Жан оноре фрагонар. известные работы

Рококо. жан-оноре фрагонар

Введение

Цель работы: комплексное и всестороннее исследование живописи рококо.

Задачи:

— описать периоды возникновения стиля рококо живописи рококо

— выявить необходимость обращения к стилю рококо

— показать особенности и принципы живописи в стиле рококо;

— проанализировать семантику определённых мотивов в изображениях;

— подробно описать значение живописи рококо.

— рассмотреть синкретизм всех сфер стиля рококо.

— ознакомиться с представителями живописи рококо.

Новизна данной работы очевидна. Пример появления стиля рококо, во всей его необычности и непохожести на остальные, рассматривается как эволюция каноничности стилей, появления нового течения в искусстве.

Слайд 27 1.Что обозначает термин рококо? Как и когда он

автора картины «Осенняя пастораль»?4. Кто из художников в 1752 году

за картину «Жертвоприношение Иеровоама» получил большую премию с правом путешествия в Рим в качестве пенсионера французского правительства? 5.Какую богиню любил изображать Франсуа Буше на своих картинах?6. В каких картинах за основу Буше берет сюжет из «Метаморфоз» Овидия?7.Что играло важную роль в творческом методе Антуана Ватто?8.Назовите наиболее известные картины Антуана Ватто?9.Назовите отличительные признаки работ Жана Оноре Фрагонара?10.Какая картина является «вершиной «галантного» творчества Жана Оноре Фрагонара?

Проверь себя

Ведущие представители живописи рококо

Рококо имеет право на существование как стиль уже и потому, что оно дало новые грани, новое развитие выразительным средствам искусства. К представлению жизни как красочной феерии стремятся художники первой половины – середины XVIII века. Идеалы рококо наиболее полно воплотились в полотнах западноевропейских мастеров “галантных празднеств” Жана Антуана Ватто, Франсуа Буше, истинных представителей чувственного и галантного XVIII века Жан Оноре Фрагонара, Николы Ланкре, Помпео Джироламо Батони, Ш Ж Натуара. Художники эпохи рококо, уводящие своих персонажей от реальной действительности и проблематики в мир интимных отношений, пикантных ситуаций, как нельзя лучше отразили кризис феодализма с его нарядными и пышными празднествами.

Николя Ланкре «Танец Камарго»

Предложение и отказ

В дверь дома художника кто-то настойчиво стучал. Мастер вышел в коридор и впустил вечернего гостя. «Я приветствую вас, Дуайен», – произнёс вошедший. Это был известный столичный донжуан барон Сен-Жюльен. В тот вечер он рассказал художнику о своём замысле. «Я хочу заказать у вас особенную картину», – начал барон. А потом Дуайен услышал, что Сен-Жюльен хотел бы видеть на полотне свою молодую любовницу, катающуюся на качелях. Раскачивать качели должен был епископ, а лежащий на траве барон влюблённо смотрел бы на ножки красавицы. Сам же гость отметил:

Габриель Франсуа Дуайен, к тому времени уже приобретший известность благодаря нескольким своим картинам, всерьёз призадумался. Предложение, несомненно, было заманчивым, но сама сцена, описанная бароном, выглядела не слишком пристойно. Открытые щиколотки девушки, слетающая с ножки туфелька, да ещё и подглядывающий любовник – всё это смутило Дуайена.

Но более всего он был потрясён предложением изобразить епископа. «Прошу прощения, но нет», – решительно заявил Дуайен. Сен-Жюльен пожал плечами и, вежливо поклонившись, вышел на улицу. В тот миг художник и представить не мог, что вскоре будет горько сожалеть о своём поспешном решении.

Габриель Франсуа Дуайен отказался выполнить заказ на картинуАнтуан Вестье «Портрет Габриеля Франсуа Дуайена», 1786 годМестонахождение: Лувр, Париж, Франция

Жан Оноре Фрагонар

Жан Оноре Фрагонар (1732–1806), французский живописец и график. Учился в Париже у Ж.Б.С. Шардена, Ф. Буше, К. Ванлоо, во Французской академии в Риме (1756–1761); работал в Париже. В 1789-1794 Фрагонар был хранителем Национального музея — Лувра. Продолжая традиции искусства рококо, Фрагонар достиг особой проникновенности в воссоздании лирических сцен повседневной жизни, сферы интимных человеческих чувств, поэзии природы. Его произведения, исполненные трепетной эмоциональности, чувственной неги, ощущения радости бытия, отличаются изысканной декоративностью колорита, легкостью живописной манеры, плавными композиционными ритмами (“Качели”, 1766, собрание Уоллес, Лондон; “Праздник в Сен-Клу”, 1775, Французский банк, Париж; “Поцелуй украдкой”, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург). Тонкие светотеневые эффекты характерны для офортов и многочисленных рисунков Фрагонара — штудий натуры и пейзажей, выполненных в технике сангины, бистра, иногда сепии. Связь с рококо проявляется в заостренно-пикантных и вместе с тем иронических ситуациях («Свидание», «Погоня»). Художник стремился передать интенсивную красочность реального мира, любил теплую золотистую гамму, игру света. Стиль и манера Фрагонара разнообразны, они менялись, эволюционировали от декоративного решения то к классическому, с характерным для него точным, упругим рисунком и локальным сдержанным цветом, данным в границах формы («Задвижка!», 1778г.), то к романтическому, с типичной для него экспрессивностью мазка, живописностью (серия портретов 1760-х гг.), тонкостью световоздушных эффектов. Он мастер мимолетного наброска с натуры. В портретах Фрагонар стремился запечатлеть творческую импульсивность, душевную взволнованность, страстность переживаний, которые должны неизбежно перейти в действие, вывести за пределы обыденности, из интимной сферы жизни. Художник смело разрушал каноны аристократического портрета XVIII в. В «Портрете Дидро» (Париж, частное собрание) он запечатлел философа в мгновение внутреннего озарения, оторвавшегося от чтения, с устремленным вдаль вдохновенным взглядом. Экспрессивная роль света, динамика композиционного и живописного решения рождают впечатление изменчивости натуры. За пределы портретного жанра несколько выходит образ «Вдохновения» (1769, Париж, Лувр), подчиненный одной страсти — патетическому взлету мысли, мечты. В интимно-лирических портретах Фрагонара наметились тенденции, ставшие характерными для романтизма XIX-го века.

Жан Оноре Фрагонар «Качели»

Жан Оноре Фрагонар «Сувенир»

Краткая биография

Жан Оноре Фрагонар (1732, Грас, Прованс – 1806, Париж) в 1747 стал учеником Жан-Батиста Симеона Шардена, а затем учился живописи у Франсуа Буше, оказавшего на Фрагонара большое влияние. В 1752 был отмечен Римской премией и зачислен в класс Карла ван Лоо. Учился с 1756 по 1761 в качестве стипендиата во Французской академии в Риме. По возвращении во Францию был принят в Парижскую академию. Во второй раз побывал в Италии в 1773, посетив также Австрию и Германию. Наряду с Антуаном Ватто и Франсуа Буше Фрагонар считается крупнейшим автором бытовых картин эпохи конца абсолютизма. Будучи художником, писавшим в стиле рококо, Фрагонар не принял новую эстетику, привнесенную во французское искусство идеями революции.

Картина Задвижка (картина Фрагонара)

Как называется картина: «Задвижка»

Доп. информация (Год создания картины, чем написана, на чем написана и какие матералы использовались, размеры и где сейчас хранится картина):

  • В каком году написана(когда): в ок. 1777
  • Оригинальное название картины на английском: Le Verrou
  • Холст, масло.
  • 74 на 94 см.
  • Лувр

Описание картины «Задвижка (картина Фрагонара)»

«Задвижка» (фр. Le Verrou) — картина французского, парижского художника Жан-Оноре Фрагона́ра (1732—1806), сделанная около 1777 года и входящая в каталог 800 самых приметных красочных произведений Лувра.

Приобретена парижским музеем в 1974 году. Одна из самых именитых работ из огромного количества произведений Фрагонара на галантно-эротическую тему.

Другие российские наименования: «Дверная защёлка», «Щеколда», «Засов» и даже «Замок».

1 История сотворения 2 Описание 3 Факты: XX век 4 Ссылки 5 Примечания

История сотворения

Картина была написана художником после его второго путешествия в Италию, завершившегося в 1774 году, на заказ, поступивший от маркиза де Вери (Louis-Gabriel Véri-Raionard, marquis de Véri; 1722—1785).

Маркиз уже имел в собственной коллекции полотно Фрагонара на религиозную тему с сюжетом из Библии «Поклонение пастухов» (L’Adoration des bergers) и вожделел иметь вторую картину, симметричную первой, но совсем обратной темы.

Потому у этих 2-ух картин однообразный размер и общая цветовая палитра.

В 1777 году был продан набросок картины, а 1784 году Морис Бло (Maurice Blot; 1754—1818) сделал с красочного полотна Фрагонара гравюру. Четкая дата выполнения картины находится в этом временном промежутке.

Описание

Сцена любви юный пары в комнате тогда, когда кавалер уже раздет до нижнего белья.

Не отрывая взора от дамы, объекта собственной страсти, хахаль прочно придавливает её к для себя левой рукою, тогда как его правая рука устремлена в обратную сторону — к двери, на которой он закрывает верхнюю задвижку.

Его дама, ещё одетая женщина, пробует его приостановить, правой рукою она старается оттолкнуть его голову, а левой также тянется к дверной задвижке. Видно её лицо, и несложно додуматься, каким будет продолжение этой сцены, как дверь будет закрыта наглухо.

Композиция картины строится на искосок, из светлого правого верхнего угла с задвижкой на двери — в тёмный левый нижний угол со столиком, на котором лежит яблоко, библейский знак искушения и грехопадения. Видна большая кровать, уже смятая, а на фронтальном плане — упавший стул с чёрной одежкой кавалера.

Факты: XX век

Набросок картины, проданный на аукционе «Кристис» 17 декабря 1999 Маленький набросок (26×32,5 см) этой картины был продан аукционным домом «Кристис» 17 декабря 1999 года (лот 95) на сумму £ 5 281 500, приблизительно 8 080 000 €.

Франсуа Буше

Подлинным представителем французского рококо стал Франсуа Буше, ибо в его искусстве гедонизм рококо, доходящий до фривольности, пренебрежение к конструктивному, рациональному, разумному, как и вся утонченная культура «рокайльного языка», выразилось в полной мере.

Франсуа Буше (1703–1770), французский живописец, рисовальщик, гравер и декоратор. Родился 29 сентября 1703 в Париже, где и прожил всю жизнь. Самым известным из его учителей был Франсуа Лемуан. В 1723 Буше получил гран-при Королевской академии и в 1727 отправился на четыре года в Италию. В Риме на него произвели особенно сильное впечатление декоративные работы Пьетро да Кортона и Джованни Ланфранко. Несомненно, художник был знаком и с венецианской традицией монументально-декоративной живописи, хотя неизвестно, ездил ли он в Венецию; позже Буше стал коллекционировать рисунки Тьеполо.

В 1734 Буше стал членом Королевской академии, с 1755 – директором Королевской мануфактуры гобеленов, а десятью годами позже – директором Королевской академии живописи и скульптуры и «первым живописцем короля». Умер Буше в Париже 30 мая 1770.

Буше – самый знаменитый и удачливый мастер, работавший в стиле рококо. Он получал заказы на создание декоративных картин для резиденций короля и мадам де Помпадур, а также частных особняков в Париже. Буше делал декорации для опер и спектаклей и картоны для гобеленов мануфактуры Бове; две серии картонов, Итальянские деревенские праздники (1736) и Благородная пастораль (1755), находятся в коллекции Хантингтон в Сан-Марино (Калифорния). Достойны внимания многочисленные серии гравюр Буше, среди которых иллюстрации к произведениям Мольера и других авторов, а также серия «Крики Парижа» с изображениями уличных сценок. Художник выполнял также эскизы для изделий из фарфора Венсенской и Севрской мануфактур.

Спектр сюжетов картин Буше охватывает всю тематику, характерную для стиля рококо. Он обращался к литературным, аллегорическим и мифологическим сюжетам (особенно связанным с Венерой), изображал деревенские ярмарки, фешенебельную парижскую жизнь, игривые экзотические «китайские» сценки и пасторали, писал пейзажи и портреты, а иногда и картины на религиозные темы. У Буше во всем чувствуется свойственное рококо сочетание острой наблюдательности и декоративной утонченности, чувственной непосредственности и игривого притворства. Среди его лучших произведений – картина «Туалет Венеры» (1740, Стокгольм, Национальный музей) и Портрет «мадам де Помпадур».

Франсуа Буше «мадам де Помпадур»

Биография Жана-Оноре Фрагонара

Жан Оноре Фрагонар родился 5 апреля в 1732 году на юге Франции, в Граccе. Отец художника, Франсуа Фрагонар, был перчаточником. Дела его шли плохо: он попробовал вложить капитал в новое прибыльное дело и разорился. Неудачи заставляют его переехать вместе с семьей в Париж. Подростка сына, Жана-Оноре, устраивают вначале в качестве младшего служащего в контору нотариуса, но он работает там очень неохотно. Тогда в семье решают выполнить его заветное желание — отдают на обучение к живописцу. Так советует и хозяин его, нотариус, заметивший склонность юноши к рисованию. Перейти от нотариуса к художнику во французской ремесленной среде XVIII века — значило лишь изменить специальность, решиться иным способам зарабатывать себе на жизнь.

Учился в Париже у Шардена, Буше, Ванлоо, во Французской академии в Риме (1756–1761); работал в Париже.

В 1789-1794 Фрагонар был хранителем Национального музея — Лувра.

В 1793 году Фрагонар уехал из Парижа в Грасс. В начале XIX века он вернулся в Париж, где умер в 1806 году, почти полностью забытый.

В чем ценность «Качелей» Фрагонара

Не стоит относится к «Качелям», как к чему-то однозначно декоративному. Хотя я сама ещё пару лет назад фыркала при виде работ в стиле рококо, считая их пустыми и не стоящими моего внимания.

Все важно воспринимать в контексте. И «Качели» – это живописный отклик на нравы французского общества 18 века

А значит картина может быть любопытна как минимум в качестве свидетеля того, что творилось в умах тогдашней аристократии.

Мы их можем осуждать за поверхностность их интересов. За чрезмерную зацикленность на флирте. На избыточном украшательстве.

А уж что говорить о свободе нравов, когда наличие любовника или любовницы – не то, что было нормой, а прямо-таки из серии «стыдно не иметь».

Слайд 11 «Паломничество на остров Киферу» (1717)

представил жюри академиков при своем избрании в действительные члены Королевской

академии живописи и ваяния в 1717 году.
    «Паломничество на остров Киферу» — в большей степени настроенческая, нежели повествовательная картина, как, впрочем, и большинство работ Ватто. Из названия можно заключить, что автор хочет нам показать «праздник любви». Ан нет. Скорее — окончание праздника, когда уже вся амброзия съедена и нектар выпит. Ощущение мимолетности и непрочности счастья (и, по большому счету, невозможности его, ведь человек не может удовлетвориться «мимолетностью», и в миг наивысшего блаженства тоскует о том, что «все кончится») подчеркивается осенней, сумеречной прозрачностью пейзажа.

Приложения

Библиография

  • Мари-Николя Булье и Алексис Чассан ( режиссер ), «Жан-Оноре Фрагонар» в Универсальном историко-географическом словаре ,1878 г.( читайте в Wikisource )
  • Флориан Родари, Фрагонар, желанный момент , 1994 год.
  • Жан-Пьер Кузен, Фрагонар , 2003.
  • Кэрол Блюменфельд, Une Facétie de Fragonard, откровения заново открытого рисунка , Éditions Gourcuff-Gradenigo, 2013, 80  стр.
  • Жак Тюилье , Фрагонар , Пэрис, Скира, сб. «Картина», 1967.
  • Филипп Соллерс , Сюрпризы Фрагонара , иллюстрированная монография, Gallimard, 1987; текст взят из La guerre du gout , Gallimard , 1994; переизданный Коллекция Folio.
  • Пьер Кабан, Жан Оноре Фрагонар (1732-1806) , Париж, 1987.
  • Жан-Пьер Кузен, Жан-Оноре Фрагонар. Жизнь и работа. Полный каталог картин , Фрибург-Париж, изд. Хершер, 1987.
  • Харшани Золтан, Фрагонар , Будапешт, 1981.
  • Жан-Пьер Кузен, Димитри Салмон, Фрагонар, С уважением , Круазе, Менже,ноябрь 2007 г., 240  с. , 365 иллюстраций ( ISBN  978-2-85620-478-8 ) .
  • (де) Мартин Шидер, «Жан-Оноре Фрагонар унд дер Парижер Kunstmarkt im ausgehenden Ancien Régime», Kritische Berichte , 21–3, 1993, стр.  10–20 .
  • Этьен Жолле, Фигуры гравитации — Ньютон, Фрагонар и «  Счастливые шансы эскарполетта  » , Издания Жаклин Шамбон, 1998.
  • Пьер Розенберг , Фрагонар, выставка Париж, Гран-Пале и Нью-Йорк, Метрополитен-музей, 1987-1988 гг. — Каталог посвящен людям, честь Фрагонара!
  • Пьер Розенберг , Все живописные работы Фрагонара , Парижа, Фламмариона, колл. «Классика искусства», 1989 г.
  • К.-А. Кляйн, Гранд Фрагонар: от колыбели Грасса до галерей Лувра , Парижа, Эквинокс, колл. «Воспоминания о Юге», 1996.
  • Фрагонар , Париж, 5 континентов, Éditions Лувр, коллекция «Лувр-кабинет дез рисунки», п о  3, 2003.
  • Гийом Фару, Ле Верру , Париж, Эд. Лувр, «сольная» коллекция,ноябрь 2007 г.( ISBN  978-2-7118-5387-8 ) .
  • Даниэль Рабро и Кристоф Анри, Corêque et Callirhoé Фрагонара: шедевр эмоций , Лондон, 2007.
  • Мари-Анн Дюпюи-Вашер, Фрагонар и разъяренный Ролан , Париж, 2003 год.
  • Ален Жобер, Ле Верру , коллекция «Палитры».
  • Dictionary Bénézit , критический и документальный словарь художников, скульпторов, дизайнеров и граверов всех времен и стран , Vol.  5, выпуски Gründ,Январь 1999 г., 13440  с. ( ISBN  2-7000-3015-X ) , стр.  626-629.
  • Софи Шово , Фрагонар. Изобретение счастья , Париж, Телемак, 2011, 413  стр.
  • Жорж Вильденштейн, Фрагонар Аквафортист: Исследования и документы по истории французского искусства восемнадцатого века , Париж, 1956.
  • Жан-Жак Левек, Фрагонар , Париж, 1983.
  • Пьер Мазар, Вселенная Фрагонара , Париж, 1971.
  • Пьер де Нолак, Фрагонар (1732-1806) , Париж, 1931 год.
  • Флориан Родари, Фрагонар, желанный момент , Париж, 1994.
  • Жак Тюилье, Фрагонар, биографическое и критическое исследование , Париж, 1967.
  • «Новая фантазия Фрагонара», L’Estampille — L’Objet d’art ,июнь 2013, стр.  52-57 .
  • Камилла Маклер , Фрагонар: критическая биография , иллюстрированная 24-мя репродукциями, Париж: Librairie Renouard / редактор Анри Лорана, сборник «Великие художники, их жизнь, их работа», без даты (1904), 128  стр.

Внешние ссылки

  • Авторитетные записи  :
    • ( )
  • Ресурсы изобразительного искусства  :
  • Ресурсы, связанные с музыкой  :
  • Ресурс, связанный с шоу

    Цезарь

     :

  • Ресурсы исследования

    Исидор

     :

Основные произведения

Воз в грязи, 1760. Холст, масло, 13*91 см. Лувр, Париж.
Художник воссоздает сцену повседневной жизни простых поселян. На непритязательной по замыслу, но неординарной по композиции картине происходит столкновение на дороге: доверху нагруженного воза, который тянет вол, а сзади подталкивают двое парней, и отары овец, которую гонит навстречу пастух.

Украденная рубашка, около 1770. Холст, масло, 110*120 см. Лувр, Париж.
Фрагонар создавал жизнерадостные, грациозные, зачастую двусмысленные сцены в манере легкого наброска, которых отличает изысканный колорит. Художник маскирует пикантное содержание за невинным сюжетом. Зрителю предоставляется возможность наблюдать за беспечной обнаженной красавицей, у которой отнимает рубашку амур. Присутствие спутника богини любви Венеры смягчает откровенность интимной сцены.

Поцелуй украдкой, около 1787. Холст, масло, 45*55 см. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург. Под влиянием идей французского философа и писателя Жан-Жака Руссо (1712–1778) Фрагонар писал в середине 1780 свои картины в более романтическом стиле, основным элементом которого была чувственность. Тонкая, газовая шаль молодой девушки, возможно, олицетворяет ее чувства. Легкость и непринужденность, характерные для ранних произведений художника, постепенно уступили место монументальности.

Портрет танцовщицы Мари-Мадлен Гимар, около 1767. Холст, масло, 82*65 см. Лувр, Париж. Художник достигал магического воздействия на зрителя, слегка нарушая сходство портрета с моделью и придавая их позам некоторую нарочитость. Он нередко писал заказчиков в костюмах различных исторических эпох. Смешение элементов реального и фантастического придает его портретам неповторимое очарование.

Портрет Луи Ла Бретеша, 1769. Холст, масло, 80*65 см. Лувр, Париж. Художнику понадобилось не более часа, чтобы написать портрет старшего брата своего друга и покровителя, аббата де Сен-Но. Всего несколькими легкими штрихами художник моделирует подвижную фигуру, выделяя черты лица, мягкую драпировку одежды. Умелый подбор светлых тонов создает эффект солнечного освещения.

Качели, 1767. Холст, масло, 81*65 см. Коллекция Уоллес, Лондон. Исполненные чувственной неги и радости бытия, картины Фрагонара пользовались огромной популярностью, ими украшали будуары — помещения для интимных встреч, Один барон заказал картину для своей возлюбленной. Любовная игра захватила молодых людей, и пикантность в значительной степени смягчается якобы случайным падением кавалера.

«Качели» и феномен рококо

Согласитесь, феномен рококо уникален. До него было барокко. Именно от него рококо унаследовало пышность, детализированность, эмоциональность.

Но рококо все это утрировало и сделало совсем мимишным и слащавым. Эмоции измельчали, впрочем как и детали. А яркие цвета посветлели, превратившись в такие, как «цвет бедра взволнованной Венеры» или цвет «Серый лен – любовь без конца».

Ой, сколько сахара! Что-то мне подсказывает, кто не любит сладкое – не любит рококо .

И все это лишь 200 лет спустя после Эпохи Возрождения! Когда духовная просветленность, начитанность и мудрость поступков и слов ценились превыше всего.

Жан-Оноре Фрагонар. Задвижка. 1779 г. Лувр, Париж

Это насколько человек может быть разным! Когда ценности и вкусы могут так меняться. А они ещё поменяются. Эпоху рококо (во Франции) как ветром сдует революция в конце 18 века.

А пока вся «философия» рококо уместилась в «Качелях» Фрагонара.

Список литературы

1. Виппер Б.Р. Введение в историческое изучение искусства. М., 1985. С. 166-167.

2. Гартман К.О. Стили. Ч.1-2. / К.О. Гартман. – М.: Искусство, 2000. – 268с.

3. Грабарь И.Э. О русской архитектуре: Исследования. Охрана памятников. М., 1969. С. 44.

4. Лукомский Г.К. Краткий каталог музея Большого Екатерининского дворца и его исторический очерк. С. 47.

5. Маркс К., Энгельс Ф. 2-е изд. Соч. Т. 4. С. 297.

6. Стасов В.В. Декоративно-прикладное искусство XVIII в.//Русское искусство XVIII в. Мю, 1973. С. 81.

7. Энциклопедия для детей. Т. 7. Искусство. Ч.2. Архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство XVII – XX веков / ред. Коллегия: М. Аксёнова, Н. Майсурян – М.: Аванта+, 2006. – 517с.

  • Петроглифы Северной России и территорий Балтии, Скандинавии, Кавказа
  • Архитектура Средневековья
  • Основные подходы к понятию «Квалификация преступлений
  • Главные органы ООН, их функции
  • Виды международных правонарушений и их состав (По дисциплине: «Международное право»)
  • Проблема эффективного руководства в управленческой деятельности
  • Конфликт: при каких условиях он может быть полезен для организации (Понятие конфликта, классификации причин конфликтов)
  • Принципы равноправия и состязательности
  • Электронный экспресс (Характеристика СПС «Гарант Электронный экспресс» :услуги, клиентура, особенности.)
  • Восточные сады (Специальность Дизайн кафедра ВК)
  • Восточные сады
  • Русское искусство первой половины XIX века. Творчество Ореста Кипренского, Василия Тропинина, Алексея Венецианова, Карла Брюллова, Александра Иванова

Заказ у конкурента

А через некоторое время с той же идеей барон обратился к другому живописцу – Жану-Оноре Фрагонару. Того Дуайен откровенно недолюбливал, считая картины Фрагонара слишком легкомысленными и поверхностными. Менее щепетильный мастер откликнулся на предложение Сен-Жюльена и вскоре приступил к работе. Правда, церковную тематику Фрагонар решил исключить, но заказчик был согласен изобразить на картине пожилого мужчину вместо епископа.

В 1767 году картина была завершена. Её полное название звучало как «Счастливые возможности качелей». Надо признать, что те лёгкость и весёлость, которые так мечтал увидеть заказчик, Фрагонар сумел передать в полной мере. В его «Качелях» чувствуются беззаботность юности, любовь к развлечениям, некое сочетание невинности и эротизма. Современники говорили, что полотно отражает «дух эстетического наслаждения и аристократического упадка».

Здесь чувствовался явный намёк на отсутствие глубины в картине, сложных образов и символов. Но Фрагонару это и не требовалось. Я бы назвала его «атмосферным» художником. Он превосходно передавал атмосферу веселья и лёгкости на своих полотнах. Да, стоять перед ними часами и находить новые детали вряд ли вышло бы. Но, согласитесь, такая картина стала бы прекрасным украшением столовой или гостиной, причём помещениям она бы придала света и позитивной «ауры».

Жан-Оноре Фрагонар «Автопортрет», около 1800 годаМестонахождение: Лувр, Париж, Франция

Глубина «поверхностной» картины

Долгое время «Качели» были скрыты от посторонних глаз. Произведение находилось в частных коллекциях, несколько раз сменив владельцев. И лишь в 1900 году общество смогло увидеть творение Фрагонара. Что бы ни говорили о «поверхностности» картины, в ней есть и важные моменты, и тонкая подача идеи мастера.

Что такое сами качели? В понимании художника это некое мимолётное счастье, не требующее особенных усилий и работы. Кроме того, это некие инстинкты и явные желания, за которыми не стоит искать глубины и сложности чувств. Каждый из персонажей картины увлечён исключительно своими переживаниями и ощущениями. Взгляните на пожилого мужчину, который раскачивает девушку. Он любуется красавицей, не замечая её поклонника, прячущегося в зарослях.

А вот главная героиня полотна явно заметила своего тайного воздыхателя. Вряд ли она разделяет его чувства, поскольку упивается происходящим. Однако девушке нравится дразнить любовника. Она вытянула ножку, с которой падает туфелька – не исключено, что это сделано намеренно.

Жан-Оноре Фрагонар «Качели», 1767-1768 годМестонахождение: Коллекция Уоллеса, Лондон, Великобритания

А ведь в те времена обнажённые женские щиколотки и, тем более, босые ноги считались верхом неприличия. Усиливает контраст шляпка красотки. Это пастушеский головной убор, который во Франции считался символом чистоты и непорочности сельских жителей. Вряд ли это несоответствие замечает молодой воздыхатель, который наслаждается видом девичьих ножек.

Особенное внимание стоит уделить скульптурам. Слева мы видим Купидона, который приложил палец к губам, словно предостерегая девушку

Покровитель любви не признаёт тайных чувств и игры эмоциями людей. А в глубине картины изображены два маленьких херувима. Их лица сердиты, и становится ясно, что и эти ангелочки вряд ли могут одобрить происходящее.

Купидон и херувимы явно не одобряют происходящее

Несмотря на скрытое осуждение, «Качели» вызывают ощущение лёгкости и беззаботности. Это «весёлая» картина, которая приносит лишь позитивные эмоции. Но стоит задуматься о том, что именно здесь изображено кратковременное поверхностное счастье, которое стоит немного. Наверное, именно это единство воздушности подачи и некой внутренней серьёзности превратило работу Фрагонара в одну из самых известных картин французских мастеров. А вот противнику мастера, Дуайену, осталось лишь кусать локти, осознавая, что автором шедевра вполне мог бы стать он сам.

Слайд 17 Буше изобразил богиню-охотницу Диану на берегу

поодаль. На переднем плане зритель видит ее лук и «плоды

трудов» — двух подстреленных голубей и зайца. Художник никого не собирался обмануть: в виде богини он изобразил вполне земную девушку. Мифология здесь — только благопристойный повод обратиться к обнаженной женской натуре.. Жестом одалиски Диана перебирает нежно-розовыми пухлыми пальчиками нитку жемчуга. Ее тело — тело изнеженной фаворитки какого-нибудь герцога. Сложно представить, чтобы эта изящная красавица могла проводить по нескольку часов в погоне за дичью. Еще труднее вообразить себе, что эта Диана натравит своих псов на несчастного Актеона, случайно увидевшего ее наготу. Скорее уж — раскроет ему навстречу свои объятия. Непринужденные позы богини и нимфы, ее верной служанки, свидетельствуют о мастерстве Буше-рисовальщика.

«Купание Дианы» (1742)

Слайд 14 «Отдых на охоте» сложно назвать в полном смысле

Обратите внимание, например, на то, что вся сцена помещена не

в окружении паркового ландшафта, но «на лоне» вполне дикой (хотя и несколько идеализированной) природы. Как и во многих работах Ватто, персонажи здесь «разбиты» на пары. Но если в большинстве случаев за этим «разбиением» улавливается некий — и лукаво дразнящий, и неподдельно тревожный — подтекст, то в «Отдыхе на охоте» ничего подобного нет. Особенно заслуживает внимания пара на заднем плане — кавалер помогает своей даме подняться с земли, и этот жест исполнен самой дружеской и детской игривости, хотя двумя годами ранее Ватто наверняка вложил бы в него совсем, иной смысл.

«Отдых на охоте» (1720)

Заключение

Живопись рококо, действительно, явилась выражением настроений, царивших в придворных, аристократических кругах. Французские аристократы, словно предчувствуя свой скорый конец, спешили развлекаться и жили “одним днём”.

Многие исследователи до недавнего времени отказывали рококо в самостоятельности как стилю, считая его вариантом позднего барокко, который утратил монументальность и величественность. Пышность и яркость, действительно, роднили этот стиль с барокко. Однако искусство рококо имело ярко выраженные, только ему присущие особенности. За внешней игривостью скрывалось совершенство формы, блестящий художественный вкус и новое прочтение человека, далёкое от ренессансно-барочной трактовки совершенной личности.

Рококо первым из стилей продемонстрировал ироническое и скептическое отношение к тому, что ранее считалось благородным, избранным и возвышенным. Так изменились критерии физической красоты. Если Возрождение ценило в человеке цветущую силу, полнокровное тело, то художественное сознание рококо отрицало всё могучее, крепкое. Художественно привлекательными теперь считались хрупкое, холёное тело, бледное лицо, у женщин – тёмные глаза. Рококо больше не ждал от своих героев подвигов и преодоления себя. Новыми качествами личности объявлялись нежность, кокетливость, игривость, лёгкость и непринужденность в общении, остроумие. Рококо привнёс в искусство любовь к сельским идиллиям и пасторалям. Однако, покинув величественные дворцовые интерьеры, искусство обнаружило тягу к психологии своих героев, их чувствам и переживаниям. И здесь рококо ждало открытие. За внешним весельем и беспечностью он первым из стилей сумел увидеть в человеке грусть и смятение, почувствовать ощущение зыбкости и неустойчивости бытия. В этом состояло главное отличие рококо от барокко. Искусство рококо намного ближе подошло к реальной действительности, стало более интимным и оттого более искренним. Оно создало свой собственный язык форм, начисто отбросив столетиями культивируемые ордерные каноны и логику конструктивной и тектонической выразительности. Стилевая система его строится на зрительном преодолении материальной весомости конструкций, на свободной и абстрактной пластической моделировке пространственных и орнаментальных композиций, на тонко прочувствованной линии лёгкого, полного непринужденности аппликационного живописного декора, в котором проявилось непревзойденное, блистательное мастерство стилизации. На основе архитектуры рокайльных построек синтезировалось жанровое многообразие искусств. Синтез искусств обеспечивал им единый художественный эффект, максимальную впечатляющую выразительность, эстетически полноценную пластическую декоративность и привлекательность. В рококо была достигнута почти первобытная синкретическая нерасчленённость жанров искусства: скульптура и живопись сливались с архитектурой, театр – с парком и самим образом жизни салона, хореография – с этикетом и манерами поведения.

Беспрецедентный, диаметрально отличный от предшествующих стиль рококо явился логичным, объективно закономерным финалом почти двухсотлетнего развития мощного и великого искусства барокко. Всё искусство рококо достигло новых, собственных художественных высот и завоеваний в истории культуры.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Метолит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: