Репродукция картины анри матисс «разговор»

Живопись

В 1891 г. Анри оставил правовую деятельность и отправился в Париж, начав готовиться к поступлению в Школу изящных искусств. Однако он провалил экзамены, в связи с чем смог стать учеником Школы только спустя 4 года.

В данный период биографии Матисс часто посещал Лувр, исследуя полотна великих мастеров. Здесь он перерисовывал картины французских и голландских живописцев. Одновременно с этим, он увлекался современными течениями и классическим японским искусством.

Позднее Анри познакомился с австралийским художником Джоном Питером Расселом. Именно Рассел открыл для него мир импрессионизма, который в то время только набирал обороты. В частности, он показал Матиссу работы Ван Гога, с которым Рассел был тесно знаком около 10 лет.

Общение с Джоном оказало на Анри огромное влияние и позже, он даже называл его своим наставником. По словам Матисса, он помог ему осмыслить теорию цвета.

В 1896 г. сразу 5 полотен Анри были выставлены в Салоне, 2 из которых были куплены государством. После такого успеха, его избрали членом-корреспондентом Салона Национального общества изящных искусств. В 1890-е годы он ежегодно писал по несколько картин, выполненных в духе импрессионизма.

В начале 1900-х годов Матисс находился в активных творческих поисках, экспериментируя с разными жанрами. Не смотря на серьезные материальные трудности, он покупал полотна тех художников, которыми он восхищался. В частности, на него производило огромное впечатление творчество Поля Сезанна.

Анри поражала работа Сезанна с цветом и самой структурой живописи. В результате, он даже называл его своим основным вдохновителем. Летом 1904 г. в биографии Матисса произошло знаковое событие – была организована его первая персональная выставка, которая, однако, не впечатлила его соотечественников.

После этого Анри решил попробовать свои силы в технике точечных мазков, став автором первого шедевра – «Роскошь, покой и наслаждение». Тем не менее, вскоре он охладел к такому стилю письма, предпочтя ему широкие и размашистые мазки.

В середине 1905 г. в карьере Матисса произошел творческий переворот. Вместе с группой единомышленников он создал совершенно новый стиль – фовизм. Для фовизма были характерны обобщение формы и пространства, сведение формы к простым очертаниям, исчезновение светотени и линейной перспективы.

На предстоящей выставке Анри продемонстрировал 2 новые работы – «Женщина в шляпе» и «Открытое окно». На художников-новаторов обрушилась волна критики, поскольку посетители были возмущены их пренебрежением к канонам изобразительного искусства. Не случайно публика прозвала их фовистами, что в переводе с французского означало – дикари.

И все же, было немало и тех, кто проявил большой интерес к фовизму. В результате, у Матисса и его коллег начали покупать картины. Интересен факт, что большая часть лучших работ Анри, была создана в период 1906-1917 гг.

Скульптор Анри Матисс

Вскоре Матисс познакомился с еще малоизвестным Пабло Пикассо, с которым продолжал дружить и в последующие годы биографии. В будущем они будут «соперничать» между собой на мировой художественной арене, проявляя друг к другу большое взаимоуважение.

Два наиболее прославленных полотна – «Танец» и «Музыка», Анри Матисс написал для русского мецената Сергея Щукина. Примечательно, что монтаж своих картин живописец контролировал самостоятельно. Ради этого, он приехал в Москву, где ему оказали очень теплый прием.

В скором времени Матисс посетил Алжир и Италию. Приехав домой он создал новый шедевр «Голубая обнаженная», а также увлекся литографией и гравюрой. Постепенно в его творчестве происходит отход от приемов фовизма.

Картины Анри наполняются тонкостью и глубиной, а также начинает прослеживаться связь с природой. В 1920-х годах он уже имел мировую известность, вследствие чего его выставки проходили в самых разных городах и странах.

В разгар Второй мировой войны (1939-1945) у мастера обнаружили онкологию. После операции он почти не мог передвигаться. В этот отрезок биографии, он стал автором нового направления в сфере декупажа, в основе которого лежало составление картин из кусков разноцветной бумаги.

На закате своей карьеры Анри Матисс уделял внимание интерьеру. Также он приложил руку к художественному оформлению женского монастыря в Вансе

Сам он говорил, что работа над Капеллой в монастыре, потребовала от него 4-х лет усидчивого труда, и что она является результатом всей его сознательной жизни. Более того, Матисс заявлял, что не смотря на все ее недостатки, он считал Капеллу своим лучшим произведением.

Такой разный Сезанн…

На обоих художников оказало влияние искусство Поля Сезанна. У Пикассо это выразилось в его развитии кубизма, разбивке рисунка на геометрические формы. Пример этого периода — «Бюст человека (Атлет)» (1909).

Матисс иронически относился к такой манере Пикассо. Он научился у Сезанна композиции цвета и формы, тщательно проработанным интерьерам и характерным сюжетам: наклоненная поверхность стола, ваза с фруктами. Как на этом полотне «Корзина с апельсинами»

После Первой Мировой войны оба мастера обратились к классическим образам. Пикассо пишет картину «Женщина у моря» (1922).

Пенсионер построил железную дорогу в своем дворе: жена от этого не в восторге

Репортеры засняли беременную Софи Тернер

Из ненужных мячиков для пинг-понга мы сделали оригинальное украшение для сада

Черты лица героини этого портрета напоминают античную статую Геры, которую художник видел в Неаполе. Руки, ноги, лицо женщины окружены темной тенью.

РАЗДЕЛ 1.3 Личная жизнь

10 января 1898 года Матисс женился на Амели Парейр, с которой познакомился всего три месяца назад на свадьбе друга (Амели была подружкой невесты, Анри шафером). Амели тогда сразу влюбилась в бойкого бородача. Недолгие романтические отношения завершились бракосочетанием, причём после признания Матисса, что на первом месте для него всегда будет живопись. Ничего странного – у Амели была мечта посвятить всю жизнь чему-то возвышенному и значительному. Так и случилось – она стала надёжной помощницей, женой и другом художника, в первые же годы совместной жизни, в 1899 и 1900 годах, родила ему двух сыновей, Жана-Жерара и Пьера. Кроме того, в семью взяли Маргариту, незаконнорожденную дочь художника, появившуюся на свет в 1894 году от модели живописца Каролины Жобло.

Семья росла, а постоянного дохода не было, денег катастрофически не хватало. В итоге детей отвезли в родительский дом Анри. Сам живописец взялся за регулярный заработок – в 1900 году устроился художником-декоратором, объектами оформления стали залы Всемирной выставки в крупнейшем культурном центре Парижа Гран-Пале. Работа была изматывающе тяжёлой, Анри заболел. Едва вылечившись, снова взялся за работу. Временами посещал семью, но в этот период нервы его были на пределе, а настроение на нуле. Иногда расстроенного художника даже посещали мысли бросить живопись.

Летние месяцы 1905 года художник проводит с друзьями-коллегами в деревне на берегу Средиземного моря. Этот период знаменателен созданием Матиссом, Дереном и де Вламинком нового стиля, названного впоследствии фовизмом. Плоскость форм, чёткость линий и цвет – вот характеристики картин Анри Матисса того периода. Осенью состоялось представление работ фовистов на Осеннем салоне. Но всё новое часто не принимается публикой и нещадно критикуется. Так случилось и теперь

Но скандал это тоже результат, ведь он привлекает внимание. Особенно после сравнения выставки с горшком краски, который художники бросили в лицо общественности

С целью высмеять живописцев критика назвала их фовистами, дикарями с французского. Название оказалось не обидным и весьма метким, оно прижилось. Скандальные отзывы привели к картинам Матисса покупателя, чему художник был несказанно рад.

Уже через год группа единомышленников и их последователей и учеников распалась, что никак не отразилось на дальнейших поисках Матисса себя в искусстве. Знакомство в 1906 году с начинающим Пабло Пикассо (1881-1973) переросло в дружбу, основанную не только на уважении друг к другу, но и на соперничестве.

РАЗДЕЛ 1.5 Последние годы

На закате карьеры Матисса сопровождал успех. Его знали в обществе – теперь имя работало на него.

В конце карьеры Матисс получил несколько крупных заказов. К примеру, в 1931 году ему поручили расписать стены в художественной галерее в Пенсильвании, которой владел коллекционер доктор Альберт Барнс. Он также нарисовал иллюстрации для серии поэтических сборников, которые были выпущены ограниченным тиражом.

После операции на кишечнике в 1941 году Матисс был почти прикован к постели, однако даже лежа в кровати продолжал работать. Он рисовал карандашом или углем, закреплённым на конце длинного шеста, который позволял доставать до холста. Его поздние работы были столь же экспериментальными и яркими, как и ранее. Одной из самых запоминающихся стала книга «Джаз», написанная и проиллюстрированная Матиссом в 1947 году. В ней художник описывал свои размышления о жизни и искусстве и украшал текст изящными аппликациями из цветной бумаги. Этот проект вдохновил Матисса на создание серии работ, с выразительными формами человеческих фигур, вырезанных из ярко-синей бумаги.

Венцом его творений стала Капелла Чёток (Chapelle du Rosaire de Vence).

С 1947 по 1951 год Анри Матисс работал над проектом, который он назвал своим лучшим произведением. Он разработал план, витражи и фрески для Капеллы Чёток в Вансе, известной сегодня также как часовня Розер и часовня Матисса.

«Я не стремлюсь возводить церкви. Я создаю нечто вроде театральной декорации… Я хотел бы сделать свою капеллу местом, которое своей красотой тронуло бы сердце каждого, местом, где их души были бы очищены красотой форм» — так говорил Матисс о Капелле Чёток.

После четырехлетней работы у Матисса ухудшилось здоровье: упало зрение, начала мучить бессонница, болело сердце. Но, несмотря на это, он продолжал работать над аппликациями. В 1952 он закончил серию «Голубые обнаженные» и большую работу «Бассейн» и в 1953 показал их на выставке в Париже.

В 1954 году Матисс опубликовал книгу «Портреты», в которой собрал 39 портретов современников. В этом же году он закончил витраж, который заказал Нельсон Рокфеллер.

Анри Матисса не стало 3 ноября 1954 года, спустя два дня после микроинсульта. Перед смертью всё понимающая Лидия Делекторская, скрепя сердце, нежно шутила, а мастер улыбался.

«Разговор», Матисс

Год написания: 1909Размер: 177 × 217 смМестонахождение: Эрмитаж, Санкт-Петербург

Вариант 1 — Кратко

9 предложений/ 102 слова

Картина Анри Матисса «Разговор» создана в духе фовизма. На полотне изображены расположившиеся друг напротив друга мужчина и женщина, очевидно, супруги. Их фигуры, в соответствии с традициями данного направления живописи, максимально упрощены.

Одетый в полосатую пижаму мужчина стоит перед женой выпрямив спину и положив руки в карманы. Женщина в длинном чёрном платье с изумрудным воротником гордо восседает на синем стуле.

Между героями происходит разговор. Беседа ведётся на фоне синих стен комнаты в загородном доме. В центральной части полотна изображено окно, за которым зеленеют деревья и благоухают цветы в саду. Матисс намеренно нарушает принципы линейной перспективы, но использование насыщенных локальных цветов придаёт полотну объём.

Вариант 2 — Подробно

18 предложений/ 257 слов

Картина Анри Матисса «Разговор» создана в лучших традициях авангардного направления живописи под названием фовизм. Для этого течения характерно сознательное упрощение форм и пренебрежение принципами линейной перспективы.

На полотне изображены мужская и женская фигуры, запечатлённые на фоне синих стен комнаты в загородном доме. За окном коттеджа виднеется благоухающий летний сад, где зеленеют деревья и пестреют цветы.

В соответствии с принципами фовизма, художник лишь схематично прописывает одежду и лица героев, тем не менее уделяя большое внимание их позам. Женщина, находясь справа от мужчины (своего супруга), вольготно сидит в синем кресле, гордо взирая на своего собеседника

Её фигура создана с помощью мягких округлых мазков, а чёрный оттенок длинного платья напоминает о таинственности, непостижимости женской души.

Фигура мужчины, расположившегося слева, наоборот, кажется всецело состоящей и чётких вертикальных прямых линий. Этот эффект усиливается полосатым орнаментом голубой пижамы героя. В позе собеседника женщины читается напряжение. Он стоит выпрямившись, положив руки в карманы.

О чём беседуют эти двое, по-прежнему остаётся загадкой как для зрителей, так и для критиков. Кто-то полагает, что суть разговора сводится к непринуждённой утренней беседе

Кто-то, обращая внимание на напряжение в позах героев, свидетельствует о конфликте, в котором мужчина чувствует себя виноватым

Отсутствие перспективы лишь на первый взгляд делает картину простой и плоской. Использование художником глубокого синего, а также жизнеутверждающего зелёного цветов придаёт полотну глубину.

Матисс не случайно выбирает для работы именно эти оттенки, поскольку пышное зелёное дерево является символом благоухания жизни, а синий цвет ассоциируется с вечностью. Таким образом, кажется, что связанных узами брака героев ждёт долгое и счастливое совместное будущее, несмотря на мимолётные ссоры и временное недопонимание между супругами.

см. также:Все сочинения-описания картин

Анри Матисс «Танец»: описание картины

Мастер подверг переработке свою первоначальную идею. В новом «Танце» появилось немало реминисценций фовистских полотен, а сама тема прочитывается более явно. В композицию возвращаются пластичность и обтекаемость контуров «декоративного» периода, очертания фигур вновь вторят архитектурным формам. Новый цикл панно, называемый сегодня «Мерионским», установленный в Фонде Барнса в мае 1933 года, сам Матисс называл «дионисийским».

Тема танца все еще представлялась Матиссу незавершенной, и он принимает решение возвратиться к многострадальному первоначальному полотну, ждавшему художника в мастерской-гараже. Уже к ноябрю Матисс завершает «бумажный» вариант композиции, который тщательно переносит на новые, специально заказанные холсты. Это были именно те полотна, которые хранятся в Музее современного искусства города Парижа, а сейчас выставлены в Москве. Полотно с первоначальным вариантом, на котором оставались начатые еще зимой 1931/32 года наброски композиции, служившее основой для бумажных экспериментов и потому испещренное следами булавок, было свернуто в рулоны и оставалось забытым вплоть 1992 года. Впоследствии оно было также приобретено Музеем современного искусства города Парижа и сейчас известно как «Незавершенный» «Танец».

Окончательный вариант «Парижского» «Танца» художник считал воплощением воинственного начала. Изначально более смелый и радикальный по решению, осенью 1933 года он превратился для мастера еще и в символ победы над разлучившими его с любимым детищем обстоятельствами. «Парижский» «Танец» приобретает значение эстетического манифеста, утверждающего, помимо новых форм и приемов, еще и право мастера на творческое высказывание в современном мире.

Творческие находки Анри Матисса, сделанные во время работы над «Танцем», получили развитие в позднем творчестве самого мастера и его младших современников. Отныне техника декупажа (от франц. decouper — вырезать) стала одной из основных для художника. Бумажные подготовительные элементы композиции «Танца», перестав быть техническим приемом, обрели самостоятельную художественную ценность: рассыпавшись, они воплотились в многочисленных сериях графических листов и книжных иллюстрациях. Абстрактная арабесковость все более отстраняющейся от реальности композиции вплотную приблизила Матисса к художникам беспредметности — мастер как будто балансирует на грани превращения образа в отвлеченный знак.

Наконец, даже такая техническая подробность, как возможность исполнения произведения искусства простым маляром, копирующим расположение бумажных листов, воспринимается как акция, исследующая подход художника к столь актуальной для авангарда проблеме уникального и массового. Матисс, глава первого новаторского художественного движения XX столетия, по истечении его первой трети вновь попытался дать ответы на вечные вопросы о месте человека в обществе и мире, зыбком равновесии между рационализмом цивилизации и первобытной энергией инстинкта, соотношении, столкновении и диалоге в человеческой личности природного и социального.

1906–1917

Многие из лучших работ Матисса были созданы в течение десятилетия после 1906 года, когда он разработал своеобразный строгий стиль, подчеркивающий плоские формы и декоративный узор. В этот период художник много путешествует, что отражается в его произведениях. В 1906 году он отправился в Алжир изучать африканское искусство, воплотившее лучшие образцы примитивизма.

После осмотра большой мюнхенской выставки 1910 года на тему исламских искусств Матисс бросился в Испанию и два месяца там изучал мавританское творчество. Он дважды в течение 1912–1913 годов побывал в Марокко и провел там семь месяцев, результатом которых стали многочисленные рисунки и около 24 картин. Занимаясь живописью в Танжере, художник внес несколько изменений в свой стиль, в том числе относительно применения черного цвета. Его восточные мотивы были частыми темами также и для более поздних картин, например, целой серии одалисок.

С 1906 по 1911 год художник создает свои выдающиеся полотна: «Голубая обнаженная», «Красный Тюрбан», «Предметы роскоши II», «Музыка», первый вариант «Танца» и второй, написанный по заказу русского коллекционера Сергея Щукина.

«Красные рыбки» Анри Матисса, как и «Танец II», признаны мировыми шедеврами. После 1910 года во многих произведениях художника цветовая гамма тяготеет к зеленому, синему, серо-голубому и фиолетовому тону. Композиции становятся строже, а линии четкие, почти как в рисунке, что заметно в таких знаменитых картинах 1910–1917 годов, как «Натюрморт с геранью», «Разговор», «Окно в Танжере», «Зора на террасе», «Сидящий Рифайн», «Портрет жены художника».

Дикари живописи

На Осеннем салоне 1905 года группа молодых художников представила свои «революционные» картины широкой публике.  На нем Анри Матисс с Андре Дереном и Морисом де Вламинком выставили свои произведения из летней поездки в Кольюре, рыбацкой деревни на Средиземном море. Их картины выделили яркие, неестественные цвета, небрежно распределенные по холсту краски, пренебрежение правилами композиции и схематично обозначенная перспектива. На произведения обрушился шквал критики.

Камиль Моклер сравнивал их картины с «горшком краски, брошенным в лицо общественности». Картину Матисса «Женщина в шляпе» некоторые посетители пытались даже сорвать или испортить. Критик Луи Воксель посвятил им разгромную статью «Донателло среди дикарей!», в которой едко прозвал художников дикими зверями или фовистами — от французского les fauves. Так и закрепилось за живописцами название течения, во главе которого был Анри Матисс.

Картины фовистов бросали вызов смотрящему, условностям, заставляли вступить в диалог, удивиться. От них нельзя было отмахнуться или притвориться, что ты их не заметил. Они не пытались обмануть: это воздействие было абсолютно искренним и честным

Своими экспрессивными полотнами они обратили внимание на условность восприятия мира. Действительность преображалась до абсурда, словно творцы нарочито упрощали до первозданного, убирая лишние детали и нюансы, которые прежде веками надстраивались в сознании человека. Салон 1905 года оказался переломным моментом в творчестве Матисса — наконец воплотились его мечты о цвете, о которых говорил первый наставник Моро

Движение фовистов имело неформальный характер: не было ни манифеста, ни программы, и интерес к ним поддерживался на протяжении двух-трех лет. Несмотря на это, фовисты оказали существенное влияние на дальнейшее развитие искусства ХХ века, ошеломив академически закаленную публику игрой цвета и формы. Зеленые портреты, алые пейзажи и вибрирующие натюрморты не укладывались ни в какие рамки существующих канонов

Салон 1905 года оказался переломным моментом в творчестве Матисса — наконец воплотились его мечты о цвете, о которых говорил первый наставник Моро. Движение фовистов имело неформальный характер: не было ни манифеста, ни программы, и интерес к ним поддерживался на протяжении двух-трех лет. Несмотря на это, фовисты оказали существенное влияние на дальнейшее развитие искусства ХХ века, ошеломив академически закаленную публику игрой цвета и формы. Зеленые портреты, алые пейзажи и вибрирующие натюрморты не укладывались ни в какие рамки существующих канонов.

Натюрморт с ананасами, 1940

На творчестве Матисса условное исчезновение движения фовистов никак не сказалось. У него стали появляться поклонники среди меценатов, что позволило ему продолжить свои исследования стиля.

Гертруда Стайн стала первой меценаткой, которая разглядела в произведениях Матисса талант и не побоялась приобрести скандальные картины. Будучи знаменитой писательницей и имея прекрасный художественный вкус, Стайн увлекалась коллекционированием произведений молодых художников. «Женщина в шляпе», вопреки возмущениям и язвительной критике, казалась Гертруде совершенно естественной.

Похожие вопросы

  • Все категории
  • экономические 43,183
  • гуманитарные 33,604
  • юридические 17,897
  • школьный раздел 604,144
  • разное 16,788

Популярное на сайте:

Как быстро выучить стихотворение наизусть? Запоминание стихов является стандартным заданием во многих школах.

Как научится читать по диагонали? Скорость чтения зависит от скорости восприятия каждого отдельного слова в тексте.

Как быстро и эффективно исправить почерк? Люди часто предполагают, что каллиграфия и почерк являются синонимами, но это не так.

Как научится говорить грамотно и правильно? Общение на хорошем, уверенном и естественном русском языке является достижимой целью.

Источник

РАЗДЕЛ 1.2 Судьбоносные знакомства

На занятиях, в музеях и поездках круг общения Матисса стремительно расширялся. В путешествии на остров Бель-Иль (остров Жозефины при Наполеоне I), живописное место летнего отдыха у побережья французской Бретани, Анри в 1896 году познакомился с Джоном Питером Расселом (1858-1930), художником-импрессионистом из Австралии. В следующем году знакомство укрепилось новой встречей и переросло в многолетнюю дружбу. Рассела Матисс считал своим учителем, важным на определённом этапе: он познакомил его с импрессионизмом, работами Ван Гога и, самое главное, разложил по полочкам аспекты теории цвета как основы будущих художественных предпочтений Матисса.

В 1896 году Анри Матисс предоставил пять картин в Салон Национального общества изящных искусств, покупателем двух из них стало государство, которое приобрело произведения для летней резиденции президента в городе Рамбуйе под Парижем. Это был успех, который прямиком привёл молодого живописца на должность члена-корреспондента Салона.

Из-под кисти художника в этот период преимущественно выходят пейзажи и натюрморты. Увлечённый красотами Бретани, живописец много пишет её прибрежные скалы и роскошные зелёные фермы. Выставленный в 1897 году импрессионистический «Стол с десертом» не имел особого успеха, что не повлияло на упорство художника в учёбе и стремление к профессиональному прогрессу. После смерти Гюстава Моро в 1899 году Анри покинул Школу изящных искусств и учился на курсах Каррьера, пробовал себя в скульптуре, затем нашёл ещё вечерние курсы – постоянная учёба премудростям и тонкостям художественного искусства была главным его стремлением.

Описание картины «Разговор»

Как привлечь внимание зрителя незамысловатым с вида сюжетом? Для фовиста Анри Матисса эта задача не представляет особой сложности. Его рецепт прост: берем много глубокого синего, оттеняем его фигурами черного и зеленого цвета, добавляем голубого в белую полоску — и получаем картину, которая вот уже добрую сотню лет вызывает яростные споры в стане критиков, искусствоведов и прочих ценителей искусств

«Разговор» — так назвал свое произведение Анри Матисс, и на холсте мы действительно видим двух собеседников, увлеченных обсуждением какого-то вопроса. На первый взгляд может показаться, что это непринужденная утренняя беседа между супругами: на мужчине явно надета пижама, на женщине — что-то похожее на домашний халат

Однако легкое напряжение в позах собеседников подсказывает зрителю, что на самом деле разговор идет о чем-то важном: мужчина держит руки в карманах, женщина откинулась на спинку кресла и смотрит в лицо мужчине. Что же происходит в комнате с синими стенами и видом на цветущий сад?Каждая картина Анри Матисса написана в соответствии с канонами фовизма, и «Разговор» — не исключение

Сюжет передается нам через плоскую картинку: перспективы здесь почти нет, она едва угадывается в пейзаже, который нам виден из окна комнаты. Плавность клумб и кроны дерева перекликается с прямотой линий ствола и ограды, запершей внутри себя причудливый орнамент ковки.

Такое же противостояние линий мы видим и у персонажей картины Анри Матисса «Разговор»: фигура женщины словно перетекает внутри кресла, практически слившегося со стеной; стоящий напротив нее мужчина, наоборот, состоит из множества прямых линий, и полоски на его пижаме только усиливают эту особенность. Своеобразную «дуэль» линий подчеркивает выбранная художником цветовая гамма: это сочетание таких контрастных оттенков, как насыщенный синий, черный, темно-зеленый. Если интерпретировать сюжет по его цветовой гамме, то можно прийти к выводу, что разговор, происходящий между парой на картине Анри Матисса, не слишком приятен для обоих собеседников.

Некоторые искусствоведы при трактовке этого произведения обращаются к значениям символов. Так, дерево и сад в целом символизируют собой жизнь, природу и ее плодородие. Вынесенные на передний план фигуры мужчины и женщины олицетворяют собой мужское и женское начало, которые в союзе дают новую жизнь. Причудливая ограда окна на картине Анри Матисса «Разговор» выполняет роль связующего звена, мостика, который соединяет вместе две противоположности и в то же время держит их на расстоянии друг от друга.

Источник

Анализ жизни и творчества Анри Матисс

Каким способом лучше передать эмоции?

Конечно, через цвет и форму. Так считал Анри Матисс. Ведь он был лидером фовистов, которых французский критик Луи Воксель назвал «дикими зверями» (фр. les fauves). Современников поразила их экзальтация цвета, «дикая» выразительность красок. Это случайное высказывание закрепилось как название всего течения – фовизм, хотя сами художники этого названия никогда не признавали.

Художник-революционер использует новые цветовые сочетания, новые стили, но не теряет уважения к основам, и в конечном итоге привносит что-то новое во все сферы искусства. Именно таким художником был Анри Матисс: не просто живописцем, но человеком, щедро плеснувшим краски на весь мир искусства. Матисс был новатором, полным идей, но и активно переосмыслявшим прошлое. Его идеи до сих пор находят отражение в работах новых и новых творцов. Можно сказать, что многим он открыл дверь в мир искусства.

Анри Матисс распахнул свою копилку с идеями и показал их миру на рубеже двух столетий, в момент расцвета модерна. Эра модернизма стремилась к любованию объектом, к приравниванию их к искусству, в отличие от прошлого, когда художник превращал объект в искусство при помощи своего таланта. Художники стали искать новые подходы, пробовать новые стили изображения. Матисс же занял собственную позицию, став, по сути, предтечей «Модерновой революции». Он возглавил команду художников, таких, как Брак, Дерен и другие, объединенных схожими взглядами на искусство, и явил миру фовизм.

Фовисты воспринимали объект как чистую форму, отбрасывая любые намеки на контур. Они отказались от смешивания цветов и писали чистыми фабричными красками. Это новшество буквально взорвало мир искусства. Такой подход оказался шокирующим для публики, привыкшей считать, что картины пишутся годами и содержат множество мелких деталей.

Все это были идеи Матисса: он считал, что цвет ценен и органичен сам по себе. Однажды он заявил: «Когда я пишу зеленым, я не пишу траву, а когда пишу синим, я не пишу небо», подразумевая, что цвет может располагаться где угодно.

Несмотря на все свое новаторство, Анри Матисс всегда с глубоким уважением относился к традициям живописи, и использовал в творчестве многие наработки мастеров, творивших до него. Он брал «старые» стили и приемы и попросту вписывал их в свой собственный мир. Он использовал живописные приемы Сезанна, Мане и других, но всегда делал это по-своему. Великие находки других он заставлял работать на себя, локомотивом тянуть его идеи вперед.

В то же время, манера Матисса наносить краску на холст оказала огромное влияние на других художников. Особенного внимания заслуживал его мазок. Именно он, этот мазок, перевернул представление о живописи. Он постоянно варьировал густоту нанесения, бумага тут и там просвечивала через краску, и цвет на картине будто «дышал». Такое нанесение стало шагом вперед, и не только для самого Матисса, но и для многих молодых художников. Этот подход для многих стал будто глотком свежего воздуха, и многие с восторгом подхватили его.

Художники в то время были полны эмоций, которые выплескивали на холсты, в то время как Матисс просто писал, что видел, не обращая никакого внимания на то, что творилось за окном. Он будто отключил себя, свое восприятие, свое искусство от общества. Именно это и есть ключевой принцип модернизма: не выражать эмоций, быть отрешенным и воспевать объект в пределах листа.

Матисс повлиял на многих мастеров, в особенности это касается кубистов, и в частности Пикассо. Нынешнее современное искусство базируется на простоте, открытой Матиссом. В наше же время все, что называется современным искусством, несет на себе влияние Матисса, даже когда художник об этом и не помышлял.

Описание картины:

Как и многие произведения в творчестве Матисса, эта картина лишена перспективы, выполнена крайне скупыми художественными методами, схематична и на первый взгляд проста до бесхитростности. Это простая бытовая сцена — муж и жена разговаривают утром у себя дома у окна с видом на садик.

При хорошем воображении можно представить себе художника, мирно беседующего со своей второй половиной. Но с тем же успехом на их месте может быть любая другая пара, ведь внешность персонажей изображена предельно схематично, как впрочем, и весь окружающий их антураж. В этом и состоит особенность этого полотна. Здесь показаны не конкретные люди и особая ситуация, а архетипы, собирательные образы миллионов семейных пар, сотен тысяч одинаковых мирных утренних разговоров, гигантское количество стандартных комнат и похожих друг на друга садиков.

Интересны методы, которыми пользуется художник. Фигура мужчины кажется состоящей исключительно из прямых линий и чередующихся полос — темное, светлое, темное, светлое. Возможно, таким образом мастер хотел передать двойственную природу мужчины, сочетание в нем добра и зла, прямолинейность мыслей и действий. Женская же фигура вся составлена мягкими текучими линиями, она погружена в черноту — это тайна, мистика, глубокая загадка. Цвета открытые, яркие и чистые, объемы не передаются — картина плоская, а выразительность достигается за счет использования локального цвета.

Растущее дерево и пышное цветение в садике всегда воспринималось как символ жизни, беспрерывное развитие. Насыщенный синий цвет стены, на котором изображены персонажи, очень любим художником и часто повторяется в его полотнах. Его можно интерпретировать как символ космоса, вечности. Тогда становится понятен смысл картины — вечная жизнь, связанная брачными узами пара, любовь и ненависть, будущее и бесконечное развитие как основа существования человечества.

Источник

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключении хотелось бы сказать, что Анри Матисс был первопроходцем и основателем фовизма и в конечном итоге каждый сможет найти что-то новое в его творчестве, а также подчерпнуть и в дальнейшем использовать в своих работах. Конечно, это не тот художник, который рисует на своих работах очертание и объем, но он добился успеха, используя яркие интенсивные цвета с локальными оттенками. Он является одним из главных примеров изобразительного искусства XX столетия. Трудно рассказать, какой большой вклад он внес в современное искусство, но он смог показать, что даже самые примитивные творения могут быть признаны широкой публикой.

Однако он не только писал картины, но он также оставил после себя богатое литературное наследие. И одно могу сказать точно, что без Анри Матисса не было бы такого стиля, как фовизм. И несмотря на то, что он не признавал себя главой течения, именно его метод определял стилистику. Для Матисса период «диких» был лишь одним из эпизодов его творческой биографии. В различные периоды своего творчества Матисс использовал те принципы, которые составили основу художественного метода фовистов.

Несмотря на столь детскую простоту картины, работа была довольно трудоёмкая. За неимением хорошего рабочего места пришлось жертвовать ровностью картины и пониманием, как правильно оформить её. Однако это является хорошим показателем, что есть, куда стремиться. Если художник осознает свои ошибки, то в будущем он сможет сделать работу лучше за имением опыта за своей спиной. Ведь даже за спинами великих мастеров лежит куча недоделанных работ, которых не увидел свет, часов, что они просидели, вырисовывая линии, нанося краски на холст. Эта гора накапливается ради того, чтобы в один день создать то творение, которое художник желает и видит в своей голове.

Ведь как говорится в народе – умение и труд все перетрут.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Метолит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: