Баптистерий сан джованни в сиене

Баптистерий сан джованни во флоренции

Мраморный пол

При всем драматическом эффекте мрамора в полоску, именно пол привлечет ваше внимание. Флорентийский мастер Джорджио Вазари, который был ответственным за некоторые из величайших архитектурных работ Тосканы, описал пол собора Сиены как «самый красивый ..

самый большой и самый великолепный …, который когда-либо был сделан». На его 56 панно ушло от 14-го до 18-го веков, чтобы закончить, начиная с мультфильмов или рисунков, все, кроме одного, созданного ведущими художниками Сиены. Исключением является панель « Холм мудрости», спроектированная Пинтуриккьо из Перуджи в 1505 году. В ходе своего завершения художники-мраморы усовершенствовали свои приемы, сначала царапая рисунки в мраморе и заполняя линии асфальтом, но позже инкрустация различными цвета мрамора в интарсии или мозаики. Не все мозаичные полы обычно видны, но те, что находятся в нефе и боковых проходах, обычно не покрыты и защищены барьерами. Полы апсиды и трансепта имеют специальные покрытия, защищающие их от износа во время массы и, как правило, раскрываются только в течение июля и с конца августа до конца октября.

Ранний период творчества

Деятельность этого скульптора в ранний период, в 1410-е годы, связана была с коммунальными заказами, которые ему предоставлялись для украшения различных общественных построек Флоренции. Для здания Ор Сан Микеле (его фасада) выполняет Донателло статуи св. Георгия (период с 1415-го по 1417 год) и св. Марка (с 1411 по 1413 год). В 1415 года он завершает статую св. Иоанна Евангелиста, украсившую флорентийский собор.

Строительная комиссия в этом же году для украшения кампанилы поручила выполнить Донателло статуи пророков. Над их созданием мастер работал на протяжении почти двух десятилетий (с 1416 по 1435 год). Пять фигур находятся в музее собора. «Давид» и статуи пророков (примерно 1430-1432 годы) во многом еще связаны с существовавшей в то время позднеготической традицией. Отвлеченному декоративному ритму подчинены фигуры, идеально однообразно трактованы лица, тела покрывают тяжелые одеяния. Но уже в этих творениях старается передать новый идеал своей эпохи — героическую индивидуальную личность — Донателло. Скульптор работы создал различные по тематике, в которых проявляется данный идеал. Особенно это заметно в изображении св. Марка (1412 год), св. Георгия (1415 год), а также Аввакума и Иеремии (годы создания — 1423-1426). Постепенно формы приобретают ясность, становятся цельными объемы, портретностью сменяется типовое а складки одеяний облекают тело естественно, вторят его движению и изгибам.

Скульптура флорентийского Возрождения (c.1450-1500)

Во второй половине 15 века спрос на крупномасштабные скульптуры из мрамора и бронзы заметно вырос. Церквям требовался ряд различных предметов для их алтарей, шатров, кафедр, гробниц и внутренних ниш, все они были вылеплены в новом динамичном стиле эпохи Возрождения, в то время как светским дворцам требовались новые фризы, части дымоходов, портретные бюсты и многие другие типы декоративной скульптуры. Самыми выдающимися скульпторами из мрамора во Флоренции конца 15 века были Дезидерио, братья Росселлино, Бенедетто да Майано и Мино да Фьезоле. Лучшими мастерами того же периода были Верроккьо и Поллайуоло.

Дезидерио да Сеттиньяно

Дезидерио да Сеттиньяно (1430–1464) впитал дух лучшей скульптуры Донателло, добавив в нее ощущение гармонии и утонченной элегантности. Его могила канцлера Карло Марсуппини в церкви Сан-Кроче является лучшим примером памятников этого типа. Как и его мраморная скиния в церкви Сан-Лоренцо. Также заслуживают внимания его величественные портретные бюсты Мариетты Строцци и принцессы Урбино, тогда как его детские бюсты по-прежнему ошибочно приписывают Донателло. Хотя он умер в возрасте 34 лет, его вклад в скульптуру итальянского Возрождения был прочным.

Бернардо и Антонио Росселлино

Хотя Бернардо Росселлино (1409–1464) технически совершенен, ему не хватало оригинальности как художника. В архитектуре он был преданным последователем Альберти, а в скульптуре он слишком много заимствовал у других, о чем свидетельствует его знаменитая гробница Леонардо Бруни (ум. 1444). Его младший брат Антонио Росселлино (1427-1479) преуспел: его Святой Себастьян в Соборной церкви в Эмполи считается одной из самых изящных статуй кватроченто. Его гробница кардинала Портогалло (ум. 1459) в Сан-Миниато, хотя и не имеет архитектурного значения, тем не менее, полна красоты. А барельефная скульптура и его портретные бюсты впечатляют не меньше, чем многие работы Дезидерио.

Мино да Фьезоле

По словам биографа Джорджо Вазари, ученика Дезидерио Мино да Фьезоле(1429-84) был ответственен за огромное количество алтарей, кафедр, гробниц, рельефов, статуй и бюстов. Искусный мастер, он отказывался от моделей и карикатур и отличался превосходной отделкой. Сочетая в себе большую часть утонченности Дезидерио, его работы, как правило, обладали очарованием отличия в сочетании с необычной манерностью. Несмотря на свое долгое пребывание в Риме, он мало позаимствовал у классической античности: действительно, его римская скульптура не идет ни в какое сравнение с его лучшими флорентийскими работами. Его лучшие скульптуры, все в соборе Фьезоле, включают гробницу епископа Леонардо Салютати, а также алтарь, изображающий Мадонну с младенцем Иисусом.

Бенедетто да Майано

Бенедетто да Майано (1442–1497), хотя и не был особенно оригинальным, был идеальным представителем общего этоса своего времени. Его алтарь св. Савина в Фаэнце (1470 г.), а также его алтарь св. Себастьяна в Мизерикордии во Флоренции заметно заимствованы у Антонио Росселлино, влияние которого также можно увидеть в работах Бенедетто в Сан-Джиминьяно. Более поразительна его знаменитая кафедра в церкви Санта-Кроче во Флоренции, украшенная живописными барельефами из жизни святого Франциска. Но его статуи Мадонны и барельефы лишены острых ощущений от работ более ранних мастеров, они напоминают сытых, зажиточных женщин среднего класса.

Маттео Чивитали

Родившийся в Лукке Маттео Чивитали (1435–1501) является истинным представителем флорентийской скульптуры, на работы которой оказали влияние Антонио Росселлино, Дезидерио и Бенедетто да Майано. Тем не менее, во многих его скульптурах есть намек на самые нефлорентийские эмоции. Его образы Христа — люди великой скорби, его ангелы обожают, его Мадонны — нежные матери. Очаровательные образцы его работ можно увидеть в Генуе, а также в Лукке.

Творчество

В 1404 году оба начинающих скульптора, Брунеллески и Донателло, отправились в Рим для завершения обучения. Вскоре после возвращения во Флоренцию юный скульптор создает свои первые произведения — горельеф, изображающий Благовещение, и первую статую Давида из мрамора. В этой скульптуре еще сильны отголоски готических традиций, но она ценна тем, что считается первой достоверной работой ваятеля, дошедшей до наших дней.

В последующие годы скульптор работает над заказами города, создавая скульптуры и барельефы для различных общественных зданий и религиозных сооружений. Так, для фасада церкви Орсанмикеле, выстроенной на пожертвования прихожан в знак благодарности за избавление от чумы, Донателло создал скульптурные изображения сидящего Иоанна Евангелиста и стоящего святого Марка.

В 1415-1416 годах скульптор работал над статуей святого Георгия, предназначенной для того же собора. В фигуре Георгия-Победоносца уже отчетливо прослеживаются отчетливые черты реализма, изящные пропорции фигуры, явное воспевание красоты человеческого тела в горделивой осанке, сияющем отвагой лице юноши. Эти особенности творчества Донателло связаны с его увлеченностью античным искусством и мастерством древнегреческих и древнеримских мастеров.

Традиционно Георгия было принято изображать на коне, с копьем в руках, чаще всего в момент, когда отважный воин пронзает дракона или змея, с которым тот сражался. У Донателло молодой и прекрасный святой запечатлен в момент спокойствия и осознания собственной победы, он, стоя, опирается на щит и уверенно смотрит вперед.

В период с 1416 по 1432 годы ваятель работал над заказами города, создавая одну за другой статуи пророков. В ранних работах мастера еще отчетливо прослеживаются позднеготические традиции: статичность фигур, плотные складки одежды, скрывающие тела, типичные, невыразительные черты лиц.

С каждой последующей статуей Донателло все больше приближается к реализму античности и позднего Возрождения, сквозь мрамор словно проступают реально существовавшие люди, а не библейские легенды и канонические типажи. Уже в чертах святого Георгия проскальзывает портретность, индивидуальность, а дальнейшие работы становятся еще пластичнее, фигуры и позы – естественнее, складки одежды облегают тела, вторя их изгибам и движениям.

Следующим шедевром Донателло стало надгробие для гробницы папы Иоанна XXIII. В сотрудничестве с архитектором Бартоломмео ди Микелоццо он создал своего рода образец для дальнейшего оформления захоронений ведущих католических священнослужителей. Резцу Донателло принадлежит лежащая фигура папы, а над гробницей работал Микелоццо.

В 1420 году художник вернулся к технике бронзового литья, отлично усвоенной им еще в годы ученичества. С 1422 по 1429 год Донателло создал несколько бронзовых шедевров, положивших начало целому течению в скульпторе эпохи Возрождения. Он работал над крупными статуями и мелкими фигурками, в том числе и для баптистерия в Сиенне.

Вершиной творчества Донателло в технике бронзового литья считается отлитая им в 1430-1432 годах вторая статуя Давида. Победитель Голиафа изображен в расцвете молодости и славы. Юноша в пастушеской шапке, полностью обнаженный, стоит, поставив ногу на голову поверженного великана. Революционность шедевра Донателло заключается в том, что Давид стал первым свободно стоящим изображением обнаженной натуры, рассчитанным на круговой осмотр, со времен античности.

Некогда Давид стоял на колонне во дворе Палаццо Медичи во Флоренции, затем, после свержения Медичи, был перенесен во двор Синьории. Шедевр Донателло стал своего рода символом борьбы Флоренции за независимость, а сегодня его можно увидеть в музее Барджелло.

Помимо статуй скульптор работал и с барельефами, коренным образом изменив существующие традиции и техники. Стремясь придать изображением реалистичность, Донателло тщательно вытачивал фигуры переднего плана, придавая им объем и пластичность, фоновые персонажи делал графичными, «сплющенными». Придание глубины живописным рельефам мастер реализовывал с помощью архитектурного приема, сводя линии в одну точку на «горизонте».

В 1432-1433 годах Донателло вновь предпринял путешествие в Рим, где встретился со своим другом, римлянином Брунеллески, и вплотную занялся изучением античных шедевров зодчества и скульптуры. Итогом стали последующие работы мастера, в которых проявилась классика античности, выраженная в простых линиях, реалистичных фигурах, портретных, ясных лицах с четкими индивидуальными чертами.

Мозаика купола

По мнению искусствоведов, великолепная мозаика восьмиугольного купола баптистерия Сан Джованни была создана между 1270 и 1300 гг. венецианскими мастерами при участии знаменитых флорентийских художников Коппо ди Марковальдо (Coppo di Marcovaldo, 1225-1276) и Чимабуэ (Cenni di Pepo, 1240-1302), которые выполнили эскизы.

Мозаика купола баптистерия Сан Джованни MatthiasKabel / Wikimedia Commons

Золотое мозаичное покрытие купола представляет собой разделенную на 8 сегментов картину, расположенную в 5 концентрических кругах, которые последовательно изображают ангельские иерархии, истории Бытия, истории Иосифа, истории Марии и Христа и, наконец, истории Святого Иоанна Крестителя. На трех сегментах изображен «Страшный суд» с доминирующей фигурой Христа-судьи: под его ногами происходит воскресение мертвых, справа от него библейские патриархи приветствуют праведников на небесах, а слева изображен ад с великим Сатаной и бесами.

Описание

Сцена, изображенная в « Празднике Ирода» Донателло, сочетает в себе несколько различных элементов, обычно включенных в цикл баптистов (важные события в жизни Иоанна Крестителя ). В более ранних изображениях, таких как барельефы Андреа Пизано на южных дверях флорентийского баптистерия (1330–1336 гг.), Танец Саломеи, обезглавливание святого Иоанна и представление головы царю Ироду были разделены на разные сцены. . Донателло объединяет эти элементы вместе, используя непрерывное повествование (тип повествовательного искусства, которое иллюстрирует несколько сцен повествования в одном кадре), чтобы проиллюстрировать сцену и изобразить мученичество Джона без явного показа обезглавливания. Еще один способ, которым работа Донателло отличается от предыдущих представлений Сцена — эмоциональная выразительность фигур, поскольку Ирод и его товарищи реагируют на отрубленную голову, как она представлена.

Добавление архитектурных элементов позволило включить в сцену линейную перспективу , которая, в свою очередь, привлекает внимание к важным фокусным точкам и фигурам. Донателло был вдохновлен исследованием его современника Филиппо Брунеллески системы линейной перспективы, включающей ортогонали (диагональные линии, пересекающиеся в центральной точке схода) и трансверсали (линии, пересекающие эти ортогонали), которые работают вместе, чтобы привлечь внимание к точке схода и создать иллюзию пространства на двухмерной поверхности

Донателло немного манипулировал этой системой, установив фокус в виде буквы «V» открытого пространства, побуждая взгляд перемещаться по панели к двум отдельным группам, а не сосредотачиваться на каком-либо одном элементе. Включение линейной перспективы позже стало стандартным элементом в живописи и скульптуре эпохи Возрождения, после того как было описано Леоном Баттистой Альберти в его трактате 1435 года Della Pictura.

Еще один способ, которым Донателло описал пространство, в котором происходит сцена, — это использование высоких и низких рельефов. Одна из техник, которые Донателло применил в своем празднике Ирода, — это использование rilievo schiacciato , или неглубокого рельефа , который он ранее использовал в своей пределле Святого Георгия для церкви Орсанмикеле во Флоренции. Донателло использовал резьбу Schiacciato, чтобы создать атмосферный эффект и создать впечатление большей глубины. Чтобы создать эту глубину, Донателло сделал ставку на контраст между низким и высоким рельефом

Включение невысокого рельефа в архитектуру многослойных арок и фоновых фигур позволяет отдельным элементам выступать дальше, в то время как горельеф привлекает внимание к более детализированным фигурам на переднем плане, которые, кажется, простираются в зрительское пространство.

Крестильный шрифт

Донателло, надеюсь

Купель, над которой работали с 1417 по 1429 год, является важнейшим литургическим и художественным элементом оборудования. Мраморный скиния со статуэткой Иоанна Крестителя работы Якопо делла Кверчиа или по периметру 1427 года возвышается над шестиугольной чашей с бронзовыми рельефами на шести сторонах стены и фигурами добродетелей по краям. Жития Иоанна написаны четырьмя разными скульпторами, трое из которых являются одними из самых известных скульпторов раннего Возрождения. Донателло создал бронзовых ангелов между фронтонами скинии.

Детали бронзовых рельефов:

  1. Ангел объявляет о рождении Иоанна Захарии (отцу Иоанна) . Якопо делла Кверчия , 1428–1429.
  2. Рождение Иоанна. Джованни ди Турин, 1427 год.
  3. Проповедь Крестителя. Джованни ди Торино, 1427 г. Эти два рельефа демонстрируют стилистическое влияние Гиберти и его первых портальных рельефов (1401 г.) на Баптистерий Флоренции .
  4. Крещение Христа — Лоренцо Гиберти
  5. Баптист, Гиберти и соратники взяты в плен.
  6. Танец Саломеи перед Иродом и смертью Иоанна. Донателло , 1427 г. Эта бронзовая доска — значительный шаг в развитии искусства рельефа. При последовательном применении перспективы очень плоское, почти графическое моделирование («relievo sciacciato») создает максимальный пространственный эффект, в то время как на переднем плане почти полностью пластические группы фигур воспроизводят драматический момент, когда Саломея преподносит Ироду отрубленную голову Крестителя.
Шесть рельефов крестильной купели, 1427–1429 гг.

Биография

Флорентийский мастер Донателло (полное имя — Донато ди Никколо ди Бетто Барди) — одна из ключевых фигур в создании итальянской скульптуры эпохи Возрождения. Он вдохновил множество современников и оставил значительный след в искусстве раннего Ренессанса. Донателло стоит в одном ряду с Филиппо Брунеллески, Томмазо Мазаччо и Альберти — крупными творцами той же эпохи.

Донателло создавал скульптуры из бронзы, камня и дерева. Глубокие познания и умение обращаться с этими материалами позволили ему привносить в свои работы жизнь, сочетая реализм с сильными чувствами. Работы мастера полны энергии и мысли. Скульптор является автором многих известных скульптур в истории искусства, но одной из самых известных его работ считается обнаженная фигура Давида.

Давид (1408–1409)

Бронзовая статуя Давида (1430–1440)

По мере роста своей репутации, Донателло получал все новые заказы, среди которых была и статуя Давида из бронзы для дворца Казимо Медичи. Эта скульптура демонстрирует отход от традиционных канонов христианского искусства: удивляет женственность главного героя, а также степень его обнаженности (это была одна из первых настолько откровенных работ, созданных в эпоху Возрождения). Хотя Давид изображен с мертвой головой поверженного Голиафа у ног, стройная и женственная фигура юноши заставляет усомниться, что он мог нанести смертельный удар такому сильному противнику.

Давид. 1440 год.

Карьера

Отправной точкой в творческом пути мастера можно считать его приход в студию Лоренцо Гиберти, где Донателло помогал в создании нескольких статуй, прежде чем перейти к самостоятельной работе. Также скульптор сотрудничал с известным Якопо делла Кверча.

Аллегория Эроса

В 1411 году скульптор создает статую Святого Марка, а спустя несколько лет — статую Святого Георгия, являющуюся одним из первых примеров применения центральной перспективы в скульптуре. Эти работы были выполнены в барельефе. Преимущество данного способа состоит в том, что это позволяет мастеру рассматривать композицию с разных точек зрения без искажения объектов. Позже Донателло создает пять статуй для кампанилы Джотто, «Пир Ирода» (около 1427), «Мадонну Пацци» (около 1420) и другие знаковые произведения.

Пир Ирода

Спад

Следующее поколение скульпторов Возрождения создавали мраморные скульптуры, на фоне которых стиль Донателло стал постепенно меркнуть. Но мастер продолжал получать доходы, работая до конца своей жизни. Прославленный скульптор умер в 1466 году и был похоронен в базилике Сан-Лоренцо, рядом с Медичи.

Один из величайших старых мастеров повлиял как на современников, так и на более поздние поколения скульпторов и художников, в том числе на Микеланджело и Джованни Бернини, а скульптуры Донателло являются украшением художественных музеях по всей Европе.

Краткие биографические сведения о скульпторе Донателло

Будущий скульптор Донателло появился на свет во Флоренции в 1386 году, в семье Николло ди Бетто Барди — богатого чесальщика шерсти. Он обучался в 1403-1407 годах в мастерской человека по имени Лоренцо Гиберти. Здесь он освоил, в частности, технику бронзового литья. На творчество этого скульптора большое влияние оказало знакомство с другим великим человеком — Филиппо Брунеллески. Гиберти и Бруннелески остались на всю жизнь самыми близкими друзьями мастера.

Джорджо Вазари говорил, что скульптор Донателло был очень щедрым человеком, весьма любезным, относился к друзьям очень хорошо, не придавал никогда значения деньгам. Его ученики и друзья брали у него столько, сколько им было нужно.

Выставка его работ

Флоренция

Большинство работ Донателло находится во Флоренции . Среди наиболее известных можно отметить:

Авраам готов принести в жертву Исаака — мрамор, Дом-музей

  • Museo dell’Opera del Duomo  :
    • Аввакум (прозванный Ло Цукконе , «большая тыква» из-за лысины изображенного персонажа)
    • Кающаяся Магдалина , (1453-1455)
    • Пророк , статуя, (1406-1409)
    • Святой Иоанн Богослов , мрамор, (1410-1411)
    • Кантория Донателло , (1433-1439)
    • Жертвоприношение Исаака , группа, (1408-1421)
    • Задумчивый человек , статуя, (1408-1421)
    • Безбородый пророк , статуя, (1408-1421)
    • Христос-Искупитель в окружении двух пророков , группы, Симоне ди Франческо Таленти и Донателло (1410-1431)
  • Музей творчества Санта-Кроче

    Святой Людовик Тулузский , 1422-1425 гг., Позолоченная бронза, серебро, эмаль и горный хрусталь, 285 x 101 x 78 см.

     :

  • Церковь Санта-Кроче:
  • Церковь Орсанмикеле  :

    • Ниша для вечеринок гвельфов
    • Святой Георгий (1416 г.) по заказу Arte dei Corazzai e Spadai (Corporation des Armuriers)
  • Палаццо Веккьо

    Юдифь и Олоферн

     :

  • Национальный музей Барджелло  :

    • Святой Георгий и Дракон , ок. 1417 г., мрамор, 50 × 172 × 21,5  см .
    • Давид в мраморе,
    • Давид в бронзе (очень разные композиции)
    • Бюст Никколо да Уззано , расписанный терракотой, около 1432 г .;
    • Распятие , 1450-1455 гг., Бронза, 93 х 70 см.

Пиза

Бюст-реликварий Святого Россоре , ок. 1424-1427 гг., Резная литая бронза, позолота и посеребрение, 56 × 60,5 × 37  см , Национальный музей Сан-Маттео .

Неаполь

Голова лошади, известной как Протом Карафа , около 1455 г., бронза, 176 × 182 × 140  см , Национальный археологический музей Неаполя .

Франция

  • Саломея или Пир Ирода , около 1435 г., мрамор, 50 × 71,5  см , Дворец изящных искусств в Лилле .
  • Спирителло из кантории Дуомо во Флоренции , 1439 г., бронза со следами позолоты, мраморная основа, 60,5 × 41 × 24  см , Коллекция Institut de France, музей Жакемара-Андре , Париж.
  • Мадонна с младенцем , около 1445 г., горельеф, полихромная терракота, 102 × 74  см , Лувр , Париж.

Приписано: Мадонна Пиот , около 1440 или около 1460 года, полихромная терракота, Париж, Лувр .

Германия

  • , ок. 1420-1425 гг., Мрамор, 74,5 × 73 × 6,5  см , Музей Боде , Берлин .
  • , ок. 1415 г., терракота, Боде-музей, Берлин.
  • , около 1440 г., терракота, музей Боде, Берлин.
  • , около 1450 г., лепнина, музей Боде, Берлин.
  • (из купели Сиенского собора), 1427-29, Боде-музей, Берлин.
  • , терракота, Боде-музей

    Мадонна с младенцем ( бозцетто ), терракота, Боде-музей , Берлин.

    , Берлин.

  • , около 1460 г., бронза, Музей Боде, Берлин.
  • , около 1430 г., мрамор, Боде-музей, Берлин.

Англия

  • Мадонна с младенцем и четыре ангела  (en) или Мадонна Челлини , ок. 1450 (1456), частично позолоченная бронза, Музей Виктории и Альберта , Лондон .
  • Мертвый Христос, которого несли два ангела , около 1440 года, мрамор, Музей Виктории и Альберта, Лондон.
  • Мадонна с младенцем (Мадонна Дадли) , около 1435 г., мрамор, Музей Виктории и Альберта, Лондон.
  • Оплакивание мертвого Христа , c. 1455–1460, бронза, Музей Виктории и Альберта, Лондон.

Россия

  • Бичевание , мрамор, около 1425-30 гг., ГМИИ, Москва, бывший Берлин, Музей кайзера Фридриха.
  • Святой Иоанн Креститель , бронза, около 1430 г., ГМИИ, Москва, бывший Берлин, Музей Кайзера Фридриха.

Соединенные Штаты

  • Работы выставлены в Национальной галерее искусств , Вашингтон, округ Колумбия , скульптуры:
    • Вакханка , бронза
    • Мертвый христос, удерживаемый ангелами
    • Ангел играет , бронза
    • Святой Иероним , бронза
    • Сатир , бронза

Личная жизнь

О личной жизни мастера практически ничего не известно, зато историки сохранили подробности творческой биографии Донателло, считающегося родоначальником традиций Возрождения в скульптуре.

Мастерство зрелого флорентийца проявилось в созданных им в 40-х годах рельефах «Видение Иоанна на острове Патмос», «Воскрешение Друзианы», «Освобождение из котла с кипящим маслом» и «Вознесение на небо».

В композициях вместо спокойствия и статики появилось движение, драматизм, обострение психологических характеристик персонажей и глубина образов.

В 1443 году Донателло уехал в Падую, где спустя четыре года отлил конную статую Эразмо де Нарни, венецианского кондотьера по прозвищу Гаттамелата. Всадник и конь, стоящие на пересечении улиц, объединены в стройную композицию, подчеркнутую диагональю, образованной мечом и жезлом рыцаря.

По возвращении из Падуи, где из-под резца мастера вышли еще несколько чудесных рельефов и церковный алтарь, Донателло работал уже не столь много и продуктивно. Начиная с 1453 года он проживал в родной Флоренции и, по-видимому, тяжело болел. Мысли о смерти, болезни, страданиях, тщете земного существования отражены в работах мастера позднего периода.

Краткие биографические сведения о скульпторе Донателло

Будущий скульптор Донателло появился на свет во Флоренции в 1386 году, в семье Николло ди Бетто Барди — богатого чесальщика шерсти. Он обучался в 1403-1407 годах в мастерской человека по имени Лоренцо Гиберти. Здесь он освоил, в частности, технику На творчество этого скульптора большое влияние оказало знакомство с другим великим человеком — Филиппо Брунеллески. Гиберти и Бруннелески остались на всю жизнь самыми близкими друзьями мастера.

Говорил, что скульптор Донателло был очень щедрым человеком, весьма любезным, относился к друзьям очень хорошо, не придавал никогда значения деньгам. Его ученики и друзья брали у него столько, сколько им было нужно.

Facciatone

В разгар состояния Сиены, в 14-м веке, город спланировал и начал работу по расширению, чтобы создать новый неф, который будет иметь длину 100 метров, с оригинальным нефом, создающим трансепт. Но Черная Чума пронеслась по городу в 1348 году, в результате чего две трети населения погибли. С ними погибли планы грандиозного нового собора. Неполный фасад образует несколько несоответствующую стену рядом со старым собором. Названный Facciatone, это все, что осталось от злополучного проекта. Одна из наименее известных вещей, которые нужно сделать в Сиене, — это подняться на вершину Facciatone, доступную через музей, чтобы полюбоваться великолепным видом с воздуха на город.

архитектура

С 1316 годом хорами в соборе Сиены должны были быть увеличены. Для этого требовалось сложное основание на крутом склоне , которое было расширено как нижняя церковь и использована как баптистерий. Строительство считается работой скульптора-архитектора Тино ди Камайно или его отца Камайно ди Кресентино. Этот баптистерий был завершен к 1325 году, а с 1382 года он получил недостроенный трехчастный фасад с порталами работы Мино дель Пелличчио в изящных формах поздней готики. Доступ осуществляется через внешний пролет мраморной лестницы 1451 года.

Своды в трехнефном интерьере, которые широко распространены из-за размеров хора наверху, опираются на прочные колонны, поскольку они также должны были нести бремя архитектуры хора. Фрески сводов были выполнены Векьеттой и другими сиенскими художниками примерно с 1450 по 1460 годы.

Сезонность отдыха

Сиена благодаря умеренному климату без резких перепадов температур является круглогодичным туристическим направлением. Высокий сезон приходится на май — сентябрь, когда в городе самая благоприятная для экскурсий погода.

Летний сезон

Лето в Сиене — самая долгожданная пора для местных жителей и многих туристов, поскольку в это время в городе проходит важное ежегодное событие — конные соревнования Палио. В скачках, устраиваемых на площади дель Кампо, состязаются между собой представители 10 контрад города


Традиционные скачки Палио — это крупнейшее событие в жизни Сиены

В наши дни торжественное шествие, именуемое Кортео Сторико, сохранило свою актуальность. В параде принимают участие одетые в средневековые костюмы всадники, барабанщики и знаменосцы, гордо несущие флаги с гербом своей контрады. Замыкает пышную процессию платформа с главным призом Палио. После скачек победившая контрада устраивает банкет на площади, длящийся всю ночь.


Победителю скачек достаётся так называемый «Большой флаг», полотно которого расписывает каждый раз новый художник

Осенняя пора

Слово «осень» у итальянцев ассоциируется со сбором урожая. Туристам, оказавшимся в этот сезон в Сиене, кроме осмотра исторических памятников и произведений искусства, стоит совершить экскурсию в один из винных регионов Тосканы: Кьянти, Монтальчино или Монтепульчано, где можно воочию увидеть сбор урожая винограда и процесс производства вина, а также продегустировать молодое вино разных сортов.


Кьянти с длинными вереницами виноградников славится своим вином, которое часто называют «итальянским бордо»

Зимний сезон

Зимняя Сиена очаровательна по-своему. В начале декабря в городе начинается предпраздничная подготовка: улицы украшаются разноцветными гирляндами, на главной площади устраивается рождественский рынок, во многих общественных местах и храмах располагаются вертепы — фигурные композиции, воспроизводящие сцены Рождества Христова.

Весенняя пора

Весна в городе начинается рано и проходит ярко. Путешественники, посетившие Сиену весной, надолго запомнят «открыточные» виды окрестностей. Отличные панорамные снимки можно получить, воспользовавшись смотровыми площадками в башне Торре-дель-Мангия и Кафедральном соборе. В весенние месяцы хорошо совершить прогулку по Ботаническому саду — прекрасному оазису с редкими растениями и деревьями. Особую коллекцию сада составляют растения-хищники, питающиеся насекомыми и членистоногими.


История создания Ботанического сада восходит к 1588 году, когда Университет Сиены впервые начал выращивать лекарственные растения

Интерьер баптистерия Сан-Джованни

Интерьер баптистерия разделен на нижнюю часть с колоннами и пилястрами, среднюю с оконными проёмами и верхнюю с мозаичным куполом.

Стены облицованы темно-зеленым и белым мрамором с инкрустацией геометрическими узорами. Ниши разделены монолитными колоннами из сардинского гранита. Мраморная облицовка внутренних помещений была начата во второй половине 11 века.

Пол выложен сложным мозаичным мраморным покрытием.

В баптистерии в глаза особенно бросается яркая мозаика купола.

В мозаиках доминирует огромная фигура Христа-судьи со сценами Страшного суда, занимающими три из восьми сегментов купола. В наложенных горизонтальных регистрах других пяти сегментов изображены истории святого Иоанна Крестителя, покровителя Флоренции, Христа, Иосифа и Книги Бытия. В центре, в высшем регистре, находятся ангельские иерархии.

В баптистерии находится монументальная бронзово-мраморная гробница антипапы Иоанна XXIII работы Донателло и Микелоццо Микелоцци.

Позолоченная статуя, обращенная лицом к посетителям баптистерия, покоится на смертном одре, поддерживаемая двумя львами, под балдахином из позолоченной драпировки. Этому баптистерию антипапа завещал несколько реликвий и своё огромное состояние.

Также в баптистерии примечателен алтарь Святого Иоанна, изначально созданный по проекту Антонио дель Поллайоло в 1483 году из серебра.

Биография

Донателло (уменьшительно-ласкательная форма) от Донато ди Никколо ди Бетто Барди (Donato di Niccolo di Betto Bardi) – так звучит полное имя великого художника, родился во Флоренции (Firenze), а может и в ее окрестностях, ориентировочно в 1386 году.

С ранних лет он тянулся к прекрасному и проявлял незаурядные творческие способности. Его отец занимался довольно прибыльным в те времена делом – переработкой и производством шерсти, и планировал привлечь сына к своему ремеслу, но все попытки оказывались тщетными. Глава семейства умер, когда Донателло был еще подростком, не оставив после себя богатого наследства.

Мальчик не получил достойного образования, не знал древних языков, после смерти родителя жил с матерью в небольшом, скромном доме, и вынужден был с юных лет самостоятельно зарабатывать на жизнь.

Будущий великий скульптор впервые соприкоснулся с миром искусства когда обучался ювелирному делу, в одной из мастерских Флоренции, принадлежавшей известному художнику и скульптору Биччи ди Лоренцо (Bicci di lorenzo). Здесь Донателло освоил технику бронзового литья, в которой были выполнены многие его будущие самостоятельные работы. Ювелирное искусство в те времена тесно переплеталось со скульптурой, архитектурой и живописью. Именно золотых дел мастера трудились над декорированием флорентийского кафедрального собора. Примечательно, что обучение в мастерской оплачивалось банкиром, меценатом и покровителем юного дарования Мартелли (Martelli).

Свое художественное образование Донателло продолжил в Риме, отправившись в старинный город примерно в 1404-1407 годах, вместе с лучшим другом Филиппо Брунеллески (Filippo Brunelleschi). Там его учителем был выдающийся скульптор, архитектор, историк, непревзойдённый мастер рельефных работ Лоренцо Гиберти (Lorenzo Ghiberti).

Наставники юноши сумели заложить в нем главные ориентиры и основы высокого искусства, а природное трудолюбие, и талант позволили появиться на свет необыкновенным работам из мрамора, дерева, бронзы, которые прославили своего автора на века. Вернувшись из Рима в родной город молодой мастер стал получать многочисленные заказы от влиятельных особ, политических деятелей и представителей высшего духовенства. Очень быстро гениальный скульптор завоевал признание и уважение современников.

Донателло непрестанно творил всю свою жизнь, стараясь не упускать ни одного предложения по работе. Искусство было единственной и главной его страстью. Он не стяжал славы и богатства: известен даже исторический факт о том, что в мастерской художника весела корзина, где хранились деньги, полученные им за работу, и каждый из нуждающихся учеников мог свободно взять оттуда любую сумму.

Донателло много путешествовал: он созидал свои великолепные скульптуры в Пизе, Сиене, Риме, Падуе, Венеции и многих других городах Италии.

О личной жизни мастера сохранилось мало сведений, он не оставил потомства, умер в 1466 году, в 80-летнем возрасте, пребывая в достаточно затрудненном материальном положении, тяжело и долго болея перед смертью. Тело Донателло было погребено с почестями в базилике Сан-Лоренцо (Basilica di San Lorenzo) – самом большом и старинном храме Флоренции, к внешнему и внутреннему убранству которого был причастен гениальный скульптор.

Фасад и колокольня

Фасад собора захватывает дух, шедевр дизайна и скульптуры Джованни Пизано, с красивым розовым окном и венецианской мозаикой, дополняющий и без того красочный эффект инкрустации зеленым, красным и белым мрамором, который покрывает здание и его поразительный колокольня. Это одно из лучших достижений итальянской готики. Ссылаясь на скульптуры Пизано на фасаде, современный скульптор Генри Мур назвал его «первым современным скульптором».

Почти вся ширина фасада заполнена тремя дверными проемами одинаковой высоты, увенчанными фронтонами, с тонкой башней на каждом конце. Над центральным дверным проемом находится розовое окно. Красиво детализированные скульптуры украшают оставшиеся участки так гармонично, что это никогда не кажется чрезмерным. Чтобы защитить оригинальные работы Пизано от выветривания, большинство было заменено искусными копиями в 1869 году, а мозаики были добавлены над дверями в 1877 году. В углу, образованном нефом и правым трансептом, находится романская колокольня, завершенная в конце 14-го века. На дверях башни находится барельеф 15-го века Богоматери и Младенца, приписываемый Донателло.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Метолит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: