Хождение по водам, айвазовский иван: описание и особенности картины

Айвазовский всемирный потоп описание картины. описание картины ивана айвазовского «всемирный потоп. «всемирный потоп» айвазовского — отличительные характеристики

Населённые пункты у побережья залива

Издавна люди стремились строить города возле водоёмов, чтобы обеспечить жизнедеятельность водой

Ну а побережье Неаполитанского залива всегда пользовалось повышенным вниманием из-за богатой морской флоры. Поэтому на протяжении многих веков оно было густо застроено городами и сёлами. Самым крупным городом залива является Неаполь, в честь которого его назвали

В переводе с латинского его название означает «Новый город». Он является центром области Кампанья и расположен на западном побережье Аппенинского полуострова, в 190 км к юго-востоку от Рима. Этот город является главным портом, центром торговли и национальной культуры на юге Италии

Самым крупным городом залива является Неаполь, в честь которого его назвали. В переводе с латинского его название означает «Новый город». Он является центром области Кампанья и расположен на западном побережье Аппенинского полуострова, в 190 км к юго-востоку от Рима. Этот город является главным портом, центром торговли и национальной культуры на юге Италии.

Помимо Неаполя вдоль бухты Неаполитанского залива расположились города Поццуоли, Торре-Аннунциата, Кастелламаре-ди-Стабия, Торре-дель-Греко и Сорренто.

Торре-Аннунциата — юго-восточный пригород Неаполя, находится у южного подножия Везувия. Название города происходит от названия построенных в 1319 году часовни и больниц, посвящённых Деве Благовещения. Он дважды разрушался извержениями вулкана в 79 и 1631 годах. В 1997 году город стал объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО. В наши дни Торре-Аннунциата известен как курорт и термальный спа с небольшим портом.

Несколько слов об авторе картины

Сейчас мы поговорим об авторе полотна, знакомого с детства. Позже мы напишем сочинение по картине «Буря». Айвазовский Иван Константинович родился в удивительно красивом портовом городе – Феодосии. Наверное, поэтому он был влюблен с детства в море, его романтику и силу. Появился на свет Ованес Айвазян (настоящее имя художника) 29 июля 1817 года. Мальчик рос в бедности, учился в гимназии Симферополя. Страсть к искусству привела его в Петербургскую академию художеств, где он перенимал знания у выдающихся мастеров того времени. После обучения Айвазовский много путешествовал, а в 1847 году стал профессором в своей альма-матер.

Перед тем как писать сочинение по картине «Буря» (Айвазовский), хочется отметить, что автор полотна преуспел в морских пейзажах и даже работал в морском штабе художником. Самыми известными работами являются «Черное море» и «Девятый вал», хотя он с удовольствием изображал украинские и кавказские пейзажи, эпизоды из армянской истории, Крымской войны. Всего в творческом наследии живописца числятся около шести тысяч полотен, в которые он вкладывал душу. А кроме любимой работы Иван успевал заниматься благотворительностью и общественными делами, помогал родному городу, основал музей и картинную галерею, способствовал прокладке железной дороги. Умер Иван Константинович в почтенном возрасте 2 мая 1900 года, начав работу над очередным холстом, в Феодосии, где и похоронен.

История создания шедевра

Работа Айвазовского Хождение по водам выполнена масляными красками на бумаге. Художник написал картину в 1888 г. находясь в Италии, в городе Неаполь. Маринист очень любил этот город. Немало произведений искусства создано в этом месте: прекрасные морские пейзажи и работы, выполненные по мотивам библейских сказаний. Хождение по водам – один из шедевров, написанных в путешествии по прекрасной Италии.

Основное внимание в произведении искусства Хождение по водам уделено Христу, идущему по поверхности моря. Другие объекты, нарисованные на картине, лишь дополняют главный замысел автора

Описание чудесного хождения по водам является главной идеей картины. Айвазовский, работая над полотнами, подробно не прорисовывал несущественные персонажи, намечая лишь их силуэты и некоторые элементы. Этот метод, изученный живописцем еще на заре его творчества, позволял мастеру координировать взгляд зрителя, подталкивая к осмыслению идей автора.Картина Хождение по водам на сегодняшний день хранится в Музее истории религии в Санкт-Петербурге.

Технические особенности и стиль Айвазовского

Иван Айвазовский – великий русский художник-маринист, создавший более 6 000 произведений и ставший настоящим мастером изображения моря во всех его проявлениях. Его принято считать одним из самых выдающихся мастеров живописи в жанре морского пейзажа.

Особенностью техники Айвазовского является его мастерство в передаче света, цвета и атмосферы на картине. Характерными приемами его творчества являются:

Тщательная проработка деталей и реалистичное изображение волн и прибрежной полосы;
Мастерство в передаче света и отражений на воде;
Использование широкой палитры, насыщенных цветов и контрастных сочетаний;
Умение создать эффект глубины и перспективы, что позволяет зрителю ощутить размеры и просторы моря;
Внимание к деталям, умение передать на картине движение воды, складки парусов и текстуру скал.

В стиле Айвазовского присутствуют как элементы классицизма и романтизма, так и влияние реализма. Его картины имеют яркую эмоциональность и драматическую силу. Часто на его работах изображены бурные моря, разрушительные силы стихии, грозовые облака и солнце, прорывающееся через тучи. Пейзажи Айвазовского часто олицетворяют силу и величие природы, вовлекая зрителя в события и действия, происходящие на море.

Художественный стиль Айвазовского оказал большое влияние на развитие морской живописи. Его работы обращены к вечным темам – времени, природы и человека во всей его ничтожности перед непредсказуемыми силами природы.

Скрытый смысл холста

По истории из Библии, Христос появился перед апостолами, которые находились в море в ненастную погоду. Апостол по имени Петр обратился к Иисусу с просьбой сделать его способным к хождению по водам, т.е к перемещению по поверхности воды. И Спаситель сотворил чудо – Петр пошел по волнам. Однако, он так двигался только до тех пор, пока не испытывал сомнений в словах Бога и страха утонуть.

На картине Хождение по водам Айвазовский изобразил именно этот сюжет. В своем произведении искусства художник хотел показать какова сила у веры. Не стоит бояться буйства природы и всяких опасностей, имея веру в душе. И Христос обязательно поможет всем верующим в него. Айвазовский хотел показать, что каждый человек способен к хождению по водам, нужна лишь вера в силу Бога.

Хождение по водам

Хождение по водам. 1888. Государственный музей истории религии

«Сразу после этого Он велел ученикам сесть в лодку и плыть на другой берег, не дожидаясь, пока Он отпустит народ. Расставшись с народом, Он поднялся на гору, чтобы помолиться в одиночестве. Когда наступил вечер, Он был там один. А лодка была уже на расстоянии многих стадий от берега, она боролась с волнами, потому что ветер был встречный. На рассвете Иисус направился к ним — Он шел по морю. Когда ученики увидели, что Он идет по морю, они перепугались. «Это призрак!» — закричали они в страхе. «Успокойтесь, это Я! Не бойтесь!» — тотчас заговорил с ними Иисус. Тогда Петр сказал Ему: «Господь, если это Ты, вели мне пойти к Тебе по воде». «Иди», — сказал Он. Петр вышел из лодки и пошел по воде, направляясь к Иисусу, но увидев, как силен ветер, испугался и стал тонуть. «Спаси меня, Господь!» — закричал он. Иисус сразу протянул руку и, подхватив его, сказал: «Маловер, зачем ты усомнился?» Когда они вошли в лодку, ветер стих» (Евангелие от Матфея, 14:22–32)

Айвазовский Иван Константинович известен, как автор многочисленных картин на морскую тематику. Кто хоть немного знаком с творчеством Ованнеса, знает, автором написана не одна картина на библейские, исторические сюжеты. В 1862 на свет появилась очередная работа Айвазовского «Всемирный потоп». Известно, что художник неоднократно возвращался к сюжету, пытаясь создать другие варианты, усовершенствовать имеющиеся. Лучшим признан вариант, созданный в 1864.

Сочинение по картине

Невозможно в наше время найти образованного человека, который не был бы знаком с художественными работами гениального живописца Ивана Константиновича Айвазовского. Сюжеты многих полотен этого художника переносят зрителя на море, где царит спокойная погода либо гуляет шторм. Автор картин на морскую тему пытался донести свои мысли о том, как бывает переменчива и непредсказуема природная стихия.

Среди его холстов на эту тематику можно выделить следующие его работы:

  1. «Фрегат под парусом».
  2. «Кораблекрушение».
  3. «Закат на море».
  4. «Девятый вал».
  5. «Лунная ночь».

Одной из лучших работ Айвазовского признана картина «Буря», которая наполнена красотой и эмоциями.

На полотне «Буря» центральное место занимает море, которое предстаёт перед зрителями живым и подвижным. Неожиданно поднялась буря, застав судно врасплох. Художник показывает сражение природной стихии с маленьким кораблём. Море изображено угрожающим, а его напор мощный и очень беспокойным. Кажется, что сейчас очередная волна накроет судно и все погибнут. Но море живёт и даёт возможность людям тоже сражаться за свою жизнь.

Чтобы подчеркнуть всю драматичность ситуации, автор прибегает к тёмным цветам. Для бури и её мощного натиска он использует в основном оттенки синего и серого. Художник это делает специально, чтобы не только держать зрителя в напряжении и нагнетать таким способом обстановку, но и донести мысль, что морская стихия обладает огромной силой, которую победить или укротить невозможно. И всё-таки Айвазовский даёт зрителю надежду на то, что скоро море успокоится. Тогда корабль выстоит, и люди выживут.

Эту небольшую надежду автор картины даёт, рисуя после чёрной полосы на небе небольшую полоску светящегося горизонта. Начинают робко просвечиваться солнечные лучи, которые смогут успокоить бунтующее море.

Айвазовский правильно подбирает цвета, чтобы подчеркнуть морскую мощь. Неистовые и грозные волны готовы растерзать каждого, кто посмеет к ним приблизиться. Не жалеют они и маленькое судно, которое случайно попало в морскую бурю. Корабль сильно кренится на левый борт, скорее всего, из-за пробоины в днище. Судно медленно тонет, продолжая сражаться с волнами.

Парус люди поспешили убрать, иначе стихия его просто бы растерзала. Вода побеждает судно, ведь его почти уже не видно между огромными водяными валами. И лишь мачта напоминает, что корабль продолжает свою борьбу. Но не только море сражается с кораблём, небо тоже стало свинцовым. Оно словно на стороне стихии. Густая небесная пелена сгустилась над судном. Это угнетает зрителя ещё больше.

И только небольшой розовый просвет старается подбодрить людей, которые продолжают сражение со стихией. Автор картины даёт возможность зрителю самому придумать финал этой борьбы природы с человеком.

Картинная галерея Айвазовского

Как было указано ранее, дом-особняк Айвазовского уцелел после революции чудом. Однако интерьеры комнат были утрачены навсегда. Мебель и предметы быта, которые мы видим внутри, относятся к той же эпохе, но не являются личными вещами художника. Его здесь только стены и многочисленные полотна. Всего в музее представлено 416 полотен маэстро.

Однако в музее существует секретная комната, куда можно пройти за особую плату, где выставленная самая мистическая картина «На смерть Александра III», завещанная оставаться скрытой от масс, и некоторые личные ценные вещи мастера.

Театр начинается с вешалки, а галерея с небольшого фойе на втором этаже. Здесь представлены самые ранние работы Ивана Константиновича. Среди них мы видим «Берег моря ночью. У маяка» (1837), «Ялта» (1838), «Старая Феодосия» (1939) и «Неаполитанский залив утром» (1843).

Так же здесь мы можем увидеть два больших автопортрета художника 1892 и 1898 года.

В следующем зале представлено полотно «Остров Искья близ Неаполя» 1892г. Можно отметить, что в поздние годы творчества Айвазовский любил писать большие картины.

Еще одна грандиозная работа художника, представленная в музее, «Наполеон на острове Святой Елены» (1897), 214х327:

Всего же за свою жизнь Иван Константинович написал более 6000 полотен, 4000 из которых изображали волнующееся море и шторм. Такой выбор был сделан неспроста. Волнующееся море динамично, подвижно, наполнено энергией, что отлично характеризовала и самого художника.

Айвазовский писал вдохновенно, быстро, потому его работа никогда не затягивалась месяцами. За год он писал около 100 картин! На многих полотнах он не задерживался больше одного дня.

Вот, к примеру, картина «От штиля к урагану» 1892г. Считается одной из самых больших, ее размер 212*708 см. Она написана мастером всего за 15 дней.

Вы можете это представить? Глядя на нее, нельзя остаться равнодушной. Она захватывает тебя, и ты оказываешься на том маленьком кораблике, плывущим из спокойного моря в дикий ураган. Как из беспечного детства в напряженную взрослую жизнь, в которой не каждый сможет удержаться на плаву.

В доме-музее несколько комнат, по которым вы можете пройти как самостоятельно, так и с экскурсоводом. Я бы посоветовала послушать рассказ экскурсовода, что бы более полно проникнуться жизнью великого мариниста.

Кроме бушующего моря, здесь можно увидеть и немногочисленные пейзажные работы без воды, а так же портреты семьи художника. Например, картина «Зима»1895г:

К слову, примечательны не только картины, но и багет, в который они оправлены. Недалеко от дома художника находилась багетная мастерская, где Иван Константинович по собственным эскизам заказывал обрамление для своих работ. Самые большие достигают веса в 200 кг. Поэтому приглядитесь к этим искусно выполненным рамам.

«На острове Крит» (1867):

А это последняя комната в нашей экскурсии. В ней располагался кабинет Ивана Константиновича, где он писал свои работы. Здесь из окна не только не видно, но и не слышно море. Художник, обладая феноменальной памятью, писал игру стихий из головы. И именно он выразил мысль, что не имеет права человек называться художником, если не может творить, не глядя на натуру.

В этой комнате мы видим еще одну масштабную работу маэстро – картину «Среди волн» 1898 года. Ее размер 285*429 см. Считается вершиной творчества художника. Картину маэстро никогда не вывозил из Феодосии и завещал ее впоследствии любимому городу.

Написана работа всего за 10 дней.

Так же здесь можно увидеть картины, посвященные русско-турецкой войне, в том числе «Чесменский бой в ночь с 25 на 26 июня 1770 года» 1848 г. (справа) и «Десант в Субаши» 1880 г. (слева):

Последняя работа Ивана Константиновича Айвазовского представлена тоже здесь. Вместе с посмертной маской живописца, его мольбертом и кистями. Художник скончался, когда ему было 82 года от сердечного приступа. Полотно «Взрыв корабля», над которым он в тот день работал, так и осталась неоконченной.

Продолжить экскурсию можно в соседнем здании – доме сестры художника. Здесь выставлены работы мастера на малоизвестную для публики тематику, посвященную библейским мотивам.

«Хождение по водам» (1873):

Встреча Венеры на Олимпе (1895),213х320:

А так же картины других крымских художников, таких как М. Волошин, К. Богаевский, Л. Лагорио:

По сей день Иван Константинович Айвазовский остается непревзойденным маринистом в мире, поэтому посещение его особняка, где он жил и творил – особое удовольствие для поклонников творчества художника.

Статья была написана для сообществаvp-painting на Голосе. 0

штормы и бури в жизни Айвазовского

Как турецкие награды едва не погубили репутацию Айвазовского, но оказались на дне морском

Что произошло: Крымско-турецкая война, подавление турками восстания греков, гонения и уничтожение армян. Айвазовский сочувствовал и помогал армянам и грекам, всей душой болел за русский флот. И при этом он был в большом почете у турецких султанов. В 1888 году прошел слух, будто художник с супругой прибыл на свою выставку в Константинопольском русском посольстве и преподнес в дар султану картину, а султан наградил его орденом. Чем это грозило: На Айвазовского и так косо посматривали после того, как устроивший резню на острове Конд султан наградил его орденом Османие 2-й степени и заказал порядка тридцати картин. В этих условиях искать новые связи с Османской империей — шаг весьма рискованный. Дурная слава самым известным и успешным может причинить неприятности. Айвазовский даже больше не за себя опасался — себя и семью он уже обеспечил, сколько боялся, что пятно на его репутации скажется на Феодосии, которую он изо всех сил «продвигает».

Подробности: Айвазовский безусловно был заинтересован в столь выгодных заказчиках, какими для него были турки. Но преступления Турции против армян, греков, война с Крымом не могли оставить его равнодушным и требовали корректировки отношений.

В 1888 году уже султан Абдул Хамид II пригласил Айвазовского устроить новую выставку в Константинопольском русском посольстве. Ему предложено подготовить 20 картин. Из дипломатических соображений художник решает не посещать выставку сам (хотя мечтает показать любимый Константинополь жене Анне), а отправляет картины со своим племянником Левоном Мазировым, которому не впервой доставлять дядины работы в назначенное место.

Сбор от выставки Айвазовский планирует передать армянскому благотворительному обществу. Но что-то пошло не так. Нет-нет, выставка традиционно проходит с триумфом, в газетах один за другим появляются хвалебные отзывы. Например, в издании «Новое время» главный редактор Суворин пишет: «Вся общественность Константинополя, особенно его соотечественники-армяне, как в 1874 г., так и каждый раз, когда приезжает художник в Константинополь, принимают его с особой честью». А ведь Айвазовский не приехал в Турцию! И эта ошибка может стать серьезным пятном на репутации пожилого уже художника. Даже участие картин в выставке на данный момент — шаг весьма рискованный, но теперь-то еще и все думают, что он поехал лично чествовать султана. Дальше — больше. Племяннику велено три картины без лишней шумихи подарить турецкой стороне, но в итоге султан заочно награждает Айвазовского орденом Меджидие 1-й степени.

Айвазовский многословно поясняет в письмах разным представителям власти, что не искал наград и не стремился к сотрудничеству с султаном. Судя по тому, что тема эта всплывает многократно, «турецкой волной» Айвазовского все же окатило.

Как Айвазовский не дал себя захлестнуть этой волне: Весть о массовых убийствах армян турками в 1895—1896 гг. застала Айвазовского в Европе. Он откликается на это страшное событие кистью: «Погром армян в Трапезунде», «Армян погружают на корабли», «Ночь. Трагедия в Мраморном море».

artchive.ru

Смотр Черноморского флота в 1849 году (1886)

Это удивительная работа Айвазовского! Речь идет не только о сюжете, но и о мастерстве

Посмотрите как все детально изображено, а нарисовал ее мастер кисти всего за одни сутки, особо уделяя внимание лишь морю, а не кораблям, как можно подумать, не верится, правда? Но это факт. Говорят, что Айвазовский всегда рисовал по памяти и никогда с натуры, такая тогда у него была феноменальная память. Четкость линий и натуральность всех деталей, игра света, сочетание красок и умение правильно колорировать рисунок поражают и восхищают

Не зря весь мир знает Айвазовского как мариниста, а его картины хранятся в музеях и частных коллекциях по всему свету, и их у него больше шести тысяч

Четкость линий и натуральность всех деталей, игра света, сочетание красок и умение правильно колорировать рисунок поражают и восхищают. Не зря весь мир знает Айвазовского как мариниста, а его картины хранятся в музеях и частных коллекциях по всему свету, и их у него больше шести тысяч.

Выставки работ И.К. Айвазовского

  • 1835 — Петербург
  • 1836 — Петербург
  • 1837 — Петербург
  • 1841 — Рим
  • 1842 — Неаполь, Венеция
  • 1843 — Париж, Лондон
  • 1844 — Амстердам
  • 1845 — Петербург
  • 1846 — Феодосия, Одесса, Петербург, Берлин
  • 1847 — Феодосия (юбилейная), Одесса, Петербург
  • 1848 — Москва
  • 1850 — Петербург, Одесса
  • 1851 — Москва, Одесса
  • 1853 — Петербург
  • 1854 — Петербург
  • 1857 — Париж
  • 1858 — Петербург
  • 1860 — Петербург
  • 1861 — Феодосия, Петербург, Лондон
  • 1862 — Петербург
  • 1864 — Одесса
  • 1865 — Петербург, Одесса
  • 1866 — Петербург, Берлин
  • 1867 — Петербург, Одесса
  • 1868 — Тифлис, Петербург
  • 1870 — Петербург
  • 1872 — Москва
  • 1873 — Петербург, Москва, Ницца
  • 1874 — Флоренция, Рим, Вена, Ницца, Лондон
  • 1875 — Петербург
  • 1877 — Петербург, Москва, Симферополь, Одесса, Николаев, Бухарест, Рига
  • 1878 — Петербург, Франкфурт, Штутгарт, Амстердам, Флоренция, Генуя
  • 1879 — Париж, Мюнхен
  • 1880 — Феодосия (открытие галереи), Петербург
  • 1881 — Петербург, Москва, Лондон
  • 1882 — Петербург
  • 1883 — Петербург
  • 1884 — Петербург, Одесса, Феодосия, Киев, Вена
  • 1885 — Берлин, Варшава
  • 1886 — Петербург, Москва, Одесса, Николаев, Харьков, Рига, Берлин, Ницца, Ментона, Бухарест, Константинополь
  • 1887 — Петербург (юбилейная), Киев, Херсон, Париж, Бухарест
  • 1888 — Петербург, Киев, Константинополь
  • 1890 — Париж
  • 1891 — Петербург
  • 1892 — Берлин, Одесса
  • 1893 — Нью-Йорк, Чикаго, Сан-Франциско, Вашингтон
  • 1894 — Петербург, Лондон

Крупнейшие собрания работ

Картины Айвазовского находятся во многих музеях мира. Крупнейшие коллекции работ представлены в следующих музеях:

  • Феодосийская картинная галерея имени И. К. Айвазовского
  • Государственный Русский музей
  • Государственная Третьяковская галерея
  • Национальная картинная галерея Армении
  • Петергоф (музей-заповедник)
  • Центральный военно-морской музей

Значительное количество картин рассредоточено по частным собраниям.

Хищения картин

Картины Айвазовского часто становятся предметами хищения. Ниже указаны лишь некоторые из краж картин художника:

  • В 1976 году из музея-заповедника «Дмитровский кремль» была похищена картина «Море» (1845). С тех пор она под другим названием — «Вид Ревеля» — трижды выставлялась на торги на западных аукционах — 2005 (Sotheby’s), 2006 и 2017 (Koller); с последних торгов была снята по требованию МВД России.
  • В 1992 году из Сочинского художественного музея были украдены 14 картин различных художников. Среди украденных две работы Айвазовского: «Вид Константинополя» и «Встреча солнца. Море». В 1996 году эти картины были сняты сотрудниками английской полиции с торгов аукционов Кристи и Сотбис. По результатам следственных действий и оперативных мероприятий 13 из 14 похищенных картин были возвращены сочинскому музею (осталась ненайденной картина Кустодиева «Крыши»).
  • В 1997 году из квартиры наследников Ивана Носенко в Москве была похищена картина Айвазовского «Вечер в Каире» (1870). В мае 2015 года картина с аналогичным названием была выставлена на русские торги в лондонском отделении аукционного дома Сотбис. Вследствие разразившегося информационного скандала картина была снята с торгов. Сопоставление размеров похищенной и «лондонской» работ, изучение кромок холста, якобы вырезанного по периметру из рамы в ходе ограбления, состояние кракелюра предположительно скрученной в рулон картины не дали оснований считать обнаруженную картину похищенной. МВД России не стало отправлять материалы в Интерпол, а «Вечер в Каире» был возвращён сдатчику аукционного дома.
  • В 2001 году из Ташкентского музея искусств, вместе с рядом картин других авторов, была похищена картина Айвазовского «Закат в степи» (1888). Преступник был задержан спустя 3 месяца, после двух лет реставрации похищенные картины возвращены в музей.
  • В 2002 году, из Новосибирской картинной галереи была украдена картина Айвазовского «Корабль на мели» (1872). Картина остаётся ненайденной.
  • В 2003 году из Астраханской картинной галереи имени Бориса Кустодиева похищена картина «Восход» (1856) (в 1999 году картину забрали из музея на реставрацию, а в 2003 году с «реставрации» вернулась подделка). Подлинник картины не найден. Подделка была уничтожена по решению суда.
  • В начале 2014 года из Киргизского национального музея изобразительного искусства была украдена картина Айвазовского «Морской пейзаж в Крыму» (1866).
  • 9 июля 2015 года из Тарусской картинной галереи были похищены 3 картины, среди которых работа Айвазовского «Море у острова Капри». В августе преступники были задержаны, похищенные картины изъяты.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Метолит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: