Биография и работы Рафаэля[ | ]
Как соглашаются большинство искусствоведов, Форнарина изображена на двух знаменитых картинах Рафаэля — «Форнарина»
(1518—1519) и«Донна Велата» (1514—1515). Указывается, что она вероятнее всего послужила прототипом«Сикстинской Мадонны» , а также некоторых других женских образов Рафаэля римского периода (называют, например,«Мадонну делла Седия» и«Фригийскую сивиллу» , а также фигуру в Станце д’Элиодоро и Психею на фреске виллы Фарнезины).
Основная версия истории её жизни гласит, что Форнарина была дочерью пекаря Франческо Люти
из Сиены, жившего в Риме на Виа дель Говьерно Веккьо в районе Трастевере (где до сих пор показывают её дом с «окошком Форнарины», Via Santa Dorotea 20). Как гласят полулегендарные рассказы, девушка была римской любовью художника, который встретил её случайно, влюбился, выкупил её у отца за 3000 золотых и снял ей виллу (как утверждают, в Via di Porta Settimiana). Рафаэль, «Портрет молодой женщины, или Форнарина» , 1518—1519, Галерея Боргезе, Рим
Форнарина оставалась его возлюбленной и натурщицей на протяжении 12 лет, до самой смерти художника. Верностью полюбившему её Рафаэлю, как утверждают, она не отличалась. В частности, отмечается, что она стала любовницей Агостино Киджи
, для которого Рафаэль расписал виллу Фарнезина, а также обращала внимание на учеников художника. Источники указывают, что когда папский посланник прибыл к ложу умирающего Рафаэля, этот священник потребовал, чтобы рыдающую девушку удалили из помещения, так как передавать папское напутствие в её присутствии он считает несообразным
Получив по завещанию после ранней кончины 37-летнего Рафаэля (сплетня гласит, что ему стало плохо в её постели) достаточное состояние, тем не менее, продолжала вести распутную жизнь и стала, как утверждают, одной из самых знаменитых римских куртизанок.
Второй вариант легенды о Рафаэле и Форнарине гласит, что она была его единственной истинной чистой любовью, их взаимное чувство не имело себе равных, и все вышесказанное — неправда.
Павел Муратов отмечает, что после смерти Рафаэля она была насильно пострижена в монастырь, где вскоре и умерла, хотя она могла уйти и сама. Настоящее имя Форнарины было установлено исследователем Антонио Валери
, который обнаружил его в рукописи из флорентийской библиотеки и в списке монахинь одного монастыря, где она обозначила себя как вдову Рафаэля.
Флорентийский период жизни
В 1504 году Рафаэль уехал из Перуджа. Он направился во Флоренцию, этот переезд сыграл в творческом развитии художника огромную роль. Здесь он принялся тщательно изучать работы Бартоломео делла Порта, Микеланджело, Леонардо да Винчи и других флорентийских живописцев. Санти досконально занялся изучением механики и анатомии движений человека, сложных ракурсов и поз, много работал с натурой.
В его картинах флорентийского периода уже просматриваются сложные формулы взволнованных и драматических человеческих движений, которые ранее были разработаны Микеланджело.
В 1507 году Санти написал очередной шедевр «Положение во гроб».
Популярность Рафаэля стала расти, ему поступало множество заказов на портреты и образы святых.
Но главной темой в его флорентийских полотнах стали Мадонна и младенец, он написал около 20 картин. Несмотря на стандартные сюжеты, младенец у Мадонны на руках либо играет рядом с ней с Иоанном Крестителем, все образы абсолютно индивидуальны. В этих работах просматривается особенная материнская нежность. Скорее всего сказывалось то, что у Рафаэля очень рано умерла мама, такая потеря отразилась в душе художника глубоким следом, он недополучил всей ласки и доброты от женщины, подарившей ему жизнь.
Мадонны, изображённые на его картинах, привели к успеху и славе Рафаэля. Он получал огромное количество заказов на подобную тематику, в этот период Санти написал лучшие свои произведения:
- «Мадонна Грандука»;
- «Мадонна под балдахином»;
- «Прекрасная садовница» (или «Мадонна с младенцем и Иоанном Крестителем»);
- «Мадонна Террануова»;
- «Мадонна с гвоздиками»;
- «Мадонна с щеглёнком».
Санти провёл во Флоренции четыре года, за это время он достиг уникальной техники в живописи и индивидуальности в стиле. Многие его работы этого периода считаются самыми красивыми и идеальными в истории мировой живописи, он писал безупречные фигуры и лица.
Во Флоренции Санти познакомился и подружился с Донато Браманте, который потом сыграл в жизни художника немалую роль.
Интересные факты
- Джованни Санти настоял на том, чтобы новорожденного Рафаэля мать выкармливала сама, не прибегая к помощи кормилицы.
- До наших дней дошло примерно четыреста рисунков маэстро, среди которых имеются наброски и изображения потерянных картин.
- Удивительная доброта и душевная щедрость художника проявлялась не только по отношению к близким людям. Рафаэль всю жизнь заботился как сын об одном бедном ученом, переводчике Гиппократа на латынь, – Рабио Кальве (Rabio Calve). Ученый муж был настолько же свят, насколько и учен, поэтому не скопил себе состояния и жил скромно.
- В монарстырских записях Mаргарита Лути была обозначена как «вдова Рафаэля». Помимо этого, исследуя наслоения краски на картине «Форнарина», реставраторы обнаружили под ними рубиновое кольцо, возможно, обручальное. Жемчужное украшение в волосах «Форнарины» и «Донны Велаты» также свидетельствует о замужестве.
- Болезненное голубоватое пятно на груди «Форнарины» дает основание предполагать, что у женщины был рак груди.
- В 2020 г. исполнилось 500 лет со дня смерти гениального художника. В 2016 г. впервые в России прошла выставка Рафаэля Санти в Москве, в ГМИИ имени Пушкина. На выставке под названием «Рафаэль. Поэзия образа» было представлено 8 картин и 3 графических рисунка, собранных из различных музеев Италии.
- Детям Рафаэль (он же Раф) знаком, как один из «Черепашек ниндзя» в одноименном мультике, который владеет колющим клинковым оружием – сай, внешне похожее на трезубец.
Автопортрет. 1506 г.
Рафаэль. Автопортрет. 1506 г. Галерея Уффици, Флоренция, Италия
Автопортрет всегда может многое рассказать о характере художника. Вспомните, насколько яркие краски любил Рафаэль. Но себя он изобразил скромно одетым, в чёрное. Лишь белая рубашка выступает из-под черного кафтана. Это явно говорит об его скромности. Об отсутствии заносчивости и высокомерия. Таким его и описывают современники.
Вазари, биограф мастеров Возраждения так описывал Рафаэля: “Сама природа наделила его той скромностью и добротой, что случается иной раз наблюдать у людей, сочетающих в себе исключительно мягкий и отзывчивый нрав…”
Он был приятен внешне. Был добродетелен. Только такой человек мог написать самых прекрасных Мадонн. Если хотят подчеркнуть, что женщина прекрасна и душой, и телом, то нередко говорят “прекрасна, как Мадонна Рафаэля”.
Об этих прелестных образах читайте в статье “Мадонны Рафаэля. 5 самых прекрасных лиц”.
Портрет Бальдассаре Кастильоне. 1514-1515 гг.
Рафаэль. Портрет Бальдассаре Кастильоне. 1514-1515 гг. Лувр, Париж
Рафаэль был приятным в общении человеком. В отличие от многих других художников, замкнутость никогда ему не была свойственна. Открытая душа. Доброе сердце. Не удивительно, что у него было много друзей.
Одного из них он и изобразил на портрете. С Бальдассаре Кастильоне художник родился и вырос в одном городе Урбино. Вновь они встретились в Риме в 1512 году. Кастильоне прибыл туда в качестве посла герцога Урбинского в Риме (в то время почти каждый город был отдельным государством: Урбино, Рим, Флоренция).
В этом портрете уже почти ничего нет от Перуджино и да Винчи. Рафаэль выработал свой стиль. На тёмном однородном фоне невероятно реалистичное изображение. Очень живые глаза. Поза, одежда многое говорят о характере изображённого.
Кастильоне был истинным дипломатом. Спокойный, рассудительный. Никогда не повышал голос. Не даром Рафаэль изображает его в серо-черном. Это мудрые цвета, которые остаются нейтральными в мире, где соперничают яркие краски. Таким и был Кастильоне. Он был умелым посредником между противоположностями.
Кастильоне не любил внешний блеск. Поэтому его одежда благородная, но не броская. Никаких лишних деталей. Никакого шёлка и атласа. Лишь маленькое пёрышко в берете.
В своей книге “О придворном” Кастильоне пишет о том, что главное для благородного человека – мера во всем. “Человек должен держаться немного скромнее, чем позволяет его социальное положение”.
Именно это скромное благородство яркого представителя Эпохи Возрождения и сумел передать Рафаэль.
Таинственная модель
Форнарина — прозвище девушки по имени Маргарита Лути. По некоторым данным она дочь местного пекаря, Франческо Лути из Сиены, которая настолько очаровала Рафаэля, что тот даже не мог работать! Отсюда и прозвище la fornarina — маленькая девочка-пекарь.
Форнарина
Есть даже любопытная история. Рафаэль, родившийся в 1483 году в Урбино, был приглашен сиенским банкиром Агостино Киджи расписать свою виллу на набережной Тибра в Риме. Агостино покровительствовал молодому Рафаэлю и поэтому пригласил художника для осуществления росписей второго этажа Виллы Фарнезины. Работа проходила долго, с отсрочками и заказчик впоследствии догадался о «причине» безответственной работы и позволил Форнарине переехать на виллу вместе с Рафаэлем. Он успешно закончил работу и вместе с учениками Джулио Романо, Себастьяно дель Пьомбо, Франческо Пенни и Содома создал композицию знаменитой фрески «Триумф Галатеи».
Агостино Киджи и Вилла Франезе
Портрет папы Юлия II. 1511 г.
Рафаэль. Портрет Папы Юлия II. 1511 г. Национальная галерея Лондона
Папа Юлий II сыграл очень важную роль в творчестве Рафаэля. Он пришёл на смену Папе Александру VI, Борджиа. Тот славился своим распутством, расточительством и кумовством. До сих пор Католическая Церковь считает его правление несчастным периодом в истории папства.
Юлий II был полной противоположностью своему предшественнику. Властный и амбициозный, он тем не менее не вызывал зависти или ненависти. Так как все его решения принимались только с учетом общих интересов. Он никогда не использовал власть в личных целях. Пополнил казну Церкви. Много тратил только на искусство. Благодаря ему в Ватикане работали лучшие художники той эпохи. В том числе Рафаэль и Микеланджело.
Рафаэлю он доверил расписать несколько залов Ватикана. Он так был поражён мастерством Рафаэля, что приказал счистить фрески предыдущих мастеров ещё в нескольких залах. Для работы Рафаэля.
Конечно, Рафаэль не мог не написать портрет папы Юлия II. Перед нами очень пожилой человек. Однако глаза не утратили пресущей ему жёсткости и принципиальности. Этот портрет так поразил современников Рафаэля, что проходящие мимо него трепетали словно перед живым.
ДЕТСТВО И ЮНОСТЬ
Отец Рафаэля, Джованни Санти, тоже был художником и служил при дворе герцога Урбинского, где царила высокая культура, терпимость и утончённость. Джованни Санти не считался даровитым художником, однако был умным и образованным человеком, не только живописцем, но и поэтом, и благодаря отцу Рафаэль очень рано смог познакомиться с жизнью герцогского двора. Эти знания пригодились Рафаэлю позже, когда жизнь свела его с заказчиками из самых знатных и богатых слоев общества. В отличие от большинсва художников он славился своей выдержкой и умением общаться с людьми.
В 1491 году умерла мать Рафаэля, Маджиа. Его отец вскоре вновь женился. От этого брака родилась дочь Элизабетта, но вскоре, 1 августа 1494 года, умер и сам Джованни Санти. Рафаэль, которому едва испольнилось 11 лет, стал круглым сиротой, и его взял на воспитание дядя Бартоломео, священник.
К этому времени у Рафаэля уже явственно обнаружился талант художника, и знаменитый биограф Джорджо Вазари видел причину этого в том, что ещё мальчиком Рафаэль «помогал своему отцу писать картины, которые Джованни создал, живя в Урбино». К сожалению, мы точно не знаем ни о том, как Рафаэль помогал в работе своему отцу, ни о том, как и где он учился основам мастерства. Никаких документов, относящихся к этому периоду жизни Рафаэля, не сохранилось, и мы вынуждены ограничиваться одними догадками.
Биография и работы Рафаэля
Как соглашаются большинство искусствоведов, Форнарина изображена на двух знаменитых картинах Рафаэля — «Форнарина»
(1518—1519) и«Донна Велата» (1514—1515). Указывается, что она вероятнее всего послужила прототипом«Сикстинской Мадонны» , а также некоторых других женских образов Рафаэля римского периода (называют, например,«Мадонну делла Седия» и«Фригийскую сивиллу» , а также фигуру в Станце д’Элиодоро и Психею на фреске виллы Фарнезины).
Основная версия истории её жизни гласит, что Форнарина была дочерью пекаря Франческо Люти
из Сиены, жившего в Риме на Виа дель Говьерно Веккьо в районе Трастевере (где до сих пор показывают её дом с «окошком Форнарины», Via Santa Dorotea 20). Как гласят полулегендарные рассказы, девушка была римской любовью художника, который встретил её случайно, влюбился, выкупил её у отца за 3000 золотых и снял ей виллу (как утверждают, в Via di Porta Settimiana).
Рафаэль, «Портрет молодой женщины, или Форнарина» , 1518—1519, Галерея Боргезе, Рим
Форнарина оставалась его возлюбленной и натурщицей на протяжении 12 лет, до самой смерти художника. Верностью полюбившему её Рафаэлю, как утверждают, она не отличалась. В частности, отмечается, что она стала любовницей Агостино Киджи
, для которого Рафаэль расписал виллу Фарнезина, а также обращала внимание на учеников художника. Источники указывают, что когда папский посланник прибыл к ложу умирающего Рафаэля, этот священник потребовал, чтобы рыдающую девушку удалили из помещения, так как передавать папское напутствие в её присутствии он считает несообразным
Получив по завещанию после ранней кончины 37-летнего Рафаэля (сплетня гласит, что ему стало плохо в её постели) достаточное состояние, тем не менее, продолжала вести распутную жизнь и стала, как утверждают, одной из самых знаменитых римских куртизанок.
Второй вариант легенды о Рафаэле и Форнарине гласит, что она была его единственной истинной чистой любовью, их взаимное чувство не имело себе равных, и все вышесказанное — неправда.
Павел Муратов отмечает, что после смерти Рафаэля она была насильно пострижена в монастырь, где вскоре и умерла, хотя она могла уйти и сама. Настоящее имя Форнарины было установлено исследователем Антонио Валери
, который обнаружил его в рукописи из флорентийской библиотеки и в списке монахинь одного монастыря, где она обозначила себя как вдову Рафаэля.
Аньоло Дони и Маддалена Строцци. 1506 г.
Рафаэль. Портреты Аньоло Дони и Маддалены Строцци. 1506 г. Палаццо Питти, Флоренция, Италия
Аньоло Дони был богатым торговцем шерстью из Флоренции. Был ценителем искусства. Рафаэлю на собственную свадьбу он заказал свой портрет и портрет молодой жены.
В это же время во Флоренции жил и работал Леонардо да Винчи. Его портреты произвели сильное впечатление на Рафаэля. Именно в свадебных портретах четы Дони чувствуется сильное влияние да Винчи. Маддалена Строцци напоминает Мону Лизу.
Слева: Рафаэль. Портрет Маддалены Строцци. 1506 г. Палаццо Питти, Флоренция, Италия. Справа: Леонардо да Винчи. Мона Лиза. 1503-1519 гг. Лувр, Париж.
Тот же поворот. Так же сложены руки. Только Леонардо да Винчи создавал на картине полумрак. Рафаэль же остался верен ярким цветам и пейзажу в духе своего учителя .
Вазари, современник Рафаэля и Аньоло Дони, писал, что последний был скупым человеком. Единственное, на что он не жалел денег, это искусство. Скорее всего ему пришлось раскошелиться. Рафаэль знал себе цену и требовал за свою работу сполна.
Известен один случай. Как-то Рафаэль выполнил заказ на несколько фресок в доме Агостино Киджи. По договорённости ему должны были заплатить 500 экю. По завершению работы художник запросил денег в два раза больше. Заказчик был в недоумении.
Он попросил Микеланджело посмотреть фрески и дать свое экспортное мнение. Действительно ли фрески стоят столько, сколько запрашивает Рафаэль. Киджи рассчитывал на поддержку Микеланджело. Ведь тот недолюбливал других художников. Рафаэля в том числе.
Микеланджело не смог руководствоваться неприязнью. И оценил работу по достоинству. Показав пальцем на голову одной сивиллы (предсказательницы), он произнёс, что лишь одна эта голова стоит 100 экю. Остальные же по его мнению не хуже.
Другие работы художника
Галатея
Эту фреску Рафаэль создавал как часть общего убранства римской виллы, принадлежавшей Агостино Киджи, одному из богатейших людей своего времени. Многие работы по проектам Рафаэля выполнялись его учениками, однако «Галатею» он написал собственноручно. Эта фреска была частью серии мифологических сцен, которые Рафаэль предполагал использовать для украшения лоджии и которые так никогда и не были написаны.
Освобождение Святого Петра
Станца д’Элиодоро была второй из комнат в папских покоях Ватиканского дворца, которую оформлял Рафаэль. Он приступил к работе в 1512 году и, по всей видимости, завершил её спустя два года. Основные темы росписи связаны с историческими или легендарными событиями, имевшими отношение к папе Юлию II. Очень подходящим для Юлия был и сюжет об освобождении апостола Петра из темницы.
Сикстинская мадонна
Это наиболее известная из картин Рафаэля, посвящённых теме Мадонны с младенцем. Одно время эта работа считалась самой знаменитой картиной в мире. От названия церкви произошло и новое, известное теперь во всём мире, название картины — «Сикстинская мадонна», а прежде она называлась«Мадонна с младенцем, со Святым Сикстом и Святой Варварой». Папа Юлий II подарил эту картину церкви в благодарность за тот вклад, который внесла Пьяченца во время войны с Францией.
Афинская школа
Эту монументальную фреску Рафаэль создал, когда ему было всего 25 лет, и она стала одним из шедевров эпохи Высокого Возрождения. Фреска изображает мир древних философов, чьи идеи вдохновляли художников Ренессанса. Под величественными цилиндрическими сводами вымышленного античного здания мы видим всех выдающихся философов древности, беседующих со своими учениками.
Ранняя карьера в Умбрии
В начале своей карьеры Рафаэль работал в различных местах Умбрии и Тосканы. С 1504 г. до 1508 г. он много работал во Флоренции, и это время, как правило, называют его флорентийским периодом, хотя на постоянное место жительства в этом городе он никогда не оставался.
Хотя по описанию Вазари Рафаэль становится учеником Перуджино до смерти отца, вероятно вымысел. Он, несомненно, в том или ином качестве работал в студии старшего художника в юности. В этот период Перуджино был одним из самых почитаемых и влиятельных живописцев, работающих в Италии. Знакомство Рафаэля с манерой Перуджино, как по стилю, так и по технике, очевидно из запрестольных образов, которые он расписывал для церкви в его родной Умбрии, таких как «Распятие» (ок. 1503 г.; Национальная Галерея, Лондон) и «Коронование Девы Марии» (ок. 1503 г.; Пинакотека, Ватикан).
Ранние картины содержат много характерных особенностей Перуджино: стройное телосложение фигур, чьё изящество зачастую подчёркнуто балетными позами; кротость мимики; и формальность пейзажного фона, заполненного деревьями с невероятно тонкими стволами. То, что он вскоре полностью опередил Перуджино лучше всего видно при сравнении картины Рафаэля «Обручение Девы Марии» (1504 г.; Пинакотека Брера, Милан) с работой Перуджино на ту же тему (Музей изящных искусств, Кан). Обе композиции во многом похожи, но Рафаэль значительно превосходит Перуджино в изяществе и прозрачности.
Рафаэль был явно одаренным, как это видно из обращения Пинтуриккио, в то время одного из ведущих художников в Италии. Рафаэль предоставлял подробные композиционные рисунки, из которых двое сохранились (1502-03 гг., Галерея Уффици, Флоренция; Библиотека и музей Моргана, Нью-Йорк), для фрески в библиотеке Пикколомини в Сиене.
«Распятие Монд» (The Mond Crucifixion) 1502-1503 гг., в картине очень чувствуется манера Перуджино.
картина Рафаэля — Коронование Богоматери (The Coronation of the Virgin), 1502-1503 гг.
Обручение Девы Марии (The Wedding of the Virgin) самая утончённая работа Рафаэля за этот период.
«Святой Георгий и дракон» (Saint George and the Dragon), небольшая работа (29 x 21 см) для двора Урбино.
Судьба Форнарины после смерти Рафаэля
Как же сложилась судьба любимой женщины Рафаэля? Вазари пишет, что Рафаэль, понимая, что умирает, выслал возлюбленную из своего дома и распорядился обеспечить ей безбедную жизнь.
Однако в конце 19 века историк Антонио Валери обнаружил в библиотеке список монахинь одного из римских монастырей для падших женщин. В нем значилась монахиня, которая при поступлении в августе 1520 года (через 4 месяца после смерти Рафаэля) себя обозначила как “Маргарита Лути, вдова Рафаэля”. Так стало известно настоящее имя девушки с портрета. И ещё один факт, указывающий на то, что Рафаэль был женат на ней.
Павел Муратов, знаток итальянского искусства, уверен, что её сослали в монастырь насильно. Хотя Рафаэль её полностью обеспечил, после его смерти она уже была беззащитна. Никому не нужно было, чтобы она обнародовала свои отношения с Рафаэлем. Ведь он был похоронен, как жених племянницы кардинала.
Рафаэль (Джулио Романо?). Портрет молодой женщины (предположительно портрет Форнарины). 1520 г. Музей изобразительного искусства, Страсбург, Франция
Легенды о Форнарине и Рафаэле
Портрет называется “Форнарина”. Именно так и принято называть возлюбленную Рафаэля. Однако он сам никогда её так не называл. Это имя было придумано в 18 веке. На итальянском языке в то время это было вульгарное, грубое обозначение любовницы. Хлеб при выпекании поднимается. Так и умелая любовница воздействует на мужчину, как печь на хлеб.
Однако позже родилась легенда, что она была дочерью пекаря (корень слова “Форнарина” означает “пекарь” на итальянском языке). Хотя я думаю, что Маргарита Лути не имела никакого отношения к пекарям.
Вообще в 18-19 веках было придумано немало легенд о Форнарине и Рафаэле. С лёгкой руки итальянского писателя Конолли (“Жизнь Рафаэля”, 1790 г.) эти выдумки стали приниматься за реальные истории из жизни мастера. Хотя в середине 19 века было доказано, что многие из них недостоверны. Самое печальное, что до сих пор эти факты выдаются за чистую монету на большинстве интернет-ресурсов.
Якобы Форнарина была развратной куртизанкой. Именно она погубила Рафаэля, буквально истощив его своей сексуальной ненасытностью. Создавая эту легенду, Конолли опирался на слова Вазари. Тот пишет, что Рафаэль был любвеобилен и однажды слишком много сил отдал любовным утехам. В результате ослаб и заболел.
Однако Конолли не учёл, что во времена Рафаэля и Вазари люди серьезно верили, что частый секс приводит к истощению организма. Сейчас медицина уже это опровергает.
Личная жизнь
Во время правления Льва X он обзавелся роскошным домом в античном стиле, построенном по собственному проекту. Однако, множественные попытки женить молодого человека со стороны его покровителей ни к чему не приводили. Рафаэль был большим поклонником женской красоты. По инициативе кардинала Биббиена (Bibbiena), художник был помолвлен с его племянницей Марией Довици Биббиена (Maria Dovizi da Bibbiena), но свадьба не состоялась, маэстро не желал связывать себя узами брака. Имя одной известной любовницы Рафаэля – Беатриче (Beatrice) из Феррары (Ferrara), но скорее всего, она была обыкновенной римской куртизанкой.
Художник встретил девушку в саду Киджи (Chigi), когда искал образ для «Амура и Психеи». Тридцатилетний Рафаэль Санти расписывал виллу Фарнезина (Villa Farnesina) в районе Трастевере в Риме, принадлежащую его богатому покровителю, а красота семнадцатилетней девушки как нельзя лучше подошла под этот образ.
Советуем посетить экскурсию: погружение в Трастевере
Отец девушки за 50 золотых разрешил дочке позировать художнику, а впоследствии за 3000 золотых он позволил Рафаэлю забрать её с собой. На протяжении шести лет молодые люди жили вместе, Маргарита не переставала вдохновлять своего почитателя на все новые шедевры, среди которых:
- «Сикстинская мадонна» («Madonna Sistina»), Галерея старых мастеров (Gemäldegalerie Alte Meister), Дрезден (Dresden), Германия, 1514 г;.;
- «Донна Велата» («La Velata»), Палатинская галерея (Galerie Palatine), Палаццо Питти (Palazzo Pitti), Флоренция, 1515 г.;
- «Форнарина» («La Fornarina»), палаццо Барберини (Palazzo Barberini), Рим, 1519 г.
После смерти Рафаэля юная Маргарита получила пожизненное содержание и дом. Но в 1520 г. девушка стала послушницей в монастыре, где впоследствии и умерла.
Смерть художника
Доподлинно неизвестно, от чего умер Рафаэль Санти. Одни источники утверждают, что ему стало плохо после бурной ночи в постели с Форнариной. Современными исследователями его жизни выдвинуто предположение, что художник посетил раскопки и заболел там римской лихорадкой, которая и повлекла его смерть.
Санти умер 6 апреля 1520 года, едва дожив до 37 лет. Его тело захоронено в Пантеоне, гробницу сделали с эпитафией: «Здесь упокоился великий Рафаэль, при его жизни природа боялась быть побеждённой, а после его смерти она боялась умереть».
На планете Меркурий имеется кратер, который назван в честь великого итальянца Рафаэля Санти.
https://youtube.com/watch?v=Y8Ayj31dT5g
Донна Велата и Форнарина
Вазари, современник Рафаэля, пишет, что однажды Рафаэль создал портрет женщины невиданной красоты. И что это была женщина, которую Рафаэль любил до конца своих дней. Речь идёт о “Донне Велате”.
Рафаэль. Дама с покрывалом. 1516 г. Палаццо Питти, Флоренция, Италия
Обратите внимания, что в волосах девушки то же украшение, что и на первом портрете. Только написано оно было на 2-3 года раньше. Донна Велата с итальянского переводится, как “женщина с покрывалом”. Такие накидки надевали замужние римлянки.
Так что, если на обоих портретах одна и та же женщина, то тайное венчание состоялось до написания “Донны Велаты” в 1516 году.
Правда женщины не очень похожи. Возможно, это связано с тем, что Рафаэль не успел дописать лицо на портрете обнаженной супруги. После его внезапной смерти его закончил ученик и друг Рафаэля – Джулио Пиппи (Романо). После чего он и продал портрет. Предварительно закрасив кольцо. Зачем же он это сделал?
Ватикан
В 1508 году Санти уехал из Флоренции, он отправился в Рим, где прожил все свои оставшиеся годы.
Здесь ему посодействовал друг Браманте, Рафаэля взяли на работу в папский двор в качестве официального художника. Он начал заниматься росписью фресками, блестяще разрисовал Станцу делла Сеньятуру многофигурными композициями. Его работой остался доволен Папа Юлий II. Санти ещё не до конца завершил одну станцу, как Папа Римский доверил ему роспись ещё трёх; причём живописцев, которые уже приступили их расписывать (Перуджино и Синьорелли), отстранили от работы.
Заказов было очень много, и Санти взял себе в помощь учеников. Он сам составлял эскизы, а ученики помогали ему в росписи.
В 1513 году на смену Юлию II пришёл Лев Х, он также по достоинству оценил способности Рафаэля и доверил ему изготовить картоны для Сикстинской капеллы, где будут изображены Библейские сюжеты. Также Лев Х заказал художнику лоджии, которые выходят во внутренний двор Ватикана. В течение 5 лет по задумкам Санти возводились эти лоджии из 13 аркад. Затем художник сделал эскизы на Библейские сюжеты, а его ученики оформили роспись лоджии 52 фресками.
В 1514 году скончался друг и наставник Рафаэля Донато Браманте. В это время в Риме как раз начали строить собор Святого Петра, Санти был назначен на должность главного архитектора. А спустя год, в 1515, его утвердили в качестве главного хранителя древностей. Именно Рафаэль, сменивший умершего Браманте, достроил знаменитый двор Ватикана с лоджиями.
В Ватикане загруженность работой была сумасшедшая, но при этом Санти умудрялся ещё трудиться по заказам церквей над алтарными образами. Самой величественной и шедевральной считается его картина «Преображение».
Не забывал Санти и про свою любимую тему – Мадонну. За время, прожитое в Риме, он сотворил порядка 10 образов:
- «Мадонна в кресле»;
- «Мадонна с рыбой»;
- «Мадонна Альба»;
- «Мадонна Фолиньо».
Здесь же он создал вершину своего творчества – «Сикстинскую Мадонну».
Это полотно считается феноменальным, никто и никогда уже не сумеет разгадать тайну великого художника, как ему удалось таким образом соединить в единое целое все оттенки, формы и линии, что при взгляде на эту картину есть только одно непреодолимое желание – беспрерывно смотреть в печальные глаза Марии.
Большинство картин Рафаэля были написаны на религиозные темы. Но в его творчестве присутствовали и портретные работы. Особенно шикарно были созданы:
- «Портрет Папы Юлия II»;
- «Портрет Бальдассара Кастильоне»;
- «Портрет Биндо Альтовити»;
- «Портрет Льва X с кардиналами Джулио Медичи и Луиджи Росси»;
- «Портрет кардинала Алессандро Фарнезе».
Себя самого Рафаэль последний раз запечатлел в картине «Автопортрет с другом».
Большой любитель живописи, владелец банка Агостино Киджи предложил Санти украсить фресками на тему античной мифологии свою резиденцию за городом, выстроенную на берегу Тибра. Работая над этим заказом, художник создал своё лучшее произведение, которое называют прекраснейшим из прекрасного, – «Триумф Галатеи».
У Рафаэля было очень много учеников, правда, никто из них не стал выдающимся художником. Наибольший талант имел Джулио Романо, но его работы не были оценены современниками. Несколько полотен написал Джованни Нанни. Неплохой художник получился из Перина дель Ваги, работавшего в Генуе и во Флоренции. Отличные задатки были у Франческо Пенни, но он очень рано умер.
Тайная помолвка и официальная помолвка Рафаэля
Рафаэль или, возможно, его друг Джулио Романо, который продал картину вскоре после смерти художника, закрасил кольцо. Если бы правда о браке художника и модели стала раскрыта, общественный скандал был бы неизбежен. Репутация Рафаэля была бы подорвана. Его ученики лишились бы всех заказов Ватикана. И это не последняя загадка портрета возлюбленной: рентгеноструктурный анализ показал, что на заднем плане картины изначально был пейзаж в виде миртового куста, который был священным для Венеры, богини любви. Таким образом, все разгаданные тайны говорят о том, что художник был влюблен и связан тайным браком с Форнариной, которая оставалась его любимой моделью до самой смерти художника.
Жан-Огюст-Доминик Энгр. Обручение Рафаэля и племянницы кардинала Биббиена
Форнарина вдохновляет других художников
Джулио Романо (тот, который закрасил кольцо) был любимым учеником Рафаэля. Он очень умело работал в стиле “а-ля Рафаэль”. Не удивительно, что через какое-то время он создал собственную Форнарину. Это уже другая девушка (настоящая Форнарина в это время была в монастыре).
Джулио Пиппи (Романо). Женщина за туалетом. 1520-1530 гг. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва
Кстати, “Женщину за туалетом” долгое время рассматривали, как работу Рафаэля. Неизвестно, специально ли Джулио Романо выдал её за работу своего учителя. Либо это уже дело рук одного из её владельцев. Авторство Джулио Романо установлено лишь во второй половине 19 века.
В более поздние годы стиль Романо изменится. Он будет больше тяготеть к маньеризму и эксцентричным эротическим сюжетам. Рафаэлевского в его работах останется не так много.
Джулио Пиппи (Романо). Слева: Пятигрудая русалка. 1525 г. Королевская коллекция искусства, Лондон. Справа: Фреска “Повелитель рек”. Палаццо Те, Мантуя, Италия
Выдающийся французский художник 19 века Энгр был необычайно вдохновлён легендами о Рафаэле и Форнарине. Он написал несколько полотен с этой парой. Его знаменитая “Большая одалиска” также была написана под впечатлением от “Форнарины”.
Жан Огюст Доминик Энгр. Большая одалиска. 1814 г. Лувр, Париж.
А вот о том, позировала ли Маргарита Лути для самой знаменитой картины Рафаэля читайте в статье “Сикстинская Мадонна Рафаэля. Почему это шедевр?”
Также лицо Форнарины встречается на картине “Святая Цецилия”. Здесь она позировала для образа Марии Магдалины.
***
Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.
Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.
Главная иллюстрация: Рафаэль. Форнарина. 1518-1519 гг. Палаццо Барберини, Рим, Италия.