Алёнушка

Символичность природы

Девочка, сидящая в поле или на лугу – картина не такая задушевная, не такая трепетная. Без леса дремучего, озера мрачного от сказки ничего не останется. Природа грустит и живет вместе с Аленушкой. Фоновый пейзаж картины наполнен атмосферой тишины и грусти. Отлично дались автору водная гладь пруда, осока, камыши, ели, упавшие осенние листья: все неподвижно, спокойно. Даже пруд отражает героиню очень деликатно, слегка. Медленно плывут облака. Печальное уединение, усиленное образами природы. Темный лес обступил Аленушку со всех сторон и не хочет выпускать из своего плена. Каждая деталь пейзажа подчеркивает глубину сущности картины, предоставляя почву для размышлений. Создается впечатление, что девушка находит утешение на берегу пруда, сама становится частью пейзажа. Вот осина справа стоит: тихая, задумчивая, чуть трепещет, ветку к воде склонила, будто сочувствие выражает, помочь хочет. Дерево и так невеселое: на Руси оно считалось печальным, трагическим. Люди говорили: «Одна ягода – горькая рябина, одно дерево – горькая осина», «Дрожит как осиновый лист» (считается, что листья осины дрожат даже в тихую погоду).

Васнецов В.М. «Царь Иван Васильевич Грозный». Описание картины

1897 г. Холст, масло. Третьяковская галерея, Москва, Россия.

Описание картины Васнецова В.М. «Царь Иван Васильевич Грозный»

Портрет великого самодержца Всея Руси был показан Васнецовым на юбилейной XXV выставке работ Товарищества Передвижников. Художник считал, что именно это полотно достойно представит его творчество, несмотря на настойчивые просьбы о показе знаменитых «Богатырей». Последнюю картину он считал неоконченной, тогда как работа «Царь Иван Васильевич Грозный» была для Васнецова совершенной как в художественном, так и в духовном отношении.

Идея написания портрета царя Ивана IV пришла к художнику при переезде в Москву в 1878 году. Гуляя по городу и осматривая памятники глубокой старины, восхищаясь Кремлевскими стенами и благоговея перед величественным собором Василия Блаженного – лучшего достижения зодчества времен Ивана Грозного, художник всюду видел образ царя, слышал его властный голос, тяжелую поступь его шагов и удары посоха. В глазах убежденного монархиста Васнецова Иван IV был едва ли не самой яркой и одиозной фигурой из всех, когда-либо властвовавших на русской земле правителей. Представляя грозного царя в различных композиционных вариантах описания, художник остановился на идее создания портрета.

Для полного воплощения замысла художника подгрудного изображения царя было недостаточно. Величие самодержца можно было достоверно показать лишь изобразив его в полный рост. Фигура царя занимает вертикальное полотно практически целиком, что до предела увеличивает и без того глубокое ощущение исторической и культурной значимости Ивана Грозного в судьбе вверенного ему государства.

Царь изображен на лестнице в одной из своих палат. На нем – истинно царское одеяние, тщательно выписанное художником в точном соответствии с исторической действительностью: золотистый парчовый наряд с темным восточным орнаментом, инкрустированные сапоги красного бархата и соответствующий головной убор. В одной руке правитель крепко сжимает посох. И это совсем не опора. Государева рука держит настоящее оружие. Именно посох проткнул ногу слуги заклятого врага – князя Курбского, не раз гулял он по спинам неугодных бояр, ему же было суждено прервать жизнь наследника престола. Другая же рука перебирает четки – символ глубокой веры и уважения православных традиций. Под ногами Ивана Грозного – красная ковровая дорожка. Еще мгновение, и царь ступит на изображенного на ней двуглавого орла – герба державы. Так и в реальной жизни: подчинить себе государство, сломать его устройство и установить свой порядок, осовременив его и сделав максимально управляемым. Пусть и страшной кроваво-красной ценой.

Но все же, главное в картине – не поза царя, не детали одежды или интерьера. Главное – лицо самодержца. Художнику удалось передать на холсте многогранность исторической личности. Иван IV – не только «Грозный», но и невероятно мудрый правитель, человек твердой воли, недюжинной силы ума, решительный и суровый. Волею судьбы, особенностями эпохи и непосредственным окружением царя сделали его замкнутым, скрытным, подозрительным, и, как следствие, одиноким. От одного его имени пробирала дрожь и появлялся панический страх у большей части бояр и других людей, окружавших царя. Но можно было ли стать иным, будучи с рождения погруженным в сеть заговоров, измен, интриг и убийств близких? Все это отражено во взгляде великой личности, взирающей на зрителя с картины Васнецова.

Большое внимание уделил художник написанию фона картины. В отличие от монаршего одеяния, окружающая правителя обстановка – плод творческий фантазии мастера

Полотно демонстрирует лишь небольшую часть внутренней лестницы палат и вид из окна, открывающий взгляду части современных царю архитектурных построек. При этом Васнецову невероятно достоверно удалось показать всю полноту своеобразия старинного русского зодчества. Глядя на картину, зритель может прочувствовать узость лестницы и ее крутые повороты, увидеть небольшое окошко с полукруглым завершением – отличительные черты старинных древнерусских строений, рассмотреть шатровую колокольню и деревянные островерхие крыши слагающих московские улочки домов. Смиренно притихла средневековая, укрытая снегом, Москва. Тверд и суров ее правитель.

Лучшие картины Васнецова В.М.

Описание главной героини

Девчушка одета в простую русскую одежду, она босая. На ней — кофта с короткими рукавами и Из-под него виднеется нижняя сорочка. Именно так одевались на Руси крестьянки. В этой сорочке ложились спать или иногда купались в жару. Так была одета и Аленушка, Васнецов изобразил героиню известной сказки с немного растрепанными волосами. Видимо, девочка провела довольно долгое время на берегу пруда, глядя в водную бездну.

Она, не отрываясь, смотрит перед собой, покорно опустив голову на руки. Хочется, чтобы, наконец, злые чары развеялись, Алёнушка воспаряла духом и ушла домой в хорошем настроении. Но сумрачные краски картины не дают возможности надеяться на это.

Описание картины «Алёнушки»

Итогом долгих трудов и детальной проработки стала та самая «Алёнушка», что сегодня выставлена в Третьяковской галерее (по иронии судьбы во время первой выставки Третьяков не уделил полотну должного внимания). В центре холста мы видим юную девушку, что привлекает своей естественной красотой.

Её поза, а особенно взгляд, говорят о сильных эмоциональных переживаниях, глубокой тоске. Здесь можно заметить не только фрагмент сюжета сказки и горюющую Алёнушку по младшему брату. В девичьих глазах – печаль по несбыточному, некие грёзы, которым никогда не суждено осуществиться.

Подчеркнуть это настроение героини Васнецову удалось дополнительными элементами – красками природы, облаками, плывущими над головой девушки, деревьями, что подобно героине, неподвижно застыли в печали.

Картина «Аленушка» не сразу обрела успех

На мой взгляд, особенно впечатляет в картине не столько образ Алёнушки, не написанный пейзаж, а гармония, вечное единство человека и природы, что выражается даже во взаимосвязи настроений. Васнецов показал это виртуозно, ведь в его творении ничто не диссонирует с общей идеей, не отвлекает от главного замысла. Некоторые люди, видевшие картину «Алёнушка» на выставках, отмечали, что при взгляде на неё чувствуется какое-то щемящее чувство в душе.

Без сомнения, в этом и состоял замысел автора, что умышленно разместил главную героиню полотна в таком диком безлюдном месте, что навевает мысли об одиночестве и опасности.

В целом, атмосфера картины – это сочетание тишины, тоски и раздумий. Не исключено, что в образе девушки на своём полотне живописец хотел показать непростую судьбу и тягостные думы многих русских женщин и, в частности, известных героинь сказок, что знакомы нам с детства.

Автопортрет художника Виктора Васнецова

Картина «Алёнушка» Виктора Васнецова – одна из самых известных, узнаваемых картин русских художников. В искусстве она занимает особое место, ведь её популярность сделала творение своеобразным «брендом«, что используется в культуре. Мастерское использование красок и тонов, неоднократные доработки создали неповторимую атмосферу картины, что заставляет разделить тяжёлые мысли и печаль со своей главной героиней.

«Аленушка», сочинение, заключительная часть

Если сочинение задали ученикам младших классов, они расскажут о своем видении картины, а в конце работы поведают, что будет дальше. Пусть заключение станет радужным, как и в сказке. Алёнушка со временем встретит любимого человека, выйдет за него замуж. Козленочек вновь превратиться в Иванушку, и все будут жить в мире, любви и согласии!

«Преданья старины глубокой» ожили благодаря кисти Виктора Васнецова. Богатыри и царевны вышли за рамки книжных строк и иллюстраций. Художник вырос в глуши уральских лесов на русских сказках, звучавших под треск лучины. И уже будучи в Петербурге, воспоминания детства не забыл и перенес те волшебные истории на холст. Рассматриваем сказочные полотна с Натальей Летниковой

Взрослый ребенок

Девушка на картине «Аленушка» трогательно сидит на камне у пруда, в комочек сжалась, голова на коленях. Сколько печали в глазах, безысходности. Недетские, не девичьи руки. Пальцы натруженные, огрубевшие. Такие детали многозначительно указывают на то, что девочке приходится ужасно много работать на чужих недобрых людей. Старенький, потерявший яркость красок сарафан порван, а другого, наверное, нет. Ноги босы, в дорожной пыли. Сколько же ей пришлось пешком идти? Взгляд девочки очень взрослый, отражающий пережитый печальный опыт, выдающий тревожные мысли, едва не переходящий в отчаянье. Художник рисует образ ребенка, много испытавшего в жизни, выделяя характерные детали: растрепанные рыжие волосы, черные глаза, губы с легким оттенком красного цвета. Девочка вполне реальна, она не выглядит сказочным персонажем. Данное полотно является выражением скорби и грусти не просто определенной девочки, а распространяется на всех людей, которые приходят к природе, чтобы раствориться в ее бесконечности, довериться ее целительной силе и возможности творить чудеса. Не зря Клод Шеннон получил Нобелевскую премию за доказательство того, что задавленного городскими стрессами человека могут излечить только нечитаемые источники информации: природа и памятники искусства.

Пейзаж картины Васнецова

Окружающая природа особенно важна в картине. В основе своей он является натурным, созданным также в Абрамцеве. Камыши, камень, стволы берез, упавшие в воду осенние листья как будто одушевлены автором. Словно вторит грустным жалобам героини природа. Тонкие ветви осинок склонились над девушкой, листья водяной травы поникли в одном ритме с ее фигурой. Тревожной тайны полна темная гладь омута, лес насторожился в сумраке. Ласточки трогательно умостились над головой Аленушки на ветке, как будто совещаясь, как можно помочь ей. Реален этот пейзаж, но наполнен в то же время мягкой задушевностью и таинственной настороженностью. Васнецов здесь предвосхищает «пейзаж настроения» М.В. Нестерова и И.И. Левитана.

«Богатыри» (1898, Государственная Третьяковская галерея)

Картина «Богатыри» считается народным достоянием и символом русского искусства. Работа над ней с момента рождения идеи до завершения полотна заняла в общей сложности почти 30 лет. Первый карандашный набросок картины появился еще в 1871 году: Васнецов подарил его своему близкому другу, художнику Василию Поленову. Но тот отказался забирать набросок, заявив, что возьмет его только тогда, когда Васнецов напишет большую картину.

23 апреля 1898 года она была завершена и вскоре куплена Третьяковым для своей коллекции (собственно, с тех пор она и украшает Государственную Третьяковскую галерею в Москве). На картине изображены три русских богатыря: Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович – герои народных былин. Сам Васнецов описывал картину так: «Богатыри Добрыня, Илья и Алешка Попович на богатырском выезде – примечают в поле, нет ли где ворога, не обижают ли где кого?» Их исполинские фигуры символизируют силу и мощь всего русского народа. Впечатление производят и внушительные размеры картины – 295х446 сантиметров.

В центре изображен Илья Муромец. Будучи реальным историческим персонажем, он в действительности совершил множество ратных подвигов. Слева от него – Добрыня Никитич. По народным преданиям, он был очень образованным и благородным воином. Предание одарило его заговоренной броней и волшебным мечом-кладенцом (по мнению некоторых исследователей, чертами лица Добрыня напоминает самого художника).

Ну а справа на коне сидит совсем молодой богатырь, Алеша Попович. Помимо лука и стрел, у него есть гусли, что говорит о том, что он не только бесстрашный воин, но и музыкант-песенник. Кстати, в картине присутствует множество мелких деталей, взятых Васнецовым из исторических источников, которые и дополняют образы.

История создания

Летом 1880 года художник проживал в усадьбе Ахтырка, где часто работал над этюдами. Там и началась история картины Васнецова «Алёнушка». Он встретил девушку, которая поразила необычайной красотой и грустью, затаившейся в глазах. Так у Виктора Михайловича впервые возникла мысль о создании картины, на которой была бы изображена героиня русской сказки. Девушка, послужившая прототипом, выглядела очень одиноко и казалась воплощением исконно русской печали.

Художник сразу принялся за работу, ведь он уже ясно представлял себе, какой будет картина. Васнецов задумал незамысловатый сюжет, однако в работе над полотном не всё шло гладко. Прежде чем мастер приступил к созданию общего произведения, ему пришлось нарисовать несколько эскизов:

  • «Пруд в Ахтырке»;
  • «Алёнушкин пруд»;
  • «Осока».

Работу над картиной художник завершил зимой 1881 года. Сразу после этого Васнецов отправил полотно на выставку художников-передвижников, организованную в столице. Сначала произведение не привлекло особого внимания. Только со временем зрители оценили «Алёнушку» по достоинству.

Первая выставка и доработки Васнецова

Как отмечал сам Васнецов, в чертах лица его Алёнушки можно заметить явное сходство с дочерью Саввы Мамонтова, Верой. Художник умышленно вглядывался в детали портрета, чтобы написать девушку, похожую на дочь московского мецената.Вера полностью соответствовала требуемому образу. Впрочем, в итоге всё равно получился некий собирательный портрет женских персонажей русских сказок.

К зиме 1881 года картина была завершена, после чего автор отправил её на выставку художников-передвижников. Как ни странно, но изначально успеха работа не получила. О сказочном сюжете публика тоже не догадывалась, поскольку Васнецов упомянул об этом значительно позднее.

Более того, на выставке у картины было несколько иное название – «Дурочка Алёнушка». В данном контексте слово «дурочка» не стоит воспринимать как обидное прозвище. В те времена так называли сирот, а потому изначально полотно просто показывало сиротку Алёнушку, погрузившуюся в безрадостные мысли.


Эскиз картины «Аленушка»

В процессе создания картины «Алёнушки» Васнецов несколько раз делал дополнения и доработки на картине. Долгое время все эти нюансы не были известны, однако благодаря современным технологиям, использованию рентгена, специалисты смогли установить, что же именно добавлял на своё творение художник.

На картине, что известна нам, мы видим лицо, плечо и руку девушки, что изначально выглядели несколько иначе. Значительно доработать живописцу пришлось и цвет работы, поскольку изначальная версия вызвала немало критических отзывов коллег.

Аленушка, 1881

Одна из картин, представленных в Третьяковской галерее, – это хорошо известная всем «Аленушка», написанная по мотивам русских сказок.

На полотне художник с большой проникновенностью передал образ бедной девушки, обессилевшей после тщетных поисков своего потерянного брата. Не найдя его, Аленушка сидит на большом валуне у лесного озера в горьком одиночестве.

Вся природа вокруг с ее хмурыми облаками и блеклой растительностью лишь усиливает переданное художником грустное настроение героини.

Обступивший ее со всех сторон дремучий лес также выглядит неприветливо и даже угрожающе. Волосы у девушки в беспорядке от долгих и безуспешных поисков, а босые ноги упираются в холодный камень. Одетая в свой старый сарафан, Аленушка пригорюнилась и уже совсем потеряла всякую надежду.

Но над ее головою можно различить несколько ласточек в полете, что символизирует надежду на благополучный исход. Этим художник как бы дает понять, что судьба бедной девушки не так уж безысходна и что она обязательно отыщет своего брата.

Вся картина пронизана атмосферой легкой печали и тишины осеннего леса с живописно изображенной гладью лесного водоема. В целом, она оставляет впечатление какой-то таинственности и неопределенности, сопровождающейся, тем не менее, зыбкой надеждой.

ОПИСАНИЕ ИСТОРИИ СОЗДАНИЯ КАРТИНЫ АЛЕНУШКА ВАСНЕЦОВА — Философия

История создания картины Аленушка кисти русского художника Виктора Васнецова интересна не меньше, чем история создания других произведений этого гениального автора, а также реальные факты биографии самого мастера. Этот лирический образ девушки над водой был навеян старой русской сказкой о сестрице Аленушке и братце Иванушке. Однако у живописного полотна был и реальный прототип.

История создания картины Аленушка Виктора Васнецова

В один из дней в усадьбе Ахтырка художник Васнецов заметил девушку, чей беззащитный поэтический образ так поразил воображение мастера, что он решил написать именно ее в своей давно задуманной картине. Столько тоски, покинутости, столько русской печали было в ее глазах, так веяло от ее образа русским духом, что живописец решил, что это и есть та Аленушка, которая давно уже жила в его голове.

Эта чудесная картина Аленушка, написанная в стиле русской реалистической живописи, имеет лирическую сказочную взаимосвязь с удивительным миром былин, с тем русским духом, зерно которого уронено в каждую русскую душу, и который интуитивно чувствует каждый человек, родившийся на этой древней и прекрасной земле. При всей красоте известной картины Аленушка великого мастера. Именно эта отчаянная попытка достучаться до сердец русских людей – самое ценное, что заключает в себе полотно В. М. Васнецова Аленушка.

Описание картины Аленушка кисти великого художника Васнецова

Главный астролог страны раскрыла секрет привлечения богатства и процветания для трех знаков зодиака, вы можете проверить себя Бесплатно ⇒ ⇒ ⇒ ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…. Оригинал известной картины Аленушка Виктора Васнецова сегодня хранится в Государственной Третьяковской галерее. Еще очень юная девушка, почти ребенок, смотрит на нас большими печальными глазами, в которых столько одиночества и тоски, такая тревожная дума, что трудно отвести взгляд от этого бледного лица. Она, утомившаяся поисками пропавшего братца Иванушки, в сиротливой позе сидит на камне над темным лесным прудом, склоня голову на колени. За ее спиной стеной встает хвойный лес, непроходимая чаща как архаичный образ Руси – дикой, непонятой, могучей и свободной. На своей картине русский живописец В.М. Васнецов показал Аленушку такой, каковы в реальности были простые русские девушки с непростыми, а порой и трагическими судьбами – на ней старый темненький сарафан, она босая, а в глазах ее застыла печаль.

Не покидают ее тревожные мысли о братце, переживает, что не уследила, потеряла единственного дорогого человека. И даже природа грустит вместе с ней. В рисунке Аленушка великолепно написан пейзаж, где героиня тесно связана с природой. Ни один фрагмент картины Аленушка русского художника Виктора Михайловича Васнецова не отвлекает зрителя от главного, но в то же время каждая деталь картины наводит на неспешные размышления. Здесь, в этом полотне, с помощью живописных средств, известному мастеру удалось зрительно выразить то неуловимое и дорогое, что зовется душой русского народа.

Вариант №2

«Аленушку» В.Васнецова каждый знает с детства. Взглянув на картину один раз, в нее невозможно не влюбиться: все в ней такое родное, русское, «наше». И стройные березки, и гибкие осинки, и молодые елки с длинными отросшими верхушками, и пруд, обитель «нечистой»… Но главное, как ярко, с какой точностью мастер сумел передать неоднозначный русский характер в образе главной героини сюжета. Персонаж был написан с лица простой девочки из села Ахтырка. Многие считают, что «Аленушка» была создана к сюжету известной сказки. Быть может и так. Но вовсе не сказочная жизнь у девушки.

В ее глазах – неимоверная печаль, тоска на границе с отчаяньем. Неубранные волосы цвета темной меди, карие глаза, легкий детский румянец – во всем легко узнается образ ребенка с тяжелой судьбой. Нет у нее, ни отца, ни матери – сиротинушка она одинокая. Некому одеть, обуть ее как надо: длинный черный сарафан давно уж порвался, лапотки – лишь в мечтах, босиком ходит. Руки, ноги Аленушки натружены – горькая доля досталась ей. Пришла она к пруду с осокою, присела на камень могучий, склонила к коленям головушку горемычную, излила грусть свою недетскую омуту тихому. Но молчит ей в ответ тихий пруд, ни осока, ни лес не шевелятся, лишь листочки березовые пожелтевшие на черную водяную гладь падают. Дело к осени приближается…

И вдруг: «Не плачь, не плачь, Аленушка! Придет, твое счастье, не задержится! Встретишь молодца доброго, парня удалого, хорошего»… Жаль, не слышит Аленушка ласточек, щебетанье совсем не понятно ей. А они то, вестники добрые, совсем близко – над головою, на веточке. Так и сидит она, горемычная, погрузившись в печаль свою, разговор ведет с подругою верною – отраженьем своим в тихом омуте. А над ними – лишь небо хмурится…

Картина выполнена маслом, в зеленых тонах. В ней все уравновешено: темный пейзаж оттеняет детский румянец, начало осенней поры контрастирует с яркими цветами на сарафане девушки. Ласточки, вестники добра и счастья, гармонируют с печальным образом героини, посылая надежду на счастливое завершение сказочного сюжета.

Безумно люблю эту композицию. В настоящее время «Аленушка» является достоянием народа. Экспонат хранится в Государственной Третьяковской галерее.

Общее настроение и роль фрагментов

При взгляде на картину у зрителя возникает ощущение тихой грусти и спокойного восхищения красотой природы. В центре композиции — печальная девушка, склонившая голову так низко, как только возможно. Основная тема произведения — тоска Алёнушки по потерявшемуся брату. В то же время, лицо героини выражает надежду на счастливое будущее, которое, конечно же, обязательно наступит.

Минорный настрой полотна подчёркивают неподвижные ели, тёмная вода и хмурое небо. Отлично показана связь, существующая между природой и человеком. Кажется, что всё живое сопереживает Алёнушке и как бы старается её утешить. Все фрагменты полотна не диссонируют с общим настроем, а лишь дополняют и подчёркивают его. Каждая деталь навевает грустные мысли и заставляет испытывать щемящую тоску.

Образ девочки-сиротки

По всему облику главной героини видно, что у неё сложная судьба. Рыжие волосы неубраны и с одной стороны свободно свисают, лицо уставшее, а в глазах — безысходность. Над головой Алёнушки сидит стайка птиц — они даже не боятся её, не пытаются улететь, настолько беззащитна героиня. Автор не случайно изобразил ласточек — в фольклоре они издавна символизировали надежду. Благодаря птицам создаётся впечатление, что девушка в глубине души всё же надеется на благополучный исход: брат будет найден, и жизнь изменится в лучшую сторону.

Образ Алёнушки — ясный и чистый, видно, что она ещё ребёнок, хотя уже знакома со смирением и отчаянием. У неё израненные ноги — этой деталью художник подчёркивает, что Алёнушка немало прошла в поисках брата. Она притомилась и села на камень, чтобы отдохнуть, а слёзы капают прямо в пруд. Состояние природы вторит мыслям и чувствам сиротки: кажется, что вот-вот пойдёт дождь, и вся природа застыла в ожидании.

Заслуга Васнецова

Главная заслуга художника заключается в том, что он сумел передать не только великолепие природы, но и одухотворённость простого русского человека. Образы на картине получились очень убедительными, они показывают любовь художника к народу. Милая девушка находится в гиблом месте, и от этого выглядит очень беззащитной, хотя на лице у неё нет ни тени испуга. Отсылка к сказочному сюжету достигается с помощью деталей:

  • Алёнушка бедно одета;
  • на ногах нет обуви;
  • водная гладь очень тёмная и мрачная.

В целом место выглядит мрачным, и благодаря этому создаётся ощущение безнадёжности. Хотя в сказке нет такого момента, его легко себе представить: девушка тоскует о брате, который находится на дне омута. Полотно раскрывает всю суть русского характера, его покорность, жертвенность и способность терпеть то, что кажется непереносимым. Это молчаливый рассказ о бедах и страданиях русских людей, который вызывает тяжёлое чувство.

Атмосфера грусти и тишины

У Васнецова отлично получилось передать спокойствие, тишину и минорный настрой. Водная гладь выглядит неподвижной, ветки не колышутся, камыши направлены вверх. Только травинки немного поникли, но не от ветра, а потому, что пришла пора увядания. Детально прописан румянец на лице девочки, и с ним контрастируют пёстрые цветы на сарафане. В эту палитру гармонично вписываются тёмно-зелёные оттенки леса.

Роль цветовых акцентов играют жёлтые листья и несколько проблесков на небе, по которым можно понять, что солнце скрыто за тучами. День близится к закату, а в народе издавна существовало поверье, что в это время между природой и человеком устанавливается особая связь. Душевное и простое полотно оставляет ощущение недосказанности. Кажется, что сказка через мгновение продолжится: Алёнушка найдёт братца, и всё закончится хорошо.

Примечания

. А.Н. Афанасьев, Русские народные сказки, т. IV, стр. 21.

. Приведено в статье Н.И. Костомарова «О мифическом значении горя-злосчастия». — «Современник», т. 59, 1856, № 10, стр. 118.

. Там же, стр. 117.

. Рецензент, очевидно, понимает живопись в академическом толковании строгой трехмерности формы.

. «Сторонний зритель». — «Художественный журнал», 1881, № 3, стр. 179—180.

. А. К. «Передвижная выставка картин». — Газ. «Киевлянин», 1881, 14 ноября, № 251.

. Некоторые работы Васнецова раннего, петербургского периода, например, рисунок-концовка из книги «Козел Мемека» — поле с пряслами и наклонившимися от ветра деревьями, — и рисунки, исполненные в Медоне, уже несли в себе эти особенности, которые в дальнейшем, в пейзажах 1880—1882 годов, были значительно углублены и развиты художником.

. На этом, первоначальном эскизе имеется авторская подпись «71—74» (годы).

. Письмо Е.Г. Мамонтовой.

. Письмо И.Ф. Селезнева к П.П. Чистякову от 10 декабря 1881 года. — Отдел рукописей Третьяковской галереи, № 2/350.

. Письмо Н.В. Феофановой к В.М. Васнецову от 31 октября 1881 года. — Отдел рукописей Третьяковской галереи, № 66/237.

. Письмо В.М. Васнецова к П.П. Чистякову от 25 апреля 1882 года. — Отдел рукописей Третьяковской галереи, № 2/61.

. Н.В. Поленова, «Абрамцево», изд. М. и С. Сабашниковых. М., 1922.

. Е.В. Сахарова, В.Д. Поленов. Письма, дневники, воспоминания. В примечаниях неправильно указано, что церковь в Абрамцеве построена по проекту В.Д. Поленова.

. ЦГАЛИ, ф. 799, оп. I, ед. хр. 308, л. 2. «Воспоминания о кружке С.И. Мамонтова», прочитанные в Московском Художественном театре 2 мая 1918 года. Их приводит частично В. Лобанов в своей книге «Виктор Васнецов в Абрамцеве», 1928, стр. 25—26.

. Н.В. Поленова, «Абрамцево». М., 1922, стр. 40—41.

. ЦГАЛИ, ф. 799, оп. 1, ед. хр. 308. л. I. «Воспоминания о кружке С.И. Мамонтова».

. Письмо В.Д. Поленова к С.И. Мамонтову от 6 апреля 1900 года. — Е.В. Сахарова, В.Д. Поленов. Письма, дневники, воспоминания, М.—Л., 1943, стр. 321.

. К.С. Станиславский, Моя жизнь в искусстве, 1941, стр. 108—109.

. ЦГАЛИ, ф. 799, оп. 1, ед. хр. 308, л. 2.

. ЦГАЛИ, ф. Мамонтовых. Письма В.М. Васнецова, январь 1893 года.

. Письмо И.Е. Репина к В.В. Стасову от 20 декабря 1881 года. — Рукописный отдел Института русской литературы Академии наук СССР, ф. Стасовых. — И.Е. Репин и В.В. Стасов. Переписка, т. II, «Искусство», 1949, стр. 72.

. Н.А. Римский-Корсаков, Летопись моей музыкальной жизни 1844—1906, 1909, стр. 234.

. Н.В. Поленова, «Абрамцево», Изд. М. и С. Сабашниковых. М., 1922, стр. 39.

. Там же, стр. 44.

. Письмо В.М. Васнецова к А.П. Ланговому от 14 января 1908 года. — Отдел рукописей Третьяковской галереи, № 3/78.

. «Воспоминания В.М. Васнецова о кружке С.И. Мамонтова». — ЦГАЛИ, ф. 799, ед. хр. 308, оп. 1, л. 2, об. и 3.

. Письмо К.Д. Арцыбушева к В.М. Васнецову от 16 октября 1885 года из Москвы. — Отдел рукописей Третьяковской галереи, № 66/12.

. Письмо Н.В. Неврева к В.М. Васнецову от 22 октября 1885 года. — Отдел рукописей Третьяковской галереи, № 66/116.

. Н.В. Поленова, «Абрамцево». М., 1922, стр. 84.

. Е.В. Сахарова, В.Д. Поленов. Письма, дневники, воспоминания, стр. 319.

. «Русские ведомости», 12 октября 1885 года.

. Письмо В.М. Васнецова к В.Д. Поленову от 19 февраля 1900 года. — Е.В. Сахарова, В.Д. Поленов. Письма, дневники, воспоминания, стр. 315.

. И. Э. Грабарь, История русского искусства, т. 1, стр. 98.

  К оглавлению Следующая страница

Популярные сегодня темы

В центре картины изображена большая ваза с яркими цветами

Огромные красные пионы сразу привлекают к себе внимание, ведь большинство цветов в вазе – желтые. Множество зеленых листьев оживляет букет

Изображение картины как мы видим, включает весеннее время года, на картине преобладают блеклые и неясные краски, земля только недавно освободилась от зимнего покрывала

Но что это за окном? Неужели случилось? Простое чудо природы меняет все течение жизни: выпал первый снег! Белые дома и деревья, улочки без пыли, укрытые нежной снеговой пеленой… Как же это все красиво!

Историческое полотно было написано вскоре после победы над нацистской Германией. Однако замысел возник у художника еще в конце 1930-х годов.

Картина В. И. Сурикова «Боярыня Морозова» посвящена церковному расколу в России. Боярыня не приняла нового крещения тремя перстами, и ее везут в острог.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Метолит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: