Художник жан антуан ватто: биография, стиль, идеи, творчество

Розальба Каррьера (Rosalba Carriera)

Розальба Каррьера (1675-1757) – выдающаяся итальянская художница и миниатюристка Венецианской школы.По мнению некоторых исследователей, основам техники письма маслом Розальба обучалась у венецианского художника Джузеппе Диамантини, однако, ряд искусствоведов считает, что она была художником-самоучкой. Ее талант и необыкновенная одаренность проявились не только в том, что молодая художница в качестве основания для своих миниатюр впервые стала использовать слоновую кость, но также и в том, что в портретной живописи именно она впервые стала применять технику пастели.

Аллегория музыки (1712). Bayerisches Nationalmuseum

Антуан Ватто (1721). Museo Civico Luigi Bailo-Treviso

Четыре сезона. Весна (1725). Hermitage Museum-St-Petersburg

Муза (1725). J. Paul Getty Museum

Портрет кардинала Полиньяка (1732). Galleria dell Accademia-Venice

Четыре сезона. Зима (1710-1735). Private collection   

Портрет Феличиты Сартори (1730-1740). Galleria degli Uffizi  

Четыре элемента. Вода (1746)

Африка (1746). Gemaldegalerie Alte Meister-Dresden

Портрет леди. Musee Lambinet-Versailles

Галерея из 42 картин Розальбы Каррьера ЗДЕСЬ

Вступите в группу, и вы сможете просматривать изображения в полном размере

Отражение взглядов Ватто в картинах

  Хотя казалось бы, все, что он создавал, лучилось тонкой улыбкой, было полно лукавой радостью, беззаботной задумчивостью. У Ватто и задумчивость могла казаться беззаботной.

   Он жил в пору, когда скептическая мысль передовых людей эпохи подвергла беспощадному анализу всё, что ещё недавно казалось незыблемым. Власть короля, религия, сам государственный уклад представали теперь в истинном и неприглядном виде.

  Начинающийся век Просвещения во всем сомневался. Кумиры падали с пьедесталов. Люди разуверялись в прошлом, не доверяли настоящему, не надеялись на будущее. Надежды у современников Ватто были тревожными, зыбкими и неясными. Сомнительные добродетели короля Людовика XIV были осмеяны, но до решительных социальных перемен было ещё далеко.

  “Алчность к деньгам соединилась с жаждою наслаждений и рассеянности; имения исчезали; нравственность гибла; французы смеялись и рассчитывали, и государство распадалось под игривые напевы сатирических водевилей”, — писал о Франции того времени А.С.Пушкин.

  Как много в этих словах того, о чем говорил в своих картинах Ватто, — и жажда рассеянности, и пошатнувшаяся нравственность, и насмешливые спектакли.

Биография Антуана Ватто

Родился Антуан Ватто 10 октября 1684 года в городе Валансьене. Детство Ватто было несчастливое, отчасти из-за своего непростого характера, и в какой-то степени из-за отца. Его отец был обыкновенным плотником и не имел симпатии к художественным наклонностям сына, хотя позволил ему быть учеником городского художника Жак-Альбер Герена.

Когда Антуану исполнилось восемнадцать лет, в 1702 году, он ушел из дома и отправился в Париж, где устроился копировальщиком. Это была тяжёлая работа, за небольшую оплату, заработанных денег еле хватало на пропитание.

Биография Антуана Ватто изменила свой ход в 1703 благодаря знакомству с Клодом Жилло. Последний разглядел потенциал молодого художника и предложил ему статус ученика.

В период с 1708 по 1709 Ватто обучался у Клода Одрана. Общение с этими художниками пробудило интерес к театру и декоративному искусству.

Жан-Этьен Лиотар (1702-1789)

Жан-Этьен Лиотар. Автопортрет. 1868. Частная коллекция.

Личность Лиотара загадочна. А его жизненный путь полон белых пятен. Например, до сих пор биографы гадают, почему он одевался как турецкий поданный.

Но известно, что он был 13 ребёнком в семье и получил первое образование, как миниатюрист. После были годы странствий,  о которых мало что известно.

Но именно в это время он открыл для себя пастель. Эта техника прославила его на всю Европу.

Одна из первых зрелых работ мастера  — «Три грации». 

Жан-Этьен Лиотар. Три грации. 1737. Рейксмузей, Амстердам.

Здесь можно воочию увидеть, за что мастер так любил пастель. Мягкие линии, плавные цветовые переходы, реалистичное изображение деталей и, конечно, нежный колорит.

Сам художник упоминал, что живопись – это зеркало всего прекрасного, и только пастель позволяет реалистично передавать восхитительный окружающий мир.

Глядя на эту пастельную картину, сложно возразить мастеру.

Казалось бы, до «галантного века» Ватто рукой падать, а Лиотар предлагает нам совсем другую красоту. Парадный портрет и декоративность отметены в сторону.

Мастер отказывается от фона, чтобы его герои не смогли «спрятаться» за пышные витиеватые декорации. Придворным дамам не всегда был по вкусу такой вот прямолинейный подход.

Самым известным полотном Лиотра является «Прекрасная шоколадница».

Жан-Этьен Лиотар. Шоколадница. 1745. Пастель, пергамент. 82,5х52,5 см. Дрезденская галерея.

Личность прекрасной героини породила немало мифов. О части из них я рассказываю в статье про эту картину.

Взгляд модели в сторону разрушает все каноны классического портрета. Нейтральный фон делает изображение ещё более рельефным.

После эпохи рококо, когда портреты отличались манерностью и изобилием деталей, «Шоколадница» Лиотара стала просто откровением. Фотографическая правдивость обескураживала и восхищала публику.

Рассказ о мастере был бы не полным без какого-либо «королевского портрета». Например, Портрета Георга, Принца Уэльского (позже — Георга III).

Жан-Этьен Лиотар. Портрет Георга, Принца Уэльского (позже Георга 3). 1754. Национальная галерея Шотландии, Эдинбург.

Молодой юноша предстаёт перед нами в пол-оборота. Мы не видим пышных одежд, атрибутов королевской принадлежности

Зато сразу наше внимание привлекает румянец на щеках героя: перед нами всего лишь юноша, хоть и принц

Лиотар — это пример независимости и правдивости в искусстве. От современников нам осталась любопытное изречение, которое многое говорит об этом художнике: «Он наблюдал, как работают другие, и делал всё по-своему!»

Каналетто (1697-1768).

Каналетто. Автопортрет. XVIII век. Частная коллекция.

Каналетто был основателем школы ведуистов. Нет, это никакое не религиозное течение. А всего лишь живописный жанр, который предполагает детальное изображение городского пейзажа.

Такой подход к пейзажу был в новинку в те времена. И именно метод Каналетто оказал наибольшее влияние на все последующие поколения ландшафтных художников.

Начинал Каналетто с изображений повседневной жизни венецианских улиц. И уже в первых его работах есть точность рисунка, владение композицией, знание архитектуры.

Вот, к примеру, полотно «Гранд-Канал».

Каналетто. Гранд-Канал. 1730. Галерея Уффици, Флоренция.

Зрителя буквально обдаёт солнечным светом, свежим воздухом. Взгляд устремляется вглубь пейзажа, немного «спотыкаясь» о гондолы.

А здания вокруг – это уже не бездушные театральные декорации, а полноценные герои картины. Удивительная передача света и тени! Ну как тут не вспомнить об импрессионистах?

Каналетто много работал на натуре, что в то время было редкой практикой. Много экспериментировал с расположением элементов на полотне. И активно применял камеру-обскуру, чтобы достичь документальной точности в изображении.

Каналетто. Вестминстерское аббатство. 1749. Музей Вестминстера.

Но художник не всегда точно переносил на холст изображение реального мира. Если ему казалось, что композиция недостаточно гармонична, он смело изменял вид архитектурных построек. По принципу «Я художник, я так вижу».

В 1746 году Каналетто переехал в Англию, где быстро завоевал любовь публики.

На картине «Вестминстерское аббатство» композиция, конечно, вольная. Если Вы сделаете фотографию с того же места, то у Вас так много всего в кадр не уместится. 

Но зато сколько за счёт этой свободы появляется симметрии и гармонии! Ни одно точное фото не способно передать величавость собора так, как это сделал Каналетто!

Посмотрите ещё на одну знаменитую картину художника «Скуола Сан-Марко».

Каналетто. Скуола Сан-Марко. 1765. Музей Тиссен-Борнемисы, Мадрид.

Художник подбирает необычный, драматичный цвет неба. Здание написано невероятно тонкой линией. Рассветные лучи мягко обволакивают Скуолу. Потрясающее сочетание красоты природы и архитектуры. В этом весь Каналетто!

В конце жизни мастера мода на подобные пейзажи прошла. Он был забыт. Но его влияние на искусство уже не ослабеет никогда. Ведь Каналетто заложил основы совершенно новой эстетики городских пейзажей.

Более поздняя карьера

Удовольствия любви (1718–1719)

Праздник (или праздник) любви (1718–1719)

Посадка на Киферу, 1717, Лувр. Многие комментаторы отмечают, что он изображает отправление с острова Cythera, место рождения Венера, что символизирует краткость любви.

В 1709 году Ватто попытался получить годичное пребывание в Рим выиграв Prix ​​de Rome от Академия, но удалось получить только вторую премию. В 1712 году он попробовал еще раз, и его убедил Шарль де ла Фосс что ему нечему научиться, поехав в Рим; благодаря Фоссе он был принят в члены-корреспонденты Академии в 1712 г. и в полноправные члены в 1717 г. Ему потребовались эти пять лет, чтобы доставить необходимое «приемная часть «, но это был один из его шедевров: Паломничество в Кифру, также называемый Посадка на Cythera.

Затем Ватто переехал к коллекционеру Кроза, который после своей смерти в 1740 году оставил около 400 картин и 19000 рисунков мастеров. Таким образом, Ватто смог потратить еще больше времени на знакомство с работами Рубенса и венецианских мастеров.Ему не хватало аристократического покровители; его покупатели были буржуазный такие как банкиры и дилеры. Среди его самых известных картин, помимо двух версий Паломничество в Кифру, один в Лувр, другой в Schloss Charlottenburg, Берлин, находятся Пьеро (долго обозначено как «Жиль»), Fêtes venitiennes, Любовь в итальянском театре, Любовь во французском театре, «Voulez-vous triompher des belles?» и Мезетин. Предмет его визитной карточки, Пьеро (Жиль) — актер в белом атласном костюме, который стоит изолированно от четырех своих товарищей и смотрит вперед с загадочным выражением лица.

Последний шедевр Ватто, Магазин-вывеска Жерсента, покидает местность пасторального леса для мирских городских встреч. Написанный по настоянию Ватто, «через восемь дней, работая только по утрам … чтобы согреть пальцы», вывеска для магазина в Париже продавца картин Эдме Франсуа Жерсан фактически последний занавес театра Ватто. Его сравнивали с Las Meninas как медитация на искусство и иллюзию. Сцена представляет собой художественную галерею, где волшебным образом исчез фасад, а галерея и улица на холсте сливаются в одну непрерывную драму.

Ватто тревожил своих друзей небрежностью по поводу своего будущего и финансовой безопасности, как будто предчувствуя, что проживет недолго. На самом деле он был болезненным и физически хрупким с детства. В 1720 году он отправился в Лондон, Англия, чтобы проконсультироваться с доктором Дж. Ричард Мид, один из самых модных врачей своего времени и поклонник работ Ватто. Однако влажный и дымный воздух Лондона сводил на нет пользу от здоровой еды и лекарств доктора Мида. Ватто вернулся во Францию, проведя шесть месяцев с Жерсеном, а затем провел последние несколько месяцев в поместье своего патрона, аббата Харангера, где он умер в 1721 году, возможно, от туберкулезный ларингит, в возрасте 36 лет. Аббат сказал, что Ватто был в полубессознательном состоянии и онемел в последние дни своей жизни, сжимая кисть и раскрашивая в воздухе воображаемые картины.

Его племянник, Луи Жозеф Ватто, сын брата Антуана Ноэля Жозефа Ватто (1689–1756) и внучатый племянник, Франсуа-Луи-Жозеф Ватто, сын Людовика, последовал за Антуаном в живопись.

Сидящая женщина (1716/1717), рисунок Ватто

Ранняя жизнь и обучение

Ватто родился в октябре 1684 года в местечке Валансьен который недавно прошел из Испанские Нидерланды во Францию. Его отец, Жан-Филипп Ватто, был кровельщиком, склонным к скандалам. Проявляя ранний интерес к картина, Жан-Антуан мог быть учеником Жак-Альбер Жерен, местный художник, и его первыми объектами искусства были шарлатаны, торгующие шарлатанскими лекарствами на улицах Валансьена. Ватто уехал в Париж в 1702 году. Проработав художником-сценографом и имея слабое здоровье, он нашел работу в мастерской в Мост Нотр-Дам, изготовление копий популярных жанровые картины во фламандской и голландской традиции; Именно в этот период он разработал свою характерную для набросков технику.

Его рисунки привлекли внимание живописца. Клод Жилло, а к 1705 году он был нанят помощником Жилло, чья работа была проникнута духом эпоха Возрождения, представляла собой реакцию на напористое официальное искусство Людовик XIV царствование. В студии Жилло Ватто познакомился с персонажами комедия дель арте (который переместился на Театр де ля Фуар после Comédie-Italienne отъезд в 1697 году), любимая тема Жилло, которая стала одной из страстей всей жизни Ватто

В студии Жилло Ватто познакомился с персонажами комедия дель арте (который переместился на Театр де ля Фуар после Comédie-Italienne отъезд в 1697 году), любимая тема Жилло, которая стала одной из страстей всей жизни Ватто.

После ссоры с Жилло Ватто переехал в мастерскую Клод Одран III, декоратор интерьера, под чьим влиянием он начал создавать рисунки, восхищавшиеся своей непревзойденной элегантностью. Одран был куратором Люксембургский дворец, и от него Ватто получил свои знания декоративного искусства и орнаментального дизайна. Во дворце Ватто смог увидеть великолепная серия полотен нарисовано Питер Пауль Рубенс для королевы Мари де Медичи. Фламандский художник станет одним из его главных источников влияния вместе с Венецианские мастера что позже он будет учиться в коллекции своего покровителя и друга, банкира Пьер Кроза.

В этот период Ватто писал Отходящий полк, первая картина в его второй, более личной манере, показывающая влияние Рубенса, и первая из длинной серии лагерных фотографий. Он показал картину Одрану, и тот посоветовал ему не тратить свое время и подарки на подобные темы. Ватто решил оставить его, оправдывая свое желание вернуться в Валансьен. Он нашел покупателя по скромной цене 60 ливры в человеке по имени Сироис, тесть его более позднего друга и покровителя Эдме-Франсуа Жерсен, и таким образом получил возможность вернуться в дом своего детства. В Валансьене он нарисовал несколько небольших лагерных работ, в частности Костер, который снова был куплен Сируа, на этот раз цена была поднята до 200 ливров.

Антон Рафаэль Менгс (1728-1779).

Антон Рафаэль Менгс. Автопортрет. 1773. Галерея Уффици, Флоренция.

Антон Рафаэль Менгс (1728-1779) также подустал от излишней пышности рококо, но не стал идти неведомыми тропами.

Он призывал объединить выверенность классических канонов античного искусства с лучшими находками мастеров Возрождения. Нужно взять всё лучшее у лучших. Что может быть проще?

Что ж, публика была только «ЗА». Самые знатные люди эпохи позировали Менгсу. Например, Курфюстр Фридрих Кристиан.

Антон Рафаэль Менгс. Курфюстр Фридрих Кристиан. 1751. Дворец Вайсенштайн.

Работа явно выполнена в классическом стиле. Никакой излишней драматизации барокко, скрупулёзной фотографической точности реализма и экспериментов со световыми эффектами импрессионизма.

Герой портрета выглядит, как идеальный представитель своего сословия. Дорогое одеяние, уверенный взгляд, гордая осанка, правильные черты лица. Немного полноват, но тогда это было признаком достатка.

Современники называли портреты Менгса слишком холодными. Но он всего лишь следовал точным правилам композиции, светотени и перспективы.

«Вкус к совершенству» Менгс демонстрирует и в своих религиозных картинах. Посмотрите на работу мастера «Рождество».

Антон Рафаэль Менгс. Рождество. 1772. Прадо, Мадрид.

Кажется, что перед нами картина эпохи Ренессанса. Нет, это Менгс. Живописец считал, что художники Возрождения обладали безупречным вкусом. И нет ничего плохого, чтобы им подражать.

Композиция «Рождества» выполнена в ренессансном стиле – чёткое разделение на мир земной и мир небесный. Позы, конечно, несколько наиграны. Но зато фигуры очень удачно расположены в пространстве. Также цвета идеально подобраны под стать сюжету.

Если бы Менгс жил в XVI веке, то однозначно был бы записан в список величайших художников Ренессанса. Наравне с Рафаэлем и Тицианом. Но этого не случилось, так как он просто шел по их стопам. Пусть и очень мастерски.

Но однажды Менгс перестарался. И чуть ли не был записан в мошенники. Не то, что в великие мастера. И связана эта история с его знаменитой работой «Юпитер целует Ганимеда».

Антон Рафаэль Менгс. Юпитер целует Ганимеда. 1758.Национальная галерея, Рим.

Именно эта картина навсегда рассорила Менгса с его учителем Иоганном Винкельманом. Последний принял картину за античный подлинник: настолько точно скопировал Менгс стиль древних мастеров.

Более того, он даже внёс полотно в свою искусствоведческую книгу, чем сильно навредил своей репутации, когда обман раскрылся.

Что за авантюрные мысли обуревали Менгса так поступить, неизвестно. Но правду об авторстве он открыл только перед смертью.  

Как бы не ругали Менгса за «холодность и неискренность», но всё же невозможно не признать его достижения. Менгс сначала консервировал классические традиции в живописи, а затем перерождал их в обновлённый стиль — неоклассицизм.  

Примечания и ссылки

  1. В регионе своего происхождения имя Ватто произносится с (Жак Поль, «Некоторые характеристики фонологии французского языка, на котором говорят в Бельгии», Langue française, 1983, 60, стр. 30-41; Жак Селлард , Эрик Виаль, Сокровища фамилий, названий городов и деревень, 2017, раздел «Германские имена»).
    Другие источники отдают предпочтение произношению с (Жан-Мари Пьер , Phonétique Historique du Français et notions de phonétique générale , 1994, стр. 107; Андре Госс, Морис Гревисс, Le Bon usage, 2016, §49).
  2. Элен Адемар, Рене Юйге , Вселенная Ватто , П. Тисне,1950, стр.  63–64
  3. (in) Майкл Леви, Живопись и скульптура во Франции, 1700-1789 , Нью-Хейвен, издательство Йельского университета,1993 г., 318  с. , стр.  29
  4. Элен Адемар, Рене Юйге, op. соч. , стр.  65 .
  5. Жизнь народов: синтетический обзор французской и зарубежной мысли и деятельности , т.  4, Париж,1921 г. , стр.  520.
  6. Жюль Абель Конт, Жан де Фовиль и Андре Дезарруа, Обзор античного и современного искусства , т.  9, Париж, показ. Жорж Пети,1901 г. , стр.  321.
  7. Рене Хюйге, Искусство и душа , Фламмарион,1980 г., стр.  293
  8. (in) Дональд Познер, Антуан Ватто , Лондон, Cornell University Press,1984 г., 300  с. , стр.  58.
  9. Антуан Ватто, Жаклин Бий Saupique, рисунки Ватто , Ф. Хазан,1953 г., стр.  17
  10. Кристиан Мишель, Le Célèbre Watteau , Женева, Librairie Droz,2008 г., 288  с. , 23 см , стр.  17
  11. .
  12. Франция 3. 12/13. 1 — го июня 2016 года Презентация Майкл Кларк, директор Национальной галереи Шотландии в Эдинбурге по случаю выставки «автопортреты Рембрандта в селфи,» Музей изобразительных искусств в Лионе 25 марта по 26 июня 2016 года.
  13. Сильви Блин, «  Антуан Ватто и галантный век: Глаз Патрика Ramade  », Connaissances де искусств , п о  615,Апрель 2004 г., стр.  58
  14. (in) Луиза Э. Джонс, Пьеро Ватто: миф девятнадцатого века , Париж, Edition Place, al.  «Французское Литературоведение» ( п о  32),1984 г., 92  с. , стр.  31 год
  15. «Ватто», этот карнавал, где многие прославленные сердца,
    Словно бабочки, бродят в огне,
    Свежие и легкие декорации освещены люстрами,
    которые безумие поливают этот кружащийся шар. » Бодлер , Les Fleurs du mal , Les Phares , 1857.
  16. Гонкур искусство в XVIII — м  веке , в 1881 году.
  17. Альфред Sensier, Жизнь и творчество Ж.-Ф. Милле , А. Quantin, 1881, стр.  55-56
  18. «О, родиться пылким и грустным,
    Но, призванным к жизни,
    быть тем, кто помогает,
    нежно и хорошо одетым,
    многим неожиданностям,
    которые тебя не интересуют,
    и хорошо одетым, хорошо одетым, хорошо одетой
    улыбке издалека. далеко. » Рильке , Налоги во Францию , 1923-1924 гг.

  19. Соллерс, как читатель Эрнеста Хемингуэя , несомненно, хотел поставить себя на место потомков Парижа — это праздник
  20. Ватто «  невольно создал концепцию индивидуалистического художника, верного себе и только себе  » , (ан) Майкл Леви, « Рококо до революции: основные тенденции в живописи восемнадцатого века , Лондон, Темза и Гудзон»,2005 г., 2- е  изд. , 252  с. , 21 см .
  21. Под руководством Эммануэль Брюжероль, Франсуа Буше и наскальное искусство в собраниях Школы изящных искусств Национальной школы изящных искусств, 2003-2006 гг., Стр. 50-53, кат. 3
  22. Под руководством Эммануэль Брюжероль, Франсуа Буше и наскальное искусство в собраниях Школы изящных искусств Национальной школы изящных искусств, стр. 53-55, кат. 4
  23. Под руководством Эммануэль Брюжероль, Франсуа Буше и наскальное искусство в собраниях Школы изящных искусств Национальной школы изящных искусств, 2003-2006 гг., Стр. 56-59, кат. 5
  24. Под руководством Эммануэль Брюжероль, Франсуа Буше и наскальное искусство в собраниях Школы изящных искусств Национальной школы изящных искусств, 2003-2006 гг., Стр. 60-62, кат. 6
  25. Под руководством Эммануэль Брюжероль, Франсуа Буше и наскальное искусство в коллекциях Ecole des Beaux-Arts , Ecole nationale supérieure des Beaux-Arts, 2003-2006, стр. 63-65, кат. 7
  26. Под руководством Эммануэль Брюжероль, Франсуа Буше и наскальное искусство в собраниях Школы изящных искусств Национальной школы изящных искусств, 2003-2006 гг., Стр. 66-68, кат. 8
  27. Под руководством Эммануэль Брюжероль, Франсуа Буше и наскальное искусство в собраниях Школы изящных искусств Национальной школы изящных искусств, 2003-2006 гг., Стр. 69-71, кат. 9
  28. Под руководством Эммануэль Брюжероль, Франсуа Буше и наскальное искусство в собраниях Школы изящных искусств Национальной школы изящных искусств, 2003-2006 гг., Стр. 72-74, кат. 10

Основные работы

  • Актеры Комеди-Франсез (или Ла Маскарад ), 1710-1712, ( Эрмитаж , Санкт-Петербург ).
  • Квадратная часть , c. 1713, ( Музей изящных искусств Сан-Франциско , Сан-Франциско ).
  • Пейзаж с водопадом , 1714 г. (Эрмитаж, Санкт-Петербург).
  • «Перспектива» (вечеринка в парке Пьера Кроза ), 1715 г. ( Бостонский музей изящных искусств , Бостон ).
  • Смущающее предложение , 1715-1716 (Эрмитаж, Санкт-Петербург).
  • Пастораль Le Plaisir , около 1715 года ( музей Конде , Шантильи ).
  • L’Amour désarmé , около 1715 года (музей Конде, Шантильи).
  • Les Deux Cousines , холст, масло, 1716 г. ( Лувр , Париж ).
  • Паломничество на остров Китира , 1717 г. (Лувр, Париж).
  • Дающий серенаду , около 1715 года (музей Конде, Шантильи).
  • L’Indifférent , холст, масло, 26 × 19  см , 1717 г. (Лувр, Париж).
  • Пьеро, Арлекин, Сильви и Скапен , холст, масло, 28 х 39 см, Серый (Верхняя Сона) , музей барона-Мартена .
  • Тревоги Аманте , 1717-1720 гг. (Музей Конде, Шантильи).
  • Пастухи , около 1717 г. ( дворец Шарлоттенбург , Берлин ).
  • Сюрприз , написанный около 1718 года и пропавший без вести в течение 160 лет, был найден в 2008 году в наследстве английской семьи, проданной более чем за 15 миллионов евро виюль 2008 г..
  • «Идеальное согласие» — диптих с «Сюрпризом» .
  • La Boudeuse , около 1718 г. (Эрмитаж, Санкт-Петербург).
  • Пьеро (ранее известный как Жиль ), 1718-1719 гг. (Лувр, Париж).
  • Венецианские праздники , холст, масло, 56 × 46  см , Национальная галерея Шотландии , Эдинбург .
  • Мезетин , 1718-1720 гг. ( Метрополитен-музей , Нью-Йорк ).
  • Отдых на пути в Египет , 1719 г., обитель Гуггенхайма, Лас-Вегас .
  • Прапорщик Gersaint 1720 (Дворец Шарлоттенбург, Берлин).
  • Итальянские комедианты , 1719-1720 гг. ( Национальная художественная галерея , Вашингтон ).

Позднее влияние

Статуя Ватто работы Жана-Батиста Карпо в Валансьене.

Памятник Антуану Ватто в Люксембургском саду , созданный скульптором Анри Дезире Гоки .

После его смерти картина получила широкое распространение благодаря гравюре благодаря Жану де Жюльену , другу и великому коллекционеру художника, который, таким образом, способствовал его известности. Более того, названия, которые даются сегодня, часто совпадают с названиями гравюр.

Некоторые искусствоведы считали его работы предвестником импрессионизма .

Столь оригинальная трактовка пейзажей и персонажей, характеризующаяся отчетливой поэтической атмосферой, с размытым пятном, окутанным грустью, оказала на него огромное влияние в своем столетии. Хотя его картина в стиле рококо полностью исчезла с Французской революцией, которая поносила ее, оставив место для неоклассического стиля , Ватто был реабилитирован в следующем столетии.

В XIX — м  века, ее влияние становится ясно, о чем свидетельствует приобретения и завещаний в национальных коллекциях Лувра в основном на фоне XIX — го  века (Лувр консервированный в настоящее время четырнадцать).

Английский художник Уильям Тернер отдает дань уважения ему на картине 1831 года , хранящейся в галерее Тейт Британия в Лондоне. Названный « Этюд Ватто по правилам дю Фреснуа» , он иллюстрирует колористический принцип этого теоретика, согласно которому белый цвет «может отнести объект назад или приблизить его». Ватто появляется в центре, в окружении поклонников и примеров его работ, с которыми был знаком Тернер, в том числе Les Plaisirs du Bal (большая картина слева, сейчас находится в Картинной галерее Далвича ) и La Lorgneuse (меньшая картина в раме), принадлежащих своему другу, поэту Сэмюэлю Роджерсу , и сегодня в частной коллекции.

В стихотворении, написанном в 1838 году, Теофиль Готье вызывает атмосферу, исходящую от произведений Ватто. В своем рассказе « Сильвия», впервые опубликованном в « Revue des deux Mondes» в 1853 году, Жерар де Нерваль озаглавил свою четвертую главу «Путешествие к Ситере» . Рассказчик вспоминает престольный пир в Санлисе и переход через озеро в стиле Ватто. В 1854 году искусствовед Шарль Блан опубликовал « Les Peintres des fête galantes» , небольшую книгу с разбивкой на страницы, но с большим тиражом. В 1857 году Бодлер посвятил живописцу в Les Phares катрен , доведя его до уровня величайших мастеров. Затем Верлен опубликовал в 1869 году сборник под названием Fêtes galantes , очевидно, вдохновленный приемным столом Ватто в Академии, Pèlerinage à l’le de Kythère . В братья Гонкур заинтересованы в художнике в 1881 году с их изучением искусства в XVIII — м  веке . Они видят в Ватто «великого поэта» прошлого века.

Однако молодой Жан-Франсуа Милле отверг эту картину, когда примерно в 1837 году открыл для себя парижские музеи: «Ватто тоже не был моим человеком. Меня мучил не порнограф Буше, а маленький мир театра. Я ясно видел очарование палитры и деликатность выражения и даже меланхолию этих закулисных парней, приговоренных к смеху. Однако марионетки все время приходили мне в голову, и я сказал себе, что вся эта маленькая труппа отправится в ящик после спектакля и оплакивает там свою судьбу. »

В XX — м  веке, некоторые картины приобретают все большее значение. Безразличный — один из них. Рильке отдает ему дань уважения в одном из своих стихотворений, написанных на французском языке. Поль Клодель видит в единственном персонаже этого масла «перламутрового вестника», «передовика Рассвета», подход которого он сравнивает с подходом «двусмысленного поэта, изобретателя собственной поэзии, о котором он не знает». знаю », — он летит, или если он идет, его нога или это крыло, когда он хочет, чтобы оно было развернуто, ни к какому постороннему элементу, будь то земля, воздух, огонь или эта вода, чтобы плавать в том, что мы называем эфиром! «В Чтении, письмо , Gracq сказал о Пармской обители из Стендаля , что» пейзаж Ломбардии и Альп может размыть чувственные и туманные пейзажи Ватто «. Филипп Сольерс восхищается художником и упоминает его во многих своих работах. Его роман La Fête à Venise , название, выбранное, в частности, в противопоставление рассказу Томаса Манна La Mort à Venise , также перекликается с картиной Ватто Fêtes vénitiennes . В 1992 году Соллерс посвятил художнику монографию, опубликованную издательством Flammarion: Watteau et les femmes .

Другая характеристика Ватто должна была иметь большое значение позже: его преданность самому себе. Действительно, как отмечает британский историк искусства Майкл Леви , Ватто «невольно создал концепцию художника-индивидуалиста, верного себе и только ему самому».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Метолит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: