Магдалена вентура с мужем и сыном. рибера картины

Внешние ссылки

  • Викискладе есть медиафайлы , связанные с Хосе де Рибера .
  • Портрет Хосе де Риберы с кратким изложением его жизни вошёл в книгу « Портреты прославленных испанцев », изданную в 1791 году.
  • Оцифрованные работы Хосе де Риберы в латиноамериканской цифровой библиотеке Национальной библиотеки Испании.
авторитетный контроль
  • Проекты Викимедиа
  • Дата : Q297838
  • Мультимедиа:
  • идентификаторы
  • VIAF: 83103470
  • ISNI: 0000 0001 1679 8641
  • BNE: XX1111198
  • BNF: 12003485g (data)
  • CANTIC: 981058527675006706
  • GND: 118788604
  • LCCN: n82095006
  • NKC: jn20011018104
  • NLA: 36329569
  • SNAC: w67p9k5k
  • SUDOC: 028141423
  • ULAN: 500008521
  • research.frick: 4472
  • ICCU: CFIV016246
  • Open Library: OL5733636A
  • KulturNav: id
  • RKD: 66553
  • Словари и энциклопедии
  • DBE URL -адрес
  • Британика адрес
  • цифровые репозитории
  • БВМК 11574
  • Europeana агент / база / 150851
  • Музей Прадо 37bb9553-eccf-459b-8d69-33a6f3cfd004
  • Дата : Q297838
  • Мультимедиа:

Известность

После прибытия в Неаполь его репутация взлетела до такой степени, что к 1618 году Рибера считался самым популярным художником в городе, получая комиссионные от таких покровителей, как, например, Козимо II Медичи, великий князь Тосканы и вице-король Неаполя. Перегруженный работой, Рибера заработал достаточно денег, чтобы переехать в большой дом с садом, как раз к рождению его первых трех детей в конце 1620-х годов (сын Анотонио Симоне родился в январе 1627 года, а затем его младший брат Хасинто Томас — в ноябре 1628 года и, наконец, младшая сестра Маргарита — в апреле 1630 года).

В 1630 году его посетили Веласкес, а также испанский посол, который впоследствии стал вице-королем Неаполя. Он заказал для себя несколько работ.

В 1631 году Рибера был удостоен чести стать рыцарем папского ордена Ватикана. Это одно из самых высоких достижений, на которые мог надеяться любой художник в Италии.

Успех Риберы в течение 1630-х годов развился до такой степени, что к 1640-м годам он смог переехать с семьей в настоящий дворец в роскошном районе Кьяйя, рядом с церковью св. Тереза ​​дельи Скальци.

В 1641 году Рибере посчастливилось получить комиссию за работу над самым важным религиозным объектом в городе – часовней св. Дженнаро в соборе Неаполя.

Святая Инесса

«Святая Инесса» , хранящаяся в картинной галерее Дрездена, по праву считается одной из лучших картин позднего Хосе Риберы.

«Святая Инесса» Х. де Риберы: детали сюжета

Житие этой святой весьма необычно. Инесса была юной и прекрасной римлянкой, дочерью богатых родителей. Втайне от семьи она приняла христианство. За это девушка была приговорена к обезглавливанию. Её мучители оказались изобретательными: по их замыслу, до места казни Инесса должна была прошествовать обнажённой. Она шла сквозь возбуждённую толпу, снедаемая тысячами жадных глаз. Спотыкалась, когда её подталкивали похотливые руки стражников. Однако Бог, за веру в которого Инесса шла на плаху, всё же услышал моление избавить её если не от смерти, то хотя бы от позора. Мгновенно отросшие волосы и белый покров, спущенный ангелом с неба, скрыли её наготу от беснующейся толпы.

«Святая Инесса» Х. де Риберы: замысел и композиция

Интересно, что на картине не находится места римскому плебсу, хотя динамичные многофигурные композиции (например, толпа, с жестоким удовольствием распинающая святого Варфоломея) хорошо удавались Рибере. Очевидно, здесь имеет место приём вовлечения: все глазеющие на Инессу должны размещаться на том же месте и смотреть на святую под тем же углом, что и зрители картины. Зритель, таким образом, из пассивного соглядатая превращается в невольного соучастника всего того, что происходит с Инессой.

По-видимому, Риберу в данном случае интересуют не противопоставление христианской святой – грешному миру, а лишь глубина внутреннего состояния самой Инессы

Ему важно передать её наивность, её детскую трогательность. Для достижения этой цели Рибера делает фон размытым и максимально условным, а саму фигуру Инессы, напротив, выписывает очень тщательно. Мы можем видеть следующие детали: отдельные пушистые пряди её волос, серебрящиеся у глаз слезинки, пронизанные розовым светом тонкие пальцы

Все они написаны с озязаемой вещественностью

Мы можем видеть следующие детали: отдельные пушистые пряди её волос, серебрящиеся у глаз слезинки, пронизанные розовым светом тонкие пальцы. Все они написаны с озязаемой вещественностью.

«Святая Инесса» Х. де Риберы: особенности колорита

Одно из главных достоинств «Святой Инессы» – её колорит. Она создана в то время, когда Рибера отказался от резких светотеневых контрастов, а палитра его картин стала более светлой и уравновешенной.

Здесь есть некоторый парадокс: многие картины художника (и «Святая Инесса» в особенности) кажутся едва ли не монохромными, заставляя вспомнить о пресловутой «испанской мрачности», при этом Рибера считается одним из лучших колористов своего времени. В чем здесь дело? Вероятно, в «пятидесяти оттенках серого» в творчестве Риберы. Невероятное богатство тонов и рефлексов, для каждого из которых даже нет отдельного названия – разнообразных невнятно-коричневых, серебристо-бежевых, серо-розовых и буровато-зелёных – заставляет знатоков восхищаться великолепной и мощной тональной живописью Риберы.

Источник

Рекомендации

  1. Перес Санчес, Альфонсо Э. «Хосе де Рибера» (неопр .) . Испанский биографический словарь . Королевская академия истории.
  2. Спиноза, Никола, Рибера. Полная опера , Electa Napoli, 2006, ISBN  88-510-0288-6 , стр. 11.
  3. , с. 79.
  4. «РИБЕРА, Хосе де (1591-1652) | Городской совет Хативы» . библиотека.ayto-xativa.es . Проверено 25 февраля 2018 г.
  5. Перес Санчес, Альфонсо Э.; Спиноза, Никола; Байер, Андреа (1992). Хусепе де Рибера 1591–1652: выставка в Метрополитен-музее, Нью-Йорк, 18 сентября — 29 ноября 1992 г. (на английском языке) . Метрополитен-музей, ISBN  978-0-87099-647-4 . Проверено 15 января 2020 г. .
  6. «Революция Риберы» , журнал Ars , 1, январь-март 2009 г.
  7. «Эль Прадо представляет молодого Рибера в обществе» , ABC , 4 апреля 2011 г. См. Также мультимедийную презентацию и видео выставки «Молодой Рибера» , кураторами которой являются Хосе Миликуа и Хавьер Портус , Музей Прадо, 5 апреля. по 31 июля 2011 года.
  8. «Рибера, Хосе де — Коллекция — Национальный музей Прадо» . www.museodelprado.es . Проверено 28 марта 2020 г. .
  9. Хусепе Рибера и: Национальное бюро художественно-исторической документации
  10. «Бородатая женщина» . Архивировано из оригинала 9 декабря 2014 года . Проверено 15 сентября 2009 г.
  11. Шесть веков искусства. Сто великих мастеров . Мексика: Музей Сумайи и Фонд Карлсо. 2006. с. 37. ISBN  968-7794-30-5 .
  12. Портус Перес, Хавьер . «Санта-Сесилия » . В Fundación Amigos del Museo del Prado, изд. Энциклопедия музея Прадо (2006) . Проверено 26 сентября 2017 г. .

Хусепе Рибера «Бородатая женщина». Аллегория или портрет?

Впервые картину с бородатой женщиной Риберы я увидела в сериале “Молодой Папа”. Герои фильма время от времени останавливаются у этого полотна. Молча ее разглядывают. Но особо не удивляются. Видимо потому что знают ее историю.

Если же вы видите ее впервые, удивление вы однозначно испытаете. Ещё бы. Мы видим то ли мужчину с грудью. То ли женщину с бородой.

Всматриваясь, понимаешь, что это все-таки женщина. Ведь на ней женское платье. Да и грудь весьма красноречива.

Так что это? Какая-то аллегория художника? Или все-таки портрет реальных людей?

История Магдалены Вентура

Магдалена Вентура когда-то вышла замуж. Ее муж – рядом с ней на картине. Родила троих сыновей. Однако в 37 лет случился гормональный сбой. Возможно, вызванный ранней менопаузой.

На лице и теле появились волосы. К 50 годам появились характерные для мужчин залысины.

Как-то на улице родного города Абруццо ее увидел придворный неаполитанского герцога. И практически вынудил супругов (возможно, за плату) отправиться к герцогу. Тот обожал всякие природные аномалии. Поэтому женщину с бородой оценил. Поселил супругов у себя на вилле. И заказал их портрет Рибере.

Рибера писал картину три года. Скорее всего, именно так Магдалена и ее муж выглядели. Однако грудь вряд ли реалистична. Такой она изображена художником для пущей эффектности. Уж слишком она высоко расположена. Да и чересчур округлая. Что вряд ли возможно у трижды рожавшей женщины 52 лет.

На руках женщина держит младенца. Вряд ли это ее ребёнок. Скорее всего, своих сыновей она родила до гормонального сбоя в 37 лет. А дитя у груди – лишь возможность сделать аномалию более наглядной.

Обратите внимание на лица позирующих. Они растеряны и даже печальны… Можно предположить, что у герцога они чувствовали себя неуютно. Кому же понравится несколько лет провести вне дома. Причём в качестве объекта для насмешек

Причём в качестве объекта для насмешек.

Мода на аномалии

Так зачем герцогу понадобилась подобная картина? Дело в том, что в 17 веке была мода на всякого рода аномалии. Картину повесили во дворце герцога. Где ее могли лицезреть многочисленные гости. Вот такое своеобразное увеселение.

Темой природных аномалий интересовались и другие художники. Так, Диего Веласкес создал целую галерею карликов, которые работали шутами при дворе короля.

Да что далеко ходить. Даже на самой знаменитой картине Веласкеса “Менины” мы видим карлицу. Рядом с принцессой. Чтобы ещё больше подчеркнуть ее красоту и высочайшее происхождение.

Любопытные детали картины

Ещё вы наверняка обратили внимание на большой камень рядом с героями картины. На нем по-латыни написано о том, кто изображён. Как удивительно, что у женщины такая борода

Кто художник и кто заказчик

Как удивительно, что у женщины такая борода. Кто художник и кто заказчик.

Также на камне лежит веретено. Так подчёркивается, что перед нами все-таки женщина. Которая по-прежнему занимается женскими делами.

Рибера был последователем Караваджо. Поэтому его картина с бородатой женщиной выполнена в технике тенебросо. Когда персонажи освящены неярким светом. А вокруг темнота. Фигуры лепятся из света и тени. Что придает им больше объёма и выразительности.

Почему “Бородатая женщина” Риберы мелькает в сериале “Молодой Папа”?

Если вы смотрели сериал “Молодой Папа”, то наверняка задумывались, зачем там показывают эту картину?

Может быть, дело в позиции Пия XIII по отношению к гомосексуалистам?

Сначала Папа ужесточает критерии для приёма в священники. Чтобы ими становились только мужчины с традиционной ориентацией. Но однажды он узнает, что кардинал Гутьеррес, его друг и личный помощник, является гомосексуалистом.

Магдалена Вентура сначала может вызвать отторжение. Но потом смотришь в её глаза. И понимаешь, что эта женщина несчастна. В своём своеобразии она не виновата. Поэтому нет повода испытывать к ней неприязнь.

О других картинах сериала читайте в статье  “Молодой Папа. 10 картин сериала расшифрованы”.

Мой мир

Хусепе де РИБЕРА — вся жизнь

Родился 12 января 1591 в Хативе близ Валенсии, учился у Франсиско Рибальты. В 1613 уехал в Италию и с 1616 до самой смерти в июле 1652 жил в Неаполе, работая по заказам местного духовенства и мадридского двора.

Большинство его произведений хранятся в музее Прадо и в неаполитанских церквях (в частности, в соборе св. Януария).

Как и все его современники, Рибера писал мучеников и святых. Вырази­тельны, драматичны сцены страданий апостола Андрея, Варфоломея, знаменитый цикл картин, посвященных пустыннику Иерониму. Художнику принадлежат и прекрасные полотнана мифологические темы («Венера и Адонис», «Аполлон и Марсий», «Силен»), нежные, поэтичные образы женщин (прелестнасвятая Инесса, моделью которой, по всей вероятности, послужила дочь Риберы: волна пушистых, спадающих на плечи волоснаписана так, что ощущаешь их мяг­кость…).

Свои модели Рибера искал в толпе на площадях Неаполя. Рыбаки, кресть­яне, нищие стали моделями для его знаменитой серии«Философы древно­сти». Диоген, Сократ, Анаксагор, Ге­раклит и Демокрит — загорелые лица, грубая, обветренная кожа;такие же «простонародные» святые. Одним из лучших испанских жанровых портре­тов справедливо считают картину Риберы«Хромоножка», изображающую нищего подростка. Современников и потомков поражало мастерство Риберы в передаче натуры.Неаполи­танский художник начала XVIII века Паоло ди Маттейса писал: «Он достигает обмана зрения, тщательно выписывая всепастозной краской и за­кругляя мазки так, как закругляются сами мускулы, в чем ему невозможно подражать, что нельзя сделатьлучше и что кажется чудом…» Впечатление осязаемости, тщательность живописной передачи лиц поразительны. И хотя персонажиРиберы чаще всего неподвижны, кажется, что ощущаешь их дыхание, чувствуешь, как пульсирует в их жилах кровь.Сурово-реалистическое, мужественное искусство этого великого испанца открывает золотой век испанской живописи.

Венера и Адонис, фрагмент: Венера

Троица

Бражник

Венера и Адонис

Св. Иероним 2

Кающаяся Мария Магдалина фрагмент

Сивилла

Св. Агнесса в темнице и ангел, одевающий ее полотном

Св. Бруно

Кающаяся Магдалина

Пророк Илия

Портрет рыцаря ордена Сантьяго

Портрет иезуита-миссионера

Пьета

Св. Христофор с младенцем Иисусом

Мистическое обручение св. Екатерины Александрийской

Св. Франциск Ассизский

Преображение Марии Магдалины

Св. Себастьян

Св. Рох

Св. Иероним 4

Св. Франциск Ассизский и ангел с водой

Мистическое обручение св. Екатерины Александрийской, фрагмент

Моисей

Кающийся св. Иероним

Распятие

Крещение Христа

Архимед

Дионис

Аполлон и Марсий 2»

Апостол Андрей

Сон Иакова

Пьяный Силен, фрагмент

Причастие святых апостолов

Хусепе де РИБЕРА — вся жизнь

Родился 12 января 1591 в Хативе близ Валенсии, учился у Франсиско Рибальты. В 1613 уехал в Италию и с 1616 до самой смерти в июле 1652 жил в Неаполе, работая по заказам местного духовенства и мадридского двора.

Большинство его произведений хранятся в музее Прадо и в неаполитанских церквях (в частности, в соборе св. Януария).

Как и все его современники, Рибера писал мучеников и святых. Вырази­тельны, драматичны сцены страданий апостола Андрея, Варфоломея, знаменитый цикл картин, посвященных пустыннику Иерониму. Художнику принадлежат и прекрасные полотнана мифологические темы («Венера и Адонис», «Аполлон и Марсий», «Силен»), нежные, поэтичные образы женщин (прелестнасвятая Инесса, моделью которой, по всей вероятности, послужила дочь Риберы: волна пушистых, спадающих на плечи волоснаписана так, что ощущаешь их мяг­кость…).

Свои модели Рибера искал в толпе на площадях Неаполя. Рыбаки, кресть­яне, нищие стали моделями для его знаменитой серии«Философы древно­сти». Диоген, Сократ, Анаксагор, Ге­раклит и Демокрит — загорелые лица, грубая, обветренная кожа;такие же «простонародные» святые. Одним из лучших испанских жанровых портре­тов справедливо считают картину Риберы«Хромоножка», изображающую нищего подростка. Современников и потомков поражало мастерство Риберы в передаче натуры.Неаполи­танский художник начала XVIII века Паоло ди Маттейса писал: «Он достигает обмана зрения, тщательно выписывая всепастозной краской и за­кругляя мазки так, как закругляются сами мускулы, в чем ему невозможно подражать, что нельзя сделатьлучше и что кажется чудом…» Впечатление осязаемости, тщательность живописной передачи лиц поразительны. И хотя персонажиРиберы чаще всего неподвижны, кажется, что ощущаешь их дыхание, чувствуешь, как пульсирует в их жилах кровь.Сурово-реалистическое, мужественное искусство этого великого испанца открывает золотой век испанской живописи.

Венера и Адонис, фрагмент: Венера

Троица

Бражник

Венера и Адонис

Св. Иероним 2

Кающаяся Мария Магдалина фрагмент

Сивилла

Св. Агнесса в темнице и ангел, одевающий ее полотном

Св. Бруно

Кающаяся Магдалина

Пророк Илия

Портрет рыцаря ордена Сантьяго

Портрет иезуита-миссионера

Пьета

Св. Христофор с младенцем Иисусом

Мистическое обручение св. Екатерины Александрийской

Св. Франциск Ассизский

Преображение Марии Магдалины

Св. Себастьян

Св. Рох

Св. Иероним 4

Св. Франциск Ассизский и ангел с водой

Мистическое обручение св. Екатерины Александрийской, фрагмент

Моисей

Кающийся св. Иероним

Распятие

Крещение Христа

Архимед

Дионис

Аполлон и Марсий 2»

Апостол Андрей

Сон Иакова

Пьяный Силен, фрагмент

Причастие святых апостолов

Живопись Рибера Хусепе де, «Хромоножка», описание картины

Живопись XVII в.

В1591 г. в испанском городе Хатива, что близ Валенсии, родился мальчик, будущий живописец и гравер Хусепе де Рибера, картины которого впоследствии станут гордостью испанской реалистической школы. Первичное образование Рибера получил в родной Валенсии, посещая мастерскую Ф. Рибальты. Однако уже в 1613 г. художник уезжает в Италию, в город Неаполь. И хотя в то время Неаполь находился под властью испанской короны, город все же оставался одним из центров итальянской культуры

Это позволило Хусепе ближе познакомиться с искусством страны и, что очень важно для понимания работ Риберы, с творчеством Караваджо, который за несколько лет до прибытия испанца жил и работал в Неаполе

Сюжет картины «Чудо св. Инессы» основывается на Житиях Святых. Согласно одному из сказаний, в III в. н. э. юная знатная римлянка втайне от родных приняла христианство; уличив Инессу, ее приговорили к обезглавливанию, а перед казнью должны были отправить в один из римских борделей. Но целомудрие Инессы было чудесным образом спасено. Вскоре Бог послал девушке еще одно испытание: ее полюбил сын римского префекта язычник Прокопий. Префект предложил Инессе выбор: выйти замуж за Прокопия или пополнить число жриц-весталок, но юная христианка не в силах была отказаться от своей праведной веры. Тогда палач приказал объявить ее проституткой, голой провести по улицам Рима и отправить в бордель. Но чудесным образом выросшие волосы прикрыли наготу Инессы, а ангелы облекли девушку в белые одежды; ее комната в развратном заведении озарилась неземным сиянием. Многие приходили в комнату Инессы с дурными намерениями, а выходили уверовавшими.

Все в картине привлекательно и правдиво. Преклонившая колена на каменном полу юная Инесса, обнаженная, выставлена на позор перед толпой, которая, по замыслу художника, должна находиться там же, где находится и зритель, – перед холстом. Поза ее скромна и сдержанна, покрасневшие от холода руки сложены в молитвенном жесте, а на личике с чудными, полными слез глазами, едва видном за упавшими прядями волос, отражены и волнующее зрителя чувство, и в то же время решимость совершить подвиг. Вся картина пронизана светом, какого не было до сих пор ни в одном из полотен Риберы, – так велика сила красок, создающих впечатление глубины пространства и мягкого воздуха. Озаряя лицо Инессы, свет придает живость его краскам; пронизывая пряди волос, он заставляет их шевелиться От холодного дуновения тюремного воздуха. Свет ложится на белую ткань покрывала и на каменные плиты пола, только сильнее подчеркивая ужас зияющей справа темной ямы – входа в подземелье. От полотна, как из темного подвала, веет могильным холодом, и сама изображенная на картине христианка, казалось, тоже чувствует приближение смерти – так тонко сумел передать Рибера старинное предание.

В Лувре хранится небольшая картина Риберы «Хромоножка», написанная в 1642 г. Творчество живописца к моменту ее создания претерпело длительную эволюцию, и поэтому образ мальчика-калеки – это плод исканий уже зрелого мастера, отразивший самые сильные грани риберовской кисти.

С полотна луврской работы на зрителя смотрит уличный мальчик-калека. Он показан не во время работы или какого-нибудь другого занятия, выхваченного художником из повседневной жизни. Мальчик просто смотрит на нас, будучи таким, каким он должен быть при позировании художнику. Фигура его предстает1 почти с монументальной торжественностью. Здесь нет страданий, мук, весь драматизм заключен в самом этом мальчике, его судьбе, которая отражается в его физическом уродстве. Понятно, что жизнь мальчика из-за этого трудна, а порой, может быть, и невыносима. Но всмотритесь в его лицо, улыбку – и вы обнаружите светлую и чистую душу, жизнь в ее самом непримиримом и неразделимом противоречии.

«Святая Инесса», Хосе де Рибера — описание картины

Образы его героев стали более одухотворенными, его привлекали не внешние драматические коллизии, а внутренние переживания («Святой Онуфрий», 1637, Санкт-Петербург, Эрмитаж), природные сильные стороны натуры. Один из самых романтических образов этого времени – кающаяся Мария Магдалина. Большие, прекрасные глаза чуть влажны, в их устремленном к небу взгляде — вера.

Мы видим кульминационный момент поединка. Неподражаемая натуральность, чудесная энергия, доходившие до дерзости сила и смелость, блеск и величие делали то, что никто не мог сравниться с Риберой, даже просто усвоить манеру его письма.

В ней все привлекательно и все правдиво. Но длинные волосы скрыли наготу и поза ее скромна и сдержанна. Расцвет творчества Риберы относится к 30—40-м годам.

Яркий луч света, как бы внезапно врывающийся в мрак кельи, обостряет драматизм сцены и ощущение неожиданности события вместе с тем он концентрирует внимание на фигуре старца, его судорожных движениях. Святая Мария Магдалина – великий пример раскаявшейся грешницы

Нежным блеском искрились мягкие каштановые пряди волос. В испанском искусстве идеал национального героя выражен прежде всего в образах святых. Тело его как будто выхвачено мощным пучком света, в то время как остальные действующие лица этой сцены почти полностью скрыты мраком (приём тенебризм) – этим художник как бы подчеркивает непреклонную волю святого

Святая Мария Магдалина – великий пример раскаявшейся грешницы. Нежным блеском искрились мягкие каштановые пряди волос. В испанском искусстве идеал национального героя выражен прежде всего в образах святых. Тело его как будто выхвачено мощным пучком света, в то время как остальные действующие лица этой сцены почти полностью скрыты мраком (приём тенебризм) – этим художник как бы подчеркивает непреклонную волю святого.

Так называемый «крест св. Рибера учился у испанского художника-реалиста Рибальты, был последователем Караваджо. Болельщики изображены темными красками, а задний план выполнен несколькими штрихами.

Вскоре манера художника-учителя сделалась и творческой манерой ученика. Апостол Андрей был распят на двух столбах, соединенных в форме буквы «Х».

Подобно Караваджо изображая на своих полотнах страсти, пытки, мучения, Рибера словно хотел показать всю, бренность человеческого существования (картины «Мучение святого Варфоломея», «Прометей, прикованный к скале Кавказа», «Святая Люция», несущая на серебряном блюде вырванные мучителями два своих глаза и другие). Многие приходили в комнату Инессы с дурными намерениями, а выходили от нее уверовавшими. Там, почти нищий, бродил он по улицам «вечного города», спал на мостовой, довольствуясь крохами и страстно изучая искусство.

Хосе де Рибера: жизнь и творчество художника

Кажется, что само полотно излучает этот свет, так велика сила красок. Последним вошел Прокопий и только он прикоснулся к Инессе, как упал замертво. В 1616 году Рибера обосновался в Неаполе его стиль заложил основу великой традиции неаполитанской живописи, в которой особенно подчеркнуто то, что один критик назвал «поэзией отталкивающего». Правдиво переданы смятение перед лицом смерти, страх искажающий черты отшельника. Сохранилось также несколько портретов художника.

Но целомудрие Инессы было чудесным образом спасено громом и молнией. Одна из них только что была ранена в шею и оказалась на земле. Заполучить огонь Прометею помогла Афина. За похищение огня Зевс приказал Гефесту приковать Прометея к скале Кавказских гор. Прикованный Прометей был обречён на непрекращающиеся мучения – прилетавший орёл выклёвывал его печень, которая у него снова отрастала (ведь он был бессмертным). Эти муки длились очень долго, в течение всего героического века, пока Геракл не убил стрелой орла и не освободил Прометея. Он обращался к лирическим темам, создавал своеобразные жанровые портреты.

Однако вскоре художник попал в плен к алжирским корсарам, которые продержали его у себя пять лет. Апостол Андрей изображен в молчаливом споре со священником.

Вид искусства картины святая инесса автор хусепе де рибера

Лицо девушки-мученицы, озаренное лучистым взглядом, написано широко и свободно.

Роль католической церкви в сложении испанской школы живописи была очень велика. На картине Риберы он изображен стариком истощенным суровой жизнью в египетской пустыне. Вскоре манера художника-учителя сделалась и творческой манерой ученика. Мужчина одет в тогу и кирасу, это по-видимому сам маркиз дель Васт.

Самые известные картины Хосе де Риберы

Много картин Хосе де Риберы написаны на религиозную и историческую тематики. Еще одной сильной стороной мастера были портреты. Среди знаковых работ стоит назвать следующие:

  • «Летучая мышь и два уха» (начало 1620-х годов) — странный рисунок, выполненный красным мелом. На свитке написано «Добродетель сияет в веках».
  • «Освобождение апостола Петра из темницы» (1639) — в этой работе, как и во многих других произведениях автора, обыгрывается тема мученичества за веру.
  • «Дуэль Изабеллы де Караззи и Диамбры де Поттинелло» (1636) — автор высмеивает поединок двух женщин, произошедший в 1552 году. Дамы сражались за благосклонность молодого человека.
  • «Аполлон и Марсий» (1637) — картина изображает жестокое убийство самоуверенного сатира.
  • «Кающаяся Мария Магдалина» (1641) — одна из самых нежных и романтических работ автора
  • «Святая Инесса и ангел, укрывающий ее покрывалом» (1641) — картина создана в зрелый период творчества живописца и мало напоминает темные оттенки «караваджиевского» периода.
  • «Хромоножка» (1642) — яркий и запоминающийся портрет нищего мальчишки.

Описание картины Хусепе де Риберы «Хромоножка»

Рибера – итальянский художник родом из Испании, творивший в реалистическом жанре графику и живопись. Излюбленной его темой были религиозные сюжеты и портреты современников. «Хромоножка» – написанное художником полотно в 1642 г.

Изображена на нем фигура маленького мальчика – нищего и калеки. Изуродованная босая правая ступня будто нарочно выставлена напоказ. Костюм мальчишки старый, местами подранный. В руке он держит листик попрошайки с мольбой о помощи. А на лице сияет искренняя детская улыбка.

Непростая судьба у него, но мальчуган, кажется, не знает об этом. Столько жизнерадостности в выражении его лица, столько чистоты и света! С такой же большой любовью ко всему живому писал этот портрет испано-итальянский живописец. Хромой мальчуган смотрит с холста в глаза зрителям, прямо в душу, надеясь, что в ответ получит такой же взгляд.

Фоном для персонажа полотна Рибера изобразил пейзаж: низкий горизонт заросших дикими травами холмов и затянутое белыми облаками небо. Фигура мальчика написана так, как писали знатных господ: взгляд персонажа направлен сверху вниз. Этот прием дарит картине некую торжественность, монументальность.

Мальчик, наверное, знает, что пишущий художник увековечивает его образ почти навечно. Поэтому он так счастлив и горд собой. Мастер передал нам неуловимую внутреннюю красоту ребенку, его духовную стойкость, душевную гармонию и нравственную чистоту. Персонаж странный, несовершенный физической формой, но такой идеальный в своем выражении, настоящий как сама жизнь.

Работа принадлежит к позднему периоду творчества живописца. До конца жизни художественный дар Риберы цвел яркими содержательными шедеврами, раскрывая новые бутоны – грани богатой, народной души самобытного мастера кисти.

Теперь «Хромоножка» дарит свою обаятельную улыбку посетителям парижского Лувра.

Именной указатель , Р , Рибера Хусепе , Александр Бенуа – История живописи

Именной указатель

Краткая справка из энциклопедии «Кругосвет»:

Рибера, Хосе (Ribera, José) (1591-1652), или Хусепе де Рибера, по прозвищу Спаньолетто (Маленький испанец), испанский живописец, рисовальщик и гравер. Родился в Хативе близ Валенсии в 1591, учился у Франсиско Рибальты. В 1613 уехал в Италию и с 1616 до самой смерти 2 сентября 1652 жил в Неаполе, работая по заказам местного духовенства и мадридского двора. Ему прекрасно удавалось передать тончайшие нюансы строения человеческого тела, каждую мельчайшую морщинку, мягкость женской и детской кожи и архитектонику драпировок. Художник поставил свое искусство, с его тщательным рисунком и драматической светотенью, на службу пламенной и суровой вере. Рибера стал создателем ряда новых сюжетов; Мадонна и святые, аскеты и кающиеся, философы и исполненные благородства бродяги с его полотен вызвали многочисленные подражания современников и последователей. Большинство его произведений находятся в музее Прадо и в неаполитанских церквах.

Цитаты:

Хотя Рибера из всех караваджистов тот, который остался более всего верен узким формулам своего образца (в живых Караваджо он едва ли мог застать, и теперь уже больше не принято считать Риберу уче ником Караваджо), он в то же время доказал, что узость этих формул не может служить препятствием для создания глубоко впечатляюще го искусства.

Читать о Рибера в тексте книги

Еще большей натяжкой отличается указание на две манеры в живописи Риберы: более темную, приурочиваемую к началу его деятельности, и более светлую, образовавшуюся будто бы под впечатлением от живописи Корреджо, для которой мастер специально ездил в Парму. На самом деле, сравнительно темные и светлые картины чередуются у Риберы на всем протяжении его деятельности, а светлых и цветистых, в пол ном смысле слов, картин мы и вовсе не найдем у него.

Читать о Рибера в тексте книги

…творчество Риберы не прошло даром и для Испании, а, напротив того, имело для нее огромное значение и, пожалуй, даже большее, чем для неаполитанской школы. То значе ние, которое обыкновенно приписывают Рибальте, будто бы привив шему испанской живописи формулы натурализма, то значение, бес спорно, имела живопись Риберы, очень рано и в большом количе стве доставшаяся на долю родины художника и производившая здесь огромное впечатление. С другой стороны, пребывание Риберы в Ита лии, изучение им наравне с Караваджо великих классиков «золотого века» научили художника тому «ритму», той крепости композиции, той цельности исполнения, которые вообще лучше всего свидетель ствуют о художественной зрелости.

Читать о Рибера в тексте книги

Картины:

Произведения Хосе де Рибера

В течение своей карьеры живописец изучал то, что связано с религией, в том числе биографию Святого Варфоломея, Марии Магдалины, Святого Иеронима и Святого Себастьяна. Последний является повторяющейся фигурой, которую Рибера изобразил как в традиционной манере, пронзенным множеством стрел, так и не в таком популярном образе, излечивающимся от полученных ран благодаря Святой Ирине.

На одной из картин Хосе де Рибера святой Себастьян изображен крепко привязанным к дереву, он переводит взгляд на небеса с выражением, которое говорит о его добровольном принятии мученичества. В том же году, когда художник выполнил эту работу, был нарисован еще один образ святого Себастьяна, который висел в Государственном музее в Берлине до Второй мировой войны. Эти две картины представляют два разных подхода к одному и тому же сюжету. На второй картине Себастьян изображен без сознания, на коленях, свисающим с дерева, к которому были привязаны его руки. В результате его фигура необычайно искажена, что подчеркивает ощущение страдания и мученичества.

Живописец иногда использовал в качестве модели для своих картин собственную дочь, Марию-Розу, которая отличалась необычайной красотой. В частности, она послужила прообразом для картины Хосе де Рибера «Святая Инесса». Он снова использовал непривычный подход, изобразив девушку в темнице с руками, сложенными в молитве, и глазами, устремленными к небу. Этот образ считается одним из самых выдающихся. Картина чрезвычайно понравилась жителям Неаполя, а вице-король приобрел ее в свою коллекцию.

Картина Хосе де Рибера «Хромоножка» была написана в последний период творчества художника. На ней он изобразил нищего мальчика-калеку. Ребенок стоит на фоне пейзажа, как будто специально выставив свою искалеченную ногу. В руке у него листик с просьбой о помощи. Но, несмотря ни на что, его лицо озарено искренней детской улыбкой.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Метолит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: