Описание картины ивана репина «пушкин на лицейском экзамене»

Неоднократные попытки художника

Известен тот факт, что Репину не сразу удалось изобразить Александра Пушкина так, как ему того хотелось. Над полотном он работал несколько лет. Было множество попыток изобразить поэта: с одного ракурса, с другого, около реки утром или вечером. Было огромное количество возможных вариаций прохождения этого экзамена. Репину постоянно не нравилось то, что выходило в итоге. Он изображал Пушкина с разными выражениями лица, но, по мнению художника, все это было «не тем». Как вспоминал позднее друг Репина Корней Чуковский, художник изобразил на полотнах столько лиц, что этого количества вполне хватило бы, чтобы наполнить абсолютно пустой город.

Илья Репин – биография и картины художника в жанре Реализм – Art Challenge

Репин Илья Ефимович — великий русский художник. Родился 24 июля (5 августа) 1844 года в Чугуеве в семье военного поселенца. Свои первые художественные навыки Илья Репин получил в местной школе военных топографов (1854–1857), а затем у чугуевского иконописца И.М.

Бунакова; с 1859 года исполнял заказы на иконы и церковные росписи. Перебравшись в Петербург в 1863 году, Репин учился в рисовальной школе Общества поощрения художеств и в Академии художеств (1864–1871). Жил в Италии и Франции (1873–1876).

Уже религиозные картины, написанные по академическим программам (Иов и его друзья, 1869; Воскрешение дочери Иаира, 1871; обе картины – в Русском музее, Петербург), являют удивительный дар психологической концентрации.

Сенсацией стала картина Репина Бурлаки на Волге (1870–1873, там же); на базе многочисленных этюдов, в основном написанных во время путешествия по Волге, молодой Илья Репин создал картину, впечатляющую и яркой выразительностью натуры, и грозной силой протеста, зреющей в этих изгоях общества.

Темпераментная кисть Репина насыщает мощной эмоциональной силой и исторические образы былого (Запорожцы пишут письмо турецкому султану, 1878–1891, там же; Иван Грозный и сын его Иван, 1885, Третьяковская галерея). Эмоции эти порой буквально выплескиваются наружу: в 1913 году иконописец А.Балашов, буквально загипнотизированный Иваном Грозным, изрезал картину ножом.

Удивительно лирически-притягательны портреты Репина.

Особенно красочно-задушевны образы родных художника: Осенний букет (дочь Вера), 1892, там же; целый ряд картин с женой Репина Надеждой Ильиничной Нордман-Северовой. Репин проявил себя и как выдающийся педагог: был профессором-руководителем мастерской (1894–1907) и ректором (1898–1899) Академии художеств, одновременно преподавал в школе-мастерской Тенишевой.

Старея, художник продолжает удивлять публику. Апогея импрессионистически-живописной свободы – и в то же время психологизма – достигает живопись Репина в портретных этюдах для Государственного Совета.

В 1922–1925 годах Репин пишет едва ли не лучшую из своих религиозных картин – проникнутую беспросветным трагизмом Голгофу (Художественный музей, Принстон, США).

Репин Илья Ефимович — великий русский художник. Родился 24 июля (5 августа) 1844 года в Чугуеве в семье военного поселенца. Свои первые художественные навыки Илья Репин получил в местной школе военных топографов (1854–1857), а затем у чугуевского иконописца И.М.

Бунакова; с 1859 года исполнял заказы на иконы и церковные росписи. Перебравшись в Петербург в 1863 году, Репин учился в рисовальной школе Общества поощрения художеств и в Академии художеств (1864–1871). Жил в Италии и Франции (1873–1876).

Уже религиозные картины, написанные по академическим программам (Иов и его друзья, 1869; Воскрешение дочери Иаира, 1871; обе картины – в Русском музее, Петербург), являют удивительный дар психологической концентрации.

Сенсацией стала картина Репина Бурлаки на Волге (1870–1873, там же); на базе многочисленных этюдов, в основном написанных во время путешествия по Волге, молодой Илья Репин создал картину, впечатляющую и яркой выразительностью натуры, и грозной силой протеста, зреющей в этих изгоях общества.

Темпераментная кисть Репина насыщает мощной эмоциональной силой и исторические образы былого (Запорожцы пишут письмо турецкому султану, 1878–1891, там же; Иван Грозный и сын его Иван, 1885, Третьяковская галерея). Эмоции эти порой буквально выплескиваются наружу: в 1913 году иконописец А.Балашов, буквально загипнотизированный Иваном Грозным, изрезал картину ножом.

Удивительно лирически-притягательны портреты Репина.

Особенно красочно-задушевны образы родных художника: Осенний букет (дочь Вера), 1892, там же; целый ряд картин с женой Репина Надеждой Ильиничной Нордман-Северовой. Репин проявил себя и как выдающийся педагог: был профессором-руководителем мастерской (1894–1907) и ректором (1898–1899) Академии художеств, одновременно преподавал в школе-мастерской Тенишевой.

Старея, художник продолжает удивлять публику. Апогея импрессионистически-живописной свободы – и в то же время психологизма – достигает живопись Репина в портретных этюдах для Государственного Совета.

В 1922–1925 годах Репин пишет едва ли не лучшую из своих религиозных картин – проникнутую беспросветным трагизмом Голгофу (Художественный музей, Принстон, США).

История создания полотна

Обозначенная картина «Пушкин на экзамене в лицее» появилась неслучайно, передала правила и традиции в учебных заведениях того времени. Историки и по сей день не могут сойтись в едином мнении. Но достоверно известно, что репродукция основана на вполне реальных событиях. Она максимально точно описывает процедуру аттестации, которую проходили ученики-лицеисты в XIX веке.

В центре картины отчетливо просматривается фигура юного Александра Сергеевича. Присмотревшись, также можно рассмотреть образ Г. Державина. Он впоследствии станет яркой и выдающейся личностью среди представителей классической литературы России.

Действие описано в январе 1815 года. В это время года Императорский Лицей, месторасположением которого являлось Царское Село, организовывал экзамены, и для лицеиста Александра Сергеевича Пушкина в том числе. Юноше на тот период исполнилось только 15 лет, однако аттестацию он прошел с большим успехом. Ни один из присутствующих не смог поставить под сомнение талант молодого поэта, выступившего перед публикой с произведением, которое удачно смог посвятить «Воспоминаниям о Царском Селе».

По истечении многих лет Императорский Лицей отмечал круглую дату с момента открытия, а именно 100 лет. По торжественному случаю художник Репин получил заказ относительно создания композиции. Инициаторами подобной просьбы стали управленцы Лицейского общества. Их выбор пал именно на Репина потому, что он, в отличие от многих художников того времени, увлекался не только искусством создания картин, но и литературой.

История создания полотна

Обозначенная картина «Пушкин на экзамене в лицее» появилась неслучайно, передала правила и традиции в учебных заведениях того времени. Историки и по сей день не могут сойтись в едином мнении. Но достоверно известно, что репродукция основана на вполне реальных событиях. Она максимально точно описывает процедуру аттестации, которую проходили ученики-лицеисты в XIX веке.

В центре картины отчетливо просматривается фигура юного Александра Сергеевича. Присмотревшись, также можно рассмотреть образ Г. Державина. Он впоследствии станет яркой и выдающейся личностью среди представителей классической литературы России.

Действие описано в январе 1815 года. В это время года Императорский Лицей, месторасположением которого являлось Царское Село, организовывал экзамены, и для лицеиста Александра Сергеевича Пушкина в том числе. Юноше на тот период исполнилось только 15 лет, однако аттестацию он прошел с большим успехом. Ни один из присутствующих не смог поставить под сомнение талант молодого поэта, выступившего перед публикой с произведением, которое удачно смог посвятить «Воспоминаниям о Царском Селе».

По истечении многих лет Императорский Лицей отмечал круглую дату с момента открытия, а именно 100 лет. По торжественному случаю художник Репин получил заказ относительно создания композиции. Инициаторами подобной просьбы стали управленцы Лицейского общества. Их выбор пал именно на Репина потому, что он, в отличие от многих художников того времени, увлекался не только искусством создания картин, но и литературой.

Интересные факты

При рассмотрении картины «Пушкин на экзамене в Царскосельском Лицее» важно отметить ее реалистичность, присутствующий дух классического стиля. Знатоки изобразительного искусства, не задумываясь, обозначат, что при создании полотна задействован прием типа «Золотое сечение»

Подтверждением тому выступает расположение молодого поэта в правой части изображения. Именно таким способом проявляется та самая золотая линия.

Одновременно с тем и левая сторона выдержана в едином стиле с сохранением необходимых пропорций. Необычный художественный прием просматривается в расположении главных фигур — Державина и Пушкина, пространстве, уходящем к стене холла. Если присмотреться, то расстояние от правой кромки холста до Гавриила Романовича представлено двумя симметричными зонами, между ними средняя линия проходит непосредственно через силуэт Александра Сергеевича.

Центральный персонаж картины — юный и талантливый поэт. Пространство в лицейском помещении принадлежит именно ему. Из запоминающейся и эпичной позы Пушкина видно, насколько он горд от собственного рассказа о Царском Селе. На заднем плане расположены гости, но ни у одного из них невозможно рассмотреть лицо. На полотне отображаются только четкие силуэты и богатые, расписные одежды.

Описание картины Ильи Репина «Дуэль»

Картина написана в 1896 году. На сегодняшний день полотно представлено в Московской Третьяковской галерее. Ранее был представлен первый вариант картины, имевшей название «Простите!», в 1897 году проданный итальянке в частную коллекцию. Кроме него также есть эскиз работы, находящийся в одной из московских коллекций. Один из современников Репина рассказывает о том, как зародилась идея полотна. Он утверждал, что работа была представлена зрителю после рассказа одного из судебных деятелей о дуэли, в которой виновный был смертельно ранен и незадолго до своей кончины попросил прощения у своего соперника.

На картине представлен момент уже после выстрела, где раненого окружили несколько секундантов, поддерживая за руки и тревожно глядя на доктора, который расположился рядом и прогулочным шагом направляется к умирающему, а напротив, отвернувшись от соперника, прикуривает папиросу победитель дуэли.

После выхода работы в свет на Репина обрушилась масса отзывов самого разного характера. Некоторые считали, что художник не доделал работу, таким образом вызывая чувство безразличия к происходящему внутри эпизода, но были и другие, которые утверждали, что испытывали неподдельные эмоции, глядя на выражение лица умирающего, сопереживали ему. Один из критиков после просмотра картины обратился к Репину с вопросом: «Ведь раненый простил своего убийцу?». Такая реакция стала неожиданной для творца, поскольку тема дуэли сама по себе имела противоречивый характер. Многие рассмотрели в работе некий протест против дуэлянтов, отдавая предпочтение мирному решению конфликтных ситуаций.

Работа вызвала бурное обсуждение даже в СМИ, где ее не раз восхваляли и критиковали одновременно, что для художника является непременным признаком мастерства.

Интересные факты

При рассмотрении картины «Пушкин на экзамене в Царскосельском Лицее» важно отметить ее реалистичность, присутствующий дух классического стиля. Знатоки изобразительного искусства, не задумываясь, обозначат, что при создании полотна задействован прием типа «Золотое сечение»

Подтверждением тому выступает расположение молодого поэта в правой части изображения. Именно таким способом проявляется та самая золотая линия.

Одновременно с тем и левая сторона выдержана в едином стиле с сохранением необходимых пропорций. Необычный художественный прием просматривается в расположении главных фигур — Державина и Пушкина, пространстве, уходящем к стене холла. Если присмотреться, то расстояние от правой кромки холста до Гавриила Романовича представлено двумя симметричными зонами, между ними средняя линия проходит непосредственно через силуэт Александра Сергеевича.

Центральный персонаж картины — юный и талантливый поэт. Пространство в лицейском помещении принадлежит именно ему. Из запоминающейся и эпичной позы Пушкина видно, насколько он горд от собственного рассказа о Царском Селе. На заднем плане расположены гости, но ни у одного из них невозможно рассмотреть лицо. На полотне отображаются только четкие силуэты и богатые, расписные одежды.

Судьба художника

У Ильи Репина, что, к сожалению, очень нечасто встречается у художников, счастливая творческая судьба. Его талант был востребован с ранней молодости. Мальчик из захолустного города Чугуева был принят в Академию художеств в Петербурге и закончил её с двумя золотыми медалями. Если бы в 19-v веке была система рейтингов, то Репин занимал бы в них самые высокие места.

Илья Ефимович был жаден до творчества, его интересовали и злободневные, и исторические сюжеты

Он страстно брался перенести на холст и бумагу всё, что привлекало его внимание. За это критики и друзья даже упрекали его во всеядности

И сам художник не мог определиться и понять, в чем его предназначение. Корней Чуковский, который долгие годы жил рядом с Репиным и помогал ему редактировать книгу «Далекое-близкое», вспоминает, что тот говорил: «…Я не могу заниматься непосредственным творчеством (то есть «искусством для искусства». — К. Ч.). Делать ковры, ласкающие глаз, плести кружева, заниматься модами, — словом, всяким образом мешать божий дар с яичницей, приноравливаясь к новым веяниям времени. Нет, я человек 60-х годов, отсталый человек, для меня ещё не умерли идеалы Гоголя, Белинского, Тургенева, Толстого и других идеалистов. Всеми своими ничтожными силёнками я стремлюсь олицетворить мои идеи в правде; окружающая жизнь меня слишком волнует, не даёт покоя, сама, просится на холст; действительность слишком возмутительна, чтобы со спокойной совестью вышивать узоры — предоставим это благовоспитанным барышням».

В жизни Репина был даже период (1893—1898), когда он объявил этой идейности войну, словно стремясь уничтожить те самые принципы, которые лежали в основе всего его творчества, которые и сделали его автором «Не ждали», «Бурлаков», «Крестного хода», «Ареста».

Репина интересовали и злободневные, и исторические сюжеты

Корней Иванович пишет, что в этот период он увлёкся религиозною живописью и начал писать картину «Отойди от меня, сатана!» Картина не давалась ему. Что сделать, чтобы она вышла удачнее? Художник Поленов посоветовал ему верное средство:

— Ты должен хорошо помолиться, прежде чем возьмёшься за кисть. Нельзя браться за религиозный сюжет без поста и молитвы.

— И я послушался, — рассказывал Репин впоследствии. — Пишу и молюсь. Пишу и молюсь. И пост соблюдаю строгий.

— И что же?

Он засмеялся и ничего не ответил. Пауза длилась не меньше минуты. Потом он вздохнул и удручённо сказал:

— Такая дрянь вышла!

Интересные факты

При рассмотрении картины «Пушкин на экзамене в Царскосельском Лицее» важно отметить ее реалистичность, присутствующий дух классического стиля. Знатоки изобразительного искусства, не задумываясь, обозначат, что при создании полотна задействован прием типа «Золотое сечение»

Подтверждением тому выступает расположение молодого поэта в правой части изображения. Именно таким способом проявляется та самая золотая линия.

Одновременно с тем и левая сторона выдержана в едином стиле с сохранением необходимых пропорций. Необычный художественный прием просматривается в расположении главных фигур — Державина и Пушкина, пространстве, уходящем к стене холла. Если присмотреться, то расстояние от правой кромки холста до Гавриила Романовича представлено двумя симметричными зонами, между ними средняя линия проходит непосредственно через силуэт Александра Сергеевича.

Центральный персонаж картины — юный и талантливый поэт. Пространство в лицейском помещении принадлежит именно ему. Из запоминающейся и эпичной позы Пушкина видно, насколько он горд от собственного рассказа о Царском Селе. На заднем плане расположены гости, но ни у одного из них невозможно рассмотреть лицо. На полотне отображаются только четкие силуэты и богатые, расписные одежды.

Попытки создания композиции

Репин далеко не с первого раза смог удачно запечатлеть образ талантливого писателя в том виде, в каком ему хотелось бы. Кропотливая работа заняла несколько лет. В ходе неоднократных попыток Пушкин изображался с разных ракурсов, были попытки его написания возле реки в разное время дня. Художник рассматривал всевозможные варианты проведения экзамена.

Но результаты в итоге не устраивали Репина. Им предпринимались попытки изображать Александра Сергеевича с задорным или насмешливым, серьезным или строгим выражением лица. Позже Корней Чуковский расскажет, что художником было создано столько лиц на полотнах, что они бы без труда полностью заполнили пустой город. При написании сочинения в школе автор должен упомянуть, какое именно произведение читал писатель на публичном экзамене.

Интересные факты

При рассмотрении картины «Пушкин на экзамене в Царскосельском Лицее» важно отметить ее реалистичность, присутствующий дух классического стиля. Знатоки изобразительного искусства, не задумываясь, обозначат, что при создании полотна задействован прием типа «Золотое сечение»

Подтверждением тому выступает расположение молодого поэта в правой части изображения. Именно таким способом проявляется та самая золотая линия.

Одновременно с тем и левая сторона выдержана в едином стиле с сохранением необходимых пропорций. Необычный художественный прием просматривается в расположении главных фигур — Державина и Пушкина, пространстве, уходящем к стене холла. Если присмотреться, то расстояние от правой кромки холста до Гавриила Романовича представлено двумя симметричными зонами, между ними средняя линия проходит непосредственно через силуэт Александра Сергеевича.

Центральный персонаж картины — юный и талантливый поэт. Пространство в лицейском помещении принадлежит именно ему. Из запоминающейся и эпичной позы Пушкина видно, насколько он горд от собственного рассказа о Царском Селе. На заднем плане расположены гости, но ни у одного из них невозможно рассмотреть лицо. На полотне отображаются только четкие силуэты и богатые, расписные одежды.

Популярные сочинения

  • Сочинение Зимние забавы (2, 3, 4, 5, 6, 7 класс) Как известно: «У природы нет дурной погоды!» Я полностью согласен с этой фразой. Я очень люблю все времена года. В каждом сезоне есть нечто неповторимое и прекрасное. Летом — журчание теплой
  • Недоросль — проблематика произведения Произведение поднимает тему воспитания и нравственного упадка. Автор знакомит читателя с нездоровой семьёй, в которой главой является женщина. Мужчина не проявляет силу и власть
  • Сочинение Отношения Печорина и Бэлы в романе Герой нашего времени В романе «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова одна из повестей названа в честь девушки Бэлы. Красивое и необычное имя принадлежит черкесской девушке.

Дуэль (картина Репина) Википедия

«Дуэль» — картина русского художника Ильи Репина, написанная в 1896 году.

История создания

«Дуэль» написана И. Е. Репиным в белорусском имении «Здравнёво». Впервые была представлена публике на выставке «Опытов художественного творчества русских и иностранных художников, и учеников» в 1896 году. Там же и была приобретена П. М. Третьяковым и до сегодняшнего момента находится в его галерее в Москве. В 1899 году картина выставлялась на 27-й передвижной выставке. Также была представлена на выставке «Товарищества передвижных художественных выставок» в мае 1900 года в Праге.

Первый вариант картины под названием «Простите!» экспонировался на Международной выставке 1897 года в Венеции, где и был продан итальянке Кармен Тиранти из Ниццы.

Также существует третий эскизный вариант «Дуэли» (1913), находящийся в частном собрании в Москве.

А. П. Ланговой в своих воспоминаниях рассказывает о том, как родился замысел этого произведения: «Картина эта была написана им под влиянием рассказа одного судебного деятеля о дуэли, дело о которой разбиралось в Тульском суде. Виновный обидчик на дуэли был смертельно ранен обиженным, но, умирая, он сознал свою неправоту и просил прощения у своего убийцы».

Сюжет

На картине изображен финальный эпизод дуэли — события, последующие после выстрела. В одной части картины — группа товарищей, поддерживающих раненого, к которому неспешным шагом подходит врач. В другой — второй дуэлянт, сунув в карман пистолет, отвернулся и привычным движением закуривает папиросу.

Арт-критика

В. Сизов в «Русских ведомостях» 1899 года отмечает:

Г. Репин выставил весьма небольшую картинку, но чрезвычайно интересную по сюжету и мастерски написанную: художник изобразил сцену дуэли у офицеров-однополчан, происходящую под давлением «суда чести».

21 апреля 1899 года «Русское слово» пишет:

Сильное впечатление производит небольшая картина И. Е. Репина – «Дуэль». <. . .> Надо согласиться, что эта маленькая картинка красноречивее и убедительнее всевозможных статей, направленных против дуэлей.

9 мая 1899 года в «Московских ведомостях» сообщалось:

И. Е. Репин выставил не столько картину, сколько эскиз для картины «Дуэль». В самом деле, произведение это отличается какою-то небрежностью, недоделанностью, оставляющею нас совершенно холодными, несмотря на изображенную перед нами только совершившуюся кровавую драму.

Май 1900 года М. Иранека говорит, что картина

построена на прекрасных взаимоотношениях красок: серо-зеленой, серой и черно-голубой. По этой картине любой художник может поучиться понимать, что такое тончайшая колористическая гармония.

А. П. Ланговой вспоминал:

«Я никогда не забуду того, что почувствовал, когда в мастерской у Репина увидал его замечательную картину «Дуэль» … Художник с такой силой выразил переживания умирающего, его убийцы, секундантов, доктора, так светло было выражение умирающего, примиренного с своей совестью, что я не удержался и спросил Репина: «Ведь умирающий простил своего убийцу?»
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Метолит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: