Топ-10 самых известных художников-портретистов, чьи имена должен знать каждый

Серов В.А. «Петр I». Описание картины.. Художники-передвижники

 1907 г. Картон, темпера. 68 x 88 смГосударственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

Описание картины Серова В.А. «Петр I»

Одна из самых вдохновенных картин Серова, полная динамики и жизни, была в свое время так же мало оценена по достоинству, как и другие его работы, признанные сегодня лучшими. Она была заказана Серову для издательства Кнебеля, выпускавшего серию исторических картин-пособий для школьников. Он писал его в течение осени и зимы 1907 года. Но постепенно темперный набросок развернулся в настоящее монументальное полотно, производящее впечатление гигантской фрески с фигурами в натуральную величину.

В центре композиции изображена фигура «престрашного царя» Петра Великого. С дубинкой в руке Петр шагает по отмели, направляясь к месту стройки своего детища – «Санкт-Питербурха». Голова с развевающимися по ветру волосами и горящие глаза передают то страшное и властное выражение, которое подчеркивалось современниками.

Фигура царя – единственная, прописанная четко и отточено. Следом за царем изображены в общих силуэтных формах несколько людей, одетых в иностранные платья, — «знатные мастера всех художеств», которые были «выписаны из-за моря» для строительства новой столицы. Сгущено цветистая гамма позволяет воспринимать их как единую толпу и противопоставлять одинокой и самодостаточной фигуре царя.

Большую монументальность картине придает необычный ракурс композиции: зритель словно смотрит на изображенных людей снизу вверх. Этому способствует низкая линия горизонта и приглушенные цвета. На заднем плане вдали полным ходом идет стройка. На переднем плане – вода. Первоначально на ней была изображена большая лодка с гребцами – измученными мужиками в рваных рубахах, которые должны были напоминать зрителю, какой ценой построен великий город. Но общее впечатление от картины портилось: лодка вносила что-то от дешевой иллюстрации, а художник стремился к монументальности.

Подготовка к изображению царя настолько увлекла Серова, что личность Петра I стала предметом еще ряда этюдов и рисунков, написанных позже («Петр I в Монплезире», «Петр I верхом», «Спуск корабля Петром Великим», т.н. «Кубок большого орла» и др.).

Лучшие картины Серова В.А.

Часть 2. Друзья-первопроходцы: Серов и Коровин

Валентин Серов и Константин Коровин не только главные и самые известные представители нового течения в России. Они были первыми, в чьем творчестве импрессионистические поиски проявились наиболее полно и последовательно.

Знаковой работой Серова стала «Девочка с персиками», написанная двадцатидвухлетним художником в 1887 году. В чём же заключалась непривычная новизна этого портрета, который сегодня кажется классическим искусством? Необычной была композиция. Окно — мощный источник света — находится за спиной у портретируемой, и солнечные лучи, льющиеся из него, заполняют пространство картины. Белые блики и рефлексы видны везде: на одежде, волосах и лице девочки, на стульях, персиках и ноже. В запечатленном моменте красота декоративной тарелки на стене и натюрморта на столе оказывается для художника не менее интересной, чем сама героиня.

Николай Ярошенко. Портрет М. Е. Салтыкова-Щедрина. 1886. Мемориальный музей-усадьба художника Н. А. Ярошенко. ИсточникВалентин Серов. Девочка с персиками. 1887. Государственная Третьяковская галерея. Источник

Чтобы увидеть, насколько далеко Серов отошел от традиционных реалистических канонов, достаточно сравнить его картину с любым из портретов, экспонировавшихся на XV выставке передвижников, которая проходила в 1887 году — тогда же, когда была написана «Девочка с персиками»

Одной из таких работ был портрет Салтыкова-Щедрина кисти Ярошенко: нейтральный темный фон, сдержанный костюм, сосредоточенное внимание на лице задумавшегося писателя, тогда уже боровшегося с тяжелой болезнью. Показательно и то, что эта картина названа по имени изображенного, а моделью выступает знаменитый литератор

Серов же пишет дочь Саввы Мамонтова — девочку из круга своего общения, и ее имя в название работы не вошло.

Художник умер рано — в 1911 году, в возрасте 46 лет. За свою жизнь он успел создать множество разнообразных импрессионистических работ. Его стиль со временем менялся. Некоторые из поздних полотен мастера свидетельствуют об увлечении Серова модерном. Например, в «Портрете Иды Рубинштейн» и в «Похищении Европы» заметны упрощение форм и сдержанный колорит, построенный всего на нескольких цветах.

В отличие от Серова, Константин Коровин был верен импрессионизму всю свою жизнь и другими стилями не увлекался. Он намного пережил друга и умер в 1939-м. На своем «Портрете хористки» в качестве даты художник указал 1883 год, а на обороте картины добавил, что «Серов еще в это время не писал портретов», — намекая на «Девочку с персиками» (1887) и «Девушку, освещенную солнцем» (1888) и подчеркивая, что он первый полноценно освоил импрессионистические приемы живописи. Однако специалисты Третьяковской галереи провели исследование и пришли к заключению, что «Портрет хористки» был создан в 1887 году, одновременно с самой известной картиной Серова. А надпись на обороте Коровин добавил, скорее всего, уже в 1922-м, после смерти друга, во время подготовки своей персональной выставки.

Константин Коровин. Портрет хористки. 1887. Государственная Третьяковская галерея. Источник

На родине импрессионизма, во Франции, Коровин впервые оказался всё в том же 1887 году. Позже художник неоднократно возвращался в Париж, а с 1922-го до конца своих дней жил там в эмиграции. О первом знакомстве с городом и его живописью Коровин вспоминал:

Константин Коровин. Париж утром. 1906. Государственная Третьяковская галерея. ИсточникКонстантин Коровин. Париж. Сен-Дени. Ярославский художественный музей. 1925–1929. Источник

Как и многие французские импрессионисты, Коровин создал целую серию пейзажей Парижа в 1900–20-х годах.

Стиль и жанры, в которых работал художник

Не смотря на то, что о Валентине Серове в первую очередь говорят как о художнике – партртетисте, его наследие составляют картины и в других жанрах. Так, в работах конца XIX века можно найти жанровые картины в основном на крестьянскую тематику.

Начало ХХ века отмечено появлением среди работ Валентина Серова картин сатирической направленности, в которых он высмеивает карателей и многих политических деятелей, деятельность которых получило широкое распространение в начале века.

Не прошла мимо творчества этого художника – портретиста и история, фрагменты которой запечатлены на исторических картинах Серова, так же обратился художник и к теме античности и мифологии.

Что касается художественного стиля, то он менялся у Серова на протяжении всей жизни. Во многом это зависело от того фактора, чем увлекался в определенный период художник или под чьим влиянием он находился.

Так, в детские годы, когда образование давал ему Репин, Серов находился под влиянием реализма, в котором работал его педагог. Анализируя игру света и тени, а так же сочетание цвета, которое выбирает для своих картин художник, можно говорить о влиянии русского импрессионизма. В картинах конца XIX – начала ХХ века об импрессионизме в творчестве художника можно говорить только исходя от композиции портрета или пейзажа.

Когда Валентин Серов связал свою деятельность с «Миром искусства», в его стиле произошел перелом – теперь он тяготеет к модернизму. Но модернизм проявляется в его картинах не в чистом виде – он сочетает его с реализмом изображения вещей, людей и природы.

Портреты самых известных русских художников

Рассмотрим ряд известных работ именитых русских портретистов, которые высоко оценили зрители и коллеги по цеху.

У Владимира Боровиковского назовем несколько чувственных портретов женщин: портрет сестёр А.Г. и В.Г. Гагариных, портрет М.И. Лопухиной и портрет Е.А. Нарышкиной. Все три работы написаны художником в течение пяти лет и стали отправной точкой для его сентиментальных портретов. В них на первое место выдвигается женственность, мягкость и чувственность девушек вместо их высокого положения в обществе, что подчеркивается спокойным гармоничным фоном, плавными линиями и мягкими переходами одного оттенка в другой. Такой подход был оригинальным для своего времени и быстро сделал художника знаменитым.

Среди многочисленных удачных портретов Перова мы в качестве примера возьмем портрет Островского. Эту картину считают одной из лучших не только среди работ художника, но и в русской портретной живописи в целом. Перов любил творчество Островского и запечатлел его без пафоса и прикрас таким, каким нередко видел. Великий драматург предстает перед зрителем в домашней одежде без эффектного фона или красивых атрибутов. Это помогает сосредоточиться на его пытливом взгляде, проницательности и глубоких эмоциях. Портрет быстро стал известным, переместился в Третьяковскую галерею и позже неоднократно печатался на марках.

Как мы отметили ранее, Илья Репин создал огромную галерею портретов популярных современников. Среди них особенно отметим портрет Мусоргского, ставший одной из известнейших работ именитого русского художника. Это единственный портрет, который был создан при жизни Мусоргского, ушедшего из жизни всего в 42 года. Нашего современника может удивить, почему великий композитор изображен с красным носом в халате и всклокоченными волосами. Но это вполне объяснимо, так как Репин спешно писал его портрет в больнице за несколько дней до кончины композитора. Художник не отступил от своих принципов реализма и показал великую личность во всей полноте и многогранности. С одной стороны, мы видим изможденного алкоголизмом, неприятием общества и болезнью человека, с другой сильного человека с ясным и пытливым взглядом.

У Кустодиева не менее популярен портрет Федора Шаляпина, ставший одним из лучших в портретной живописи мастера. Несмотря на то, что художник на момент написания портрета был прикован к инвалидному креслу, он не отказался от идеи написать большой двухметровый холст. Чтобы воплотить ее в жизнь, Кустодиеву приходилось работать над отдельными частями портрета в положении полулежа и использовать специальные устройства для наклона холста. Жанровый портрет полностью отражал народный дух оперного певца и так понравился ему, что Шаляпин высокого ценил его и бережно хранил в своем доме. Кустодиев же сделал уменьшенную авторскую копию и представлял ее на выставках. Позже обе работы были переданы в музеи, где и хранятся сегодня.

Дети

Каротина «Дети» появилась в 1899 году. На ней изображены дети В.А. Серова, двое мальчиков, одному из которых, Саше – 7 лет, а второму, Юре – 5. Они стоят на террасе дачи.

Они очень похожи друг на друга, с темными волосами, которые вьются и падают на лоб, к тому же одинаково одеты. Старший мальчик смотрит на Финский залив, а младший – на зрителя.

Жесты и позы передают характеры детей. Старший брат сосредоточенно наблюдает, а младший мечтательно и задумчиво смотрит вперед.

Серов писал эту картину для себя. У него получилось изобразить детей в естественных позах, а также нарисовать удивительный пейзаж, передающий настроение автора: вечернее небо, водная гладь, тяжелые облака.

Дмитрий Левицкий

Специалисты сферы искусства среди всех художников-портретистов выделяют Дмитрия Левицкого. Они говорят, что в его работах отразился весь век Екатерины. Кто бы ни был натурщиком этого живописца, он передавал не просто внешний вид человека, но и его психологические особенности. На портретах Левицкого можно рассмотреть открытость, грусть, душевное тепло, обиду, а также национальные особенности личности.

Множество портретов этого мастера занимают промежуточное место между парадными и камерными. Самые известные работы:

  • Нелидовой;
  • Львовой;
  • Дьяковой;
  • Новикова;
  • Митрофановых;
  • Храповицкого.

Стоит отметить также портреты Кокоринова и целый цикл «Смолянки», образы Маркеровского и Бакуниной. Творчество Левицкого объединило точность Антропова и лирику Рокотова. То есть его портреты выглядят не только максимально правдивыми, но и одухотворенными. Благодаря такому сочетанию стилей он стал одним из наиболее известных художников XVIII века. Мастер создавал портреты дворянской знати, знаменитых личностей и простых людей.

Портретный жанр в творчестве Валентина Серова

Портреты в творчестве Валентина Серова занимают особое место – это тот жанр, в котором художник писал всю свою жизнь, в котором совершенствовался, искал что-то новое для своего стиля. Именно портреты – «Девочка с персиками», «Девушка, освещенная солнцем» – принесли известность этому художнику.

Кроме этого, именно Валентин Серов утвердил портрет, написанный карандашом, законченным произведением искусства.

В начале ХХ века о Валентине Серове говорят как о лучшем портретисте всей России. Реализм, к которому стремился художник с юношеских лет, лучше всего проявился в портретах художника.

«Надо добиваться портретности в фигуре — чтобы и без головы было похоже» – именно к этому стремился Валентин Серов, работая над портретами. Естественности и реализма он добивался не только в чертах лица, не только в позе. Он, в своих работах, стремился показать не только внешний вид своих натурщиков, но и их внутренний мир.

«Портреты Серова срывают маски, — утверждал поэт В. Брюсов, — которые люди надевают на себя, и обличают сокровенный смысл лица, созданного всею жизнью, всеми утаенными от других переживаниями». Когда художника упрекали в шаржировании, он отвечал: «Что делать, если шарж сидит в самой модели, — чем я-то виноват. Я только высмотрел, подметил».

Сам художник предпочитал изображать людей мира искусства – художников, актеров, поэтов, писателей. Желание не повторять самого себя привело к тому, что все портреты, даже если на них изображен один и тот же человек, очень отличаются друг от друга.

Получая известность, Валентин Серов получает и новые заказы, в том числе и от дворянства, аристократической знати.

Независимо от того, изображает он кого-то из высших кругов или простого человека, Валентин Серов всегда был критичен к себе и своим работам. Еще не начиная писать портрет, он видел, каким должен быть в конечном своем варианте, и стремился к этому. Дальнейшее право на свое существование получали только те работы, в которых художник достигал своей конечной цели.

Часто, уже сочинив композицию и даже почти закончив портрет, на взгляд заказчика удачный, Валентин Серов мог вдруг ни с того ни с сего стереть живопись или порвать рисунок и начать все сначала: «Вдруг приходит Серов  (ему оставалось доделать что-то в фоне), берет портрет и все счищает и стирает» (Олсуфьева). «Серов посмотрел на меня, на рисунок, потом спросил: «Вам нравится?», а когда я ответил: «Да, очень», он вдруг разорвал его на мелкие кусочки. Я ахнул. Мне было жалко рисунка, потому что он показался мне очень верным» (Василий Качалов).

Самые дорогие портреты русских художников

Посмотрим, искусство каких русских художников особенно ценится на крупных аукционах в последнее время. Мы рассмотрим несколько наиболее крупных уходов портретов в период с 2000 по 2020 годы.

Первую тройку самых дорогих портретов открывают образы женщин. Дороже всего оценили образ актрисы кабаре, запечатленной художницей Тамарой де Лемпицки в работе Portrait de Marjorie Ferry. Эта работа была выставлена в аукционном доме Christie`s в 2020 году и ушла с молотка за 21 млн долларов (16,3 млн фунтов стерлингов).

Тамара де Лемпицка. Portrait de Marjorie Ferry. 1932 г.

На втором месте оказался портрет «Шокко» художника Алексея Явленского. Картина была представлена на аукционе Sotheby`s в 2008 году и ушла за 18,6 млн долларов.

А. Явленский. «Шокко (Шокко в широкополой шляпе)». Около 1910 г.

Замыкает тройку портрет Марии Цетлиной, созданный Валентином Серовым. Это великолепная работа попала на аукцион Christie`s в 2014 году из музея и, конечно, вызвала ажиотаж среди покупателей. Ее охотно купили за 14,5 млн долларов (9,3 млн фунтов). Подробнее о трех описанных картинах вы можете почитать в статье о самых известных женских портретах.

В. Серов. Портрет Марии Цетлиной. 1910 г.

На четвертом месте расположился портрет «Маленький ковбой», созданный известным русских художником Николаем Фешиным. Эта работа поступила на аукцион MacDougall`s в 2010 году из галереи Stendahl Лос-Анджелеса. Холст считается одним из самых блестящих портретов художника, в котором Фешину удалось создать целостный и колористически изящный образ маленького ковбоя. Так как за полгода до этого картина уже уходила с аукциона William Doyle за 500 тыс. евро, на MacDougall ее выставили по стартовой цене 500-700 тыс. фунтов. Однако один из телефонных покупателей так горячился, что нередко прибавлял сразу по полмиллиона фунтов. В итоге жарких торгов цена взлетела до рекордных 7 млн фунтов (10,9 млн долларов), что стало сенсационной продажей. После этого Фешин оказался в десятке самых дорогих продаж картин в категории русской живописи. На февраль 2021 года он переместился на 13 место, но по-прежнему обгоняет своего учителя Илью Репина.

Н.И. Фешин. «Маленький ковбой». 1940 г.

Еще один портрет, проданный за миллионы долларов, принадлежит талантливому русскому художнику Юрию Анненкову. Живописец создавал картины в своей оригинальной манере, используя самые разные приемы, смешивая стили и направления так, что даже критики не могли предугадать его следующей работы. Именно эта оригинальность и живописная смелость привели его к славе и узнаваемости его картин, особенно портретов. В 2014 году на торги аукционного дома Christie`s попал один из таких ярких портретов, созданный в смешанных стилях. На картине запечатлен А.Н. Тихонов, а сама она экспонировалась на международной выставке в Венеции в 1924 году. С аукциона портрет ушел за 6,2 млн долларов (4 млн фунтов).

Ю.П. Анненков. Портрет А. Тихонова. 1922 г.

Портреты известных русских художников можно перечислять еще долго, ведь в этом жанре работали не только портретисты, но и пробовали себя практически все именитые мастера живописи. Одни из них писали популярных современников и знатных особ, другие искали и создавали свой образ женщины через женские портреты, а третьи не менее увлеченно писали самих себя. Благодаря этому зритель сегодня может найти в русском портрете большое разнообразие образов, эмоций, идей и художественных приемов.

Рембрандт Ван Рейн

Рембрандт – художник из Голландии, мастер светотени, гравер. Он являлся одним из самых крупных представителей золотого века голландской живописи.

В его картинах воплощался весь спектр человеческих переживаний. Рембрандт предпочитал опускать второстепенные детали и максимально раскрывать душевное состояние изображаемой персоны.

Будущий мастер начал учиться рисовать, когда ему было тринадцать лет. Он постоянно пребывал в творческом поиске и создавал картины в самых разных жанрах: портреты, жанровые сцены, пейзажи, натюрморты и так далее.

Известные портреты: «Юная Саския», «Портрет Яна Утенбогарта», «Флора», «Портрет Марии Трип».

Владимир Боровиковский

Еще один известный российский портретист — Боровиковский. Его личность связана с появлением сентименталистского жанра. Он писал полноценные портреты и миниатюры маслом. Наиболее известные образы:

  • Павла Первого;
  • Куракина;
  • Жуковского;
  • Державина;
  • Безбородко с дочерьми.

Он создал специальную композицию для изображения женских образов. Все его натурщицы были написаны на природном фоне, при этом они держали в руках цветы или фрукты. Каждая девушка изображалась исключительно по пояс, она обязательно на что-то опиралась. Постепенно стиль Боровиковского стал типичным для всей его эпохи. Его современники перенимали у него опыт и знания. Благодаря этому портретиста стали называть историографом.

Художественные портреты в 20 веке

Двадцатый век был непростым периодом для России. Политические потрясения, две кровопролитные войны наложили свой отпечаток на развитие страны. И тем не менее искусство было живо, в послевоенные годы возрождалась живопись, в том числе и портретная. Художников было немного, но все они прошли хорошую школу.

Русские художники портретисты 20 века:

  • Козлов Энгельс — советский художник-портретист, родился в 1926 году, окончил Ярославское художественное училище, затем поступил на курс живописи Ленинградского института имени Репина. В 1956 году представил выпускной комиссии свою дипломную работу «Будет жить!» Является членом Союза художников с 1957 года. Основная тематика творчества Козлова — портреты современников.
  • Ломакин Олег — портретист-живописец советского периода, родился в 1924 году. Занимался в Ленинградской художественной школе, затем — во Всероссийской Академии искусств. В 1942 году был призван в Красную армию, воевал под Курском, где получил тяжелое ранение и был отчислен из армейских рядов. Портреты, написанные художником, выставлялись на выставках начиная с 1952 года.
  • Невельштейн Самуил (1904-1983) — портретист-живописец, окончил ВХУТЕМАС. На счету художника несколько десятков работ. Основной тематикой творчества Невельштейна были портреты современников. Портретист провел пять персональных выставок, все они прошли в Ленинграде, первый показ состоялся в 1944 году.
  • Орешников Виктор (1904-1987) — советский живописец и портретист. Народный художник Советского Союза, лауреат двух Сталинских премий. В творчестве доминировали сюжеты, посвященные достижениям в народном хозяйстве, и портреты современников. — русский портретист-живописец, родился в 1943 году. Создатель уникальных портретов исторической направленности. Активно участвует в общественной жизни, член Общественного совета при президенте России.

Валентин Серов

Серов был признан мастером портрета, он был известным человеком и графиком. Хотя его первыми работами были натюрморты и пейзаж, позже он стал изображать людей. Художник не просто писал полотна на заказ, он иллюстрировал книги известных авторов, создавал керамические изделия, давал частные уроки будущим живописцам.

Самые известные его портреты:

  • «Девочка с персиками»;
  • Левитана;
  • Репина;
  • Мамонтовой;
  • Симоновича.

Серов принимал участие в многочисленных выставках, создавал целые серии портретов, благодаря чему удостоился почетных наград. Этот художник не боялся изображать обнаженную натуру. Его знаменитый портрет танцовщицы Иды Рубинштейн поразил публику, ведь женщина на его полотне была полностью нагой. Картины Серова были известны не только в Российской империи, но и далеко за рубежом — во Франции, Италии, Швеции.

Ганс Гольбейн

Ганс Гольбейн Младший – один из самых известных немецких художников. Он учился рисовать у Гольбейна Старшего, своего отца, который специализировался на алтарной живописи.

Мастер стал известным в двадцатиоднолетнем возрасте. Он был художником при дворе Генриха VIII.

Портреты, созданные Гансом Гольбейном, очень точны, он с максимальной четкостью передавал образы, характеры изображаемых людей. Художник с уверенностью играл со светотенью, он любил выделять различные мелкие детали, подчеркивающие его замысел.

Многие портреты мастера не лишены сарказма и иронии: они выдавали его истинное отношение к изображаемым персонам.

Известные портреты: «Портрет Томаса Мора», «Портрет Эразма Роттердамского», «Портрет Генриха VIII».

Илья Ефимович Репин

Илья Ефимович Репин – русский художник, профессор, педагог, член Императорской Академии Художеств. Один из основных представителей русского реализма.

В молодости художник жил в бедности. Он старался заработать, выставляя на продажу свои картины.

Потом, за хорошую учебу в Академии Художеств, Репин получил возможность уехать в Европу, чтобы заняться изучением зарубежного искусства. К тому времени он уже завоевал довольно большую известность и начал получать крупные заказы.

Отличительные черты творчества Репина – частые обращения к эмоциональным пикам, отображение общественных тревог и задач, тонкий психологизм.

Известные портреты: «Портрет Льва Толстого», «Портрет Мусоргского», «Портрет матери», «Портрет Константина Петровича Победоносцева».

Последние статьи

  •   Почему автор мистических картин и вдохновитель великого Дега несколько лет провёл в изоляции: Гюстав Моро 1.08.2023, 23:43
  •   10 знаменитых рэперов , которые сумели сколотить состояние и стали миллионерами 1.08.2023, 21:41
  •   Какие тайны хранит отель «Стэнли», где Стивен Кинг черпал вдохновение для написания книги «Сияние» 1.08.2023, 19:11
  • +1   Почему нельзя свистеть в доме, наступать на порог и др старинные суеверия, в которые и сегодня многие искренне верят 1.08.2023, 17:07
  • +1   6 городов мира с самой необычной планировкой, в которой заложен скрытый смысл 1.08.2023, 17:03
  • +1   Часто ли падающие метеориты попадают в людей и чем это чревато 1.08.2023, 15:30
  • +1   Любимая дача Сталина в Абхазии: как ее строили и что там происходит в наши дни 1.08.2023, 14:10
  • +1   Как читинский уголовник стал Героем Советского Союза, или Одно знакомство, изменившее ход жизни 1.08.2023, 12:44
  •   Как культовая бритоголовая ирландская певица обратилась в ислам: Погасшее пламя Шинейд О’Коннор 1.08.2023, 10:26
  •   Ивару Калныньшу – 75: Чем сейчас занимается актёр, прервавший все связи с Россией 1.08.2023, 09:21

Все статьи

Баба с лошадью

Серов любил показывать деревенскую Россию. Но он не стремился воспроизвести ее убогость или же подчеркнуть красоту природы.

Он смотрел на все, как реалист, и показывал зрителям простые деревенские картины, написанные с добротой и сердечностью.

Одна из них – «Баба с лошадью», созданная в 1889 году. Мы видим веселую молодую девушку с румяными щеками. Она стоит рядом со своей лошадью, держит ее за уздечку.

Художник писал, что ему хотелось передать ощущение русского мороза. Когда он приступил к написанию картины, его окружили крестьяне, наблюдали за его работой и восхищались его умениями.

Позже он не раз говорил, что именно одобрение простого народа позволяет ему гордиться своим творчеством.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Метолит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: