Реализм
Выступив пионером в этой области живописи, Перов, картины которого являются новостью и открытием для русского общества, продолжает разрабатывать тему маленького, зависимого человека. Об этом говорит первая созданная после возвращения картина Перова «Проводы покойника». Зимним пасмурным днем, под надвинувшимися на небо облаками, медленно идут сани с гробом. Управляет ими крестьянка, по обе стороны от гроба отца сидят мальчик и девочка. Рядом бежит собачка. Все. Больше никто не провожает человека в последний путь. И этот никому не нужен. Перов, картины которого показывают всю бесприютность и униженность человеческого существования, выставлял их на выставках Товарищества передвижников, где они находили отклик в душах зрителей.
Образ странника для картины В.И. Сурикова «Боярыня Морозова»
В поисках образа странника к картине «Боярыня Морозова» Суриков обратился непосредственно к типажам, подсмотренным в реальной жизни. Как вспоминала дочь П.М. Третьякова Вера Павловна Зилоти: «В половине 80-х годов наняли Суриковы на лето избу в Мытищах. Село это
знаменито центральным водопроводом для снабжения всей Москвы питьевой
водой. Лежит оно на Троицком, собственно, Ярославском шоссе, по которому
столетиями шли целый год, особенно летом, беспрерывные вереницы
богомольцев, направлявшихся в Хотьковский монастырь, затем в
Троице-Сергиеву лавру; шли со всех краев России, сначала поклониться
мощам множества московских угодников, а в Лавре — мощам Сергия
Преподобного. Разнообразию типов не было конца. Мы сразу догадались, что Суриков задумал писать картину с толпой, народную историческую картину. Село Мытищи отстояло от деревни Тарасовки по тому же шоссе, только верст на 10 ближе к Москве. Суриков писал, захлебываясь, всех странников, проходивших мимо его избы, интересных ему по типу. Когда смеркалось, часто он пешком «отмахивал», по его выражению, десять верст и появлялся неожиданно у нас в Куракине. Пили чай на балконе, живо, интересно беседовали; потом переходили в дом, где в гостиной засаживали меня, грешную, за фортепьяно, и надолго. Василий Иванович всегда тихо и звучно просил: «Баха, Баха, пожалуйста»… К осени, как дни становились короче, Василий Иванович все чаще приходил «послушать Баха» и за дружеской беседой отдохнуть от утомительного дня писания прохожих странников, с которыми не обходилось иногда без недоразумений всякого рода».
Есть мнение, что в лице странника нашли отражение черты лица самого Сурикова. Исследователь творчества Василия Ивановича В.С. Кеменов отметил, что
образ Странника в картине «Боярыня Морозова» представляет собой слегка
измененный автопортрет художника.
Странник.
В.И. Суриков.
Фрагмент картины «Боярыня Морозова». 1887 г.
Странник с посохом написан с переселенца, которого Суриков встретил по дороге в Сухобузимское.
Рука странника с посохом.
В.И. Суриков. 1884-1887 гг. Холст, масло, 25 х 34,7.
Этюд для картины «Боярыня Морозова» 1887 г., находящейся в Государственной Третьяковской галерее.
Справа вверху подпись: В. Суриковъ.
Приобретена в 1927 г. у Е. С. Карензиной.
Произведение записано в инвентарной книге Государственной Третьяковской галереи под номером 25580.
http://www.tez-rus.net/ViewGood21656.html
Странник.
И.Е. Репин. Бумага, итальянский карандаш. 41 x 33 см.
Эскиз к картине «Боярыня Морозова»
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Странник.
Суриков Василий Иванович (1848 — 1916). 1885 г. Холст, масло. 45 x 33 см.
Государственная Третьяковская галерея
Странник.
Василий Иванович Суриков. 1886 г. Бумага, акварель, графитный карандаш, 33 x 24.
Этюд для картины «Боярыня Морозова»
Государственная Третьяковская галерея
Приобретен в 1940 г. у К.В. Игнатьевой
Описание картины Василия Перова «Охотники на привале» Картины художников
Этот художник известен многим, прежде всего по картинам «охотничьей» тематики. «Рыболов», «Птицелов», «Голубятник» — названия говорят сами за себя. Будучи и сам страстным охотником, Перов не понаслышке знал все реалии из ее жизни.
Картина «Охотники на привале» одна из самых знаменитых вариаций художника на тему охоты.
На полотне размером в 119х183 см расположились трое охотников. Судя по трофеям, нарисованным в левом нижнем углу картины, охота героев удалась, и они решили устроить привал.
Задний фон печален и немного мрачен — блеклая трава и темное небо со свинцовыми тучами. Явственно угадывается поздняя осень.
Основной акцент на картине — это яркий свет, который сконцентрирован на лицах и руках охотников. Старый и опытный охотник что-то увлеченно и эмоционально рассказывает двум своим сотоварищам, скорее всего, о своих прошлых охотничьих приключениях. Молодой
человек справа внимательно и с явным интересом вслушивается в каждое слово более опытного товарища, мужчина средних лет, что рядом с пожилым охотником слушает вполуха и с показным скептицизмом.
Картина изображает обычную житейскую сценку из жизни каждого среднестатистического мужчины того времени. Но не все так просто как кажется на первый взгляд.
За обычной жизненной ситуацией с картины Перова скрыт глубокий философский смысл. Столкновение на одной плоскости холста старости, молодости и зрелости. Старость — аллегория с пожилым охотником, живет воспоминаниями и идеализирует минувшее, молодость — молодой охотник, восторженно верит буквально всему на слово и зрелость—охотник средних лет, которая ничего не воспринимает просто так, а полагается только на свой жизненный опыт. Картина «Охотники на привале» необычна тем, что все герои, которые изображены на ней имеют реальные прототипы. Друзья художника — врачи и, кстати, тоже заядлые охотники — Д.П. Кувшинников, В.В. Бессонов и Н.М. Нагорнов.
Прислал: Калинина Инна . 2017-10-08 22:00:36
«Гитарист-бобыль», 1865 г.
Картина Перова в этой жанровой сценке многое говорит русскому человеку, даже спустя сто пятьдесят лет после ее создания. Перед нами одинокий человек.
У него нет семьи. Свое горе горькое он топит в стакане вина, перебирая струны гитары, его единственной собеседницы. В пустой комнате холодно (гитарист сидит в верхней, уличной одежде), пусто (нам виден только стул и часть стола), не ухожено и не убрано, на полу валяются окурки. Волосы и борода давно не видели гребня. Но человеку все равно. Он давно махнул на себя рукой и живет, как получается. Кто ему, немолодому, поможет найти работу и обрести человеческий образ? Никто. Никому до него нет дела. Безысходностью веет от этой картины. Но она правдива, вот что главное.
Образ странника для картины В.И. Сурикова «Боярыня Морозова»
В поисках образа странника к картине «Боярыня Морозова» Суриков обратился непосредственно к типажам, подсмотренным в реальной жизни. Как вспоминала дочь П.М. Третьякова Вера Павловна Зилоти: «В половине 80-х годов наняли Суриковы на лето избу в Мытищах. Село это
знаменито центральным водопроводом для снабжения всей Москвы питьевой
водой. Лежит оно на Троицком, собственно, Ярославском шоссе, по которому
столетиями шли целый год, особенно летом, беспрерывные вереницы
богомольцев, направлявшихся в Хотьковский монастырь, затем в
Троице-Сергиеву лавру; шли со всех краев России, сначала поклониться
мощам множества московских угодников, а в Лавре — мощам Сергия
Преподобного. Разнообразию типов не было конца. Мы сразу догадались, что Суриков задумал писать картину с толпой, народную историческую картину. Село Мытищи отстояло от деревни Тарасовки по тому же шоссе, только верст на 10 ближе к Москве. Суриков писал, захлебываясь, всех странников, проходивших мимо его избы, интересных ему по типу. Когда смеркалось, часто он пешком «отмахивал», по его выражению, десять верст и появлялся неожиданно у нас в Куракине. Пили чай на балконе, живо, интересно беседовали; потом переходили в дом, где в гостиной засаживали меня, грешную, за фортепьяно, и надолго. Василий Иванович всегда тихо и звучно просил: «Баха, Баха, пожалуйста»… К осени, как дни становились короче, Василий Иванович все чаще приходил «послушать Баха» и за дружеской беседой отдохнуть от утомительного дня писания прохожих странников, с которыми не обходилось иногда без недоразумений всякого рода».
Есть мнение, что в лице странника нашли отражение черты лица самого Сурикова. Исследователь творчества Василия Ивановича В.С. Кеменов отметил, что
образ Странника в картине «Боярыня Морозова» представляет собой слегка
измененный автопортрет художника.
Странник.
В.И. Суриков.
Фрагмент картины «Боярыня Морозова». 1887 г.
Странник с посохом написан с переселенца, которого Суриков встретил по дороге в Сухобузимское.
Рука странника с посохом.
В.И. Суриков. 1884-1887 гг. Холст, масло, 25 х 34,7.
Этюд для картины «Боярыня Морозова» 1887 г., находящейся в Государственной Третьяковской галерее.
Справа вверху подпись: В. Суриковъ.
Приобретена в 1927 г. у Е. С. Карензиной.
Произведение записано в инвентарной книге Государственной Третьяковской галереи под номером 25580.
http://www.tez-rus.net/ViewGood21656.html
Странник.
И.Е. Репин. Бумага, итальянский карандаш. 41 x 33 см.
Эскиз к картине «Боярыня Морозова»
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Странник.
Суриков Василий Иванович (1848 — 1916). 1885 г. Холст, масло. 45 x 33 см.
Государственная Третьяковская галерея
Странник.
Василий Иванович Суриков. 1886 г. Бумага, акварель, графитный карандаш, 33 x 24.
Этюд для картины «Боярыня Морозова»
Государственная Третьяковская галерея
Приобретен в 1940 г. у К.В. Игнатьевой
Василий Перов, картина «Рыболов»: описание интересные факты
Некоторое время значился в документах как Васильев, по фамилии крестного отца. Российский художник. Василий Перов В. Г. Перов Перов В. Перов, Василий Перов Василий Григорьевич Перов В. Г. Васи.
Описание картины «Портрет писателя Федора Михайловича Достоевского». Перов Василий Григорьевич., . Портрет Ф. М. Он привстал, стараясь разглядеть ее.
Но, несмотря на творческий подъём, в работе над портретом Перов спотыкался о самокритичность к себе и грандиозность личности Достоевского. «Портрет писателя Федора Михайловича Достоевского. (А. Г. Достоевская. Происхождение: Добрачный сын тобольского прокурора, представителя древнего прибалтийского дворянского рода барона Г. К. фон Криденера (Крюденера). Рядом рыбацкая утварь: глиняный жбан и удочки. Пожилой мужчина, кажется, забыл о своем возрасте.
Портрет Ф. М. в. Описание. Ниже мы представляем два описания портрета Достоевского кисти Перова. Пожалуйста, подождите. Василий Григорьевич Перов Портет Ф. М.
Описание картины Василия Перова «Рыболов»
(Тобольск –, с. Кузьминки близ Москвы). Суд Пугачева. Все его работы являются отражением реальной жизни того времени. Свою фамилию получил за умение чисто, красиво писать пером.
Таким образом, не только направление живописи Перова, но и вся жизнь его резко изменилась. Старик всматривается в воду небольшого водоема и лицо его озаряет надежда о крупной рыбе.
Все его работы являются отражением реальной жизни того времени. Фигура портретируемого написана на темном фоне.
Список картин Василия Григорьевича Перова
Увлеченно, с замиранием сердца всматривается он в водную гладь, не сводя глаз с поплавка. Подобные характеристики заметны также в «Птицелове» (1870) и в популярной картине Перова Охотники на привале (1871)., 14. Воспоминания. ст. ) 29 мая (по ст.
Живопись этого художника – это жизнь и быт обычных крестьян, купцов. 9 / 2. В 1861 году по окончании училища получил золотую медаль. В нем художник отобразил истинный характер знаменитого писателя. Герои картин о «тихих страстях» вызывают чаще всего улыбку, полную юмора или доброй иронии.
Описание картины Рыбная ловля, Перов, 1878
(. Х., м. 99х80, 5 ГТГ» картина – Василий Григорьевич Перов.
Дата рождения/смерти. Достоевского, Масло, холст. Сами шили костюмы и мастерили инвентарь, предавая картине колорит 16 века.
Сочинение по картине Перова Рыболов
21 декабря (по ст. Первоначально учился живописи в школе Ступина в Арзамасе. Воспоминания. В это время в жизни Перова вообще произошло много перемен. – М. : Художественная литература, ). см.
Скачать полный размер:. Как известно, Перов запечатлел этого мальчика на своей картине (в середине) и через некоторое время мальчик умер. Перов Василий Григорьевич.
Описание картины Перова «Рыболов»
Это, по словам биографа Перова Н. П. Собко, – «мирные страсти». Другой персонаж картины – молодой мужчина, который готовит наживку. px (0, 4 Mb) Художник: Василий Григорьевич Перов. Портрет Ф. М. Достоевского (). Можно бы сказать, что Перов уловил на портрете минуту творчества Достоевского.
Х., м. 99х80, 5 ГТГ Василий Григорьевич Перов. Таковым стало его полотно «Последний кабак у заставы». Живопись этого художника– это жизнь и быт обычных крестьян, купцов. От картины к картине последовательно приближался к созданию подлинного шедевра.
Рядом рыбацкая утварь: глиняный жбан и удочки. Достоевская. Его облик говорит, что он здесь с практическими намерениями. Знаменитый портрет Перова, на котором писатель Федор Михайлович Достоевский.
Если приглядеться, то можно увидеть березки на фоне утреннего неба. В последнем получил серебряную медаль за этюд головы мальчика. Не менее ценно и другое объединяющее эти полотна чувство – ощущение единения с природой. Лицо его выражает надежду на поимку крупной рыбы.
Портрет Ивана Камынина. Педагог. Среди них выделяют «Монастырская трапеза», «Проводы покойника», «Приезд гувернантки в купеческий дом», «Птицелов» (за эту картину он получил звание профессора), «Рыболов», «Охотники на привале».
В качестве оператора-постановщика над фильмом работал Лягин Константин. Василий григорьевич перов конспект портрета достоевского – Описание картины Василия Перова «Портрет писателя Федора Михайловича Достоевского». ). В работе над проектом приняли участие в общей сложности более 30 человек. В нем и в целом во всем его творчестве отражена судьба русского народа.
Портрет Достоевского, Краткое описание. Он стремится проникнуть в психологию рыболова и раскрыть его страсть к рыбалке. Картины и портреты В. Г. Перова.
«Странник», 1859 г.
Эта картина Перова написана еще учеником, и она не удостоилась медалей. Однако показателен выбор темы, непринятой в то время. В этом произведении соединяются характерные для художника интересы: к портрету и к простому обездоленному человеку, которыми в дальнейшем будет отмечен весь его творческий путь.
Молодой двадцатипятилетний художник представил зрителю старого, много перенесшего в жизни человека, который видел больше горестей, чем радостей. И вот теперь совсем старик, без крова над головой, ходит, побираясь Христа ради. Однако он полон достоинства и спокойствия, которые есть далеко не у каждого.
Реализм
Выступив пионером в этой области живописи, Перов, картины которого являются новостью и открытием для русского общества, продолжает разрабатывать тему маленького, зависимого человека. Об этом говорит первая созданная после возвращения картина Перова «Проводы покойника». Зимним пасмурным днем, под надвинувшимися на небо облаками, медленно идут сани с гробом. Управляет ими крестьянка, по обе стороны от гроба отца сидят мальчик и девочка. Рядом бежит собачка. Все. Больше никто не провожает человека в последний путь. И этот никому не нужен. Перов, картины которого показывают всю бесприютность и униженность человеческого существования, выставлял их на выставках Товарищества передвижников, где они находили отклик в душах зрителей.
«Гитарист-бобыль», 1865 г.
Картина Перова в этой жанровой сценке многое говорит русскому человеку, даже спустя сто пятьдесят лет после ее создания. Перед нами одинокий человек.
У него нет семьи. Свое горе горькое он топит в стакане вина, перебирая струны гитары, его единственной собеседницы. В пустой комнате холодно (гитарист сидит в верхней, уличной одежде), пусто (нам виден только стул и часть стола), не ухожено и не убрано, на полу валяются окурки. Волосы и борода давно не видели гребня. Но человеку все равно. Он давно махнул на себя рукой и живет, как получается. Кто ему, немолодому, поможет найти работу и обрести человеческий образ? Никто. Никому до него нет дела. Безысходностью веет от этой картины. Но она правдива, вот что главное.
«Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года», И. Репин (Зал №30)
К созданию этой зловещей картины Илью Репина подтолкнули не менее жуткие события — покушение на Александра II и последовавшие за ним казни зачинщиков. Красные тона на холсте повсюду — в богатых коврах, в узорах на стенах и, конечно, в крови. Создаётся впечатление, что кровь залила всё пространство. Полотно всегда преследовала дурная слава. С самого его создания его хотели запретить то члены Святейшего Синода, то некие группы патриотически настроенных граждан. В 1913 году на «Ивана Грозного» совершили первое покушение. В мае 2018 года с картиной произошла ещё одна катастрофа: её в трёх местах при помощи металлического ограждения повредил вандал. Реставрацию завершили в мае 2022 года.
Зарисовка из жизни обычных людей
«Охотники на привале» – картина-шутка. Любой охотник, а уж тем более охотник XIX в., это поймет. Перов сам был страстным охотником («во все времена года и без устали», как писал натуралист Л. Сабанеев), а потому изобразил детали картины с энциклопедической точностью.
Трое мужчин заняты, наверное, самым любимым после самого действа занятием охотников – травить байки. А анекдотичность полотна заключается в том, что предметы вокруг эти завиральные рассказы иллюстрируют.
Например, заяц-русак обитает в полях и никак не может быть подстрелен вместе с рябчиком, на которого охотятся в лесах. Ружье и рожок не использовались на одной охоте. Рожок предназначался для псовой охоты, однако своры рядом не видно. У одного из мужчин бинокль старого образца, что выдает в нем опытного охотника. Однако рядом он положил дорогое английское ружье на землю, чего делать было категорически нельзя, т.к. дуло засоряется.
Василий Григорьевич Перов «Охотники на привале», 1871 годГосударственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
«Шарманщик»
Эта картина Перова написана в Париже в 1863 году. В ней мы видим не люмпена, но относительно по русским меркам благополучного человека, чисто и аккуратно одетого, который вынужден работать на улице. Других способов существования он найти не может. Однако характер французского народа сравнительно легок.
Парижанин читает много газет, охотно спорит на политические темы, питается только в кафе, не дома, много проводит времени на прогулках по бульварам и в театрах или просто глазея на выставленные на улицах товары, любуется красивыми женщинами. Вот и шарманщик, у которого сейчас пауза в работе, ни за что не пропустит проходящего мимо мсье или мадам, которой обязательно скажет цветистый комплимент, и, заработав денег, пойдет в любимое кафе посидеть за чашечкой кофе и поиграть в шахматы. Все не так, как в России. Недаром В. Перов запросился обратно домой, где ему было более ясно, чем живет простой человек.
«Шарманщик»
Эта картина Перова написана в Париже в 1863 году. В ней мы видим не люмпена, но относительно по русским меркам благополучного человека, чисто и аккуратно одетого, который вынужден работать на улице. Других способов существования он найти не может. Однако характер французского народа сравнительно легок.
Парижанин читает много газет, охотно спорит на политические темы, питается только в кафе, не дома, много проводит времени на прогулках по бульварам и в театрах или просто глазея на выставленные на улицах товары, любуется красивыми женщинами. Вот и шарманщик, у которого сейчас пауза в работе, ни за что не пропустит проходящего мимо мсье или мадам, которой обязательно скажет цветистый комплимент, и, заработав денег, пойдет в любимое кафе посидеть за чашечкой кофе и поиграть в шахматы. Все не так, как в России. Недаром В. Перов запросился обратно домой, где ему было более ясно, чем живет простой человек.
Описание картины Василия Перова «Странник» Картины художников
Картина была создана Перовым в 1870 году. Художественное произведение «Странник» является первым касанием данной темы. Картина имела большое личное значение для своего мастера. Перов писал образ с человека, которому хотел помочь, а когда тот отказался и предпочел нищенскую жизнь, очень обиделся на него.
В создании образа странника Перов отталкивался от христианской темы. Его герой не стыдится нищенского существования и сохраняет чувство достоинства. Старик довольно ухоженный хоть и носит поношенную одежду. Изображенный на картине человек проявляет практичность. У него при себе имеется все необходимое для путешествий – котомка, жестяная кружка, зонт. Странник пронзает своим взглядом, наполненным мудростью и жизненным опытом. Герой смотрит на нас с полотна довольно сурово.
При создании произведения Перов опирался на свое представление о странничестве, при этом создал в нем
высокую нравственность. Кажется, как будто герой взывает нас обратиться к своей совести.
Фигуру старца автор поместил в мрачное пространство с отсутствием источников освещения. Но, не смотря на это, свет все же присутствует в произведении. Создается впечатление, что свет идет от самого странника. Перов добавил блики света в седую бороду и темные волосы, морщинистый лоб, впалые щеки, озарив весь стан героя каким-то внутренним свечением. При этом нет даже намека на отблески в фоне картины. Пространство вокруг старца не принимает идущий от него свет, создавая контраст в игре тьмы и света на полотне.
Перов уделил акцент рельефу плоскости. Он приподнял воротник, сделал складки одежды острыми, а перепады объемов резкими. Благодаря этим приемам взгляд постоянно останавливается на отдельных частях и не скользит по полотну ровно.
Перов показывает нам странничество не как бродяжничество, а как образ жизни человека.
Прислал: Никитина Алла . 2017-10-08 21:44:15
Помогите написать сочинение-описание картины Перова «Странник»
Пронзительный взгляд странника исполнен мудрости, в которой все же больше жизненного опыта, нежели «молчания глубин» . Нет в этом взгляде даже намека на «обилие любви и отречения от тщеславия» . Вместо них — суровый укор. Но ведь вообще-то странник, по сути своей, не судья, поскольку, как писал Иоанн Лествичник, «осуждая оскверняющихся, и сам осквернится» . Похоже, что в своем понимании странничества Перов опирался скорее на свои собственные ощущения, а не на церковные догматы. Но при всем том связывал сам образ странника все же с человеком, стоящим на необычайной нравственной высоте, с которой открываются и природа зла, и его масштаб. Потому и взирает перовский герой взглядом, словно пронизывающим душу, взывая к человеческому стыду и совести. Потому и помещена фигура старика в пространство, заполненное мраком, при полном отсутствии какого бы то ни было естественного источника освещения. И тем не менее свет активно присутствует в картине. Он, словно скульптор, формует, моделирует объемы, преодолевая натиск и мрачного фона, и теней, наползающих снизу. И потому можно сказать, что фигура самого странника — словно столп света, вырывающегося из теневого плена. Сосредоточенный исключительно на фигуре странника свет по мере своего восхождения становится все ярче, все острее. Разбеливающим бликом прошелся он по седой бороде, по впалым щекам, глубоким впадинам глазниц, высокому, морщинистому лбу, темным с проседью волосам, осветив весь облик старца каким-то особым, почти мистическим сиянием. При этом никаких рефлексов, никакого светового отблеска в фоне. Окружающее пространство не воспринимает света, идущего от фигуры странника, и тем резче этот контраст между ними, тем непримиримее противостояние мрака, заполнившего собою все, и света, источником и носителем которого является сам странник. Эта картина имела для мастера огромное значение — и не только художественное, но и сугубо личное. Чем глубже проникал он в процессе работы над ней в мир странничества, тем больше укреплялся в своей вере, тем большую духовную опору обретало и его искусство. В значительной мере отсюда поиск людей, тем и моделей, общение с которыми обогащает не столько интеллектуально, сколько духовно.
«Охотники на привале», В. Перов (Зал №17)
Следующий шедевр Третьяковской галереи — картина Василия Перова «Охотники на привале». Он создал её в 1870 году, когда постепенно начал отходить от социальной тематики в работах. Художник-передвижник сам был ярым любителем охоты. Поэтому удивляют некоторые несостыковки в изображённых на полотне предметах. Например, лесная птица рябчик никак не могла бы быть поймана вместе с зайцем-русаком, обитающим в полях. Есть мнение, что Перов написал «Охотников» ради забавы зрителя — создал картину-анекдот, спрятав в ней ещё несколько подобных загадок. Среди охотничьего инвентаря — рог, использовавшийся на псовой охоте, но гончих нигде не видать. При этом зайца-русака обычно ловят с собаками. Сапоги одного из охотников на высоких каблуках, такая обувь совершенно не предназначена для походов за дичью.
Маршрут на карте
Все эти картины расположены в порядке следования от зала к залу, чтобы не ходить по Третьяковской галерее кругами, а следовать от одной исторической эпохи в русской живописи к другой, от одного шедевра — к следующему. Чтобы не пропустить экспонаты, к которым необходимо сходить в первую очередь, можно проложить маршрут на карте галереи, скачав план экспозиции.
Если на посещение одного из крупнейших собраний русского искусства в России и мире у вас совсем мало времени, стоит заранее наметить маршрут. С помощью этого краткого гида по Третьяковской галерее вы не пропустите ни одного произведения искусства из тех, что нужно обязательно посмотреть.
Жанровые сценки
Житейские, легкие бытовые сцены также интересовали мастера. К ним относятся «Птицелов» (1870), «Рыболов» (1871), «Ботаник» (1874), «Голубятник» (1874), «Охотники на привале» (1871). Остановимся на последней, поскольку дать описание картин Перова всех, каких хочется, просто невозможно.
Три охотника удачно провели день, побродив по полям, заросшими кустиками, в которых прячется полевая дичь и зайчишки. Одеты они довольно ободранно, зато имеют отличные ружья, но это такая мода у охотников. Рядом лежит добыча, которая показывает, что не убийство — главное в охоте, а азарт, выслеживание. Об одном эпизоде с энтузиазмом рассказывает двум слушателям рассказчик. Он жестикулирует, глаза его горят, речь льется потоком. Три удачливых охотника, показанных с легким юмором, вызывают симпатию.
Картина Перова «Христос в Гефсиманском саду»
Личные утраты, потерю первой жены и старших детей В.Г. Перов перенес, прямо выплеснул на полотно. Перед нами человек, раздавленный трагедией, которую он осознать не в силах.
Ее можно только, покоряясь высшей воле, принять и не роптать. Вопросы, которые возникают при горестных потерях близких и тяжелых болезнях, а Перов в это время был уже тяжело и безнадежно болен, за что и почему это случилось, никогда не находят ответа. Остается только одно — терпеть и не жаловаться, потому что только Он поймет и даст, если нужно, утешение. Люди ничем при таких трагедиях ослабить боль не могут, они продолжают жить своей повседневной жизнью, не вникая глубоко в чужую боль. Картина темна, но вдали встает рассвет, дающий надежду на перемены.
Василий Перов, картины которого актуальны во многом по сегодняшний день, не боялся сходить с проторенных путей и меняться. Его ученики А.П. Рябушкин, А.С. Архипов стали известными русскими художниками, всегда помнившими своего учителя как человека с большим сердцем.
Основными характеристиками известной картины Василия Перова «Странник», написанной в 1870 году, являются целый ряд существенных характеристик простого русского крестьянина, который, согласно той идеализирующейся идеи по поводу сонма «лучших русских людей», также входит в эту когорту. При этом он разделяет это место вместе с множеством людей, которые представляют высшие слои общественного строя того времени, а именно писателей, поэтов, аристократов.
Однако «Странник» Перова имеет и свои уникальные особенности, которые были взяты в первую
Очередь из библейской тематики, согласно которой бродяжничество является несомненным условием отнюдь не недостойным, а такого способа жизни, основной идеей которой выступает отрешенность от грешного мира и поиск истины с помощью такого отношения к жизни.
Несмотря на то, что герой картины Перова в соприкосновении с грешным миром выявляет реально хорошую стойкость своих высоких помыслов, этот человек весьма практичен, потому как имеет в своем инвентаре и зонтик от дождя, и котомку, а также жестяную кружку, и означает это также и то, что этот человек тесно соприкасается, в том числе, и с этим грешным миром.
Весьма активно рельефит поверхность картины, благодаря которой изображение странник приобретает своеобразный вид, и основными характеристиками которой можно назвать острые складки одежды на груди, немного приподнятый воротник и много других, особых характеристик.
Сама плоскость холста словно взламывается и от этого возникает эффект хаотичности и суетности ритма, который дополняется также и самим восприятием картины со стороны зрителя, ведь взор человека не останавливается на какой-то одной, конкретной детали, а все время скользит по рисунку, словно цепляясь за пластические формы изображения Странника.
Герой картины Перова больше опирается на свою собственную мудрость, на свой богатый жизненный опыт, нежели на какую-то любовь к ближнему или нечто подобное. На зрителя Странник смотрит будто с некоторым укором, в то же время пребывая в каком-то своем, особом внутреннем мире, но и не теряя связь с этим миром. Он будто всматривается в саму душу человека, и это более чем явственно ощущается в связи с тем, что и помещен он в мрачную, лишенную ярких красок атмосферу.
Для самого Перова эта картина была своего рода способов укрепления собственной веры в себя, своих устремлений и убежденности в собственные убеждения. К тому же именно она дала ему возможность также и укрепить свою духовную веру, причем в большей степени благодаря тому, что образ Странника был, по сути своей, сборным образом тех людей из крестьянской среды с которыми доводилось общаться художнику.
Бывший крепостной
Свою знаменитую картину Василий Перов написал в 1870 году. До наших дней сохранилось предание, связанное непосредственно с историей создания «Странника». Согласно ему, персонажа своего произведения живописец написал с бывшего крепостного Христофора Барского. Именно Перов одним из первых среди русских художников поднял тему крепостных в искусстве.
Однажды, если верить историям о «Страннике», к Перову пришла его знакомая Вера Добролюбова. Она сказала, что у соседских помещиков видела во дворе старика, который не может найти себе места. Ему было уже далеко за восемьдесят, и он вынужден был менять господ, чтобы хоть как-то заработать себе на жизнь. Старик колол дрова, носил воду, занимался ремёслами. Вера Николаевна предлагала ему денег, но он от них отказывался – говорил, что милостыню брать ещё пора не пришла. За него женщина и попросила Перова – дескать, может удастся старика пристроить в приют.
Василий Григорьевич Перов «Автопортрет», 1870Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
На следующий день к живописцу пришёл тот самый старик. Высокий и статный, он поразил мастера взглядом своих глаз. В них читались решимость и сила духа, которые впечатлили художника. Отправившись вместе к Щукину, который держал приют, те договорились, что через неделю-две старик будет пристроен. С той поры пожилой человек стал ежедневно приходить к приюту, надеясь, что его день наконец-то настал, и он получит крышу над головой. Но ответа всё не было. Бедный Христофор трудился и едва волочил ноги, однако продолжал жить ожиданием. Прошла осень, затем зима, а потом началась оттепель.
Узнав о бедственном положении своего «подопечного», Перов снова пошёл к Щукину. Тот, казалось, лишь сейчас вспомнил о старике. Глянув на несчастного, он рассмеялся: «Ладно-ладно, скоро придёт тебе письмо – сможешь прийти в приют. Только обещай старушек моих не развращать!». А потом начал отпускать колкие шуточки, от которых лакей, стоявший рядом, едва не катался по полу от смеха. На следующий день старик пришёл к Перову и заявил, что в приют не пойдёт. Мастер удивился такому решению и спросил о его причине. Бывший крепостной решительно ответил:
Перов был впечатлён гордостью, чувством собственного достоинства этого человека. Он никогда не будет рабом – как бы ни пытались внушить это те, кто считал себя выше. Этот старик был выше всех в глазах мастера. Именно с него живописец и написал своего «Странника».
В приютах, в один из которых Щукин обещал поселить Христофора Барского, жизнь сладкой не была, но хотя бы крыша над головой имелась