Похищение дочерей Левкиппа
1617. Старая Пинакотека, Мюнхен
Главные герои этой картины — Диоскуры, братья-близнецы, сыновья Зевса и Леды, жены спартанского царя Тиндарея.
Кастор славился как укротитель коней, а Полидевк — как кулачный боец. Кастор считался существом смертным, Полидевк — бессмертным. Созвездие Близнецов, получившее в их честь свое название, служило путеводителем моряков. Их считали покровителями мореплавателей.
Изображен момент похищения дочерей царя Левкиппа — Гилаейры и Фебы, обрученных с Идасом и Линкеем Афаретидами, сыновьями мессенского царя Афарея.
Афаретиды соперничали со своими двоюродными братьями Диоскурами, которые и похитили у них невест. Соперничество кончилось трагедией. Во время засады, устроенной Афаретидами, Идас убил Кастора, а Полидевк — Линкея.
Но Идас камнем сразил Полидевка. За это Зевс поразил его перуном.
Скопас. Вакханка (Менада). IV в. до н.э. Государственная художественная коллекция, Дрезден
Все удивительно в этом шедевре Рубенса: сочетание естественности, широты с тонким композиционным расчетом, необычайного колористического размаха со скрупулезной точностью в деталях, ощущение непосредственности, реальности происходящего и четкая заданность скульптурной монументальной группы.
Коллекция Пинакотеки
В Старой пинакотеке находится одна из самых важных художественных коллекций в мире. В галерее собрано более 800 картин, среди которых многочисленные известные шедевры из Европы.
Коллекция ранней голландской живописи, в том числе работы Рожье ван дер Вейдена и Диерика Бута, можно найти в непосредственной близости от раннего немецкого искусства. Старая пинакотека в Мюнхене содержит картины Альбрехта Дюрера «Автопортрет» 1500 года и «Четыре Апостола», а также шедевры Майкла Пачера, Альберта Альтдорфера и Лукаса Кранаха. Объем и качество коллекции фламандской живописи в Мюнхене, в которую входят работы Рубенса, Ван Дейка и Джорданса, делают ее уникальной. В фонды музея также входит «Святое семейство Каниджани» — первый шедевр Рафаэля. Старая пинакотека также может похвастаться картинами Тициана и Тинторетто, Рембрандта и Франса Хальса, Мурильо и Веласкеса, Шардена и Буше.
Ее обширная коллекция позволяет исследовать развитие живописи от Средневековья до конца эпохи рококо. Этот историко-художественный путь продолжается работами XIX века, представленными в Новой пинакотеке, а также шедеврами XX века и нашего времени в Пинакотеке современности.
История одного шедевра. «Похищение дочерей Левкиппа», Питер Пауль Рубенс — Ёптель
ок. 1617—1618г.г. Холст, масло. Размер: 224 × 211см.Старая пинакотека, Мюнхен
Одна из прославленных работ Питера Пауля Рубенса, Отличительные особенности картины: мощная экспрессия, динамика, диагональная композиция, не говоря уже о качественной живописи.
Рубенс использовал миф о братьях Диоскурах, сыновьях Зевса и Леды, Касторе и Поллуксе, похитивших дочерей царя Левкиппа — Гилаиру и Фебу. В этом сюжете художника увлёк драматический момент похищения, дающий богатые возможности для пластических решений.Место действия – Спарта.
Главные действующие лица:братья-близнецы Кастор и Поллукс и их двоюродные сестры, дочери их дяди Левкиппа – Феба и Гилайера. Эти две сестры – одновременно и невесты Идаса и Линкея, двоюродных братьев Кастора и Поллукса.
Сюжет достаточно запутанный: братья крадут невест у своих братьев, а невесты одновременно сестры и тем, и другим. Родство не прямое, а двоюродное.
Подобные похищения в те времена не вызвали активного сопротивления, поскольку они означали замужество. Выход замуж, как и рождение детей, в Древней Греции были религиозной обязанностью. Жених просто должен был невесту украсть. Никто не спрашивал согласия на брак: крали, приводили в дом – и для женщины начиналась семейная жизнь.
Возмездие для главных героев картины Рубенса последовало вскоре после похищения сестер. Смертный Кастор погиб. Поллукса тоже ожидала смерть, но Зевс дал ему бессмертие.
И вот здесь самый значимый момент в истории: брат просит Зевса сохранить жизнь брату. Зевс ему говорит, что может дать ему (смертному) только половину бессмертной жизни.
То есть полдня можно проводить на Олимпе, а полдня – в царстве мертвых. То же самое будет с Кастором. Поллукс согласился.
Именно это – бесконечная братская любовь, готовность жертвовать собой для брата – и стала причиной того, что имена братьев остались в истории. Очень необычной, очень великой была жертва во имя братской любви!
Есть еще одно полотно с таким же названием, которое является экспонатом Национального музея искусства, архитектуры и дизайна в Осло. Картина «Похищение дочерей Левкиппа», написанная предположительно в 1610–1611 годах, первое обращение Рубенса к этому сюжету.
Долгое время картина считалась подделкой, но благодаря стараниям эксперта антверпенского Музея изящных искусства Нико Ван Хаута была признана подлинником Рубенса.
О других шедеврах по тегу #album_masterpiece
Источник
Продолжаем выкладывать книги из популярной серии «Великие музеи мира», которые помогут вам приобщиться к великим …
Необыкновенные образы
Но давайте рассмотрим каждого из героев. Что интересно, Рубенс использует традиционные символы в передаче их образов, отчего картина приобретает особый смысл. Итак, на коне с чёрной гривой перед нами – Кастор, известный как укротитель лошадей. Такое животное выбрано неспроста – используя чёрный цвет, художник словно намекает на скорую смерть всадника.
Рядом с братом – Поллукс. Он был известен в Элладе как превосходный боец. Рубенс подчёркивает это с помощью демонстрации полуобнажённого торса, что прекрасно выписан художником.
На коне с чёрной гривой перед нами – Кастор, известный как укротитель лошадей
Одна из девушек уже поднята на коня, а вторую из сестёр они пытаются поставить на ноги. Нет сомнения, что уже через мгновение и вторая пленница окажется в руках всадников, что умчатся прочь вместе с похищенными красавицами.
«Похищение дочерей Левкиппа» демонстрирует нам смелость живописца. Он не боится использовать новые формы, экспериментировать с размещением фигур, но при этом с такой ловкостью обращается даже с малейшими деталями, что готовая картина вовсе кажется “живой”.
Рядом с братом – Поллукс. Его атлетический торс тщательно выписан художником
Выставки в 2018 году
Являясь картинной галереей мирового класса, Старая пинакотека — это также место, где выставки морового уровня. Чаще всего они вращаются вокруг тем, взятых из аспектов европейской живописи, начиная со Средневековья до XVIII века. Частью долгой, продолжающейся традиции являются малые студийные выставки, а также презентации произведений из собственной коллекции музея.
Jablonec’68 — Первый международный симпозиум серебренных украшений
Новая Пинакотека
10.03.2018 — 03.06.2018
Ikko Tanaka. Лица. плакаты
Новая Пинакотека
03.03.2018 — 17.06.2018
PAUL KLEE. Строительство тайны
Новая Пинакотека
01.03.2018 — 10.06.2018
Sketchbook. Сказки из собрания Государственной Мюнхенской графической коллекции
Новая Пинакотека
22.02.2018 — 21.05.2018
FRITZ WINTER
Новая Пинакотека
03.02.2018 — 10.06.2018
Страны и люди
Новая пинакотека
17.01.2018 — 09.07.2018
Подробнее на pinakothek.de/en/exhibitions/current
Похищение дочерей Левкиппа (картина)
Питер Пауль Рубенс |
Похищение дочерей Левкиппа . ок. 1617—1618 |
Холст, масло. 224 × 211 см |
Старая пинакотека, Мюнхен |
(инв. 321) |
Медиафайлы на Викискладе |
«Похищение дочерей Левкиппа»
— картина Питера Пауля Рубенса.
В этой картине Рубенс использовал миф о братьях Диоскурах, сыновьях Зевса и Леды, Касторе и Поллуксе, похитивших дочерей царя Левкиппа. В этом сюжете Рубенса увлёк сам драматический момент похищения, дающий богатые возможности для пластических решений.
Сильными, мускулистыми руками юноши подхватывают нагих женщин, чтобы посадить их на коней. В отчаянии и испуге дочери царя обращают взоры к небу, как бы ища у богов спасения. На шеях взвившихся коней повисли маленькие весёлые амуры. Все восемь фигур искусно вписаны в круг, который в свою очередь красиво расположен в пределах почти квадратного поля. Низкий горизонт позволяет ясно читать сложный, прихотливый силуэт группы. Она построена на контрастах движений и цветовых пятен. Светлые, нежные тела обнажённых золотоволосых женщин искусно сопоставлены с загорелыми, крепкими фигурами тёмнокудрых мужчин. Красная, золотистая, белая и тёмно-зелёная ткани усиливают декоративный эффект цветовой композиции. Кажущаяся запутанность группировки рассчитана на то, чтобы производить впечатление напряжённости ситуации, но в то же время построение обладает строжайшей логической продуманностью. Клубок тел имеет три точки опоры, зафиксированные в упирающейся ноге коня, в месте упора правой ноги Диоскура и в точке опоры его левой ноги, которую как бы отталкивает рука Левкиппиды. Причём эти точки опоры расположены в разных удалениях от зрителя, тем самым как бы способствуя пространственной ориентации группы. Живо ощущается необыкновенная увлечённость великого художника нахождением разнообразнейших ракурсов, раскрытием богатства пластических состояний человеческого тела, в чём он вряд ли может иметь многих соперников. Движение в понимании Рубенса несёт в себе как эмоциональный порыв, так и ситуационный или сюжетный смысл. Но и в том и в другом случае оно, отталкиваясь от реальности, приобретает некую художественную условность, подчиняясь законам художественной организации форм на плоскости. Рубенс стремился сообщить композиции декоративный характер, доставить наслаждение многообразной красотой линий и форм в их переплетении, взаимопроникновении и сопоставлении. Своих смелых и дерзких героев Рубенс наделил красотой здоровой молодости, ловкостью, силой и кипучей жаждой жизни.