Переезд из родного Урбино. Флоренция
Мадонна с безбородым Иосифом
В 1504 году Рафаэль сопровождал Перуджино, когда тот отправился во Флоренцию. Город тогда был центром цивилизации, в котором бурлила мысль и деятельность, в том числе художественная. Здесь, в колыбели Возрождения, наставник вводит ученика в круг именитых художников. Рафаэль, познакомившись с Леонардо да Винчи (1452-1519), копирует его картину «Леда и лебедь». Если бы не эта копия, мир никогда не узнал бы об этом произведении – оригинал утрачен. Знакомство с Микеланджело (1475-1564) также дало молодому художнику импульс к саморазвитию – он всегда цепким взглядом ухватывал новое, оригинальное и привносил это в свою живопись.
Во Флоренции живописец создаёт два десятка мадонн с младенцами и несколько картин, причисленных к ранним шедеврам:
- «Обручение Девы Марии» – почти полное повторение картины Пьетро Перуджино;
- «Сон рыцаря» – один из первых заказов мастера;
- «Мадонна Конестабиле» или «Мадонна с книгой» – неоконченная миниатюра, приобретённая в 1871 году Александром II для супруги. Позже, при переносе картины с дерева на холст, было обнаружено, что предметом в руках героини первоначально был гранат (символ крови Христа), а не книга;
- «Три грации» – также одна из первых работ, выполненных на заказ;
- «Мадонна с щеглом» – сильно пострадавшая работа – рентген показывает, что деревянная основа собрана из 17 частей.
В произведениях Рафаэля Санти флорентийского периода ещё заметно влияние учителя Перуджино. Для обретения авторского стиля потребуется всего пара лет. Практики у молодого художника предостаточно – слава о нём растёт, что вызывает увеличение количества заказов и рост благосостояния.
Рафаэль. Алтарь Одди, 1502-1503
Заказ от Маддалены Одди на картину «Коронование Богоматери», первоначально предназначавшуюся для церкви святого Франциска на Горе в Перудже, сначала получил Перуджино. Но он передал его своему ученику, Рафаэлю.
Рафаэль. Коронование Богоматери. Алтарь Одди, 1502-1503
Алтарь сочетает в себе две сцены, распространенные в иконографии кватроченто: коронацию Богоматери (занимающую верхнюю часть картины) и Дарование Пояса Богородицы святому Фоме (нижняя часть) – эпизод, традиционно связываемый с Успением. По преданию, при Успении Богоматери, среди апостолов, собравшихся в Иерусалим на Её погребение, не было Фомы. Он горько сожалел, что не удостоился быть при последних минутах земной жизни Пречистой Девы и не получил Её благословения. На третий день после Успения Богородица явилась Фоме и в утешение передала ему Свой Пояс. Он был отдан двум благочестивым иерусалимским вдовам и из поколения в поколение хранился в Палестине.
Рафаэль. Коронование Богоматери. Алтарь Одди. Верхняя часть композиции. 1502-1503
Сцены Коронования и Дарования Пояса Фоме остаются на картине Рафаэля разделенными – возможно, из-за неуверенности юного Рафаэля в своей способности создать большую цельную композицию. Тем не менее, живописные формы Рафаэля здесь предстают уже весьма зрелыми, и некоторые новшества перспективы – например, диагональное представление могилы Богоматери – идут вразрез с традиционными композиционными приёмами кватроченто.
Рафаэль. Коронование Богоматери. Алтарь Одди. Нижняя часть композиции. 1502-1503
Композиция алтаря Одди делится горизонтально на небесную и земную сферы. В верхней части изображён Христос, коронующий свою мать, которую Рафаэль поместил над ее пустым саркофагом. Контраст между её исчезновением и появлением вместо тела Богоматери чудесных цветов, поражает апостолов, собравшихся вокруг массивного каменного гроба внизу панели.
Рафаэль. Благовещение. Алтарь Одди. Пределла. 1502-1503
Дошедшие до нас эскизы демонстрируют огромную работу, проделанную Рафаэлем во время создания этой панели. Некоторые детали, в частности, высоко индивидуализированные лица апостолов и безмятежный пейзаж на заднем плане, выписаны с большим мастерством.
Рафаэль. Поклонение волхвов. Алтарь Одди. Пределла. 1502-1503
Но наиболее значимы сцены пределлы, состоящей из трех картин размером 27 × 50 см.: широкое пространство, раскрывающегося под колоннадами Благовещения (левая часть пределлы); глубоко прочувствованное Поклонение волхвов (центр); свободная передача оттенков атмосферы в сцене Введения во храм (правая часть). Всё это предвещает необычайную пространственную интуицию будущих ватиканских композиций Рафаэля.
Рафаэль. Введение во храм. Алтарь Одди. Пределла. 1502-1503
Личная жизнь
Прославившись в молодые годы, Рафаэль стал завидным женихом – за ним охотились самые богатые итальянки. К тому же художник был высокооплачиваемым мастером – покровители были щедры на вознаграждения, так как желали удержать талант рядом с собой (опасались, что того переманят испанцы или французы). Рафаэль жил в роскошном особняке, построенном в античном стиле по собственному проекту живописца.
Кардинал Довици ди Биббиена (1470-1520) уговорил Рафаэля на брак со своей племянницей. Помолвка состоялась, но свадьбы Мария так и не дождалась.
Причина тому – 17-летняя дочь простого булочника, Маргарита Лути, прозванная позже «Форнариной» (пышка, булочка). 30-летний Рафаэль увидел её во время этюдов в саду и загорелся сделать её своей моделью. Заплатив отцу девушки 50 золотых за то, что тот лишится помощницы в булочной, художник так увлёкся ею, что вскоре преподнёс отцу уже 3000. Маргарита стала верной музой живописца до конца его дней. После внезапной кончины Рафаэля получила значительное наследство, от которого отказалась, уйдя в монастырь. В монастырских книгах Маргарита упоминается как вдова художника.
Жизнь и времена Рафаэля
Рафаэль родился 6 апреля 1483 года в Урбино, Италия. В это время Урбино был небольшим герцогством в Папских государствах и одним из центров Возрождения. Его отцом был Джованни Санти, который был придворным художником герцога Урбино. Похоже, что отец Рафаэля научил его основам живописи в раннем возрасте. Его детство было идиллическим, но его мать умерла, когда ему было восемь, а отец умер, когда ему было всего одиннадцать. Примечательно, что, будучи еще ребенком, утверждается, что он перенял мастерскую своего отца и стал опытным художником.
Эта история может быть апокрифической, потому что Рафаэль позже был учеником известного художника Перуджино в Умбрии. Во время своего ученичества он работал над фресками и изучал новые техники. Вскоре Рафаэль разработал свой уникальный стиль, как видно на алтаре Одди, завершенном в 1503 году. С раннего возраста он был привержен демонстрации величия человечества, вероятно, под влиянием неоплатонизма.
После завершения своего ученичества молодой художник переехал во Флоренцию, где изучал работы Леонардо и других. Он написал серию картин, посвященных Мадонне (Деве Марии), и это сделало его знаменитым
Он привлек внимание папы Юлия II, который поручил ему нарисовать «Станце» Ватикана, анфиладу приемных в Папском дворце. Рафаэль написал несколько массивных фресок, среди которых наиболее известной является Афинская школа, картина великих древнегреческих философов
Он трудился более четырех лет, чтобы создать цикл фресок, которые включают в себя Триумф Религии.
Эти изображения выражают христианскую гуманистическую философию, которая была распространена в Риме в то время. Эти картины были очень хорошо приняты, и папа заказал еще один набор фресок для Комнаты Гелиодора. Эти работы считаются одними из величайших произведений Высокого Возрождения. В то же время Микеланджело писал Сикстинскую капеллу, и молодой художник ему не понравился. Он начал подозревать, что Рафаэль сговорился с другими против него. Микеланджело обвинил молодого человека из Урбино в плагиате его работ, но никто не воспринял это всерьез.
Работая над комнатами Ватикана, Рафаэль основал мастерскую, где он и его помощники создали множество картин с изображением Девы Марии, в том числе знаменитую Сикстинскую Мадонну (1512). Он также написал много известных портретов того времени, в том числе папу Юлия II и двух кардиналов (1519) и поразительное исследование характера писателя Бальдассаре Кастильоне (1516). Рафаэль был неутомимым тружеником, а также создал множество замечательных карикатур, и его считают одним из величайших рисовальщиков во всем западном искусстве.
Рафаэль, как и другие выдающиеся деятели эпохи Возрождения, был человеком многих талантов, а также архитектором. Рафаэль с большим уважением относился к классическому прошлому и одним из первых проявил интерес к археологии. Он призвал Папу Римского прекратить разрушение древних руин. Часто случалось, что старые здания сносились, а их материалы перерабатывались в новых зданиях. Рафаэль был назначен комиссаром по делам древностей города Рима Юлием II. В этой роли он сохранил множество руин, собрал надписи и составил карту археологии Рима.
К 1512 году художник отвечал за все художественные проекты папства. Он был влиятельной фигурой в Риме и печально известен своими многочисленными делами. Он обручился с племянницей кардинала, но не хотел жениться на ней, потому что был глубоко влюблен в свою любовницу и модель Маргариту Лути, известную как Ла Форнарина. Рафаэль несколько раз рисовал Лути.
Рафаэль тяжело заболел и умер в Страстную пятницу 1517 года, которая, по мнению многих, также была датой его рождения. Возможно, он умер от переутомления, но, учитывая нездоровую обстановку в Риме, он мог заболеть инфекционной болезнью. В своем завещании он оставил большую часть своего имущества своей любимой Маргарите. Рафаэль был похоронен в Пантеоне в Риме и ранней смертью оборвал жизнь замечательного художественного таланта.
Как случился кризис Ренессанса
К 1509 году Леонардо, Рафаэль и Микеланджело покинули Флоренцию, оставив после себя целый пласт нового направления, которому рвались подражать художники двух школ. Главой первой школы был Фра Бартоломео, талантливый живописец. Будучи монахом, он выбирал для своих картин религиозные сюжеты, но не забывал о принципах Леонардо и Рафаэля: геометрическом расположении фигур, естественных источниках света и оптических эффектах.
В 1510 году Фра Бартоломео пишет «Мадонну с младенцем и Святого Иоанна», где чувствуется его крепкая связь с принципами натурализма. Он смешивает техники Рафаэля и Леонардо, но основной особенностью становятся цвета, одновременно бледные и яркие, которые как бы подсвечивают не только фигуры, но и окружающий их пейзаж. Действующие лица образуют геометрическую композицию, они прописаны уверенно и четко. Граница неба очень естественно теряется на горизонте, движения главных героев плавны, а дерево на заднем плане представляет собой удачный композиционный элемент.
Эта работу можно считать гармоничным представителем позднего Ренессанса.
«Мадонна с младенцем и Святой Иоанн», 1510. Источник
Глава другой мастерской, Андреа дель Сарто, живо интересовался техниками цветопередачи. В своей работе «Мадонна с гарпиями» он демонстрирует детальную работу с цветом и светом, благодаря которой фигуры как бы сливаются с интерьером и неразделимы визуально. Но эта картина уже напоминает бронзовый идеал, она уже не дышит и не способна вдохновлять других.
«Мадонна с гарпиями», 1517. Источник
К 1517 году Высокое Возрождение исчерпало себя и довольно быстро угасло в тех же мастерских, где оно предположительно должно было найти своих последователей.
Интересные факты биографии
- Рафаэль был знаком с А. Дюрером. Известно, что последний подарил Рафаэлю свой автопортрет, но судьба его и по сей день неизвестна.
- Вилла Фарнезина – особый этап в деятельности художника. Можно сказать, что он впервые обращается к античной мифологии и исторической живописи. Так появляются фрески «Триумф Галатеи» и «Свадьба Александра и Роксаны». Интересно, что Рафаэль писал и с обнаженной натуры. Самое лучшее его произведение в этом плане – «Форнарина» (считается, что большинство женских портретов, выполненных художником, были списаны с его натурщицы и возлюбленной Форнарины, о судьбе которой мало известно).
- Рафаэль писал прекрасные сонеты, в основном посвященные любви к женщинам.
- В 2002 году одна из графических работ Рафаэля была продана на аукционе Сотбис за рекордную для такого типа работ сумму – 30 миллионов фунтов стерлингов.
Что такое Возрождение и место Рафаэля в нём
Термин «Возрождение» (альтернативное название – Ренессанс) связан с возникшим после длительной паузы почитанием античных героев, когда возродился, вновь возник культ античности. Возрождение – это небывалый взлёт интереса европейцев к идеалам древних греков и римлян (закрепление термина произошло в XIX веке). Эпоха Возрождения на исторической арене сменила Средние века и стала предшественницей Эпохи Просвещения. Охватывает период с XIV по XVI век, территориально раньше всего началась в Италии. Высокое Возрождение, т.е. наивысшая фаза его развития, традиционно датируется с конца XV века до 1527 года, когда Рим был разграблен армией Карла V. Это событие в истории процветающего папства стало переломным, преображения коснулись и искусства.
Эпоха Возрождения подвигла человечество на освобождение от средневековых представлений, на качественные преобразования самой жизни. Меняется образ мышления и отношение человека к себе и ко всему окружающему, в том числе к Богу и собственным устремлениям. Искусство стало зеркалом этих перемен, а Рафаэль, художник эпохи Возрождения, ярчайшей величиной. В созвездии гениев Высокого Возрождения Леонардо да Винчи – воплощение интеллекта, Микеланджело – монументальности. Кто такой Рафаэль – искусствоведы единодушно называют живописца олицетворением гармонии. Всё его творчество пронизано стремлением к совершенству, светлое начало – его внутренний смысл.
Годы жизни Рафаэля: 1483 – 1520-й. Всего 37 лет. За столь малый срок, отведённый ему, художник сумел создать немало запоминающихся шедевров и прославиться на века вперёд.
Портретист
Афинская школа
Среди картин Рафаэля Санти не только произведения религиозной тематики. В его наследии прекрасные портреты: папы Юлия II, молодой женщины (Форнарины), дамы с вуалью (Донны Велаты), дамы с единорогом и другие.
Вот уже пять столетий зрители, глядя на портреты кисти Рафаэля, сталкиваются с живыми взглядами, лицами и эмоциями героев картин. Примечательно, что в процессе работы художник часто вносил изменения. Так, например, вместо единорога компанию даме составляла собака. Многослойные картины Рафаэля – увлекательнейший материал для сегодняшних исследований.
Произведения Рафаэля не часто становятся предметами торгов. В 2012 году на «Сотбис» рисунок «Голова молодого апостола» (1519-1520), являющийся эскизом к последнему полотну Рафаэля «Преображение» (алтарная живопись), продан почти за 30 млн. фунтов стерлингов. Полученная сумма в два раза превысила первоначально назначенную цену. Для графики это абсолютный рекорд.
Самые знаменитые картины Рафаэля
Самая краткая биография Рафаэля Санти – это небольшой перечень городов и огромное количество работ.
Среди самых значительных выделяются шедевры под названиями:
- «Автопортрет» (1504-1506) в Галерее Уффици во Флоренции;
- Фреска «Диспут» (1509-1510) в Апостольском дворце в Ватикане;
- Фрески «Афинская школа», «Парнас» (1511) там же;
- «Портрет папы Юлия II» (1511-1512) в Национальной галерее в Лондоне;
- «Сикстинская Мадонна» (1512-1514) в Галерее старых мастеров в Дрездене (долгие годы эта величественная картина была самой известной в мире);
- Фреска «Триумф Галатеи» (1512-1514) на вилле Фарнезе в Риме;
- «Портрет молодого человека» (1513) считается утраченным в годы Второй мировой войны (с конца XVIII века, купленный князем Чарторыйским, находился в Польше, попал в музей Гитлера в Линце, затем в Краков, где следы картины теряются);
- «Видение Иезекииля» (1518) в Галерее Палатина во Флоренции;
- «Преображение Господне» (1516-1520) в Ватиканской пинакотеке.
Достояние человечества в виде творческого наследия прославленного Рафаэля, к счастью, почитается потомками. Работы мастера в музеях и храмах содержатся в достойных условиях, изучаются специалистами, вовремя реставрируются, что вселяет надежду на то, что ещё не одно поколение сможет прикоснуться к светлому и необыкновенно привлекательному в своём естественном изяществе творчеству великого Рафаэля.
«Три грации» Рафаэля Санти– лиричное трио кисти художника и поэта
«Сикстинская Мадонна» – с миром и любовью
Знаменитое творение Рафаэля
Фресковая роспись «Афинская школа» — одно из величайших творений маэстро. Создана она для оформления папского дворца в Ватикане и размещена на одной из стена la Stance della Seniatura. Изображенное на фреске имело мало общего с реальной афинской школой, видимо, гимнасией. В абсолютно не античной, а более ренессансной архитектуре размещены фигуры взрослых людей, одетых в античные одежды.
Среди них можно встретить художественные образы, в которых Рафаэль воплотил свое представление о наиболее ученых умах Древней Греции — Аристотеле, Платоне, Гераклите и др. Высказывается мнение, что в этих трех мужах мастер изобразил с передачей порьретного сходства трех титанов эпохи Возрождения — Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонарроти и самого себя — Рафаэля Санти.
Согласно истории, все персонажи, изображенные Рафаэлем, разделены на группы, каждая из которых занята каким-то дело: слушают рассказы мудрецов, спорят, изучают документы и новейшие приборы, ведут философские беседы. Это — территория «духа». А вот территория «тела» на фреске отсутствует — автор не изобразил атлетов или места для принятия водных процедур.
Х
удожник поставил перед собой задачу невероятной сложности. И гений его проявился уже в самом подходе к ее решению. Он разделил философов на несколько обособленных групп. Одни осматривают два глобуса — Земли и неба — последний, по-видимому, находится в руках Птолемея. Рядом другие увлечены решением геометрической задачи. Напротив — уединенный мечтатель. Возле него почтенный мыслитель вносит исправления в солидный фолиант под восхищенными взглядами одних и напряженным подглядыванием плагиатора, старающегося схватить чужую мысль налету. От этих людей отходит юноша, еще не избравший себе учителя, готовый к поискам истины. Сзади — Сократ, на пальцах объясняющий слушателям ход своих рассуждений.
Совершенно замечательна фигура юноши в левом дальнем углу фрески. Он стремительно входит в это скопление мудрецов, держа в руке свиток и книгу; развеваются складки его плаща и кудри на голове. Стоящий рядом указывает ему дорогу, а некто из кружка Сократа приветствует его. Возможно, так олицетворена новая смелая мысль, которая вызовет новые споры, подвигнет на новые искания…
Словно нищий на ступенях храма — одинокий Диоген, отстраненный от мирской суеты и дискуссий
Кто-то, проходя мимо, указывает на него, словно спрашивая спутника: не таков ли удел подлинного философа? Но тот обращает его внимание (и наше) на две фигуры, которые находятся в центре композиции. Это убеленный сединами Платон и молодой Аристотель
Они ведут диалог — спокойный спор, в котором освобождается от оков догм и предрассудков истина. Платон указывает на небо, где царят гармония, величие и высший разум. Аристотель простирает руку к земле, окружающему людей миру. В этом споре не может быть победителя, ибо для человека одинаково необходимы и безмерный космос, и родная Земля, познание которых будет длиться вечно.
Несмотря на обособление групп философов, картина тяготеет к двум центральным фигурам, отчетливо выдающимся на фоне неба. Их единство подчеркивает система арочных сводов, последний из которых образует подобие рамы, в которой находятся Платон и Аристотель.
Единство философий — в разнообразии отдельных школ и личных мнений. Так складывается великая симфония человеческого познания. Этому не мешает разобщенность мыслителей в пространстве и времени. Напротив, познание объединяет всех, кто искренне к нему стремится… И не случайно, конечно, в картине присутствуют люди всех возрастов, включая младенцев, а на их лицах не только сосредоточенность и задумчивость, но и светлые улыбки.
В своих четырех великих композициях Рафаэль показал четыре основания, на которых должно покоиться человеческое общество: разум (философия, наука), доброта и любовь (религия), красота (искусство), справедливость (правосудие).
Современному человеку может показаться невероятным, что Рафаэль, не достигший тридцатилетия, мог создавать такие грандиозные фрески. Поражает одно уже величие замысла и способность выразить глубокие идеи (а прежде — осознать их) в форме живописных композиций. А сколько для этого требовалось сделать набросков, эскизов! Трудно усомниться, что над фресками работали группы художников. Но общий замысел, структура картин, конкретные фигуры и обработка многих деталей — дело рук и мысли великого мастера.
Рафаэль
Росписи Ватиканского дворца
Афинская школа
Не повторяя ни одной фигуры и позы, ни одного движения, Рафаэль сплетает их воедино гибким, свободным, естественным ритмом, перетекающим от фигуры к фигуре, от одной группы к другой.
Сикстинская мадонна
Рафаэль оказал огромное влияние на последующее развитие итальянской и европейской живописи, став наряду с мастерами античности высшим образцом художественного совершенства.
Билет № 13
Росписи Ватиканского дворца
Афинская школа
Не повторяя ни одной фигуры и позы, ни одного движения, Рафаэль сплетает их воедино гибким, свободным, естественным ритмом, перетекающим от фигуры к фигуре, от одной группы к другой.
Сикстинская мадонна
Рафаэль оказал огромное влияние на последующее развитие итальянской и европейской живописи, став наряду с мастерами античности высшим образцом художественного совершенства.
Рафаэль Санти (1483–1520 гг.) – один из величайших живописцев, графиков и архитекторов эпохи Возрождения и классический представитель так называемой умбрийской школы. Биография Рафаэля – это классический образец того, как жили и творили мастера Ренессанса.
Работы художника
Галатея
Эту фреску Рафаэль создавал как часть общего убранства римской виллы, принадлежавшей Агостино Киджи, одному из богатейших людей своего времени. Многие работы по проектам Рафаэля выполнялись его учениками, однако «Галатею» он написал собственноручно. Эта фреска была частью серии мифологических сцен, которые Рафаэль предполагал использовать для украшения лоджии и которые так никогда и не были написаны.
Освобождение Святого Петра
Станца д’Элиодоро была второй из комнат в папских покоях Ватиканского дворца, которую оформлял Рафаэль. Он приступил к работе в 1512 году и, по всей видимости, завершил её спустя два года. Основные темы росписи связаны с историческими или легендарными событиями, имевшими отношение к папе Юлию II. Очень подходящим для Юлия был и сюжет об освобождении апостола Петра из темницы.
Обручение Девы Марии
Это самая ранняя из точно датированных и хорошо сохранившихся до наших дней работ Рафаэля. Картина была заказана художнику одним из богатейших семейств в Чита-ди-Кастелло — Альбиццина — для их капеллы в церкви Сан-Франческо. Тема картины взята из средневековой легенды, согласно которой на руку Девы Марии претендовали несколько женихов. Присутствовавший среди них Иосиф был избран благодаря волшебному знамению: его жезл зацвёл прямо у него в руках.
Сикстинская мадонна
Это наиболее известная из картин Рафаэля, посвящённых теме Мадонны с младенцем. Одно время эта работа считалась самой знаменитой картиной в мире. От названия церкви произошло и новое, известное теперь во всём мире, название картины — «Сикстинская мадонна», а прежде она называлась«Мадонна с младенцем, со Святым Сикстом и Святой Варварой». Папа Юлий II подарил эту картину церкви в благодарность за тот вклад, который внесла Пьяченца во время войны с Францией.
Поздние работы
В последних картинах Рафаэля высокий стиль, до той поры столь холодный, столь скульптурный, согрет и одушевлен христианским духом, мистической восторженностью, охватившей когда-то мальчика в мастерской Перуджино.
Преображение
Не совсем забыты воспоминания об эллинском мире в последней картине Рафаэля — «Преображении». Стоящая внизу мать, указывающая мальчику на апостолов, является одной из вдохновеннейших фигур, навеянных античной скульптурой. Однако вверху картины точно слышатся звуки, долетевшие с родины Франциска Ассизского — Урбино. Озаренный вечерней зарей пейзаж служит красочным переходом к неземному сиянию эфира.
«Сикстинская Мадонна» завершает деятельность Рафаэля гармоничным аккордом. Здесь соединилось все, что составляло силу гения в разные эпохи его творчества.
Тициан (1488-1576).
Тициан. Автопортрет (фрагмент). 1562. Музей Прадо, Мадрид.
Тициан был непревзойдённым колористом. Также он много экспериментировал с композицией. Вообще он был дерзким новатором.
За такую яркость таланта его все любили. Называли “королем живописцев и живописцем королей”.
Говоря о Тициане, хочется после каждого предложения ставить восклицательный знак. Ведь именно он привнёс в живопись динамику. Пафос. Восторженность. Яркий колорит. Сияние красок.
Тициан. Вознесение Марии. 1515—1518. Церковь Санта-Мария Глориози деи Фрари, Венеция.
К концу жизни он выработал необычную технику письма. Мазки быстрые, густые. Краску наносил то кистью, то пальцами. От этого — образы ещё более живые, дышащие. А сюжеты — ещё более динамичные и драматичные.
Тициан. Тарквиний и Лукреция. 1571. Музей Фицуильяма, Кэмбридж, Англия.
Вам это ничего не напоминает? Конечно, это техника Рубенса. И техника художников XIX века: барбизонцев и импрессионистов. Тициан, как и Микеланджело, пройдёт 500 лет живописи за одну свою жизнь. На то он и гений.
О знаменитом шедевре мастера читайте в статье “Венера Урбинская Тициана. 5 необычных фактов”.
Художники эпохи Возрождения — это обладатели больших знаний. Чтобы оставить такое наследие, нужно было очень многое изучить. В области истории, астрологии, физики и так далее.
Поэтому каждый их образ заставляет нас задумываться. Для чего это изображено? Какое здесь зашифровано послание?
Они почти никогда не ошибались. Потому что досконально продумывали своё будущее произведение. Использовали весь багаж своих знаний.
Они были больше, чем художники. Они были философами. Объясняли нам мир с помощью живописи.
Вот почему они будут нам всегда глубоко интересны.
***
Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.
Сикстинская мадонна. 1512-1513 гг.
Рафаэль. Сикстинская Мадонна. 1512-1513 г. Галерея старых мастеров, Дрезден, Германия
Сикстинская Мадонна спускается к нам по облакам. Она несёт нам самое драгоценное. Своего сына. Невозможно остаться равнодушным, когда смотришь в её грустные глаза.
Рафаэль невероятным образом передал её невесомость. Её стопы не проваливаются в облака. Тогда как двое святых в них почти утопают.
Ангелочки внизу картины отрешенно смотрят по сторонам. Такое их расположение тоже очень необычно. Недаром они сделали свою собственную карьеру. Их изображением до сих пор украшают подушки, шкатулки или тарелки.
В 1754 году Август III Саксонский купил картину за огромные деньги. Говорят, что он даже передвинул трон, чтобы картина лучше смотрелась.
Достоевский специально ездил в Дрезден, чтобы посмотреть полотно вживую. А её фотография всю жизнь висела в его кабинете. Именно эта картина вдохновила его на фразу “Красота спасёт мир”.
Я не случайно решила рассказать о Сикстинской Мадонне в последнюю очередь. Хотя создана она была чуть раньше, чем Мадонна в кресле.
Потому что это была вершина. Не только творчества Рафаэля. Пожалуй, вершина всего Возрождения. Дальше некуда. Уже невозможно написать что-то ещё более совершенное.
Это поняли современники Рафаэля. И долго не могли найти новый путь. Его найдут позже. Караваджо. Рембрандт. Затем Гойя.
А пока настанет 100-летняя эпоха маньеризма. Гармония духовного и телесного будет потеряна. А кто-то просто пойдет по пути подражания. Конечно, Рафаэлю.
“Рафаэль создавал то, что другие только мечтали создать”. Гёте.
О самой знаменитой картине Рафаэля читайте в статье “Сикстинская Мадонна Рафаэля. Почему это шедевр?”
***
Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.
Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.