Иконы преподобного андрея рублева

Андрей Рублев. Кто установил новые каноны иконописи на Руси?

Расцвет яркого самобытного таланта Андрея Рублева пришелся на непростые времена, когда происходило утверждение новой русской государственности, овеянной победами на Куликовском поле, освобождение от векового рабства распадающейся империи Чингисхана. Произведения Андрея Рублева излучают внутренний свет, радостное оптимистичное настроение наперекор царившему хаосу и насилию.

Такова самая знаменитая икона Андрея Рублева «Троица». Сама икона крайне символична. В нее входит немало деталей, которые непонятны нынешним поколениям. Это и круг -самый распространенный и понятный символ вечности, дерево — маврикийский дуб из библейского повествования, но это еще и символ воскресения, дом — символ созидания внутреннего мира человека.

Икона «Троица» Фото: ru.wikipedia.org

За спиной третьего ангела — Духа Святого — изображение горы. Гора является, по сути, древним и понятным символом всего возвышенного, мира небесного, ангельского, духовного. Стол (за которым сидят ангелы) является Голгофой и одновременно престолом, то есть гробом Господнем.

В своем центральном произведении Рублев использует светлую гамму цветов. Голубой цвет символизирует небо и духовный мир, возрождение, духовное образование человека. Применялся Рублевым и темно-бордовый цвет, который точно так же, как и голубой, традиционно ассоциируется с Богородицей. В фреске Рублев убирает все сиюминутное, оставляя вечное.

Икона «Иоанн Предтеча» Фото: ru.wikipedia.org

За свою жизнь иконописец создал немало произведений. «Благовещение» (1405 год), «Тайная вечеря» (1405), «Преображение» (1405), «Рождество Христово» (1405) и, конечно, знаменитая «Богоматерь Владимирская», созданная в начале ХV века.

Но особо хотелось остановиться на иконе «Иоанн Предтеча». Здесь стоит отметить, что вдохновленный, одухотворенный образ в целом соответствует образам византийского искусства этого времени, однако отличается большей кротостью, смирением и просветленностью. В этом произведении Рублев прежде всего стремился воплотить собственное представление об образе святого, что не исключало для него соблюдение канонов иконографии.

В рамках одной статьи невозможно объять необъятное. Я хотел отразить лишь самые основные тенденции в творчестве великого мастера. Но статья призвана послужить трамплином для читателей в изучении огромного исторического наследия иконописи Андрея Рублева.

Икона преподобного Андрея Рублёва Фото: ru.wikipedia.org

В завершение хотелось указать факты, связанные с историей икон Рублева уже в советское время.

Так, например, знаменитая «Троица» оставалась в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры, но потом распоряжением советского правительства она была передана для реставрации в только что учрежденные Центральные государственные реставрационные мастерские. А в 1929 году «Троица» поступила в собрание Государственной Третьяковской галереи, где находится до настоящего времени.

«Cошествие Христа в ад» — это икона Андрея Рублева, значение которой было раскрыто В. И. Кириковым в 1923 году. Она сейчас тоже хранится в Государственной Третьяковской галерее.

Во Владимире памятник Андрею Рублёву расположен перед входом в парк имени Пушкина. Это последняя работа скульптора Олега Комова Фото: Slipknot546, ru.wikipedia.org

И последнее: в 1988 году Андрей Рублев был канонизирован Русской православной церковью. Его творчество оказало огромнейшее влияние на культуру и искусство нашей страны.

Теги: историческое наследие, иконография, иконопись, Андрей Рублев, икона

Последняя работа

В конце 1420-х годов, завершив работы в соборе Св. Троицы, умер многолетний друг и соратник иконописца Даниил Черный и был похоронен здесь же. После этого А. Рублев возвращается в Москву для работы над росписями Спасского собора в Андрониковом монастыре, которую он успел закончить в 1428 году. По некоторым данным, он принимал участие и в его строительства. Эта работа стала последней в биографии Андрея Рублева.

Умер знаменитый живописец в 1428 году в Москве во время эпидемии чумы, похоронен возле колокольни Андроникова монастыря. В 1988-м, в год тысячелетия крещения Руси, он был канонизирован Русской православной церковью.

Проблемы богословского характера

Иконы в Древней Руси занимали центральное место в храмовом искусстве. В них отражалась Божественная Красота – запечатлевался Образ Бога, а все мирское и земное оставалось за пределами образа.

Искусство иконописи в древности подчинялось четким и ясным критериям, которые были выработаны святыми отцами Церкви. Именно канон позволяет запечатлеть Образ Бога, не давая превратить икону в картину или портрет. И дает возможность донести Образ Божий до каждого верующего в неискаженном виде.

А что происходит сегодня? Чаще всего произведения современных иконописцев оценивают по критериям живописи на религиозную тему, рассуждая о композиции, колорите и индивидуальном видении живописца. И художнику, чей профессионализм формировался в условиях расцерковленной живописи, крайне сложно отказаться от творческой индивидуальности и творить в соответствии с каноническими требованиями православной живописи.

Но допустимо ли, чтобы в иконе отражалось личное видение художника? Ответ на этот вопрос однозначно отрицательный, поскольку верующий хочет видеть в иконописном изображении именно подлинный Образ Божий

И поэтому для иконописца важно не добиваться самовыражения, а создать Святой Лик в строгом соответствии со святоотеческими канонами, без примеси личного видения. И это еще одна причина, почему на древних иконах вы не найдете имени живописца

Там, где властвует Дух, не место личному «я» художника.

Сегодня практически отсутствуют школы русского канонического церковного искусства. И это является одной из главных проблем современности. Фактически, художникам негде изучать значение канонов, а это приводит к невозможности осмыслить старинные иконографии и постичь художественные приемы. А в результате иконопись во многих случаях сводится к банальному «срисовыванию» древних образов. Причем зачастую копирование ведется без коррекции композиции, не говоря уже о внутреннем смысле.

Иконы в Звенигороде

В 1918 г. в подмосковном городе Звенигороде в старом деревянном сарае были обнаружены 3 иконы, датированные 1410 годом. По некоторым данным они писались для иконостаса местного храма, однако по заключению современных исследователей ни одна из церквей не подходит по размерам. Условно их назвали «Звенигородский чин», «Апостол Михаил», «Спас», «Апостол Павел», и, несомненно, они могут принадлежать исключительно руке А. Рублева.

Эти иконы в биографии Андрея Рублева стали новым подтверждение его таланта, способного собрать в единое целое и подчинить полной гармонии сиренево-розово-голубые цвета, который остался неповторимым на протяжении нескольких столетий. Светлые настроения как завершение творческих исканий Рублева воплотились в разнообразных образах этих творений, в которых мастер иконописи сделал обобщение различных размышлений о моральных ценностях каждого человека, принадлежащих его современникам.

Самой интересной искусствоведы считают икону «Спас», хотя сохранилась она очень плохо, но лицо Иисуса Христа, наделенное славянскими чертами, просматривается хорошо. Христос смотрит внимательно очень спокойным проницательным взглядом

Весь его облик наполнен энергией, вниманием и благожелательностью

В иконе «Архангел Михаил» художник воспел лирические раздумья и мысли поэта. Хотя ангел и является небесным, а не телесным созданием, Рублев воплотил в нем всю земную красоту человека. Апостол Павел изображен иконописцем в виде философа-мыслителя, написан в мягкой серо-сиреневой гамме с голубыми тонами.

Особенности творчества

Иконописец вместе с Даниилом Черным расписывал Успенский собор. Кисти Андрея могли принадлежать фрески с Флорой и Лавром. Также художник занимался созданием иллюстрации к «Евангелию Хитрову».

Весь творческий путь Рублева можно условно разделить на два этапа:

  1. Расписывание соборов и храмов.
  2. Создание икон.

Но художник вернулся и принялся рисовать икону для Троицкого собора. Именно тогда появилась знаменитая «Троица». В ней иконописец изобразил сюжет о том, как к Аврааму явились три ангела. Они предсказали супругам рождение сына, который станет основателем целого народа. Рублев намеренно отказался от ряда деталей — омывания ног, заклания тельца, трапезы. Ангелы на его полотне беседуют.

Иконописцу удалось изобразить идею о триединстве Бога — Отца, Сына и Святого духа. Художник использовал яркие и чистые краски. Одежда ангелов была зеленой и розовой. Особенно выделялся голубой оттенок — краска для него дорогая и редкая. В дальнейшем она получила название «рублевский голубец».

Начало творческого пути

В биографии Андрея Рублева творчество и первые работы его как художника упоминаются впервые в 1405 году, когда он, переехав в Москву, вместе с Феофаном Греком занялся росписью Благовещенского собора. Судьба собора сложилась трагически: спустя 9 лет он был разрушен, а затем перестраивался несколько раз. Но некоторые работы чудом сохранились: это 2 яруса иконостаса, в которых есть 7 икон, сделанных Андреем Рублевым, и 6 — старцем Прохором из Городца, известным мастером иконописи тех времен.

Уже по этим работам заметна рука мастера, более свободная и легкая по сравнению со старцем Прохором, но уже высокопрофессиональная. Эта серия праздничных икон является первой на Руси: «Благовещение», «Рождество Христово», «Крещение», «Преображение» и др.

В эти годы Рублевым также написана икона-копия «Владимирская Богоматерь» с известного византийского образа, а также рисунка из книги «Евангелие Хитрово», которая получила свое название по фамилии боярина, в вещах которого была найдена в 17-м веке. По предположениям искусствоведов, эта рукопись, не имеющая ценности, в те годы могла быть создана только на деньги либо митрополита Руси, либо одного из великих князей.

Где еще мы находим «почерк» Рублева?

Весьма вероятно, что Рублеву принадлежит часть росписей в Успенском соборе Владимира — фрески с изображением Страшного Суда. И в этих фресках мы тоже видим глубокое богословское осмысление, свойственное Рублеву.

В его Страшном Суде нет ничего страшного, пугающего! Главное во всей этой композиции — явление Христа. Христос грядет, а Церковь Его встречает — вот ключевой смысл всей этой масштабной работы. Дух, которым она пронизана, удивительно мирный. Ангелы мирно беседуют с апостолами; апостол Павел ведет праведников в рай, размахивая хартией с надписью «Грядете со мною», как бы зазывая всех за собой. Апокалиптические картины умещаются в одном-единственном круге: здесь Андрей Рублев изобразил четырех животных из видения пророка Даниила, символизирующих четыре царства последних времен. Весьма характерно, что царство антихриста он представил в виде гиены, противной собачки, скорее мерзкой, чем страшной, место которой где-нибудь в углу.

Популярное за 7 дней

Митрополит Запорожский Лука приглашает на онлайн-встречу
28.07.23 17:09

Митр. Антоний (Паканич): Боже, сохрани Церковь Твою в истине и единстве!
28.07.23 08:39

Женщин всегда не пускают в алтарь или есть исключения?
28.07.23 19:32

Есть ли у православных слова-паразиты?
26.07.23 10:43

30 июля — день памяти великомученицы Марины (Маргариты) Антиохийской
30.07.23 08:16

26 июля — Собор Архангела Гавриила
26.07.23 10:13

Что является осквернением храма?
31.07.23 12:59

Нуждается ли Бог в «служении рук человеческих»?
26.07.23 10:08

Управляющий делами УПЦ ответил на требования восстановить общение с признавшими «ПЦУ» Церквами и созвать новый Собор
28.07.23 12:04

Миллион долларов пожертвует на восстановление одесского собора Вадим Новинский
28.07.23 16:17

Биография иконописца Андрея Рублёва

Историки предполагают, что знаменитый иконописец родился, примерно, в 1360 году (не ранее 1340 и не позднее 1370). Место рождения точно не известно. Случилось это событие или в Московском княжестве, или на землях Великого Новгорода. И звали новорождённого совсем не Андрей – это имя иконописец получил позднее, при совершении монашеского пострига. Есть вопросы и к фамилии. Дело в том, что в те времена фамилии имели только знатные или образованные люди. Однако, у знатного человека не могло быть фамилии Рублёв. А «Рублёв» происходит не от рубля, а от инструмента для выделки кож «рубеля».

В каких краях и как проходило детство будущего иконописца, как прошло отрочество и где он учился, достоверных сведений нет. В 1405 году Андрей Рублёв постригся в монахи, в московской Спасо-Андрониковом монастыре. В том же году была сделана запись в «Троицкой летописи» о росписи домовой церкви московского князя Василия I (старшего сына князя Дмитрия Донского):

Из этой записи следует, что чернец Рублёв был младшим членом артели иконописцев. Впрочем, примечателен сам факт – заказ почётный и сложный. И к такому заказу не мог быть допущен начинающий иконописец. В 1405 году Рублёв уже признанный мастер. В противном случае его работы были бы анонимными, как у большинства старорусских иконописцев, чьи труды дошли до нашего времени.

Три года спустя, в 1408 году, что следует из «Троицкой летописи», Даниил Чёрный и Андрей Рублёв начали роспись Владимирского Успенского собора, который был сооружён в двенадцатом веке при князьях Андрее Боголюбском и Всеволоде Больше Гнездо. После ордынского набега в начале пятнадцатого века собор сильно пострадал и московский князь Василий I решил начать восстановительные работы в соборе.

До наших дней от трудов Рублёва и Чёрного в Успенском соборе сохранились лишь часть иконостаса (самого большого в России) и небольшие фрагменты настенной росписи. Иконы деисусного ряда (с изображением Христа) достигают в высоту до 3,5 метра. При написании этих икон Рублёв совместил художественные традиции Византии и традиции московской школы иконописи Феофана Грека. При этом Рублёв уже допускает  отступления от принятых канонов: живописец по-своему трактует образы Христа и Богоматери, и изображённых на иконах святых. Искусствоведы отмечают, что фрагмент Страшного Суда написан, как праздник справедливости и вечной жизни для праведников. До Рублёва Страшный Суд писали, как мрачную сцену наказания грешников.

Помимо написания икон и создания фресок Андрей Рублёв много времени уделял иллюстрирования книг: в частности, было создано несколько рисунков к Евангелию Хитрово (Евангелие названо по имени его владельца боярина Богдана Хитрово).

Особенности иконописи Андрея Рублёва

«Спас Вседержитель» (1410 — 1420-е годы)Доска липовая, поволока, левкас, яичная темпера. 158 x 106смГосударственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

Ранние работы Андрея Рублёва в полной мере соответствуют принятым на начало пятнадцатого века правилам иконописи – в те времена на православных образах изображали святых с суровыми и аскетичными ликами, которым были присущи византийские черты: высокий лоб и большие глаза, тонкие губы и прямой греческий профиль. При этом иконописцы писали, в основном, сдержанными и тёмными цветами (коричневый, тёмно-красный, охристо-жёлтый).

Работы раннего Рублёва, по заключению реставратора и иконописца начала ХХ века Василия Гурьянова:

Впоследствии Рублёв постепенно отходит от принятых канонов иконописи. Всё чаще мастер пользуется светлыми и лёгкими красками: золотисто-жёлтой, розовой и светло-голубой. Изменяются и лики на рублёвских иконах: проступает всё больше славянских черт – округлый овал лица, русые волосы и светлые глаза, широкий лоб. Изменяется и выражение ликов: святые и ангелы становятся радостными и светлыми, с одухотворённым взглядом, а некоторые чуть заметно улыбаются.

В поздних работах Рублёв всё чаще использует приём лессировки (на основной слой краски наносится ещё одни, тонкий и полупрозрачный. И на этом слое Рублёв выписывает более тонкие детали изображения). В результате у иконописца получались плавные линии и плавные переходы цвета.

Основные сцены

Согласно канонам, на такой иконе должны быть изображены «светлые» сюжеты:

  1. Христос как судья мира с предстоящими ему просителями за людей — Богоматерью и Иоанном Предтечей.
  2. Первые люди на земле — Адам и Ева.
  3. Апостолы с книгами в руках со стоящими за их спинами ангелами.
  4. Господь Саваоф. Иконы «Страшный суд» — единственные в православии образа, на которых изображается Бог-Отец в виде старца.
  5. Изображение престола, на котором лежат риза Христа, Евангелие и гвозди.
  6. Жители небес — ангелы со свитком, означающим конец земной истории.
  7. Круг с Даниилом и толкующими его пророчество ангелами.
  8. Шествие в рай ветхозаветных праведников, возглавляемое Петром и Павлом.

Также обязательными являются «темные» сцены:

  1. Змей, олицетворяющий грех. Иногда его заменяют на огненную реку с горящими в ней душами.
  2. Антихрист. Может изображаться стоящим или сидящим, в черных или алых тонах. В руках у антихриста иногда рисуется душа Иуды.
  3. Четыре погибельных царства в отдельном круге (именно им на смену придет Царствие Небесное).

И нейтральные:

  1. Праведные и грешные, восставшие на суд. Первые представляются по чинам святости в два ряда. Грешники изображаются в этнических костюмах, что символизирует многие народы.
  2. Рука в полукруге с весами. Символизирует собственно сам суд, грехи и праведные дела людей.
  3. Несколько сцен единоборства ангелов и бесов.
  4. Темный круг с изображением Земли с гробницей и моря с кораблем как символ воскрешения мертвых. Фигурки животных и рыб, выплевывающих съеденных ими людей.
  5. Изображения рая и ада.
  6. Милостивый блудник, привязанный к столбу. Этот человек не попал ни в ад, ни в рай.

Также на иконе «Страшный суд» обычно изображаются такие дополнительные элементы, как:

полуобнаженная женщина;

  • белый заяц (только на русских иконах);
  • серый заяц.

Толкование отдельных элементов иконы такое: женщина — Земля, белый заяц — правда, серый — ложь.

Иконы, фрески и иллюстрации Андрея Рублёва

«Сошествие во ад». 1408-1410 (Государственная Третьяковская галерея)

«Богоматерь Владимирская» (Конец XIV — начало XV вв).Доска, темпера. 102.2 × 69.5 см.Владимиро-Суздальский историко-художественный и архитектурный музей заповедник,Владимир, Россия.

«Рождество Христово» (Начало XV в. (1410-е гг.?)Фреска. 81 × 62 смБлаговещенский cобор Московского Кремля, Москва, Россия

«Рождество Христово» (Начало XV в.) Левый нижний фрагмент. Иосиф и старец.Доска, темпера. 81 × 62 смБлаговещенский cобор Московского Кремля, Москва, Россия

«Евангелист Матфей» (Начало XV в.) Евангелие Хитрово, книжная миниатюра Русская государственная библиотека, Москва, Россия

«Воскрешение Лазаря» (1405)Доска липовая, ковчег, неглубокая лузга, паволока, левкас, темпера. 80,5 x 61 смБлаговещенский cобор Московского Кремля, Москва, Россия

Иконы из деисусного («васильевского») чина. 1408 или 1410. Из иконостаса Успенского собора во Владимире. Даниил Чёрный, Андрей Рублев.

Святитель Иоанн Златоуст

Апостол Павел из деисусного чина собора. 1425–1427 гг. Троицкий собор Свято-Троицкой Сергиевой Лавры

Апостол Петр из деисусного чина собора. 1425–1427 гг. Троицкий собор Свято-Троицкой Сергиевой Лавры

«Благовещение» (1408)Панель, темпера. 125 × 94 смБлаговещенский собор Московского Кремля, Москва, Россия

«Богоматерь в раю». 1408. Успенский собор, Владимир, Россия (Фреска восточной люнеты в южном нефе)

«Богоматерь Умиление Владимирская (Из Благовещенского собора Московского Кремля». Конец XIV – начало XV века)

«Вознесение из праздничного чина Успенского собора во Владимире». 1408. Государственая Третьяковская галерея

«Вход в Иерусалим». 1405. Благовещенский собор в Московском Кремле, Россия

«Григорий Богослов» (1408) Икона из иконостаса Успенского собора во ВладимиреПанель, темпера. 314 x 106 смГосударственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

«Григорий Богослов» (1408) Икона из иконостаса Успенского собора во ВладимиреПанель, темпера. 314 x 106 смСретение Господне. 1408. Русский музей, Санкт-Петербург, Россия

Фреска “Страшный суд”. 1408. Успенский собор, Владимир, Россия

«Преображение Господне» (1410-е) Центральный фрагмент. Христос и пророки Илия и Моисей

Царские врата. 1425-1427. Троицкий собор в Троице-Сергиевой Лавры, Сергиев Посад, Россия

Спас в славе (Разворот). Андрониково Евангелие (Начало XV века). Государственный Исторический музей, Москва, Россия

«Евангелист Иоанн» (Начало XV века)Евангелие Хитрово, книжная миниатюраРоссийская государственная библиотека, Москва, Россия

Творческий путь

Впервые имя Андрея Рублева в официальном источнике появилось в 1405 году. В летописи иконописец упоминался вместе с Прохором-старцем и Феофаном Греком, с которыми он занимался росписью Благовещенского собора в Московском Кремле. Подобный тандем указывает на то, что уже в то время талант Рублева был признанным, и его мастерство высоко ценилось корифеями иконописи.

Уникальность Рублева как художника-иконописца заключалась в том, что переняв все догмы московской школы иконописи, он смог сформировать свой собственный неповторимый и узнаваемый стиль. Его иконы наполнены внутренним светом и как нельзя более точно передают все грани нравственной силы и духовной красоты человека.

Второе упоминание о Рублеве датируется 1408 годом, когда он с Даниилом Черным расписывал Успенский собор во Владимире. За прошедшие три года авторитет иконописца вырос настолько, что у него появились собственные ученики, помогавшие ему в росписи собора.

Далее следы иконописца теряются, и третье упоминание о нём появляется лишь в 20-х годах XV века. В этот период Рублев руководил работами в Троице-Сергиевом монастыре, однако его росписи до наших дней не сохранились.

В 1425–1427 гг. Рублевым была написана икона «Троица», которая стала вершиной творческого наследия русского иконописца. Как и прочие полотна Андрея Рублева, «Троица» хранится в Государственной Третьяковской галерее.

Творчество Рублёва

Андрей Рублев воспринял традиции классицизма византийского искусства 14 века, которое он знал по работам греческих мастеров, находившихся в Москве, и особенно по созданиям Феофана Грека московского периода (Донская икона Богоматери, иконы Деисуса в Благовещенском соборе).

Другим важным истоком формирования искусства Андрея Рублева является живопись московской школы 14 века с ее проникновенной душевностью и особой мягкостью стиля, опирающаяся на традиции владимиро-суздальской живописи 12 — начала 13 веков.

Лица — русские, с некрупными чертами, без подчеркнутой красивости, но всегда светлые, благообразные.

Почти все персонажи погружены в состояние безмолвного созерцания, которое может быть названо «богомыслием» или «божественным умозрением»; какие-либо внутренние аффекты им не свойственны.

Творчество Андрея Рублева определило в 15 в. расцвет национальной школы русской живописи, оригинальной по отношению к Византии. Оно оказало огромное влияние на все русское искусство московского круга вплоть до Дионисия.

В чем помогает согласно православной традиции

Архистратига Гавриила просят о помощи и защите:

  • в случае бесовских наваждений, греховных помыслов;
  • от колдунов и экстрасенсов;
  • от злых наветов и наговоров;
  • в болезнях, в том числе психических немощах.

Кроме того, незамужние просят о благополучном вступлении в брак, а уже семейные люди – о скорой и легкой беременности, успешном протекании родов, защите малышей от недугов. Притекают к Архистратигу со своими волнениями и приемные родители.

Также ввиду своей «специализации» Гавриил почитается заступником представителей профессий, связанных с творчеством и просвещением – учителей, музыкантов, писателей и т.д.

Первый раз в летописи имя Андрея Рублёва появилось в 1405 году.

Первый раз в летописи имя Андрея Рублёва появляется в 1405 году. Запись говорит о том, что он участвовал в росписи Благовещенского собора Московского Кремля вместе с Феофаном Греком и Прохором-старцем.

При этом Андрей в тексте летописи назван чернецом. Исследователи утверждают, что в это время иконописцем была написана одна из лучших его икон — «Преображение».

Апостол Иоанн Богослов со своим учеником Прохором. Андрей Рублёв (?), Евангелие Хитрово, 1392-е

К этому же времени относится его работа над таким памятником русского книжного искусства как «Евангелие Хитрово». Ученые утверждают, что буквицы и миниатюры евангелия принадлежат перу преподобного.

Считается, что заказчиком шедевра мог быть или великий князь, или сам митрополит.

Заказчиком «Евангелия Хитрово» мог быть сам Московский митрополит.

Второй раз летопись говорит о Рублёве в 1408 году. Тогда святого отправили на роспись Успенского собора во Владимире. Роспись Андрей делал вместе с мастером Даниилом Черным.

Иконописцы по велению Великого князя Васили Дмитриевича выполняли работы по замене утраченных частей фресок собора.

Андрей Рублёв занимался восстановлением фрагмента грандиозной фрески «Страшный суд», которая занимала западную стену храма.

Многие работы, приписываемые Рублёву, ему не принадлежат

«Открытие» Андрея Рублёва произошло в 19 веке, когда начался рост русского национального самосознания в преддверии Первой мировой войны. При этом, так как сведений об иконописце сохранилось мало, многие работы, приписываемые ему, оказались поддельными или же не его авторства.

Связано это так же с тем, что рублёвские иконы русской православной церковью признавались эталонными и поэтому в больших количествах копировались. Особенно часто «под Рублёва» изображался Апостол Павел и Архангел Михаил.

Видеоролик: Левон Нерсесян об Андрее Рублеве. На первой минуте автор говорит о том, что единственной работой, которая стопроцентно принадлежит Андрею Рублёву, считается икона «Троица», так как о ней есть упоминания в рукописных источниках.

Искусствоведы установили, что на сегодняшний день иметься всего лишь семь произведений искусства, о которых достоверно известно, что их автором был Андрей Рублёв. Это как фрески, так и иконы. Ещё 15 работ спорны, но всё-таки по манере письма их относят к рублёвским.

Кроме того, существует множество различных копий и подражаний. В наше же время иконы-фото Андрея Рублёва часто продаются в качестве сувениров в культурных и религиозных центрах страны.

Сегодня известно 7 работ, для которых авторство Андрея Рублёва достоверно установлено.

Искусствоведы же наиболее часто рассказывают об иконах «Троица», «Спас Нерукотворный», «Благовещение», «Богоматерь Владимирская», «Преображение Господне». Это образец «рублёвского стиля».

Многие современные иконописцы, возрождая традиции русской иконопись, утраченные в советский период, берут за образец именно эти работы преподобного Андрея.

Что такое «послание архистратига Гавриила на каждый день»

Почитание ангелов распространено не только среди богобоязненных людей. Так случилось, что их имена зачастую используются в оккультизме. Архангел Гавриил, как вестник Божий, считается в мистических учениях главнейшим ангелом. В связи с этим в Сети зачастую появляются «послания архангела Гавриила на каждый день». Так называются указания людям, своеобразная инструкция, как необходимо жить. Эти наставления дает якобы сам Архангел через людей-«переводчиков».

Казалось бы, ничего греховного в этом нет. Но есть одно «но». Оккультисты признают наличие Высших сил, но именуют их, как правило, высшим энергетическим началом. Этому началу нельзя молиться, с ним можно лишь соединиться, «самонастроившись» и проведя определенные психические занятия. Такой подход не имеет ничего общего с православным учением об Ангельском мире, кроме того он опасен, так как на самом деле ведет к соединению с падшими духами.

К таким «посланиям» Православная Церковь относится более чем однозначно – очень отрицательно. Тем, кто увлекается подобными «посланиями» стоит вспомнить слова Священного Писания о том, что цель темных сил – обманом и лестью ввести в заблуждение и привлечь к себе людей, чтобы погубить их.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Метолит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: