Иллюстрации к «мастеру и маргарите»: иллюстрации алексея державина. картины державина

Файл:derzhavin by borovikovsky (1811, pushkin museum).jpg

Описание картины Владимира Боровиковского «Портрет Гаврилы Державина»

Нет ничего сложнее в живописном искусстве как работа над портретом. Это не просто передать красками и своим умением на холст эмоции живого человека. Боровиковский едва ли не единственный русский живописец, который умел писать портреты.

Пред нами два портрета одного и того же человека, просто написаны они были в разное время. Нижний портрет, где великий русский поэт Гаврила Державин выглядит весьма подтянуто и видно, что его жизнь протекает достаточно бурно. Он работает, на это указывает его рука, которая возложена на рукописи и документы. Он обласкан властью и вполне заслуженно. Об этом свидетельствуют награды. По портрету легко можно понять кто перед нами: за ним, фоном стоит книжный шкаф, который переполнен книгами, свитками. И можно сказать точно, что перед нами парадный портрет.

А ведь Боровиковский писал с натуры и как точно он подметил взгляд и приподнятые брови, и эту полуулыбку довольного собой слегка полноватого человека.

Но вот другой портрет. Всё того же художника Боровиковского и на нём написан всё тот же поэт Державин, но… Это писалось шестнадцать лет спустя и тут уже нет того парадного портрета. Тут уже совсем иное, что-то уже совсем жизненно другое. Старость? Да, но пока не дряхлость. Видно, что ещё есть возможность мыслить. Глаза, которые горят жизнью, но, сколько в них усталости. Зато сохранена полуулыбка. А наград то прибавилось. Значит не зря прожил жизнь. И чуть ли не впервые Боровиковский пишет портрет не в каком-нибудь интерьере, а просто портрет на серо-зелёном фоне.

Державин на портрете похудевший, слегка осунувшийся человек, но всё-таки счастливый. Наверно именно это и хотел передать художник: он старый, но счастливый человек. И кстати, чуть позже Державину предстоит услышать продолжателя русской словесности Пушкина, но там встретиться мудрая старость и вечная молодость.

А Боровиковскому хочется сказать спасибо, что не соврал, не приукрасил, а показал поэта таким, каков он был на самом деле.

Слайд 17Природа как проекция душевных переживаний — характерная черта культуры сентиментализма,

говорящая о том, что внутренний мир человека становится безусловной ценностью.

Правда, во многих произведениях Боровиковского «причастность природе» персонажа приобретает характер клише, свидетельствующего о том, что чувствительность и естественность превратились в моду. Особенно это заметно в виртуозно исполненных женских портретах, следующих идеалу юной «природной» красоты и калькирующих позы и атрибуты модели. С другой стороны, эта рамка пасторального портрета позволяла включать в число персонажей крепостных. Таковы, например, «Лизынька и Дашинька» (1794) — дворовые девушки покровительствовавшего живописцу Львова, почти неотличимые внешне от молодых дворянок.

Слайд 11«Портрет князя Александра Борисовича Куракина» 1801 — 1802 Произведения Владимира Боровиковского, ученика

и земляка Левицкого, наглядно показывают, что сентименталистские ценности в последние

десятилетия XVIII века стали основой репрезентации частного человека. Теперь портрет отчетливо расслаивается на парадный и приватный. Нарочитой роскошью блещет изображение «бриллиантового князя» Куракина (1801–1802), прозван­ного так за любовь к драгоценностям и показной пышности. Подобно ряду полотен Гойи, оно показывает, что великолепие живописи становится одним из последних доводов в пользу величия аристократии: сами модели уже не всегда способны выдержать тот пафос, который диктуется жанром.

Портреты Г.Р.Державина

1. ТОНЧИЮ      (вернуться)

Бессмертный Тончи! ты моеЛице в том, слышу, пишешь виде,В каком бы мастерство твоеВ Омире древнем, Аристиде, Сократе и Катоне ввекПотомков поздных удивляло;В сединах лысиной сияло,И в нем бы зрелся человек,

Но лысина или парик,Но тога иль мундир кургузыйСоделали, что ты велик?Нет! философия и музы, –Они нас славными творят.О! если б осенял дух правыйИ освещал меня луч славы,Пристал бы всякий мне наряд.

Так, живописец-философ!Пиши меня в уборах чудных, Как знаешь ты; но лишь любовь Увековечь ко мне премудрых. А если слабости самим И величайшим людям сродны, Не позабудь во мне подобны, Чтоб зависть улыбалась им.

Иль нет, ты лучше напиши Меня в натуре самой грубой: В жестокий мраз с огнем души, В косматой шапке, скутав шубой; Чтоб шел, природой лишь водим, Против погод, волн, гор кремнистых, В знак, что рожден в странах я льдистых, Что был прапращур мой Багрим.

Не испугай жены, друзей, Придай мне нежности немного: Чтоб был я ласков для детей, Лишь в должности б судил всех строго; Чтоб жар кипел в моей крови, А очи мягкостью блистали; Красотки бы по мне вздыхали, Хоть в платонической любви.

Ноябрь 1801

3. В Омире древнем, Аристиде, Сократе и Катоне ввек. – Омир – Гомер. Аристид (ок. 530 – 467 до н. э.) – афинский государственный деятель, полководец периода греко-персидских войн, прозванный Справедливым. Марк Порций Катон Утический (I в. до н. э.) – римский государственный деятель, отличавшийся твердостью, постоянством и преданностью республиканскому строю. (вернуться)

4. Но тога иль мундир кургузый. – Тога – «плащ, или мантия сенаторов римских». (вернуться)

5. Чтоб шел, природой лишь водим. – «Сими стихами автор хотел изобразить, первое: что он без всяких почти наук, одной природою стал поэтом; второе: что в службе своей многие имел препятствия, но характером своим без всякого покровительства их преодолевал» (вернуться)

6. Что был прапращур мой Багрим. – Державины вели свой род от татарского мурзы Багрима. (вернуться)

Лицензирование

Это изображение является точной фотографической репродукцией оригинального двумерного произведения изобразительного искусства. Данное произведение изобразительного искусства само по себе находится в общественном достоянии по следующей причине:

Это произведение находится в общественном достоянии в тех странах, где срок охраны авторского права равен жизни автора плюс 100 лет и менее.

Это произведение находится в общественном достоянии (англ. public domain) в США, так как оно было опубликовано до 1 января 1928 года.

Официальная , занятая «Фондом Викимедиа», заключается в том, что «точные репродукции двумерных произведений изобразительного искусства, находящихся в общественном достоянии, также находятся в общественном достоянии, и заявления об обратном представляют собой нападки на саму концепцию общественного достояния». Для получения подробной информации см. Commons:Когда использовать тег PD-Art.Эта фотографическая репродукция, следовательно, также считается находящейся в общественном достоянии.
Просим учитывать, что в зависимости от местного законодательства повторное использование этого контента может быть запрещено или ограничено в вашей юрисдикции. См. Commons:Когда использовать тег PD-Art.

Иллюстрации к «Мастеру и Маргарите»: Иллюстрации Алексея Державина

Сколько-то лет назад вышло большое подарочное издание «Мастера и Маргариты» с иллюстрациями художника Алексея Державина. Долгое время я ничего не знал об этом художнике (даже не мог найти его портрета), пока он сам любезно не написал мне. Алексей Державин учился в Московской государственной художественно-промышленной академии имени С. Г. Строганова, а затем сам какое-то время проподавал в Берлинской академии искусств. Множество работ художника можно увидеть на его странице в Фейсбуке, а здесь давайте посмотрим на его булгаковские иллюстрации.

Cпасибо Сергею Серёгину за наводку на эти работы.

Второй брак

В течение двенадцатилетнего вдовства Елена Александровна имела немало возможностей снова выйти замуж, она очаровывала всех, кто встречался с ней. Но она решила посвятить себя воспитанию четверых детей. И только когда дети выросли, а старшая дочь была замужем, она решила устроить свою судьбу.

Проведя лето 1823 года в Бадене, Елена Александровна вскоре затем вступила во второй брак. Её избранником стал 30-летний князь Василии Сергеевич Голицын, действительный статский советник и камергер. Их свадьба состоялась в Берлине и в обществе вызвала много пересудов. Булгаков А.Я. в январе 1824 года сообщал своему брату :

Выйдя замуж за Голицына, Елена Александровна большую часть времени проводила на юге России, в Одессе и Симферополе и в крымском имении мужа «Василь — Сарай» , наслаждаясь тихим домашним счастьем.

Время от времени она наезжала в Петербург, так 8 февраля 1833 года, описывая бал у Сенявиных, Долли Фикельмон, записала в своём дневнике:

Желание нравиться и прельщать долго не покидало Елену Александровну и послужило предметом меткого замечания князя П. А. Вяземского о «её подведенных ресницах и двух дюжинах парижских зубов». Она была другом Жуковского, который любил слушать её пение, и состояла в постоянной переписке с слепцом-поэтом И. И. Козловым.

До самых последних дней жизни, почти потеряв зрение, Елена Александровна сохранила свежесть ума и чарующую приветливость, которая делала её приятной и интересной собеседницей. Скончалась она 3 декабря 1855 года в Одессе, где и похоронена.

Метаданные

Файл содержит дополнительные данные, обычно добавляемые цифровыми камерами или сканерами. Если файл после создания редактировался, то некоторые параметры могут не соответствовать текущему изображению.

Название изображения
Ориентация кадра Нормальная
Горизонтальное разрешение 72 точек на дюйм
Вертикальное разрешение 72 точек на дюйм
Программное обеспечение Adobe Photoshop CS3 Windows
Дата и время изменения файла 14:07, 28 сентября 2008
Цветовое пространство Некалиброванное
Ширина изображения 1575 пикс.
Высота изображения 2000 пикс.
Дата и время оцифровки 19:59, 9 сентября 2008
Дата последнего изменения метаданных 18:07, 28 сентября 2008
Автор текста 1811
Версия IIM 2

Слайд 26В образе Марии Дьяковой воплотился эстетический идеал эпохи Просвещения. Юная

прелесть, очарование героини портрета для внимательного зрителя тех лет –

есть отражение красоты ее внутреннего мира, душевных свойств. Мягкие переходы цвета, скользящие, прозрачные тени, колорит, построенный на тончайших сочетаниях зеленовато-оливковых, золотистых и бледно-розовых тонов, виртуозно переданная фактура воздушного шарфика, легко обвивающего шею, атласной ленты в пышных волосах, очаровательное задумчивое лицо с легкой улыбкой на устах говорили просвещенному зрителю о красоте и нежности души изображенной. В непринужденной грации позы, повороте головы отражалась внутренняя трепетность, подвижность утонченной натуры. Мария Алексеевна была одарена разнообразными артистическими талантами: писала стихи, прекрасно пела.

Описание картины Владимира Боровиковского «Портрет Е.А. Нарышкиной»

С самого раннего детства жизнь Владимира Боровиковского была связана с живописью. Его отец и братья были иконописцами, именно они привили маленькому мальчику любовь к изобразительному искусству и обучили его азам художественного мастерства. Позднее, после службы в казачьем полку и выхода в отставку, он окончательно посвящает свою жизнь живописи. Он выполняет работы по оформлению храмов, пишет иконы, а позже начинает принимать заказы на создание индивидуальных портретов.

Как искусный художник-портретист, Владимир Боровиковский не мог обойти стороной необычайную красоту дочери обер-камергера А.Л. Нарышкина, Елены, и в 1799 году пишет ее великолепный портрет.

Елене Нарышкиной, которая являлась фрейлиной императрицы, была уготована нелегкая судьба.

В 15 лет ей пришлось выйти замуж за князя Аркадия Суворова, который совершенно не уделял внимание своей семье, но, после своей кончины через одиннадцать лет оставил молодой вдове четырех маленьких детей. Спустя некоторое время, Елена Нарышкина, по состоянию здоровья и рекомендациям врачей уезжает в Европу, лишь изредка посещая Россию

Спустя некоторое время, Елена Нарышкина, по состоянию здоровья и рекомендациям врачей уезжает в Европу, лишь изредка посещая Россию.

Звездный час ее наступил в 1814 году, во время проведения Венского конгресса. Тогда было устроено большое количество шикарных балов, на которые съехались видные аристократы и представители королевских династий со всей Европы.

Вновь обретя семейный очаг и душевный покой, Елена Нарышкина возвращается в Россию, в свой родной Симферополь, где и остается жить.

Умная, добрая, красивая женщина на протяжении всей жизни остается приветливой и проницательной хозяйкой. В ее доме частыми гостями были Александр Пушкин и Жуковский, она водила дружбу с поэтом-слепцом И. Козловым, а Россини посвятил ей кантату, которую впоследствии использовал в финале оперы «Севильский цирюльник».

  • Год написания картины: 1799.
  • Размеры картины: 72,8 x 59,6 см.
  • Материал: холст.
  • Техника написания: масло.
  • Жанр: портрет.
  • Стиль: рококо.
  • Галерея: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия.

Слайд 765-летняя Екатерина представлена на прогулке в Царскосельском парке, опирающейся на

посох из-за своего ревматизма. Её одежда подчеркнуто неофициальна — она одета

в шлафрок, украшенный кружевным жабо с атласным бантом, и кружевной чепец, у её ног резвится собака. Правительница представлена не богиней, а простой «казанской помещицей», которой любила казаться в последние годы жизни, созерцательницей, без всякого официоза, торжественности и парадных атрибутов. Портрет стал отечественным вариантом английского типа «портрет-прогулка». В полумраке парка видна пристань со сфинксами, в озере плавают лебеди. Лицо модели написано обобщённо и условно, возраст смягчён.Таким образом, в парадный портрет проникает «естественная простота», кроме сентиментализма отчасти сближающая картину с просветительским классицизмом. Однако поза императрицы полна достоинства, жест, которым она указывает на памятник своих побед, сдержан и величествен.Портрет не понравился Екатерине, но, скорее всего, подсказал Пушкину мизансцену встречи Маши Мироновой с императрицей в «Капитанской дочке». Именно у Боровиковского пейзаж впервые среди русских художников становится постоянным фоном портрета, обозначая целый комплекс представлений, связанных с идеями естественности, чувствительности, частной жизни и единения родственных душ.

Стиль правления

Некоторые её современники описывают Наталью Кирилловну как добрую, но не обладающую лидерскими качествами женщину. Она, скорее, была отличной женой и матерью, нежели главой государства. Именно поэтому она делегировала множество своих дел своему брату Льву, а также прочим приближенным лицам. Но разве от этого плоха в наших глаза Наталья Нарышкина? Биография её говорит как раз об обратном. Просто не всякому дано родиться лидером, вот и всё.

Она не успевала одна следить за всем. Ей не хватало железной дисциплины и упорядоченности. Граждане подчас возмущались по поводу отдельных законопроектов.

Внимание этой хрупкой женщины рассеивалось, и она не могла помочь всем, да и больше помышляла о спасении собственного семейства, о том, чтобы под ногами её сына всегда была твердая почва. Многие государственные лица пользовались долгим отсутствием царя у престола и преступали закон, позволяли себе несколько больше, чем было положено

Подворовывали из казны, брали взятки. Однако когда же этого не было? Другое дело, что цветок порочности приоткрыл свои лепестки более широко, начал распускать больше аромата и пополз по всей России ядовитым плющом.

Глобальное использование файла

Данный файл используется в следующих вики:

  • Использование в ar.wikipedia.org
    • الأدب الروسي
    • جافريلا ديرجافين
  • Использование в ast.wikipedia.org
    • Gavrila Derzhavin
    • Lliteratura rusa
  • Использование в avk.wikipedia.org
  • Использование в azb.wikipedia.org
  • Использование в az.wikipedia.org
  • Использование в ba.wikipedia.org
  • Использование в be-tarask.wikipedia.org
  • Использование в be.wikipedia.org
  • Использование в bg.wikipedia.org
  • Использование в ca.wikipedia.org
    • Literatura russa
    • Gavriïl Derjavin
  • Использование в cs.wikipedia.org
    • Preromantismus
    • Gavrila Romanovič Děržavin
    • Vladimir Borovikovskij
  • Использование в cs.wikiquote.org
  • Использование в de.wikipedia.org
    • Gawriil Romanowitsch Derschawin
    • Wladimir Lukitsch Borowikowski
    • Liste von Söhnen und Töchtern der Stadt Kasan
    • Liste der Biografien/Der
  • Использование в el.wikipedia.org
  • Использование в en.wikipedia.org
    • List of Russian-language poets
    • Russian literature
    • Gavrila Derzhavin
    • Vladimir Borovikovsky
    • Talk:Vladimir Borovikovsky
    • List of justice ministers of Russia
    • List of people from Kazan
  • Использование в en.wikiquote.org
  • Использование в en.wikisource.org
  • Использование в eo.wikipedia.org
  • Использование в es.wikipedia.org
    • Literatura rusa
    • 14 de julio
    • Gavrila Derzhavin
  • Использование в es.wikisource.org
  • Использование в et.wikipedia.org
    • Gavrila Deržavin
    • Alalise nõukogu liikmete loend
    • Venemaa keisririigi senaatorite loend
    • Venemaa keisririigi justiitsministrite loend
  • Использование в eu.wikipedia.org
  • Использование в fa.wikipedia.org
  • Использование в fi.wikipedia.org
    • Gavrila Deržavin
    • Käyttäjä:Edcwsxqaz/Vladimir Borovikovski
    • Vladimir Borovikovski
  • Использование в fo.wikipedia.org
  • Использование в fr.wikipedia.org
    • Littérature russe
    • Gavrila Derjavine
    • Portail:Littérature/Banque d’images
    • Vladimir Borovikovski

Просмотреть глобальное использование этого файла.

Сочинения по картинам 5-9 класс

  • Иллюстрация к «Сказке о Золотом петушке» Билибина
    (683)

    Картина известного русского художника Ивана Билибина, который один из первых рассмотрел проблему иллюстраций детской литературы. На сегодняшний день сложно представить себе книжку без картинок. Самые лучшие иллюстрации были нарисованы еще во времена развития детской литературы, но до сих пор пользуется популярностью.Эта картина является частью…

  • Иллюстрация к былине «Вольга» Ивана Билибина
    (564)

    Билибин постоянно тяготел к иллюстрированию разного рода былин и сказаний. «Иллюстрация к былине Вольга» выполнена в орнаментальном графическо-декоративном исполнении, которая полностью основана на мотивах былин и преданий русского народа.Иллюстрация выполнена тушью подцвеченного акварелью, при этом стоит отметить, что Билибин смог выработать…

  • Иллюстрация к сказке «Белая уточка» работы Ивана Билибина
    (698)

    Иллюстрирование «Белой уточки», ровно как и еще шести сказок, знаменательно тем, что Билибин смог разработать и активно внедрить в свое творчество особую технику рисунка – тушь, подцвеченную акварелью.Билибин был приверженцем использования русского орнамента в оформлении своих произведений. В связи с этим он часто посещал российские глубинки,…

  • Иллюстрация к сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» работы Ивана Билибина
    (644)

    Каждый из нас помнит чудесные русские сказки, которые он читал в детстве. Со временем они совершенно изменялись. Люди рассказывали их друг другу, добавляя что-то свое и этим существенно обогащая общее содержание. Сказки сначала не публиковались. Лишь в 17 веке, во второй его половине стали появляться книжки, которые именовались лубком.В них…

  • Описание иллюстрации Ивана Билибина к сказке «Иван-Царевич и жар птица»
    (1112)

    Перед нами иллюстрация к знаменитой сказке. Билибин – настоящий мастер, сумевший передать особую красоту этого удивительного жанра. Сказки позволяют нам погрузиться в мир полный чудес. В нем травы. Звери и птицы умеют разговаривать. Человек их прекрасно понимает.Жар-птица – истинное волшебство. С такой героиней не сравниться ни одна птица. Ее…

  • Описание картины И. Грабаря Февральская лазурь
    (589)

    И.Грабарь один из русских художников-живописцев 19-20 веков, его учителями были такие известные личности как И.Репин и П.Чистяков. Больше всего мастер любил изображать на своих полотнах несравненную красоту родных русских земель.Художник очень трепетно относился к истинно русскому дереву — березе, и именно ее очень часто можно встретить на…

  • Описание картины Сальвадора Дали «Мадонна Порт-Льигата»
    (539)

    Будучи некогда неверующим, психика Гения кардинально изменилась, и он обратился в веру. Эти изменения сразу же выразились в его творчестве – странные образы объединились с христианскими мотивами в купе с мистицизмом.Он сотворил две версии полотна «Мадонна Порт-Льигата». В лике Богоматери прослеживаются черты его любимой супруги Галы, которую он…

  • Сочинение И. К. Айвазовский “Радуга”
    (676)

    Иван Константинович Айвазовский – знаменитый русский живописец-маринист. В картине “Радуга” нашли отражение романтическое мировосприятие мастера, его восхищение необъятной, вечно изменчивой стихией моря. В центре внимания художника – тема кораблекрушения. Зрительно полотно можно разделить на две части. Задний план более мрачен, преобладают…

  • Сочинение по картине «Май 1945» А. и С. Ткачёвых
    (900)

    Художники братья Ткачёвы, Сергей Петрович (1922) и Алексей Петрович (1925) приобрели значи­тельную известность ещё в середине прошлого века.

    Художники имеют многочисленные награды и звания. Ещё с 1948 г. они начали писать картины вместе, в две кисти — такое бывает не так часто, особенно соавторство на столь продолжительный период.
    Военная тема занимает…

  • Сочинение по картине 3. Е. Серебряковой «За туалетом. Автопортрет»
    (588)

    Судьба талантливой художницы Зинаиды Васи­льевны Серебряковой сложилась счастливо и одно­временно трагически. Родившись в семье Лансере-Бенуа, в которой было несколько поколений талантли­вых архитекторов, скульпторов, художников, Зинаида Васильевна не могла избрать иного занятия, не свя­занного с искусством. Счастливое детство, юность,…

«Портрет» Гоголь, анализ произведения

В 1834 году русское общество восторженно обсуждало «Пиковую даму» Александра Пушкина. Это мистическое произведение подтолкнуло Николая Гоголя к написанию повести «Портрет», в которой важную роль также играет элемент мистики. Писатель опубликовал свой труд в сборнике «Арабески».

После скандала с премьерой «Ревизора» Гоголь выехал в Италию. Под южным солнцем и под влиянием художника Иванова Николай Васильевич переработал повесть, а затем вновь опубликовал ее в 1841 году.

Писатель внес коррективы в диалоги, сцены, изменил фамилию главного героя. Теперь он звался Чартков, а не Чертков, что вызывало у читателей ассоциации с чертом. Стал другим и финал произведения: фигура ростовщика не исчезает с картины, а пропадает сам портрет.

Повесть состоит из двух частей. Центральное место в каждой из них занимает образ художника. Гоголь показывает две судьбы, два таланта с различным мировоззрением, с противоположным пониманием задач живописи. Герой первой части – молодой художник Чартков. Он подает большие надежды, но не имеет средств на покупку холста, красок и даже на еду. Однако Чартков на последние деньги решился купить портрет старика-азиата, потрясенный его «живыми» глазами.

Во второй части произведения мы узнаем историю возникновения роковой картины. Однажды к иконописцу (он известен нам как отец художника Б.) пришел ростовщик и попросил нарисовать портрет. Художник согласился на необычный заказ, поскольку внешность старика произвела на него большое впечатление.

Каждого мастера портрет искушает. Чартков, найдя спрятанные в раме деньги, сначала хочет потратить их на новую студию, кисти и краски, чтобы совершенствовать свой талант. Но вместо этого приобретает ненужные вещи, модную одежду, посещает рестораны. Подсознательно Чартков и раньше завидовал жизни модных художников, хотел богатства, известности. И это желание теперь одержало победу над стремлением к творческому росту. Именно жажда славы заставила Чарткова заказать о себе хвалебную статью.

Поначалу молодой живописец стремится следовать правде жизни, ищет не просто портретное сходство, а старается перенести на полотно душу человека, его характер. Но постепенно он превращается в ремесленника, потакающего вкусам толпы, теряет божественную искру.

Чартков стал знаменит и богат. Его восхваляет публика, известные люди предлагают преподавать в художественной Академии. Он уже свысока поглядывает на молодых живописцев, поучает их. Только увидев новую, по-настоящему талантливую картину, Чартков понимает, что свой талант погубил.

Искушение отца художника Б. было другого рода. В демоническом образе ростовщика его привлекла возможность создать портрет нечистой силы. Это был вызов таланту. Художник чувствовал, что поступает неправильно, но профессиональный интерес заставил его продолжать работу. К счастью, в отличие от Чарткова, иконописец смог вовремя остановиться. Огромным усилием воли ему удалось избавиться от влияния портрета, очистить свою душу. Он завещает сыну найти и уничтожить роковую картину.

Финальная часть повести не добавляет оптимизма. Сошел с ума и погиб Чартков, уничтожив перед этим большое количество своих хороших работ. Но страшный портрет сжечь не удалось. Он был похищен и, возможно, стал искушать новую жертву.

Противопоставление двух судеб талантливых художников закономерно. Гоголь хотел показать, что только путем отказа от мирских благ, от суеты светской жизни художник может создавать настоящие картины, а не ремесленные полотна. Не зря иконописец находит спасение от влияния портрета в монастырских стенах.

В период работы над повестью Гоголь находился на творческом распутье. От романтизма ранних произведений он подошел к реализму, но еще не до конца осмыслил возможности нового для себя направления. В повести «Портрет» писатель ищет ответ на вопрос: может ли искусство быть предельно точным, зеркально отражать жизнь? Или оно должно изображать действительность художественными средствами, воздействуя на мысли и чувства людей, воспитывать их? Ведь художник во второй части повести слишком приблизился к реальности, сделал глаза ростовщика живыми и впустил зло в этот мир.

Автор несет ответственность за свое творение. Гоголь подчеркивает: только с чистыми помыслами, с добрым сердцем можно создать настоящий шедевр, который способен возвысить душу, озарить ее светом и радостью.

Примечания

  1. Особняк А. Л. Нарышкина
  2. А.Петрушевский. Генералиссимус князь Суворов.
  3. Русские портреты 18-19 столетий. Т.4.Вып.3. № 135
  4. Архив князя Воронцова. Кн.36. – М., 1890
  5. Архив князя Воронцова. Кн. 37.-М., 1891
  6. Братья Булгаковы. Переписка. Т.1. — М.: Захаров, 2010.-672 с.
  7. Русские портреты 18-19 столетий. Т.1.Вып.3. № 51
  8. Записки графа М.Д.Бутурлина. Т.1. — М.: Русская усадьба, 2006.-651 с.
  9. Братья Булгаковы. Переписка. Т.2. — М.: Захаров, 2010.-668 с.
  10. Бал был в доме полковника Ивана Григорьевича Сенявина (1801-1851), двоюродного брата Елены Александровны Голицыной.
  11. Д.Фикельмон. Дневник 1829—1837. Весь пушкинский Петербург, 2009.- с. 255
  12. Вигель Ф.Ф.Записки

Что делать, если у меня не хватает времени, чтобы часами бродить по залам и читать объяснения, а понимать искусство я всё равно хочу?

Понимаем вашу озабоченность: опросы свидетельствуют, что в среднем посетители музеев проводят перед каждой картиной едва ли полминуты. Это объясняет, почему им ничего не понятно в работах современников.

Что делать?

Есть классные специализированные блоги, которые рассказывают об актуальном искусстве или исследуют старые произведения с современных позиций, внятно и весело. Советуем подписаться на , с которым мы сделали эти карточки. Это гид для любознательных читателей, которые ценят не только искусство, но и свое время: понятные тексты проиллюстрированы выразительными и яркими сторис. Свои авторские посты о любимых работах коллекции Fondation Louis Vuitton готовят приглашенные эксперты: Никита Кукушкин, Алекс Дубас и другие медийные персоны.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Метолит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: