Картина рубенса андромеда и персей: мифы древней греции

Рубенс Персей и Андромеда | Artifex.ru

Картина Персей и Андромеда сегодня признана бесспорным шедевром Рубенса и ярким образцом его художественного таланта. Над этим полотном мастер трудился с 1620 по 1621 год. За основу живописного произведения взят литературный сюжет — миф о Персее, сыне бога Зевса и земной женщины Данаи, и Андромеде, дочери царя Кефея и царицы Кассиопеи.

Легенда повествует о том, как молодой герой Персей спас прекрасную девушку, которая по велению оракула должна была стать жертвой морского чудовища. Оно было послано богом Посейдоном в царство Кефея в наказание за гордыню его жены, царицы Кассиопеи, которая опрометчиво похвалилась перед нимфами своим физическим совершенством. Красотой дочери самовлюбленной Кассиопеи был очарован Персей, направлявшийся в родные края. Он убил чудище и освободил девушку, получив в награду за подвиг любовь прелестной девы.

Стоит отметить, что Рубенс всегда по-своему интерпретировал мифы и легенды. Поэтому на эрмитажном варианте картины изображен эпизод, где герой, приблизившись к спасенной возлюбленной, дарует ей желанную свободу, нетерпеливый Пегас бьет копытом, а к Персею подлетает богиня победы Ника, чтобы украсить голову юноши короной.

Но некоторым мифологическим традициям художник все же следовал. Так, тело убитого дракона, крылатый конь, зеркальный щит для битвы с Горгоной и крылатые сандалии присутствуют в композиции для того, чтобы передать атмосферу античной легенды. Пытаясь сохранить самобытность истории, в качестве главной темы Рубенс вывел на первый план любовь и чувство ликующей радости, передающиеся в торжественной поступи героя к смущенной и женственной Андромеде.

Кстати, красота изображенной девушки далека от античных идеалов. Например, у Андромеды далеко не стройная фигура, напротив, художник наделил ее весьма пышными формами. Но зато как прекрасны густые золотистые волосы, которые обрамляют ее лицо, и пухлые щеки, пылающее румянцем стыдливости!

Нагота скромной Андромеды контрастирует со стальными доспехами Персея — здесь Рубенс использует свой любимый прием и во всем противопоставляет девушку молодому герою. Подобная антитеза позволяет зрительно разделить картину на две симметричные части, где изображены победа Персея и дарование свободы Андромеде. Примечательно, что щит юноши находится прямо в точке пересечения диагоналей картины.

Кроме композиции зрителей привлекает техника исполнения и цветовое решение полотна. Чтобы добиться воздушности и светящейся прозрачности Рубенс набирал на кисть густые краски, но писал легкими мазками. Кроме того, он наносил жидкий красящий пигмент на светлый грунт, после чего выставлял получившуюся работу на просвет. Благодаря такой технологии, очертания человеческих фигур теряли резкость, именно поэтому пышное тело Андромеды выглядит таким цветущим и нежным.

Сегодня картина «Персей и Андромеда» вдоль и поперек изучена искусствоведами, но при этом до сих пор вокруг нее ходит много слухов и споров. Например, неизвестно, что именно заставило Рубенса обратиться к древнему мифу. Нет однозначного ответа и на вопрос о том, была ли работа над картиной желанием самого художника или она писалась на заказ. Но зато совершенно достоверно, что почти одновременно с первым полотном был готов второй вариант, который сейчас хранится в Берлинском музее. На авторской «копии» изображена та же история о влюбленных, но действие развивается на фоне другого пейзажа и с участием иных персонажей.

Картина «Персей и Андромеда» — Artrue

Антон Менгс

Антон Рафаэль Менгс является крупнейшим немецким представителем неоклассицизма — направления, возникшего в Европе во второй половине XVIII века и основанного на безусловном преклонении перед античным искусством. Вдохновителем и теоретиком этого направления был историк Иоганн Винкельман, а его книга «История искусства древности» была известна в то время каждому образованному европейцу. Мысли Винкельмана о совершенстве и непревзойденной красоте античных образцов повлияли на многих известных художников, включая великого итальянского скульптора Антонио Канову. В Германии наиболее преданным и последовательным единомышленником Винкельмана был Антон Рафаэль Менгс, живопись которого является практическим воплощением идей Винкельмана, близкого друга Менгса. Монументальное полотно «Персей и Андромеда» можно считать программным произведением неоклассицизма. Художник избирает в качестве сюжета античный миф, известный по шедевру Рубенса, причем у Менгса изображен тот же кульминационный момент легенды. Сравнивая оба произведения, трудно найти более разных художников и более разную трактовку темы.

Персей и Андромеда. Рубенс.

Сравнение работ

И у Рубенса и у Менгса в картинах представлены одни и те же персонажи: Персей с крылатым конем Пегасом, Андромеда, Амур и побежденное морское чудовище на переднем плане. Боготворивший античное искусство Менгс создает на своих холстах живописные подобия статуй из мрамора.

Описание фигур

Атлетичный и красивый Персей похож на статую Аполлона Бельведерского. Поза и движение, в котором замерла Андромеда отсылают нас к рельефу античных времен. Герои Менгса совершенны, но холодны; картина Рубенса насыщена тончайшими оттенками цвета, а герои естественны и прекрасны в проявлении своих чувств.

Персей и Андромеда. Фрагмент.

Судьба картины

Эта картина была создана Менгсом в Риме. В дальнейшем, после её отправки заказчику (из Англии) начался её трудный путь. Судно, на котором транспортировалась картина было перехвачено разбойниками, которые продали её в порту Испании морскому министру. Затем, в 1780 году, она была приобретена для собрания императрицы Екатерины II.

Андромеда

Андромеда – девушка непростая. Как-никак царская дочь. Её отец правил Йоппой (в наше время – город Яффа в Израиле). А по матери она немножко богиня. Ее прадедом был сам Гермес.

Но Андромеда героиня ещё и трагическая. Она была вынуждена расплачиваться за грехи родителей.

Ее мать неосмотрительно возгордилась своей красотой. И нет, чтобы гордиться в одиночестве перед зеркалом. Она умудрилась это сделать в присутствии нираид, богинь водной стихии.

А как мы знаем, божества Древней Греции всепрощением не отличались. Если бесит что-то, то сразу – наказание.

Нираиды нажаловались Посейдону, и тот наслал чудище морское на Йоппу. Долгие годы оно разоряло прибрежные селения. Пока царь не узнал от Оракула, что остановить его можно, принеся в жертву его дочь Андромеду.

Так красавица и оказалась прикованной к скале.

Называю я её красавицей лишь потому, что так было написано у античных авторов.

Рубеновская же интерпретация её красоты своеобразна. Девушка с телом мягкой сдобы, золотыми волосами и ярким румянцем на всю щеку.

Она далека, очень далека от канонов классической красоты. Чтобы вы понимали, о чем я, сравните её с Андромедой Рафаэля Менгса.

Антон Рафаэль Менгс. Персей и Андромеда. 1778 г. Эрмитаж, Санкт-Петербург

«А теперь, краса-девица, на тебе хочу жениться…»

Описание картины Рубенса можно начать с указания точного момента этой трогательной истории — победитель возвращается к смущенной и счастливой возлюбленной, которая только что так счастливо избежала смерти. В картине есть все — и торжественность момента (богиня победы Ника надевает на героя его шлем), и радость встречи влюбленных над головой поверженного чудовища. Веселые ангелочки символизируют радость и благодарность всего освобожденного от напасти эфиопского народа, вывалившего, по легенде, шумной толпой на берег моря. Можно бесконечно говорить о палитре художника, который потрясает зрителей XXI века, точно так же как и современников. Сотни книг написаны о его мастерстве и совершенстве владения кистью, о его способах нанесения красок на полотно, жизнелюбии, льющемся с его полотен.

Амуры

Так как мы видим зарождение любви между двумя героями, то амуры просто наводнили картину.

Трое амуров помогают Андромеде одеться. Ещё один держит золотой шлем Персея. Другой – щит с головой Горгоны. И ещё один оседлал Пегаса.

Они пухленькие дальше некуда, как и полагается всем героям Рубенса. Удивительный факт, что сам художник был худощав, следил за своим питанием и физической формой. Жены его были тоже не особо пышными.

Но Рубенс гениально размещает их в пространстве. В результате ощущения хаоса нет. В первую очередь – за счёт почти монохромного цвета. Герои хорошо гармонируют с фоновым темным камнем.

А ещё хаос нивелируется благодаря расположению героев в виде треугольника. Правда, чтобы уместить массивного коня, пришлось вынести его круп на передний план картины. Но нас волшебным образом это не смущает. Он в тени и в целом красив (насколько круп вообще может быть красив).

Чтобы понять гений Рубенса, сравните его шедевр с картиной Джорджо Вазари на тот же сюжет. У последнего тоже много героев, и как раз ощущение хаоса присутствует.

Джорджо Вазари. Персей и Андромеда. 1572 г. Палаццо Веккьо, Флоренция.

Вот так, разобравшись во всех героях картины, пропадает ощущение растерянности от того, что ничего не понятно.

И тогда хочется уже наслаждаться самой картиной. Особенно цветом. Рубенс был непревзойденным мастером в передаче оттенков кожи.

Он передавал красоту человека через перламутровое сияние с розовыми и серыми отливами. Кожа Андромеды светится изнутри и лоснится, словно шелковая ткань.

Прибавьте сюда скромность девушки. Это выражено в опущенных глазах, легком напряжении из-за того, что обнажена, и разлившемся румянце по всей щеке.

Это совсем иная красота, которую нужно еще разглядеть.

Рубенс в этом сюжете избегает страстности барокко. Иначе он изобразил бы битву и испуганную до ужаса Андромеду.

Здесь же мы видим лирическое. Бой позади. Молодые люди впервые прикоснулись друг другу. Амуры явно довольны. Только Пегас ещё настороженно смотрит на окаменевшего Кето. Он по-звериному не доверяет его неподвижности.

Рубенс любил этот сюжет: когда благородная Сила побеждает абсолютное Зло и освобождает Красоту. Сюжет, который повторён в бесчисленных сказках разных народов на протяжении 2500 лет.

Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.

Картину “Персей и Андромеда” написал нидерландский художник Питер Пауль Рубенс в 1621-1622 годах.

Чем так хорош Рубенс со своими «Персеем и Андромедой»

Картина «Персей и Андромеда» написана в стиле барокко. На ней много героев, каждый из которых занят своим делом.

Но Рубенс гениально размещает их в пространстве. В результате ощущения хаоса нет. В первую очередь – за счёт почти монохромного цвета. Герои хорошо гармонируют с фоновым темным камнем.

А ещё хаос нивелируется благодаря расположению героев в виде треугольника. Правда, чтобы уместить массивного коня, пришлось вынести его круп на передний план картины. Но нас волшебным образом это не смущает. Он в тени и в целом красив (насколько круп вообще может быть красив).

Чтобы понять гений Рубенса, сравните его шедевр с картиной Джорджо Вазари на тот же сюжет. У последнего тоже много героев, и как раз ощущение хаоса присутствует.

Джорджо Вазари. Персей и Андромеда. 1572 г. Палаццо Веккьо, Флоренция.

Вот так, разобравшись во всех героях картины, пропадает ощущение растерянности от того, что ничего не понятно.

И тогда хочется уже наслаждаться самой картиной. Особенно цветом. Рубенс был непревзойденным мастером в передаче оттенков кожи.

Он передавал красоту человека через перламутровое сияние с розовыми и серыми отливами. Кожа Андромеды светится изнутри и лоснится, словно шелковая ткань.

Прибавьте сюда скромность девушки. Это выражено в опущенных глазах, легком напряжении из-за того, что обнажена, и разлившемся румянце по всей щеке.

Это совсем иная красота, которую нужно еще разглядеть.

Рубенс в этом сюжете избегает страстности барокко. Иначе он изобразил бы битву и испуганную до ужаса Андромеду.

Питер Пауль Рубенс. Персей и Андромеда (деталь). 1622 г.

Здесь же мы видим лирическое. Бой позади. Молодые люди впервые прикоснулись друг другу. Амуры явно довольны. Только Пегас ещё настороженно смотрит на окаменевшего Кето. Он по-звериному не доверяет его неподвижности.

Рубенс любил этот сюжет: когда благородная Сила побеждает абсолютное Зло и освобождает Красоту. Сюжет, который повторён в бесчисленных сказках разных народов на протяжении 2500 лет.

О другом шедевре мастера читайте в статье «Охота на львов» Рубенса: динамика, эмоции и роскошь в одном флаконе.

Перейти на главную страницу

Англоязычная версия статьи

Андромеда Картина Рембрандта

Живопись эпохи барокко
Картина голландского художника Рембрандта ван Рейна «Андромеда». Размер картины 34 x 24 см, холст, масло.
Датировка этой небольшой картины мифологической тематики, изображающей древнегреческую героиню отнюдь не красавицей, точно не определена

Большинство исследователей творчества голландского художника склонны считать, что Рембрандт написал картину «Андромеда» на рубеже 1630-х годов или около того.
Рембрандт начинал в своем творчестве, что очень важно, не как повествователь современной ему жизни, а как исторический живописец. Бюргерская гордость Соединённых Провинций завоеваниями и достижениями, свободой и достоянием, нацией, родиной и домашним
очагом уже давно требовала после подъёма прошедших десятилетий своего соответствующего воплощения в искусстве, оно же, в
этом случае живопись, последовало этому требованию

Связанные с современностью, убедительно реальные темы в Голландии
(название этой ведущей провинции очень быстро стало общим для всего союза) стояли в распоряжении специализирующейся на
различных жанрах живописи. Её натурализму, осваивающему и преукрашивающему повседневность, способствовала враждебная
настроенность кальвинизма к картинам, который в отличие от католицизма не поошрял церковные заказы и религиозной
целеустремлённости в искусстве. Рембрандт, ученик Ластмана, творчество которого, базирующееся на исторических сюжетах,
образовалось из своеобразного синтеза германо-нидерландских и итальянских влияний (Эльсгеймер и Караваджо), Рембрандт с
самого начала обращается к мифологическим и историко-религиозным сюжетам, в течение всей его жизни библейская история остаётся для него
центральной темой. В ней Рембрандт находит свои притчи, выражая их в неповторимом, обращенном к современности и со
взглядом, проникающим в будущее, творчестве.

История искусства периода барокко. Далее →

Персей

Персей – один из самых известных героев мифологии. По популярности уступает разве что Гераклу. Между прочим, они братья по отцу.

Земная мать Персея, Даная, родила его от Зевса. Помните девушку, к которой Громовержец явился в виде золотого дождя?

Орацио Джентилески. Даная. 1621 г. Музей Гетти, г. Лос-Анджелес, США

Персея Вы легко можете узнать на любой картине по крылатым сандалиям. Они достались ему от трёх сестёр-старух. У них был один зуб и один глаз на троих. Персей похитил их и обменял на всякие волшебные штучки, в том числе и эти сандалии.

Персей, как и Геракл, совершал подвиги. Вот однажды он и летел с очередного задания. Только что он победил Горгону Медузу. Пролетая над побережьем близ Йоппы, он и увидел несчастную Андромеду.

Его сердце учащенно забилось. Сражённый красотой Андромеды, он решил её спасти. Когда чудище приблизилось к девушке, Персей показал ему голову Горгоны. И то обратилось в камень.

Думаю, это был самый простой бой с чудищем в истории мифов и сказок.

Перед боем Персей осмотрительно выпросил у отца разрешение жениться на Андромеде. Тот дал обещание, умолчав, что у дочери уже был жених, его родной брат Финей.

Жених оскорбления не стерпел. Ворвался на свадебный пир, чтобы убить наглого Персея. Но был обращён в камень.

Аннибале Карраччи. Персей и Финей. 1597 г. Палаццо Фарнезе, Рим

В итоге пара все же поженилась. И жили они долго и счастливо, родив нескольких детей.

Полнокровность героев Рубенса

Правда, пышущие здоровьем герои полотен художника иногда отличаются от стройных юношей и девушек, изображенных на древних амфорах, да и понятие «красивый» у него неразрывно связано с упитанностью. Вот и сын царя Троя Ганимед, известный своей необыкновенной красотой, из-за которой Зевс в образе орла похитил его и сделал своим виночерпием, чтобы все время иметь перед глазами сказочного принца, на полотне Рубенса больше похож на толстого переростка, перепуганного до синевы. У великого фламандца, как правило, одному сюжету посвящены несколько работ. На одной из них легендарный сын Троя совсем неплох, зато орел на всех полотнах просто великолепен. Вот и красота Персея на картине несколько своеобразна. Но это, разумеется, частное мнение. Очевидно, Рубенс меньше всего хотел рисовать «красивость».

Сочинения

Мифы Древней Греции рассказывают о жизни богов и отважных подвигах людей. Геройской характеристикой обладает полубог получеловек — Персей.

Образ Персея в литературе

Сын Зевса Громовержца и царевны Данаи наделен только положительными чертами характера. Описать образ Персея несложно: красота его сравнима с красотой богов Олимпа, отважен, ловок и умен. Боги выделяли его среди других героев и помогали, ведь некоторым из них он приходился сводным братом.

Этого героя греческой мифологии часто изображали в доспехах, сандалиях с крыльями, шлеме и плаще. Образ Персея — это образ защитника, стоящего на стороне правды, всегда отважный и готовый прийти на помощь.

Характеристика Персея

Царю Аргосы Акрисию предсказали, что смерть придет ему от руки собственного внука. Правитель заточил свою дочь, прекрасную Данаю в темницу. Но влюбленный Зевс сумел проникнуть через бронзовые и каменные стены, превратившись в золотой дождь. От этого союза родился сын. Акрисий обнаружил, что у дочери появился ребенок и отправил несчастную с отпрыском в деревянном сундуке плыть по морю. Морская волна прибила импровизированное «судно» к берегам острова Серифа.

Там властвовал Полидект. Он влюбился в Данаю, которая не отвечала ему взаимностью, а сын царевны вырос и возмужал настолько, что мог защитить и себя и свою родительницу. Поэтому мудрый царь отправил юношу совершить благое дело, убить единственную смертную из трех горгон — Медузу, втайне надеясь, что юноша погибнет. Боги помогли юному герою: дали ему шлем-невидимку, круглый меч, разрубающий твердое железо как масло, и зеркальный щит. Дорогу к этим чудищам, у которых вместо волос извивались на голове шипящие змеи, знали только три слепые старухи — грайи. У них на всех был один глаз и один зуб. Отпрыск Зевса выкрал эти ценности и вернул их старушкам только после того, как узнал дорогу и получил взамен крылатые сандалии и сумку, которая меняла свой размер в зависимости от наполнения.

Герой победил Медузу, отрубив ей голову, и ушел от расправы ее сестер с помощью головного убора, делающего своего владельца невидимым. Отрубленная часть тела горгоны еще не раз становилась смертельным оружием в схватках с неприятелем.

В саду Атланта победитель хотел отдохнуть после славного сражения. Но хозяин не поверил ему, не пустил на ночлег, за что тот превратил титана в камень.

По пути домой Персей предстал в образе избавителя, который спас прекрасную Андромеду от гибели в пасти прожорливого морского чудовища и женился на ней.

Вернувшись на остров Сериф, сын Зевса застал мать в храме отца, там она скрывалась от страсти царя. Юноша пришел к правителю и заявил, что победил чудовище, на что тот только рассмеялся. Тогда герой достал голову Медузы. Полидект и его гости, которые были на пиру, превратились в каменные глыбы.

Победитель хотел повидать своего деда, но Акрисий не пустил дочь и внука в свой дом. Много лет прошло. Во время спортивных состязаний сын Данаи ненароком отправил диск в сторону трибуны со зрителями. Предсказание сбылось, метательный снаряд попал в старого царя. Невольный убийца не смог править этой страной, поменялся с родственником Мегапенфом — стал властителем в Тиринфе.

Образ Персея в литературе по сей день служит основой для написания произведений новыми писателями.

Образ и характеристика Персея сочинение

А какую оценку поставите вы?

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Метолит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: