Детство Ван Гога
Первым ребенком, который выжил при родах был Винсент, рожденный в семье богослужителя Теодора Ван Гога и его супруги Корнелии. До него у Теодора и Корнелии был еще один ребенок который к огромному горю семьи был рожден мертвым. По прошествии четырех лет 1 мая 1857 года, был рожден Теодорус Ван Гог, у Винсента был еще один член семьи Корнелис Винсент, 17 мая 1867 и три сестры — Анна Корнелия 17 февраля 1855, Элизабет Губерта, 16 мая 1859 и Виллемина Якоба, 16 марта 1862. Юный Ван Гог отличался от многих сверстников мирным нравом и спокойной натурой. Он практически никогда не проводил свой досуг с другими детьми, но несмотря на это единоплеменники отзывались о нем как о мягкосердечном, добром, благожелательном, отзывчивом, милом и благонравном мальчике.
Техника
Ван Гог писал картины в нескольких стилях. Первые работы относятся к классическому реализму, выполнены в темных тонах и соблюдают анатомическую точность. После переезда в Париж художник перешел к светлой гамме, пытаясь передать атмосферу момента вслед за импрессионистами, под влияние которых он попал. Лишь под конец жизни Винсент нашел свой собственный стиль — постимпрессионизм. Именно экспрессивно-эксцентричные полотна с грубыми мазками принесли ему известность.
Больше всего Винсент известен своими густыми мазками — такая техника называется «импасто» (итал. Impasto — дословное тесто). Художник наносил толстый слой краски на картину, создавая рельеф. Зачастую он размазывал краски пальцами и не смешивал оттенки, используя чистые, то есть взятые из баночки, цвета. Из-за объемности многие полотна выглядят по-разному в зависимости от освещения.
Учеба
В возрасте одиннадцати лет взрослеющий мальчик отправляется в школу-интернат в Зевенбергене. Когда Винсенту Ван Гогу исполнилось тринадцать, его перевели в гимназию в Тилбурге. Там в нем раскрылся талант к языкам, и юноша, к радости всей семьи, получил высшие школьные отметки. Однако Винсент быстро ушел из школьной жизни. На втором году обучения в средней школе будущий художник по неизвестным причинам бросил ее.
Шестнадцатилетний Ван Гог не знал, что делать дальше. О мальчике позаботился дядя, который предложил ему продавать произведения искусства в Лондоне. Именно в этот период развиваются его отношения с младшим братом Тео, который тогда работал в Брюсселе. Братья пишут друг другу длинные письма, обмениваются опытом и наблюдениями.
В 1875 Винсент Ван Гог оказывается в Париже. Растущий интерес к искусству и религии все больше отнимает у него время, которого становится все меньше для выполнения профессиональных обязанностей. В 1876 году молодой человек возвращается в родной город на Рождество.
Семья снова позаботилась о безработном и фактически бездомном Ван Гоге. Ему помог дядя, который нашел для молодого человека работу в книжном магазине в Дордрехте, недалеко от Роттердама. Религиозность Винсента, даже подпитываемая доступностью книг, снова выросла, что начало беспокоить его семью.
Увлечение теологией
Когда мальчик решает изучать теологию, родители дают свое благословение (и, возможно, деньги) с некоторым облегчением и беспокойством. Несмотря на то, что Винсент не завершил образование, ему нужно было только сдать вступительные экзамены, чтобы поступить в университеты.
Молодого человека забирают под крышу одного из его дядей в Амстердаме, а другой, служитель, помогает подготовить экзаменационный материал. Вся семья скрещивает пальцы за будущего священника. Однако молитвы, моральная и финансовая поддержка и долгие часы совместной работы – все напрасно.
Несмотря на отказ от своих образовательных планов, Винсент все еще был одержим религией. Поэтому покинул Амстердам в 1877 году, чтобы начать службу в Бельгии. Новая миссия Ван Гога – служить Богу через искусство. Молодой человек решает стать художником для Его славы. Тео, полный сочувствия к потерянному брату, время от времени присылает ему деньги, потому что с этого момента Винсент больше не имел постоянной работы.
Ван Гог и Арль
Ван Гог считал, что каждый художник должен приехать в Арль (Arles). Именно в этом прованском городе он нашел то страстное солнце и насыщенные природные краски, которые наполнили жизнью его картины. Глубокая лазурь неба, прозрачность южного воздуха, густая зелень деревьев и сочная яркость плодов Прованса пленяли его больше, чем совершенство архитектуры Арля, унаследованной от римлян.
Сначала Винсент поселился в желтом доме на площади Ламартин (Place Lamartine). К сожалению, этого дома уже давно не существует, так как он пострадал во время бомбардировок в ходе Второй мировой войны, но он вечно будет жить на полотне Ван Гога «Желтый дом». Здесь же художник работал над своими «Подсолнухами» и серией «Спальня в Арле».
Хотя желтый дом не уцелел, сегодня у почитателей Ван Гога есть возможность воочию увидеть другие места, запечатленные на его картинах. Самое известное из них – это кафе Café la Nuit на площади Форум (Place du Forum), которое легко узнать издалека по ярко-желтому фасаду и толпе туристов. Именно это заведение мы видим на известной картине «Ночная терраса кафе».
Среди других объектов Арля, которые рисовал Ван Гог, Арены Арля (Arènes) – амфитеатр в центре города, расположенный на 1 Rond-Point des Arènes и римский некрополь Алискамп (Alyscamps) на одноименном проспекте. Увидеть одну из лучших моделей Ван Гога – звездную ночь Прованса, изображенную на полотне «Звездная ночь над Роной», можно, устроившись после заката на берегу реки.
На окраине города находится мост Ланглуа (Pont de Langlois), который можно увидеть на нескольких картинах Ван Гога. Мост привлек художника своей необычной формой, в глазах творца она была больше японской, нежели французской. К тому же, окружающий пейзаж напоминал Ван Гогу родную Голландию, с той лишь разницей, что здесь все было залито ослепительным южным солнцем.
Несколько работ художника посвящены сложному периоду его жизни в Арле – пребыванию в больнице на площади доктора Феликса Рея (Place du Docteur Felix-Rey), где он оказался после попытки отрезать себе ухо. Сегодня на месте больницы находится Центр Ван Гога (Espace Van Gogh), а во дворе можно увидеть сад, полностью воссозданный в том виде, в каком он изображен на картинах художника.
Кстати, сама площадь названа в честь лечащего врача Ван Гога, который приложил немало усилий, чтобы восстановить душевное здоровье своего гениального пациента. Об этом непростом времени напоминают картины «Двор больницы в Арле» и «Портрет Феликса Рея».
Детство
Родился будущий художник в маленькой голландской деревне под названием Грот-Зюндерт. Это радостное событие в семье протестантского священника Теодора Ван Гога и его жены Анны Корнелиус Ван Гог случилось 30 марта 1853 года. В семье пастора было всего шестеро детей. Винсент – самый старший. Родные считали его трудным и странным ребенком, в то время как соседи отмечали в нем скромность, сострадание и дружелюбие в отношениях с людьми. Впоследствии он не раз говорил о том, что детство его было холодным и мрачным.
В возрасте семи лет Ван Гога определили в местную школу. Ровно через год он возвратился домой. Получив начальное домашнее образование, в 1864 году он отправился в Зевенберген в частную школу-интернат. Проучился он там недолго – всего два года, и перешел в другой пансион – в Тилбурге. У него отмечали способности к изучению языков и рисованию. Примечательно, что в 1868 году он неожиданно бросил учёбу и уехал обратно в деревню. На этом закончилось и его образование.
Это интересно: 736,Винс Ломбарди (биография)
Первые шаги
Успокоение Ван Гог обретает у мольберта, в 1880 году решается попробовать себя в брюссельской Королевской Академии художеств. Его поддерживает брат Тео, но спустя год обучение снова брошено, и старший сын возвращается под родительскую крышу. Он поглощен самообразованием, без устали работает.
Он испытывает любовь к овдовевшей двоюродной сестре Кее Вос-Стрикер (Kee Vos-Stricker), воспитывавшей сына и приехавшей к семейству в гости. Ван Гог отвергнут, но проявляет настойчивость, и его выгоняют из отчего дома. Эти события потрясли молодого человека, он бежит в Гаагу, погружается в творчество, берет уроки у Антона Мауве (Anton Mauve), постигает законы изобразительного искусства, делает копии литографических работ.
Ван Гог много времени проводит в кварталах, заселенных беднотой. Произведения этого периода представляют собой зарисовки дворов, крыш, переулков:
- «Задворки» (De achtertuin) (1882);
- «Крыши. Вид из мастерской Ван Гога» (Dak. Het uitzicht vanuit de Studio van van Gogh) (1882).
Интересна техника, объединяющая акварельные краски, сепию, тушь, мел и др.
В Гааге он выбирает в жены женщину легкого поведения по имени Христин (Van Christina), которую он подобрал прямо на панели. Христин переехала к Ван Гогу вместе со своими ребятишками, стала для художника моделью, но характер у нее был ужасный, и им пришлось расстаться. Этот эпизод приводит к окончательному разрыву с родителями и близкими людьми.
После разрыва с Христин Винсент уезжает в Дрент (Drenth), в сельскую местность. В этот период появляются пейзажные работы художника, а также картины, на которых запечатлена жизнь крестьянства.
Работа в торговой фирме и миссионерская деятельность
В 1873 году он получает повышение по службе и меняет место проживания и заработка на Лондонский филиал где он проводит два года упорного труда. Во время этого периода впервые в жизни Винсент получает отказ в ухаживаниях от дочери квартиросъёмщицы в Лондоне которая была предметом воздыхания рисовальщика такое событие подкосило его уверенность в себе. Тень этой неудачи следовала по пятам художника все не долгие годы его жизни. Сердечные травмы с подвигли Винсента к изучению богословия в Амстердаме которое он так и не окончив бросил, став проповедником в бедном шахтерском городке в Бельгии, Боринаже. Его чрезмерное рвение в помощи людям сыграло с ним злую шутку, церковь решив, что он слишком эксцентричен отстраняет его и накладывает запрет на его проповеди.
Что увидел Хайдеггер в башмаках Ван Гога?
На что тут, собственно, смотреть, говорит Хайдеггер, рассматривая «Башмаки» Ван Гога. И он прав, потому что картина Ван Гога бедна предметами. На ней всего пара каких-то башмаков. Если зрителю не на что смотреть, то тогда он становится философом и начинает искать в картине мысль, высказанную художником. Как ее ищет Хайдеггер? Для этого он приводит в движение свои аффективные образы. Башмаки из галлюценоза Ван Гога коррелируют с образом крестьянки в галлюценозе Хайдеггера. Крестьянка — это дом, семья, церковь, а также труд, земля и забота. Крестьянка носит башмаки. В этом, говорит Хайдеггер, суть башмаков.
Башмаки Ван Гога не стоят, они как будто висят в воздухе. Крестьянка Хайдеггера ходит по земле.
У нее осязательное отношение к вещам. Следовательно, башмаки художника должны быть как-то связаны с землей
Хайдеггер обращает наше внимание на темное нутро башмаков. Что там внутри нутра? Труд ног крестьянки
На коже башмаков сырость почвы. Под подошвой одиночество возвращающегося домой. Из темного нутра слышен зов земли, в нем таится забота об урожае и прячется радость, не ищущая слов.
Конечно, всё это видение Хайдеггера. То, чем он понимает картину Ван Гога. Я же только хочу сказать, что видение художника понимается видением зрителя. Что значит посмотреть картину? Это не значит перечислить нарисованные предметы, увидеть их компоновку, взаимные отражения одного цвета в другом и перемигивание форм. Это значит ответить на видение художника своим видением. Не уклоняться от встречи с ним, ибо в таких встречах и плетется вяжущая связь времени. Если мы видим башмаки, то должен быть зов земли. Если слышен зов земли, то из ничего непременно сгустится фигура крестьянки, которая, отзываясь на зов, не сидит вечером в трактире, не пьет пиво с первым попавшимся ей человеком. Если она не смотрит в воскресные дни сериалы и не привязана к гаджету, то мир уверен в ней, а она уверена в мире.
Не в этой ли встрече раскрывает себя суть художественного творения? Если мы встречаем художественный объект, то он не оставит нас стоять на прежнем месте, у картины. Он аффективными токами мгновенно отправит нас в иной мир, созданный нашим воображением. Это путешествие, говорит Хайдеггер, не самообман, не нечто субъективное, а реальность, то, посредством чего мы расширяем жизненный мир.
Творение художника не раскрывает сокрытое, как думал Хайдеггер. Если мы будем думать так, как Хайдеггер, то нам нужно будет объяснить, откуда взялось сокрытое? Кто его сотворил? Творение не возникает в момент его раскрытия, ибо его бытие уже должно быть.
Цитаты Винсента Ван Гога
(из писем к брату Тео)
- Нет ничего более художественного, чем любить людей.
- Когда что-то в тебе говорит: «Ты не художник», тотчас же начинай писать, мой мальчик, — только таким путем ты принудишь к молчанию этот внутренний голос. Тот же, кто, услышав его, бежит к друзьям и жалуется на свое несчастье, теряет часть своего мужества, часть того лучшего, что в нем есть.
- И не надо принимать слишком близко к сердцу свои недостатки, ибо тот, у кого их нет, все же страдает одним — отсутствием недостатков; тот же, кто полагает, что достиг совершенной мудрости, хорошо сделает, если поглупеет снова.
- Человек несет в душе своей яркое пламя, но никто не хочет погреться около него; прохожие замечают лишь дымок, уходящий через трубу, и проходят своей дорогой.
- Читая книги, равно как и смотря картины, нельзя ни сомневаться, ни колебаться: надо быть уверенным в себе и находить прекрасным то, что прекрасно.
- Что такое рисование? Как им овладевают? Это умение пробиться сквозь железную стену, которая стоит между тем, что ты чувствуешь, и тем, что ты умеешь. Как же все-таки проникнуть через такую стену? На мой взгляд, биться об нее головой бесполезно, ее нужно медленно и терпеливо подкапывать и продалбливать.
- Благословен тот, кто нашёл своё дело.
- Предпочитаю не говорить вообще ничего, чем выражаться невнятно.
- Признаюсь, мне тоже нужны красота и возвышенность, но ещё больше кое-что иное, например: доброта, отзывчивость, нежность.
- Ты ведь сам реалист, так вытерпи же и мой реализм.
- Человеку нужно лишь неизменно любить то, что достойно любви, а не расточать своё чувство на предметы незначительные, недостойные и ничтожные.
- Нельзя, чтобы тоска застаивалась у нас в душе, как вода в болоте.
- Когда я вижу, как топчут слабых, я начинаю сомневаться в ценности того, что называют прогресс и цивилизация.
Интересные факты о Ван Гоге
Знаменитый художник Винсент Ван Гог сейчас прославлен на весь мир, его полотна стоят каких-то баснословных денег, но современники не оценили его творчество по достоинству. Всю жизнь Ван Гог был чрезвычайно бедным человеком, но, тем не менее, он не оставлял занятий изобразительным искусством, несмотря на то, что они не приносили ему денег. У него было своё, особенное видение окружающего мира, и он переносил его на холст, передавая его тем самым далёким потомкам. Увы, при жизни Ван Гог так и не увидел громкой славы и признания — они пришли к нему лишь спустя много, много лет.
Факты из биографии Ван Гога
- Всемирно известный Ван Гог, чьи работы сегодня стоят десятки миллионов долларов, занимался живописью всего 10 последних лет своей жизни.
- Винсент Виллем ван Гог родился на юге Нидерландов в семье протестантского пастора Теодора ван Гога и Анны Корнелии, которая являлась дочерью уважаемого переплётчика и продавца книг.
- Всю жизнь Ван Гог изучал библейские тексты, и даже занимался их переводами.
- Таким же именем, Винсент, родители хотели назвать своего первого ребёнка, который родился на год раньше, но умер в первый же день.
- Ван Гог был трудным ребёнком. Он не раз бросал учёбу, и ещё в детстве забросил школу.
- У Ван Гога было пятеро братьев и сестёр.
- Одно время Ван Гог работал в компании своего дяди в Лондоне, но рассорился с ним, и был в итоге уволен, несмотря на родственные связи (интересные факты о Лондоне).
- Долгое время Ван Гог серьёзно хотел стать священником, как его отец.
- Увлёкшись живописью, Ван Гог поступил в Брюссельскую академию искусств, но бросил занятия спустя год.
- При жизни Ван Гог продал не одну свою картину, как гласит популярный миф, а целых 14. Две из них приобрёл Поль Гоген, другой знаменитый художник.
- За 10 лет Винсент Ван Гог создал более 2100 произведений — портреты, автопортреты, пейзажи и натюрморты.
- Отсутствие художественного образования сказалось на неумении Ван Гога писать человеческие фигуры. В конечном итоге лишённые грации и плавности линий в человеческих образах стали одной из основополагающих особенностей его стиля.
- На протяжении нескольких лет будущий художник работал школьным учителем.
- Ударившись в религию, Ван Гог стал проповедником, но церковь считала его фанатиком, и летом 1879 года запретила его деятельность.
- Хотя Ван Гог брал уроки у известных живописцев, он, по большому счету, был самоучкой.
- Винсент был влюблён в свою кузину Кее Вос-Стрикер, которая была вдовой. Он познакомился с ней, когда та гостила вместе со своим сыном в доме его родителей. Кее отвергла его чувства, но Винсент продолжал ухаживания, чем настроил против себя всех родных.
- На протяжении всей жизни Ван Гог много переезжал, и, по странному стечению обстоятельств он менял место жительства каждые два года.
- Ван Гог занялся живописью, будучи уже зрелым человеком, и всего за 10 лет прошёл путь от начинающего художника до мастера, который перевернул представление об изобразительном искусстве.
- Ван Гог скончался через два дня после того, как выстрелил в себя из револьвера. Есть версия, что в Винсента мог случайно выстрелить соседский мальчик, но это предположение не имеет под собой доказательств.
- У великого художника была очень тесная связь с младшим братом Тео. Он был ему не только братом, но и очень близким другом, которому за всю жизнь Винсент Ван Гог отправил более 900 писем.
- Первое признание публики пришло к Ван Гогу в последний год жизни, после участия в выставке «Группы двадцати», когда вышла первая положительная статья о его работе «Красные виноградники в Арле».
- Согласно общепринятой версии, Ван Гог отрезал себе мочку уха во время ссоры с Полем Гогеном.
- К концу жизни Винсент писал очень быстро — свою картину от начала до конца он мог закончить за 2 часа.
- Франция в те времена была столицей абсента, он стоил недорого и был очень популярным в среде творческих людей. Ван Гог очень любил этот напиток, что, вероятно, и подорвало его здоровье (интересные факты о Франции).
- Брат Винсента, Тео, фактически содержал его на протяжении всей жизни, поддерживая финансово. Сейчас оба брата покоятся рядом друг с другом.
- Когда Ван Гог начал сильно болеть, в его работах стали преобладать яркие краски. Чем хуже было художнику, тем ярче были его картины.
- После того, как Ван Гог отрезал себе мочку уха, Тео настоял на том, чтобы его брата поместили в психиатрическую клинику на лечение. Его выпустили оттуда спустя пару недель, но уже в скором времени опять забрали лечиться, оставив в клинике на целый год.
- Тео Ван Гон пережил Винсента всего на полгода — смерть брата очень его подкосила.
Юность
Издавна так повелось, что мужчины в семье Ван Гогов занимались только двумя видами деятельности: торговля художественными полотнами и церковно-приходская деятельность. Юный Винсент не мог не попробовать себя и в том и другом. Он добился определенных успехов и в качестве пастора, и в роли торговца картинами, но страсть к рисованию взяла своё.
В 15 лет семья Винсента помогла ему устроиться в гаагский филиал художественной компании «Гупиль и Ко». Его карьерный рост не заставил себя ждать: за прилежание и успехи в работе его перевели в британское отделение. В Лондоне он из простого деревенского парня, любителя живописи превратился в успешного коммерсанта, профессионала, разбирающегося в гравюрах английских мастеров. В нем появился столичный лоск. Не за горами и переезд в Париж, и работа в центральном отделении компании «Гупиль».
Личная жизнь
Ряд биографов Ван Гога считают, что причинами психического заболевания Ван Гога могли стать сложные отношения с женщинами. Он неоднократно делал предложения разным девушкам, однако постоянно получал отказы.
Был случай, когда он пообещал держать свою ладонь над пламенем свечи до тех пор, пока девушка не согласится стать его супругой.
Своим поступком он шокировал избранницу, а также разгневал ее отца, который не долго думая вышвырнул художника из дома.
Сексуальная неудовлетворенность Ван Гога серьезно повлияла на его психику и привела к тому, что ему начали нравиться некрасивые зрелые проститутки. С одной из них он начал жить в своем доме, приняв ее вместе с пятилетней дочерью.
Прожив так около года, Винсент ван Гог написал со своей возлюбленной несколько картин. Интересен факт, что из-за нее художник был вынужден лечиться от гонореи.
Однако затем между ними начало происходить все больше ссор, которые, в конечном счете, привели к расставанию.
После этого Ван Гог был частым гостем публичных домов, вследствие чего лечился от разных венерических заболеваний.
Детство гения
Всего в семье пастора Теодора Ван Гога и Анны Карбентус родилось семеро детей. Винсент был вторым, но довелось ему быть самым старшим, так как первенец их семьи умер. Да и имя Винсент, означающее «победитель», предназначалось первому сыну в честь деда по линии отца. Родители, ожидая наследника мечтали, что он вырастет, станет успешным в жизни и прославит их род. Однако через полтора месяца после рождения малыш умер. Не пройдет и года у них снова родится малыш, которому и дадут имя Винсент, в честь усопшего брата. Теперь на второго сына возлагались все надежды на прославление рода Ван Гогов. Что, впрочем, и случится по истечению многих лет.
Ну а пока еще мальчик рос, и среди всех детей пастора Винсент был самым нудным, трудным и своенравным ребенком, отличающимся странными манерами, за что часто-густо получал телесные наказания. Сам же Ван Гог вспоминал своё детство как пустое, холодное и мрачное.
Он одиноким в большой семье, и к своим братьям и сестрам был настроен безразлично. Мальчишке куда было интересней одному бродить по деревенским окрестностям, внимательно разглядывая растения и цветы, пчёл и различных букашек. Его приводили в неописуемый восторг яркая игра красок окружающей среды.
Да и вообще, как только Винсент выходил из дома и оказывался среди людей, его нельзя было узнать. Он преображался и становился скромным, добродушным, сострадательным, дружелюбным, предупредительным. И односельчане видели в нем милого, тихого, задумчивого и серьёзного подростка. А вот с родными все было намного сложнее. Хотя был среди братьев один, с которым Винсент был очень близок. Дружба между ними продлится до последнего вздоха художника. Звали его Теодорус — Тео.
ВИНСЕНТ ВАН-ГОГ
1890 г. Холст, масло. 60×73 см.
В 1886 году молодой голландец Винсент Ван-Гог приехал в Париж. До того как стать художником, он переменил много профессий: занимал незначительную должность в фирме, торгующей картинами, был учителем, священником. В нем жила активная потребность служения людям, которая, в конце концов, привела его к искусству. Первые картины Ван-Гога, посвященные труду и жизни голландских крестьян, отличались темным, мрачным колоритом и грубой, примитивной, хотя и выразительной, формой.
В Париже Ван-Гог провел два года. Современное искусство (вначале это импрессионисты, затем Сера, Сезанн и Гоген) оказало решающее воздействие на его живопись. Палитра посветлела, цвет стал активнее, фактура—нервной и динамичной. В начале 1888 года художник уехал на юг Франции, где провел последние три года своей недолгой жизни. Здесь творчество его достигло полного расцвета.
Искусство Ван-Гога глубоко драматично. Что бы он ни писал — портрет, пейзаж или натюрморт, — он вкладывал в картину частицу своей мятущейся души. Громадная сила эмоционального переживания преобразует окружающую художника действительность. Композиция, цвет, сама фактура мазка служат тому, чтобы передать его собственные ощущения. В отличие от мира Сезанна, словно застывшего в кристально-ясной неподвижности, природа в произведениях Ван-Гога находится в состоянии бурного движения: текут реки, растут деревья, даже земля и небо втягиваются в этот безостановочный процесс.
«Хижины» созданы в последний год жизни художника. Неистовая красочность предыдущего этапа сменилась более сдержанной цветовой гаммой. В картине нет резких контрастов, она написана в светлых и спокойных голубых, желто-зеленых и оливковых тонах. Единственное яркое пятно—красная черепичная крыша одного из домов да синий цвет неба у верхнего края картины, усиленный художником до пронзительного ультрамарина. Но эта сдержанность колорита сочетается в «Хижинах» с бурной динамикой композиции, живописной трансформацией предметного мира, неистовым темпераментом исполнения. Экспрессия буквально пронизывает все полотно. Клубятся облака, свивается в кольца белый дым, поднимающийся из трубы, жгутами скручивается зелень деревьев и кустарника. В картине Ван-Гога нет ни одной прямой линии. Движение приобретает всеохватывающий и всепоглощающий характер. Гряда облаков, далекий край холма, линия высоких кровель ниспадающими кривыми пересекают плоскость картины, усиливаясь в своей стремительности, по мере приближения к переднему краю. А здесь сама почва, волнистая, словно бурное море, обрушивается на пространство переднего плана потоком тяжелых, густых, пастозно-рельефных мазков. Ни один живописец не сравнится с Ван-Гогом в смелости, с которой он претворяет субъективные чувства в трагедию космического масштаба.
Картина поступила в Эрмитаж в 1948 году из Государственного музея нового западного искусства в Москве.