Сочинение по картине пушкин на экзамене в лицее

История создания полотна

Обозначенная картина «Пушкин на экзамене в лицее» появилась неслучайно, передала правила и традиции в учебных заведениях того времени. Историки и по сей день не могут сойтись в едином мнении. Но достоверно известно, что репродукция основана на вполне реальных событиях. Она максимально точно описывает процедуру аттестации, которую проходили ученики-лицеисты в XIX веке.

В центре картины отчетливо просматривается фигура юного Александра Сергеевича. Присмотревшись, также можно рассмотреть образ Г. Державина. Он впоследствии станет яркой и выдающейся личностью среди представителей классической литературы России.

Действие описано в январе 1815 года. В это время года Императорский Лицей, месторасположением которого являлось Царское Село, организовывал экзамены, и для лицеиста Александра Сергеевича Пушкина в том числе. Юноше на тот период исполнилось только 15 лет, однако аттестацию он прошел с большим успехом. Ни один из присутствующих не смог поставить под сомнение талант молодого поэта, выступившего перед публикой с произведением, которое удачно смог посвятить «Воспоминаниям о Царском Селе».

По истечении многих лет Императорский Лицей отмечал круглую дату с момента открытия, а именно 100 лет. По торжественному случаю художник Репин получил заказ относительно создания композиции. Инициаторами подобной просьбы стали управленцы Лицейского общества. Их выбор пал именно на Репина потому, что он, в отличие от многих художников того времени, увлекался не только искусством создания картин, но и литературой.

Попытки создания композиции

Репин далеко не с первого раза смог удачно запечатлеть образ талантливого писателя в том виде, в каком ему хотелось бы. Кропотливая работа заняла несколько лет. В ходе неоднократных попыток Пушкин изображался с разных ракурсов, были попытки его написания возле реки в разное время дня. Художник рассматривал всевозможные варианты проведения экзамена.

Но результаты в итоге не устраивали Репина. Им предпринимались попытки изображать Александра Сергеевича с задорным или насмешливым, серьезным или строгим выражением лица. Позже Корней Чуковский расскажет, что художником было создано столько лиц на полотнах, что они бы без труда полностью заполнили пустой город. При написании сочинения в школе автор должен упомянуть, какое именно произведение читал писатель на публичном экзамене.

Образец сочинения

Илья Ефимович Репин — гениальный художник, создавший множество великолепных картин. Самой значительной его работой является холст о том, как Александр Пушкин читает своё стихотворение на выпускном экзамене в лицее. Но у художника есть и другие популярные холсты:

  1. «Не ждали».
  2. «Иван Грозный и его сын Иван».
  3. «Лучший друг человека».
  4. «Летний пейзаж».
  5. «Иуда».

Как известно, Илья Репин изобразил на своём полотне реальный исторический случай. Все воспитанники сдавали публичный экзамен, пройдя первый курс обучения в Царском лицее. Они должны были пройти испытания по нескольким предметам: французскому языку, математике, физике и т. д. Чтобы оценить уровень подготовки выпускников, преподаватели пригласили известного поэта Державина.

Автор полотна изобразил огромный и просторный зал, посреди которого расположен стол, украшенный красной скатертью с бахромой. За ним сидят экзаменаторы и внимательно слушают каждого выступающего. Есть в зале и другие значимые лица аристократического происхождения — это военные, представители духовенства и знать.

На картине показано, как на середину зала выходит эмоциональный темноволосый юноша. Он ставит одну ногу вперёд и уверенно начинает читать стихи

Своей уверенностью и эмоциональностью он привлекает внимание всех, кто находится в помещении. Кажется, что в эти торжественные минуты всё затихло — так чувственно и проникновенно читал Пушкин стихи

На юного литератора с восхищением смотрят экзаменаторы, а Державин, который и сам прославился как поэт, даже немного привстал от удивления. Он поражён глубиной таланта юного дарования. Впоследствии он всегда с теплотой отзывался о своем ученике-лицеисте.

Зал, где проходит выпускной экзамен, огромный и светлый

Стены оформлены под мрамор, привлекают внимание и колонны. Зеркала на стенах отражают Пушкина, экзаменаторов, других выпускников и зрителей

Это полотно Репина вызывает у меня лишь только положительные эмоции. Хочется хорошо учиться, чтобы на экзамене поразить своих учителей и вызвать у них гордость за то, что они смогли научить меня быть таким же эмоциональным и ничего не бояться.

Неоднократные попытки художника

Известен тот факт, что Репину не сразу удалось изобразить Александра Пушкина так, как ему того хотелось. Над полотном он работал несколько лет. Было множество попыток изобразить поэта: с одного ракурса, с другого, около реки утром или вечером. Было огромное количество возможных вариаций прохождения этого экзамена. Репину постоянно не нравилось то, что выходило в итоге. Он изображал Пушкина с разными выражениями лица, но, по мнению художника, все это было «не тем». Как вспоминал позднее друг Репина Корней Чуковский, художник изобразил на полотнах столько лиц, что этого количества вполне хватило бы, чтобы наполнить абсолютно пустой город.

Миф об истории искусства

Так много студентов записываются на уроки истории искусств, не имея точного представления о предмете. Они считают, что это занятие для того, чтобы смотреть на красивые картинки весь день, и они смогут кататься на коньках прямо через него. Однако, это не так. История искусства охватывает гораздо больше, чем просто просмотр картинок, и требует исключительных навыков учебы, если цель — оценка на «пятерку». Изучая историю искусств, я заметил три разных типа студентов в моих классах:

  • Специалист по истории искусств, который нуждается в изучении предмета и хочет его изучить.
  • Специалист по искусству, от которого требуется пройти определенное количество курсов истории искусства.
  • И другие случайные специальности, которым нужен факультатив и которые думали, что история искусства будет веселой и легкой.

Какой бы ни была сфера их обучения, многие студенты полностью шокированы, когда получают первые результаты тестов. Эти C, D и F всегда являются быстрой пощечиной тем студентам, которые бессердечно считали историю искусств пустяком. К сожалению, даже многие студенты, специализирующиеся на предмете, борются за высокие оценки на экзаменах, потому что, хотя они могут быть увлечены предметом, они просто не знают, как правильно подготовиться к экзамену.

Даже к тому моменту, когда я перешел на курсы высшего уровня, многие из моих сокурсников все еще не усвоили хорошие методы обучения. Семестр за семестром они подходили к подготовке к экзаменам одинаково; изо всех сил стараясь запомнить содержание в последнюю минуту, пока глотает вентти латте в Starbucks в студенческом союзе до двух или трех часов ночи.

Если вы в настоящее время посещаете уроки истории искусства или планируете это сделать, вы, вероятно, услышите, как студенты и даже преподаватели говорят: «Запоминание — это ключ». Это верно до определенной степени. По крайней мере, вам нужно будет запоминать названия, имена исполнителей и даты, но запоминание, как правило, носит временный характер. Сесть со стопкой флеш-карточек и запомнить, что на них, может быть более быстрым способом пройти тест, но это мучительно скучный способ учиться, и вы все забудете на следующий день.

Мои методы обучения отнимают гораздо больше времени. Это не методы для людей, которые хотят знать, как сдать экзамен по истории искусств, не прилагая никаких усилий. Мои стратегии обучения предназначены для студентов — будь то специалист по истории искусств или студент другой специальности, — который хочет получить пятерку и не прочь усердно работать, чтобы туда попасть.

Мои методы тоже проверены и верны. Я закончил с отличием со степенью в области истории искусств и с самым высоким средним баллом среди всех специальностей истории искусств, которые закончили вместе со мной. Те мои друзья, которые проводили поздние вечера с флеш-карточками, не получили диплом с отличием.

Итак, я обещаю, что если вы готовы работать для достижения этой степени, я дам вам стратегию, которая поможет вам ее получить. В конечном итоге ваша жизнь станет проще, когда наступит время тестов, потому что вам не нужно будет зубриться перед тестом; вы уже знаете ответы.

Расширьте свое обучение за пределами классной комнаты.

Не ограничивайтесь просмотром только своих классных заметок. Найдите биографические данные каждого артиста на экзамене. Скорее всего, больше знаний о художнике поможет вам лучше понять их выбор темы, среды и / или стиля. Контекстная информация, без сомнения, поможет определить, где и когда. Например, знание Леонардо да Винчи, итальянца по происхождению, завершившего свою карьеру и жизнь во Франции, может помочь вам вспомнить, что Ла Жоконда находится в Лувре, а не в Италии.

Для многих известных произведений в истории искусства доступно множество контекстной информации. Лучше всего использовать первичные источники, но существует множество вторичных источников. Поэтому перед тестом ознакомьтесь с дополнительными материалами в библиотеке или даже воспользуйтесь Google, чтобы найти в Интернете статьи о материалах, которые вы изучаете.

Вечорници

Ее можно найти в Третьяковской галерее. Эту картину особенно выделял Лев Толстой. Он был поклонником творчества Репина.

Илья Ефимович решил изобразить посиделки украинской молодежи. Как и в любые времена, молодые люди собирались вместе, чтобы повеселиться и потанцевать.

Художник смог как бы поймать нужный момент, создать эффект фотографии, остановившегося мгновения. Не каждому мастеру удается так точно передать настроение музыки и веселья, но Репин справился с этой задачей.

Ценители живописи считают картину уникальной, т.к. она хорошо передает национальный колорит и воссоздает движения.

Раскрытие таланта художника

Еще до создания картины «Пушкин на экзамене в Царском Селе» мастер кисти проявлял повышенный интерес к творчеству Александра Сергеевича. Им было изучено много литературы, касающейся жизни и творчества писателя. Приняв заказ в работу, Репин сразу же взялся за его выполнение.

Позже близкие друзья и родственники художника будут заявлять, что он фанатично относился к выдающейся личности и неповторимому литератору. Илью Ефимовича интересовали мельчайшие подробности, связанные с пушкинскими воспоминаниями о Царском Селе — периоде, который он провел в Лицее. Этим и обусловлен небывалый ажиотаж, вызванный готовой картиной Репина.

Профессиональное испытание «Композиция» (иллюстрация)

Порядок проведения экзамена

Перед началом испытания поступающий заполняет титульный лист, в котором будут храниться выполненные им работы. Испытание проходит в один сеанс 6 академических часов с пятиминутными перерывами между каждым часом.

Поступающий должен выполнить иллюстрацию к одному из трех отрывков литературного произведения (как правило, из школьной программы старших классов). Тексты заданий озвучиваются членами Предметной комиссии перед началом испытания, распечатки предоставляются поступающим.

Работа выполняется на листе форматом А3. Размер и пропорции композиции определяются самим поступающим.

Выполняется пространственно-тоновая иллюстрация любым черно-белым графическим материалом кроме пастели, угля и других марких материалов, требующих использования специальных фиксирующих средств.

Рекомендации поступающему

Первые два экзамена служили проверке способностей абитуриента в работе с натуры. Однако профессия художника-графика этим не ограничивается. Этот экзамен выявляет у абитуриента качества, необходимые для художника-иллюстратора: способность режиссерски организовать композицию, убедительно рассказать изобразительными средствами о литературном отрывке, проявить знакомство с материальной культурой. При этом умение рисовать по воображению, «от себя» играет далеко не последнюю роль.

Автор текста: доцент кафедры «Рисунок и живопись», заместитель директора ИГРИК имени В.А. Фаворского Николай Александрович Котляров

Цветовая гамма

Чтобы выделить своего героя на общем фоне, автор картины «Пушкин на экзамене в лицее» использовал светлые тона. Основные цвета холста:

  • белый,
  • чёрный,
  • красный.

У Александра Сергеевича светлое лицо и белоснежные панталоны. Особо выделяются белые пуговицы на фраке. Стол, расположенный на полотне слева, покрыт красным сукном. Такого же цвета и одежда Державина. Белые напольные узоры сочетаются с красными оттенками.

Все цветовые оттенки насыщенные, поэтому картина «Пушкин на экзамене в Царскосельском лицее» завораживает. С обеих сторон зала есть окна, украшенные малиновыми шторами. Ещё больше света и яркости картине придают огромные зеркала, которые украшают стены. С потолка свисают роскошные люстры.

Выпускники лицея одеты в парадную форму: белые штаны и высокие ботфорты чёрного цвета. Пушкин изображён художником торжественно. Он вышел на середину зала, выставил одну ногу вперёд, а руку поднял. Запрокинув голову, Александр Сергеевич стал читать свои стихи. Для него это первое публичное выступление.

Стоит при описании картины обратить внимание на то, что автор удачно подобрал цвета и успешно провёл контраст между чёрным и белым

Библиография

  • Репин И. Е., Крамской И. Н. Переписка. 1873—1885 / Письма подгот. к печати и примеч. к ним сост. Т. А. Дядьковской; . — Москва; Ленинград: Искусство М.: тип. «Кр. печатник», 1949. — 208 с. — (Письма И. Е. Репина). — 5000 экз.
  • Репин И. Е., Базилевский В. И. Илья Ефимович Репин, Виктор Иванович Базилевский Переписка (1918-1929 годы) / Федеральное арх. агентство, Российский гос. архив лит. и искусства; подгот. : Т. М. Горяева, Е. В. Кирилина, О. В. Турбина.. — Санкт-Петербург, М.: Мiръ, РГАЛИ, 2012. — 380 с. — 3000 экз. — ISBN 5-98846-061-5, 978-5-98846-061-9.
  • Репин И. Е., Щеглов И. Наивные вопросы. С прил. портр. Ивана Щеглова, рис. И.Е. Репиным, автобиогр. заметки и библиогр. указ. / Иван Щеглов. — Санкт-Петербург: А. Г. Алексѣева, 1903. — 188 с.
  • Репин И. Е. Письма к Е. П. Тархановой-Антокольской и И. Р. Тарханову / Под общ. ред. К. И. Чуковского; Вступ. статья и прим. И. А. Бродского и Я. Д. Лещинского. — Л.: Искусство. тип. арт. «Сов. печатник», 1937. — 116 с.
  • Репин И. Е. Далекое близкое. Под ред. и с предисл. К.Чуковского. М-Л., «Искусство», 1937 г., — 624 с.
  • Репин И. Е. Далекое близкое. Под ред. и со вступ. статьей К. Чуковского. М.-Л., «Искусство», 1944 г. — 528 с., 3 000 экз.
  • Репин И. Е. Далекое близкое / Под ред. и со вступ. статьей К. Чуковского; . — 3-е изд., испр. и доп.. — Москва ; Ленинград: Искусство, 1949. — 555 с.
  • Репин И. Е., Чуковский К. И. Илья Репин, Корней Чуковский. Переписка, 1906—1929 / Вступ. ст. Г. С. Чурак; подгот. текста и публ. Е. Ц. Чуковская и Г. С. Чурак; коммент. Е. Г. Левенфиш и Г. С. Чурак. — М.: Новое литературное обозрение, 2006. — 352 с. — 2000 экз. — ISBN 5-86793-436-5.
  • Репин И. Е., Третьяков П. М. Письма И. Е. Репина. Переписка с П. М. Третьяковым. 1873—1898 / Письма подгот. к печати и прим. к ним составлены сотрудниками Гос. Третьяковск. галереи М. Н. Григорьевой и А. Н. Щекотовой; Предисл. А. Замошкина. — Москва ; Ленинград: Искусство, 1946. — 226 с. — (Труды Государственной Третьяковской галереи).
  • Репин И. Е. Илья Ефимович Репин. — Санкт-Петербург: Экспедиция заготовления гос. бумаг, 1894. — Т. VIII. — 28 с. — (Русские художники).
  • Репин И. Е. Бурлаки на Волге (Воспоминания). — Москва ; Ленинград: Искусство, 1944. — 124 с.
  • Репин И. Е. Письма к писателям и литературным деятелям. 1880—1929. Подгот. к печати и примеч. сост. О. И. Гапоновой / Под ред. А. И. Леонова; Вступ. статья Н. Машковцева.. — М.: тип. газ. «Моск. правда», 1950. — 268 с.

При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: ilya-repin.ru,,  

Илья Репин: картины художника


Творчество. Свобода. Живопись.

Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!

3.3/5 — (11 голосов)

Экзамен


И. Е. Репин. «Александр Сергеевич Пушкин читает свою поэму перед Гавриилом Державиным на лицейском экзамене в Царском Селе 8 января 1815 года». Холст, масло. 123.7 × 195.5 см. Царскосельский Лицей (Всероссийский музей А. С. Пушкина), Санкт-Петербург.

Экзамен состоялся 8 января (21 января) 1815 года. Державин был уже очень стар. Экзамены шли долго, и поэт утомился. Он оживился, когда начался экзамен по русской словесности. Все лицеисты читали, разбирали и хвалили державинские стихотворения. Старик внимательно и с удовольствием слушал. Затем вышел Пушкин. Позднее он вспоминал:

«Я не умер, — воскликнул Державин. — Вот, кто заменит меня».

На последовавшем за экзаменом парадном обеде Разумовский, довольный впечатлением произведенным на гостей молодым поэтом, сказал отцу Пушкина: «Я бы желал, однако же, образовать сына вашего в прозе…» На что Державин ответил: «Оставьте его поэтом».

Изображение на репродукции

Изображение демонстрирует зрителю момент самого экзамена, в ходе которого молодой поэт Александр Сергеевич показывает свой талант собравшейся публике. На полотне отчетливо просматривается:

  • просторный холл Лицея;
  • пол из черно-белых плит;
  • мраморные колонны огромных размеров.

Помимо всего прочего, дорогие наряды на всех присутствующих, которые посетили выступление, явно указывают на их дворянское высокое происхождение. Шикарные платья на гостьях, не менее привлекательные костюмы джентльменов смотрятся ослепительно.

Посреди зала находится Пушкин, демонстрируя горделивую осанку в момент прочтения стиха «Воспоминания о Царском Селе». Поэт занимает пафосную театральную позу:

  • его правая рука устремляется в небо;
  • левая нога слегка выдвинута вперед.

Выражение на лице юноши отчетливо передает эмоциональность, с которой он представляет свою работу присутствующим гостям. По левую сторону от чтеца расположены дубовые добротные столы, за ними расположились строгие экзаменаторы. Среди судей зритель легко узнает известную личность мирового масштаба, прославившуюся литературным талантом. Это Г. Р. Державин. На лице поэта читается неподдельное удивление от мастерства, продемонстрированного Пушкиным. Экспрессивный 15-летний юноша настолько уверенно и умело читал свои работы, что экзаменатор от удивления даже привстал со своего места.

Попытки создания композиции

Репин далеко не с первого раза смог удачно запечатлеть образ талантливого писателя в том виде, в каком ему хотелось бы. Кропотливая работа заняла несколько лет. В ходе неоднократных попыток Пушкин изображался с разных ракурсов, были попытки его написания возле реки в разное время дня. Художник рассматривал всевозможные варианты проведения экзамена.

Но результаты в итоге не устраивали Репина. Им предпринимались попытки изображать Александра Сергеевича с задорным или насмешливым, серьезным или строгим выражением лица. Позже Корней Чуковский расскажет, что художником было создано столько лиц на полотнах, что они бы без труда полностью заполнили пустой город. При написании сочинения в школе автор должен упомянуть, какое именно произведение читал писатель на публичном экзамене.

История создания полотна

Обозначенная картина «Пушкин на экзамене в лицее» появилась неслучайно, передала правила и традиции в учебных заведениях того времени. Историки и по сей день не могут сойтись в едином мнении. Но достоверно известно, что репродукция основана на вполне реальных событиях. Она максимально точно описывает процедуру аттестации, которую проходили ученики-лицеисты в XIX веке.

В центре картины отчетливо просматривается фигура юного Александра Сергеевича. Присмотревшись, также можно рассмотреть образ Г. Державина. Он впоследствии станет яркой и выдающейся личностью среди представителей классической литературы России.

Действие описано в январе 1815 года. В это время года Императорский Лицей, месторасположением которого являлось Царское Село, организовывал экзамены, и для лицеиста Александра Сергеевича Пушкина в том числе. Юноше на тот период исполнилось только 15 лет, однако аттестацию он прошел с большим успехом. Ни один из присутствующих не смог поставить под сомнение талант молодого поэта, выступившего перед публикой с произведением, которое удачно смог посвятить «Воспоминаниям о Царском Селе».

По истечении многих лет Императорский Лицей отмечал круглую дату с момента открытия, а именно 100 лет. По торжественному случаю художник Репин получил заказ относительно создания композиции. Инициаторами подобной просьбы стали управленцы Лицейского общества. Их выбор пал именно на Репина потому, что он, в отличие от многих художников того времени, увлекался не только искусством создания картин, но и литературой.

Живопись

В 1863 г. Илья Репин отправляется в Петербург, чтобы показать руководству Академии художеств свои работы. Однако там его рисунки подвергли резкой критике. В частности, юноше сказали, что он не владеет тушевкой и плохо создает тени.

Все это очень огорчило Репина, но не отбило у него желания продолжать заниматься творчеством. В скором времени он начал посещать вечернюю художественную школу.

Илья Репин в молодости

Там он зарекомендовал себя как самого одаренного и преуспевающего художника.

Через год в биографии Ильи Репина произошло важное событие: он поступил в Академию. Интересно, что его обучение согласился оплачивать один благотворитель Федор Прянишников

Годы, проведенные в Академии, сделали из Репина высококлассного художника

Интересно, что его обучение согласился оплачивать один благотворитель Федор Прянишников. Годы, проведенные в Академии, сделали из Репина высококлассного художника.

Позже Илье удалось познакомиться с Иваном Крамским, которого он считал своим учителем. В скором времени Репин был удостоен медали за картину «Воскрешение дочери Иаира».

В 1868 г., находясь на берегу Невы, Илья Ефимович увидел бурлаков, тянущих за собой судно. Это событие оставило неизгладимый след в его душе. В результате, через 2 года им было написано знаменитое полотно «Бурлаки на Волге».

Картина была прекрасно принята искусствоведами, которые восхищались тем, насколько точно Репин смог передать эмоции каждого персонажа. После этого художник стал популярен не только в Петербурге, но и в Москве.

Картина «Воскрешение дочери Иаира» И. Е. Репин, 1871 г.

В 1873 г. Илья Ефимович посетил несколько европейских государств. Интересен факт, что в Париже он познакомился со знаменитым импрессионистом Эдуардом Мане.

Однако его мало привлекал модный в то время импрессионизм. Репин наоборот предпочитал писать картины в стиле реализма. Вскоре он представил свою новую работу «Садко», за которую был удостоен академического звания.

После этого путешествия Илья Репин начал жить в Москве. Именно там он написал знаменитую картину «Царевна Софья». Для того, чтобы как можно лучше изобразить Софию, он перечитал множество документов о ней.

Изначально полотно не было оценено по достоинству, и только Крамской увидел в нем настоящий шедевр. После этого Репин представил несколько своих работ на библейские сюжеты.

В 1885 г. из-под его кисти вышла известная картина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года», показанная позже на выставке передвижников. Она получила множество положительных отзывов и сегодня считается одной из лучших работ Ильи Репина.

Картина «Бурлаки на Волге», И. Е. Репин, 1870-1873 гг.

Три года спустя мастер представил свой новый шедевр «Не ждали», на котором ему удалось необычайно точно отобразить эмоции каждого героя. Интересен факт, что художник неоднократно переписывал выражение лица неожиданного гостя, стремясь достичь наилучшего результата.

Стоит заметить, что параллельно с этим Илья Репин написал множество полотен, на которых изображались деревенские пейзажи и домашняя утварь.

Следующая картина Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» принесла художнику еще большую славу. Для ее написания Илья Ефимович перечитал множество литературы о казаках и Запорожской Сечи, в том числе и «Тараса Бульбу» Николая Гоголя.

В этот период биографии Репин считался одним из самых талантливых живописцев, благодаря чему он неоднократно писал картины для Александра 3.

Интересен факт, что лучший портрет писателя Ивана Тургенева и работающего Льва Толстого на пашне написал именно Репин. В конце данной статьи имеется ссылка на все картины Репина, где вы сможете найти и эти две картины.

В конце жизни Илья Репин жил и творил в финской Куоккале в усадьбе Пенаты. И хотя он сильно тосковал по Родине, он все же предпочел остаться жить в Финляндии.

Незадолго до своей кончины у художника отнялась правая рука, в результате чего ему пришлось работать левой. Однако в скором времени перестала работать и она.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Метолит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: