Анри матисс: «я хочу, чтобы цвет на моих полотнах пел, не считаясь ни с какими правилами и запретами»

Происхождение и вектор жизни

Анри Эмиль Бенуа Матисс родился 31 декабря 1869 года в небольшом французском городке Ле-Като-Камбрези. Вскоре семья переехала в соседний Боэн-ан-Вермандуа, где отец Эмиль Ипполит Матисс открыл лавку и успешно торговал зерном. Мать Элоиза Анна Жерар также занималась семейным делом – была помощницей мужу, кроме того она расписывала керамику. Продолжение дела семьи Анри как старшим сыном было предрешено. Но после учёбы в школе и лицее он отправился в Париж, где поступил в Школу юридических наук. Закончив её в 1888 году, возвратился в городок Сен-Кантен, где прошли лицейские годы, и получил место клерка у присяжного поверенного.

Вектор жизни меняется

Карьеру юриста, с которой смирился уже и отец, прервал приступ аппендицита, когда Анри был 21 год. Период восстановления после операции затянулся на два месяца, и, чтобы развлечь сына во время длительного заточения в больнице, мать принесла ему всё, что надо для рисования. Позже Матисс отзывался о первых попытках рисовать, как о попадании в «какой-то рай». Новое увлечение побудило Анри распрощаться с юридической практикой и попытаться стать художником. В конце концов и отец принял это решение сына, напутствовав его наставлениями учиться как следует и непременно у самого Бугро, именитого академика изящных искусств.

В 1891 году Матисс поступил в парижскую Академию Жюлиана, частное заведение, конкурирующее с Национальной высшей школой изящных искусств, куда также намеревался поступать (что впоследствии не удалось). Подготовка к вступительным экзаменам проходила под руководством Вильяма Бугро, авторитетного мастера-академиста, с которым не сложилось нормальных отношений ученика с учителем. Взаимная антипатия привела к уходу Анри из мастерской Бугро.

В 1893 году – переход в Школу декоративных искусств, который предопределил дальнейшую судьбу художника – в 1895 году он успешно сдал вступительные экзамены и был принят в Школу изящных искусств как приглашённый студент. Здесь ему посчастливилось встретить Гюстава Моро, первого в своей жизни настоящего учителя, впоследствии оказавшего существенное влияние на становление и творчество. Перед ежедневным занятием учеников, копированием классиков в Лувре для наработки техники, Моро напоминал не забывать о цвете, «мечтать» о котором всегда призывал молодых художников. Именно Моро, наблюдая в процессе обучения за своим учеником Матиссом, сделал вывод, что тот определённо «упростит живопись».

Радость жизни (1905-1906)

«Радость жизни» в свое время была встречена зрителями очень бурно, шумно. Небезразличных к ней не было: одни отводили глаза, другие довольствовались буйством красок. Чересчур смелая и ярка картина Матисса стала новым событием в мире изобразительного искусства. Художник начал работать над ней во Франции, где организовал уютную мастерскую в одном монастыре.

В сюжете картины – обнаженные фигуры, нежащиеся на природе. Все они распределены на холсте равномерно, стоит сделать от него несколько шагов назад, как приходит понимание, насколько гармонично составлена картина, хотя Матисс не приветствовал законы перспективы. Сам художник с любовью назвал картину «Моя Аркадия», подразумевая свой взгляд на идею-утопию абсолютной гармонии человека с природой.

Судьбоносные знакомства

На занятиях, в музеях и поездках круг общения Матисса стремительно расширялся. В путешествии на остров Бель-Иль (остров Жозефины при Наполеоне I), живописное место летнего отдыха у побережья французской Бретани, Анри в 1896 году познакомился с Джоном Питером Расселом (1858-1930), художником-импрессионистом из Австралии. В следующем году знакомство укрепилось новой встречей и переросло в многолетнюю дружбу. Рассела Матисс считал своим учителем, важным на определённом этапе: он познакомил его с импрессионизмом, и, самое главное, разложил по полочкам аспекты теории цвета как основы будущих художественных предпочтений Матисса.

Старт без препонов

В 1896 году Анри Матисс предоставил пять картин в Салон Национального общества изящных искусств, покупателем двух из них стало государство, которое приобрело произведения для летней резиденции президента в городе Рамбуйе под Парижем. Это был успех, который прямиком привёл молодого живописца на должность члена-корреспондента Салона.

Из-под кисти художника в этот период преимущественно выходят пейзажи и натюрморты. Увлечённый красотами Бретани, живописец много пишет её прибрежные скалы и роскошные зелёные фермы. Выставленный в 1897 году импрессионистический «Стол с десертом» не имел особого успеха, что не повлияло на упорство художника в учёбе и стремление к профессиональному прогрессу. После смерти Гюстава Моро в 1899 году Анри покинул Школу изящных искусств и учился на курсах Каррьера, пробовал себя в скульптуре, затем нашёл ещё вечерние курсы – постоянная учёба премудростям и тонкостям художественного искусства была главным его стремлением.

Посуда и фрукты на красно-черном платке (1906)

Работа была создана в 1906 году в Коллиуре, о чем свидетельствует пурро – испанский винный сосуд, который мы видим на полотне художника. Автор работал над картиной летом. Весной 1906 Матисс путешествовал по Северной Африке, откуда кроме впечатлений, привез еще и керамику, и восточные ткани. Эти элементы стали неоднократно появляться в полотнах художника.

Красно-черный ковер, который ранее по ошибке назывался платком, фигурировал также и в других произведениях Матисса: «Красный ковер» и «Натюрморт с гипсовой статуэткой». Яркий коврик занимает почти все полотно, являясь украшением для посуды и фруктов. Только стеклянный сосуд показывает свою независимость.

Часто задаваемые вопросы

Кто нарисовал «Женщину в шляпе»?

Анри Матисс написал картину «Женщина в шляпе» в 1905 году. Он был одним из лидеров зарождающейся художественной группы под названием «Фове», что в переводе с французского означает «дикие звери». Женщина, позировавшая Матиссу, была Амели Парейр, которая была его женой.

Почему картина Анри Матисса «Женщина в шляпе» была важна?

Картина Анри Матисса «Женщина в шляпе» (1905) была одной из первых выставленных картин, положивших начало художественному движению фовизма. Это была революционная картина, поскольку в ней использовались различные живописные техники, особенно в отношении цвета и мазков.

Где находится картина Анри Матисса «Женщина в шляпе»?

Картина Анри Матисса «Женщина в шляпе» (1905) в настоящее время находится в Музее современного искусства Сан-Франциско (SFMOMA). Как сообщается, Элиз С. Хаас передала эту картину, а также многие другие произведения искусства в дар музею в 1990/1991 годах.

Красные рыбки (1912)

Сокращая пространство до пределов, Анри Матисс изображает на холсте круглый стол с рыбками в аквариуме. Кажется, что рыбки двигаются, плывут одна за другой. Растения тоже выглядят оживленными. Фоном для картины служит сад, а центральная роль достается столу и рыбкам. Отражение рыбок в воде было несложно изобразить расплывчатыми пятнами. Стол изображен на картине так, будто бы художник рисует его сверху, но ножка, пририсованная к нему, в то же время создает ощущение, что рисование происходило сбоку. В картине преобладает круглая фигура, что задает полотну определенный ритм и вызывает умиротворение.

Урок №2. Придумайте собственные правила

Анри Матисс у себя дома. Фото Анри Картье-Брессон. Ванс, Франция, 1944

С раннего возраста Матисс был бунтарем. В 1892 году он бросил школу и начал рисовать. Вскоре после этого он отказался от своих занятий, которые вели традиционные академические художники и заставляли его рисовать классические натюрморты и пейзажи. В 1898 году после того, как его представили Импрессионизму, Матисс решил на протяжении года рисовать то, что ему хотелось.

Эта «страсть к Цвету», конечно же, превратилась в фовизм. Вместе с Андре Дереном, Морисом де Фламинком и другими художниками Матисс бесстрашно применял яркие пигменты для своих пейзажей и портретов, получая негативные реакции от мира искусства до своей первой выставки работ – сначала в 1905 году в «Осеннем салоне» в Париже, а после в 1913 году на Арсенальной выставке в Нью-Йорке и Чикаго (одна из американских газет использовала заголовок «Анри Матисс виноват в каждом художественном грехе в календаре».)

Несмотря на отрицательную реакцию, Матисс придерживался своего мнения. В 1912-м году на вопрос о том, почему он нарисовал на холсте голубые томаты, он сказал: «Потому, что я так их вижу, и я ничего не могу поделать с тем, что другие не видят так же».

Матисс продолжал поражать своей оригинальностью на протяжении своей карьеры, особенно в использовании цвета. Например, в отличие от большинства импрессионистов, за которыми он и его сверстники следовали, он часто использовал черную краску для своих полотен.

В своего оригинальной книге заметок и размышлений «Джаз», которая вышла в 1947 году, Матисс призывал всех к уничтожению всех художественных приемов:

Танец (1910)

Матисс считал, что для понимания живописи не требуется специальное образование или соответствующий кругозор. В его картинах делается упор на простые формы. По его мнению, глядя на картину, зритель должен испытывать покой и расслабление. Картина «Танец» была написана от впечатлений художника от национальных танцев.

Однажды воскресным днем художник отправился в Мулен де ла Галлет. «Я просто смотрел, как танцуют. Особенно мне понравилась фарандола (хоровод). К слову говоря, художник часто изображал на своих полотнах хороводы. Вернувшись домой, Матисс повторил увиденный танец на картине 4-метровой длины.

Шедевры художника-целителя

Да, сам мастер говорил, что своей живописью стремится создать, образно говоря, «удобное кресло для надорванного, изнурённого человека», измученного войной, безработицей и болезнями, чтобы подарить ему минуты счастья и гармонии с миром. Человеку и в наш век нужна такая передышка. К счастью, у художника более тысячи произведений, среди которых любой современный зритель найдёт что-то особенное для услады уставших глаз и успокоения расшатанных нервов.

Самые известные картины Матисса:

  • «Женщина в шляпе» (1905);
  • «Радость жизни» (1906);
  • «Танец» (1910);
  • «Красные рыбки» (1912);
  • «Натюрморт с цветами и виноградом» (1922);
  • «Парижский танец» (1931-1933);
  • «Женщина в фиолетовом халате» (1937);
  • «Голубая обнажённая» (1952);
  • Картины разных лет, в названиях которых упоминается одалиска.

Всю жизнь художник искал настоящую гармонию, эти труды принесли яркие, как его краски, плоды: он стал всемирно известным мастером цвета, произведения которого – гордость музеев и частных коллекций по всему свету.

Откровенность яркого «Танца»

Биография художника Анри Жюльена Фелиса Руссо

Рыбки Анри Матисса

Академия Матисса

К тому времени у Матисса были уже поклонники, влиятельные меценаты, которые убедили художника основать свою школу живописи – знаний и умений накоплено уже предостаточно, надо ими делиться. В 1908 году Академия Матисса приняла первых учеников, французов и иностранцев. Анри давал уроки совершенно бесплатно – художник решил, что деньги могут стать препятствием, если вдруг придётся прекратить занятия временно или совсем. Число учеников росло вместе с популярностью художника, он успешно стал продавать свои творения коллекционерам. Выбирает время для путешествия в Германию, принесшее ему полезные знакомства среди ценителей искусства – теперь кроме Сары Стайн поклонниками Матисса стали Иван Морозов, Сергей Щукин. Возросший спрос на произведения Анри Матисса заставляет его сделать выбор в пользу творчества, на преподавание времени не остаётся. Летом 1910 года академия была закрыта.

Матисс завоёвывает заграницу

Выполнив заказы для русских коллекционеров, в 1911 году Матисс по приглашению побывал в Москве и Санкт-Петербурге, где его встретили очень тепло. Мастер, со своей стороны, также был тронут восторженным приёмом и в интервью журналистам признавался в особой вере в русское искусство и русский народ.

С этого времени материальные трудности забылись. Художник много путешествует по Испании, снова Германии, Марокко, начинает выставляться за границей (в 1912-м в США).

Пять фактов о Матиссе к 150-летию художника

1.Отец художника был успешным торговцем зерна и имел свою лавку. Он рассчитывал, что Анри продолжит семейное дело, но мальчик пошел своей дорогой. Сначала его привлекает юриспруденция. Закончив учебу в Школе юридических наук, он работает клерком у присяжного поверенного. Но вдруг с юношей случается приступ аппендицита, из-за чего он вынужден находиться в больнице целых два месяца. Чтобы Анри не скучал, мать приносит ему принадлежности для рисования. Так Матисс впервые начинает рисовать, копируя цветные открытки. Занятие настолько увлекает мальчика, что он решает стать художником и начинает готовиться к экзаменам в Школу изящных искусств.

2.Матисс пробовал работать в разных техниках, он даже изобрел собственное направление — фовизм. Принято считать, что отправной точкой фовизма стала картина «Роскошь, покой и наслаждение», написанная в 1904-1905 годах. Эта работа выполнена в технике дивизионизма, или пуантилизма (манера письма, когда картина складывается из раздельных мазков правильной формы). Однако на этом поиски не заканчиваются. В 1932 году Матисс впервые применяет для создания картин цветную бумагу, из которой вырезает нужные формы. Это происходит при создании панно Танец II. А уже на склоне лет Матисс, опираясь на предыдущий опыт работы с бумагой, создает собственную технику: из бумажных обрезков мастер составляет картины. Матисс придумал это для экономии собственных сил.

3.Русский купец Сергей Иванович Щукин был одним из первых, кто оценил талант французского мастера. Коллекционер пригласил Анри Матисса в Россию. Так художник посетил Москву и Петербург. Матисс отзывался о России с восхищением, особенно его вдохновила трогательная простота икон. В 1909 году Щукин заказал для своего особняка два полотна. Сейчас «Музыка» и «Танец» хранятся в Эрмитаже. Матисс закончил эти произведения в 1910 году, выставив работы на Осеннем салоне. Сюда приехал и Щукин. Ни один критик кроме Гийома Аполлинера не признал произведения Матисса успехом. Щукин уехал домой, отказавшись забирать полотна. Однако через двое суток послал Матиссу телеграмму с признанием своей слабости и просьбой прислать произведения.

4.А еще Анри Матисс делал эскизы декораций и костюмов. В 1920 году Сергей Дягилев, русский театральный и художественный деятель, обратился к Матиссу с просьбой создать эскизы костюмов и декораций для балета «Песнь соловья». Музыка была написана Игорем Стравинским, поставил балет Леонид Мясин. Первый показ состоялся 2 февраля 1920 года в Гранд-опера в Париже. Через 17 лет к Матиссу снова обращаются с просьбой сделать эскизы декораций и костюмов. На этот раз для балета «Красное и черное» на музыку Дмитрия Шостаковича в хореографии Леонида Мясина.

5.Матисс делал также книжные иллюстрации. Он написал сцены из Одиссеи для известного романа Джеймса Джойса «Улисс». А первой книгой, выпущенной с иллюстрациями художника, стал сборник поэзии Стефана Малларме.

Кстати

Юбилей художника Государственный Эрмитаж отмечает выставкой книги «Джаз» — самой знаменитой и необычной книги мастера. Это единственное произведение, которое Матисс не только оформил, но и написал.

— Работа над книгой началась в 1943-1944 годах, когда художник сделал серию декупажей, сюжеты которых навеяны «воспоминаниями о цирке, о народных сказках или путешествиях». В 1946 году Матисс написал небольшой текст, своеобразный аккомпанемент к изображениям, и переписал его тушью, очень крупным почерком, — рассказывают в музее.

«Джаз» был выпущен осенью 1947 года тиражом всего 270 экземпляров. В книгу вошло 20 цветных композиций и около 70 страниц с текстом.

Последние годы

В 1941 году ухудшилось здоровье немолодого мастера. Перенеся тяжёлую операцию на кишечнике, художник мог проводить на ногах не более двух часов в день. Так прошли следующие 13 лет его жизни. Лидия, теперь помощница, сиделка и модель, всегда была рядом. Прося у доктора перед операцией ещё 3-4 года жизни, Матисс торопился, такое громадьё планов у него было. Этот период оказался очень тяжёлым: Вторая мировая война и связанные с ней дикие волнения за родных сводили с ума (к счастью, все остались живы), собственные физические страдания не давали спать. Но мэтр упорно работал, создав великолепные шедевры: иллюстрации к книге «Джаз» (1943-1947), эскизы витражей Капеллы Чёток в Вансе (1947-1951), картины. Последней работой мастера стал макет оконного витража для Нью-Йоркской церкви, который заказал в 1954 году Нельсон Рокфеллер.

Анри Матисса не стало 3 ноября 1954 года, спустя два дня после микроинсульта. Перед смертью всё понимающая Лидия Делекторская, скрепя сердце, нежно шутила, а мастер улыбался.

Анри Матисс

Анри Матисс (Heni Matisse) (1869–1954), выдающийся французский художник. Родился 31 декабря 1869 в Ле-Като на севере Франции. В 1892 приехал в Париж, где учился в Академии Жюлиана, а позже у Гюстава Моро.

Поиски непосредственной передачи ощущений при помощи интенсивного цвета, упрощенного рисунка и плоскостного изображения отразились в произведениях, представленных им на выставке «диких» (фовистов) на Осеннем Салоне 1905 года.

Он выставляет ряд работ.Произведения эти, произведшие скандальный фурор, положили начало фовизму.

В это время Матисс открывает для себя скульптуру народов Африки, начинает ее коллекционировать, интересуется классической японской ксилографией и арабским декоративным искусством.

К 1906 завершает работу над композицией «Радость жизни», сюжет которой навеян поэмой «Послеобеденный отдых фавна» С. Малларме: в сюжете сочетаются мотивы пасторали и вакханалии. Появляются первые литографии, гравюры на дереве, керамика.

В графике Матисса арабеск сочетается с тонкой передачей чувственного обаяния натуры.

В 1907 Матисс путешествует по Италии (Венеция, Падуя, Флоренция, Сиена). В «Заметках живописца» (1908) он формулирует свои художественные принципы, говорит о необходимости «эмоций за счет простых средств». В мастерской Анри Матисса появляются ученики из разных стран.»Автопортрет» 1918 года, Музей Матисса, Ле Кате-Камбре, Франция

Третье панно — «Купание, или медитация» — осталось лишь в набросках. Выставленные в парижском Салоне перед отправкой их в Россию, композиции Матисса вызвали скандал эпатирующей обнаженностью персонажей и неожиданностью трактовки образов.

В связи с установкой панно Матисс посетил Москву, дал несколько интервью для газет и высказал восхищение древнерусской живописью. В картине «Красные рыбки» (1911, Музей изобразительных искусств, Москва), используя приемы эллипсообразной и обратной перспектив, перекличку тонов и контраст зеленого и красного, Матисс создает эффект кружения рыбок в стеклянном сосуде.

Золотая рыбка Анри Матисса

Матисс нарисовал Золотую рыбку дома в Исси-ле-Мулино, недалеко от Парижа.

Это масло на Картина на холсте принадлежит к серии, которую Матисс создавал в период с весны до начала лето 1912.

Эта картина, построенная через семь лет после знаменитой выставки Матисса 1905 года, некоторые яркие цвета и сплошные линейные узоры, связанные с фовистами.Однако это более тонкое представление, чем другие более ранние работы, сочетающее цвета и формы в симфоническом единстве.

Ярко-оранжевая рыба, манящая зрителя к сцене, занимает центральное место холст на красочном фоне. Листва, а также декоративные перила или поручень скамейки имитирует изгибы стола, на котором сидит чаша с золотой рыбкой. В вся композиция кажется сбалансированной, а использование цветов излучает успокаивающее действие спокойствие.

Золотая рыбка стала постоянной темой Матисса. Появившись в девяти его картинах, как а также в его эскизах и печатных работах

Золотая рыбка сразу привлекает внимание благодаря к их цвету. Яркий оранжевый резко контрастирует с более приглушенными розовыми оттенками

и зелень, которая окружает аквариум и морской зеленый фон. Как дополнительные цвета при размещении рядом друг с другом, синий и оранжевый, а также зеленый и красный действительно выделяли друг друга.

Эта техника, широко используемая фовистами, особенно ярко проявляется у Матисса. раннее полотно Le Bonheur de Vivre. Хотя позже он смягчил свою палитру, жирный апельсин напоминает фовистские годы Матисса, которые продолжали влиять на его использование цвета, пока он не умер.

Матисс, возможно, заинтересовался золотой рыбкой после недавней поездки в Танжер, Марокко, где он наблюдал, как местные жители мечтают, глядя в чаши с золотыми рыбками.Он восхищался расслабленным, созерцательным образом жизни марокканцев. Для Матисса золотая рыбка стал символизировать это безмятежное состояние ума. Он также стал символом рая. утерян, предмет, часто изображаемый в искусстве.

Эта картина иллюстрирует некоторые из основных тем в живописи Матисса: его использование дополнительных цветов, его поиски идиллического рая, его поиски созерцательное расслабление для наблюдателя и его сложное построение изобразительного пространство.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Метолит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: