Тема и стиль
Давид неоднократно изображал Наполеона Бонапарта в его бытность генералом, консулом, а затем императором. Граф Е. Ф. Комаровский писал о посещении Дома инвалидов в 1810 году:
Произведение было создано в период, когда Наполеон был первым консулом Французской республики, поэтому портрет генерала сильно идеализирован, а композиция предельно театрализована. Иными словами, картина эта создавалась не как изображение конкретного эпизода военного похода, а в качестве портрета романтического героя.
Романтическую приподнятость придаёт полотну, композиция которого смело развёрнута по диагонали, природный фон: конь вздыблен (по образу и подобию «Медного всадника»), кругом крутые горные обрывы, снега, дует сильный ветер и царит непогода. Внизу, если приглядеться, можно увидеть высеченные имена трех великих полководцев, которые проходили этой дорогой — это Ганнибал, Карл Великий и сам Бонапарт.
На конном портрете «Бонапарт на перевале Сен-Бернар» первый консул Франции представлен как вождь, бросающий вызов природе. В мае 1800 года генерал Бонапарт возглавил переход Итальянской армии через перевал Сен-Бернар высоко в Альпах. В этой картине академический метод с тщательной проработкой деталей, свето-теневой моделировкой формы, «гладкой манерой» живописи и тонкостью цветовых отношений впервые во французском искусстве органично соединяется с романтическим содержанием. Давид выступает здесь в качестве родоначальника нового художественного направления: романтизма.
Влияния
После прихода к власти Наполеона и победы при Маренго в моде были аллегорические портреты Бонапарта, прославляющие нового мэтра Франции, такие как Антуан-Франсуа Калле с Аллегория битвы при Маренгос изображением Бонапарта, одетого в римский костюм, в окружении крылатых символов победы, и Пьер Поль Прюдон с Триумф Бонапарта, изображающий Первого консула в колеснице в сопровождении крылатых фигур. Дэвид выбрал символизм, а не аллегория. Его образ Бонапарта героичен и идеализирован, но в нем отсутствуют конкретные символы аллегорической живописи.
Смерть Гиацинта Жан Брок, 1801
Верный его стремлению «вернуться к чистому греку» (Retour Vers le Grec Pur), Давид применил радикальный неоклассицизм, который он продемонстрировал в своей книге 1799 г. Вмешательство сабинянок портрету Бонапарта с использованием современных костюмов — единственная уступка. Лошадь из первой версии почти идентична по позе и окраске лошади, изображенной в рукопашной схватке. Вмешательство сабинянок.
Облегчение от Александр с саркофаг.
Юная фигура Бонапарта на первоначальной картине отражает эстетику «прекрасного идеала», символизируемого «Аполлон Бельведерский «и достиг своего зенита в Смерть Гиацинта к Жан Брок, один из учеников Дэвида. Фигура прекрасного молодого человека, которую Давид уже нарисовал в La Mort du jeune Bara также присутствует в Вмешательство сабинянок. Юношеская поза сына Давида, вынужденного позировать художнику из-за отказа Бонапарта сесть, очевидна в отношении Наполеона, изображенного на картине; со скрещенными ногами, как у греческих всадников, юная фигура вызывает у молодых Александр Великий установлен на Буцефал как видно на его саркофаг (сейчас в археологическом музее г. Стамбул ).
Что касается лошади, Дэвид берет за отправную точку конная статуя из Петр Великий, «Медный всадник » к Этьен Морис Фальконе в Санкт-Петербург, копируя спокойное обращение с лошадью на каменистой почве. Есть также намеки на Тита в Разрушение Иерусалимского храма к Николя Пуссен, художник, оказавший сильное влияние на творчество Давида. Лошади греческой скульптуры, которые много раз встречаются в записных книжках Давида, указывают на барельефы Парфенон как источник вдохновения.
описание
На картине изображен Наполеон Бонапарт, сидящий на спине лошади и выпрямляющийся . Передняя часть всадника и лошади указывает налево. Наполеон носит легкие кожаные штаны для верховой езды, ботинки наполовину подняты и синюю генеральскую форму, воротник, юбка и манжеты которой украшены тонкой золотой вышивкой. К красному мечу прикреплен меч с богато украшенными золотыми ножнами . Он носит белый (в одной из пяти версий бирюзово-голубой) кушак с золотой бахромой, завязанный узлом слева, вокруг его бедер. Он носит перчатку только на левой руке, которой он . На голове Наполеона — двурогая шляпа с золотым ободком и бело-сине-красная кокарда , которую держит золотой аграф . Его верхняя часть тела покрыта плащом. Левый кулак Наполеона держит расстегнутые поводья белого коня, чьи глаза, ноздри и рот дико разорваны. Наполеон спокойно сидит в седле и твердо и решительно смотрит в сторону смотрящего. Его плащ, волосы, грива и хвост лошади развеваются влево, то есть в сторону марша. Правой рукой он показывает направление вверх.
На заднем плане его солдаты тянут пушки вверх по узкому горному перевалу (на фото вверху слева). За ними следует пехота , из которой видны только штыки . За ним, в правой части картины, виден триколор , который также дует в сторону марша. За ним слева, выше, возвышается горный хребет. Небо в верхней части картины облачно, голубоватые пятна за головой Наполеона и над вершиной горы, а также светлые скалы под крутой стеной за спиной лошади и возле вершины могут представлять просветление неба.
На переднем плане, слева, три имени высечены в скале заглавными буквами: «АННИБАЛ» ( Ганнибал ), «КАРОЛУС МАГНУС» ( Карл Великий ) и выше это «БОНАПАРТ». Два нижних имени частично обрезаны или трудночитаемы на большинстве иллюстраций, как в книгах, так и в Интернете. Вторая надпись полностью читается «KAROLUS MAGNUS IMP».
Изображение подписано на уздечке лошади и датировано датой французского революционного календаря.
Символизм
Жест
Деталь жеста в Мальмезон версия.
Этот жест присутствует в картинах Давида, начиная с Святой Рох ходатайствует с Богородицей за пораженную чумой к Марс обезоружен Венерой и грациями. Поднятые руки Клятва Горациев, то Клятва на теннисном корте или же Распределение орлов являются риторическими приемами, выражающими мольбу в картинах. В Смерть Сократа, философ — готов выпить болиголов — продолжает учить своих учеников жестом упрека в их эмоциональных проявлениях. В Наполеон пересекает Альпы, этот жест не оставляет сомнений в желании командира достичь своей цели. Он не указывает на вершину, а скорее показывает наблюдателю неизбежность победы и в то же время приказывает своим солдатам следовать за ней. Голая рука, а не рука в перчатке, может указывать на то, что Наполеон желает казаться миротворцем, а не победителем.
Надписи
Давид использует надписи, чтобы усилить символизм в восьми своих известных работах: Белизер просит милостыню, Андромаха Скорбящая Гектор, Смерть Марата, Скорняк Сен-Фаржо (потерял), Наполеон пересекает Альпы, Сафо и Фаон, Наполеон в своем кабинете, и Леонид в Фермопилах. В Смерть Марата, то умирающий революционер держит страницу с именем своего убийцы, Шарлотта Корде. Леонид в Фермопилах показывает спартанскую гравюру детали их жертвы на стене. На этом снимке скалы носят имена Ганнибала и Карла Великого рядом с Бонапартом, соединяя их переходом через Альпы и изображая Наполеона как их преемника. Включение Карла Великого и «IMP» (обозначающего Императора, то есть Императора) вызывает сомнения относительно уровня участия Бонапарта в добавлении надписей. Было ли это совпадением или намеком на его амбиции? Однако есть вероятность, что это было просто указанием на статус Карла Великого как императора священная Римская империя.
Индивидуальные доказательства
- Подозревается при просмотре фотографий, подтверждено электронным письмом от SPSG.
- Саур, стр. 437, а также сайты университетов Мюнхена и Зигена
- Schoch, p. 55.
- Prendergast, p. 111 и Schnapper, p. 205f, и веб-сайт Университета Гренобля.
- Веб-сайт Ассоциации французских музеев и национальных архивов.
- Schoch, рис. 34 в приложении со стр. 247 и стр. 355, а также на сайте Зигенского университета.
- Шнаппер, с. 206.
- Стерджис; Клейсон, стр.155 и 263.
- См. Прендергаст, стр. 110; Schnapper, p. 205; Schoch, стр. 212, примечание 234 и Sturgis; Клейсон, стр.155.
- См. Прендергаст, стр. 111; Schnapper, pp. 205 f; Schoch, стр. 212, стр. 355; Стерджис; Clayson, стр. 155 и веб-сайты университетов Гренобля, Мюнхена и Зигена, Ассоциации французских музеев и национальных архивов.
- ↑ Шох, с. 212.
- См. Шнаппер, стр. 205 и Стерджис; Клейсон, стр.155.
- Прендергаст, с. 110.
- Schoch, стр. 55; Отклонение от этого, Шнаппер, стр. 206: Дэвид сам выбрал тип репрезентации.
- Schnapper, p. 206 и Schoch, p. 55.
- Schoch, стр. 55 и Sturgis; Клейсон, стр.155.
- Lefèbvre, p. 89 ff. И веб-сайт Университета Зигена.
- Адам Замойский: Наполеон: Одна жизнь . CH Beck, 2018, ISBN 978-3-406-72497-8 , стр.243 .
- Schoch, стр. 55; Шнаппер, стр. 206 и Стерджис; Clayson, стр. 155 и веб-сайт Зигенского университета.
- Lefèbvre, p. 90 и Schoch, p. 54 f.
- Lefèbvre, стр. 89 и веб-сайт Ассоциации французских музеев и национальных архивов.
- Арнольд, стр. 102f.
- Лефевр, стр. 89 и Арнольд, стр. 143-183 (подробное описание битвы при Маренго на английском языке).
- Лефевр, с. 89.
- Лефевр, стр.93.
Происхождение, жанр и местонахождение картины
Неизвестно, кто заказал картину. Этьен-Жан Делеклюз , ученик Давида, назвал Наполеона своим клиентом. Говорят, что он попросил картину в память о победе Маренго. Антуан Шнаппер считает более вероятным, что эту картину предложил испанский король Карл IV . Александр Стерджис и Холлис Клейсон прямо называют короля своим клиентом
Принимая во внимание политическую ситуацию, можно было предположить, что картина была сделана для Карла IV, но заказал ее кто-то другой. Испания вступила в Первую коалиционную войну на стороне Франции в 1796 году , но осталась нейтральной во Второй коалиционной войне
Картина могла быть предупреждением испанскому королю. Если Наполеон мог пересечь Альпы с армией, то же самое сделали и Пиренеи. Заявление Кристофера Прендергаста о том, что картина была отправлена испанскому королю, если бы была только вторая версия, соответствовало бы этой теории.
Давид хотел нарисовать Наполеона с мечом в руке, но он отказался, потому что, как он сам сказал, мечом не выиграть битвы. Скорее, он хотел, чтобы его нарисовали в спокойной позе на горячем коне. Дэвид приказал камердинеру принести в студию униформу, пальто, шляпу, ботинки и меч Наполеона, которые Наполеон носил в Маренго, и использовал их, чтобы надеть куклу, которую он использовал в качестве модели.
Картина Давида относится к жанру портретов правителей на коне, восходящим к древним имперским конным статуям Рима. Этот жанр был основан Тицианом благодаря его картине императора Карла V после битвы при Мюльберге в 1548 году. Однако в своей картине Давид обращался не только к Тициану. В качестве модели лошади Наполеона он взял конную статую русского царя Петра Великого Этьена-Мориса Фальконе .
Картина Давида оставалась в Испании до 1808/09 года, когда она была возвращена Жозефу Бонапарту во время его краткого правления на испанском троне. Сейчас он находится в Музее Шато де Мальмезон. Версия с рыжей лошади, захваченный на фельдмаршал Гебхард Леберехт Блюхер во время освободительных войн из замка Сен-Клу, это вторая версия сделана для Наполеона и могут быть найдены сегодня в замке Шарлоттенбург в Берлине . Третья версия, первоначально размещавшаяся в Доме инвалидов , сейчас находится в Версале вместе с другой . Четвертая версия, первоначально находившаяся во Дворце Республики в Милане , теперь предоставлена Художественно-историческим музеем во дворце Бельведер в Вене .
Пять версий
-
Картина была заказана Давиду, самому известному художнику Европы, за колоссальное по тем временам вознаграждение в 24 000 ливров испанским королём Карлом IV, который желал поместить картину в зале великих полководцев Королевского дворца в Мадриде. Потеряв испанский престол, брат императора Жозеф увёз полотно из Мадрида в Америку, где оно висело в сельской усадьбе Бонапартов в штате Нью-Джерси до середины XX века. Принцесса Евгения Бонапарт (1872—1949) завещала его музею, посвящённому памяти Наполеона, в его любимом имении Мальмезон близ Парижа.
Более реалистичная версия того же сюжета
- Наполеон Бонапарт, высоко оценив работу Давида, в том же году велел художнику повторить полотно для своей загородной резиденции Сен-Клу. После препирательств о гонораре Виван-Денон согласился заплатить за авторское повторение оригинала 15 000 ливров. В 1814 году эта версия картины была увезена из Сен-Клу солдатами прусского фельдмаршала Блюхера, который преподнёс её королю Пруссии. С тех пор она находится в замке Шарлоттенбург под Берлином.
- В 1802 году Давид создал третью версию своей картины, которая была торжественно помещена в библиотеке парижского Дома инвалидов, где доживали свой век ветераны наполеоновской армии. Многие иностранцы, приезжавшие в Париж, спешили в Дом инвалидов только для того, чтобы увидеть прославленное полотно Давида. Сразу после реставрации Бурбонов картина была спрятана в запасники Лувра. В 1837 году король Луи-Филипп, узнав, что во Франции осталась только одна версия картины, распорядился извлечь её из хранилища и поместить на видном месте в Версальском дворце.
- Четвёртую версию полотна Давид создал в 1803 году по заказу правительства Цизальпинской республики. В 1816 году Габсбурги распорядились увезти картину из Милана, поскольку она напоминала о ненавистном для них «тиране», однако местным жителям, сохранившим добрую память о Наполеоне (как освободителе Италии от гнёта австрийцев) удалось под разными предлогами задержать картину у себя до 1825 года. С 1834 года эта версия украшает дворец Бельведер в Вене.
- Давид был настолько привязан к картине, что выполнил для себя ещё одну версию (предположительно в 1805 году), которая находилась у его смертного одра в Брюсселе. В 1850 году будущий Наполеон III купил этот вариант картины у дочери художника, чтобы любоваться ей в своём любимом парижском дворце Тюильри. После падения Второй империи полотно унаследовал принц Наполеон Жозеф Бонапарт. Эта картина оставалась в частных руках до 1979 года, когда принц Луи Наполеон передал её в дар музеям Версаля.
Освещение исторических фактов
Более реалистичное изображение того же предмета Ипполита Делароша из 1850 года.
После Первой коалиционной войны (1792–1797) северные итальянские регионы перешли под контроль Франции. Во время Второй коалиционной войны (1799–1802) австрийцы вторглись в Ломбардию, которая была частью Франции. Наполеон, первый консул после государственного переворота 18 брюмера VIII (9 ноября 1799 г.), немедленно отправился в свою вторую итальянскую кампанию. Чтобы нанести удар в тыл врагу, украсть его припасы и отрезать его от припасов, Наполеон осмелился пересечь Альпы. После перехода Великого перевала Сен-Бернхард с 17 по 20 мая 1800 года его армия вторглась в северную Италию и 14 июня разбила австрийские войска у Маренго . В то же время Жан-Виктор-Мари Моро напал на австрийцев на юге Германии и отбросил их через Инн. 15 июля было подписано перемирие.
На самом деле Наполеон пересек Альпы не на лошади, как показано на картине, а на муле , которого вел горный проводник, в тылу своей армии. Его пальто и шляпа были покрыты клеенкой, и он не пошел по тому же маршруту, что и Ганнибал. Пушки не перевезли, как видно на картине. Орудия были разобраны, крепления на мулах и трубы, уложенные в выдолбленные стволы деревьев, были подняты в гору сотней человек, а не несколькими солдатами за один раз.
В то время, показанное на картине, Наполеон был всего лишь Первым консулом, а не, как это возможно, из-за связи с Карлом Великим и изображения, похожего на конную статую Цезаря , императора Франции. Он не стал им до 1804 года. Поскольку Наполеон стал первым консулом менее чем за шесть месяцев до битвы при Маренго, можно предположить, что он переехал в Северную Италию не ради Франции, как следует из показанного трехцветного изображения. мог. Скорее всего, его задачей было обеспечить свою власть. Потеря Ломбардии и Пьемонта также означала бы потерю престижа и поставила бы под угрозу его ранг Первого консула.
В конце концов, в переходе Наполеона через Альпы не было ничего необычного или уникального. За два года до перехода Наполеона французские армии пересекли Альпы, чтобы перехватить австрийские и русские войска в Швейцарии. Кроме того, четыре других французских подразделения пересекли Альпы во время кампании в Северной Италии.
Участие Наполеона в победе над Австрией тоже не то, о чем можно подумать, глядя на картину . Пять других генералов ( Жан Ланн , Андре Массена , Луи Габриэль Суше , Луи-Шарль-Антуан Десе и Франсуа-Этьен Келлерманн ) действовали в зоне боевых действий. Десе и Келлерманн внесли решающий вклад в победу в Маренго. Вдобавок Наполеон попросил Моро подкрепить Бон-Адрианом-Жанно де Монсе 25000 человек. Это пришло на помощь Наполеону с 15000 человек — после марша через Альпы.
Тем не менее, победа Наполеона была не единственной, которая привела к перемирию. Более того, насильственный мир длился недолго, поэтому победы были бесполезны. Как уже упоминалось, другие версии картины были созданы в 1801 и 1802 годах. Вполне вероятно, что эти версии были заказаны и распространены для поддержания репутации Наполеона как единственного успешного генерала. На самом деле все было иначе. Война снова вспыхнула в ноябре 1800 года. Но теперь именно Моро 3 декабря того же года удалось нанести решительный удар австрийским войскам при Гогенлиндене и вынудить их прийти к новому перемирию 25 декабря.
Прием
Бонапарт пересекает Альпы Поль Деларош 1850
Первые два экземпляра выставлялись в Лувр в июне 1801 г. Вмешательство сабинянок, и хотя пресса вызвала возмущение по поводу покупки, картина быстро стала хорошо известна благодаря многочисленным репродукциям, которые появлялись повсюду, от плакатов до почтовых марок. Он быстро стал самым воспроизводимым изображением Наполеона.
Этим произведением Давид довел жанр конного портрета до зенита. Ни один другой конный портрет, сделанный при Наполеоне, не получил такой известности, за исключением, пожалуй, Теодор Жерико с Зарядный егерь 1812 г.
С изгнанием Бонапарта в 1815 году портреты вышли из моды, но к концу 1830-х годов их снова вешали в художественных галереях и музеях.
В 2005 году художница Кехинде Вили изобразила оригинальную картину Жака-Луи Давида, превратив традиционный портрет в современную версию Наполеона. Уайли стремился противостоять и критиковать исторические традиции, чтобы признать черную культуру.
Версия Делароша
Артур Джордж, третий граф Онслоу, у которого была большая наполеоновская коллекция, посещал Лувр с Поль Деларош в 1848 году и прокомментировал неправдоподобность и театральность картины Давида. Он поручил Деларошу создать более точную версию с изображением Наполеона на муле; финальная картина, Бонапарт пересекает Альпы, было завершено в 1850 году. Хотя картина Делароша более реалистична, чем символическое героическое изображение Давида, она не должна была унизить — Деларош восхищался Бонапартом и думал, что достижение не уменьшилось, если изобразить его реалистичным образом.
Черный Брауншвейг
Джон Эверетт Милле также использовал изображение, чтобы противопоставить театральную риторику Дэвида натуралистическому сценарию в его картине. Черный Брауншвейг, в котором репродукция картины висит на стене комнаты, в которой один из Brunswickers кто сражался в Битва при Катре Бра готовится покинуть свою возлюбленную, чтобы присоединиться к борьбе с Наполеоном.
Черный Брауншвейг (1860)
Фон
Вторая версия Шарлоттенбургский дворец
Первый Версаль версия
Придя к власти во Франции в 18 брюмера 9 ноября 1799 г. Наполеон решил вернуться в Италия усилить французские войска в стране и вернуть территория захвачена посредством Австрийцы в предыдущие годы. Весной 1800 года он повел Резервную армию через Альпы через Большой перевал Сен-Бернар. Австрийские войска под Майкл фон Мелас, осаждали Массена в Генуя а Наполеон надеялся получить элемент неожиданности, выбрав трансальпийский маршрут. К тому времени, когда прибыли войска Наполеона, Генуя пала; но он двинулся вперед, надеясь вступить в бой с австрийцами, прежде чем они смогут перегруппироваться. Резервная армия сражалась в Монтебелло 9 июня, прежде чем в итоге одержать решающую победу на Битва при Маренго.
Инсталляция Наполеона как Первый консул а победа Франции в Италии позволила сближение с Карл IV Испании. Пока шли переговоры о восстановлении дипломатических отношений, состоялся традиционный обмен подарками. Чарльз получил пистолеты версальского производства, платья от лучших парижских портных, украшения для Королева, и прекрасный набор доспехов для вновь назначенного премьер-министра, Мануэль Годой. Взамен Наполеону были предложены шестнадцать испанских лошадей из королевских конюшен, портреты короля и королевы. Гойя, и портрет, который должен был быть заказан у Давида. Посол Франции в Испании, Шарль-Жан-Мари Алькье, попросил оригинал картины у Дэвида от имени Чарльза. Портрет должен был висеть в Королевский дворец в Мадриде в знак новых отношений между двумя странами. Дэвид, который был горячим сторонником Революция но передал свой пыл новому Консульство, очень хотел взять на себя комиссию.
Узнав о просьбе, Бонапарт поручил Давиду подготовить еще три версии: одну для Шато де Сен-Клу, один для библиотеки Les Invalides, а третий для дворца Цизальпийская Республика в Милан. Пятая версия была произведена Дэвидом и оставалась в его различных мастерских до его смерти.
История пяти версий
Оригинальная картина осталась в Мадрид до 1812 г., когда его заняли Жозеф Бонапарт после его отречения от должности короля Испании. Он взял его с собой, когда уехал в изгнание в Соединенные Штаты, и он висел у него на руках. Point Breeze поместье рядом Бордентаун, Нью-Джерси. Картина передавалась через его потомков до 1949 года, когда его пра-внучатая племянница, Эжени Бонапарт, завещал его музею Шато де Мальмезон.
Версия, созданная для замка Сен-Клу с 1801 г., была удалена в 1814 г. Прусский солдаты под фон Блюхер кто предложил это Фридрих Вильгельм III, король Пруссии. Сейчас он проводится в Шарлоттенбургский дворец в Берлин.
Копия Дома Инвалидов 1802 года была снята и помещена на хранение на Восстановление Бурбона 1814 г .; но в 1837 г. по приказу Луи-Филипп, он был перенесен в его недавно объявленный музей в Версальский Дворец, где остается по сей день.
Версия 1803 года была доставлена в Милан, но конфискована в 1816 году австрийцами. Однако жители Милана отказались отдать его, и он оставался в городе до 1825 года. В конце концов он был установлен в Бельведер в Вена в 1834 году. Он остается там сегодня, теперь часть коллекции Österreichische Galerie Belvedere.
Версия, хранившаяся Давидом до его смерти в 1825 году, была выставлена в Базар Бонн-Нувель в 1846 г. (где это было замечено Бодлер ). В 1850 году он был предложен будущему Наполеон III дочерью Давида, Полиной Жанин, и установлен в Дворец Тюильри. В 1979 году он был передан в музей Версальского дворца.