Слайд 22«Портрет молодого человека», 1521 г., относится к позднему творчеству Альбрехта Дюрера.
Автор в то время уже состоялся как художник-портретист.Создавая портрет, Дюрер стремился передать именно духовную сущность изображенного на нем человека.
«Портрет молодой венецианки» , 1505 г. Это одна из самых лирических живописных работ знаменитого мастера. Изысканная цветовая гамма — все оттенки коричневового цвета, золотые переливы волос, нежнейших оттенков кожа и сияющая матовым блеском нитка жемчуга… Мечтательный взгляд, Слегка опущенные веки, лучистые черные глаза,
волна волос над ясным высоким лбом, и большие, чувственные губы. От картины исходит такое очарование. …
7. Автопортрет Дюрера
Это один из трех цветных автопортретов знаменитого живописца. На нем Дюрер высокомерно поднял себя до социального положения, которое, по его мнению, соответствует художнику его способностей.
На нем яркая, экстравагантная одежда, демонстрирующая влияние итальянской моды, и дорогие кожаные перчатки. Поза Дюрера полна спокойствия и уверенности, и сам он доминирует над живописным пространством полотна. Он смотрит на зрителя холодным ироничным взглядом.
Любопытно, что Дюрер первым из западных художников написал несколько автопортретов в течение своей жизни. Они — прекрасное свидетельство развития его таланта. Свой первый автопортрет немецкий художник написал в 1484 году. Тогда ему было всего 13 лет.
Рисунки и гравюры
Гравюры
Наибольшую известность Дюрер получил как непревзойденный гравер. Художник делал гравюры, как на меди, так и на дереве
Ксилографии Дюрера отличались от его предшественников мастерством и вниманием к деталям. В 1498 г
художник создал серию гравюр «Апокалипсис», состоявшую из 15 листов. Эта тема была весьма актуальна к концу 15 века. Войны, эпидемии, голод создали у народа предчувствие конца времен. «Апокалипсис» принес Дюреру небывалую популярность, как на родине, так и за ее пределами.
1498 Четыре всадника Апокалипсиса
Далее последовали серии гравюр «Большие страсти», «Жизнь Марии». Библейские события мастер помещает в современное ему пространство. Люди видят знакомые пейзажи, одетых, так же как они, персонажей и сопоставляют все происходящее с собой и своей жизнью. Дюрер стремился делать искусство понятным и для простого народа, при этом подняв уровень художественного мастерства на невиданную до него высоту.
1510 Взятие под стражу
Гравюры его пользовались большой популярностью, их даже стали подделывать, в связи с чем Дюрер осуществил свою вторую поездку в Венецию.
Кроме серий художник работает и над отдельными рисунками. В 1513 ‒ 1514 годах выходят в свет три самых знаменитых гравюры: «Рыцарь, смерть и дьявол», «Святой Иероним в келье» и «Меланхолия». Эти работы по праву считаются венцом пути художника, как гравера.
1514 Меланхолия
Как гравюрист Дюрер работал в разных техниках и жанрах. После него осталось около 300 гравюр. После смерти мастера его работы широко тиражировались, вплоть до 18 века.
1513 Рыцарь, смерть и дьявол
Рисунок
Альбрехт Дюрер известен и как талантливый рисовальщик. Графическое наследие мастера впечатляет. С немецкой скрупулезностью он хранил все свои рисунки, благодаря чему до нас дошло их около 1000 штук. Художник постоянно тренировался, делая эскизы и зарисовки. Многие из них стали самостоятельными шедеврами. Так, например, широко известны рисунки «Руки молящегося», «Портрет матери», «Носорог» и др.
1508 Руки молящегося
Дюрер первый среди европейских художников стал широко использовать акварельную технику. Акварель известна с 15 века в Европе. Это были сухие краски, которые растирались в порошок. В основном ее использовали для оформления книг.
1495 Вид на Инсбрук
Известна серия пейзажей, выполненных Дюрером акварелью: «Вид на Арко», «Замок в Альпах», «Замок в Тренто», «Вид на Инсбрук», «Двор старого замка в Инсбруке» и др.
1494 Дворик замка в Инсбруке с облаками
Удивительно детально проработаны натуралистические рисунки Дюрера: «Молодой заяц», «Кусок дерна», «Ирис», «Фиалки» и др.
1502 Молодой заяц
Слайд 18«Автопортрет в одежде, отделанной мехом» (1500) — самый известный из них.
Считается самым личным, сложным и знаковым из всех автопортретов художника
Автопортрет обращает на себя внимание своим сходством с принятыми в то время в искусстве изображениями Христа — симметрия композиции, краски тёмных тонов, поворот анфас и рука, поднятая к середине груди, как бы в жесте благословения. Надписи на чёрном фоне по обе стороны от Дюрера как бы парят в пространстве, подчёркивая символизм портрета
Автопортрет (1498) На полотне подпись художника: «Я написал это с себя / Мне было двадцать шесть лет» Поза художника очень спокойна и уверена. Он изобразил себя стоящим, слегка повернувшись в сторону, опираясь рукой на выступ. Фигура Дюрера занимает все полотно, почти касаясь головным убором верхней части картины. Его лицо и шея освещены светом, падающим в комнату, и длинные волнистые волосы изображены очень тщательно. По сравнению с более ранним автопортретом, у него здесь настоящая борода, которая была необычным атрибутом для молодых мужчин того времени.
Слайд 19«Меланхолия» — резцовая гравюра на меди, законченная в 1514 году. «Меланхолия» —
одна из наиболее таинственных работ Дюрера и выделяется сложностью и неочевидностью идеи, яркостью символов и аллегорий . «…перед нами морской берег, безграничная даль воды и сумеречное небо, прорезанное радугой и зловещими лучами кометы. На переднем плане, в окружении разбросанных в беспорядке столярных и строительных инструментов, сидит, подперев рукой голову, погруженная в глубокую задумчивость крылатая женщина. В руке у неё раскрытый циркуль, к поясу привязаны связка ключей и кошель. Неподалеку на земле лежит деревянный шар, дальше виднеется большой каменный многогранник…»
4. Семь печалей девы
Этот полиптих включает в себя центральное изображение размером 108 х 43 см и семь прилегающих панелей (размером около 60 х 46 см). В их число входят:
- «Обрезание Христа».
- «Бегство в Египет».
- «Двенадцатилетний Христос в храме».
- «Несение креста».
- «Прибивание Христа к кресту».
- «Христос на кресте».
- «Оплакивание Христа».
Работа была заказана Фридрихом III, курфюрстом Саксонии.
Современные ученые склонны приписывать Дюреру только центральную панель, другие, вероятно, были сделаны его учениками по рисункам мастера. Центральная панель, изображает скорбящую Богоматерь, тогда как остальные части полиптиха изображают Иисуса в разные моменты его земной жизни.
Портреты: как Дюрер видел личность художника
Дюрера интересовала личность художника: он хотел показать, что они — творцы, и в то же время простые люди. Разберемся, как Дюрер рисовал свои автопортреты.
Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве
с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории
и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Алина Аксёнова
Историк искусства, автор книг «Искусство ХХ века. Ключи к пониманию» и «История искусства
Просто о важном», более 9 лет проводила лекции и экскурсии в ГМИИ им. Пушкина.
Альбрехт Дюрер. Автопортрет, 1493
В этой части мы говорим о портретах и автопортретах Дюрера. Художник на протяжении всего творчества изображал самого себя. Попробуем понять, зачем Дюрер это делал, на примере раннего автопортрета 1493 года.
Дюрер писал автопортреты не ради самолюбования. Как художника Ренессанса его интересовал человек, личность — в первую очередь личность художника. Он был сам для себя удобным объектом для исследования: модель всегда под рукой, можно писать в любое время.
Автопортрет 1493 года — продолжение разговора художника о себе. Художник написан в три четверти, по пояс — в духе Ренессанса. На нем модный красивый наряд с окантовкой, головной убор. Волосы распущены, в руках цветок чертополоха. Фон темный, без пейзажа и интерьера, как на всех голландских и немецких портретах 15 века.
Вероятно, этот автопортрет — обручальный подарок. Во времена Дюрера женихи часто заказывали художникам свои портреты, чтобы преподнести семье невесты. Образ Дюрера на автопортрете — привлекательного, мечтательного молодого человека — соответствует традициям таких портретов.
Телеграм-канал
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Альбрехт Дюрер. Автопортрет, 1498
Теперь перед нами Автопортрет 1498 года. Посмотрим, как в нем отразились перемены в жизни и мировоззрении художника.
В автопортрете появился пейзаж. Он написан по возвращении из Венеции
Дюрер следует венецианской традиции, в которой пейзаж в портрете играет важное значение: природа и человек существуют вместе, и человек — такой же сложный мир, созданный Богом.
Дюрер подчеркивает свой статус. На нем эффектный наряд по итальянской моде, на руках перчатки — щегольская деталь. Дюрер делает акцент на том, что художник обладает высоким статусом. Это итальянский взгляд на вещи: в Германии художники по-прежнему ремесленники.
Альбрехт Дюрер. Автопортрет в возрасте 28 лет, 1500
Мы добрались до самого знаменитого автопортрета Дюрера, написанного в 28 лет — известного также как «Автопортрет в шубе». В нем художник соединил свой образ с образом Христа.
Как этого добился Дюрер
Изобразил себя фронтально. В то время портреты в основном были трехчетвертными, а лицом к зрителю располагались только молитвенные образы на иконах.
Рука придерживает воротник шубы — длинные пальцы напоминают жест благословения Христа на алтарных картинах.
Изменил пропорции лица — сделал его более симметричным: лоб увеличен, глаза смотрят прямо, хотя в жизни слегка косили. Создав идеальный вариант себя, Дюрер также приблизил автопортрет к божественному образу.
Изобразил золотые волосы на темном фоне — они заменяют золотой фон на алтарных образах, который символизирует царство небесное, Божественный мир.
Отсылка к традиционной иконографии не отменяет того, что перед нами человек. На нем скромная шуба, простая сорочка, из волос выбился чубчик. Дюрер в первую очередь хочет сказать, что художник — тоже творец, который создает новый мир.
Альбрехт Дюрер. Портрет матери художника, 1514
Альбрехт Дюрер. Отец Альбрехта Дюрера, 1497
Завершим эту часть портретом отца Дюрера, написанном в 1497 году. Этой работой Дюрер будто прокладывает мостик к портретам эпохи барокко.
Дюрер не приукрашивает образ отца. На нем простая одежда, подбитая мехом, черная шапка, которую носили ремесленники. Отец выглядит усталым, пожилым — Дюрер не скрывает его морщины, щетину на подбородке.
Образ все равно остается привлекательным. Мы видим умный, глубокий взгляд, выразительное лицо. Художник изображает отца, которого хорошо знает, и передает глубину его характера.
Дюрер уже в конце 15 века пишет внешность реалистично, не приукрашивая. Вместе с тем, он передает характер модели, внутренние качества человека. Это переносит нас в 17 век — эпоху Рембрандта и Халса, которые довели психологический портрет до совершенства.
Праздник четок
Праздник четок. Самая узнаваемая картина Дюрера была написана для Сан-Бартоломейской церкви в Италии. Художник в течение нескольких лет писал эту картину. Картина насыщена яркими красками, так как такая тенденция становилась популярной в ту пору. Названа картина так из-за отраженного в ней сюжета, доминиканских монахов, использовавших в своих молитвах четки. В центре картины Дева Мария с младенцем Христом на руках. В окружении, молящиеся, среди которых папа Юлиан второй и император Максимилиан первый. Младенец – Иисус раздает всем венки роз. Доминиканские монахи использовали четки строго белого и красного цветов. Белые символизируют радость Богородицы, красные кровь Христа при распятии.
8. Мадонна с младенцем перед аркой
Эта картина маслом была найдена после Второй мировой войны в женском монастыре капуцинов в итальянском городе Баньякавалло. В 1961 году итальянский искусствовед Роберто Лонги признал картину работой Дюрера.
Ребенок на руках у Мадонны скопирован с младенца Иисуса с одной из картин итальянского художника Лоренцо ди Креди (возможно, Дюрер встречался с ним в Венеции). А лицо Мадонны напоминает черты персонажей на полотнах Джованни Беллини, который написал несколько Мадонн с младенцами.
У растения, которое держит в руках ребенок, есть только два листа и две ягоды клубники. Отсутствующий лист на растении указывает на последнего участника Пресвятой Троицы.
6. Святой Иероним в пустыне
Святой Иероним Стридонский изображен во время своего скита в Халкидской пустыне. Он окружен всеми символами, традиционно приписываемыми ему: прирученный лев, кардинальские шляпа и одежды на земле (символ отказа от земных почестей), книга (он перевел на латинский Ветхий и Новый Заветы), камень, который он использовал, чтобы бить себя в грудь, и распятие.
Кстати, Иероним считается покровителем переводчиков.
На обратной стороне картины тоже есть изображение — интригующий образ, напоминающий метеор или комету. Возможно, при его создании Дюрер вдохновлялся изображением комет в Нюрнбергской хронике 1493 года.
Слайд 13Пи́тер Бре́йгель Ста́рший известный также под прозвищем «Мужицкий» —нидерландский живописец и график,
самый известный и значительный из носивших эту фамилию художников. Мастер пейзажа и жанровых сцен. Отец художниковПитера Брейгеля Младшего («Адского») иЯна Брйгеля Старшего («Райского»). Брейгель любил создавать многолюдные композиции, в которых запечатлел традиции нидерландского народа.
Картина, наполнена символами, относящимися к нидерландским пословицам и поговоркам . На картине изображено около сотни известных пословиц, хотя, вероятно, Брейгель на самом деле изобразил ещё больше, которые не расшифрованы сегодня. Некоторые пословицы распространены до сих пор, некоторые постепенно утрачивают своё значение:
Нести огонь в одной руке и воду в другой. Значение — Быть двуличным.
Биться головой о стену Пытаться достичь невозможного
«Флама́ндские посло́вицы», 1559 г.
Слайд 15Калеки — Питер Брейгель Старший. 1568. Уродливый и страшный мир возникает
перед глазами зрителя в картине «Калеки». На фоне зеленой травы теснятся жалкие калеки, человеческие обрубки, некогда бывшие полноценными людьми. В их глазах светятся недоверие, непонимание, обида и постоянная гнетущая боль. А красные кирпичные стены, намертво стискивающие пространство, еще больше усиливают ощущение трагичности происходящего в мире.
Питер Брейгель. «Художник и знаток».
Перед нами своего рода притча – о зрячем и слепом. Художник держит в руке кисть, знаток держится за кошелек. Художник духовно зряч, но беден. Знаток духовно слеп, но богат.
Брейгель в своей картине создает не аллегорию, не отвлеченный философский образ мироустройства, а в жестокой манере показывает трагедию отдельных людей, как назидание всему человечеству.
Описание гравюры Альбрехта Дюрера «Меланхолия»
Картина является резцовой гравюрой, основа которой сделана из меди. Ее автором выступает немецкий художник Альбрехт Дюрер, который закончил работу над своим творением в 1514 г.
Во времена жизни художника меланхоликов было принято делить на несколько типов. Сам Дюрер себя относил к первому типу. «Меланхолию» искусствоведы считают самой таинственной работой Дюрера. Она особенна тем, что автор картины сумел усложнить и сделать неочевидной идею изображенного, а также разнообразить ее сюжет с помощью ярких символов и аллегорий.
Размер оригинального произведения искусства составляет 23,9 × 18,8 см. «Меланхолия» входит в число «Мастерских гравюр» – тройку известных графических листов Дюрера.Картина богата на символы. Некоторые из них имеют отношение к планете Сатурн
Внимание здесь сразу привлекает крылатый Гений, который подпирает свою голову. На коленях у него лежит книга
На его поясе можно заметить заметить несколько кошельков.
Немного выше Гения расположен Путто, который выступает символом ангельского духа. Он занят написанием чего-то на доске из воска.Вокруг основных персонажей есть множество вещей. Автор изобразил молоток с щипцами, гвозди с пилой, рубанок с линейкой. Возле ног крылатого существа отдыхает собака.
Стены здания украшены весами и часами. Кроме того, можно увидеть колокол и квадрат, заполненный цифрами. К стене, которая невидна, приставлена огромная лестница. На небе появилась радуга. Существо держит надпись, на которой видно название гравюры.
Дюреру удалось впервые в Европе составить магический квадрат – 4*4. Если прибавить все числа в одной из строк, то получится 34. С помощью средних чисел, расположенных в нижнем ряду, можно узнать время создания творения.
Портрет Максимилиана I
Портрет Максимилиана I. Своего покровителя Дюрер изображал несколько раз на разных картинах, а вот портрет Максимилиана первого стал одной из известных на весь мир картин. Император изображен, как и полагается монархам, богатые одеяния, надменный взгляд, от картины так и веет высокомерием. Как и в других картинах художника присутствует своеобразный символ. Император держит в руке гранат, символ изобилия и бессмертия. Намек на то, что именно он обеспечивает народу достаток и плодородие. Виднеющиеся на очищенном кусочке граната зерна символ многогранности личности императора.
Описание картины Альбрехта Дюрера «Портрет молодого человека»
Точно и умело рассчитаны все движения кисти. Художник отражает момент, живое мгновение жизни. Но потом его начинают забывать.
Взгляд, направленный на зрителя, полон внимания интереса и доброжелательности. Несмотря на всю парадность, портрет не потерял своего демократического характера. Возрождение. Ею «разорван» плоский холст. Зато фон и тени прописаны полупрозрачной краской.
Портрет молодого человека (рисунок)
В Эрмитаже можно увидеть два мужских портрета, написанных великим художником. Это был шаг вперед, в будущее из портретной живописи его времени. Но о нем лично известно немного. Париж. Город богател и стал проявлять большой интерес к искусству.
Дюрер мог научиться этому визуальному трюку на примере таких произведений, как, например, леонардовская Мона Лиза, он видел ее во время путешествия в Италию. Германия. Таким же приемом написан белый кружевной воротник, освещенные волосы и перчатка. Дюрер написал много автопортретов, что для того времени было достаточно необычным явлением, которое можно рассматривать как повышение статуса художника в обществе: если может быть запечатлен кистью патрон, то почему не может сам художник. Портрет не производит впечатление застывшего, статичного. 57 x 45 см.
Их крупные кудри низко спускаются на лоб, показывая красоту формы бровей. Портрет молодого человека 1518. Картины почти не заказывают. Вот таким образом, наверное, Франс Хальс практически никогда не покидал Харлем. Волосы и берет повторяют первоначально заданную форму круга.
Описание картины «Портрет молодого человека»
В браке родится пять сыновей и все пойдут по стопам отца – станут портретистами.
Мейндерт ХоббемаТворчество Лоренцо БерниниТворчество ВеласкесаЖан ЭнгрЖивопись И Композиция
Руки Молящегося
Руки Молящегося. Еще одна очень известная картина Дюрера была много раз скопирована, напечатана на открытках, марках и даже монетах. История картины поражает своей символичностью. На холсте изображена, не просто рука набожного человека, а родного брата Дюрера. Еще в детстве братья договорились заниматься живописью по очереди, так как известность и богатство от этого ремесла приходит не сразу и не всем, один из братьев должен был обеспечивать существование другого. Первым за живопись взялся Альбрехт, и когда пришла очередь брата его руки уже отвыкли от живописи, он не мог писать. Но брат Альбрехта был набожным и смиренным человеком, он не огорчился на брата. Эти руки и отражены в картине.
Слайд 7Живопись нидерландских и немецких мастеров Ян ван Эйк — это
один из известных нидерландских художников, стал основателем станковой живописи в северном искусстве и первым стал писать масляными красками. В Средние века в краски растительного и минерального происхождения в качестве связующего вещества добавляли яйцо. Но эти краски (темпера) быстро сохли. Заменив яйцо маслом, братья Эйки получили возможность работать медленно, тщательно отрабатывая детали. Прославился как портретист. Сначала он работал вместе со своим старшим братом Губертом, а после его смерти уже один.Самое прославленное произведение, которое создавал Ян ван Эйк вместе с братом, а после его смерти заканчивал один — это большой Гентский алтарь.
Слайд 11 «Корабль дураков. Ок. 1500 г.
Корабль представляет собой диковинное сооружение: мачтой ему служит живое, покрытое листьями дерево, сломанная ветка — рулём. Куда держит он путь? К каким берегам должен пристать? Где закончится его бесконечное странствие? …Здесь нашли себе пристанище беспросветные гуляки, сварливые жены, отъявленные бездельники, ловкие шарлатаны и шуты…
Иероним Босх (ок. 1450 – 1516). Нидерландский потомственный художник, один из крупнейших мастеров периода Северного Возрождения. Считается одним из самых загадочных живописцев в истории западного искусства.
Творчество Босха вызывало огромный интерес у современников, не менее популярным оно остается и в наши дни.
Слайд 20«Большой кусок луга», 1503 г. Наряду с «Зайцем» самая знаменитая штудия
Дюрера. Дюрер положил в основу своего творчества наблюдение природы. Эта штудия, высоко оценённая позднее историками искусства за реализм, не была самоцелью для Дюрера, подобные рисунки, художник создавал, оттачивая мастерство, и использовал их позднее, включая неоднократно в свои произведения. Реплики «Большого куска луга» можно видеть и в его картинах, и в его гравюрах, таких, например, как «Адам и Ева» (1504).
поверх них почти сухой кистью гуашью проработаны волоски.
«Крыло», 1512 г. Всем известно, кто видел гравюры Дюрера, как он относился к мелким деталям, с какой скрупулёзностью и тщательностью выполнял штриховку. Здесь же его мастерство на высоте. Перламутровые, мерцающие переливы окраски перьев птицы переданы виртуозно.
«Заяц», 1502 г. Рисунок выполнен на почти квадратном листе бумаги, подкрашенном коричневой краской. Изображение сориентировано по диагонали, разворот модели выбран в три четверти, взгляд художника направлен сверху. По подмалевку нанесены темной краской тени,
Слайд 4 Нидерланды. Сер. XVI в., арх. Корнелис Флорис. Ратуша в Антверпене.
1561 – 1564 гг. Основной трехэтажный горизонтально-протяженный объем дополнен центральным ризалитом, воспроизводящим обычную для Нидерландов композицию вертикально построенного здания с развитым фронтоном-щипцом.Энергичная пластика архитектурных форм центральной части с полуциркульными окнами, сдвоенными колоннами и нишами с медальонами эффектно оттенена более строгой плоскостью стены по сторонам от нее. Архитектурные формы боковых частей фасада отличаются ясностью и простотой. Рустованная стена нижнего этажа разделена простыми арочными проемами. Второй и третий этажи одинаковы по высоте и по
архитектурной трактовке. В узких простенках между ними плоские пилястры, во втором этаже тосканского, в третьем — ионического ордера. Четвертый этаж, меньший по высоте, отделён слегка выступающей за плоскость фасада балюстрадой.
Автопортрет с остролистом
Автопортрет с остролистом. Эта картина Дюрера вызвала много осуждений, как у современников художника, так и у современных критиков живописи. Все дело в позе, в которой нарисовал себя автор и скрытом посыле, передающемся через детали. Во времена художника в анфас или близко к этому можно было рисовать только святых. Остролист в руке художника посыл к терновому венцу, который был возложен на голову Христа при распятии. Надпись в верхней части холста гласит «Мои дела определяются сверху», это отсылка к преданности автора Богу, и что все достижения его, на данном этапе жизни с благословения господня. Данная картина, хранящаяся в Лувре, оценивается как, внесшая определенные изменения в людское мировоззрение.
Научные трактаты и иные письменные источники
Будучи человеком Возрождения, Дюрер оставил нам не только огромное художественное наследие. Обладая научным складом ума, он интересовался математикой, геометрией, архитектурой. Мы знаем, что он был знаком с работами Евклида, Витрувия, Архимеда.
В 1515 году художник сделал гравюры с изображением звездного неба и географической карты.
1515 Карта Северного неба
В 1507 г. Дюрер начал свои работы по теории живописи. Это были первые письменные трактаты на эту тему. Нам известны «Руководство по измерению циркулем и линейкой», «Четыре книги о пропорциях». К сожалению, мастер не смог довести до конца работу по созданию полного руководства для начинающих художников.
Пропорции человека
Также им в 1527 г. было создано «Руководство к укреплению городов, замков и теснин». Развитие огнестрельного оружия, по мнению художника, привело к необходимости сооружения новых фортификаций.
Кроме научных работ, Дюрером были оставлены дневники и письма, из которых мы многое знаем о его жизни и современниках.
Эпоха Возрождения подарила человечеству нескольких титанов духа ‒ Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэля. В Северной Европе к таким масштабным личностям несомненно можно отнести Альбрехта Дюрера. Наследие, оставленное им, поражает воображение. Во многих направлениях своей деятельности он стал новатором. Ему удалось совместить в своем творчестве гуманизм итальянского Ренессанса с мощью и духовной силой немецкой готики.
Автопортрет Дюрера в зрелом возрасте
Автопортрет Дюрера в зрелом возрасте. С возрастом Дюрер пошел еще дальше в отражении своих переживаний на холсте. За эту его наглость современники жестоко критиковали художника. На этом холсте он написал свой автопортрет в анфас. Тогда как даже более признанные современники не могли позволить себе такой дерзости. На портрете автор смотрит строго перед собой и держит руку на середине груди, что характерно для отражений Христа. Недоброжелатели нашли на картине Дюрера все сходства и упрекали его в сравнении себя с Христом. Рассматривая картину, кто-то может согласиться с критиками, а кто-то разглядеть, что-то больше
На картине отсутствуют привлекающие к себе внимание объекты, что заставляет созерцателя сосредоточиться на образе человека. Те, кто видел картину, рассматривают гамму чувств на лице и образе изображенного человека
Слайд 17 На полотне изображен молодой Альбрехт Дюрер с чертополохом в правой
руке, воспринимавшимся как символ на Страстей Христовых. Надпись в верхней части картины справа от указания года 1493 звучит следующим образом:
My sach die gat
als es oben schtat
Альбрехт Дюрер — сын ювелира, приехавшего в Нюрнберг из Венгрии в середине XV в. Он является одним из известнейших представителей ренессанса в Германии. Дюрер был первым западным художником, написавшим в течение своей жизни несколько автопортретов. Благодаря им можно проследить эволюцию живописца. Свой первый автопортрет Дюрер написал в 1484 г. в возрасте 13 лет, эта гравюра на серебре хранится в венской галерее Альбертина. Автопортрет Дюрера (1493)из Лувра — самое раннее изобра-жение подобного рода, дошедшее до наших дней.
и переводится как: мои дела определяются сверху. Этим самым Дюрер выражает свою преданность Богу, которая подчёркивается чертополохом в его руке.
Портрет молодого человека (Джорджоне)
Гольбейн Амброзиус 1495-1520. Правая, освещенная светом играет румянцем. Никакие пертурбации в жизни ему не грозят. Яркие губы красивого рисунка плотно сжаты. Пик популярности и расцвета творчества гения приходится на 1620 – 1640 годы.
Заметными густыми мазками неразведенной краски просто «вылеплено» лицо модели. Работа находится в частной коллекции в Лондоне. Холст. На губах играет легкая улыбка. Круг сразу придает законченность портрету.
Надвигается нищета, которая приводит мастера в богадельню. Лувр
Широкий белый воротник модели еще больше привлекает внимание к выражению лица. Модель производит впечатление спокойной уверенности в себе и жизнерадостности
Этим достигнуто создание законченного образа. Его отцом был ткач в Антверпене, женатый вторым браком, в котором и родился Франс Хальс. Таким образом, фигура рельефно выступает из полотна и приближается к зрителю. Невысокий синеватый воротник и белое жабо открывают стройную шею.
Обучившись профессии, принятый в гильдию Св. Он находится в частной коллекции. Во время его рождения не было мира на его родине.
Портрет молодого человека, Альбрехт Дюрер, 1521
Испанские войска осаждали города, брали штурмом, разоряли. От жизни великого художника нас отделяет чуть меньше четырехсот лет. А еще через год он женится. Так проходит слава живописца по имени Франс Хальс.
Спустя шесть лет он приобретает известность как портретист. Мерцает жемчужное колье на стройной шее и браслет на изящной руке, которая держит розу. Красивые ухаживания, цветы и свидания – вот что нужно девушке в начале отношений. Руки модели, лежащие на постаменте, хорошо известный прием создания иллюзии близости между зрителем и портретируемым. В ней он и умирает.
Портрет выполнен в золотисто-коричневатых тонах. Он состоятелен и независим, насмешлив и, пожалуй, полон апломба. Лицо обрамляют легкие золотистые волны коротких волос.
Его поза естественна и непринужденна. Он явно умеет справляться с любыми жизненными ситуациями. Крупным планом в круг на золотистом светлом фоне помещена головка ребенка. Немецкая живопись XVI – XVIII веков.
В Харлем бежали иммигранты со всех сторон. Внимательный взгляд кареглазого ребенка обращен на что-то любопытное вверх и вправо. Оно им схвачено и перенесено на полотно. С необычайным старанием выписаны кружева воротника и манжет.