Какой исторический сюжет изобразил художник на этой картине

Портрет Авроры

Год создания: 1837

Красота Авроры (1808–1902) будет вечно жива, ведь однажды она получила подарок от мужа – Павел Демидов (1798–1840) попросил Карла Брюллова нарисовать жену. Художник долго корпел над портретом Авроры, в итоге получилась невероятная красота. Этот портрет до сих пор «жив», он проиллюстрирован практически в каждой книге по искусству, где есть имя художника.

По легенде, Аврора славилась необычайной красотой и была очень доброй. Это в ее честь назвали знаменитый крейсер. Но к несчастью, судьба к княгине Авроре не была благосклонна: в 1840 она потеряла мужа. Аврора унаследовала огромное состояние и сумела разумно его применить.

В 1846 она решила покончить с трауром и снова вышла замуж – за Андрея Карамзина (1814–1854), но в 1854 году его убили турки. После этого княгиня построила капеллу во Флоренции и посвятила свою жизнь благотворительности.

Кастро, Инес де

Родилась в семье кастильского феодала Педро Фернандеса де Кастро и Адольфы Лоренсо де Вальядарес. Будучи придворной дамой Констансы Мануэль, супруги португальского инфанта дона Педру, сына короля Афонсу IV, Инес де Кастро пленила Педру своей красотой, тогда как её сестру Хуану взял в жёны кастильский король Педро Жестокий.

Король Педру после восшествия на трон в мае 1357 года утверждал, что он тайно обвенчался с Инес де Кастро (как только не стало его жены Констансы). Однако документальных подтверждений этого не найдено.

У дона Педру был законный наследник от Констансы, впоследствии король Португалии Фернанду I, а также четыре незаконнорождённых ребёнка от Инес (три сына и дочь, один из сыновей умер в младенчестве). Король Афонсу IV и его приближённые опасались, что сыновья Инес в будущем попытаются оспаривать права на престол законного наследника Фернанду и тем ввергнут страну в братоубийственную войну. В то же время братья Инес побуждали Дона Педру вступить в борьбу за кастильский престол, что также неизбежно грозило войной с Кастилией и пугало короля Афонсу IV.

Король несколько раз безуспешно пытался женить инфанта, но тот отказывался. Тогда королевский совет решил умертвить Инес де Кастро. Однажды, когда Дон Педру отлучился, король отправился к Инес де Кастро во дворец Санта-Клара в Коимбре, но, по легенде, тронутый видом несчастной женщины, которая со своими детьми бросилась к его ногам, умоляя о пощаде, не решился привести в исполнение жестокое намерение.

Однако советникам короля удалось добиться разрешения совершить казнь, и 7 января 1355 года Инес де Кастро была казнена путём отсечения головы.

Казнь Инес возмутила инфанта, который восстал против отца и вверг страну в длительную гражданскую войну, закончившуюся, по требованию народа, примирением сторон. Вскоре после этого король умер.

После смерти Афонсу IV в 1357 году советники Пиеро Коэльо (порт. Pêro Coelho), Алвару Гонсалвиш (порт. Álvaro Gonçalves) и Диого Лопеш Пашеку (порт. Diogo Lopes Pacheco), причастные к казни Инес де Кастро, бежали в Кастилию, но Коэльо и Гонсалвиш были выданы Педру I и преданы жестокой казни, несмотря на обещания пощады, данные ранее новым королём. По преданию, король лично выдрал им сердца, одному из груди, а другому со спины.

Пьер-Шарль Конт.Коронация Инеш де Каштру в 1361 году , 1849, картина кисти Пьера-Шарля Конта

Согласно известной легенде, Педру I приказал вынуть из могилы тело Инес де Кастро, облечь его в королевские одеяния, надеть корону, посадить на трон и оказывать королевские почести, присягая на верность посредством целования руки её трупа.

В 1361 году тело Инес де Кастро торжественно перенесли из монастыря св. Клары в Коимбре и захоронили в саркофаге в монастыре Алкобаса. Дон Педру I умер 18 января 1367 года и, согласно завещанию, был похоронен напротив своей возлюбленной.

Отрывок, характеризующий Кастро, Инес де

– Никогда, никогда не женись, мой друг; вот тебе мой совет: не женись до тех пор, пока ты не скажешь себе, что ты сделал всё, что мог, и до тех пор, пока ты не перестанешь любить ту женщину, какую ты выбрал, пока ты не увидишь ее ясно; а то ты ошибешься жестоко и непоправимо. Женись стариком, никуда негодным… А то пропадет всё, что в тебе есть хорошего и высокого. Всё истратится по мелочам. Да, да, да! Не смотри на меня с таким удивлением. Ежели ты ждешь от себя чего нибудь впереди, то на каждом шагу ты будешь чувствовать, что для тебя всё кончено, всё закрыто, кроме гостиной, где ты будешь стоять на одной доске с придворным лакеем и идиотом… Да что!… Он энергически махнул рукой. Пьер снял очки, отчего лицо его изменилось, еще более выказывая доброту, и удивленно глядел на друга. – Моя жена, – продолжал князь Андрей, – прекрасная женщина. Это одна из тех редких женщин, с которою можно быть покойным за свою честь; но, Боже мой, чего бы я не дал теперь, чтобы не быть женатым! Это я тебе одному и первому говорю, потому что я люблю тебя. Князь Андрей, говоря это, был еще менее похож, чем прежде, на того Болконского, который развалившись сидел в креслах Анны Павловны и сквозь зубы, щурясь, говорил французские фразы. Его сухое лицо всё дрожало нервическим оживлением каждого мускула; глаза, в которых прежде казался потушенным огонь жизни, теперь блестели лучистым, ярким блеском. Видно было, что чем безжизненнее казался он в обыкновенное время, тем энергичнее был он в эти минуты почти болезненного раздражения. – Ты не понимаешь, отчего я это говорю, – продолжал он. – Ведь это целая история жизни. Ты говоришь, Бонапарте и его карьера, – сказал он, хотя Пьер и не говорил про Бонапарте. – Ты говоришь Бонапарте; но Бонапарте, когда он работал, шаг за шагом шел к цели, он был свободен, у него ничего не было, кроме его цели, – и он достиг ее. Но свяжи себя с женщиной – и как скованный колодник, теряешь всякую свободу. И всё, что есть в тебе надежд и сил, всё только тяготит и раскаянием мучает тебя. Гостиные, сплетни, балы, тщеславие, ничтожество – вот заколдованный круг, из которого я не могу выйти. Я теперь отправляюсь на войну, на величайшую войну, какая только бывала, а я ничего не знаю и никуда не гожусь. Je suis tres aimable et tres caustique, – продолжал князь Андрей, – и у Анны Павловны меня слушают. И это глупое общество, без которого не может жить моя жена, и эти женщины… Ежели бы ты только мог знать, что это такое toutes les femmes distinguees и вообще женщины! Отец мой прав. Эгоизм, тщеславие, тупоумие, ничтожество во всем – вот женщины, когда показываются все так, как они есть. Посмотришь на них в свете, кажется, что что то есть, а ничего, ничего, ничего! Да, не женись, душа моя, не женись, – кончил князь Андрей. – Мне смешно, – сказал Пьер, – что вы себя, вы себя считаете неспособным, свою жизнь – испорченною жизнью. У вас всё, всё впереди. И вы… Он не сказал, что вы , но уже тон его показывал, как высоко ценит он друга и как много ждет от него в будущем. «Как он может это говорить!» думал Пьер. Пьер считал князя Андрея образцом всех совершенств именно оттого, что князь Андрей в высшей степени соединял все те качества, которых не было у Пьера и которые ближе всего можно выразить понятием – силы воли. Пьер всегда удивлялся способности князя Андрея спокойного обращения со всякого рода людьми, его необыкновенной памяти, начитанности (он всё читал, всё знал, обо всем имел понятие) и больше всего его способности работать и учиться. Ежели часто Пьера поражало в Андрее отсутствие способности мечтательного философствования (к чему особенно был склонен Пьер), то и в этом он видел не недостаток, а силу. В самых лучших, дружеских и простых отношениях лесть или похвала необходимы, как подмазка необходима для колес, чтоб они ехали. – Je suis un homme fini, – сказал князь Андрей. – Что обо мне говорить? Давай говорить о тебе, – сказал он, помолчав и улыбнувшись своим утешительным мыслям. Улыбка эта в то же мгновение отразилась на лице Пьера. – А обо мне что говорить? – сказал Пьер, распуская свой рот в беззаботную, веселую улыбку. – Что я такое? Je suis un batard – И он вдруг багрово покраснел. Видно было, что он сделал большое усилие, чтобы сказать это. – Sans nom, sans fortune… И что ж, право… – Но он не сказал, что право . – Я cвободен пока, и мне хорошо. Я только никак не знаю, что мне начать. Я хотел серьезно посоветоваться с вами. Князь Андрей добрыми глазами смотрел на него. Но во взгляде его, дружеском, ласковом, всё таки выражалось сознание своего превосходства. – Ты мне дорог, особенно потому, что ты один живой человек среди всего нашего света. Тебе хорошо. Выбери, что хочешь; это всё равно. Ты везде будешь хорош, но одно: перестань ты ездить к этим Курагиным, вести эту жизнь. Так это не идет тебе: все эти кутежи, и гусарство, и всё…

Всадница

Год создания: 1832

Картина Брюллова «Всадница» одна из его лучших работ. Она полна динамики, движения и красоты

Первым делом, зритель обращает внимание на саму всадницу – вызывает удивление, как такая хрупкая девушка управляется с сильным скакуном. Сразу видно, что этот конь – потомок благородных кровей

Он красив, его шкура блестит. Скакун слегка приподнимается, словно хочет полюбоваться своей грациозностью – вряд ли у него есть цель скинуть с себя девушку.

Живописная картина была написана в Италии – о прототипе героини искусствоведы спорят до сих пор. Полотно было создано по заказу Юлии Самойловой (1803–1875), известной своими отношениями с Карлом Брюлловым.

Когда картина попала на выставку (а это произошло сразу после написания), ее назвали лучшей среди конных тематик. Брюллова стали называть вторым Рубенсом (1577–1640) или Ван Дейком (1599–1641).

Инес де Кастро стала королевой Португалии спустя пять лет после своей смерти

Королева Португалии. \ Фото: poetanarquista.blogspot.com.

После смерти Инес и после того, как она была отомщена, король Педру заявил, будто бы они тайно поженились задолго до этого происшествия. Подобное заявление означало, что Инес технически имела полное право считаться королевой Португалии, при этом став единственной королевской особой, которую возвели в этот титул посмертно. Когда общественность поставила под сомнение сам факт бракосочетания, король Педру представил дона Гила, епископа Гуарды, сказав, будто бы он присутствовал на их венчании и проводил церемонию. Сам же епископ не смог с точностью назвать дату церемонии бракосочетания молодых, однако аристократы согласились с доном Педру, признав Инес своей королевой.

Автопортрет

Год создания: 1848

Все мы немного нарциссы, и Карл Брюллов не исключение. Одна из излюбленных техник в истории художников – это рисование автопортрета. Автопортрет достиг вершины в жанре интимного портрета художника – Брюллов написал его в 1848 году, когда был болен.

В течение семи месяцев 50-летний творец по наставлению врачей не выходил из дома и большую часть времени пребывал в одиночестве. И, наконец, когда снаружи уже вовсю расцвела весна в 1848 году, все было пронизано теплым ветерком и насыщенными ароматами цветов, первое, что попросил Брюллов у врачей – это принести ему краски и мольберт. Его просьба была исполнена. Когда художник получил желаемое, он быстро создал автопортрет, но периодически возвращался к нему, чтобы подправить.

Интересные факты

«Всадница» — один из самых ярких и живописных портретов своего времени. Несколько занимательных фактов об этом произведении:

  1. Первоначально историки искусства считали прототипом «Всадницы» ее заказчицу Юлию Самойлову, но позже они пришли к выводу, что на холсте Брюллов изобразил воспитанницу графини по имени Джованнина.
  2. Девочка в розовом справа от наездницы – приемная дочь графини Амацилия.
  3. Дюлю купил картину «Всадница» за 4 тыс. франков, а Третьякову она стоила 2 тыс. рублей.
  4. Существует версия, что Дюлю обещал приобрести полотно для Третьякова и обманул его, так, что меценату пришлось прибегнуть к посредничеству Петербургского общества заклада имуществ, чтобы приобрести «Всадницу».

После своей первой демонстрации картина произвела настоящий фурор среди поклонников живописи и расширив композицию классического портрета, заставила этот жанр заиграть новыми красками.

История создания

Картина «Всадница» была написана Брюлловым в конце итальянского периода творчества – в 1832 г. Работа над полотном велась в Милане, по заказу Юлии Самойловой – русской графини, которую многие биографы считают музой Брюллова. Сразу по завершении картины «Всадница» была отдана на выставку в местную Академию Брера, где произвела мощное впечатление на искусствоведов и критиков. Портрет называли лучшим среди конных изображений. Брюллова сравнивали с такими видными портретистами, как Рубенс и Ван Дейк.

Жанр картины определяется как конный портрет. Однако, уже современники Брюллова заметили, что «Всадница» значительно выходит за узкие рамки этого определения. Это произведение Брюллова, благодаря своей сложной для портрета композиции, ближе к пейзажу – кроме самой наездницы на картине присутствуют и другие фигуры, а центральный силуэт изображен на холсте «Всадница» в некотором отдалении и не занимает большей части полотна.

Турчанка

Год создания: 1837-1839

Мы видим на картине «Турчанка», которую написал Брюллов, как девушка со спокойным видом лежит, облокотившись на подушки. В ее облике все выглядит расслабленно, даже глаза выдают покой. А наряд и головной убор подчеркивают неевропейскую красоту. Под стать девушке был создан яркий фон – такой же резкий, контрастный, как и она сама.

Приглушенных тонов не требовалось, чтобы подчеркнуть ее национальность. Напротив, яркий фон подчеркивает ее красоту. Для полотна Брюллов использовал свои воспоминания, когда-то он приезжал на Ионические острова. Воспоминания были настолько отчетливыми, что не понадобилась натура. Такими он увидел турецких девушек и смог передать через свою работу всю «пряную красоту» края.

Смерть Инессы де Кастро, морганатической жены португальского инфанта дона Педро. 1834

Брюллов К.П.Холст, масло213 х 290,5

Русский музей

Аннотация

Картина написана на сюжет португальской истории и поэмы Л.В. Камоэнса «Лузиады». Инесса де Кастро, морганатическая супруга португальского инфанта дона Педро, была убита с согласия короля Альфонсо его придворными Альваро Гонзальвесом, Педро Коэльо и Лопе Пахеко. По свидетельству современников, картина была написана Брюлловым в Милане за 17 дней и показана на выставке в том же году.

Биография автора

Брюллов К.П.

Брюллов (Брюлло) Карл Павлович (1799, Санкт-Петербург — 1852, Манциана близ Рима)
Живописец, акварелист, рисовальщик.
Член Миланской, Пармской академий и Академии Св. Луки в Риме, профессор Флорентийской Академии художеств, почетный вольный общник Императорской Академии художеств.
Первоначальные художественные навыки получил у отца — академика «орнаментной скульптуры» и живописца-декоратора П.И. Брюлло. Учился в Академии художеств у А.И. Иванова и А.Е. Егорова (1809-1822). В 1822-1835 — пенсионер в Италии на средства Общества поощрения художников. Работал в Риме, Милане, Неаполе. За картину «Последний день Помпеи» (1833) награжден большой золотой медалью на выставке в Париже и избран профессором 2-й степени ИАХ (1836). По возвращении в Россию жил в Петербурге. В 1836-1849 преподавал в Академии художеств, профессор, вел класс исторической живописи.
В 1842-1847 исполнял монументальные росписи для Казанского и Исаакиевского соборов в Петербурге. С 1849 жил за пределами России, с 1850 — в Италии.
Крупнейший представитель академической исторической живописи, автор многочисленных портретов, в том числе ряда композиционных портретов-картин.

Описание и особенности картины

Работа «Всадница» была признана критикой своего времени необычной и новаторской. Брюллов изображает на картине молодую аристократку верхом на вороной лошади, гарцующей у крыльца дома. На пороге, опираясь на металлическую перегородку, стоит маленькая девочка с декоративной собакой. Еще один пес расположился в нижнем правом углу перед конем. На дальнем фоне композиции «Всадница» — густые заросли лиственного леса. Полотно Брюллова дышит гармонией легкости, молодости и свежести – такая атмосфера характерна для большинства женских портретов его кисти.

Оригинальный масштаб картины – 291×206 см., для портрета полотно довольно крупное. Форма холста «Всадница» – вертикально ориентированный прямоугольник. Картина написана Брюлловым на стандартном холсте с помощью масляных красок.

Цветовая палитра

Как и многие другие картины этого живописца, «Всадница» выполнена в несколько темной, но насыщенной и выразительной цветовой гамме. Приглушенные тона фона выгодно оттеняют фигуры на переднем плане, освещенные как будто сбоку. В работе над полотном «Всадница» Брюллов использовал следующие цветовые оттенки:

  1.  Темно-зеленый.
  2. Изумрудный.
  3. Грязно-желтый.
  4. Белый.
  5. Небесно-голубой.
  6. Черный.
  7. Нежно-розовый.

Двух героинь художник выделил на картине яркими тонами платьев – голубым и розовым. А кипельно-белые воротники подчеркивают свежесть юных лиц и блеск черных волос. Не менее яркими акцентами в композиции смотрятся изумрудная вуаль девушки на фоне тусклой, желтовато-зеленой листвы, и красная портьера на входе в дом.

Сюжет картины

Картина «Всадница» иллюстрирует, по всей видимости, начало, или завершение конной прогулки юной аристократки. О высоком социальном статусе героини говорит роскошное утреннее платье и соответствующая ее положению прическа из мелких завитых локонов, обрамляющих лицо с обеих сторон. Крыльцо, от которого отъезжает героиня, выполнено в стиле классицизма.

Всадница совершает прогулку на резвом, холеном вороном коне в сопровождении своей собаки – спаниеля в красном ошейнике. Брюллов показал лошадь вставшей на дыбы, чтобы придать картине динамики. Стоящая рядом девочка завороженно смотрит на наездницу – возможно, ей тоже не терпится оказаться в седле. Дальний план полотна «Всадница» лишен четких деталей и выглядит немного размытым – по замыслу Брюллова, он не должен отвлекать внимания от изображенных в центре героинь.

Контекст

Произведение «Всадница», как и более ранняя «итальянская» диалогия Брюллова, отражает в своей композиции романтику молодости, энергии, легкости и цветущей прелести, воплощенной в юных и прекрасных героинях. Пейзаж на фоне здесь не играет большой роли – он нужен, чтобы уравновесить композицию «Всадница» и сделать ее более живой и реалистичной.

Практически все герои полотна находятся в движении: конь гарцует, девочка протягивает руку к наезднице, собаки обернулись к своим хозяйкам и готовы броситься с места в любой момент. Холст «Всадница» преисполнен жизненной энергии, герои его активно взаимодействуют друг с другом, составляя эффектную, выразительную, наполненную естественной гармонией композицию.

Где картина находится сейчас

После завершения работы над полотном, «Наездница» была отдана заказчице Самойловой. Около сорока лет картина украшала интерьер итальянской виллы графини. Однако, к 1872 г. Самойлова окончательно разорилась и ее имущество было распродано. «Всадницу» купил Ж. – Ф. Дюлю. В 1893 г. картина была перекуплена меценатом Третьяковым для своей коллекции. С тех пор и до сегодняшнего дня «Всадница» хранится в Третьяковской галерее и экспонируется в зале №9.

Описание картины Карла Брюллова «Смерть Инессы де Кастро»

Вернувшись в Италию, в Милан, незадолго до открытия местной выставки, Брюллов на одном из великосветских приемов был задет замечанием, что при всей своей гениальности вряд ли он успеет написать к выставке новое произведение. Он заперся в пустующем покое дворца Брера и не покидал его до тех пор, пока через семнадцать дней не была готова картина «Смерть Инессы де Кастро». В этом полотне претворились впечатления от живописи Поля Делароша, чья картина «Леди Джейн Грей и ее палачи» экспонировалась в том же парижском Салоне 1834 года. Деларош специализировался на писании костюмных исторических мелодрам, в которых исторические герои представали страдающими «просто людьми», взывающими к сочувствию зрителя. Деларошевская линия в исторической живописи длилась на протяжении всего XIX века, и именно Брюллов стоит в начале русского ее варианта.

Сюжет взят из поэмы Лузиады португальского поэта XVI века Луиса Камоэнса, кстати, весьма популярного у романтиков. Наследник португальского престола после смерти своей первой жены тайно обвенчался с Инессой де Кастро. Король приказал умертвить ее, и придворные закололи супругу инфанта в спальне на глазах малолетних детей. Наводящая ужас сцена: хватают и готовятся заколоть упавшую на колени перед королем женщину. К ней жмутся двое крошечных детей. Костюмы мужских персонажей при всей их театральности претендуют на историчность, похожие одеяния действительно можно увидеть в живописи XVI века. В сочиненной Брюлловым мизансцене четверо мужчин против одной женщины с малыми детками, крик, обнаженные кинжалы, вытаращенные глаза, страсти, что называется, рвутся в клочья — будто трагифарс, разыгрываемый актерами провинциального театра и рассчитанный на невзыскательный вкус. Все поставлено на грань вызывающей вульгарности: «хотите Делароша? — нате вам Делароша!». Если бы возможно было фронтальное сопоставление брюлловского сочинения с упомянутой картиной Делароша, то Деларош в ней — сама грация, музыка, такт, наконец, психологическая тонкость и наблюдательность.

Написав картину в рекордно короткий срок (кстати, в смысле живописной отделанности это одно из самых законченных его произведений), Брюллов выиграл дуэль с великосветскими миланскими задирами, но не с Деларошем, искусство же безусловно проиграло. В какой-то момент закрадывается подозрение, не есть ли это со стороны Брюллова род мистификации, розыгрыша, не сочинил ли он пародию, карикатуру на «нечто вроде Делароша». (Кстати, Брюллов часто рисовал карикатуры и в свойском артистическом кругу имел репутацию весьма ядовитого карикатуриста.) Любопытен в этом отношении отклик одного из итальянских критиков: «Это живописец проворный, который соблазняет, обманывает; но проворство, доведенное до крайности, иногда вредит ему, как повредило в Инессе». Мемуарист, имея в виду такого рода уколы, которым иногда подвергался Брюллов, замечает: «Миланские старожилы до сих пор хорошо помнят случай, побудивший Брюллова написать Инессу де Кастро, и, слушая критические замечания о ней, с улыбкой говорят: — Все это хорошо, но попробуйте написать такую картину в семнадцать дней». Быть может, Брюллов и сам рассматривал свой опус как эксцентрическую выходку; во всяком случае, этот опыт исторической костюмной драмы из жизни царей и цариц, происходящей в тени, за портьерами парадных апартаментов, не получил никакого отклика ни в творчестве самого Брюллова, ни в русской живописи последующих трех десятилетий.

Год написания картины: 1834.

Размеры картины: 213 х 299,5 см.

Материал: холст.

Техника написания: масло.

Жанр: литературная живопись.

Стиль: романтизм.

Галерея: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия.

Нашествие Гензериха на Рим

Год создания: 1836

Брюллов писал портреты известных людей, работал в историческом жанре, к которому и относится картина «Нашествие Гензериха на Рим». Картина отражает трагический момент в жизни древнеримской цивилизации. Полотно было написано в 1836 году, мысль о его создании посетила Брюллова еще в 1833 году, когда он был в Италии.

Известную картину заказал Алексей Алексеевич Перовский (1787–1836). Жанр – историческая живопись. На картине мы видим, как войско разграбляет предводителя племени вандалов античного государства. Событие происходит в 455 году. Африканские воины безжалостно создают разруху вокруг, а основной момент в картине – похищение Евдокии (401–460) и ее дочек.

Вирсавия

Год создания: 1828–1832

Историческая «Вирсавия», написанная акварелистом Брюлловым, основывается на библейском сюжете и явно демонстрирует талант художника. Полотно отлично передает идею неувядающей, завораживающей женской красоты. Картину художник написал, пребывая в Италии, однако результат его не впечатлил, поэтому он оставил ее незаконченной.

Полотно передает исторический момент – согласно легенде, царь Давид (1035 до н. э. – 970 до н. э.) увидел молодую жену своего полководца Урии. Вирсавия была так красива, что поразила его. Он послал ее мужа на смерть, а сам забрал девушку в свой дворец, за что был наказан смертью первенца.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Метолит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: