картину «Поздравление молодых в доме помещика», за которую получил малую золотую медаль. В 1862 году за произведение «Бегство Григория Отрепьева из корчмы» Мясоедов получил большую золотую медаль. В.В. Стасов назвал эти работы одними из первых заявок на пути создания реалистических исторических картин. Далее историческая тематика будет присутствовать в творчестве Мясоедова постоянно, наряду с произведениями бытового жанра. Эти линии на протяжении всего творчества художника очень тесно сближались, переходя друг в друга
Окончив Академию Художеств в 1863 году, Мясоедов отправляется пенсионером за границу. Художник работает в Париже, Флоренции, Риме, Испании. Наиболее известные картины, написанные художником в этот период — «Похоронный праздник у цыган в Испании», «Франческа да-Римини и Паоло да-Полента».
В 1870 году Мясоедов возвращается в Россию. За картину «Заклинания» он получает звание академика. Творчество у Мясоедова все время сочеталось с активной общественной деятельностью. Именно Г.Г. Мясоедов является одним из инициаторов создания организации художников нового типа — Товарищества передвижных художественных выставок. Эта идея возникла у художника еще в 1867 году, когда он находился за границей в качестве пенсионера и имел возможность наблюдать деятельность европейских художников по организации коммерческих передвижных выставок. 16 декабря 1870 г. состоялось первое собрание членов Товарищества. На собрании было избрано правление, в которое вошел и Мясоедов наряду с В.Г. Перовым, И.Н. Крамским, М.К. Клодтом, Н.Н. Ге.
29 ноября 1871 г. в Петербурге открылась Первая передвижная художественная выставка, показанная затем и в других городах: Москве, Киеве, Харькове. На этой выставке Мясоедов представил картину «Дедушка русского флота. (Ботик Петра I)», написанную в 1871 году. В марте 1872 г. открылась Вторая передвижная выставка, где было представлено самое известное произведение художника — «Земство обедает» (1872). На этом полотне изображен провинциальный городок. В солнечный полдень у подъезда земской управы собралась группа крестьян. Один, расположившись на каменных плитах и положив голову на котомку, дремлет, другие неспешно едят: хлеб с солью да лук — вот их обед. А в доме, только что обедали чиновники: через открытое окно виден лакей, тщательно моющий посуду. В данном произведении прослеживается критический сюжет: противопоставление земцев чиновников и крестьян, контраст богатства и бедности. Но не это стало для художника главным в картине. Но самым главным для художника в картине стало воспроизведение самих крестьян. В них Мясоедов разглядел и изобразил разнообразие характеров, своеобразную внутреннюю собранность и красоту.
В конце 1880-х Мясоедов живёт в Украине, в городе Полтава в большой усадьбе с садом, парком и прудом. Здесь он создает эскиз театрального занавеса и декорации для местного театра, открывает школу рисования, пишет брошюру по садоводству.
Умер Г.Г. Мясоедов 18(31) декабря 1911 года в своей усадьбе Павленки под Полтавой. Похоронен в саду усадьбы.
Мясоедов Г.Г. «Страдная пора (Косцы)». Описание картины.. Художники-передвижники
«Страдная пора (Косцы)» 1887 Г. 275 x 179 см. Русский музей, Санкт-Петербург, Россия
Описание картины Мясоедова Г.Г. «Страдная пора (Косцы)»
Мясоедовым Г.Г. в 1887 году была написана картина под названием «Страдная пора. Косцы». Здесь мы видим поле, где в летний зной крестьяне убирают рожь. После каждого взмаха косой на землю ложатся высокие колосья ржи золотого цвета, также можно наблюдать голубые васильки, белые ромашки, одиноко чернеющий репейник. Красоты природы как будто сливаются с красотой труда крестьян, они словно отражаются друг в друге.
Картина отражает крестьянский быт, который объединяет все поколения в единый трудящийся коллектив. На переднем плане видно старика, дальше стоит широкоплечий рабочий в белой рубахе, после – молодой юноша с волнистыми волосами, которому пока тяжело справляться с такой работой. И, тем не менее, он старается работать наравне со всеми. Женщины собирают и вяжут снопы из скошенной ржи.
Картина вызывает любовь и уважение к крестьянскому труду, являющемуся основой существования российской империи. Этим произведением автор показывает нам светлую красоту и величие крестьянского подвига.
Картина оставляет о себе яркое впечатление, возникает желание сохранить что-то вечное в душе, которое не подается тлению. Конечно, на сегодняшний день существует специальная техника, собирающая рожь на российских полях, но от этого крестьянский труд не стал легче, до сих пор он считается одним из наиболее утомляющих и подрывающих здоровье занятий.
Лучшие картины Мясоедова Г.Г.
Раскол в обществе
В 1876 году, не выдержав такого удара, художник оставил Товарищество. С этого времени искусствоведы отмечают начало спада в его творчестве. Художник пишет пейзажи, пробует работать в графической технике, создавать театральные декорации и эскизы к спектаклям. Но фактически для него это время отверженности.
«Это парадоксально, а я так и говорю: мы вдвоём с моим одиночеством имеем комнату на Васильевском острове в деревянном домике, — высказывался Мясоедов. — Здравствуй, мое одиночество, пойдём со мной в гости, мое одиночество». Картина «Три сестры в парке» была написана как раз в этот сложный период жизни художника.
Три сестры
Одной из наиболее впечатляющих работ Мясоедова считается портрет трёх сестёр, которые отдыхают в парке. Картина проста и выразительна одновременно, хотя и нет в ней активного действия или завлекательного сюжета.
Три девушки, по всей видимости, нагулявшись по зелёному и цветущему парку, присели отдохнуть на скамейку. Они похожи между собой не только родственными чертами, но и юностью и беззаботностью.
Живописец сумел очень удачно и точно показать характер каждой. Судя по всему, две девушки, которые читают книжку, романтичны и влюблены в поэзию. Иначе как объяснить тот факт, что они, едва присев отдохнуть после долгой прогулки, тут же увлечённо погрузились в чтение. Можно предположить, что с собой они захватили сборник лирических стихов или сентиментальный роман…
А вот третья девушка, отсев на край скамьи, пусть и выглядит несколько отрешённой и задумчивой, всё-таки кажется более живой и деятельной по характеру. Посмотрите, как она кокетливо покусывает кисточку винограда, которую, возможно, сорвала на прогулке.
Вроде бы природа выписана реалистично, и в то же время также потрясающе романтизировано. Гладкий пруд, зелёные листья, цветы… Блики солнечных лучей мягко скользят по стволам деревьев, по светлым платьям и милым молодым женским лицам. Колористика сдержанная, основная гамма — зелёно-коричневая, без явных доминант. Лишь в нескольких местах даны вкрапления красного, и то приглушённого, с примесью других цветов…
Мясоедов Г.Г.
Для увеличения — нажмите на изображение
Автопортрет. 1878
Григорий Григорьевич Мясоедов родился в селе Паньково Тульской губернии в 1834 году. Принадлежит к древнему дворянскому роду Мясоедовых. Учился в Орловской гимназии, но бросил ее, серьезно увлекшись рисованием. Отец всячески поощрял его интерес к искусству.
В 1853 году Григорий поступил в Академию Художеств в Петербурге. В этот период у художника возникает конфликт с отцом, который полностью лишил сына материальной помощи, и лишь написанный с натуры портрет отца помирил их.
В годы обучения в Академии художник сильно нуждается, часто, по его свидетельству, он вынужден был «разрисовывать пряники и золотить рога гипсовым баранам», чтобы заработать на жизнь.
Художник берет бытовой жанр как основное направление своего творчества. Ранние картины Мясоедова посвящены деревне: «Урок пряжи» (1859), «Деревенский знахарь» (1860) и «Поздравление молодых в доме помещика» (1861), за которую живописец получил малую золотую медаль.
В 1862 году Мясоедов окончил Академию Художеств по классу исторической живописи, написав на заданную тему композицию «Бегство Григория Отрепьева из корчмы на литовской границе», за которую получил большую золотую медаль и был удостоен шестилетней командировки за границу.
В 1863 году он ездил по городам Европы, в Риме занимался в частной Академии. В 1867 году живет во Флоренции, где сближается с семьей опального А.И. Герцена, и с семьей художника Николая Ге. Тогда же он пишет картину на сюжет «Божественной комедии» «Франческа да Римини и Паоло да Паоленто». В это же время Мясоедов изучает русские народные обычаи и легенды. Картина «Опахивание» (1867) посвящена древнему языческому обряду, защищающему скот от болезни. В 1869 году Мясоедов вернулся в Россию. В Москве создает картину «Заклинание», за которую удостаивается звания академика.
Еще за границей ему пришла идея организовать Товарищество художников. «Мы считаем совершенно необходимой полную независимость Товарищества от других поощряющих организаций», – писал он своему товарищу К. Лемоху.
В 1863 году, когда Мясоедов находился за границей, в Академии произошел знаменитый «бунт четырнадцати». Группа соискателей на большую золотую медаль потребовала, чтобы Совет предоставил им возможность самим выбирать тему для работы, и когда Совет не удовлетворил их требование, демонстративно вышла из состава Академии, отказавшись таким образом от денежной премии и пенсионной поездки за границу. Во главе «бунтарей» стоял Крамской, возглавивший «Первую художественную артель».
В 1869 году Мясоедов предложил создать Товарищество. Предложение Мясоедова предполагало наладить широкий показ живописи. В ту эпоху картины мало выставлялись, их видели в основном только в узком академическом кругу. Поэтому придуманные членами Товарищества передвижные выставки имели большое социальное и культурное значение. Мясоедов деятельно участвовал во всех выставках товарищества и постоянно заботился о его материальной независимости.
В конце 1880-х Мясоедов переселяется в свою усадьбу Павленки под Полтавой (ныне в черте города, на ул. Мясоедова). Усадьба была обширной: с садом, парком и прудом. С осени художник уезжал в Крым. В этот период он создал эскиз театрального занавеса и написал декорации для театра в Полтаве. Организовал школу рисования, написал брошюру по садоводству, которым давно увлекался.
В 1890-е годы художник переживал кризис. Он одинок, с семьей по каким-то причинам он давно разошелся и едва поддерживает отношения со своим сыном Иваном, интереснейшим художником с многосложной судьбой послереволюционного времени.
Товарищество, дело его жизни, пришло к упадку, художник осознает, что его время безвозвратно ушло. Полностью отказавшись от «критического направления», столь принципиального для передвижничества, художник отказался тем самым от основ художественной системы 1870-1880-х гг. Неподготовленый к восприятию новых художественных идей, Мясоедов оказался в числе тех членов ТПХВ, которые на рубеже 1880-х и 1890-х гг. не пожелали допустить в свои ряды молодых художников.
Мясоедов также писал религиозные картины для храма Спаса на Сенной в Санкт-Петербурге. Незадолго до смерти он собирался исполнить три больших картины под единым названием «Святая Русь».
В 1911 году Григорий Григорьевич Мясоедов умер в своем имении Павленки.
* * *
Галерея (33 изображения)
* * *
Сложный характер
Григорий Мясоедов отличался вздорным и неукротимым характером. Окружающие побаивались его непредсказуемых поступков, особенно во время частых вспышек гнева. Отсюда были и все его семейные проблемы.
На пятом десятке он бросил свою жену-пианистку и сошёлся с молодой художницей Ксенией Ивановой, которая в 1881 году родила ему сына Ивана. Но против ожидания отец вместо того, чтобы радоваться столь знаменательному событию, повёл себя необычно.
Он посчитал ребёнка нагулянным, объявил приёмышем, запретил Ксении проявлять материнские чувства и говорил мальчику, что его мать — вовсе не мать, а всего лишь кормилица… Когда малыш чуть подрос, отец отдал его на воспитание в большую семью пейзажиста Александра Киселёва, где мальчик жил до семи лет. По воспоминаниям его ровесника Николая Киселёва, маленький Ваня был сложным ребёнком: постоянно закатывал скандалы, бился в истериках, не слушался старших.
Идея создания союза художников
В 1861 году к молодому художнику пришёл первый успех — он получил малую золотую медаль за картину «Поздравление молодых», а в 1862 году – большую золотую медаль за картину «Бегство Григория Отрепьева из корчмы». Эта награда дала ему право на зарубежный пенсион за государственный счёт, где он находился до 1869 года.
Но всё это время Мясоедов с завидной постоянностью приезжал в Россию и посещал «вечера» Крамского. Именно там ему и пришла идея создать сообщество прогрессивных художников, которые бы работали независимо от академии художеств и формировали собственное мировоззрение живописца.
В результате 2 ноября 1870 года в Министерство внутренних дел был подан проект «Товарищества передвижных выставок». Общество было зарегистрировано и Григорий Мясоедов сорок лет входил в состав правления этого объединения и был автором первого варианта устава. А уже на второй выставке передвижников он представил одну из самых своих значительных работ — «Земство обедает», которую тут же приобрёл Павел Третьяков.
Начало
Григорий Григорьевич Мясоедов родился в апреле 1834 году в семье обедневшего дворянина в селе Паньково Тульской губернии. Семья жила небогато и их быт мало чем отличался от крестьянского. Отец не дал сыну благословения быть художником, однако это не помешало юноше оставить Орловскую гимназию и поступить в Академию художеств.
«Жил я, как и большинство студентов Академии художеств, на Васильевском острове в бедной комнате. Источником существования моего была работа на кондитерскую, где пеклись пряники, — я с товарищем раскрашивал их. Баранам и свиньям золотили головы, генералам — эполеты. Платили за это по три копейки с дюжины. Обедали на Неве, на барке, где давали за шесть копеек щи с кашей без масла…».