Годы учебы
В 1872 (в 16 лет) Аполлинарий Васнецов переехал в Петербург и начал по-настоящему учиться живописи. Его первыми учителями были брат Виктор и выдающиеся художники-передвижники. Он интересуется литературой, минералогией, астрономией, но более всего Аполлинарий Васнецов в 19 лет увлекается идеями народников, Он оставляет живопись. Васнецов уезжает учительствовать в в самую глубинку. Но идеи народничества его разочаровали, и повзрослевший Аполлинарий Васнецов в 21 год возвращается в Москву. Теперь он всерьез относится к живописи, как к призванию.
Как формируется под воздействием И. Шишкина и А. Куинджи. Но он не стал простым подражателем великих мастеров. Он выработал свою манеру письма.
Васнецов Аполлинарий МихайловичКартины и биография
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Васнецов Аполлинарий Михайлович – русский исторический живописец, мастер пейзажа. Родился 7 августа 1856 года в деревне Рябово, неподалеку от Вятки в семье священника.
Получил воспитание в Вятском духовном училище. Осенью 1872 года он по настоянию своего старшего брата Виктора Михайловича Васнецова приехал в Санкт-Петербург поступать в Академию художеств.
Но вскоре вынужден был возвратиться в Вятку и устроиться там на должность городского учителя.
Двор удельного князя, XIII-XIV век, 1908 год, Государственный Исторический музей, МоскваНовгородский торг, 1909 год, Мемориальный музей-квартира Аполлинария Васнецова, МоскваГонцы. Ранним утром в Кремле. Начало XVII века, 1913 год, Третьяковская галерея
В 1880–1890 годах Васнецов жил в Петербурге, зарабатывая на жизнь рисунками, которые публиковались в журналах «Живописное обозрение», «Всемирная иллюстрация» и других. Много работал в Киеве и снова в Москве.
Совершил несколько поездок по северу и югу России, изучал новые приемы в технике живописи в Париже, также путешествовал по Италии и Германии.
Аполлинарий Михайлович был членом Товарищества передвижников и одним из основателей Союза русских художников. В 1901–1918 годах преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, руководя там классом пейзажной живописи после смерти Исаака Левитана.
Озеро, 1902,
Третьяковская галерея
Расцвет Кремля. Всехсвятский мост и Кремль в конце XVII века, 1922Московский Кремль при Дмитрии Донском, 1922, Музей истории и реконструкции города МосквыСтарая Москва. Разъезд после кулачного боя, 1900-е годы, Самарский художественный музейПлощадь Ивана Великого в Кремле в XVII веке, 1903, Государственный Исторический музей, МоскваКнижные лавочки на Спасском мосту в XVII веке, 1922, Музей истории и реконструкции города Москвы
К числу наиболее удачных картин Аполлинария Васнецова, замечательных тонкой и сильной передачей общего впечатления природы, принадлежат: «Серенький день», «Родина», «Тайга на Урале», «Кама» (все четыре в Третьяковской галерее в Москве), «На Севере» и «Старая Москва» (обе в Русском музее императора Александра III в Санкт-Петербурге).
На рассвете у Воскресенского моста. Конец XVII века, 1900, Государственная Третьяковская галереяСкит, 1901 год, Национальный художественный музей Республики Беларусь, МинскВсехсвятский каменный мост. Москва конца XVII века, 1901, Ярославский художественный музейСумерки, Музей русского искусства, КиевРодина, 1866, Третьяковская галереяКама, 1895, Третьяковская галереяСеверный край. Сибирская река, 1899, Русский музей, Санкт-Петербург
Картины Аполлинария Васнецова. Продолжение →
Описание картины Виктора Васнецова «Христос Вседержитель»
Полотно «Христос Вседержитель» создавалось Васнецовым на протяжении 9 лет, с 1885 по 1896 годы. Художник изобразил образ Иисуса Христа, заключенным в круг идеальной формы, в центральной части композиции, фоном для него Васнецов сделал ночное небо с горящими звездами. Правая рука Христа поднята вверх, он благословляет каждого на него глядящего, а в левую руку ему вложена большая рукописная Библия.
Для довершения строгого геометрического построения, по углам полотна Васнецов поместил символические изображения четырех священных существ: ангела, орла, вола и льва. Ассоциируются они с четырьмя евангелистами и выполнены в золотисто-охристой цветовой гамме, благодаря чему создается впечатление массивного резного обрамления центральной круглой картины.
В картине преобладает палитра синего и коричневого цветов. Цветовая гамма синего цвета сопоставляется с небесным, возвышенным и духовным. Разнообразие коричневого и золотистого представляет собой все земное, реальное и человеческое. Так художник доносит истину двойственной природы Христа, как Сыны Божьего, рожденного смертной женщиной.
Лицо Христа на полотне Васнецов изобразил очень четко и выразительно. Особенно выделяются глаза, они буквально проникают в душу смотрящего.
Воссоздание образа Христа занимает центральное место в творчестве Васнецова. Он действительно искренне верил, что именно русскому художнику суждено найти образ Мирового Христа и писал об этом Мамонтовой.
Он со всей ответственностью подошел к поиску достойной формы для передачи глубокого духовного содержания. И его старания и труд увенчались успехом. Лик киевского Вседержителя сопоставим с мозаичными образами в Софийском соборе (2-я половина 13 века) и церкви Хора (14 века) в Константинополе.
«Родина», Васнецов
Год написания: 1886Размер: 49,2 × 72 смМестонахождение: Третьяковская галерея, Москва
Вариант 1 — Кратко
9 предложений/ 104 слова
Пейзаж Аполлинария Васнецова «Родина» изображает простой русский уголок в деревенской глуши. Перед взором зрителя раскинулась широкая зелёная равнина, покрытая невысокими холмами.
Здесь расположилась небольшая деревушка — всего несколько маленьких домиков да приютившийся рядом колодец. Справа на поле перед избами можно заметить пахаря, а по центру увидеть ровные аккуратные грядки с саженцами.
На переднем плане в тени лежит забытая деревянная тачка и инструменты. В этом месте огороды уже заканчиваются, поэтому земля кажется покрытой густой спутанной травой.
За деревушкой ровной полосой растут деревня, вдали также виднеется тёмный хвойный лес. Справа поблёскивает голубая гладь реки. Приветливое летнее небо слегка покрыто облаками, и солнце ласково светит сквозь них.
Вариант 2 — Подробно
19 предложений/ 207 слов
Пейзаж Аполлинария Васнецова под названием «Родина» принято считать обобщённым символом красоты и богатства русской земли. На полотне изображена простая и, на первый взгляд, ничем не примечательная сельская местность. Но ведь именно такими уголками богата Россия, и в них особенно чувствуется прелесть родной природы!
Перед зрителем раскинулась широкая, слегка холмистая равнина, освещённая лучами утреннего летнего солнца. Здесь жители местной деревеньки выращивают свой урожай.
На зелёном поле видны аккуратные грядки с саженцами. Впереди по центру лежит забытая крестьянская тачка и инструменты. В этом месте солнце уже не касается земли и в тени вместо саженцев растут спутанные кустарники, травы и полевые цветы.
Вдали можно увидеть пахаря, шагающего по полю следом за лошадью, везущей плуг. За спиной мужчины в низине располагаются маленькие крестьянские избы. Они кажутся настолько низкими, что покатые соломенные крыши домов почти касаются земли. Рядом стоит колодец-журавль.
На заднем плане слева можно увидеть густорастущие деревья. Вдали за полями также темнеет широкая полоса хвойного леса. Ещё дальше поблёскивает голубыми водами река. На её берегу возвышается белокаменная церковь.
Природа безмолвствует на полотне. Она прекрасна в своём естественном проявлении, практически не тронутая руками человека. И пусть пейзаж Васнецова не отличается особой живописностью, всё же эта простая прелесть русских земель ласкает глаз и непременно заставляет зрителя вспомнить о своей безграничной любви к родине.
Описание картины Аполлинария Васнецова «Родина» Картины художников
На первый взгляд, может показаться, что Васнецов изобразил совершенно непримечательную картину природы. Но именно эта картина стала серьезной заявкой на изображение образа всей родины в целом, мы видим обычный пейзаж русской деревни. Но он настолько правдив и искренен, что зритель понимает, что перед ним простирается вся Россия.
Природа родины становится настоящей героиней. Она, словно живое существо. Полотно становится невероятно реалистичным. Оно актуально не только для времен Васнецова, но и для наших дней.
Перед нами абсолютно обычная картина, которая абсолютно ничем особым не привлекает. Тянутся холмы, которые заросли редкими кустами. Их освещают скупые лучи солнца, стремящиеся несмело пробиться сквозь плывущие по бескрайнему небу облака. Полотно дополнено бедными домами крестьян с характерными соломенными крышами.
Зритель видит одинокий колодец, небольшую сельскую церковь. Все совершенно тихо, невидно ни души. Царит полное безмолвие, которое впечатляет своей широтой.
Изображение обыденно. Но в этой картине можно почувствовать, как художник любуется этой природой. Многострадальная Россия очень проста. Но именно в этом и скрыта ее гордость и мощь. Мы ощущаем, как дышит земля, и невольно приобщаемся к этому величию родины.
Впечатляет гамма картины в серо-зеленых тонах. Она необходима для того, чтобы максимально усилить ощущение однообразия. Очень часто изображенная равнина создавала ощущение плоскости. Васнецов стремится этого избежать. Используя для этого совершенно простые приемы. Именно поэтому он высвечивает план в самом центре картины.
Между холмами скользит робкий луч солнца. Однообразие скучных красок вдруг чудесным образом вспыхивает и существенно обогащается. Пейзаж обретает истинную глубину и становится действительно объемным.
Прислал: Fluffy . 2017-10-08 22:14:00
Картины аполлинария васнецова
Портрет Аполлинария работы его брата Василия
Превосходный мастер-пейзажист, А. М. Васнецов прославился как знаток и вдохновенный поэт старой Москвы. Редко кто, однажды увидев, не запомнит его картины, акварели, рисунки, воссоздающие волнующе сказочный и вместе с тем столь убеждающе реальный образ древней русской столицы.
Аполлинарий Васнецов родился в 1856 год в селе Рябово под Вяткой, в многодетной семье священника, происходившего из древней вятской фамилии Васнецовых. Его отец был одаренным и просвещенным человеком. Он знал и любил природу, интересовался естественными науками, астрономией и к тому же сам хорошо рисовал. Влияние отца на формирование характеров и взглядов сыновей было огромным.
В 1875 году Аполлинарий отказался от идеи поступить в Академию художеств и сдал экзамен на звание народного учителя, после чего уезжает работать в село Быстрица Орловской губрнии.
Вскоре, однако, он разочаровался в народнических идеях.
В 1878 году Аполлинарий Васнецов покинул деревню, уехал в Москву, к брату, и с тех пор уже полностью посвятил себя искусству близкому и понятному народу, воспевая родную природу, талантливо воссоздавая картины прошлого своей страны.
В 1900 году Васнецов стал академиком петербургской Академии художеств. В 1903 году участвовал в организации Союза русских художников. В 1901-1918 годах руководил пейзажным классом Московского училища живописи, ваяния и зодчества. С 1918 года возглавлял Комиссию по изучению старой Москвы и проводил археологические исследования при земляных работах в центральной части города.
Аполлинарий Васнецов умер в Москве 23 января 1933года, похоронен на Введенском кладбище. В столице действует мемориальная квартира-музей художника.
ru.wikipedia.org/wiki/Васнецов,_Аполлинарий_Михайлович
Родина
Волнующаяся нива
Баллада. Урал
Горное озеро. Урал
Днепр перед бурей
Крым. Байдарские ворота
Озеро
Уральский пейзаж
Скит
Юнгфрау
Утро
Древнерусский город
Варяжские корабли в Новгороде
Гонцы
Кирилло-Белозерский монастырь
Торг в Нижнем Новгороде
Троицко-Сергиева Лавра
Основание Москвы
Набег татар
Москва при Иване Калите
В осадном сиденьи
Московский Кремль при Дмитрии Донском
Москва при Иване Грозном
У Воскресенского моста
Выход боярыни
Сад князя Жемчужного
Калинкин мост в петровские времена
Стрелецкая слобода
Старая Москва
Отъезд с кулачного боя
Московский застенок
Площаль перед церковью
Двор удельного князя
В Московском Кремле
Красная клощадь
Кремль в конце 17 в.
Городская площадь
Дворцовый мост. Лефортово
Коломенское
Московский Кремль. 1887 г.
Тайга на Урале. Синяя гора
Шум старого парка
Элегия
А. Васнецов — Родина
Небольшая картина (49 × 73 см) Аполлинария Васнецова «Родина» (1886), которая сейчас находится в Третьяковской галерее, интересна тем, что является одной из первых попыток в российской живописи создать обобщенный образ Родины. Скорее всего, художник изобразил на пейзаже природу своего родного Вятского края, одного из тех уголков страны, который и поныне остается нетронутым цивилизацией. На картине вы увидите обычный неброский среднерусский пейзаж. Невысокие холмы, заросшие кустарником, приглушенный солнечный свет, бегущие по небу облака, бедные крестьянские домики, обработанные участки земли, в одном из которых легко узнается рядки с картошкой, чуть дальше – роща и белеющая колокольня церкви. И тишина. Даже пахарь с сохой в правом углу картины кажется не человеком, а всего лишь частью безмолвного пейзажа.
Но первоначальное чувство обыденности изображенного сменяется ощущением восторженного любования природой. Вся простота бескрайней России – это и есть её «соль», её сила и гордость. Несмотря на небольшой размер полотна, зритель чувствует дыхание земли и приобщается к величию и силе посконной Руси. При работе над картиной, Васнецов использовал ряд оригинальных приемов. Так весь пейзаж выполнен единой серо-зеленой гамме – это позволило усилить эффект однообразия. Также, чтобы избежать двухмерности изображения, что часто бывает равнинных пейзажах, художник «подсвечивает» средний план при помощи прорвавшегося между облаками солнечного луча. Этот живительный луч заставляет краски вспыхнуть новыми оттенками, а пейзаж делает объемным и глубоким. Уникальность картины «Родина» еще и в том, что она вызывает чувство «дежавю». Все мы хотя бы раз бывали в сельской местности, кто-то там вырос, кто-то гостил у бабушек-дедушек или других родственников, и видели подобную картину в реальности. Эта картина уже более века висит в Третьяковской галерее, а этой пейзаж остается неизменным.
Описание картины Виктора Михайловича Васнецова «Боярышня (1884)»
Васнецов являлся одним из самых известных художников девятнадцатого века. Он получил прозвище «богатырь русской живописи», и одним из первых начал изображать сюжеты, основанные на былинах и сказках. Репродукции его картин стали украшать учебники, коробки конфет и прочие предметы. Чаще всего, это были такие картины, как «Иван царевич на Сером волке», «Богатыри», «Алёнушка». Он был настоящим мастером русской живописи, интересуясь не только станковой картиной, но и другими отраслями искусства, начиная от иллюстрации и заканчивая архитектурой.
На данной картине изображена боярышня Мамонтова. Задумчивый взгляд чёрных глаз пленяет своей красотой, открывая глубокий внутренний мир героини. Она холодна и сдержана, что подчёркивает её знатное происхождение и добавляет девушке ареол загадочности. Героиня полотна одета в роскошное одеяние нежно – розового цвета. Под платком виднеется блуза, вышитая золотыми нитками. Её руку украшают многочисленные перстни, свидетельствуя о высоком положении в обществе. Любовь художника к монументальности также ощущается в этом портрете, излучающем невероятную силу, и в то же время, мягкость.
Василий Васнецов очень любил свой народ, с восторгом описывая русских крестьян, с которыми ему приходилось жить в селе. Его любовь к родному краю и уверенность в собственном предназначении помогла художнику выбрать свой путь, который привёл его к славе. «Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой» оживают на его великолепных картинах, погружая в таинственную атмосферу сказок и легенд. Он стал первооткрывателем мира народной поэзии, черпая в ней вдохновение и посвятив своё творчество этому жанру. Его превосходные картины позволяют прочувствовать всю глубину души и истинную мудрость русского народа.
сочинение по картине Васнецова
Ты и убогая, Ты и обильная, Ты и могучая, Ты и бессильная —Матушка Русь!
Обыденность мотива не мешает выразить в картинном образе идею величия и силы крестьянской России. Частный вид приобрел здесь типизированный характер. Широкий, панорамный разворот просторов заставляет нас ощутить дыхание земли. Чтобы добиться выразительности при однообразном равнинном характере природы, художник использовал световой эффект. Луч солнца, падая между проносящимися облаками, высвечивает средний план, подчеркивая тем самым пространственную глубину пейзажа. Неяркие краски зелени в свете солнца вдруг вспыхивают с большой силой, что придает образу волнующую приподнятость. Эффект высвеченного второго плана восходит к приемам Архипа Куинджи, о влиянии которого упоминал сам Васнецов.Теги сайта: Родина. Летний пейзаж, картина русской природы с бедной деревней, крестьянин за плугом с лошадкой, белая церковь, убогая красивая природа, братья Васнецовы, великие живописцы, биография художника.
Личная жизнь
Жизнь Аполлинария Михайловича была связана с именем одной женщины – Татьяной Ивановной Васнецовой, в девичестве Одоевцевой. Знакомство их произошло на одном из литературных вечеров, чувства не заставили долго ждать. Вскоре молодая пара поженилась.
Портрет Татьяны Ивановны Васнецовой
В 1901 году у них родился первый и единственный сын – Васнецов Всеволод Аполлинарьевич, ставший известным советским полярным исследователем. Мама писала множество писем сыну во время войны, которые сохранились до сих пор. В них она ласково называла его «Вовой».
Васнецов Всеволод Аполлинарьевич
Впоследствии Всеволод Аполлинарьевич женился на Екатерине Константиновой, с которой они и основали мемориальный музей в память отца, который был открыт в 1956 году.
Детство и юность
В селе Рябове Вятской губернии 6 августа (25 июля) 1856 года в семье священника, происходившего из вятской фамилии Васнецовых, родился Аполлинарий Михайлович Васнецов. Семья их была многодетная (всего шесть детей: Николай, Виктор, Пётр, Аполлинарий, Аркадий, Александр), как устои и назначали священнику, достаток был не велик и не мал – их двор можно смело назвать середняками. Отец мальчика был человеком просвещённым, любил естественные науки, а в особенности – астрономию, любил рисовать, возил Василия и Аполлинария к бабушке Ольге Александровне, чтобы показать им её картины, написанные в молодости.
Михаил Васильевич привил отроку интерес и любовь к природе, откуда выйдет его увлечение пейзажем, а также страсть к изучению наук
«Ночью он обращал мое внимание на небо, и я с детства знал главные созвездия и звезды… Любовь к природе и воспитала во мне любовь к пейзажу, и этим я обязан отцу», – сказал Аполлинарий Михайлович в «Автобиографии»
Но было в этом безмятежном времени и большое горе для Аполлинария Михайловича – в 1866 году умерла мама, Аполлинария Ивановна, а в 1870 – отец. Когда Виктор Михайлович приехал на малую родину, чтобы проводить родителя в последний путь, то увидел талантливые рисунки младшего брата. Аполлинарий был отдан после этого на обучение к поляку Эльвиро Андриолли. Этот художник был сослан за участие в восстании на родине, придерживался демократических взглядов, что оказало сильное влияние на мальчика.
Портрет Аполлинария Васнецова в юности
Описание картины Виктора Васнецова «За водой»
Эта картина выполнена в стиле Васнецова-передвижника. Главный замысел – показать простую русскую девушку за ее обычным занятием. На картине нет кричащих цветов и ярких красок. Но зато много естественных приглушенных тонов. Преобладают оттенки зеленого и коричневого.
На картине крупным планом изображена девушка, идущая за водой. Она идет по тропинке через березовую рощицу. За ней остались тонкие молодые деревца. Девушка – простая крестьянка. Она изображена с босыми ногами, в белой рубашке и сарафане синего цвета. У рубахи короткие и широкие рукава, прикрывающие локоть. На голове у девушки красный платок с узором. На плечах лежит еще один платок. Вокруг талии повязан передник, нижний край его подогнут за пояс. Ноги девушки грязные, запыленные. На плечах она несет коромысло. Девушка придерживает правой рукой ведро, чтобы оно не болталось от ее шагов. Левую руку она положила на коромысло. Ведра висят деревянные, обитые металлическими обручами.
Девушка смотрит перед собой, слегка повернув голову направо. Ее рот чуть приоткрыт. Она как будто увидела что-то интересное вдали. Наверняка героиня картины не раз ходила этой дорогой по воду
Но в этот раз какой-то шум или что-то случайно увиденное привлекло ее внимание. Не замедляя шаг и не сворачивая с тропинки, она идет дальше
На картине детально прорисована только девушка. Окружающий ее пейзаж нанесен крупными мазками без прорисовки. Нет ни цветов, ни птиц. Кроны берез на заднем плане сливаются. Отчетливо видны лишь их белые стволы.
Художник сумел изобразить естественность позы девушки, запечатлеть миг из ее жизни. Она привычными жестами справляется с коромыслом. Ведь для нее ходить за водой – это обычное дело. На ней надета простая повседневная одежда. Такой увидел русскую девушку Васнецов.
Описание картины Виктора Васнецова «Автопортрет»
Свой первый «Автопортрет» художник Васнецов создал в 1873 году. Мастер кисти к написанию любого портретного изображения подходил очень серьезно, он был уверен, что в портрете не стоит ничего придумывать, просто нужно полностью видеть человека. Вот он и создал автопортрет в своем видении себя.
Холст написан в то время, когда автору исполнилось двадцать пять лет. Из репродукции на нас смотрит строгим взглядом немножко грустный молодой человек с аккуратно постриженной бородкой. Темно-русые волосы хорошо обрамляют скулистый, слегка худощавый облик. Напряженные скуловые желваки подчеркивают бледность впалых щек
Но нужно обратить внимание, что это не признак какой-то немощи или усталости, ведь из холста на нас смотрит сильный молодой человек. Есть в портрете что-то вдумчивое, подчеркивающее глубину внутреннего мира художника
Очень хорошо подчеркнул мастер и свое призвание художника. Это видно по одежде, в которую он облачен. Коричневая накидка художника выделяет фигуру на темном фоне полотна, а креативности костюму придает повязанный бант, выглядывающий из-под снежно-белого воротничка рубашки. Эта опрятность свидетельствует об аккуратности художника.
Надо сказать, что образу мастера, смотрящего на нас сквозь года, присущи одновременно и некая самодостаточность, и сдержанность. По его уверенному взгляду видно, что этот человек благородный и мудрый мастер живописи. Добрые серо-голубые глаза и светло-русая борода завершают светлый облик великого художника.
Кажется, что душа этого человека похожа на певчую птичку, которую заперли в клетке и накрыли какой-то тканью. Мы не можем ее видеть, не можем слышать ее удивительного голоса, но сильно поражаемся несказанной внутренней естественной красоте, которая скрыта за невидимой накидкой.
Заключение
Великий мастер, «певец» русской старины, он не побоялся самобытно писать и исследовать интересные темы, не испугался другого пути, хоть и была торная дорога. От брата своего Виктора Михайловича отличался чуть ли не разительно, единственное, что точно у них было общим – так это любовь к родине, и у каждого из них в картинах она выразилась по-разному.
Аполлинарий Васнецов не только в живопись вложил огонь своего сердца. Он работал в области истории, литературы, археологии, геологии, астрономии, естествознания. И чтобы он не делал, во всех творениях красной нитью проходили славянские веяния, его корни, стремление погрузиться в историю России.
Чувства его к родине были самыми настоящими – его любимой исторической эпохой стал XVII на Руси, с трепетом относился к стране, в которой родился и жил, он принял Великую Октябрьскую социалистическую революцию, сделал немалый вклад в становление молодой республики.
Аполлинарий Михайлович любил Россию, а не правителей или режим, готов был служить своей стране, чем мог, в любой её форме. С такого человека, как он, можно только брать пример и радоваться, что были, есть и будут люди, готовые бескорыстно служить отечеству.