Гамаюн, птица вещая (картина). гамаюн картина васнецова

Роль в геральдике и искусстве

Было бы удивительно, если бы образ птицы-девы не затронул воображение людей творческих профессий: писателей, поэтов, художников. Так, например:

  • В одном из стихотворений всемирно известной поэтессы Анны Ахматовой Гамаюн (впрочем, сама того не желая) уводит путника с правильного пути, вселяет в сердце его тоску и печаль.
  • Владимир Высоцкий в песне «Купола» свёл всех троих птиц к одному дереву, и показал, что, несмотря на присутствие их, человек волен сам выбирать свой путь, поскольку видит всё собственными глазами.
  • У Блока же всё гораздо мрачнее: объятая ужасом, с запачканным кровью губами, птица поёт о правде и победе над злым игом, голодом и мором.
  • На картинах Васнецова птица Гамаюн прекрасна, но трагична и даже зловеща.
  • А вот на гербе Смоленской области и города Михайловск – более символична. Причем на флагах и гербах Смоленского княжества, области и губернии, городах Вязьмы и Смоленска, Татищевского района Саратовской области и Тербунского района Липецской области, птица Гамаюн изображена без человеческих черт.

В геральдике птица-дева означает покровительство и защиту от кровопролитных войн, возрождение, стремление к счастью, несмотря на все сложности, чуткость и чудесную силу.

Сочинение по картине Васнецова «Гамаюн птица вещая»

Многих ценителей искусства привлекает картина Васнецова о вещей птице. Эта необычная картина полна мифического и мистического. Во- первых, здесь изображена птица с головой девушки. Во – вторых, птица сидит на необычном дереве. Птица, словно, околдована чем- то сказочным

Она имеет необычный облик, что не может не привлечь внимание зрителей. В этом образе есть много символичного

Известно, что по легенде Гамаюн – это вещая птица, которая сопровождает бога Велеса. Она может предсказывать будущее людям. Она знает о всём, что происходит на земле и небе, о богах, людях, героях, чудовищах, птицах и о зверях. Васнецов был первым художником в России, который обратился к сказкам и мифологии. Он попытался изобразить мистическое существо на своём полотне так, как его описывают. Ведь именно в сказках царят мысли народа.

Картина написана довольно красочно. В центре же мы видим саму птицу Гамаюн. Она сидит на извилистой ветке, которая украшена несколькими цветами и лепестками. Судя по тёмным оттенкам на листьях ветки, можно догадаться, что птица прилетела сюда на закате. Она спокойно сидит на своём месте, крепко держась за ветку своими толстыми и мощными лапами. Птичка с женской головой больше напоминает девушку, нежели птицу. Лицо очень загадочное. Глаза смотрят куда -то вдаль, как будто она кого то там заприметила. Птица не испугалась, а наоборот, в её глазах присутствует храбрость. Она начинает петь свои магические и вещие песни.

Зачастую по мифу Гамаюн изображают не только с человеческой головой, но и ещё и с женской грудью. Здесь же художник предпочёл это скрыть. Птица прикрывает свою грудь крылом. Её перья такие чёрные и длинные, что вдали она похожа на ворона. Хвост же очень велик и красив. В отличие от остальных перьев на теле, он рыжёват с чёрными пёрышками. На голове же у птицы мы видим обычные человеческие волосы, на которых видно цветы. Волосы светлые, что говорит о ясности ума птицы. Крылья расправлены. Птица сидит на ветке не спокойно. Она очень осторожна.

Автор особо внимательно подошёл к такому образу. Изобразить мифическое существо на полотне не просто. Оно должно иметь вид загадочного, смелого и умного существа. Васнецову замысел удался. Некоторые увидели в его картине полёт народа, то есть, данная птица символизирует свободу русского народа и каждого человека в отдельности. Птица – это всегда независимость, а мифическая птица, как эта – ещё и мудрость.

Этимология

Не одно десятилетие историки-краеведы пытались дать определение изначальному происхождению названия «гамаюн». Одна из первых версий была выдвинута в начале 1950 года историком В. Г. Бирбковым, который писал, что гамаюны названы так «за их певучий говорок… Гамаюн — мифическая птица с женской головой, отличающаяся любовью к пению». Именно эта версия была ведущей все последующие годы.

Очевидно, вследствие недостатка сведений о мифах, где присутствует образ птицы-Гамаюн, многие краеведы путали её с ещё одним мифическим созданием, схожим по облику — певчей птицей Сирин, которая стала эмблемой русского народного фольклора. Птица же Гамаюн кричала, она пророчила счастье.

Происхождение слова ни у кого не вызывает сомнения, так как корень «гам», что означает крик, сам говорит за себя

Учитывая то обстоятельство, что протяжному диалекту гамаюнов отводится немаловажное значение, как одному из характерных особенностей данной этнической группы, можно предположить, что, возможно, существовали мифы, в которых славяне описывали протяжный крик этой птицы, похожий на человеческий гомон — нестройный гул человеческих голосов, однако таких сведений пока не найдено.. Сразу несколько версий о происхождении названия «гамаюн» выдвинули историки краеведческих экспедиций УрГУ в 1964 году:
1.Гамаюн (гомоюн) — прозвище лиц с акающей речью

«А в Михайловском-то гамаюны живут». (Первоуральский район).
2.Прозвище говорящих на ином диалекте. «Гамаюнами называли вятских» (Каменск-Уральский район).
3.Трудолюбивый, прилежный работник.
Толковый словарь В. И. Даля сообщает — Гомоюн (м), гомоюнка (ж) — так в России в Пензенской, Казанской и Пермской губерниях называли заботливого, усердного, трудолюбивого работника. В окающих губерниях говорили гомоюн, в акающих гамаюн

Сразу несколько версий о происхождении названия «гамаюн» выдвинули историки краеведческих экспедиций УрГУ в 1964 году:
1.Гамаюн (гомоюн) — прозвище лиц с акающей речью. «А в Михайловском-то гамаюны живут». (Первоуральский район).
2.Прозвище говорящих на ином диалекте. «Гамаюнами называли вятских» (Каменск-Уральский район).
3.Трудолюбивый, прилежный работник.
Толковый словарь В. И. Даля сообщает — Гомоюн (м), гомоюнка (ж) — так в России в Пензенской, Казанской и Пермской губерниях называли заботливого, усердного, трудолюбивого работника. В окающих губерниях говорили гомоюн, в акающих гамаюн.

Поэт Николай Клюев посвятил этой птице строки:

Я люблю малиновый падун,
Листопад горящий и горючий,
Оттого стихи мои как тучи
С отдалённым громом тёплых струн.
Так во сне рыдает Гамаюн,
Что забытый туром бард могучий.

Влияние

По мнению В. В. Стасова, гамаюн с картины Васнецова «сильно поражает и увлекает фантазию вдаль». Картина вполне соответствовала своему времени с его тревожными предчувствиями. Она стала известной почти с момента написания. Вместе с вдохновлённым ею одноимённым стихотворением Александра Блока 1899 года, картина дала толчок к развитию нового, неомифологического образа птицы гамаюн в русской культуре как вещей птицы, «многозначного символа мистического характера». Данный образ был широко известен во время Серебряного века русской культуры, но с его окончанием стал упоминаться реже.

В советское время картина репродуцировалась мало, став малоизвестной для широкой публики, по сравнению с другими произведениями автора на «сказочную» тематику. Однако ныне она легко находится в интернете по запросу «гамаюн». В работах современных художников, вслед за Васнецовым, гамаюн преимущественно изображается птицей с женской головой.

В 1988 году Издательством «Изобразительное искусство», Москва, был выпущен набор открыток, посвящённый творчеству В. М. Васнецова «Песнь о вещем Олеге. Былины. Сказки», куда вошла и репродукция картины «Гамаюн». Сравнение деталей и колорита репродукции с колоритом картины «Гамаюн» указывает, что основой репродукции послужил эскиз картины, выполненный в «утренней», тёплой гамме — данная работа, размером около 30х40, демонстрировалась на выставке графики В. М. Васнецова, представленной в 1975 г. в Доме-музее В. М. Васнецова в Москве. Местонахождение этой версии картины неизвестно. Символика «утреннего» Гамаюна, в отличие от сгорающего, «вечернего» Гамаюна — это символика возрождения, рассвета. Две ипостаси, воплощённые в этих двух образах, указывают нам на солярный символ, на образ солнца, вечерней и утренней зари, символику гибели и возрождения.

Творческая работа

В этом разделе размещается творческая работа команды: ПТИЦА ГАМАЮН В КАЛАЧИНСКЕ

Живёт-поживает в райском саду на острове Буяне птица Гамаюн. И решила однажды по белому свету полетать. И отправилась она в путешествие. Много государств облетела, пока добралась до России. Летела она через моря и горы, через леса и реки и прилетела в сибирскую сторонушку. Видит она город какой-то, а посреди города – озеро, Калачом называется, а на озере — остров. На острове том — парк, люди в нём гуляют, праздник отмечают. А город этот Калачинском называется. И встретился птице Гамаюн талисман города – Калачонок. И спрашивает птица его: — Что за праздник такой люди отмечают? -Праздник Калача – Калачонок отвечает. Угостил Калачонок птицу Гамаюн своим фирменным калачом. В ответ птица Гамаюн облетела остров три раза, и пожелала всем жителям добра и счастья, пообещала прилететь на следующий праздник. Эту историю сочинил Богдан Агапов

Это коллективная работа: Богдан Агапов сочинил и озвучил историю, Алёна Агапова создала работу в сервисе UtellStory В работе использованы: Изображения птицы Гамаюн Фотографии Калачинска Фотографии из личного архива Алёны Агаповой

Песня вещих птиц. Выставка картины В.М. Васнецова «Сирин и Алконост. Песнь радости и печали»

До 01.03.2018 в Государственной Третьяковской галерее в Лаврушинском переулке – Основное здание.

Выставка Третьяковской галереи, организованная при поддержке Сергиевского мемориального фонда, посвящена 170-летию со дня рождения художника В.М. Васнецова и 100-летию со дня гибели великой княгини Елизаветы Федоровны.

Впервые за долгие годы в постоянной экспозиции Третьяковской галереи вновь представлена картина В.М. Васнецова «Сирин и Алконост. Песнь радости и печали», традиционно хранящаяся в запасниках музея.


В.М. Васнецов «Сирин и Алконост» 1896 Собрание Государственной Третьяковской галереи

Этот проект продолжает серию выставок-фокусов, которые привлекают внимание к избранному произведению искусства, меняют привычную экспозицию и дополняют представление посетителей о русском искусстве прошлых веков.

Экспонирование знаменитого полотна сопровождается мультимедийной программой с показом документов, эскизов, рисунков, фотографий и предметов, раскрывающих историю взаимоотношений художника Виктора Васнецова и великой княгини Елизаветы Федоровны.

Жизненный и творческий путь Виктора Михайловича Васнецова (1848–1926) во многом связан с судьбой великой княгини Елизаветы Федоровны (1864–1918), причисленной Русской православной церковью к лику святых.


Елизавета Фёдоровна и Сергей Александрович

Урожденная принцесса Гессенская, Елизавета вышла замуж за великого князя Сергея Александровича (1857–1905), приняла православие и переехала в Москву, где ее муж занял пост генерал-губернатора. Знаток и покровитель искусства, великий князь часто общался с художниками, оказывая им поддержку, и приобщил супругу к русской культуре.

Личное знакомство великокняжеской четы с В.М. Васнецовым произошло в 1893 году. Художник не раз бывал в доме Сергея Александровича и Елизаветы Федоровны, дарил им свои рисунки и акварели, а также изготовленные по его эскизам киоты для икон.

Позднее он пожертвовал великой княгине копии некоторых своих произведений на благотворительные нужды. Виктора Михайловича и семью генерал-губернатора сближала православная вера, им одинаково были дороги народные традиции, русская история и национально-романтическое направление в искусстве.

В 1894 году Елизавета Федоровна купила мужу в качестве рождественского подарка работу Васнецова «Спас Нерукотворный», а год спустя её кабинет украсил вышитый по рисунку Васнецова стяг с изображением фантастической вещей птицы из славянского фольклора.

Через два года мастер по тому же эскизу написал картину «Птица Гамаюн» (Дагестанский музей изобразительных искусств им. П.С. Гамзатовой), приобретенную великокняжеской четой.


В.М. Васнецов «Птица Гамаюн. Эскиз к торжественному панно-хоругви» 1895


В.М. Васнецов «Птица Гамаюн» 1897 Дагестанский музей изобразительных искусств им. П.С. Гамзатовой, Махачкала

В 1895 году художник приступил к работе над большим полотном «Сирин и Алконост. Песнь радости и печали» (1896, ГТГ). Оно создавалось в контексте тех же размышлений автора, отразившихся в картине «Птица Гамаюн».

Здесь та же тревога, то же предчувствие трагизма грядущего ХХ века. Но если в картине «Птица Гамаюн» звучит пророчество предстоящих ужасов, то композиция «Сирин и Алконост» символизирует двоякость бытия, единство его светлой и темной сторон.

Образы птиц с женскими ликами почерпнуты художником из славянской мифологии. На протяжении столетий они получали различную трактовку.

Как выглядит — фото и описание картины Васнецова

До наших дней дошло множество изображений (картинок) птицы Гамаюн. Судя по образцам, она имела женскую голову и грудь, а туловище от крупной птицы, цепкие ноги с длинными когтями, яркое и выразительное оперение. В некоторых источниках утверждается, что в определенные моменты жизни птица может превращаться в девушку полностью.

Виктор Васнецов, интересовавшийся фольклором и мифологией Древней Руси, и на картины свои перенёс своё видение древнего мира. Яркость красок и четкость линий показывают, с какой верой в сказочные миры и персонажи художник занимался своей работой. Птица Гамаюн на полотне художника изображена сидящей на дереве и смотрящей куда-то вдаль.

Её черные, как смоль, крылья, резко контрастируют с окружающим миром, изображенным в светлых, сияющих тонах. Кажется, что она вот-вот взмахнет ими и взлетит в высоту. Удивительное сочетание умиротворенный природы, буйных красок и диссонирующей Гамаюн.

Вашему вниманию представлены картинки с изображением птицы Гамаюн.

Описание[править | править код]

На переднем плане картины изображено гибридное существо с телом птицы и женскими головой:118 и пальцами на ногах. У существа прекрасное, нежное лицо «диковатой девочки-подростка», оно почти детское, но «с правильными чертами». Оно обращено вдаль, мрачное, в глубоком раздумье, тревожное, испуганное:124, побелевшее, скорбное, суровое; с большими широко открытыми серьёзными тёмными глазами:123-124 полными ужаса и растерянности. Рот слегка приоткрыт, возможно, что существо что-то произносит:121. Крылья существа чёрные, они направлены вперёд, существо как будто укутывается ими:122, или пытается от чего-то отгородиться, или они «смяты порывами бури». Перья взъерошены, а золотистые волосы всклокочены:122, встали дыбом, что создаёт «нахохленный» вид:122. По-мнению И. А. Сухвановой, оно видит перед собой нечто ужасное, но не в силах отвести взор и продолжает прорицать:124.

Сидит существо на растущем из воды «диковинном» побеге или стволе:120, имеющем форму вопросительного знака в зеркальном отражении. Завитки на нём, один из которых увенчан фантастичным цветком, кажутся зловещими. Вместе с двумя симметричными веточками у основания ствола они образуют «мрачный орнамент» вокруг существа:119. Рядом с деревом из воды растут стилизованные:120 «призрачные» белые цветы и «условно намеченные травинки»:120. Фоном картины являются бескрайняя водная гладь, и сливающееся с ней:120 «тревожное» небо:119. И вода, и небо окрашены в красные тона, то ли заката:121, то ли пожара. «Красный отсвет лежит и на части перьев существа»:121. По мнению И. А. Сухвановой, картина имеет апокалиптическую атмосферу, очевидную даже если не знать её названия:119.

Другие обитатели солнечного сада

Помимо Гамаюн, в солнечном саду живут еще две мифические птицы, имена которых хорошо знакомы знатокам славянской культуры. Это Алконост и Сирин.

Алконост

Птица с руками и головой юной девы, глашатая бога солнца Сварога. Место обитания птицы – остров Буян. Согласно византийским и русским легендам, отождествляется со светлым началом, а песни её предвещают процветание и радость.

Прародительницей считается героиня греческих легенд Алкиона, которая утопилась в море, узнав о гибели горячо любимого супруга. За это великие боги Олимпа превратили её в птицу и повелели летать над морями. Внешними особенностями Алконост являются женское лицо, руки и грудь, позолоченная корона на голове и когти из драгоценного металла: на правой лапе – золотые, на левой серебряные.

Согласно сохранившимся изображениям оперение птицы пёстрое, однако художник Васнецов изобразил Алконост с белыми перьями, посчитав, что именно белый цвет лучше других отражает светлую сущность. Согласно преданиям, Алконост легко может как успокоить морскую гладь, так и вызвать бурю, а голос её, сладкий и нежный, одурманивает человека и заставляет забыть на время обо всём на свете. Песни её – это не бессмысленные трели, а послания от мира богов миру людей.

Кроме того, считается, что Алконост сопровождает погибших на поле боя воинов до ворот солнечного сада Ирия. Однако и Алконост есть «тёмные стороны». Согласно преданиям, яйцо её, которое она раз в год откладывает на дно морское, способно выполнить любое человеческое желание и уберечь от всех бед и зла. Смельчаков же, пытавшихся выкрасть это яйцо, Алконост преследует до конца его жизни, а душу после смерти оставляет мыкаться по земле, не давая подняться в Ирий.

Ирий – страна солнца у древних славян. Место, где цветут невиданные цветы и растут удивительные деревья, где обитают мирные животные и птицы с чудными голосами. Там же растёт и мировое древо, под сводами которых пируют славянские боги, и протекает Молочная река.

Согласно некоторым легендам, из Ирия аисты приносят на Землю младенцев.

Сирин

Полная противоположность птице Алконост. Черноволосая и светлоглазая, с серебряными когтями, эта птица считалась вестником Кощного бога, повелевающего мёртвыми. Прародительницами образа Сирин считают сирен – птицеобразных существ, живущих на скалах морских и заманивающих мимо плывущие корабли своими песнями.

Первое изображение Сирин относят к Х веку, со временем же о существе стали писать и в литературных источниках. Место обитания – мир мёртвых, Навь. Впрочем, эта информация взята из более ранних легенд. Поздние же источники говорят, что Сирин обитает в Ирии, где охраняет Молочную реку, деревья и лишь изредка слетает на землю, чтобы оплакать погибших в боях воинов.

Изначально Сирин – персонаж исключительно отрицательный. Считалось, что она дурманит разум всем, кого встречает, заставляя человека забыть и настоящем, и о прошлом

Голос её позволял прогнать страх смерти перед лицом опасности, однако заставлял и забыть об осторожности, а порой – и стремиться к настоящему суициду

Сирин умела вызывать водовороты, обладала даром предвидения: описывала прохожему его будущее, а также подвергала его испытанию пением: если человек, слушая её, удержал себя в руках – одаривала его. В противном случае могла и умертвить. Противостоять существу можно было двумя способами:

  • во-первых, греметь оружием, бить в барабаны и стрелять из пушек (Сирин не выносила шума);
  • во-вторых – начать петь самому и поразить птицу своим чарующим голосом.

Интересное наблюдение: никогда вместе с Гамаюн на лубках не изображались другие птицы из солнечного сада.

Оставим открытым вопрос: существовала ли птица Гамаюн на самом деле или нет? И в одном существующем источнике ответа не найдется, как и свидетельств.

Но пока не забыта славянская мифология и в сердцах человеческих живёт вера в чудеса, другие миры и необыкновенных существ – давайте будет читать легенды наших предков и вызывать старинную память наших поколений, которая хранится где-то в глубинах душ. Пусть прекрасные сказочные птицы придут к нам в наших фантазиях и снах, и ниспошлют нам блаженство и счастье!

Контекст

Гамаюн — это вечнолетающая при помощи хвоста безногая и бескрылая мифическая райская птица в русской книжности XVII—XIX веков, предвещающая своим падением смерть государственных деятелей. По мнению В. К. Былинина и Д. М. Магомедовой, художник мог познакомиться с книжными описаниями гамаюна во время работы над историческими материалами для иллюстрирования книги «Великокняжеская, царская и императорская охота на Руси» (1896—1911) Н. И. Кутепова.

Однако, образ, созданный Васнецовым на картине, имеет мало общего с ними. В. К. Былинин и Д. М. Магомедова считают, что это скорее «контаминация мотивов, связанных с древнерусскими райскими птицами вообще» и с образом птицы алкион (алконост), в частности, чем отображение представлений собственно о гамаюне. На связь с алконостом указывают розовые и пурпурные тона картины, опущенные чёрно-серые крылья птицы и образ дерева с птицей над водной гладью.

По-мнению И. А. Сухвановой, картина получилась «не совсем васнецовской», слишком фантастической и «символистской» для него, при том, что остальные его «сказочные» картины выполнены вполне реалистически. По мнению А. С. Трошина, на полотне «выражена повышенная декоративность, стремление к усложнённой символике образа». Картина близка к произведениям современников художника Г. Моро, М. А. Врубеля, Г. Климта и А. Мухи. Апокалиптическая атмосфера, как и использование багряно-красного цвета, характерна для более поздних работ Васнецова: «Архангел Михаил повергает дьявола» (1914—1915), «Баба-Яга» (1917), «Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем» (1918) и «Ковёр-самолёт» (1919—1926). Лицо же гамаюна напоминает лица праведниц с эскизов художника для росписи Владимирского собора в Киеве.

История персонажа

Гамаюн — вымышленный персонаж, который возник и распространился в русской культуре в ХVII–XIX веках. Это райская птица без ног и крыльев, которая летает, используя только хвост, а ее падение с неба предвещает смерть государственных деятелей.

В XIX–ХХI веках образ трансформировался посредством искусства и стал восприниматься двояко: как птица из рая, которая символизирует блаженство и счастье, либо как мифическое существо, предвещающее беду. Изменился и внешний облик птицы Гамаюн: сначала у персонажа «отросли» конечности, а со временем появилось и женское лицо. В таком виде она предстает на знаменитой картине Виктора Васнецова.

Другие обитатели солнечного сада

Помимо Гамаюн, в солнечном саду живут еще две мифические птицы, имена которых хорошо знакомы знатокам славянской культуры. Это Алконост и Сирин.

Алконост


Птица с руками и головой юной девы, глашатая бога солнца Сварога. Место обитания птицы – остров Буян. Согласно византийским и русским легендам, отождествляется со светлым началом, а песни её предвещают процветание и радость.

Прародительницей считается героиня греческих легенд Алкиона, которая утопилась в море, узнав о гибели горячо любимого супруга. За это великие боги Олимпа превратили её в птицу и повелели летать над морями. Внешними особенностями Алконост являются женское лицо, руки и грудь, позолоченная корона на голове и когти из драгоценного металла: на правой лапе – золотые, на левой серебряные.

Согласно сохранившимся изображениям оперение птицы пёстрое, однако художник Васнецов изобразил Алконост с белыми перьями, посчитав, что именно белый цвет лучше других отражает светлую сущность. Согласно преданиям, Алконост легко может как успокоить морскую гладь, так и вызвать бурю, а голос её, сладкий и нежный, одурманивает человека и заставляет забыть на время обо всём на свете. Песни её – это не бессмысленные трели, а послания от мира богов миру людей.

Кроме того, считается, что Алконост сопровождает погибших на поле боя воинов до ворот солнечного сада Ирия. Однако и Алконост есть «тёмные стороны». Согласно преданиям, яйцо её, которое она раз в год откладывает на дно морское, способно выполнить любое человеческое желание и уберечь от всех бед и зла. Смельчаков же, пытавшихся выкрасть это яйцо, Алконост преследует до конца его жизни, а душу после смерти оставляет мыкаться по земле, не давая подняться в Ирий.

Характерные фразы, цитаты

Гамаюн-птица вещая.

А. Блок ГАМАЮН — ПТИЦА ВЕЩАЯ

Закатом в пурпур облеченных,
Она вещает и поет,
Не в силах крыл поднять смятенных…
Вещает иго злых татар,
Вещает казней ряд кровавых,
И трус, и голод, и пожар,
Злодеев силу, гибель правых…
Предвечным ужасом объят,
Прекрасный лик горит любовью,
Но вещей правдою звучат
Уста, запекшиеся кровью!..

В. Высоцкий КУПОЛА

Как засмотрится мне нынче, как задышится?!
Воздух крут перед грозой, крут да вязок.
Что споется мне сегодня, что услышится?
Птицы вещие поют – да все из сказок.

Птица Сирин мне радостно скалится —
Веселит, зазывает из гнезд,
А напротив – тоскует-печалится,
Травит душу чудной Алконост.

Словно семь заветных струн
Зазвенели в свой черед —
Это птица Гамаюн
Надежду подает!

В синем небе, колокольнями проколотом, —
Медный колокол, медный колокол —
То ль возрадовался, то ли осерчал…
Купола в России кроют чистым золотом —
Чтобы чаще Господь замечал.

Я стою, как перед вечною загадкою,
Пред великою да сказочной страною —
Перед солоно – да горько-кисло-сладкою,
Голубою, родниковою, ржаною.

Грязью чавкая жирной да ржавою,
Вязнут лошади по стремена,
Но влекут меня сонной державою,
Что раскисла, опухла от сна.

Словно семь богатых лун
На пути моем встает —
То птица Гамаюн
Надежду подает!

Душу, сбитую утратами да тратами,
Душу, стертую перекатами, —
Если до крови лоскут истончал, —
Залатаю золотыми я заплатами —
Чтобы чаще Господь замечал!

Б. Гребенщиков СИРИН, АЛКОНОСТ,ГАМАЮН

В жилищных конторах лесной полумрак,
На крышах домов — фонари с египетской тьмой.
Тронулся лед, так часто бывает весной
Живущим на льдинах никто не сказал,
Что может быть так…

Откуда нам знать, что такое волна?
Полуденный фавн, трепет русалок во тьме…
Наступает ночь — начнем подготовку к зиме;
И может быть, следующим, кто постучит
К нам в дверь,
Будет война…

Я возьму на себя зеркала,
Кто-то другой — хмель и трепетный вьюн…
Все уже здесь: Сирин, Алконост, Гамаюн;
Как мы условились, я буду ждать по ту
Сторону стекла.

А.Ремизов. ГАМАЮН
Один охотник выследил на берегу озера диковинную птицу с головой прекрасной девы. Она сидела на ветке и держала в когтях свиток с письменами. На нем значилось: «Неправдою весь свет пройдешь, да назад не воротишься!»
Охотник подкрался поближе и уже натянул было тетиву, как птицедева повернула голову и изрекла:
— Как смеешь ты, жалкий смертный, поднимать оружие на меня, вещую птицу Гамаюн!
Она взглянула охотнику в глаза, и тот сразу уснул. И привиделось ему во сне, будто спас он от разъяренного кабана двух сестер — Правду и Неправду. На вопрос, чего он хочет в награду, охотник отвечал:
— Хочу увидеть весь белый свет. От края и до края.
— Это невозможно, — сказала Правда. — Свет необъятен. В чужих землях тебя рано или поздно убьют или обратят в рабство. Твое желание невыполнимо.
— Это возможно, — возразила ее сестра. — Но для этого ты должен стать моим рабом. И впредь жить неправдой: лгать, обманывать, кривить душой.
Охотник согласился. Прошло много лет. Повидав весь свет, он вернулся в родные края. Но никто его не узнал и не признал: оказывается, все его родное селение провалилось в разверзшуюся землю, а на этом месте появилось глубокое озеро.
Охотник долго ходил по берегу этого озера, скорбя об утратах. И вдруг заметил на ветке тот самый свиток со старинными письменами. На нем значилось: «Неправдою весь свет пройдешь, да назад не воротишься!»
Великая книга мифов

Родственники

Птица Гамаюн — посланница славянских богов, их глашатай.

Особенности характера и привычки

Гамаюн – в мифологии древнеславянских народов одно из воплощений бога мудрости Велеса . Ее также называют вещей птицей или птицей-говоруном. Подобные эпитеты Гамаюн получила за то, что является достаточно словоохотливым созданием, встреча с которым в большинстве случаев оборачивается для человека некими положительными событиями.
В соответствие с древнеславянскими легендами Гамаюн – птица Яви (ее темный антипод – Сирин – существо, принадлежащее миру Нави). Достойным людям, искренним и честным Гамаюн всегда помогает, она с легкостью может подсказать наиболее оптимальный вариант решения проблемы или даже раскрыть какую-либо тайну. Как воплощение бога мудрости Гамаюн обладает колоссальным объемом знаний обо всех аспектах мироздания, поэтому грамотно заданный вопрос всегда приводит к исчерпывающему ответу.
По древнему поверью, крик птицы Гамаюн предвещает счастье.
Птица Гамаюн — посланница славянских богов, их глашатай. Она поет людям божественные гимны и провозвещает будущее тем, кто согласен слушать тайное.Она, как вещунья, всегда одинока.

Отличается ли от греческих Сирен

Часть исследователей предполагает, что персонаж Сирин был заимствован из мифологии Древней Греции.

Вы, наверняка, помните о таких существах, как сирены – прекрасных полудевах-полузмеях, которые своим пением губили мореплавателей? Поскольку и у Сирин был чарующий голос, историки не исключают, что прообразом славянской полудевы-полуптицы стали именно сирены.

Противники этой теории утверждают, что это маловероятно. Дескать, общения между Русью и Древней Грецией быть не могло, а значит, и смешению культур тоже было неоткуда взяться.

Однако напомним, что торговцы из далёкой Финикии многие десятилетия налаживали общение не только с Древней Русью, но и с Грецией (что подтверждается многочисленными историческими документами), а значит – вполне могли стать промежуточным звеном, благодаря которому в мир славян попали данные о сладкоголосых девах-губительницах.

Сказка о славном охотнике

Одной из самых известных сказок является история о том, как один храбрый охотник, пожелав подстрелить птицу-деву, оказался перед выбором: исполнить любое своё заветное желание, но жить при этом жить во лжи и обмане, либо оставить всё как есть.

Несмотря на предупреждение птицы Гамаюн о том, что ему не удастся в таком случае вернуться обратно, он выбрал мечту. Много лет он обходил белый свет, побывал во всех его уголках, и был счастлив, но, когда вернулся в родные края – не узнал их. Селение, где раньше он жил, провалилось под землю, а на месте его образовалось глубокое озеро.

Долго ходил охотник вокруг озера, горюя о своих родных, и вдруг заметил на дереве свиток со словами: «Неправдою весь свет пройдешь, да назад не воротишься!» Так и оправдалось пророчество вещей птицы Гамаюн.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Метолит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: