В лодке (картина Мане) Википедия
«В лодке» (фр. En bateau, англ. Boating) — картина, написанная в 1874 году французским художником Эдуаром Мане (Édouard Manet, 1832—1883). Принадлежит музею Метрополитен в Нью-Йорке ( 29.100.115). Размер картины — 97,2 × 130,2 см.
История
Картина «В лодке» была написана летом 1874 года, которое Мане проводил в северо-западном пригороде Парижа Женвилье, недалеко от Аржантёя, где жил Клод Моне со своей семьёй.
Картина выставлялась на Парижском салоне 1879 года, где она была приобретена за 1500 франков коллекционером Виктором Антуаном Дефоссе (Victor Antoine Desfossés). В мае 1895 года картина была куплена у Дефоссе известным маршаном Полем Дюран-Рюэлем (Paul Durand-Ruel) за &&&&&&&&&&025000.&&&&&025 000 франков, а в сентябре того же года она была продана за &&&&&&&&&&055000.&&&&&055 000 франков предпринимателю и коллекционеру из Нью-Йорка Генри Осборну Хэвемайеру (Henry Osborne Havemeyer) и его жене Луизине Хэвемайер (Louisine Havemeyer). После смерти Хэвемайера в 1907 году картина оставалась у его жены, а после её смерти в 1929 году согласно завещанию она была передана в коллекцию музея Метрополитен.
Описание
На картине изображены мужчина и молодая женщина, сидящие в парусной лодке. Мужчина в модном тогда канотье находится на месте рулевого у кормы, управляя рулём левой рукой, а женщина полулежит, опершись о край лодки. Композиция картины построена таким образом, что их фигуры максимально приближены к зрителю за счёт того, что передняя часть лодки осталась за пределами картины, так что видна только задняя часть лодки и небольшая часть паруса. Таким образом, у зрителя создаётся впечатление того, что он сам находится в лодке.
Позади лодки видна изумрудно-синяя вода, которая составляет фон картины. Использование светлой цветовой гаммы помогает передать свежесть и прозрачность воздуха. Картина написана в импрессионистском стиле, передающем ощущение движения, и в то же время подчёркивающем единство изображённых людей и окружающей среды.
Исследователи творчества Мане полагают, что в качестве рулевого художнику позировал его шурин Родольф Леенхофф (Rodolphe Leenhoff). В то же время точно неизвестно, кто был моделью для изображённой женщины, хотя высказываются предположения, что это была Камилла Донсье (Camille Doncieux), первая жена Клода Моне.
Вскоре после появления картины «В лодке» на Салоне 1879 года французский писатель и критик Жорис Карл Гюисманс писал:
Некоторых всё ещё раздражает эта вода, такая синяя… Женщина в голубом, сидящая в лодке, передняя часть которой отсечена — как на японских гравюрах — краями картины, помещена очень выигрышно на солнце и написана весьма энергично, равно как и рулевой в белом, на фоне ещё более резкой голубизны воды. |
Художница Мэри Кассат, рекомендовавшая купить эту картину для коллекции Хэвемайеров, называла её «последним словом в живописи» (англ. the last word in painting).
Искусствовед Юрий Колпинский так писал об этой картине Мане:
Прекрасным примером пленэрной групповой композиции является «В лодке» (1874, Салон 1879 г.; Нью-Йорк, Метрополитен-музей). Резкая кривая абриса кормы парусной лодки, сдержанная энергия движения рулевого, мечтательная грация сидящей в профиль дамы, прозрачность воздуха, ощущение свежего ветра и скользящего движения лодки образуют полную лёгкой радостности и свежести картину. Динамичный характер композиций 70-х гг. особенно наглядно выступает при сопоставлении этой работы с лучшими произведениями (в том числе пейзажами — такими, например, как «Выход из Булонского порта», 1864; Чикаго, Институт искусств), исполненными в 60-х гг. |
Внешние ссылки
- Ресурсы изобразительного искусства :
Работы Эдуара Мане |
|
---|---|
Таблицы (в хронологическом порядке) | Барк Данте после Делакруа (1854) · абсента (1858-1859) · Испанских Всадников (1859) · Портрет г — н и М я Огюст Мане (1860) · Портрет мадам Брюны 1860-1861 · испанского Singer ( 1860) · удивление Нимфа (1860-1861) · мальчик с мечом (1861) · Маленький Ланге (1861) · любовницы Бодлера лежа (1862) · негритянка (1862) · Lola Валенсия (1862) · M Miss V в костюме espada (1862)· Музыка в Тюильри (1862)· Старый музыкант (1862)· Портрет Викторины Дайм (1862)· Молодая женщина в испанском костюме (1862)· Уличная певица (1862)· Олимпия ( 1863)· Завтрак на траве (1863)· Молодой человек в костюме Майо (1863)· Мертвый Христос и ангелы (1864)· Мертвец (1864-1865)· Битва между Кирсарджем и Алабамой (1865)· Чтение (1865)· Иисуса оскорбляют солдаты (1865)· Коррида: смерть быка (1865)· Битва быка (1865-1866))· Философ (1865-1866)· Девушка в 1866 году (1866) · Матадор кланяется (1866-1867)· Игрок Файф (1866)· Похороны (1867-1870)· Скачки в Лоншане (1867)· Мыльные пузыри (1867)· Портрет Теодора Дюре (1868)· Казнь Максимилиана (1868 г.)· Портрет Эмиля Золя (1868 г.)· Обед в студии (1868 г.)· Портрет мадемуазель Клаус (1868 г.)· Мальчик чистит грушу (1868 г.)· На пляже Булони (1869 г.)· Лунный свет над порт Булонь (1869 г.)· Отправление парохода из Фолкстона (1869 г.)· Ле Балкон (1869 г.)· Портрет Берты Моризо (1869-1870 гг.) в Ле Репо · Лодки в море; закат (1869-1872-1873)· Эффект снега в Пти-Монруж (1870)· В саду (1870)· Ла-Бриош (1870)· Берта Моризо с букетом фиалок (1872)· Железная дорога (1872-1873) )· Партия крокета (1873 г.)· Ле Бон Бок (1873 г.)· на пляже (1873 г.)· Дама с веерами (1873-1874 гг.)· Опера в маске Бал (1873 г.)· Берта Моризо в веере (1874 г.)· На лодке (1874)· Аржантей (1874)· Картина Клода Моне в его мастерской (1874)· Ле Линге (1875)· Портрет Стефана Малларме (1876)· Маргарита де Конфлан (1876)· Нана (1877))· Самоубийство (1877) -1881)· Портрет Антонин Пруст (1877)· Маргерит Готье-Lathuille (с. 1878)· в кафе, кабаре Reichshoffen в (1878)· в кафе, кафе-концерт (1878)· чернослива (1878)· Улица Моснье с флагами (1878 г.)· Улица Моснье с брусчаткой (1878 г.)· У отца Латюля (1879 г.)· Автопортрет с палитрой (1879 г.)· Мадам Эдуард Мане в оранжерее (1879 г.)· В оранжерее ( 1879)· официантка Бокс (1879)· Уголок кофе é-концерт (1879)· Портрет мадемуазель Люси Делабин (1879)· Портрет Клемансо (1879-1880)· Букет спаржи (1880)· Спаржа (1880)· Человек в круглой шляпе ( Альфонс Морю ) ( 1880)· Л’Эвасьон де Рошфор (1881)· Осень (1881)· Портрет М. Пертуизе, охотника на львов (1881)· Великий герцог (1881)· Принтемпс, Жанна де Марси (1881))· Заяц (1881) )· Бар в Фоли-Бержер (1881–1882 гг.)· Гвоздики и клематисы в хрустальной вазе (1882 г.)· сверкающие розы в вазе (1882 г.)· розы в бокале для шампанского (1882 г.)· лето или Амазонка или всадник (1882)· Chez Tortoni (1882) |
Гравюры и рисунки (в хронологическом порядке) | Мальчик и собака (1862 г.) · Этюд для молодой женщины, лежащей в костюме экспаньола (1862 г.) · Эскиз для лежащей дамы Бодлер (1862 г.) · Мальчик с мечом лицом влево III (1862 г.) · Медведь-2 , ( 1862 г.) · Улица Зингер (1862 г.) · Воздушный шар (1862 г.) · Офорты Эдуарда Мане, представленные Панчем (1862 г.) · Офорты Эдуарда Мане со шляпой и гитарой (1862-1863/1874) · Гитанос (1862 г.) |
Завтрак на траве. 1863 г.
Эдуард Мане. Завтрак на траве. 1863 г. Музей д’Орсе, Париж
Мане охотно черпал вдохновение у старых мастеров. “Сельский концерт” Джорджоне подсказал ему идею картины “Завтрак на траве”. Позы же героев он позаимствовал с офорта Раймонди “Суд Париса” (сделан с несохранившейся картины Рафаэля).
Слева: Джорджоне. Сельский концерт. 1506-1512 гг. Лувр, Париж. Справа: Маркантонио Раймонди. Гравюра “Суд Париса”. 1513-1515 гг. Музей Метрополитен, Нью-Йорк
Перед нами двое молодых мужчин среднего класса. Они о чем-то беседуют. И даже не смотрят на обнаженную женщину рядом с ними. Ее одежда брошена рядом. Она уверенно смотрит на зрителя.
Публика была шокирована. Люди толпами приходили на выставку. Но не для того, чтобы восхищаться работой. А чтобы всласть покритиковать.
Обнаженных женщин писали и до Мане. И во времена Мане. Но это были нереальные женщины. Богини. Восточные полусказочные одалиски.
“В завтраке на траве” зрители увидели не божественных созданий. А реальных людей. Которые вот так проводят время. Семьи дома. А пикники – с куртизанками.
Публика не была готова к этому. Что ее интимную жизнь выставят напоказ.
Ещё один интересный момент. Посмотрите на женщину на заднем плане. Если ее мысленно переместить на передний план, она будет под 3 метра.
Но эта “ошибка” не из-за неумения художника, как считали критики. На такие же сознательные искажения когда-то шёл и Леонардо да Винчи.
Помните его Тайную вечерю? Фигура Христа крупнее всех остальных. В положении сидя он вровень со стоящими.
Леонардо да Винчи. Тайная вечеря. 1495-1498 гг. Монастырь Санта-Мария-делле-Грация, Милан
Такие хитрые приёмы после Леонардо себе никто не позволял. Первым на это отважился Мане
Ему было важно передать определённый эффект. Даже ценой искаженной перспективы
О картине также читайте в статье “Завтрак на траве. Как Эдуард Мане придумал современное искусство”.
История
Картина «В лодке» была написана летом 1874 года, которое Мане проводил в северо-западном пригороде Парижа Женвилье, недалеко от Аржантёя, где жил Клод Моне со своей семьёй.
Картина выставлялась на Парижском салоне 1879 года, где она была приобретена за 1500 франков коллекционером Виктором Антуаном Дефоссе (Victor Antoine Desfossés). В мае 1895 года картина была куплена у Дефоссе известным маршаном Полем Дюран-Рюэлем (Paul Durand-Ruel) за 25 000 франков, а в сентябре того же года она была продана за 55 000 франков предпринимателю и коллекционеру из Нью-Йорка Генри Осборну Хэвемайеру (Henry Osborne Havemeyer) и его жене Луизине Хэвемайер (Louisine Havemeyer). После смерти Хэвемайера в 1907 году картина оставалась у его жены, а после её смерти в 1929 году согласно завещанию она была передана в коллекцию музея Метрополитен.
Исторический
Условия реализации стола
Летом 1874 года Мане переехал в свою собственность, принадлежащую его двоюродному брату Жюлю де Жуи, в Женвилье , на берегу Сены . По этому случаю он посетил своего друга Клода Моне , затем поселился в Аржантёе , на другом берегу реки, и написал в своей компании и компании Пьера-Огюста Ренуара несколько полотен, в которых он впервые принял. , импрессионистический стиль. Помимо « В лодке» , он сочинил несколько других сцен на открытом воздухе, обрамляющих края Сены, как Аржантей , с его темно-синей водой, которая вызовет насмешки недоброжелателей импрессионистов, Моне в своей мастерской , то есть , его лодку (а также набросок на ту же тему, где Моне и его жена изображены более тщательно, которые он подарит своему другу, а этот останется на всю жизнь) или на берегу Сены .
Идентификация модели
Начиная с Адольфа Табаранта , критики видели зятя Мане, Родольфа Линхоффа , в образе мужчины . Однако личность молодой женщины остается неясной, и присутствие вуали не помогает ее идентифицировать. Вероятно, это та же модель, что изображена сзади на картине Sur les berges de la Seine , из-за той же белой шляпы с черными лентами и такого же полосатого платья. Одни выдвигают гипотезу Эллен Андре или актрисы Жанны де Марси , другие считают, что узнают Алису Лекуве , которая служит моделью для Le Linge .
Выставка и последующие владельцы
По случаю проведения Салона картина была продана за 1500 франков финансисту и великому коллекционеру Виктору Дефоссесу . Этот одолжит его во время Всемирной выставки в Париже 1889 года , а затем перепродает галеристу Полу Дюран-Рюэлю на7 мая 1895 г.на сумму 25000 франков ( на лодке , акции п O 3267). 19 сентября того же года он был куплен по совету Мэри Кассат, которая считала его « последним словом в живописи » («последним словом в живописи»), за 55 000 франков бизнесменом и любителем искусства из Нью-Йорка Хо Хавемейером. . После смерти последнего в 1907 году полотно осталось во владении его вдовы Луизин В. Хавмейер, которая после своей смерти в 1929 году завещала его Музею искусств Метрополитен .
Портретисты: Мане, Ренуар и Дега
Ренуар больше обращал внимание на характеры, а не на внешность, а Мане обращался к опыту мастеров прошлого. В этой части узнаем, как импрессионисты писали людей.. Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве
с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории
и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Алина Аксёнова
Историк искусства, автор книг «Искусство ХХ века
Ключи к пониманию» и «История искусства
Просто о важном», более 9 лет проводила лекции и экскурсии в ГМИИ им. Пушкина
Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве
с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории
и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Алина Аксёнова
Историк искусства, автор книг «Искусство ХХ века. Ключи к пониманию» и «История искусства
Просто о важном», более 9 лет проводила лекции и экскурсии в ГМИИ им. Пушкина.
Поговорим о ключевых фигурах, повлиявших на импрессионизм, и начнем с Эдуарда Мане.
Мане не участвовал в выставках импрессионистов, но те восхищались его смелостью и дружили с ним. Журналисты даже называли его «королем импрессионистов», а самих художников — «бандой Мане».
Как узнать картину Мане?
Цвет. В отличие от большинства импрессионистов, Мане не отказывается от темных и насыщенных цветов, использует черный. Почти не смешивает цвета на холсте.
Контуры. Пишет крупными мазками и, в отличие от импрессионистов, дополнительно обводит объекты на картине четким контуром.
Сюжеты. Стремится не просто зафиксировать повседневность, как делали импрессионисты, а поднять ее на новый уровень: пишет современные сцены, но использует формулы старых мастеров. Главные герои его картин — люди.
Примеры:
Эдуард Мане.
В лодке, 1874
Эдуард Мане. Завтрак на траве, 1863
Эдуард Мане. Портрет Эмиля Золя, 1868
Телеграм-канал
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Эдуард Мане. Концерт в кафе, 1878
Эдуард Мане. Олимпия, 1863
Нарсис-Виржиль Диаз де ла Пенья. Коровы на водопое, 1840-76
Примеры:
1. Задумчивость, 1876-1877
2. Клод Моне читает газету, 1872
3. Мадам Моне на диване, 1872
4. Большие купальщицы, 1918-1919
5. Обнаженная, 1876
Продолжим разговор об импрессионистах, которые чаще рисовали людей, чем пейзажи. И первым здесь, конечно, должен быть Пьер Огюст Ренуар.
Как узнать картину Ренуара?
Главные герои. Женщины, цветы, дети
В герое важно настроение, характер схватывается благодаря паре нюансов — наклону головы, позе.
Сюжеты. Танцы, прогулки, развлечения, встречи в кафе, девушки в интерьере.
Цвет. Много солнца благодаря желтому цвету, разбросанному по картине. Цвет добавляет характера героям, контуров нет — герои растворяются в фоне.
Мадам Анрио и Жанна Самари
Мы изучили Эдгара Дега, мастерски изображавшего купальщиц и не любившего пленэр. Но попробуем разобраться чуть подробнее, как узнать его картину?
Главные герои: балерины, танцовщицы, музыканты.
Сюжеты. Балетные репетиции и выступления, театр, концерты, повседневная жизнь парижан. В работах важен эффект «подглядывания», естественность и непринужденность жизни.
Контуры. Академическая линия превращается у Дега в самостоятельное средство выразительности: контуры становятся более заметными и темными.
️ Манера. Идеальный рисунок, тонкое чувство композиции и приверженность монохромной палитре. На Дега сильно повлияла фотография, он выстраивал свои мизансцены как фотокадр: со «случайно» выхваченными персонажами и неожиданными ракурсами.
Примеры:
1. Оркестр оперы, 1869
2. Концерт в кафе Амбассадор, 1877
3. Музыканты в оркестре, 1872
4. Балетная сцена из оперы Роберт Дьявол, 1872
5. Концерт в кафе, 1877
Эдгар Дега. Перед репетицией, ок. 1880
Что точно стоит посмотреть?
Алина Аксёнова рекомендует
сериал «Импрессионисты» от BBC
Чем хорош сериал? В нем отражены основные события из истории импрессионизма и жизни самих художников. Эпизоды из мемуаров и писем переданы очень достоверно.
Жаль только, что режиссеры ограничились тремя героями — Моне, Ренуаром и Дега. В фильме есть Мане и Сезанн, но досадно, что о Писсаро и Сислее ничего не сказано. Тем не менее сериал невероятно интересный, красивый и, конечно, полезный!
Время тренировки! Давайте попробуем отличить Дега от Ренуара, используя подсказки из этой части.
Обращайте внимание на сюжеты и манеру.
Описание картины Эдуарда Мане «В лодке»
Полотно родилось под кистью Эдуарда Мане в 1874 году. На сегодняшний день хранится в Нью-Йорке в известном музее Метрополитен.
На полотне мы сможем увидеть девушку, достаточно юного возраста и мужчину. Они уютно расположились в лодке с парусом. Мужчина одет по последней моде, на нем канотье. Он присел на корме, лодкой управляет при помощи левой руки. Молодая девушка позволила себе немного прилечь, при этом опирается на край парусной лодки. Композицию художник строил таким образом, чтобы все изображенные на ней фигуры были максимально близки к зрителю. Лодку Мане решил оставить за пределами картины. Нам доступно к обозрению только небольшая часть зада лодки и совсем чуть-чуть паруса. Благодаря этому создается иллюзия присутствия в лодке.
Фоном произведения служит вода, очень красивого цвета. Она практически синяя, слегка играя изумрудными всплесками. Мане использовал светлую цветовую гамму, которая помогала ему передавать воздух, его свежесть. Художнику удавалось показать нам реальную прозрачность воздуха.
Полотно написано в стиле импрессионизма. Данному стилю под силу передавать ощущение движения. При этом художник не забывает подчеркивать, насколько изображаемые им люди и силуэты едины с окружающей средой.
Критики, искусствоведы, которые исследовали жизнь и работы Мане считают, что живописец изобразил рулевым своего родственника, Родольфа Леенхоффа. Мы до конца не уверены в том, кто был прототипом для изображаемой живописцем девушки, но есть догадки и версии, что это жена Клода Моне, которая была первой, Камилла Донсье.
Искусствоведы считают, что произведение «В лодке» Мане – это одно из важнейших слов в искусстве. Глядя на полотно, мы можем ощутить легкий бриз. Создается ощущение присутствия, радости и свежести.
В лодке (картина Мане) — WiKi
Картина «В лодке» была написана летом 1874 года, которое Мане проводил в северо-западном пригороде Парижа Женвилье, недалеко от Аржантёя, где жил Клод Моне со своей семьёй.
Картина выставлялась на Парижском салоне 1879 года, где она была приобретена за 1500 франков коллекционером Виктором Антуаном Дефоссе (Victor Antoine Desfossés). В мае 1895 года картина была куплена у Дефоссе известным маршаном Полем Дюран-Рюэлем (Paul Durand-Ruel) за &&&&&&&&&&025000.&&&&&025 000 франков, а в сентябре того же года она была продана за &&&&&&&&&&055000.&&&&&055 000 франков предпринимателю и коллекционеру из Нью-Йорка Генри Осборну Хэвемайеру (Henry Osborne Havemeyer) и его жене Луизине Хэвемайер (Louisine Havemeyer). После смерти Хэвемайера в 1907 году картина оставалась у его жены, а после её смерти в 1929 году согласно завещанию она была передана в коллекцию музея Метрополитен.
На картине изображены мужчина и молодая женщина, сидящие в парусной лодке. Мужчина в модном тогда канотье находится на месте рулевого у кормы, управляя рулём левой рукой, а женщина полулежит, опершись о край лодки. Композиция картины построена таким образом, что их фигуры максимально приближены к зрителю за счёт того, что передняя часть лодки осталась за пределами картины, так что видна только задняя часть лодки и небольшая часть паруса. Таким образом, у зрителя создаётся впечатление того, что он сам находится в лодке.
Позади лодки видна изумрудно-синяя вода, которая составляет фон картины. Использование светлой цветовой гаммы помогает передать свежесть и прозрачность воздуха. Картина написана в импрессионистском стиле, передающем ощущение движения, и в то же время подчёркивающем единство изображённых людей и окружающей среды.
Исследователи творчества Мане полагают, что в качестве рулевого художнику позировал его шурин Родольф Леенхофф (Rodolphe Leenhoff). В то же время точно неизвестно, кто был моделью для изображённой женщины, хотя высказываются предположения, что это была Камилла Донсье (Camille Doncieux), первая жена Клода Моне.
Вскоре после появления картины «В лодке» на Салоне 1879 года французский писатель и критик Жорис Карл Гюисманс писал:
Некоторых всё ещё раздражает эта вода, такая синяя… Женщина в голубом, сидящая в лодке, передняя часть которой отсечена — как на японских гравюрах — краями картины, помещена очень выигрышно на солнце и написана весьма энергично, равно как и рулевой в белом, на фоне ещё более резкой голубизны воды. |
Художница Мэри Кассат, рекомендовавшая купить эту картину для коллекции Хэвемайеров, называла её «последним словом в живописи» (англ. the last word in painting).
Искусствовед Юрий Колпинский так писал об этой картине Мане:
Прекрасным примером пленэрной групповой композиции является «В лодке» (1874, Салон 1879 г.; Нью-Йорк, Метрополитен-музей). Резкая кривая абриса кормы парусной лодки, сдержанная энергия движения рулевого, мечтательная грация сидящей в профиль дамы, прозрачность воздуха, ощущение свежего ветра и скользящего движения лодки образуют полную лёгкой радостности и свежести картину. Динамичный характер композиций 70-х гг. особенно наглядно выступает при сопоставлении этой работы с лучшими произведениями (в том числе пейзажами — такими, например, как «Выход из Булонского порта», 1864; Чикаго, Институт искусств), исполненными в 60-х гг. |
Описание
На картине изображены мужчина и молодая женщина, сидящие в парусной лодке. Мужчина в модном тогда канотье находится на месте рулевого у кормы, управляя рулём левой рукой, а женщина полулежит, опершись о край лодки. Композиция картины построена таким образом, что их фигуры максимально приближены к зрителю за счёт того, что передняя часть лодки осталась за пределами картины, так что видна только задняя часть лодки и небольшая часть паруса. Таким образом, у зрителя создаётся впечатление того, что он сам находится в лодке.
Позади лодки видна изумрудно-синяя вода, которая составляет фон картины. Использование светлой цветовой гаммы помогает передать свежесть и прозрачность воздуха. Картина написана в импрессионистском стиле, передающем ощущение движения, и в то же время подчёркивающем единство изображённых людей и окружающей среды.
Исследователи творчества Мане полагают, что в качестве рулевого художнику позировал его шурин Родольф Леенхофф (Rodolphe Leenhoff). В то же время точно неизвестно, кто был моделью для изображённой женщины, хотя высказываются предположения, что это была Камилла Донсье (Camille Doncieux), первая жена Клода Моне.
В лодке (картина Мане) — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
«В лодке» (фр. En bateau, англ. Boating) — картина, написанная в 1874 году французским художником Эдуаром Мане (Édouard Manet, 1832—1883). Принадлежит музею Метрополитен в Нью-Йорке ( 29.100.115). Размер картины — 97,2 × 130,2 см.
Картина «В лодке» была написана летом 1874 года, которое Мане проводил в северо-западном пригороде Парижа Женвилье, недалеко от Аржантёя, где жил Клод Моне со своей семьёй.
Картина выставлялась на Парижском салоне 1879 года, где она была приобретена за 1500 франков коллекционером Виктором Антуаном Дефоссе (Victor Antoine Desfossés). В мае 1895 года картина была куплена у Дефоссе известным маршаном Полем Дюран-Рюэлем (Paul Durand-Ruel) за &&&&&&&&&&025000.&&&&&025 000 франков, а в сентябре того же года она была продана за &&&&&&&&&&055000.&&&&&055 000 франков предпринимателю и коллекционеру из Нью-Йорка Генри Осборну Хэвемайеру (Henry Osborne Havemeyer) и его жене Луизине Хэвемайер (Louisine Havemeyer). После смерти Хэвемайера в 1907 году картина оставалась у его жены, а после её смерти в 1929 году согласно завещанию она была передана в коллекцию музея Метрополитен.
На картине изображены мужчина и молодая женщина, сидящие в парусной лодке. Мужчина в модном тогда канотье находится на месте рулевого у кормы, управляя рулём левой рукой, а женщина полулежит, опершись о край лодки. Композиция картины построена таким образом, что их фигуры максимально приближены к зрителю за счёт того, что передняя часть лодки осталась за пределами картины, так что видна только задняя часть лодки и небольшая часть паруса. Таким образом, у зрителя создаётся впечатление того, что он сам находится в лодке.
Позади лодки видна изумрудно-синяя вода, которая составляет фон картины. Использование светлой цветовой гаммы помогает передать свежесть и прозрачность воздуха. Картина написана в импрессионистском стиле, передающем ощущение движения, и в то же время подчёркивающем единство изображённых людей и окружающей среды.
Исследователи творчества Мане полагают, что в качестве рулевого художнику позировал его шурин Родольф Леенхофф (Rodolphe Leenhoff). В то же время точно неизвестно, кто был моделью для изображённой женщины, хотя высказываются предположения, что это была Камилла Донсье (Camille Doncieux), первая жена Клода Моне.
Вскоре после появления картины «В лодке» на Салоне 1879 года французский писатель и критик Жорис Карл Гюисманс писал:
Некоторых всё ещё раздражает эта вода, такая синяя… Женщина в голубом, сидящая в лодке, передняя часть которой отсечена — как на японских гравюрах — краями картины, помещена очень выигрышно на солнце и написана весьма энергично, равно как и рулевой в белом, на фоне ещё более резкой голубизны воды. |
Художница Мэри Кассат, рекомендовавшая купить эту картину для коллекции Хэвемайеров, называла её «последним словом в живописи» (англ. the last word in painting).
Искусствовед Юрий Колпинский так писал об этой картине Мане:
Прекрасным примером пленэрной групповой композиции является «В лодке» (1874, Салон 1879 г.; Нью-Йорк, Метрополитен-музей). Резкая кривая абриса кормы парусной лодки, сдержанная энергия движения рулевого, мечтательная грация сидящей в профиль дамы, прозрачность воздуха, ощущение свежего ветра и скользящего движения лодки образуют полную лёгкой радостности и свежести картину. Динамичный характер композиций 70-х гг. особенно наглядно выступает при сопоставлении этой работы с лучшими произведениями (в том числе пейзажами — такими, например, как «Выход из Булонского порта», 1864; Чикаго, Институт искусств), исполненными в 60-х гг. |
Аржантей. 1874 г.
Эдуард Мане. Аржантей. 1874 г. Музей изящных искусств, Турне, Бельгия. Wikipedia.org
В 1874 году Мане часто работал бок о бок со своим другом Клодом Моне. Их летние дачи были по соседству в местечке Аржантей.
Не удивительно, что в работах этого года чувствуется сильное влияние главного импрессиониста. Картина “Аржантей” тому подтверждение. Она написана на пленэре (на открытом воздухе). Яркими сочными красками.
Перед нами шурин Мане и неизвестная женщина. В солнечный день они сидят на причале. На фоне реки Сены. Мане был уверен, что такая невинная картина будет благосклонно принята публикой. Но не тут-то было…
Опять скандал. На этот раз критики ругали цветовое решение художника. Откуда Мане взял воду Сены цвета индиго? Даже Средиземное море не может похвастаться такой синевой, негодовали они.
Мане был ошарашен. Он и не думал, что обязан писать воду традиционного зеленоватого оттенка. Одно утешение – картина понравилась одной очаровательной даме. Которая стала очередной его любовницей. А к освистыванию он уже привык.
Бар в Фоли-Бержер. 1882 г.
Эдуард Мане. Бар в “Фоли-Бержер”. 1882 г. Институт искусства Курто, Лондон.
Перед нами работница бара в знаменитом кабаре Парижа. Ее грустные глаза смотрят мимо зрителя. Она думает о чем-то своём. Позади неё зеркало. В нем мы видим посетителей кабаре. Ноги выступающей акробатки. В нем же отражается сама барменша и стол с бутылками.
Но приглядитесь. Девушка отраженная отличается от девушки реальной. Бутылки тоже стоят в отражении по-другому.
Что это? Возможно, что Мане решил совместить события настоящего и прошлого в одном полотне.
До него так поступал только Леонардо да Винчи. В его “Тайной вечере” тоже изображено одновременно два события. Момент, когда Христос произносит роковые слова “Один из вас предаст меня”. И приобщение апостолов к причастию.
В 2017 году в игре “Кто хочет стать миллионером” был задан вопрос “Где Мане поставил свою подпись и дату на картине “Бар в “Фоли-Бержер”? Было дано четыре варианта ответа: на скатерти, на браслете барменши, на бутылке вина и на вазе.
Если не найдёте ответ на репродукции, ищите его в статье “Бар в Фоли-Бержер. Самая загадочная картина Эдуарда Мане”.
“Бар в Фоли-Бержер” Мане написал уже в статусе признанного художника. Многие осознали, что Мане кардинально повлиял на всю западную живопись. В 1882 году он получил Орден почётного легиона.
Но после этого он уже напишет очень мало работ. Его здоровье стремительно ухудшалось. Он умрет в 1883 году. Не успев вволю насладиться всеобщим признанием, о котором так мечтал.
Андрей Аллахвердов. Эдуард Мане. 2017. Частное собрание (всю серию портретов художников XIX-XX веков смотрите на сайте allakhverdov.com).
Поворот к импрессионизму
В 1868 г. Мане познакомился с художницей Бертой Моризо (1841-1895), которая стала его ученицей и любимой моделью. Именно она связала его с импрессионистами, общение с которыми проявилось усилением интереса к разработке светлой цветовой гаммы в пленэрных композициях. Свои сюжеты Мане находил в повседневной жизни парижских улиц; во все более свободной манере, с текучими мазками, он писал также пейзажные сцены, пронизанные вибрирующим светом (В лодке (1874), Аржантёй (1874)). Однако от импрессионистов его отделяет более пристальное отношение к композиции картины и размещению человеческих фигур. В 1877 г. картина Нана (Кунстхалле, Гамбург) была отвергнута жюри Салона, тем не менее это не помешало Мане написать целый цикл своеобразных жанровых картин, сюжеты которых взяты из среды парижских пивных и кафе — он всегда сохранял острый, но доброжелательный взгляд на свою эпоху (Подавальщица пива, Музей д’Орсэ, Паиж).
В 1882 г. Мане выставил на Салоне с большим успехом свою работу Бар в Фоли-Бержёр (Галерей Тейт, Лондон), ставшую последним крупным творением этого художника: прикованный к постели, он в последний год отпущенной ему жизни смог создать лишь блестящую серию натюрмортов.
Картины Эдуарда Мане:
«За стаканом абсента» (1858)
«Испанец, играющий на гитаре» — (1861, Метрополитен-музей, Нью-Йорк)
«Завтрак на траве» — (1863, Музей д’Орсэ, Париж)
«Бар в Фоли-Бержер» — (1882)
«Берега Сены в Аржантее» — (1874, Музей изящных искусств, Турнэ)
«Нана» — (1877, Кунстхалле, Гамбург)
«Олимпия» — (1863)
«Подавальщица пива» — (1879, Музей д’Орсэ, Паиж)
«Семья Моне в саду в Аржантёй» — (1874, Музей изящных искусств, Турнэ)
«Флейтист» — (1866, Музей д’Орсэ, Париж)
Балкон — (1869)
В лодке — ( 1874, Метрополитен-музей, Нью-Йорк)
Железная — (1873)
Лола из Валенсии — (1862)
Натюрморт с цветами — (1880)
Портрет Эмиля Золя — (1868)
Расстрел Императора Максимилиана — (1868)
Цветы в хрустальной вазе — (1882)