Фовизм

Содержание

Фовизм получил свое начало и свое название на выставке 1905 года, проходившей в Париже. Осенний салон где это было объявлено новый стиль под руководством неофициального лидера группы Анри Матисса, который должен был стать самым стойким фовистом. Работы художников-фовистов, отмеченные смелыми транспозициями, энергичными мазками и эмоциональным использованием цвета, были вдохновлены импрессионизмом и работами Винсента Ван Гога и Поля Синьяка.

Фовизм был первым из основных авангардных движений в европейском искусстве двадцатого века. Они стремились порвать с традиционными представлениями в искусстве. Однако вместо того, чтобы просто бросать вызов зрителю, их энергичное видение включало в себя диссонирующие цветовые группы и смелые формы, которые должны были доставить удовольствие и вызвать чувство благополучия.

Хотя группа просуществовала недолго, фовисты были одними из первых художников двадцатого века, которых вдохновило незападное искусство, такое как японские гравюры, ближневосточный текстиль, керамика и картины. Морис де Вламинк, которого считали одним из самых смелых фовистов, цитировал, говоря, что фовизм был не изобретением, не позицией, а способом бытия, действиями, мышлением, дыханием.

Фовизм и Матисс

Для формирования фовизма фигура Матисса играла ключевую роль. Матисс никогда не претендовал на главенствующее положение и не считал себя лидером движения, но именно его художественный метод определил рамки будущего стиля. Для Матисса период «диких» был лишь одним из эпизодов его творческой биографии. Тем не менее, в работах разных лет фовистское видение оставалось формообразующими. В различные периоды своего творчества — от ранних до поздних — Матисс использовал те принципы, которые составляли основу художественного метода фовистов.

Несмотря на то, что фовистские приёмы использовались многими художниками, именно Матисс создал новый стандарт изображения — декоративного полотна, где ключевая роль отведена не линии, а цветовому пятну. Благодаря Матиссу и в результате широкого использования нового художественного метода в живописи, цветовая плоскость стала главным художественным инструментом в искусстве XX столетия.

Футуризм

В конце первого десятилетия 20-го века возникают новые направления живописи:  футуризм в Италии и кубо-футуризм в России. ( Футуризм — от лат. futurum — будущее)

Идеологом итальянской ветви стал литератор Ф.Маринетти, провозгласивший в 1909 году манифест движения. Футуризм спешил слиться с грядущим царством техники, найти в нем свое место. Этому способствовали динамические построения кубистов и экспрессионистов.

Итальянские художники Л.Руссоло, У.Боччони, Д.Северини, Д.Балла стремились воспевать мир машин. Здесь и рычащий гоночный автомобиль, и всемогущее электричество. Более того, ставили цель воплотить на холсте такие абстрактные понятия, как движение, свет, аромат, смех.

Л.Руссоло.Аромат.1910

Экспрессионизм и фовизм

Эрнст Людвиг Кирхнер. Автопортрет с моделью. 1910. Кунстхалле, Гамбург. Использование интенсивного яркого цвета остаётся основанием для сравнения экспрессионизма и фовизма.

Одной из проблем изучения фовизма является не только его положение в художественной системе XX века, но и соотношение с другими художественными течениями, в частности — с экспрессионизмом. Возможность рассматривать экспрессионизм и фовизм единым художественным явлением остается предметом обсуждения. С одной стороны, оба течения обладают автономными художественными программами и не могут безоговорочно рассматриваться как единое движение. С другой — и экспрессионизм, и фовизм используют сходные изобразительные методы и живописные приёмы. Это даёт основания рассматривать оба движения в рамках единой художественной программы.

Основное направление исследований — сравнение французского фовизма и дрезденской группы «Мост». Оба направления возникли в 1905 году, оба исходили из преимущества яркого цвета и возможности с его помощью формировать эмоциональную и смысловую основу произведения. В 1909 году по приглашению Макса Пехштейна участником экспрессионистической группы «Мост» стал фовист Кес ван Донген. Он принимал участие в выставках группы в Дрездене.

С французским фовизмом были связаны и участники группы «Синий всадник» Василий Кандинский и Алексей Явленский, поддерживавшие дружеские отношения с Анри Матиссом; под влиянием последнего возникли фовистские работы Кандинского и Явленского. В 1908 году Матисс приезжал к Кандинскому в Мюнхен, в 1910 году визит был повторен. Взаимодействие экспрессионизма и фовизма было последовательным устойчивым явлением.

Противники этого сопоставления обращают внимание на очевидное различие живописных программ и различное содержание работ. Экспрессионизм был обращением к живописи северных школ (Эдвард Мунк), радикальным идеям (Ницше и Кьеркегор), к образам страшного, тревожного и пугающего («Крик» Э

Мунка, 1893—1910). Фовизм, напротив, тяготел к классическим сюжетам («Роскошь, покой и наслаждение» А. Матисса, ) и буржуазным темам («Пляж в Сент-Андресс» А. Марке, 1906).

В работах фовистов и экспрессионистов несколько расходится и понимание цвета. Для экспрессионистов цвет — символическая и мифологическая категория. Его связывают с теорией цвета Гёте, он возникает как показатель эмоционального кризиса и социального слома. Для фовистов краска — живописная категория, визуальный и декоративный приём. В этом смысле фовисты продолжают классическую изобразительную традицию и, одновременно, дают начало декоративной живописи XX века.

Танец (1910)

Матисс считал, что для понимания живописи не требуется специальное образование или соответствующий кругозор. В его картинах делается упор на простые формы. По его мнению, глядя на картину, зритель должен испытывать покой и расслабление. Картина «Танец» была написана от впечатлений художника от национальных танцев.

Однажды воскресным днем художник отправился в Мулен де ла Галлет. «Я просто смотрел, как танцуют. Особенно мне понравилась фарандола (хоровод). К слову говоря, художник часто изображал на своих полотнах хороводы. Вернувшись домой, Матисс повторил увиденный танец на картине 4-метровой длины.

Значение фовизма

Агрессивное использование ярких цветов характерно для картин фовистов. Краски использовались в основном в чистом виде, прямо из тюбика, чтобы продемонстрировать нотацию цветового взрыва на холсте. Художники-фовисты писали прямо с натуры, и их работы выражали сильные эмоции изображаемого предмета.

  • Анри Матисс был лидером фовизма. В своих картинах французские художники использовали яркие цвета как форму личного самовыражения. Фовисты хотели переопределить чистый цвет как форму сообщения ментального пространства художника. Интенсивный цвет описывал пространство и свет.
  • Движение и произведения искусства были вдохновлены сильными мазками и яркими цветами, которые использовали такие художники, как Винсент Ван Гог и Поль Гоген. Для фовистского искусства характерна грубая и дикая манера письма. Тематика картин была абстрактной и прямолинейной. Они были продемонстрированы основными цветами.
  • Расширяющаяся группа в конечном итоге вдохновила таких художников, как Жорж Руо, Отон Фриез, Жорж Брак, Кес ван Донген и Рауль Дюфи. Вместе художники путешествовали по разным местам и демонстрировали свои работы публике.
  • Фовистское движение просуществовало недолго. Это было довольно короткое движение. В отличие от других художественных течений, у фовизма не было определенного манифеста, в котором излагались бы их претензии.
  • Тем не менее, Анри Матисс опубликовал книгу под названием «Заметки художника», в которой формально разделялись цели, заботы и приверженность человеческого инстинкта к созданию искусства.
  • Фовизм часто сравнивают с немецким художественным движением, называемым немецким экспрессионизмом, поскольку оба движения поддерживали яркие цвета с сильной кистью. Однако разница между двумя движениями заключается в том, что немецкие экспрессионисты изображали эмоциональную связь с предметом, в то время как фовизм делал упор на абстрактные или простые предметы.

Название и Осенний салон 1905 года

Название закрепилось за группой художников, чьи полотна были представлены на осеннем салоне 1905 года. Картины оставляли у зрителя ощущение энергии и страсти, и французский критик Луи Воксель назвал этих живописцев дикими зверями (фр. les fauves). Cлучайное высказывание закрепилось как название всего течения. Сами художники никогда не признавали этого эпитета. Движение не имело четко сформулированной программы или манифеста, просуществовало относительно недолго, тем не менее оказав значительное влияние на все искусство XX века.

Работы фовистов были выставлены на одном из первых Осенних салонов — он был основан за два года до того, в 1903 году; в числе инициаторов Осеннего салона были Альбер Марке и Жорж Руо. В создании Осеннего салона также принимали участие Поль Сезанн, Огюст Ренуар, Одилон Редон и Эдуар Вюйар. Экспозиция фовистов была связана с третьим по счету Осенним салоном 1905 года. Идея Осенних салонов, в свою очередь, возникла в противовес официозному Парижскому салону, как своеобразное продолжение политики Салона Независимых. В 1905 году фовистам была отведена далеко не вся выставка — их работы размещались только в одном зале (номер VII). Тем не менее, именно этот локальный на первый взгляд эпизод стал одним из самых значительных событий в истории Осенних салонов.

Меродак-Жанно. «Жёлтая танцовщица» (1912)

Сюжет

На фоне синего неба 5 женщин, взявшись за руки, танцуют на холме. Вот и весь сюжет. Никакого фона, ни одной лишней детали, только процесс — Матисс старается зафиксировать мгновение. Не совсем пропорциональные тела, не прорисованные лица, развевающиеся волосы. Если вы посмотрите на живых женщин в хороводе, они будут выглядеть примерно так же: смазанные образы, перемешанные детали, экстаз, страсть.

Красный становится символом внутреннего жара. Через его сочетание с синим и зелёным художник объединил человека, небо и землю. И хоровод в данном контексте — это воплощение ритма и экспрессии 20-го века.

Анри Матисс

Анри Матисс (Heni Matisse) (1869–1954), выдающийся французский художник. Родился 31 декабря 1869 в Ле-Като на севере Франции. В 1892 приехал в Париж, где учился в Академии Жюлиана, а позже у Гюстава Моро.

Поиски непосредственной передачи ощущений при помощи интенсивного цвета, упрощенного рисунка и плоскостного изображения отразились в произведениях, представленных им на выставке «диких» (фовистов) на Осеннем Салоне 1905 года.

Он выставляет ряд работ.Произведения эти, произведшие скандальный фурор, положили начало фовизму.

В это время Матисс открывает для себя скульптуру народов Африки, начинает ее коллекционировать, интересуется классической японской ксилографией и арабским декоративным искусством.

К 1906 завершает работу над композицией «Радость жизни», сюжет которой навеян поэмой «Послеобеденный отдых фавна» С. Малларме: в сюжете сочетаются мотивы пасторали и вакханалии. Появляются первые литографии, гравюры на дереве, керамика.

В графике Матисса арабеск сочетается с тонкой передачей чувственного обаяния натуры.

В 1907 Матисс путешествует по Италии (Венеция, Падуя, Флоренция, Сиена). В «Заметках живописца» (1908) он формулирует свои художественные принципы, говорит о необходимости «эмоций за счет простых средств». В мастерской Анри Матисса появляются ученики из разных стран.»Автопортрет» 1918 года, Музей Матисса, Ле Кате-Камбре, Франция

Третье панно — «Купание, или медитация» — осталось лишь в набросках. Выставленные в парижском Салоне перед отправкой их в Россию, композиции Матисса вызвали скандал эпатирующей обнаженностью персонажей и неожиданностью трактовки образов.

В связи с установкой панно Матисс посетил Москву, дал несколько интервью для газет и высказал восхищение древнерусской живописью. В картине «Красные рыбки» (1911, Музей изобразительных искусств, Москва), используя приемы эллипсообразной и обратной перспектив, перекличку тонов и контраст зеленого и красного, Матисс создает эффект кружения рыбок в стеклянном сосуде.

Стиль и темы

Фовизм характеризуется насилие цветов часто наносится в несмешанном виде из тюбиков с краской промышленного производства и наносится на широкие плоские поверхности. Фовцы предпочитали сочетание дополнительных оттенков, таких как роза с бледно-зеленым (см. Пляж в Сент-Адрессе, Рауль Дюфи 1906). Также фаворитом были драгоценные и роскошные цвета, такие как бирюзовый, лиловый и насыщенный синий. В картине Матисса Открытое окно, Коллиур (1905) можно увидеть рыбацкие лодки Коллиура с ярко-красными мачтами, плавающими в розовой и бледно-голубой воде. В то время как некоторые области следовали естественному цвету объектов, другие могли быть полностью искусственными, но очень эмоциональными.

Картины Матисса La Danse и Дерен Две баржи, используйте яркие синие, оранжевые, красные и другие яркие цвета, чтобы привлечь внимание зрителя. Матисс считал, что свет не может быть воспроизведен в живописи, но должен быть представлен цветом (см

Красная комната(Гармония в красном).

Фовисты были особенно праздничными и включали ярко полосатые флаги, парусники и пляжные сцены. Их привлекали смелые узоры и насыщенные цвета, такие как те, которые обычно встречаются на променаде на берегу моря (см. Пляж в Трувиле Альбер Марке 1906). Праздники были любимой темой художников ХХ века, и фовисты не были исключением. В то время как более ранние жанры искусства изображали обычных людей в повседневной деятельности, фовисты искали красочные места.

Городские пейзажи Лондона, вдохновленные более ранними работами Клода Моне, также были популярны, как и виды, которые открывались в курортных городах, таких как Сен-Тропе и Сент-Адресс. Комментарий одного критика к книге Матисса Открытое окно было, … Есть лирическая свежесть и чистота красок, какая-то веселая неформальная непосредственность, что ново. Даже схематичность и непоследовательность на данном этапе кажутся достоинствами …

Шедевры художника-целителя

Да, сам мастер говорил, что своей живописью стремится создать, образно говоря, «удобное кресло для надорванного, изнурённого человека», измученного войной, безработицей и болезнями, чтобы подарить ему минуты счастья и гармонии с миром. Человеку и в наш век нужна такая передышка. К счастью, у художника более тысячи произведений, среди которых любой современный зритель найдёт что-то особенное для услады уставших глаз и успокоения расшатанных нервов.

Самые известные картины Матисса:

  • «Женщина в шляпе» (1905);
  • «Радость жизни» (1906);
  • «Танец» (1910);
  • «Красные рыбки» (1912);
  • «Натюрморт с цветами и виноградом» (1922);
  • «Парижский танец» (1931-1933);
  • «Женщина в фиолетовом халате» (1937);
  • «Голубая обнажённая» (1952);
  • Картины разных лет, в названиях которых упоминается одалиска.

Всю жизнь художник искал настоящую гармонию, эти труды принесли яркие, как его краски, плоды: он стал всемирно известным мастером цвета, произведения которого – гордость музеев и частных коллекций по всему свету.

Откровенность яркого «Танца»

Биография художника Анри Жюльена Фелиса Руссо

Рыбки Анри Матисса

Красные рыбки (1912)

Сокращая пространство до пределов, Анри Матисс изображает на холсте круглый стол с рыбками в аквариуме. Кажется, что рыбки двигаются, плывут одна за другой. Растения тоже выглядят оживленными. Фоном для картины служит сад, а центральная роль достается столу и рыбкам. Отражение рыбок в воде было несложно изобразить расплывчатыми пятнами. Стол изображен на картине так, будто бы художник рисует его сверху, но ножка, пририсованная к нему, в то же время создает ощущение, что рисование происходило сбоку. В картине преобладает круглая фигура, что задает полотну определенный ритм и вызывает умиротворение.

Контекст

Был прекрасный парижский день, Матисс работал в мастерской и никого не ждал. Внезапно к нему пришёл его старый знакомый Сергей Щукин, страстно любящий искусство и не жалеющий средств на пополнение коллекции. На дворе стоял 1908 год, и русский богач ещё не ощутил всех прелестей политических изменений на родине. Поэтому довольно решительно заказал у Матисса несколько панно для оформления своего московского особняка.

Щукину хотелось нечто аллегорическое на тему музыки и танца. Что не могло не обрадовать Матисса, которому эти темы были чрезвычайно по сердцу. «Я очень люблю танец. Удивительная вещь — танец: жизнь и ритм. Мне легко жить с танцем», — признавался мастер.

«Портрет Сергея Щукина». С. Крон. (wikipedia.org)

Надо сказать, что идея витала в мастерской Матисса уже несколько лет: года за 2 до заказа Щукина он написал картину «Счастье существования (Радость жизни)», на которой люди хороводят, а затем изготовил деревянный рельеф с пляшущими нимфами и несколько авторских ваз на тот же мотив.

«Когда мне нужно было сделать танец для Москвы, я просто отправился в воскресенье в Мулен де ла Галетт. Я смотрел, как танцуют. В особенности мне понравилась фарандола… Вернувшись к себе, я сочинил мой танец четырёхметровой длины, напевая тот же мотив», — рассказывал Матисс.

На полотне чувствуется влияние и Кранаха с его «Золотым веком», и греческой вазовой живописи, и «Русских сезонов» Сергея Дягилева.

По замыслу художника, человеку, входящему в дом с улицы, нужно сообщить чувство облегчения, поэтому для первого этажа был выбран сюжет с танцем, а для второго — с музыкой. Считается, что планировалось создать третье полотно — «Купание» (или «Медитация»), Но то ли дом Щукина был маловат (всего 2 этажа), то ли после разгоревшегося скандала заказчик решил притормозить художника. В итоге третье панно так и осталось в набросках.

«Музыка», 1910 г. Анри Матисс. (Государственный Эрмитаж)

Перед отправкой в Россию картины выставили на Осеннем салоне 1910 года в Гран-Пале. Что тут началось! Используя только 3 цвета и простые линии, Матисс сумел довести зрителей до белого каления. Мало того, что не потрудился прорисовать людей прилично, так ещё и не прикрыл ничем причинные места.

Все знали, кто платит за картину и в чьём доме она будет висеть. Щукина называли сумасшедшим, спонсором декадентов и собирателем хлама. Тут наш заказчик, надо признаться, струхнул… и отказался принимать работу. Милый Анри, прости-прощай. Вероятно, всё же танец полонил душу Щукина, потому что через несколько дней после отказа он отправил Матиссу телеграмму, в которой брал свои слова назад и просил всё же отправить панно в Москву.

«Я много размышлял и устыдился своей слабости и недостатка смелости. Нельзя уходить с поля боя, не попытавшись сражаться», — писал меценат художнику. Но гениталии всё же попросил закрыть как-нибудь изящно.

Наступил 1917 год. Таким людям, как Щукин, в новой России не было места. Ему повезло — успел уехать. Правда, за спасение жизни пришлось расплатиться своей коллекцией. Всё, что было нажито непосильным трудом, большевики конфисковали — полотна французских мастеров конца 19-го — начала 20-го века впоследствии поделили между собой Эрмитаж и ГМИИ им. Пушкина.

Фовизм в живописи: Матисс

Анри Матисс был не только новатором – он постоянно переосмысливал прошлое искусства. Он считал, что цвет уже сам по себе полон и самодостаточен, поэтому напрямую связывать его с объектом – лишнее: «Когда я пишу зеленым, я не пишу траву, а когда пишу синим, я не пишу небо». Он и его последователи отрицали смешение цветов, даже малейшие намеки на контур предметов – только чистые и яркие фабричные краски.

Матисс учил своих учеников писать картины «невинно» – так, как это делают маленькие дети. А именно – переносить на холст свое первое впечатление об изображаемом. Только такой подход, по его мнению, открывал дорогу в «чистое искусство».

При этом он глубоко уважал старых мастеров и часто использовал их приемы в своих работах. Только в живописи Матисса они становились фовистскими, переделанными по законам его мира.

Многие искусствоведы, а также последователи Анри Матисса выделяют его мазок кисти: мастер скрупулезно варьировал густоту нанесения краски, отчего то тут, то там в просветах виднелся холст, что создавало чудесное сочетание – казалось, что цвет на картине «дышит». Ему принадлежит и изобретение новой техники живописи – декупажа, «рисования ножницами». Это вывело работу по упрощению объекта и его геометрических форм на новый уровень.

Матисс никогда не выплескивал в свою работу собственные эмоции. Когда он творил, он отрешался от мира, от общества – от всего окружающего. Для художника существовал только один холст во всей Вселенной.

Основные представители

Альфред Морер. Фовистский пейзаж в красных и синих тонах, 1908.

Фовизм объединяет представителей трех основных групп, которые использовали сходные художественные приемы и которых можно рассматривать как участников единого течения.

  • Ученики мастерской Гюстава Моро: Анри Матисс, Альбер Марке, Шарль Камуан, Жан Пюи и Анри Манген
  • Представители Группы Шату: Андре Дерен и Морис Вламинк
  • Гаврская группа: Отон Фриез, Рауль Дюфи и Жорж Брак (последний также считается одним из важнейших представителей кубизма)

Подавляющее большинство художников-фовистов отрицало свою принадлежность течению. Тем не менее идеологическими лидерами направления, связанного скорее с художественным методом, нежели с формальной принадлежностью, можно назвать Анри Матисса, Андре Дерена и Мориса Вламинка; их обычно называют центральными представителями движения.

  • Жоржетта Агутт
  • Жорж Брак
  • Луи Вальта
  • Морис де Вламинк
  • Анри Дерен
  • Кеес ван Донген
  • Виктор Дюпон
  • Рауль Дюфи
  • Шарль Камуан
  • Анри Манген
  • Морис Марино ()
  • Альбер Марке
  • Анри Матисс
  • Жан Метценже
  • Жан Пюи ()
  • Жорж Руо
  • Отон Фриез
  • Огюст Шабо
  • Анри Эвенепул
  • Этьен Террюс

Осенний салон 1905

Анри Руссо , Голодный лев бросается на антилопу , 1905, холст, масло, 200 см × 301 см, Фонд Байелера , Базель

После просмотра ярко раскрашенных полотен Анри Матисса , Андре Дерена , Альбера Марке , Мориса де Вламинка , Киса ван Донгена , Шарля Камуана , Роберта Деборна и Жана Пюи в Осеннем салоне 1905 года критик Луи Воксель осудил художников: « fauves »(дикие звери), что дало своему движению название, под которым оно стало известно, — фовизм . Художники представили свою первую выставку в Осеннем салоне 1905 года. Группа получила свое название после того, как Воксель описал свою выставку работ фразой «Donatello chez les fauves» (« Донателло среди диких зверей»), противопоставляя их «оргию чистых тонов» скульптуре Альберта Марка в стиле эпохи Возрождения , которая разделяла комнату с ними.

Анри Руссо не был фовистом, но его большая сцена в джунглях «Голодный лев бросается на антилопу» была выставлена ​​рядом с работами Матисса и, возможно, оказала влияние на уничижительное отношение. Комментарий Вокселла был напечатан 17 октября 1905 года в ежедневной газете Gil Blas и стал широко использоваться

Картины вызвали серьезное осуждение — «Горшок с краской был брошен в лицо публике», — писал критик Камилла Моклер (1872–1945), — но также и положительное внимание. Картина, которая подверглась нападкам, — « Женщина в шляпе» Матисса ; покупка этой работы Гертрудой и Лео Штайн оказала очень положительное влияние на Матисса, который страдал деморализацией из-за плохого восприятия его работы. Неоимпрессионистский пейзаж Матисса Luxe, Calme et Volupté уже выставлялся в Салоне Независимых весной 1905 года.

Неоимпрессионистский пейзаж Матисса Luxe, Calme et Volupté уже выставлялся в Салоне Независимых весной 1905 года.

Примечания

  1. Герман М. Ю. Модернизм. Искусство первой половины XX века. — СПб.: Азбука-классика, 2003. — С. 77 — 84
  2. Dempsey A. Styles, Schools and Movements: An Encyclopedic Guide to Modern Art. — London: Thames & Hudson, 2002. — Рp. 66—69
  3. Jean-Luc Chalumeau. Fauvisme. — Paris: Éditions du Cercle d’Art, 1996. — ISBN 2-7022-0733-2. — Рр. 42—46
  4. Власов В. Г. Фовизм // Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. В 10 т. — СПб.: Азбука-Классика. — Т. Х, 2010. — С. 149
  5. Chantal Fernex de Mongex. Georges Rouault et le cirque. — Chambéry: Comp’act, 2004. — 103 Р. ISBN 2-87661-342-5
  6. Рыков А. В. К вопросу о становлении модернистской парадигмы в искусстве XIX в. // Вестник Санкт-Петербургского университета. — Сер. 2, 2013. — Вып. 3. — С. 123—132
  7. Collins B. Van Gogh and Gauguin: Electric Arguments and Utopian Dreams. — Westview Press, 2003
  8. ↑ Леняшина Н. М. Мастерская Гюстава Моро // Научные труды. Проблемы развития зарубежного искусства. Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина. 2009. — Выпуск 9. — С. 62—73
  9. Diehl G. Derain. Paris, 1963. P. 33. Цит. по: Власов В. Г. Фовизм. — С. 149
  10. Цит. по Сера Ж., Синьяк П. Письма. Дневники. Литературное наследие. Воспоминания современников. — М.: Искусство, 1976. — С. 234
  11. Власов В. Г. Фовизм. — С. 150
  12. ↑ Freeman J. The Fauve Landscape. New York: Abbeville Press, 1990
  13. Делёз Ж., Гваттари Ф. Что такое философия? / Пер. с фр. и послесл. С. Н. Зенкина — М.: Институт экспериментальной социологии, Спб.: Алетейя, 1998. — 288 с.
  14. ↑ Leymarie J. Fauvismus: étude biographique et critique. — Geneva: Skira, 1959
  15. ↑ Анри Матисс. Статьи об искусстве. Письма. Переписка. Записи бесед. Суждения современников. — М.: Искусство, 1993
  16. Russell T. Clement, Les Fauves: A sourcebook. — Santa-Barbara: Greenwood Press, 1994
  17. Sutton D. André Derain. — Köln: Phaidon-Verlag, 1960
  18. ↑ Wright A. Matisse and the Subject of Modernism. — Princeton: Princeton University Press, 2006
  19. Cowling, E.; Mundy, J. On Classic Ground: Picasso, Léger, de Chirico and the New Classicism 1910—1930. — London: Tate Gallery, 1990
  20. Antliff M.; Leighten P. A Cubism Reader, Documents and Criticism, 1906—1914. — Chicago: The University of Chicago Press, 2008
  21. Фостер Х., Краусс Р., Буа И., Бухло Б., Джослит Д. 1906 год // Искусство с 1900 года: модернизм, антимодернизм, постмодернизм. — М.: Ad Marginem, 2015 — С. 70—77
  22. Fauves et expressionnistes: de Van Dongen à Otto Dix : chefs-d’oeuvre du Musée Von der Heydt: . Musée Marmottan Monet-Académie des beaux-arts. Institut de France. — Paris: Hazan ,= DL 2009
  23. Gordon E. Donald. Expressionism: Art and Idea. New Haven: Yale University Press, 1987. — Р. 175
  24. Whitfield S. Fauvism. — London: Thames and Hudson, 1996
  25. ↑ Дорончерков И. А. Современное французское искусство в России: 1900-е годы — некоторые аспекты восприятия / Научные труды. Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина. 2009. № 10. С. 54-72.
  26. Башли Э. Экспрессионизм. М.: БММ, 2007. — 287 с.
  27. Fauves et expressionnistes : de Van Dongen à Otto Dix : chefs-d’oeuvre du Musée Von der Heydt : , Musée Marmottan Monet-Académie des beaux-arts, Institut de France. Paris ; Hazan, DL 2009.
  28. ↑ Фостер Х, Краусс Р, Буа И., Бухло Б, Джослит Д. 1906 год / Искусство с 1900 года: модернизм, антимодернизм, постмодернизм. М.: Ad Marginem, 2015 — с. 70 — 77.
  29. Panofsky E. The Life and Art of Albrecht Dürer (1945). — Princeton Classic Edition. Princeton University Press, 2005
  30. Даниэль С. Картина классической эпохи. М.: «Искусство», 1986
  31. Green C. Picasso’s Les Demoiselles D’Avignon. — Cambridge: Cambridge University Press, 2001
  32. Kramer H. Reflections on Matisse // The Triumph of Modernism: The Art World, 1985—2005 (англ.). — Lanham: Rowman & Littlefield Publishers, 2013. — P. 162.
  33. Elderfield J. Henri Matisse: A Retrospective. The Museum of Modern Art. New York: Museum of Modern Art, 1992.
  34. Cuno J. Matisse and Agostino Carracci: A Source for the Bonheur de Vivre // The Burlington Magazine. — Vol. 122. — No. 928, Special Issue Devoted to Twentieth Century Art (Jul., 1980). — Рp. 503—505
  35. ↑ Fauves et expressionnistes : de Van Dongen à Otto Dix : chefs-d’oeuvre du Musée Von der Heydt : , Musée Marmottan Monet-Académie des beaux-arts, Institut de France. Paris: Hazan, DL 2009.
  36. Giry M. Der Fauvismus. Ürsprunge und Entwicklung. Würzburg: Edition Popp, 1981
  37. Russell T. Clement. Les Fauves: A sourcebook. — Santa-Barbara: Greenwood Press, 1994
  38. Johann Wolfgang von Goethe: Zur Farbenlehre. 2 Bde. — Cotta, Tübingen 1810

Судьбоносные знакомства

На занятиях, в музеях и поездках круг общения Матисса стремительно расширялся. В путешествии на остров Бель-Иль (остров Жозефины при Наполеоне I), живописное место летнего отдыха у побережья французской Бретани, Анри в 1896 году познакомился с Джоном Питером Расселом (1858-1930), художником-импрессионистом из Австралии. В следующем году знакомство укрепилось новой встречей и переросло в многолетнюю дружбу. Рассела Матисс считал своим учителем, важным на определённом этапе: он познакомил его с импрессионизмом, и, самое главное, разложил по полочкам аспекты теории цвета как основы будущих художественных предпочтений Матисса.

Старт без препонов

В 1896 году Анри Матисс предоставил пять картин в Салон Национального общества изящных искусств, покупателем двух из них стало государство, которое приобрело произведения для летней резиденции президента в городе Рамбуйе под Парижем. Это был успех, который прямиком привёл молодого живописца на должность члена-корреспондента Салона.

Из-под кисти художника в этот период преимущественно выходят пейзажи и натюрморты. Увлечённый красотами Бретани, живописец много пишет её прибрежные скалы и роскошные зелёные фермы. Выставленный в 1897 году импрессионистический «Стол с десертом» не имел особого успеха, что не повлияло на упорство художника в учёбе и стремление к профессиональному прогрессу. После смерти Гюстава Моро в 1899 году Анри покинул Школу изящных искусств и учился на курсах Каррьера, пробовал себя в скульптуре, затем нашёл ещё вечерние курсы – постоянная учёба премудростям и тонкостям художественного искусства была главным его стремлением.

Основные представители фовизма

Альфред Морер. Фовистский пейзаж в красных и синих тонах, 1908. Дерево, масло

Фовизм объединяет представителей трёх основных групп, которые использовали сходные художественные приёмы и которых можно рассматривать как участников единого течения.

  • Ученики мастерской Гюстава Моро: Анри Матисс, Альбер Марке, Шарль Камуан, Жан Пюи и Анри Манген.
  • Представители Группы Шату: Андре Дерен и Морис Вламинк.
  • Гаврская группа: Отон Фриез, Рауль Дюфи и Жорж Брак (последний также считается одним из важнейших представителей кубизма).

Подавляющее большинство художников-фовистов отрицало свою принадлежность течению. Тем не менее идеологическими лидерами направления, связанного скорее с художественным методом, нежели с формальной принадлежностью, можно назвать Анри Матисса, Андре Дерена и Мориса Вламинка; их обычно называют центральными представителями движения.

  • Жоржетта Агутт
  • Жорж Брак
  • Луи Вальта
  • Морис де Вламинк
  • Анри Дерен
  • Кеес ван Донген
  • Виктор Дюпон
  • Рауль Дюфи
  • Шарль Камуан
  • Анри Манген
  • Морис Марино
  • Альбер Марке
  • Анри Матисс
  • Жан Метценже
  • Жан Пюи
  • Жорж Руо
  • Отон Фриез
  • Огюст Шабо
  • Анри Эвенепул
  • Этьен Террюс
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Метолит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: