Сочинение по картине Захарка Венецианова (7 класс описание)
Алексей Гавриловович Венецианов — мастер портретного искусства. Его картины раскрывают суть человеческой души. Они наполнены неподдельным реализмом изображения.
Герои художника- люди разного происхождения , разной судьбы и неповторимого образа. В творчестве Венецианова особое место занимают творения, посвященные крестьянской жизни.
Написанные не на заказ, картины наполнены искренностью и душевной теплотой великого художника. Не исключение составляет его работа «Захарка».
Одет он в поношенную одежду, шапка большого размера, наверное досталось от кого то из старших в семье, теплое пальто , огромные варежки и румяные щеки говорят о том, что события картины разворачиваются в зимнее время.
По одежде подростка не трудно предположить, что его семья живет не богато и ребенок с детских лет познал всю тяжесть непосильного крестьянского труда. Доказательством служит топор в руке у Захарки, который уверенно сжимает его. Заготовка дров для семьи обычная работа для мальчика, топор-инструмент ,помогающий выжить в суровое зимнее время.
На первый взгляд, во внешности героя нет ничего привлекательного, однако зрителя она притягивает какой-то магической силой. Необыкновенно выразительно на портрете изображены глаза Захара. Глубокие, взрослые, они словно заглядывают тебе в душу. Взгляд подростка направлен в одну точку.
Художник показывает, что герой его картины целеустремленная личность, которая будет стремиться к достижению поставленной цели. При всей суровости внешности Захарка еще ребенок. Его выдают детские припухлые губы, большой носик, завитки волос, выбивающиеся из-под шапки.
Невольно вспоминаются некрасовкие строки о мужичонке «с ноготок».
Настроение картине придают цветовые тона. Изображение героя на сером фоне подчеркивает образ мальчика
Для художника не важен где находится подросток, основное внимание уделяет мастер непосредственно главному герою
Во внешности Захара Венецианов использует противоположные теплые тона, подчеркивая свое безграничное уважение к маленькому мужчине. Герой картины реальный мальчик, сын крепостного крестьянина Степанова.
Несмотря на отсутствие сюжета на полотне, оно привлекает внимание зрителя. Всматриваясь в портрет, каждый раз переживаешь за судьбу Захарки
Описание №2
Единственным персонажем одной из выдающихся картин русского художника Алексея Гавриловича Венецианова, является деревенский паренек. Он представлен зрителю крупным планом, по пояс – как в прочем и все картины художника.
Художник очень любил рисовать крестьянскую тематику, особенно детей. Венецианов решил нарисовать персонажа, когда увидел Захарку Степанова, который пытался что-то нарисовать мелом на доске.
Он увидел его талант, простого крепостного мальчишки и взял его в свою школу художников.
Главный герой сын простого крестьянина, на вид ему чуть более 12 лет, но его глаза, его выразительный взгляд показывают его жизненный опыт, его самостоятельность и трудолюбие. Захарка рано познал весь крестьянский быт, осознал всю значимость человека в этом мире.
Одет он зимний тулуп, в огромную меховую шапку с отороченным мехом, на руках толстые шитые варежки, возможно, все вещи доставшиеся от старшего брата.
Но, несмотря на все это, весь его вид выражает деловитость. Курчавые русые волосы, виднеющиеся из-под шапки, задумчивый взгляд детских карих глаз, брови слегка сдвинуты, нос картошкой, пухлые губы и щеки, на которых морозный румянец. Взгляд Захарки совсем ни детский, в них отражена его душа, взрослого не погодам, и в них совсем ни детские переживания.
У него на плече с деловым манером расположен топор, который он держит одной рукой, говорит о том, что он только что пришел с мороза, где помогал отцу рубить дрова в лесу.
Тона которыми изображена специально подобраны художником. Они неброски и серовато-коричневы, олицетворяющие всю грусть и непростую жизнь народа. Ярким темно-оранжевым и самым важным пятном картины являются черты лица, главного героя Захарки – мужественного, серьезного, независимого и решительного мальчугана – его душу.
`
Захарка Венецианов описание картины
Захарка — это портрет крестьянского мальчика, который оказался настолько выразительным, что стал одним из самых известных произведений данного художника. На картине изображён реальный мальчик по имени Захар, который являлся сыном крепостных крестьян Федула и Анны Степановых.
Картина, большую площадь которой занимает портрет мальчика, обладает необыкновенной силой
Сама работа выполнена в тёмных и чуть приглушённых цветах, и потому светлое розоватое лицо мальчика выделяется особенно ярко, приковывает к себе внимание зрителя
На первый взгляд может показаться, что перед нами обычный мальчуган, однако присмотревшись понимаешь, что он не по годам повзрослел. Непростая крестьянская жизнь дарит опыт и серьёзное отношение к жизни уже в раннем возрасте. По глазам и сосредоточенному выражению лица можно увидеть тот самый момент, когда мальчик превращается в мужчину.
Захарка привык сталкиваться с трудностями и тяготами жизни, что наложило отпечаток на его характер, который проявляется во внешности чуть заметными суровыми чертами. Мальчик уже сейчас уверен в своих силах, готов браться за самую тяжёлую работу.
Во что одет Захарка на картине Венецианова
Особое внимание стоит уделить одежде мальчика. На нём зимнее пальто, меховая шапка и тёплые рукавицы
По всему видно, что одежда ему велика — у бедной крестьянской семьи зачастую просто не было возможности покупать или шить самостоятельно вещи под каждый размер, потому дети получали одежду на вырост.
Через плечо его перекинут топор, который он держит за деревянную ручку одной рукой. По всей видимости, Захарка отправляется рубить дрова. Из-под шапки выбиваются длинные русые волосы. Нос и щёки порозовели от мороза на улице
Немного насупив брови, он придаёт себе ещё большей важности
Секрет данной карины в том, что мальчик кажется не по годам умным, серьёзным и опытным, при этом его лицо ещё выражает детское любопытство и наивность. Трогательная работа пропитана суровым бытом крестьян, когда дети с раннего возраста начинают помогать родителям и уже практически готовы к взрослой жизни.
Захарка картина Венецианова план сочинения
- Автор картины
- Описание мальчика
- Характер и настроение
- Мои впечатления
Автором картины «Захарка» является прославленный русский художник Алексей Гаврилович Венецианов. Данная работа является одной из самых известных работ мастера живописи. Была написана в 1825 году, находится в Третьяковской галерее в Москве.
На картине изображён 12-летний мальчик. Известно, что мальчика звали Захар, а также, что он был сыном крепостных крестьян Степановых. Мальчик расположен к зрителю в полоборота. Работа выполнена в тёмных тонах, но лицо светлое, чуть розоватое, что делает его ярким пятном на картине.
Насупившиеся брови делают Захарку серьёзным, не по годам повзрослевшим. Нос чуть покраснел, что говорит о зимнем времени года. На его голове меховая шапка, из-под которой выбиваются русые пряди волос. На руках рукавицы. Здесь стоит отметить, что шапка и рукавицы явно ему не по размеру. Это вполне объяснимо, так как у бедной крестьянской семьи не было средств и возможностей покупать или самим шить одежду под конкретный возраст, потому дети носили одежду на вырост. В одной руке он держит за деревянную ручку топор, перекинутый через плечо.
Картина привлекает больше не тем, что портрет Захарки выполнен очень точно и реалистично, а особенностями во внешности и характере главного героя. 12-летний мальчик серьёзен не по годам. Тяжёлая крестьянская жизнь закалила его характер, сделала серьёзным и даже в каких-то вещах умудрённым опытом. Однако при этом черты его лица ещё детские, где-то проглядывает наивность и любопытство. Такое противоречие, как детское и одновременно с этим взрослое выражение лица и характера, заставляют восхищаться данной работой.
Портрет только с виду кажется простым и непритязательным. Если присмотреться к его деталям, начинаешь понимать, насколько талантливым был художник Алексей Венецианов, как точно он мог видеть суть, характер и настроение людей и как точно передавать их в своих картинах. Без сомнения, портрет «Захарка» — одна из самых удивительных картин, которые мне доводилось видеть.
Творческий путь живописца
Писать портреты Венецианов начал ещё во время учёбы в Московском пансионе под руководством неизвестного художника-самоучки. Служебную карьеру живописец начал в Санкт-Петербурге помощником землемера. В 1819 году Венецианов оставил службу и переселился в Тверскую губернию, в свою усадьбу.
Художник учился у великого портретиста В. Л. Боровиковского, но выписывать лица не очень любил. Портреты в его исполнении по художественной ценности значительно уступают пейзажным работам. Живописец достиг вершин творчества в изображении русской природы и крестьянского труда.
Картина «На пашне. Весна» по праву считается шедевром национального искусства
Полотно небольшого размера (51,2 x 65,5 см) неизменно привлекает к себе внимание ценителей живописи
«На пашне. Весна» — первая из серии трёх картин, посвящённых полевым работам. Другие картины цикла: «На жатве. Лето» и «Сенокос» тоже принадлежат Третьяковской галерее. К наиболее известным сельским работам мастера относятся:
- «Гумно».
- «Крестьянка с косой».
- «Захарка».
- «Крестьянские дети в поле».
Живописец считается родоначальником русской бытовой живописи, которая впервые была представлена полотном «Очищение свёклы». В 1811 году Венецианов стал академиком Императорской Академии художеств, а в 1830 году удостоился звания придворного живописца.
В селе Сафонково художник открыл школу живописи, в которой учил способных молодых людей, многие из них были крестьянами. Деньги от продажи картин он часто тратил на школу, что привело к разорению и продаже части земель. Погиб Венецианов 4 декабря 1847 года в результате несчастного случая.
Описание картины «На пашне. Весна»
Центр притяжения полотна — фигура красивой нарядно одетой крестьянки. Она царит на земле и в небе.
Специально для создания парящей воздушной фигуры мастер занизил горизонт и выписал героиню на фоне белёсого неспокойного небесного свода, по которому плывут перистые и кучевые облака. На крестьянке красивый кокошник и лёгкий просвечивающий сарафан.
Она опирается только на одну ногу и всем корпусом подаётся вперёд. Этот порыв, движение придают полотну символический оттенок.
По пашне ступает босыми ногами не простая деревенская жительница, а Весна, пришедшая на поле, чтобы пробудить землю и открыть кладовую плодородия. Женщина ведёт за собой двух лошадей, которые тянут борону. Работа не кажется тяжкой.
Начало пахоты — праздник для всей округи, народ вышел в поле. Вдалеке, на линии горизонта, движется крестьянка с парой лошадей, а перед ними виднеется ещё одна борона.
Картина передаёт романтическое сообщение, что, наконец, пожаловала весна.
Слева у края полотна автор изобразил маленького ребёнка, сидящего на подстилке и играющего камешками и сучками. Мать повернула голову и смотрит всё ли в порядке. Пол младенца определить трудно, но похоже, что это мальчик.
Деревенские жители всегда брали детей в поле. Дома оставлять было не с кем. Все, от мала до велика, работали в страду от зари до зари.
Художественные средства
Композиция полотна призвана подчеркнуть объём и пространство. Деревья на переднем плане, лошади, борона — всё находится на линии горизонта. Это визуально расширяет пашню и отдаляет кромку леса. Центральные фигуры крестьянки и лошадей ярко подсвечены и выделяются на фоне более тёмного низа картины.
Освещённость пашни тоже меняется. Поле светлеет по мере удаления от зрителя и из коричневого становится светло-жёлтым у кромки леса. Небо у горизонта обесцвечивается и оттеняет вершины деревьев, ограничивающих пространство поля со всех сторон. Маленький островок с молодыми деревцами и не выкорчеванным пнём придаёт равновесие композиции и делает её законченной.
Тона картины неяркие. Колорит построен не на контрастах, а на плавных переходах цвета. Лошади, пашня и даже трава у кромки поля выдержаны в желтовато-коричневых тонах. Только фигура крестьянки, её цветной сарафан и красный кокошник вносят сочные тона в центр полотна.
В основе творения автора сочетаются романтика и жизненная правда. Именно соединение противоположных мотивов позволило Венецианову создать шедевр на основе простой бытовой сцены.
https://youtube.com/watch?v=WdV7nr5pu0E
«Захарка» (1825)
Крестьянские дети – частые персонажи портретов и жанровых полотен, которые писал Венецианов. Картины «Спящий пастушок», «Вот те и батькин обед», «Пастушок с рожком» изображают детей не бесплотными херувимами с икон и классических полотен — это полноценные герои со своим характером, переживающие сильные эмоции, являющиеся частью гармонии нашего мира. Таков и Захарка — главный герой картины Венецианова. С названиями и описанием подобных произведений художника становится понятным его призвание педагога, которое оставило свой след в русской живописи.
Он задумался о судьбе талантливых детей, рожденных крепостными, когда увидел, как дворовый мальчик пытается что-то изобразить мелом на доске. Вскоре из этого родилась «школа Венецианова». Кроме обучения навыкам профессии художника, он давал крестьянским детям приют, кормил их и поил, многих пытался выкупить на волю. Среди учеников Венецианова – гениальный Григорий Сорока и около 70 художников, многие из которых окончили столичную Академию художеств. Деятельность школы протекала в условиях противодействия со стороны официальных академиков, которые не удостоили Венецианова звания преподавателя живописи.
Древняя Москва в картинах художников
Москва Аполлинария Васнецова
Москва в картинах А. М. Васнецова — Аполлинарий Васнецов – художник, воспевавший Москву в своих полотнах, написанных в стиле исторической реконструкции. Творческое наследие художника представлено огромным количеством графических и живописных полотен, эскизов и зарисовок, на которых изображена Москва, в первую очередь, Кремль, в различные исторические эпохи.
Московский кремль при Иване Калите
А. М. Васнецов «Московский кремль при Иване Калите» — картина написана в 1921 году. Художник предлагает нам взглянуть на Боровицкий холм и Кремль с той стороны Москвы-реки, где в нее впадает река Неглинка.
Московский кремль при Дмитрии Донском
А. М. Васнецов «Московский кремль при Дмитрии Донском» — на картине изображены те времена в представлении Аполлинария. Вероятный вид на Кремль изображен «со стороны Боровицких ворот перед нашествием Тохтамыша в 1382 г.»
Московский кремль при Иване III
А. М. Васнецов «Московский кремль при Иване III» — картину вполне можно использовать в качестве исторической иллюстрации возведения кремлевских строений во время правления князя. По приказу Ивана III, все белокаменные постройки времен Дмитрия Донского были разобраны, вместо них были возведены новые стены из красного кирпича.
Красная площадь
Ф. Я. Алексеев «Красная площадь» — Красная площадь изображена во всей своей красе. Автор сумел досконально передать все тонкости архитектурных строений, расположенных на территории площади. В центре, конечно же, главная достопримечательность всех времен Руси – Покровский собор или Собор Василия Блаженного.
Московская девушка XVII века
А. П. Рябушкин «Московская девушка XVII века» — на картине изображен солнечный зимний день. По дороге целеустремленно движется девушка в алой шубке и высокой меховой шапке, кутающая ладони в уютную муфту. Она не очень богата, но и не простая горожанка.
Утро стрелецкой казни
Василий Суриков «Утро стрелецкой казни» — монументальная картина Василия Сурикова. Находясь под сильным впечатлением от подавления бунта стрельцов, организованного царевной Софьей, великому мастеру исторического полотна удалось показать трагическую судьбу народа через переживания приговоренных к казни стрельцов.
Описание по картине
Больше всего на свете Васнецов любил рисовать портреты людей, ведь через них можно увидеть душу каждого человека, а также показать его с самой лучшей стороны, с которой раньше его никто не видел.
Также больше всего на свете ему нравилось рисовать обычных крестьянских ребят, и плату за эти картины он никогда не брал. И в каждом портрете он показывал трудолюбие каждого крестьянина. А еще он хотел показать всем, что крестьяне являются сильными, выносливыми и трудолюбивыми людьми.
На одной знаменитой картине данного художника по имени «Захарка» изображен простой крестьянский мальчик. Он является сыном одного крестьянина. На вид ему всего лишь десять лет. Но если вы немного приглядитесь и вглядитесь ему в глаза, то можно понять, что он прожил гораздо больше, чем по возрасту и уже успел много повидать на своем веку.
Фон у данной картины серый. Краски на нем спокойные и ровные. Практически все его картины выполнены точно в таком же стиле и это является визитной карточкой художника.
Внешность у данного мальчика не привлекает внимание, а наоборот отталкивает. Да и красотой он вообще не наделен
Но если вы опять посмотрите ему в глаза, то здесь можно отметить его ум и серьезное отношение к жизни. И этим художник показывает, что он является взрослым мужчиной только в миниатюре.
Давайте еще раз посмотрим на его одежду и, судя по ней можно понять, что на улице, скорее всего сейчас зима, ведь на нем надето не только пальто, но и шапка.
Кроме этого это совсем не новая одежда, а уже ношеная, а это значит, что раньше ее уже носили, а потом отдали этому мальчику. А ведь раньше у крестьян не было слишком много денег, и поэтому много вещей они не могли себе позволить.
На плече у мальчика находится небольшой топор, а это значит, что он любит и всегда с удовольствием помогает своим родителям. Кроме этого вроде бы он является еще ребенком, вот только порой занимается он взрослыми делами. Вот сейчас он нарубит дров и принесет из лесу и растопит дома печку, чтобы всем домочадцам было тепло и комфортно. Художник изобразил вроде бы маленького, но тем не менее со взрослыми мыслями мальчика. И пусть он является крестьянским сыном, но он все равно достойный человек.
7 класс
Венецианов — Захарка
Сейчас читают:
Сочинение на тему Любовь (Что такое любовь?) 9 класс
Любовь – самое прекрасное чувство на земле, которое существует в самых разнообразных вариациях. Мать любит свое чадо и готова пожертвовать своей жизнью ради него, мужчина и женщина любят друг друга и готовы поступиться своими амбициями
Сочинение Чудо природы (про радугу) 5 класс
Удивительное чудо природы – радуга. Учёные называют её длинным и малопонятным словом — метеорологическое явление
А я пытаюсь понять,- кто же смог нарисовать такой огромный аккуратный мост?
Сочинение-рассуждение Между прошлым и будущим: портрет моего поколения
Начну с немаловажной оговорки: когда слышишь словосочетание «портрет поколения», в воображении рисуется некий Левиафан, одолеть которого не так-то просто. Я не могу (вернее, не имею морального права) говорить от лица целого
Сочинение по картине Юона Конец зимы
Полдень 3, 7 класс
Замечательный русский художник был выдающимся мастером, создающим запоминающиеся бытовые сценки и пейзажи. Его картины передают колорит, настроение, яркую цветовую гамму. Он виртуозно передает высоту горизонта, место композиционного центра,
Сочинение Сила воли и мужество человека
Все люди обладают силой собственной воли от которой и зависит мужество определенного человека, но не всем удается свести во едино эти оба качества, так как для этого нужно очень большое желание и определенные навыки,
Сочинение Что значит «быть цивилизованным человеком»? (итоговое сочинение) ЕГЭ
Во все времена главенствующее место в жизни людей занимали и продолжают занимать такие вечные ценности, как любовь, счастье, добро и т.д. Прямое отношение к ним имеет и понятие «цивилизованный человек».
БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА
Алексей Венецианов родился 7 (18) февраля 1780 в Москве. Отец Гаврила Юрьевич, мать Анна Лукинична (в девичестве Калашникова, дочь московского купца). Семья А. Г. Венецианова занималась торговлей, продавали кусты смородины, луковицы тюльпанов, а также картины. А. Г. Венецианов служил землемером при лесном департаменте.
Алексей учился живописи сначала самостоятельно, затем у В. Л. Боровиковского. В молодости писал лирические портреты — матери (1802), А. И. Бибикова (1805), М. А. Фонвизина (1812).
С 1807 года служил в Петербурге чиновником.
В 1811 году — признан «Назначенным», то есть кандидатом в академики. В этом же году Венецианов получил звание академика.
Во время Отечественной войны 1812 г. совместно с Иваном Теребенёвым создавал карикатуры на французов и дворян-галломанов. Занимался также жанровыми сценами из дворянской и мещанской жизни. Был членом Общества поощрения художников.
В 1819 г. оставил службу и поселился с семьей: женой Марфой Афанасьевной и двумя дочерьми, Александрой и Фелицатой, — в деревне Сафонково Тверской губернии, посвятив свои усилия разработке «крестьянского» жанра. Там же организовал собственную художественную школу, в которой прошли обучение свыше 70 человек. В их судьбе деятельное участие принимал В. А. Жуковский.
В 1829 году получил звание придворного живописца.
Венецианов погиб в результате несчастного случая во время поездки по дороге в Тверь 4 (16) декабря 1847 г. в селе Поддубье Тверской губернии. Венецианов похоронен на сельском кладбище деревни Дубровское (ныне Венецианово) в Удомельском районе Тверской области.
Выразительные средства
Современники с восторгом приняли работу и оценили мастерство художника
По их мнению, он первым обратил внимание на изображение русского быта, который более понятен и ближе для восприятия простого зрителя
Развивая романтическое направление, Венецианов сравнивает русскую крестьянку с древнегреческой богиней Флорой, которая в тишине обходит свое царство, полное зелени, цветов и покоя.
Ребенок, сидящей на краю пашни, напоминает Амура, который является началом жизни. Символично изображение растущих неподалеку тонких молодых деревьев, впитывающих силу земли. Это аллегория начинающейся жизни и начала чего-то нового.
Для сюжета живописец выбирает простую бытовую сценку, но на картине она выглядит необыкновенно празднично и по-весеннему ярко. Для этого художник использует приемы:
Крестьянка изображена крупнее лошадей. Венецианов умышленно нарушает пропорции, поскольку пишет не простую женщину, а создает аллегорический образ Весны
Для него важно подчеркнуть ее мощь и стать. Античный женский образ дополняют фигуры лошадей, которые напоминают Пегасов, а не крестьянских лошадок.
Использование «зеркального эффекта». На дальнем плане изображена удаляющаяся женская фигура
Она движется по параболе. Это еще одна женщина, которая обрабатывает землю, но у зрителя создается впечатление, что это главная героиня полотна совершила круг и возвращается обратно. Такой прием позволяет автору подчеркнуть цикличность происходящего в природе.
Заниженная линия горизонта. Этот прием использовали мастера-иконописцы. До Венецианова его никто не применял в светской живописи. Благодаря низкому горизонту фигура крестьянки выглядит гораздо крупнее и приобретает торжественность и монументальность. Также она помогает создать на полотне замкнутое пространство, символизирующее смену времен года.
На дальнем плане изображена удаляющаяся женская фигура. Она движется по параболе. Это еще одна женщина, которая обрабатывает землю, но у зрителя создается впечатление, что это главная героиня полотна совершила круг и возвращается обратно. Такой прием позволяет автору подчеркнуть цикличность происходящего в природе.
Заниженная линия горизонта. Этот прием использовали мастера-иконописцы. До Венецианова его никто не применял в светской живописи. Благодаря низкому горизонту фигура крестьянки выглядит гораздо крупнее и приобретает торжественность и монументальность. Также она помогает создать на полотне замкнутое пространство, символизирующее смену времен года.
В русской живописи Алексея Гавриловича Венецианова часто называют «крестьянским художником. Его работы показывают жизнь простого человека, отдающего все силы работе на земле. На его картинах зритель не увидит тяжелой жизни, нищеты и убожества. Они полны радости, красоты и праздника. Несколько позже это настроение разовьет в своих работах Васнецов и другие русские живописцы.
Биография художника
Родился А. Г. Венецианов в Москве в 1780 году. Его предками были выходцы из Греции. Отец Гаврила Юрьевич был торговцем и видел в сыне своего продолжателя. Алексей с ранних лет срисовывал картины и писал с натуры. Бороться с увлечением сына было бессмысленным, и отец купил ему книгу «Любопытный художник и ремесленник». Из воспоминаний племянника художника Н. Венецианова известно, что у маленького Алексея был учитель Пахомыч, который научил его готовить краски, делать грунтовку холста и натягивать холст на подрамник. Учился Венецианов в частном пансионе, после окончания которого работал в Чертежном управлении. В 1802 году художник переехал в Петербург. В 1807 году он поступает на службу в Канцелярию почт. Там Венецианов познакомился со знаменитым портретистом В. Л. Боровиковским. Так начинающий живописец оказался в центре художественной жизни и в кругу известных русских писателей и художников. В тот же год он начал издавать первый в России юмористический листок «Журнал карикатур на 1808 год в лицах», запрещенный позже цензурой за сатиру на чиновников.
В 1811 году за представленный в Академию художеств автопортрет художник получил звание «назначенного». Эту ступень могли преодолеть все те, кто не учился в Академии. Через год Венецианов выполнил программу, получив звание «академика». В период Отечественной войны 1812 года Венецианов создал серию карикатур на французов и дворян-галломанов.
В 1815 году художник женился на девушке из дворянской семьи М. А. Азарьевой. Через год родилась дочь Александра, спустя три года – дочь Фелицата. В 1818 году семья Венециановых купила небольшое имение в Тверской области. Из воспоминаний дочери Александры:
В Сафонково Венецианов писал картины крестьянской жизни и портреты. Эти работы, созданные с натуры, вошли в ряд нового художественного направления, основой которого стало правдивое отражение жизни. Вот, что он писал о трудном пути художника:
В 1820 году художник начал обучать талантливых крестьянских детей ремеслу живописца. Со временем сформировалась группа, известная как «школа Венецианова». Многих своих учеников учитель пристраивал в Академию художеств. Венецианов говорил своим ученикам:
Он и сам шел путем, назначенным природой.
В 1824 году он выставляет «крестьянские» полотна в Академии художеств. Академический совет забраковал эскизы художника для конкурсной картины, которая открыла бы ему путь к званию «советника живописи».
В 1830 году Венецианов получил звание «художника государя императора». Ему было назначено ежегодное жалование в 3000 рублей и вручен орден св. Владимира 4-й степени.
В 1831 году умирает жена Марфа Афанасьевна, оставив на воспитание отцу двух юных дочерей. В 1833 году не стало отца Гаврилы Юрьевича. Содержание школы требовало непомерных расходов. За 20 лет школу прошли больше 70 учеников. Многие ученики стали известными художниками: Н.С. Крылов, Л. К. Плахов, А. В. Тыранов, А. А. Алексеев, Г. В. Сорока…
В Сафонково находили приют странники, монахи, иконописцы… Венецианов перестал выставлять свои картины. Ему пришлось заложить свое имение, браться за заказные работы: портреты и иконы для церквей. В последние годы он страдал от упадка сил, падал в обморок. 4 декабря 1847 года художник вез эскизы икон из Сафонково в Тверь. На спуске с горы лошадей понесло, и его выбросило из саней. Эта поездка закончилась трагедией.
«На жатве. Лето» 1820
Картина представляет собой окно в большой мир крестьянских забот. Тянется до самого горизонта местами убранное ржаное поле. Желтая нива блестит от раскаленного солнцем воздуха. Вдали видны женские фигуры жниц. Идет своим чередом жатва — вяжутся стога.
На переднем плане сидит мать, кормящая грудью своего младенца. Его принесли покормить старшие дети. Рядом с женщиной лежит серп. Жница смотрит на спелое поле, прижимая к сердцу ребенка. Ее ждет работа, с которой нужно справиться в короткие сроки. В этой картине художник показал идиллию – красоту крестьянских будней и прелесть русской природы, скрыв все тяготы крестьянского труда.
Главная тема творчества Венецианова – человек на земле, его связь с природой. Художник показал на своих полотнах повседневные занятия крестьян, их быт, характеры, взаимоотношения с окружающим миром. Свою первую скрипку в живописи он сыграл мастерски. В этом и есть истинная ценность художника А. Г. Венецианова.
Уважаемый читатель! Приглашаю вас совершить экскурсию по творчеству русского живописца А. Г. Венецианова. Желаю вам и вашим детям приятных впечатлений и эмоций!