Эдгар дега

Эдгар дега. «живописец танцовщиц»

Происхождение названия и критика стиля

В 1872 году в Париже состоялась первая выставка картин нового течения, среди которых была представлена работа Клода Моне «Impression, soleil levant» («Импрессия. Восходящее солнце»).

Луи Леруа, известный журналист карикатурной газеты, выпустил статью с разгромной критикой художников, которых он назвал «импрессионисты» (впечатленцы. От «impression» -впечатление).

Картины выставки были разобраны до мельчайших деталей. Осуждению и высмеиванию подвергся стиль живописцев, подразумевающий нечеткую манеру передачи изображения и размытие контуров. 

Особенно досталось полотнам Моне, поэтому название именно его картины с пренебрежительным оттенком было использовано для описания всей выставки, но неожиданно для всех, стало именем целого направления в живописи, распространившегося далеко за пределы Франции.

Судьба художника

Эдгар Дега был старшим сыном в аристократической семье. Чтобы скрыть свое благородное происхождение, он изменил свою фамилию де Га на более простую — Дега.

Не нуждаясь в деньгах, начинающий художник предпочитал писать ради искусства и тратить бесконечные часы на доработку. Была даже шутка, что заставить Дега закончить полотно можно только одним способом — отняв у него картину. По части перфекционизма Эдгар был маньяком. Во время обучения он так тщательно копировал работы старых мастеров в Лувре, что оригинал был трудно отличим от штудии.

Автопортрет, 1854−1855. (wikipedia.org)

Дега дружил с импрессионистами. Он не разделял многое из их принципов, но сходился с ними в одном из основополагающих для стиля: сюжеты брались из повседневности. Пленэрам Дега предпочитал театр, оперу и кафешантаны. В искусственном освещении заведений Дега часами наблюдал за тем, как движутся люди.

После смерти отца в 1870-х у семьи возникли проблемы с деньгами. Впервые Дега начал продавать свои картины и участвовать в выставках. Но как только он наладил клиентскую базу, художник отказался от экспозиции своих работ, предпочитая продавать их через нескольких торговых агентов.

Последние 10 лет Дега почти не писал. Он жил одиноко в своей холостяцкой квартире, окруженный холстами, антиквариатом и коврами.

Таз для мытья.

Картина “Таз для мытья” Эдгара Дега – одна из серии, посвящённой купальщицам. На картинах художника они принимают ванну, причесывают волосы или вытираются полотенцем. Однако именно эта картина интересна своим нетривиальным композиционным решением – её правый угол Дега смело обрезает столом с туалетными принадлежностями. Для чего он это делает?

Более подробно о картине читайте в статье “Эдгар Дега: 7 выдающихся картин художника”.

сайта “Дневник живописи: в каждой картине – история, судьба, тайна”.

» data-medium-file=»https://i1.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/09/image-29.jpeg?fit=595%2C425&ssl=1″ data-large-file=»https://i1.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/09/image-29.jpeg?fit=900%2C643&ssl=1″ loading=»lazy» class=»wp-image-3809 size-full» title=»Картины Эдгара Дега. 7 выдающихся полотен художника» src=»https://i2.wp.com/arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/09/image-29.jpeg?resize=900%2C643″ alt=»Картины Эдгара Дега. 7 выдающихся полотен художника» width=»900″ height=»643″ sizes=»(max-width: 900px) 100vw, 900px» data-recalc-dims=»1″/>Эдгар Дега. Таз для мытья. 1886 г. Бумага, пастель. Музей Д’Орсе, Париж.

Одна из любимых тем Дега – обнаженные женщины, принимающие ванну, причёсывающие волосы или вытирающиеся полотенцем.

На картине “Таз для мытья” художник выбрал весьма странное композиционное решение, срезав правый угол картины столом с туалетными принадлежностями. Создаётся впечатление, что зритель только что вошёл в комнату, где моется женщина, и смотрит на неё со стороны.

Сам Дега писал о подобных картинах, что как раз стремился создать у зрителя ощущение, что он подглядывает в замочную скважину. Это ему явно удавалось.

Художник Дега. «Знаменитый неизвестный»

С возрастом характер Дега становился все несноснее. Художник позволял себе с презрением отзываться о знакомых, легко разрывал отношения с близкими. Стоило ему заподозрить, что кто-то из его друзей не разделяет его взглядов, он сразу же выходил из себя и прекращал с этим человеком всякие отношения. В письме к Писсарро Гоген сетовал, что поведение Дега стало крайне абсурдным, что художника ждет совершенно несчастная старость. И был прав.

Автопортрет, 1895 год. (wikipedia.org)

На склоне лет Эдгар Дега остался совсем один. Лишившись зрения, он жил под присмотром властной и сварливой экономки. «Я никогда не думал, что мне придется так страдать, — писал художник. — На этой земле я очень плохо организовал себе жизнь».

Танцовщица в своей гримерной.

Дега любил изображать балерин в моменты, совсем не связанные с танцами: поправляющих свои платья и волосы за кулисами или в своих гримёрных. Одной из таких работ и является картина “Танцовщица в своей гримерной”. У зрителя создаётся впечатление, как будто он заглядывает в дверь комнаты и наблюдает за балериной.

Более подробно о картине читайте в статье “Эдгар Дега: 7 самых потрясающих картин художника”.

сайта “Дневник живописи: в каждой картине – история, судьба, тайна “.

» data-medium-file=»https://i0.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/06/image-5.jpeg?fit=430%2C1023&ssl=1″ data-large-file=»https://i0.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/06/image-5.jpeg?fit=430%2C1023&ssl=1″ loading=»lazy» class=»wp-image-2361″ title=»Картины Эдгара Дега. 7 выдающихся полотен художника» src=»https://i2.wp.com/arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/06/image-5.jpeg?resize=380%2C904″ alt=»Картины Эдгара Дега. 7 выдающихся полотен художника» width=»380″ height=»904″ data-recalc-dims=»1″/>Эдгар Дега. Танцовщица в своей гримерной. 1881 г. Художественный музей Цинциннати, Огайо, США.

Дега, пожалуй, чаще изображал танцовщиц не на сцене, за прямым их занятием, а в совершенно обыденных обстоятельствах.

Так, у него есть несколько картин танцовщиц, занятых своим туалетом в гримёрных. Вместе с художником мы как бы подглядываем за закулисной жизнью артисток. И здесь нет места постановке: вещи на полу и столике лежат в легком беспорядке. Эту неряшливость подчёркивают небрежные мазки синей и чёрной краски.

Еще об одной необычной картине с балеринами читайте в статье “Танцовщицы Дега. История спасения одной картины”.

Танцовщица в своей гримерной.

Эдгар Дега. Танцовщица в своей гримерной. 1881 г. Художественный музей Цинциннати, Огайо, США.

Дега, пожалуй, чаще изображал танцовщиц не на сцене, за прямым их занятием, а в совершенно обыденных обстоятельствах.

Так, у него есть несколько картин танцовщиц, занятых своим туалетом в гримёрных. Вместе с художником мы как бы подглядываем за закулисной жизнью артисток. И здесь нет места постановке: вещи на полу и столике лежат в легком беспорядке. Эту неряшливость подчёркивают небрежные мазки синей и чёрной краски.

Еще об одной необычной картине с балеринами читайте в статье “Танцовщицы Дега. История спасения одной картины”.

Сюжет

Четыре балерины кружатся в танце. Мы не знаем, что это за партия. Не знаем мы и того, находятся они на сцене или в классе, выполняя упражнения. Есть версия, что Дега изобразил одну модель в разных ракурсах, стараясь передать образ кружащейся танцовщицы.

«Балерины всегда были для меня лишь предлогом, чтобы изобразить замечательные ткани и ухватить движение», — признавался Дега, когда его в очередной раз называли поклонником танцовщиц. Их невесомые полупрозрачные фигурки предстают на картинах то в полумраке танцевальных классов, то в свете софитов на сцене, то в короткие минуты отдыха. Логично было бы заподозрить Дега в сексуальной связи художника с танцовщицами, однако никаких свидетельств об этом не сохранилось, как и об отношениях художника с женщинами или с кем-либо еще.

Урок танцев. (wikipedia.org)

Фигуры на картине крупные. Причина довольно прозаична: художник терял зрение и был вынужден работать с более масштабными образами. Пастель, которую использовал Дега, была его любимым материалом в поздний период творчества. Свежесть тонов, вибрация штриха, бархатистая фактура привлекали мастера.

Чтобы придать краскам особое «звучание», Дега придумал обрабатывать картины паром — пастель размягчалась и её можно было растушевывать. А чтобы заставить пастель «светиться», художник растворял ее горячей водой и наносил на холст, как масляную краску.

Контекст

Каждое произведение Дега при кажущейся воздушности — результат длительных наблюдений и кропотливой работы. Экспромт был категорически несовместим с перфекционизмом художника. Наблюдательность и феноменальная зрительная память позволяли ему с поразительной точностью улавливать нюансы, создающие ощущение мгновенного и случайного.

К концу сеанса модели Дега всегда были не только смертельно уставшими от долгого позирования. Они были еще и размечены полосками, которые помогали художнику выверять пропорции.

Абсент, 1876. (wikipedia.org)

Вдохновение же художник черпал в театрах, опере, кафешантанах. Последние были крайне популярны в Париже на протяжении последней трети XIX века — до появления кинематографа. Эти заведения встречались всюду и были ориентированы на клиентов с разным достатком. Демократичность и вульгарность кафешантанов притягивали Дега. Его забавляли фрики, которых можно было встретить там: чревовещательницы, крестьянки, сентиментальные дамочки и т. п. Здесь, под светом электрических фонарей, Дега находил новые способы для передачи привычного — к чему, собственно, и стремились импрессионисты.

Голубые танцовщицы.

Эдгар Дега. Голубые танцовщицы. 1897 г. Галерея искусств Америки и Европы 19-20 вв. ГМИИ им. А.С. Пушкина, г. Москва.

“Голубые танцовщицы”, на мой взгляд, одна из самых прекрасных работ Дега. Сияние голубого цвета и изящность поз танцовщиц доставляют поистине эстетическое удовольствие.

Дега любил писать танцовщиц балета в самых неожиданных ракурсах. Не исключение и эта картина. Мы наблюдаем за ними сверху, поэтому видим только их плечи и талии. Они на нас не смотрят, а лишь поправляют свои платья перед началом выступления.

Дега было свойственно обрезать углы, чтобы ещё больше подчеркнуть спонтанность изображённого. Две балерины на картине “Голубые танцовщицы” “не попали в кадр” полностью. Это ещё больше подчёркивает эффект “моментального снимка”.

Картина написана по фотографии

Не доказано, что картина писалась с натуры. Возможно, она создана на основе фотоснимков.

Именно так Дега создал портрет Паулины Меттерних. Княгиня никогда ему не позировала. Он написал портрет на основе фотокарточки.

Слева: фото княгини Паулины. Справа: Портрет княгини Меттерних. Эдгар Дега. 1865 г. Лондонская национальная галерея.

Об этом удивительном портрете вы можете почитать в статье: “Эдгар Дега: вдохновитель Уорхола и портретист эпатажной княгини”.

На то, что картина сделана по фотографии указывают «срезанные» края.

Не все танцовщицы “поместились в кадр”. У двух из них “усечены” макушки. Как будто снимок был сделан без подготовки. А девушки и вовсе не заметили, что их снимают.

Такие же срезанные края встречаются у Дега при изображении купальщиц. У зрителя создаётся ощущение, что он подглядывает за женщиной сквозь замочную скважину или из-за угла.

Эдгар Дега. Таз для мытья. 1886 г. Бумага, пастель. Музей Д’Орсе, Париж.

Фотографии Эдгара Дега — Все интересное в искусстве и не только.

А вы знаете, что  Дега был фотограф? Великолепный. Эдгар Дега (1834 — 1917), с его картинами и скульптурами, которые часто вызывают скандал, импрессионист, с особым стилем.

В 1880-е годы он проникся страстью к фотографии и почти отказался от живописи. Он сделал многочисленные снимки и они свидетельство его таланта, как фотографа. Первые фотографии в подборке – танцовщицы – любимая тема Дега.

                                                                    (Пол Poujaud:  Г-жа Артур Фонтейн и Дега)

                               Он также использует фотографию, чтобы запечатлеть сцены, которые будут использоваться в картинах:

                                                                                После ванны — 1884

                                                                       Дега с Кристиной и Ивонн Lerolle

                                                   Ренуар (сидит), Малларме (стоя) и Дега (в зеркале)

                                                 Поль Gobillard Gobillard Джинни, Джули Мане, Малларме и Женевьев

                                                                                         Захватывает уличные сцены

                                                                                      Даниэль Галеви

                                                              Снимает много автопортретов:

                                                                                          Автопортрет с Зои Closier

                                                                          Автопортрет Дега (1863), Лиссабон

Эдгар Дега (1834—1917).

Андрей Аллахвердов. Эдгар Дега. 2020. Личная коллекция художника Allakhverdov.com

Дега не был классическим импрессионистом. Он не любил работать на пленэре (на открытом воздухе). У него вы не найдёте намеренно высветленной палитры.

Наоборот, он любил чёткую линию. Черного цвета у него предостаточно. И работал он исключительно в студии.

Но все же его всегда ставят в ряд с другими великими импрессионистами. Потому что он был импрессионистом жеста.

Неожиданные ракурсы. Асимметрия в расположении объектов. Застигнутые врасплох персонажи. Вот главные атрибуты его картин.

Он останавливал мгновения жизни, не давая персонажам опомниться. Посмотрите хотя бы на его “Оркестр оперы”.

Эдгар Дега. Оркестр оперы. 1870. Музей д’Орсе, Париж. Wikimedia Commons.

На переднем плане спинка стула. Музыкант к нам спиной. А на заднем фоне балерины на сцене не уместились в “кадр”. Их головы беспощадно “обрезаны” краем картины.

Так любимые им танцовщицы далеко не всегда изображены в красивых позах. Порой они просто делают растяжку.

Но такая импровизация мнимая. Конечно, Дега тщательно продумывал композицию. Это лишь эффект стоп-кадра, а не настоящий стоп-кадр.

Эдгар Дега. Две балетные танцовщицы. 1879. Музей Шелбурн, Вермут, США

Эдгар Дега любил писать женщин. Но болезнь или особенности организма не позволяли ему иметь с ними физический контакт. Он никогда не был женат. Никто никогда не видел его с дамой.

Отсутствие реальных сюжетов в его личной жизни добавляло тонкую и напряженную эротичность его образам.

Эдгар Дега. Звезда балета. 1876-1878. Музей д’Орсе, Париж. Wikimedia Commons.

Обратите внимание, что на картине “Звезда балета” прорисована только сама балерина. Ее коллеги за кулисами еле различимы

Разве что несколько ног.

Это не значит, что Дега не закончил картину. Таков приём. Оставить в фокусе лишь самое главное. Остальное сделать исчезающим, неразборчивым.

О других картинах мастера читайте в статье “7 выдающихся картин Эдгара Дега”.

Техника письма и жанры

Мастера импрессионизма первыми отказались от контурного изображения в пользу коротких мазков, лишь символически очерчивающих границы. Разноцветные мазки должны были создавать игру света и иллюзию движения

Цвет здесь имеет большее значение, чем прорисовка деталей, которой внимание почти не уделялось

Характерным является совмещение нескольких техник живописи, эффект отражения одними объектами других.

Важным новшеством было изобретение красок в тубе и отказ от палитры для смешивания цветов. Необходимые оттенки получались при смешивании красок непосредственно на холсте. Зачастую новый слой краски наносился на еще не просохший старый.

Для передачи оттенков использовался весь спектр цветов радуги и все тонкости их удачного совмещения.

Чтобы понять, что изображено на картине импрессиониста, часто следует отдалиться на определенное расстояние, поскольку вблизи обилие оттенков сливается в беспорядочную мозаику.

Отсутствие необходимости в палитре и особых приспособлениях делало художника свободным от мастерской, поэтому импрессионисты часто писали на пленэре, запечатлевая всё увиденное. Это несколько объясняет частый выбор жанра пейзажа, в том числе городского.

Не избегали импрессионисты и портретов, зачастую изображая людей на фоне природы или урбанистических объектов. Натюрморты в импрессионизме встречаются, но реже.

Эдгар Дега. Начало творческого пути

Эдгар де Га (впоследствии художник отказался от дворянской фамилии отца и стал подписываться «Дега») был аристократом, из богатой семьи банкира (крайне редкое положение для художника 19 века). Его успешный отец Огюст де Га имел на сына большое влияние. Однако когда он узнал, что ради карьеры художника Эдгар бросил юридическое образование, протестовать не стал (де Га-старший, стоит отметить, и сам был большим любителем живописи).

Последовав совету художника Энгра, Дега устроился копиистом в Лувр, где работал буквально за копейки. Благо, положение семьи позволяло ему не задумываться о пропитании, а всецело отдаваться искусству.

Автопортрет, 1857 год. (holstshop.ru)

Портрет инфанты Маргариты кисти Веласкеса, который Дега копировал в Лувре, сблизил его с Эдуардом Мане. Когда началась франко-прусская война, художники, записавшись добровольцами, ушли на фронт. Во время стрельбищ стало известно, что правый глаз Дега практически не видит. Отслоение сетчатки — таков был диагноз врачей. Тем не менее в армии художника оставили, переведя его в артиллерийский полк. Там он и закончил войну.

Исторический аукцион и шокирующая цена на Танцовщиц Дега

К сожалению, коллекция Руара не дошла до наших дней. После его смерти в 1912 году наследники решили её распродать с аукциона. Шедевры разлетелись по всему миру.

Аукцион был сенсационным. Картины коллекции оказались необычайно востребованны. Когда цена доходила до сотни тысяч долларов за одну картину, по залу аукциона пробегала волна удивленных возгласов.

“Танцовщиц” приобрёл известный американский коллекционер Хэвемайер. Эта картина стала самой дорогой в его коллекции. Он заплатил за неё 97500 $!

На тот момент это была рекордная сумма, отданная за картину ещё живущего художника. Дега был на аукционе в качестве зрителя. Через какое-то время он так прокомментировал это событие. “Я почувствовал себя скаковой лошадью, которая выиграла Гран При. При этом я видел, как выигранный мной кубок торжественно вручается жокею”.

Да, эта картина никакого дохода ему не принесла. Хотя очевидно, что художнику была лестна такая оценка его творчества. Пусть и в долларовом эквиваленте.

Тот аукцион стал поистине историческим. Ведь за один день широкая общественность узнала, сколько могут стоить картины импрессионистов и их последователей.

Немало картин было куплено государственными музеями. Статус многих ещё вчера отвергнутых художников взлетел до небес. , , Дега и многие другие с тех пор стали стоить дорого. Очень дорого.

PS. Дега создал немало полотен с танцовщицами. Читайте об одних из самых известных в статье “Голубые танцовщицы Дега. 5 невероятных фактов о картине”.

***

Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.

Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.

Как “Танцовщицы” Дега оказались на грани уничтожения

Этот шедевр не дошёл бы до нас, если бы не бдительность её первого владельца Анри Руара. Осталось бы нам любоваться лишь этюдами.

Эдгар Дега. Этюд к картине “Танцовщицы занимаются у станка” (масло, бумага). 1876-1877 гг. Британский музей, Лондон

Анри Руар, промышленник и художник, был одним из самых страстных коллекционеров 19 века. В его коллекцию входило более 500 картин.

При выборе картин для своей коллекции он опирался исключительно на свой вкус. Нравится-не нравится. Он не поддавался модным течениям. Он не боялся покупать картины импрессионистов: Дега, Моне или Ренуара. Картины тех, кого публика их ещё не признавала.

В его коллекции было аж 5 работ ! Как мы знаем, при жизни художника его работы почти не покупали. У Руара даже было несколько картин . Его таитянские картины другие коллекционеры считали в то время “безобразными”. Не говоря уже о рядовых обывателях.

Те, кто бывал в доме Анри Руара, выходил оттуда ошеломлённым. Все стены особняка были увешаны  картинами. Полностью. То есть стен не было видно вообще. Порой даже рама одной картины заходила на раму другой.

Дега был частым гостем Анри Руара. Ведь он служил лейтенантом под командованием Руара во время Франко-Прусской войны. Также Дега выступил сватом для семьи своего друга. Он многое сделал, чтобы женить его сыновей на дочерях другого своего друга, Анри Лероля.

Эдгар Дега. Анри Руар перед своей фабрикой. 1875 г. Музей искусств Карнеги, Питтсбург, США

Каждый раз, приходя в гости к Руару, Дега лицезрел свои же картины. И однажды попросил ничего не подозревающего друга дать ему на время одну из них. Очень ему хотелось внести в неё пару изменений. Изменения он внёс. Но они ему так не понравились, что в сердцах он уничтожил картину.

Чтобы восполнить потерю, Дега подарил Руару картину “Танцовщицы занимаются у станка”. Самое интересное, что Дега через какое-то время и её порывался изменить! Его шутка с лейкой ему стала претить. Он просил Руара дать ему картину, чтобы её закрасить. На этот раз коллекционер проявил твердость и отказал художнику.

Балет из оперной ложи.

Картина Эдгара Дега “Балет из оперной ложи” написана на излюбленную художником тему танцовщиц. Прима в ярко-желтом платье удачно выделяется на фоне тускло-голубых платьев других балерин

Дега было важно, чтобы зритель ощутил себя сидящим в ложе. Это ему удалось за счёт того, что “в кадр” попала другая зрительница

Более подробно о картине читайте в статье “Эдгар Дега: мастер в изображении мгновения чужой жизни”.

сайта “Живопись рядом: о картинах и музеях легко и интересно”.

» data-medium-file=»https://i0.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2015/12/image-16.jpeg?fit=595%2C780&ssl=1″ data-large-file=»https://i0.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2015/12/image-16.jpeg?fit=900%2C1180&ssl=1″ loading=»lazy» class=»wp-image-933 size-medium» title=»Картины Эдгара Дега. 7 выдающихся полотен художника» src=»https://i1.wp.com/arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2015/12/image-16-595×780.jpeg?resize=595%2C780&ssl=1″ alt=»Картины Эдгара Дега. 7 выдающихся полотен художника» width=»595″ height=»780″ sizes=»(max-width: 595px) 100vw, 595px» data-recalc-dims=»1″/>Эдгар Дега. Балет из оперной ложи. 1884 г. Бумага, пастель. Музей искусств Филадельфии, США.

Любой другой художник изобразил бы лишь сцену с танцовщицами. Но только не Дега. По его задумке именно вы, зритель, смотрите балет, а не он.

Для этого он пишет картину как бы из ложи и “в кадр” случайно попадает сидящая в ложе зрительница с веером и биноклем. Согласитесь, неординарное композиционное решение.

Самые красивые балерины Дега

Эдгар Дега был равнодушен к женщинам. А к своим моделям тем более. Он писал их беспристрастно, не приукрашивая. Поэтому его танцовщицы далеко не всегда грациозны и красивы. Художник стремился показать не декорации, созданные для зрителя. Он изображал саму жизнь, порой неприглядную.

На полотне «Две балетные танцовщицы» девушки в далеко не самых изящных позах. Они присели на лавку и делают растяжку.

Эдгар Дега. Две балетные танцовщицы. 1879 г. Музей Шелбурн, Вермут, США

Другая сценка из жизни танцовщицы тоже не для восхищения. Мы как бы приоткрыли дверь в её гримерную. Костюмер поправляет балерине платье. У неё недовольное, насупившееся лицо. Может быть, слишком туго затянули корсет. Она неуклюже согнула руки.

Эдгар Дега. Танцовщица в своей гримерной. 1880 г. Фонд Оскара Рейарта, Винтертурец, Швейцария

На фоне этих некрасивых, хоть и жизненно правдивых сценок голубые танцовщицы кажутся воплощением грации и очарования.

Абсент.

Картина “Абсент” Эдгара Дега примечательна тем, насколько художнику удалось изобразить сложные эмоции человека, такие как опустошенность, уход в себя и отчаяние. Также картина интересна своей композицией – обе фигуры смещены на ней вправо. Что этим хотел сказать Дега?

Более подробно о картине читайте в статье “Эдгар Дега: мастер в изображении мговения чужой жизни”.

сайта “Дневник живописи: в каждой картине – история, судьба, тайна”.

» data-medium-file=»https://i0.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/06/image-4.jpeg?fit=595%2C810&ssl=1″ data-large-file=»https://i0.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/06/image-4.jpeg?fit=752%2C1024&ssl=1″ loading=»lazy» class=»wp-image-2341 size-thumbnail» title=»Картины Эдгара Дега. 7 выдающихся полотен художника» src=»https://i0.wp.com/arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/06/image-4-480×640.jpeg?resize=480%2C640&ssl=1″ alt=»Картины Эдгара Дега. 7 выдающихся полотен художника» width=»480″ height=»640″ data-recalc-dims=»1″/>Эдгар Дега. Абсент. 1876 г. Музей Д’Орсе, Париж.

Дега был также мастером в изображении эмоций людей. Пожалуй, одной из самых ярких работ в этом плане является картина “Абсент”.

Два посетителя кафе сидят совсем рядом, но настолько погружены в себя, в том числе под действием алкоголя, что вовсе не замечают друг друга.

Для этой картины позировали в студии его знакомые актриса и художник. Дошло до того, что после её написания стали шептаться о их пристрастии к алкоголю. Дега пришлось публично высказаться, что они не склонны к этой пагубной привычке.

У картины “Абсент” также необычная композиция – обе фигуры смещены вправо. На сайте музея Д’Орсе я прочитала интересную версию, что так Дега хотел подчеркнуть не совсем трезвый взгляд посетителя, который он якобы бросает на изображённых.

Мерцающая пастель Дега

“Голубые танцовщицы” написаны пастелью. Кто не знает – это мягкие карандаши наподобие восковых мелков. Именно с их помощью можно добиться такого насыщенного цвета.

К тому же Дега изобрёл свой способ работы с пастелью. Он воздействовал на рисунок паром. Пастель размягчалась, и художник мог растушевать её пальцами или кистью. Это делало цвет ещё более мерцающим.

Однако у пастели есть один недостаток. Как и обычный мел, она может со временем осыпаться. Материал считается недолговечным по сравнению с масляными красками. Поэтому художники фиксируют его специальным раствором или обычным лаком для волос.

Дега не признавал ни одного известного фиксатива. Мастер справедливо считал, что все они “съедают” цвет. На самом деле, под воздействием любого закрепителя пастель тускнеет.

Приятель Дега, итальянский художник Чиалива разработал секретный состав. Он позволял сохранить цвет почти в первозданном виде. И значительно продлевал жизнь картине. Поэтому пастели Дега дошли до нас прекрасно сохранившимися. Чиалива унёс свой секрет в могилу.

Кстати, работы Дега могли быть и черно-белыми. Художник говорил, что будь его воля, он рисовал бы только углём. Но “все наседают, требуют цвета”.

Так что мы могли бы лицезреть не голубых танцовщиц, а черно-белых. Как, например, на рисунке “Восхищение Вирджинией”.

Эдгар Дега. Восхищение Вирджинией. 1880-1883 гг. Национальная галерея искусств, Вашингтон

Эдгар Дега — картины 1900-х годов

Bанна 1900г Glasgow Art Gallery and Museum Scotland
Балерины 1900г National Gallery,London, UK
Группа танцовщиц1905г 47х62смNational Galleries of Scotland
Группа танцовщиц1910г
Группа танцовщиц у декорации с деревом 1901г 104х62см

Две прачки и лошадь1902г 107х124смMusée Cantonal des Beaux-Arts, Lausanne, Switzerland
Две танцовщицы в желтом и розовом1910г Musée d’Orsay,Paris, France
Две танцовщицы на скамейке 1905г
Женщина вытирается 1906г
Женщина за туалетом1900г 82х76см

Женщина за туалетом 1900г Ordrupgaard Collection,Copenhagen, Denmark
Женщина за туалетом 1905г 69х72смArt Institute of Chicago, Chicago, IL, USA
Женщина сушит волосы, вид сзади 1910г
Жокеи 1900г
Красные пачки 1901гGlasgow Art Galleryand Museum Scotland

Купальщица у воды1903г
Мадам Алексис Руар и ее дети1905г Musée du PetitPalais, France
Обнаженная1904г
После купания1900г
После купания1904г угольArt Gallery of Ontario, Toronto, Canada

После купания 1905г 78х79см
После купания 1910гColumbus Museum of Art, Columbus, Ohio,USA
После купания.Женщина вытираетволосы1903г
После купания.Женщина вытирает ногу1900г
После купания.Женщина вытирается1900гSamuel Courtauld Trust,The Courtauld Gallery, London, UK

После купания.Женщина вытирается 1905г
После купания.Женщина вытирается1907г
После купания. Женщина вытирается1905гStaatsgalerie, Stuttgart, Germany
Прическа 1900гNasjonalgalleriet, Oslo, Norway
Розовая танцовщица 1900г

Сидящая женщина вытирается
Сидящая женщина вытирается
Скачки 1900гNational Galleryof Canada, Ottawa, Canada
Танцовщица поправляет волосы1902г 36х27см
Танцовщицас веером(этюд) 1900г

Танцовщицас веером1901гMetropolitan Museum of Art, New York City
Танцовщицы 1900г 95х68смMemorial ArtGallery of theUniversity of Rochester,USA
Танцовщицы 1900г Princeton University Art Museum USA
Танцовщицы 1900г
Танцовщицы 1901г

Танцовщицы в зеленом и желтом1904г Solomon R.Guggenheim Museum, New York, USA
Танцовщицы в студии 1905г
Танцовщицы за кулисами 71х66см St. Louis Art Museum, St. Louis, MI, USA
Танцовщицы закулисами 1901г угольKasama Nichido Museum of Art, Japan
Танцовщицы устанка 1905г Philips Collection,Washington DC, USA

Три жокея1900г Metropolitan Museum of Art, New York City
Три танцовщицы 1901г Ordrupgaard Collection,Copenhagen, Denmark
Три танцовщицы 1906г
Три танцовщицыв желтых пачках 1904г
Три танцовщицы в зеленых корсажах 1900г

Три танцовщицыв синих пачкахс красным корсажем1903г
У модистки1910гMusée d’Orsay,Paris, France
Четыре танцовщицы1900г 151х180смNational Galleryof Art, Washingon,DC, USA
Четыре танцовщицы1902г 64х43см
Четыре танцовщицы 1903г

Гладильщицы.

Эдгар Дега любил писать женщин простых профессий, например, гладильщиц. Он создал четыре картины “Гладильщицы”. Одна из них хранится в музей Д’Орсе в Париже

Дега важно было показать всю обыденность их жизни, избегая карикатурности или, наоборот, героизма своих моделей

Более подробно о картине читайте в статье “Эдгар Дега: мастер в изображении мгновения чужой жизни”.

сайта “Дневник живописи. В каждой картине – история, судьба, тайна”.

» data-medium-file=»https://i0.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/09/image-24.jpeg?fit=595%2C543&ssl=1″ data-large-file=»https://i0.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/09/image-24.jpeg?fit=848%2C774&ssl=1″ loading=»lazy» class=»wp-image-3748 size-medium» title=»Картины Эдгара Дега. 7 выдающихся полотен художника» src=»https://i1.wp.com/arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/09/image-24-595×543.jpeg?resize=595%2C543&ssl=1″ alt=»Картины Эдгара Дега. 7 выдающихся полотен художника» width=»595″ height=»543″ sizes=»(max-width: 595px) 100vw, 595px» data-recalc-dims=»1″/>Эдгар Дега. Гладильщицы. 1884 г. Музей Д’Орсе, Париж.

Написанием работающих женщин Дега увлекался несколько десятилетий своего творчества. До него простых женщин, в частности прачек, изображал только Оноре Домье.

Также жизнь простых женщин, зарабатывающих себе пропитание не самым благородным занятием, показывал и Эдуард Мане, чем немало шокировал публику. Его картины “Олимпия” и “Нана” являются одними из самых эпатажных для своего времени. А купальщицы и простолюдинки Дега – это уже дань новой традиции изображать жизнь разных людей, а не только мифических богинь и знатных дам.

Работа “Гладильщицы” примечательна не только самым  обыденным жестом и позой героини, которая не стесняясь зевает во весь рот. Но и тем, что краски нанесены на необработанный холст, что создаёт неоднородную “неряшливую” текстуру полотна.

Возможно, используя такую технику наложения красок, Дега хотел ещё больше подчеркнуть спонтанность и обыденность изображённого момента чужой жизни.

***

Эдгар Дега создавал картины принципиально по-другому в отличие от академистов и даже импрессионистов. Его картины – словно моментальные фотоснимки чужой жизни, без постановочных сцен и декораций.

Андрей Аллахвердов. Эдгар Дега. 2020. Частное собрание (всю серию портретов художников XIX-XX веков смотрите на сайте allakhverdov.com).

Он как будто специально стремился остаться для своего героя незамеченным, чтобы уловить самое сокровенное в его движениях, позах и эмоциях. В этом и проявляется гениальность этого художника.

Если вам интересны жизнь и творчество Эдгара Дега, рекомендую также почитать статью:

“Дружба Эдгара Дега с Эдуардом Мане и две порванные картины” 

***

Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Метолит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: