Бориса Кустодиева Весна Кустодиев Борис

Как известный живописец борис кустодиев написал великолепный зимний пейзаж «на слух»

Натурщица для Венеры — родная дочь?

Тип «кустодиевской» женщины подразумевает пышные формы. Кстати, героиня «Венеры» ещё относительно стройная, если сравнить её, например, с «Красавицей», написанной Кустодиевым в 1915 году.Супруга художника, Юлия Евстафьевна, пышными формами не обладала, имея от природы худощавую фигуру. Кустодиев писал её портреты, но натурщицей для его любимых дородных героинь она быть не могла.

Портрет Юлии Кустодиевой (Прошинской). 1903

А вот у дочери Ирины была совсем другая стать. Адель Алексеева в книге «Солнце в морозный день», посвящённой Кустодиеву, писала:

Портрет И.Б.Кустодиевой (1919)

Натурщицей для отца Ирина стала буквально с рождения — Кустодиев через несколько часов после родов сразу начал делать наброски. И с тех пор многократно писал портреты Ирины, изображая разные периоды жизни растущей дочери.

Портрет Ирины Кустодиевой с собакой Шумкой (1907)

Судя по книге Алексеевой, для «Венеры» позировала именно дочь. Так что по иронии судьбы на двойной картине — два изображения Ирины в разные периоды жизни. С одной стороны «На террасе» — маленькая девочка. С другой стороны «Русская Венера» — уже совсем взрослая девушка.

После «Венеры» Борис Михайлович успел сделать ещё один портрет дочери, в синем платье, и это последнее из известных её изображений.

Портрет И.Б.Кустодиевой (1926)

Но рыжая купальщица на картине не была точной копией Ирины, образ получался собирательный. Например, черты лица — уже не её.

Из книги А.Алексеевой:

«Русская Венера» и её влияние

За прошедшие 95 лет «Русская Венера» не потеряла своей популярности. Её почти все знают, и она вдохновляет множество других художников, создающих свои варианты. И это не только копии картины, она изображается и в более оригинальных изделиях. Например, вот такие изразцы (https://vesta-ceramica.ru/)

Источник фото

Нашёл в сети даже брошь «Русская Венера»! Это, конечно, совсем уж пародийно выглядит…

Источник

Но вдохновляла она не только художников, но и поэтов! Существует целый ряд стихов, посвящённых «Русской Венере». Вот один из них, автор Галина Журба:

Об «на» жена — обнажена,А «на» наполнено соблазном,Непревзойдённостью опасно:Округлость, свет и белизна.

Струится золото волосВ изгибе шеи — смыслом млечнымИ мягко обнимает плечи,Дородность подчеркнув и рост…

Улыбка ясная легка,Ушат с водой, мочало с мылом,Здоровье, молодость и сила,Взлетает лебедем рука…

Клубится пар до потолка,И, Афродитою из пены,Явление её сквозь стеныРоссийской баньки — на века!

А это — Татьяна Юницкая

О, эта русская душа,Непостижимая умами, –Лишь только сердцем, не спеша,Восторга влажными глазами, –

Когда художник и поэт,Играя красками-словами,Напишет дочери портретС распущенными волосами:

Роскошна русая коса, –Исконно девичье богатство, –Горит, как золото, краса,Как шёлк неистовых вибраций!

Клубится пена, пар стоит:– Чем не Венера в русской бане?!..Стыдливость – красоты магнит…А за окном – несутся сани.

Краткая биография

Борис Михайлович Кустодиев родился 7 марта (по старому стилю 23 февраля) 1878 года в астраханской семье преподавателя логики, профессора философии и литературы. Интерес к рисованию будущий великий художник начал проявлять еще во время обучения в церковно-приходской школе, а с 15 лет уже брал профессиональные уроки у художника Павла Алексеевича Власова. В 18 лет Борис Михайлович стал студентом Императорской академии художеств в Санкт-Петербурге, где его наставниками были Василий Савинский и Илья Репин.

В 1900 году художник поехал в Костромскую губернию — он искал натуру для дипломной работы, а нашел любовь всей своей жизни, Юлию Ефстафьевну. Они поженились в том же году. В 1903 году, окончив академию с отличием и золотой медалью, Кустодиев вместе с женой и маленьким сыном Кириллом переехал в Париж. Здесь Борис Михайлович обучался в студии художника Рене Жозефа Менара, много ездил по Европе, изучая и копируя работы классических живописцев Италии, Германии и Франции.

В 1904 году Кустодиев вернулся в Россию, вскоре после этого на свет появилась его дочь Ирина. Художник много работал как иллюстратор, в 1907 году стал членом Союза русских художников, а в 1909-м — членом Академии художеств благодаря протекции Репина.

Ниже можно увидеть репродукцию картины Бориса Кустодиева с названием «На террасе», которую он написал в 1906 году. Здесь изображен завтрак художника и его семьи: прямо на зрителя смотрит его сын Кирилл, в самом центре с чашкой — старшая сестра. Слева — ее муж, а справа — сам Кустодиев. Жена художника Юлия освободила место у стола, чтобы няня смогла усадить на стул маленькую Ирину.

В 1909 году у Бориса Михайловича была обнаружена серьезная опухоль спинного мозга. На протяжении нескольких лет он перенес не одну операцию, в результате последней опухоль была удалена, но ноги остались парализованы. Примерно с 1912 года художник перемещался исключительно в инвалидном кресле, а писал в основном лежа — неудобное кресло быстро его утомляло. Несмотря на это в 1913 году он стал преподавать в петербургской Новой художественной мастерской, а самые известные картины художника Кустодиева с названиями «Купчиха за чаем», «Масленица», «Портрет Шаляпина» и «Русская Венера» были написаны в этот тяжелый период.

26 мая 1927 года 49-летний Борис Михайлович Кустодиев скончался. Свою последнюю картину он написал за год до смерти, превозмогая страшную боль и являя таким образом подвиг истинного художника, преданного искусству.

Борис Кустодиев. Вербный торг у Спасских ворот. 1917.

Диалог картин, музеев и городов через столетие

Ровно 100 лет назад Борис Михайлович Кустодиев написал самую разухабистую и праздничную картину, посвященную вербному воскресенью. До него в традиции русской живописи (как, впрочем, и русской поэзии) было за неделю до Пасхи грустить, думать о жизни и смерти, в лучшем случае – тихо радоваться пробуждению природы и предвосхищению скорого православного праздника.

В 1916 году Константин Юон сделал на Красной площади зарисовку вербного базара – акварелью на картоне, общим планом и небольшого размера, передавая скорее вид площади, а не настроение людей.

Константин Юон. Вербный базар на Красной площади. 1916. Бумага на картоне, акварель, белила. 35х48 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва. Источник https://regnum.ru/

Но Кустодиев поступил совершенно иначе. 8 апреля 1917 года (Пасха в этом драматичном для России году пришлась на 15 апреля) он вышел на Красную площадь с мольбертом и написал картину, на которой запечатлен яркий народный праздник. После нескольких долгих недель Великого поста наступил день, когда положено радоваться, поскольку Господь въехал в Иерусалим. Впереди самая строгая неделя Поста – Страстная. Но вербное воскресенье – это праздничная отдушина, можно сказать, еще одна встреча поста с карнавалом, хотя и с соблюдением строгих ограничений в пище. Не случайно на этом полотне Кустодиева, как на картинах Брейгеля, много действующих лиц и эпизодов. Здесь и птичий рынок, и торговля плетеной мебелью, и воздушные шары, и ряды с пряниками и горячими коврижками – они на заднем плане, а на переднем пирожник торгует вразнос. Разумеется, и пироги, и пряники – постные, секреты вкусного приготовления которых хорошо знали московские пекари. Самое удивительное и в этой картине, и в том празднике, который запечатлел Кустодиев, – это время действия. На дворе 1917 год. Россия ведет тяжелую войну и проигрывает эту войну. Царь отрекся от престола, в стране фактически безвластие, и впереди еще более страшные дни: скоро не станет ни пирогов, ни гуляний на церковные праздников. Поэтому происходящее на картине можно считать не только короткой передышкой перед Страстной неделей, но и последней короткой передышкой перед иными страстями, которые скоро выпадут на долю русских людей. Любопытно, что Кустодиев придавал такое значение этой своей работе, что успел написать не одну, а две версии картины. Одна, практически квадратная, сегодня представлена в Русском музее в Санкт-Петербурге. Другая, вытянутая вертикально, хранится в Художественном музее в Нижнем Новгороде. О времени создания двух версий идут споры. Стрелки часов на курантах вряд ли могут дать подсказку: в обеих версиях на главных часах страны примерно 26 минут четвертого, хотя часовая стрелка несколько ближе к 4 часам, чем должно быть при таком положении минутной стрелки. Единственным серьезным аргументом в пользу более позднего (в течение одного и того же дня) написания вертикальной «нижегородской» версии служит появление на ней газетчика в вечерним выпуском в руках, и некоего господина буржуазного вида, который единственный из гуляющих заинтересованно смотрит на предлагаемую ему газету (оба персонажа на переднем плане справа).

Борис Кустодиев (1878-1927). Вербный торг у Спасских ворот. 1917. Холст, масло. 70,5х89 см. Нижегородский художественный музей Источник https://www.wikiart.org/

Таким образом, две версии картины Бориса Кустодиева «Вербный торг у Спасских ворот» позволяют нам вступить в диалог с москвичами через столетие, а двум замечательным российским музеям из Санкт-Петербурга и Нижнего Новгорода – в диалог через Красную площадь Москвы.

Биография Кустодиева.

Яркое и самобытное творчество Кустодиева — увлекательная страница в истории русской живописи. Художник глубоко национальный, чье искусство неразрывно связано с жизнью русского народа, с традициями народного творчества, Борис Кустодиев начал свой путь живописца еще на рубеже 19 и 20 веков. Родившись в Астрахани, будущий живописец рос в условиях патриархального быта провинциального русского города. Первые профессиональные навыки Борис Кустодиев получил у местного художника П. А. Власова. Учителем Бориса Кустодиева в Петербургской Академии художеств (1896—1903) был Илья Репин, оказавший большое влияние на формирование его творчества. Вместе с другим молодым живописцем — И. С. Куликовым Борис Кустодиев был привлечен Репиным к работе над картиной «Заседание Государственного Совета» (1901—1903). В Академии художеств Борис Кустодиев работал над картинами из исторического прошлого России («Бунт против бояр на старой Руси», 1897 и «У кружала стрельцы гуляют», 1901). Но в дальнейшем он отошел от этих тем. Начало творческого пути Бориса Кустодиева связано, прежде всего, с портретной живописью (портрет художника И. Я. Билибина, 1901; портрет художника-гравера В. В. Матэ, 1902 и др.). Работы над портретом художник не прерывает на протяжении всего творчества, с годами все более отчетливой становится связь его образов с народными характерами, портретам придается особая национально-бытовая окраска (Ф. И. Шаляпин, 1922). В 1906 году намечается поворот в живописи Бориса Кустодиева, приведший его к определенному кругу тем и манере исполнения, характерный для его зрелого творчества. В этом году была написана картина «Ярмарка», в которой сказалось увлечение живописца локальным цветом, яркостью и декоративностью в живописи. Масленицы, ярмарки, деревенские праздники отныне становятся его излюбленными сюжетами. Другой круг тем, увлекающий Бориса Кустодиева, — изображение провинциального купечества. Его многочисленные купцы и купчихи («Купчихи», 1912; «Красавица», 1915) не просто любование этой стороной русской жизни. Здесь и угадывается некоторая ирония художника по отношению к быту и укладу жизни купеческой среды. Борис Кустодиев был в числе тех деятелей русской культуры, которые сразу и безоговорочно приняли Великую Октябрьскую социалистическую революцию. К этому времени художник был уже тяжело болен. Не имея возможности двигаться, прикованный к креслу в своей мастерской, Кустодиев мог лишь из окна наблюдать события тех дней. Результатом таких наблюдений стала его картина «27 февраля 1917 года» (1917). Кроме того, Борис Кустодиев создает эскизы-панно для оформления площади Мира в Петрограде (1918), пишет картину «Большевик» (1920), в которой стремится дать обобщающий образ великих событий. В 1920—1921 годах живописец создает картины «Празднование II конгресса Коминтерна на площади Урицкого» и «Ночной праздник на Неве». Возвращаясь в этих полотнах к теме народных гуляний, живописец наполняет их новым содержанием, новыми образами, говорящими об изменениях, происшедших в стране, в жизни народа. Но и в эти годы Кустодиев не порывает связи со своими прежними сюжетами («Купчиха за чаем», 1918). В 1920 году появляется его акварельная серия «Русские типы». В этом же году написана одна из лучших по живописи картин художника «Купчиха перед зеркалом». Большой интерес вызывают и графические работы Бориса Кустодиева. Свою деятельность в качестве художника-иллюстратора Кустодиев начал еще в ранний период творчества. В 1905 году он успешно выступал на страницах сатирических журналов того времени «Жупел» и «Адская почта» (шаржи на графа Игнатьева, Горемыкина, Победоносцева). Рисунки, помещенные в этих журналах, а также лист «Демонстрация. 1905 год» говорят о том, на чьей стороне были симпатии художника. После Октябрьской революции Кустодиев создает иллюстрации к сказкам Пушкина (1920), к «Шести стихотворениям Некрасова» (1921), к «Леди Макбет Мценского уезда» Лескова (1923). В последние годы жизни Кустодиев иллюстрирует книги «Детям о Ленине» и «Один день с Лениным». Борис Кустодиев создал также ряд великолепных декораций к пьесам А. Островского, М. Салтыкова-Щедрина, к операм русских композиторов. Но наибольшего успеха достиг он в декорациях к пьесе Е. Замятина «Блоха». Красочность, метко найденные детали, сочный юмор, соответствующий содержанию пьесы, связь с народным лубком — характерные черты этих декораций. Кустодиев оставил огромное наследие. Произведения его восхищают праздничностью, щедростью заложенного в них оптимизма, любовью ко всему русскому, национальному.

С одной стороны — Русская Венера, с другой — семейное чаепитие

Идея была, а вот такого большого холста найти не удалось — времена были сложные. Поэтому «Венеру» Кустодиев писал на обратной стороне полотна «На террасе», которое было создано ещё в 1906 году и изображало совместное чаепитие всей семьи художника.

«На террасе» (1906)

И как раз именно семья и помогала Борису Михайловичу спустя двадцать лет создавать «Венеру».Помощь жены подробно описывать смысла нет: за годы болезни она помогала мужу-инвалиду во всём, без неё ничего бы не было. Сын Кирилл, на тот момент уже окончивший Академию художеств, грунтовал холст, крепил его к раме, взбивал пену для изображения мыльных пузырей… И самым главным было участие дочери Ирины.

Семья Кустодиевых: сын Кирилл, супруга Юлия Евстафьевна, Борис Михайлович, дочь Ирина. Примерно 1923 год

Натурщица — поэтесса?

В некоторых источниках информация о натурщице для «Русской Венеры» — совсем другая, что позировала Елена Григорьевна Николаева (в замужестве Михайлова, 1903-1986), профессиональная натурщица (ещё и поэтесса), в 20-30-е годы работавшая в Академии Художеств. Другая известная работа, писавшаяся с неё — «Женщина с гитарой» Владимира Лебедева.

В.Лебедев. «Женщина с гитарой» (1930)

Как видно по картине, между «Женщиной с гитарой» и «Русской Венерой» практически ничего общего, не очень похоже, чтобы у них была одна натурщица… В сети есть несколько фотографий Николаевой. На снимке в молодости она больше похожа на героиню Лебедева, чем Кустодиева.

Елена Николаева (Михайлова)

А вот на фотографии, сделанной в зрелости, лицо Елены всё же имеет сходство с «Русской Венерой». Похоже, что информация о её участии в шедевре Кустодиева — небеспочвенна.

Елена Николаева (Михайлова)

Художница Галина Шулепина, общавшаяся с Михайловой, писала в своём дневнике (источник):

Учитывая, что это всё со слов уже немолодой Михайловой, которые, в свою очередь, воспроизвела Шулепина, то это вряд ли стопроцентная истина. К тому же сомнительно, чтобы художник, у которого на тот момент даже не было холста большого размера, давал деньги натурщице на поездку к югу…

Наиболее правдоподобна версия, описанная в книге А.Кудри «Кустодиев».

Наиболее вероятно, что позировала всё же Ирина. А вот черты лица, возможно, взяты от Елены… А кого имел в виду Кирилл, когда рассказывал о пышной девушке с хорошей фигурой для эскиза, Елену или нет — уже, наверное, и не узнать…Во всяком случае, похожа Венера больше всего именно на Ирину…

БОРИС КУСТОДИЕВ. ЕГО КАРТИНЫ – ЭТО РУССКАЯ ЯРМАРКА

Ещё в молодые годы художник прославился, как талантливый портретист. Однако, портреты писать было скучно и он придумал свой уникальный стиль.

Борис Кустодиев родился в Астрахани в 1878 году в семье преподавателя гимназии. Некоторое время учился живописи у известного художника П.А. Власова, который на счастье начинающего художника проживал в Астрахани.

В 1896 году Борис Михайлович поступил в Петербургскую Академию Живописи. Его «самым главным» учителем был великий И.Е. Репин. В 1903 году Кустодиев заканчивает академию с золотой медалью и правом на годовую пенсионерскую поездку по России и Европе.

Потом была поезда по Европе, поступление в студию Рене Менара.

Художник путешествовал по Европе полгода, и вернулся в Россию, в Костромскую губернию, где начал серию картин «Ярмарки» и «Деревенские праздники».

С 1905 по 1907 годы художник работает карикатуристом в сатирическом журнале «Жупел», потом в журналах «Адская почта» и «Искры», преподает в Московском училище живописи, ваяния и зодчества.

Нужно сказать, что ещё в 1909 году у Кустодиева обнаружили опухоль спинного мозга. Врачи провели несколько операций, но последние 15 лет своей жизни Борис Михайлович был прикован к инвалидному креслу. И все свои картины он писал лежа. Именно в этот страшный период жизни художника и появились на свет самые яркие, самые позитивные полотна.

Умер Борис Кустодиев в городе Ленинграде, в 1927 году.

Я уже рассказывал о том, что в молодые годы Кустодиев прославился, как художник-портретист.

Но, вот что говорит о  творчестве художника А. Бенуа:

…настоящий Кустодиев — это русская ярмарка, пестрядина, „глазастые“ ситцы, варварская „драка красок“, русский посад и русское село, с их гармониками, пряниками, расфуфыренными девками и лихими парнями… Я утверждаю, что это его настоящая сфера, его настоящая радость… Когда же он пишет модных дам и почтенных граждан, это совсем другое — скучноватый, вялый, часто даже безвкусный. И мне кажется, не в сюжете дело, а в подходе к нему.

Ещё в начале своего творческого пути Борис Михайлович разработал свой жанр портрета – это портрет-картина, портрет-пейзаж в котором соединились обобщенный образ человека и неповторимая индивидуальность, которая раскрывается через окружающий мир.

Зрелищные работы раскрывают характер целой нации, через доступный и понятный бытовой жанр – это такая мечта, красивая сказка о провинциальной жизни, поэма в живописи, буйство красок и буйство плоти.

А теперь включайте музыку

***

***

КАРТИНЫ ХУДОЖНИКА БОРИСА МИХАЙЛОВИЧА КУСТОДИЕВА

Масленица

Встреча

Без названия

Осенние гулянья

Провинция

Зима. Масленичное катание

Балаганы

Без названия

Ярмарка

Без названия

Без названия

Без названия

Весна

Лыжники

Купчиха, пьющая чай

Летний день

Без названия

Троицын день

Купчиха

Русская Венера

Купчиха на балконе

Без названия

Без названия

https://svistanet.com/hudozhniki-i-art-proekty/kartini-i-zhivopis/boris-mixajlovich-kustodiev-ego-kartiny-eto-russkaya-yarmarka.html

Личное знакомство с «Русской Венерой» в журнале «Крестьянка»

Я познакомился с «Русской Венерой» в раннем детстве — благодаря журналу «Крестьянка», опубликовавшему цветную репродукцию картины на целую страницу. Журнал я откопал, когда был у бабушки. В «Крестьянке», и «Работнице», которых в советское время выписывали почти все родственники, юного читателя интересовали в основном детские и музыкальные странички. Но привлекали и репродукции шедевров живописи, публиковавшиеся почти в каждом номере. Именно оттуда я и узнавал имена некоторых знаменитых художников. В том числе и Бориса Кустодиева.Кто-то может сказать, что интерес ребёнка вызвало то, что на картине изображена голая тётя. Этот момент, безусловно, присутствовал, чего греха таить. Но был далеко не единственным.

Действительно, в первую очередь привлекала внимание пышная обнажённая дама, распустившая свои великолепные рыжие волосы, улыбающаяся тому, кто смотрит на полотно. Находящаяся вроде бы одна в бане, но стыдливо прикрывающая интимное место веником

Немного отойдя от темы скажу, что политика редакции советских журналов 80-х была верной: ничего нет зазорного в соседстве репродукций великих картин с присутствием обнажённой натуры и детскими страничками. Ничего страшного, если работы Ренуара или Рубенса посмотрит ребёнок. Никто не ставил тогда на таких изданиях «18+», и я в своей статье тоже не буду этого делать.

Вернёмся к картине. Помимо главной героини, всё, что её окружало на полотне, создавало какую-то необъяснимую волшебную ауру. Контраст светлого тела девушки с тёмными бревёнчатыми стенами, мыльная пена на полке, клубы пара, и особенно зимний городок за окном — прекрасная атмосфера, соединяющая реальность и сказку. Всем этим и привлекла «Русская Венера» малолетнего ценителя. И запомнилась на всю жизнь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Метолит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: