Александр Дейнека. В воздухе. — Cultobzor.ru
До 22.05.2016 на выставке «Россия в пути» в Институте Русского Реалистического Искусства.
Александр Дейнека
«В воздухе» 1932
Холст, масло. 80,5х101
Курская картинная галерея имени А.А. Дейнеки
Темой авиации Александр Дейнека увлекся в 1930-е годы. «В воздухе» — одно из первых произведений, на которых художник изобразил самолет.
Позже им были созданы такие шедевры, как эскиз панно «Гражданская авиация» (1932), которое было представлено на 19-ой Биеннале в Венеции, «Пионер» (1932), «Парашютист над морем» (1934), «Над бескрайними просторами» (1934), «Самолеты над Нью-Йорком» (1935), «Краснокрылый гигант» (1937) и, безусловно, главное полотно на тему покорения воздушного пространства – «Будущие летчики» (1938).
Сюжет картины «В воздухе» предельно ясен и лаконичен, живопись динамичная и совершенная
Суровая горная вершина и легкий беззащитный самолет изображены в драматическом сопротивлении: их образы – это метафора противостояния природы и человека, демонстрация отважной попытки людей подчинить себе воздушную стихию
Картина «В воздухе» впервые экспонировалась на выставке «Индустрия социализма» в 1939 году, в составе Постоянной всесоюзной строительной выставки и является одним из самых «гастролирующих» произведений художника. Она принимала участие в двух десятках выставок в России и за рубежом.
Информация (на 27.01.2016):
Институт русского реалистического искусства
Адрес: Дербеневская набережная, дом 7, строение 31, вход со стороны Дербеневской улицы. Здание галереи расположено на территории бизнес-центра «Новоспасский двор», далее следуйте указателям.
Ближайшие станции метро – «Павелецкая», «Пролетарская», «Крестьянская застава».
Время работы: вторник – воскресенье – с 11:00 до 20:00, понедельник – выходной день.
Стоимость билетов: взрослые – 150 рублей, льготные категории – 50 рублей, есть система семейных билетов.
Детство и юность
Александр Александрович Дейнека родился 20 мая 1899 г. в Курске, в семье слесаря железнодорожного депо. Первое знакомство мальчика с миром живописи состоялось благодаря найденным в старом семейном сундуке иллюстрированным журналам и лубочным картинкам. Вскоре в подаренном бабушкой альбоме появились первые зарисовки скачущих лошадок, птичек и собак, марширующих солдатиков и дам под зонтиком.
Первые профессиональные навыки Саша получил в местной художественной студии, в 16-летнем возрасте поступил в Харьковское художественное училище.
После Февральской революции 1917 г. Харьковское училище было закрыто и Дейнека вернулся в Курск, устроился художником рисования в местной женской гимназии, затем стал фотографом в уголовном розыске. В 1919 г. Александр был призван в Красную армию, в качестве художника–оформителя занимался агитационной и пропагандистской работой. В августе этого года в опубликованной журналом «Наш день» статье молодой художник сформулировал свое творческое кредо и заявил о желании стать «художественным летописцем» героической борьбы пролетариата за справедливое устроение общества.
В 1921 г. после демобилизации Александр Дейнека был направлен Курским отделом народного образования на учебу в Москву и стал студентом полиграфического факультета Высших государственных художественно-технических мастерских (ВХУТЕМАС). Его наставником стал известный российский художник и график В.В. Флаворский, под влиянием которого были созданы многие студенческие работы — офорты «Акробаты», «Метатели диска», гравюра «Танец». В 1925 г. у Александра возникли разногласия с администрацией училища, ему не были зачтены результаты производственной практики в журнале «Безбожник у станка», и Дейнека покинул училище.
↑ Направление, стиль и тематика произведений
В отличие от более старшего поколения советских художников, Дейнека не успел вобрать в себя распространенные начале XX века идея модерна. Начав свой путь художника сразу во время революции, Дейнека не вкладывает много символизма в свои работы, как например Юон. Наоборот Дейнека является ярким представителем социалистического реализма. Его картины не редко посвящены революционной тематике и деятельности советских организаций.
А.Дайнека. картина Полдень фото
В тридцатых годах его задевает тема авиации. Появляются такие картины, как «Молодые Летчики» и «Через полюс в Америку». Во время войны тематика меняется на историческую, военную если точнее. Советский художник делает свой вклад в победу над нацизмом. При этом картины отличаются большим драматизм и пафосом. Особенно это заметно в одной из наиболее известных его произведений «Оборона Севастополя».
А.Дайнека. картина Оборона Севастополя фото
Однако среди его картин находят свое место трагедии. Так желая показать разрушительные последствия Великой войны, Дейнека рисует полотно «Сгоревшая деревня».
Популярные сочинения
- Характеристика главных героев романа «Обломов» Роман «Обломов» принадлежит перу русского писателя Гончарову. В этом романе идет описание российского общества, времен Гончарова. С первых страниц произведения идет знакомство с таким явлением как обломовщина
- Какой должна быть школьная перемена и почему сочинение 5 класс Учебный год полон трудностей, из-за чего школьникам иногда не хватает времени даже на то, чтобы выспаться. Самостоятельные, контрольные, экзамены. Три пугающих слова в голове ученика
- Сочинение на тему Польза чтения Что может быть полезнее и приятнее чтения? Большинство умных людей достигли своего высокого статуса именно благодаря чтению литературы (в зависимости от её жанров и поджанров).
Дейнека и молодость
Многие картины Дейнеки живописуют молодость, юное и здоровое тело, ставшее для художника символом счастливого будущего, которое строит весь советский народ. Особенно хорошо удавались ему спортсмены и спортсменки. Еще в 1924 году он создал свой «Футбол», которым сам, впрочем, остался не вполне доволен. Как замечательный рисовальщик он понимал, что нужна особая, новая композиция, чтобы передавать динамизм спортивных игр. И он ее изобрел…
Дейнека даже общался с футболистами, чтобы понять законы движения в игре. Так на его полотнах появляются динамичные позы, фигуры в полете («Вратарь»). При этом Дейнека избегает ненужной детализации, обходясь минимумом дополнительных акцентов. Тело человека достаточно выразительно, чтобы передать весь замысел живописца.
Прославился Александр Дейнека умением точно схватить позу спортсмена в матче: для этого он ходил на стадион с блокнотом и карандашом, делал свои «снайперские зарисовки». Обнаженное тело на картинах художника полно силы и целомудрия до такой степени, что его даже называли «спартанцем». Культ человеческого здоровья – душевного и телесного, вот что такое его «спартанство». Энергией и бодростью пышут такие его полотна, как знаменитое «Раздолье», «Эстафета», «Юность» и другие.
Сочинение Отдых на море
Неудивительно, что Александр Дейнека до сих пор остается едва ли не самым востребованным советских живописцем на всех биеналле и выставках, в музеях и среди частных коллекционеров. Его искусство прошло проверку временем.
Описание картины Февральская лазурь И.Э. Грабарь«Вратарь» Григорьева — яркий мир детства с сдержанных тонах.Картина А. И. Куинджи «Осень»«Золотая осень» картина художника Поленова
Картина Александра Александровича создавалась в Крыму. Незадолго до начала Великой Отечественной войны. Скорее всего, Александр сам очень любил самолёты и всё, что с ними связано. В те годы почти все мальчишки мечтали быть лётчиками и космонавтами.
На картине нашему взгляду предстаёт бескрайнее море и синева. На берегу сидят два русых мальчугана и взрослый мужчина. Вероятно, это их отец. Автор расположил своих героев спиной к зрителю. Мы будто со стороны наблюдаем за действием, которое происходит на картине. Нашему взору предстаёт юная невинность и мечты. Судя по каменному парапету, действие происходит в крупном городе. Иначе, нам бы представили каменный или песчаный пляж.
Лето – любимое время года художника. С ним у него ассоциируется счастливая и беззаботная пора. Это время для Александра Александровича также ассоциировалось с любовью и теплом родителей. Именно по этой причине Дейнека часто пишет картины о море, солнце и таком времени года, как лето.
Глядя на эту картину сразу возникает желание погрузиться в атмосферу лета. На картине изображено бескрайнее море, где-то далеко плывёт корабль. Но не море и корабль в центре внимания. Возможно, если бы автор хотел быть моряком, акцент был сделан на море.
Нашему взору предстаёт самолёт, который мгновенный овладевает вниманием сидящих на берегу. Мальчишки внимательно слушают слова старшего мужчины. Неизвестно, кем именно он им приходится, но, возможно, это отец
Вероятнее всего, он сам лётчик. Такой вывод можно сделать, исходя из его реакции. Мужчина активно жестикулирует. Рассказывает, как управлять самолётом. Мальчишки же, глядя на всю эту красоту, осознают, что тоже хотят сесть за штурвал
Неизвестно, кем именно он им приходится, но, возможно, это отец. Вероятнее всего, он сам лётчик. Такой вывод можно сделать, исходя из его реакции. Мужчина активно жестикулирует. Рассказывает, как управлять самолётом. Мальчишки же, глядя на всю эту красоту, осознают, что тоже хотят сесть за штурвал.
Автор не просто так изобразил мальчиков обнажёнными. В этом можно разглядеть дополнительный смысл. Автор делает акцент на их открытости миру, душевной чистоте перед другими людьми. Мужчина выглядит уверенно и твёрдо, это говорит о том, что он надёжен и может многому научить юнцов.
Сочинение по картине «Будущие лётчики» Дейнека
Лето — время путешествий, время предварения мечты в жизнь, время, когда не хочется ни минуты сидеть на месте. Лето — это море, зовущее, не имеющее границ, это свобода, которая в тот момент кажется такой же бесконечной.
Летняя пора была любимым временем года советского художника Александра Александровича Дейнека. С ней он связывал свои лучшие воспоминания. По собственному признанию художника, лето для него ассоциировалось, в первую очередь, с беззаботной порой детства, родителями, воспоминания о которых нежно лелеет в памяти каждый человек. Поэтому-то лето, море, яркое солнце так часто встречаются на полотнах Дейнека. Одна из таких картин заслуживает особого внимания. Это работа «Будущие лётчики», написанная художником в Крыму незадолго до начала Великой Отечественной войны.
Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у наших авторов. Напишем в течение дня!
Связаться с нами:
На ней изображено бесконечное море и столь же безграничное голубое небо. Природа вокруг смиренна. Кажется, что все вокруг наслаждается теплом летнего дня. Краски, выбранные для создания полотна только светлые, а тон иногда почти прозрачный.
На берегу спиной к зрителю сидят три человека: два мальчика-подростка и мужчина. Они обсыхают от морской воды под лучами яркого солнца. Мужчина что-то рассказывает, жестикулируя. По напряженным спинам мальчишек понятно, что беседа полностью завладела их умами, они увлеченно слушают говорящего.
В небе, на втором плане картины, зритель видит пролетающий самолет. По поворотам голов говорящих можно предположить, что мужчина комментирует то, что сейчас происходит на борту самолета или рассказывает свою историю полетов. Наверняка, он тоже лётчик. Может быть, Дейнек изобразил отца со своими двумя наследниками. Лётчик мечтает, чтобы сыновья выбрали его путь и после смогли на своем собственном опыте познать восторг от полетов восторг, увидеть красоту неба и земли сверху. Зрителю начинает вериться, что в этой семье все так и будет: отец связан с детьми не только кровными узами, но и общей идеей.
Наверное, поэтому художник и выдвинул на первый план картины фигуры людей. В центре полотна их стремления, мечты, переживания можно сделать вывод, что именно они, их мысли и переживания. Ребята обнажены. Эта деталь подчеркивает их открытость миру, некую душевную обнаженность, чистоту перед окружающими. В фигуре мужчины чувствуется сила, твердость характера. Ему точно можно довериться, на него можно положиться.
Наверняка, так и случилось. Год создания картины, 1941, рисует в памяти возможные варианты будущего этой семьи. Скорее всего, отец отправился служить и был героем, а сыновья, гордясь подвигами своего отца, выросли и стали лётчиками, его точными копиями, как по внешности, так и по поступкам.
Картина заставляет верить в собственные силы. Она словно напоминает, что возможно воплотить в жизнь любую мечту, которая сейчас, возможно, и кажется абсурдной, если этого действительно сильно хотеть.
Библиография
Почтовая карточка с репродукцией картины «Раздолье» (1944 г.), выпущенная к столетию со дня рождения Александра Дейнеки. Россия, 1999 г.
- А. А. Дейнека. , M., 1935;
- Никифоров Б. М. А. Дейнека. Л. 1937;
- С. В. Герасимов, А. А. Дейнека, П. П. Кончаловский, С. Д. Лебедева, В. И. Мухина, Д. А. Шмаринов., , М. ГТГ. 1944;
- Маца И. Л., А. Дейнека, M., 1959;
- А. А. Дейнека. , M., 1957;
- Konečny D., A. Dejneka, Praha, 1961;
- Вторая Республиканская художественная выставка «Советская Россия». Живопись. Скульптура. Графика. Монументально-декоративное и театрально-декорационное искусство. Каталог. — М: Советский худочник, 1965. — с.4.
- А. А. Дейнека. , M., 1969;
- Дейнека А. Жизнь, искусство, время..М., 1974;
- Демосфенова Г. Л. Журнальная графика Дейнеки, 1920-начало 1930 гг.: Альбом / Редактор Е. П. Суздалева ; художник К. О. Остольский. — М.: Советский художник, 1979. — 198 с.
- А. А. Дейнека. , M., 1980;
- Сысоев В. П., А. Дейнека, Л., 1982;
- И. Ненарокомова. «Люблю большие планы…» Художник Александр Дейнека. М., 1987;
- А. А. Дейнека. , M., 1989;
- А. А. Дейнека. , M., 2001;
- Kiaer Christina, Was Socialist Realism Forced Labour? The Case of Aleksandr Deineka in the 1930s., Oxford art journal, 28.03.2005;
- Дейнека. Графика. М., «Интерроса», 2009;
- А. Якимович. Дейнека и другие : свет и тьма в искусстве советской эпохи // Собрание шедевров: наследие и современность. — 2009. — № 2. — С. 76-85;
- Дейнека. Живопись. М., «Интерроса», 2010;
- А. А. Дейнека. Живопись, графика, скульптура. Тексты И.Вакар, И.Лейтес, Л.Бедретдинова, Е.Воронович, К.Кэр. , M., ГТГ, 2010;
- Е.Воронович. Александр Дейнека: люблю спорт // Юный художник. — 2010. — N 8. — С. 11-15;
- Aleksandr Deineka. Il maestro sovietico della modernità. Texts by Matteo Lafranconi, Elena Voronovich, Irina Vacar, Kirill Svetliakov, Christina Kiaer, Alessandro De Magistris. , Рим, 2011;
- Епишин А. С. Русское? Советское? Космополитическое? Искусство Дейнеки // Собрание шедевров: наследие и современность. № 3. Сентябрь — Москва, 2011. — С.28-37;
- Дейнека. Монументальное искусство. Скульптура. М., «Интерроса», 2012;
- ALEKSANDR DEINEKA (1899—1969). An Avant-Garde for the Proletariat. Texts by Alessandro De Magistris, Ekaterina Degot, Manuel Fontán del Junco, Boris Groys, Fredric Jameson, Christina Kiaer and Irina Leytes. Fundación Juan March, Madrid, 2011;
- EXHAUSTED HEROES: Ferdinand Hodler — Aleksandr Dejneka — Neo Rauch. , 2012
- Е.Воронович. Александр Дейнека. Художник в Третьяковской галерее. М., 2021.
Лирика на полотнах этого периода
Совершенно беззащитный образ мальчугана, который заснул и свернулся клубочком рядом с вазой с васильками. Это совсем другой Дейнека Александр, полный нежности к беспомощному ребенку. «Крымские пионеры» (1934) – это тоже светлое безоблачное детство, которое напоено у подростков ароматами моря. Ярчайшее солнце обесцветило все краски, оставив одну – радость и полноту жизни.
Глаза мальчиков на полотне светятся умом и пытливостью. Это светлый и здоровый мир, за которым будущее и который противопоставлен старому, уходящему. Эти дети сродни образам Гайдара, которые уверены в своей стране, как в самой светлой из всех существующих. В те годы Дейнека Александр создает много произведений, связанных с утверждением здорового образа жизни, который приведет к созданию совершенного человека. В 1935 году написана «Парижанка».
Как всегда, цветовое решение лаконично, и все работает на создание поэтичного образа молодой изящной женщины. Ее наряд и шляпка изысканно просты. Тронуты алой помадой губы, в глубокие тени погружены глаза. Модель задумалась и не обращает внимания на то, какой эффект она производит. Ей это сейчас безразлично. Эта одухотворенная молодая женщина полна душевной чистоты.
Будущие летчики
«Будущие летчики» – одна из самых известных работ как Александра Дейнеки, так и в целом направления, именуемого соцреализмом. В ней идеально совпали присущее соцреализму ожидание светлого будущего, причем из предполагаемого светлого настоящего, и лиричность, большая теплота, интимность. Картина напрочь лишена того официоза, который погубил соцреализм как направление. Ее обаяние позволило «Будущим летчикам» практически сразу стать любимцами публики. Крымский пейзаж – насыщенное, написанное густым цветом море, высокое, почти безоблачное небо, летящий гидроплан – и трое загорелых мальчишек
Ребята изображены со спины, их лиц мы не видим, но легко можем представить, каким восторгом блестят их глаза, с каким вниманием младшие слушают паренька постарше, который справа. Кажется, даже их худощавые спины с выступающими позвонками выражают высшую степень интереса. Старшему мальчику, вероятно, лет 13-15
Он одет в плавки или шорты, младшие сидят голышом на подстилке. Явственно ощущается жар нагретых солнцем камней набережной. Картина написана немного под углом, мы смотрим как бы из-за спин ребят, и взгляд соединяет в одну линию мальчишек, линию горизонта и самолет
Старшему мальчику, вероятно, лет 13-15. Он одет в плавки или шорты, младшие сидят голышом на подстилке. Явственно ощущается жар нагретых солнцем камней набережной. Картина написана немного под углом, мы смотрим как бы из-за спин ребят, и взгляд соединяет в одну линию мальчишек, линию горизонта и самолет.
Сам Александр Дейнека очень любил всё, связанное с авиацией, и в бухтах Севастополя непременно любовался взмывающими в небо машинами. Он много общался с летчиками. Картина впервые была представлена публике в посвященном авиации разделе на выставке в честь 20-летия Рабоче-крестьянской Красной Армии и Военно-Морского Флота (в 1938 году).
Перед нами тот случай, когда название делает картину. Назовите ее «Юность» или «Лето в Севастополе», или «У моря» – и половина смысла тут же утратится. Останется бытовой сюжет, детство-юность, лето-море. Название «Будущие летчики» вносит ноту надежды, веры в светлое будущее и легкую добрую улыбку. Пожалуй, именно благодаря такому названию, создающему определенный контекст, картина настолько обаятельна. Кстати, назови ее художник иначе – не было бы и повода причислять ее к соцреализму, была бы просто жанровая картина, эпизод из жизни, дети и море. И судьба ее сложилась бы иначе, и была бы она, по большому счету, совсем другой картиной.
Настроение картины очень радостное, мажорное. Нет смысла скрывать, что Дейнека искренне разделял революционные взгляды и верил в советское будущее. Лучше всего об этом особом ощущении радости и открытых возможностей, которые переданы во многих его работах, сказал он сам: «Картины современности – сон, яркий детский сон, который разве может уложиться в рамки реальности ее фотографий. Ведь это сказки, сказки пролетариата, творящего свою яркую жизнь». Сказки, как мы знаем, оказались не столь счастливыми, как хотелось бы, но полотна Дейнеки именно поэтому сияют и излучают радость и оптимизм – он писал яркий сказочный сон, в который верил.
Биография Александра Александровича Дейнеки
Александр Дейнека, уроженец г. Курска, появился на свет 20 мая 1899 г. в семье рабочего железной дороги. Мальчик с детства увлекался живописью и техникой. Продолжая дело отца, он поступил в железнодорожное училище, но уже спустя год уехал в Харьков, чтобы получить художественное образование.
После революции 1917 г. занятия прекратились. Александр трудился фотографом в угрозыске, руководил секцией изобразительного искусства Губнадобраза, выпускал плакаты и постеры, оформлял агитпоезда, участвовал в театральных постановках. Затем последовала двухлетняя служба в армии, где будущий живописец возглавлял художественную студию.
После службы Дейнека был направлен в Москву, здесь он продолжил учебу на отделении полиграфии ВХУТЕМАСа. С самого начала художника увлекало изображение человеческих фигур, создание сюжетных работ. Также живописец иллюстрировал басни Крылова. Своеобразная авторская манера уже ярко прослеживается в картине «Футбол», где Александр Дейнека представил полуобнаженных атлетов как мощное единство.
В молодом советском искусстве художник открыл эстетику техники, архитектуры производства. В его работах появляются физически крепкие и сильные духом рабочие на фоне инженерных конструкций.
В 1928 г. Александр Дейнека всего за неделю написал знаменитую «Оборону Петрограда». Картина сделала живописца настоящей звездой.
В 1930-х гг. Дейнека сосредоточился на теме спорта. Сам он с юных лет занимался гимнастикой, волейболом, боксом, плаванием, бегом. Это помогало художнику мастерски передавать в своих работах динамику и пластику атлетов. Он много времени проводил на стадионах, где делал эскизы сложных ракурсов.
Изображая физическое совершенство спортсменов, живописец подчеркивал их силу духа. В 1932 г. Дейнека создает известное произведение «Бег», а спустя год — плакат «Физкультурница».
В военный период культ здоровья и спорта в творчестве живописца временно отошел на второй план. Александр Дейнека создал серию московских пейзажей того времени, произведения с батальными сценами.
После войны художник вернулся к излюбленным сюжетам, был очень востребован. В 1947 году он написал картину «Эстафета по кольцу «Б»», где с репортажной точностью воссоздал атмосферу спортивного праздника: солнечный день, сосредоточенные бегуны, восторженные зрители.
Теме спорта Дейнека также посвящал скульптуры, создавал эскизы для мозаик, украсивших станции столичного метрополитена. Долгие годы живописец занимался преподавательской деятельностью: сразу после войны он получил звание академика Академии художеств СССР.
Скончался знаменитый советский художник 12 июня 1969 г. в Москве.
Будущие летчики
«Будущие летчики» – одна из самых известных работ как Александра Дейнеки, так и в целом направления, именуемого соцреализмом. В ней идеально совпали присущее соцреализму ожидание светлого будущего, причем из предполагаемого светлого настоящего, и лиричность, большая теплота, интимность. Картина напрочь лишена того официоза, который погубил соцреализм как направление. Ее обаяние позволило «Будущим летчикам» практически сразу стать любимцами публики. Крымский пейзаж – насыщенное, написанное густым цветом море, высокое, почти безоблачное небо, летящий гидроплан – и трое загорелых мальчишек
Ребята изображены со спины, их лиц мы не видим, но легко можем представить, каким восторгом блестят их глаза, с каким вниманием младшие слушают паренька постарше, который справа. Кажется, даже их худощавые спины с выступающими позвонками выражают высшую степень интереса
Старшему мальчику, вероятно, лет 13-15. Он одет в плавки или шорты, младшие сидят голышом на подстилке. Явственно ощущается жар нагретых солнцем камней набережной. Картина написана немного под углом, мы смотрим как бы из-за спин ребят, и взгляд соединяет в одну линию мальчишек, линию горизонта и самолет.
Сам Александр Дейнека очень любил всё, связанное с авиацией, и в бухтах Севастополя непременно любовался взмывающими в небо машинами. Он много общался с летчиками. Картина впервые была представлена публике в посвященном авиации разделе на выставке в честь 20-летия Рабоче-крестьянской Красной Армии и Военно-Морского Флота (в 1938 году).
Перед нами тот случай, когда название делает картину. Назовите ее «Юность» или «Лето в Севастополе», или «У моря» – и половина смысла тут же утратится. Останется бытовой сюжет, детство-юность, лето-море. Название «Будущие летчики» вносит ноту надежды, веры в светлое будущее и легкую добрую улыбку. Пожалуй, именно благодаря такому названию, создающему определенный контекст, картина настолько обаятельна. Кстати, назови ее художник иначе – не было бы и повода причислять ее к соцреализму, была бы просто жанровая картина, эпизод из жизни, дети и море. И судьба ее сложилась бы иначе, и была бы она, по большому счету, совсем другой картиной.
Настроение картины очень радостное, мажорное. Нет смысла скрывать, что Дейнека искренне разделял революционные взгляды и верил в советское будущее. Лучше всего об этом особом ощущении радости и открытых возможностей, которые переданы во многих его работах, сказал он сам: «Картины современности – сон, яркий детский сон, который разве может уложиться в рамки реальности ее фотографий. Ведь это сказки, сказки пролетариата, творящего свою яркую жизнь». Сказки, как мы знаем, оказались не столь счастливыми, как хотелось бы, но полотна Дейнеки именно поэтому сияют и излучают радость и оптимизм – он писал яркий сказочный сон, в который верил.
Примечания
- Немецкая национальная библиотека, Берлинская государственная библиотека, Баварская государственная библиотека и др. Record #118524380 // Общий нормативный контроль (GND) — 2012—2016. https://wikidata.org/Track:Q27302″>https://wikidata.org/Track:Q304037″>https://wikidata.org/Track:Q256507″>https://wikidata.org/Track:Q170109″>https://wikidata.org/Track:Q36578″>
- ↑ 123 Дейнека Александр Александрович // Большая советская энциклопедия: / под ред. А. М. Прохоров — 3-е изд. — М.: Советская энциклопедия, 1969.
https://wikidata.org/Track:Q17378135″>
- SNAC — 2010. https://wikidata.org/Track:P3430″>https://wikidata.org/Track:Q29861311″>
- Берлинская академия художеств — 1993. https://wikidata.org/Track:Q414110″>https://wikidata.org/Track:P4114″>
- Могила А. А. Дейнеки на Новодевичьем кладбище
- Художник недели: Александр Дейнека (неопр.) . artinvestment.ru (30.07.2013). Дата обращения 22 января 2014.
- Эротика кисти Дейнеки бьет рекорды — BBC Русская служба (рус.). BBC Русская служба. Дата обращения 13 октября 2020.
- Юлия Логинова. «Возвращение Дейнеки». // Независимая газета. 21.04.2001 г.
- Денисов М. Е. А. Дейнеки» Архивная копия от 6 февраля 2020 на Wayback Machine // deinekagallery.ru, 2007.
- База данных JPL НАСА по малым телам Солнечной системы (9514) (англ.)
Описание полотна
На картине описан летний крымский пейзаж, дышащий солнцем и яркими красками. Невысокие волны с белыми барашками омывают гранитный парапет, на котором сидят трое загорелых мальчиков. Они смотрят в высокое безоблачное небо, по которому летит белый гидроплан. Вдалеке как символ будущего виднеется белый корабль.
Полотно наполнено спокойствием и умиротворением. Художник размещает персонажей спиной к зрителям. Он дает возможность представить восторг на их лицах и блеск детских глаз. Старший мальчик показывает рукой на большую машину, которая заходит на посадку. Он со знанием дела что-то объясняет ребятам.
Мальчики помладше внимательно слушают его. Кажется, что позы ребят выражают их неподдельный интерес к происходящему. Таким образом Дейнека создает собирательный образ молодых людей, родившихся при советском строе, полный надежд и веры в светлое будущее. Рассказ можно использовать для читательского дневника или сочинения в 6 классе.
Будущие летчики, Описание картины «Будущие летчики»
1938 Будущие летчики. Х., м. 131х161 ГТГ
Главное содержание этой картины – счастливое будущее, которое ждало всех людей того времени. Каждый человек в это свято верил.
«Будущие летчики» – одна из самых известных работ как Александра Дейнеки, так и в целом направления, именуемого соцреализмом. В ней идеально совпали присущее соцреализму ожидание светлого будущего, причем из предполагаемого светлого настоящего, и лиричность, большая теплота, интимность. Картина напрочь лишена того официоза, который погубил соцреализм как направление. Ее обаяние позволило «Будущим летчикам» практически сразу стать любимцами публики.
Крымский пейзаж – насыщенное, написанное густым цветом море, высокое, почти безоблачное небо, летящий гидроплан – и трое загорелых мальчишек
Ребята изображены со спины, их лиц мы не видим, но легко можем представить, каким восторгом блестят их глаза, с каким вниманием младшие слушают паренька постарше, который справа. Кажется, даже их худощавые спины с выступающими позвонками выражают высшую степень интереса
Старшему мальчику, вероятно, лет 13-15. Он одет в плавки или шорты, младшие сидят голышом на подстилке. Явственно ощущается жар нагретых солнцем камней набережной. Картина написана немного под углом, мы смотрим как бы из-за спин ребят, и взгляд соединяет в одну линию мальчишек, линию горизонта и самолет.
Сам Александр Дейнека очень любил всё, связанное с авиацией, и в бухтах Севастополя непременно любовался взмывающими в небо машинами. Он много общался с летчиками. Картина впервые была представлена публике в посвященном авиации разделе на выставке в честь 20-летия Рабоче-крестьянской Красной Армии и Военно-Морского Флота (в 1938 году).
Перед нами тот случай, когда название делает картину. Назовите ее «Юность» или «Лето в Севастополе», или «У моря» – и половина смысла тут же утратится. Останется бытовой сюжет, детство-юность, лето-море. Название «Будущие летчики» вносит ноту надежды, веры в светлое будущее и легкую добрую улыбку. Пожалуй, именно благодаря такому названию, создающему определенный контекст, картина настолько обаятельна. Кстати, назови ее художник иначе – не было бы и повода причислять ее к соцреализму, была бы просто жанровая картина, эпизод из жизни, дети и море. И судьба ее сложилась бы иначе, и была бы она, по большому счету, совсем другой картиной.
Настроение картины очень радостное, мажорное. Нет смысла скрывать, что Дейнека искренне разделял революционные взгляды и верил в советское будущее. Лучше всего об этом особом ощущении радости и открытых возможностей, которые переданы во многих его работах, сказал он сам: «Картины современности – сон, яркий детский сон, который разве может уложиться в рамки реальности ее фотографий. Ведь это сказки, сказки пролетариата, творящего свою яркую жизнь». Сказки, как мы знаем, оказались не столь счастливыми, как хотелось бы, но полотна Дейнеки именно поэтому сияют и излучают радость и оптимизм – он писал яркий сказочный сон, в который верил.
Избранные работы
«Оборона Петрограда», 1928 г.
«Оборона Севастополя», 1942 г.
«Хоккеисты», мозаика, 1959 — 1960 гг.
- Три женские фигуры, 1920-е гг.
- Кабаре, 1921
- Перед спуском в шахту, 1924
- Футбол, 1924
- После дождя. Курск, 1925
- Весна, 1925
- Лыжники, 1926
- Теннис, 1926
- На стройке новых цехов, 1926
- Ода весне, 1927
- Механизируем Донбасс! (плакат), 1930 г.
- Китай на пути освобождения от империализма (плакат), 1930 г.
- Надо стать самим специалистами (плакат), 1930 г.
- Книжная обложка, 1931
- Наемник интервентов, 1931
- Кросс-кантри гонки, 1931
- Девушка у окна. Зима, 1931
- Мама, 1932
- Полдень, 1932
- Футболист, 1932
- В воздухе, 1932
- Ночной пейзаж с лошадьми и сухой травой, 1933
- Девушки плавание, 1933
- Сухие листья, 1933
- Отдыхающие дети, 1933
- Коммунисты на допросе, 1933
- Физкультурница / Работать, строить и не ныть! (плакат), 1933 г.
- Без работы в Берлине, 1933
- Пирс, 1933
- Гонка, 1933
- Лыжники, 1934
- Пейзаж со стадом, 1934
- Крымские пионеры, 1934
- Парашютист над морем, 1934
- Quirinal Place, Рим, 1934
- Испанские лестницы, 1934
- Итальянский мотив, 1935
- Парк, 1935
- Портрет С.И.Л. с соломенной шляпой, 1935
- Тюильри, 1935
- Набережная Сены, 1935
- Негритянский концерт, 1935
- Скука, 1935
- , 1935
- Обед в Донбассе, 1935
- Первая пятилетка, 1936
- Модель, 1936
- Стахановцы, 1937
- Женщина в красном, 1939
- Сирень
- Никитка — Первый российский летчик, 1940
- Левый марш, 1941
- Подмосковье. Ноябрь 1941 г.
- Площадь Свердлова в декабре 1941 г.
- Вечер. Патриаршие пруды, 1941 г.
- Сгоревшая деревня, 1942
- Эвакуация колхозного скота
- Колхозницы роют противотанковые рвы на подступах в Москве
- Ремонт танков на прифронтовом заводе
- Танки идут на фронт
- Наступление началось
- Оборона Севастополя, 1942
- Сбитый с ног туз, 1943
- Обнаженная женщина, сидящая, 1943
- Под оккупацией, 1944
- Простор, 1944
- Над разрушенным Берлином, 1944
- Берлин. День Декларации, 1945
- Стадион в Берлине, 1945
- Под Курском. Река Тускор, 1945
- Эстафета (скульптура), 1945 г.
- Боксер (скульптура), 1947 г.
- 100-метровый забег (скульптура), 1947 г.
- Окно студии, 1947
- В Севастополе, 1947
- Автопортрет, 1948
- Пространство застройки под Москвой, 1949
- Лыжники (мозаика)], 1950 г.
- Футболисты (скульптура), 1950 г.
- Перед забегом (скульптура), 1951 г.
- Обнаженная девушка, 1951
- Дачный поселок Кратово, 1951
- В Севастополе, 1947
- На катке в Кратово, 1951
- Снегурочка, 1954
- Лежащая женщина с мячом, 1954
- Натюрморт. Клубника, 1955
- Обнаженная модель, 1955
- Футболисты (скульптура), 1955 г.
- Тракторист, 1956
- В Севастополе, 1956
- Положить выстрел (скульптура), 1957 г.
- Голова парашютиста (мозаика), 1957 г.
- Доброе утро (мозаика)], 1959–1960 гг.
- Хоккеисты (мозаика)], 1959–1960 гг.
- Октябрьские лозунги мира у Нарвских ворот, 1960
- Доярка (мозаика), 1962 г.
- Красный гвардеец (мозаика), 1962 г.
- Вилла в Риме, 1965
- Молодой дизайнер, 1966
- На юге (деталь), 1966 г.
- Летнее приволье
- Бегущая спортсменка (скульптура)
- Кот и повар