Чимабуэ: жизнь и творчество художника

иконография

Nicopoia, византийская икона, портится от войны в четвертом крестовом походе , на сегодняшний день в Капелла делла Мадонна Nicopeia в базилике Святого Марка

Византийская икона в церкви СС. Пьетро и Паоло в Сан-Космо-Альбанезе , Калабрия , 20 век

В византийскую эпоху одежда Мадонны соответствовала строгим лекалам. Волосы закрывала белая шапка. Сама она была одета в красную тунику, поверх нее синее пальто, иногда расшитое тремя звездами, и носила красные туфли или тапочки. Такой способ изображения Мадонны стал самым успешным и распространенным в Италии в последующие века.

Божественное материнство Марии подтверждается в более поздних изображениях двумя сокращениями с обеих сторон головы: «MP «Y», что означает «Μητέρα του Θεού» (Богородица).

  • в византийские времена ( 4-15 вв.) как Maria lactans («кормящая мать Бога», греч. Galactotrophousa , «благословенная матка»)
  • из романского (в Италии с 13 века) как Sedes sapientiae («место мудрости») или как Maestà («правитель») в окружении ангелов или святых
  • в эпоху Возрождения Италии (XV — XVI вв.) в виде Sacra convertazione («святая беседа») в окружении святых
  • барокко в контрреформации (17 восемнадцатый век) , а затем снова , как Regina Coeli ( «Королева Небес»),

последние две также как стоячие Мадонны.

вариант

Вариантом Никопоя является Кириотисса (греч. «Мать Господа»), византийский тип изображения Мадонны, в котором Мария стоит прямо и прижимает младенца Иисуса к своей груди.

РАДОСТЬ МИРА

Чёрная Дева Монсерратская. Начало XII века. Копия утраченной статуи X века

Под влиянием Византии эта иконография постепенно проникает на Запад. Сохранилась византийская статуя X века (она хранится в Лондоне в музее Виктории и Альберта), которая послужила источником вдохновения для многочисленных статуй Мадонн, их сейчас можно увидеть в музеях и католических храмах. Сначала эта иконография появится в Испании (мы знаем каталонскую Черную Мадонну начала XII века). Потом она пересечет Пиренеи, проникнет во Францию и дальше распространится по всей Европе.

Посмотрите на готическую Парижскую Деву XIII века из Лувра. Её красота совершенна, лицо очень гармонично, в руках Она держит розу. Она — символ любви и заботы, но в то же время настолько элегантна, что ясно, что это Избранница Бога. Перед столь прекрасным изображением становится понятно, почему средневековые авторы говорили, что весь мир и всё, что есть в нем прекрасного, все его сокровища — это лишь подарок, который Бог делает Своей Избраннице. Весь мир был сотворен ради Божией Матери. Такое отношение к миру характеризует средневековое мироощущение. Жить в этом мире прекрасно, это дар Божий.

Итак, Богородица и на Западе, и на Востоке — Царица-Мать, Царица небес, Мать нежности и умиления. И одновременно Она для всех авторов и художников — Царица земли. Люди думают, что рай остался где-то в прошлом или в другом измерении и мы его утратили, но в действительности Бог, когда изгнал Адама и Еву, рай от земли не отнял. Он остался здесь, но стал для человека невидим. Эта святоотеческое убеждение (его воспроизводит, например, Достоевский) выразилось в числе прочего и в том, как изображается Божия Матерь. В богослужениях Она воспевается как «таинственный рай, невозделанно взрастивший Христа». Поэтому «о Тебе радуется всякая тварь». Богородица — Китеж-град, невидимый сад. Она радость всего творения. В Средневековье Её часто изображали в беседке из роз, указывая одновременно на земной и небесный рай.

Джотто ди Бондоне. Мадонна на троне со святыми. 1306–1310 годы

Она не только Царица неба и земли, но и Царица сердец верующих. Она Прекрасная Дама для средневекового рыцарства. В таком образе Она изображена мастером сиенской школы Дуччо ди Буонинсенья. Она смотрит на нас как на Своих детей и царствует над теми, кто Её окружает, и теми, кто смотрит на эту картину. Этот же иконографический тип явлен у мастера Чимабуэ. Он был наставником Джотто, который воспринял его традицию: мы знаем знаменитую Маэсту Джотто — Богородицу, восседаю­щую на троне с Младенцем на руках и в окружении ангелов. Здесь еще видно влияние византийского искусства, которое очень каллиграфично. И вместе с тем Джотто себе позволял некоторый реализм в передаче человеческих чувств. На всех его картинах легко считывается настроение персонажей.

Литература

  • Пешке Иоахим. Монументальная живопись эпохи Джотто в Италии. 1280—1400. — М.: Белый город, 2003.
  • The Encyclopaedia Britannica: A Dictionary of Arts, Sciences, and General Literature. — H.G. Allen, 1833. — Vol. 5. — P. 778-780. (англ.)
  • Strzygowski Joseph. Cimabue und Rom. — Wien, 1888. (нем.)
  • Boskovits Miklòs. Cenni di Pepe, detto Cimabue. — Dizionario Biografico degli Italiani. — 1979. — Vol. 23. (итал.)
  • Вазари. ЖИЗНЕОПИСАНИЕ ДЖОВАННИ ЧИМАБУЭ ФЛОРЕНТИЙСКОГО ЖИВОПИСЦА. Проверено 3 мая 2020.
  • Виппер Борис Робертович. Итальянский ренессанс XIII-XVI века. Том 1. Проверено 3 мая 2017.

Джованни Чимабуэ (Ченни ди Пепо). Биография. Итальянская живопись . Проверено 3 мая 2020. Архивировано 8 мая 2020 года.

  • Джованни Чимабуэ (Ченни ди Пепо). Картины художника (стр.1). Итальянская живопись . Проверено 3 мая 2020. Архивировано 8 мая 2020 года.
  • Джованни Чимабуэ (Ченни ди Пепо). Картины художника (стр.2). Итальянская живопись . Проверено 3 мая 2020. Архивировано 8 мая 2020 года.

ПЕСНЬ ПЕСНЕЙ И АПОКАЛИПСИС

В византийской традиции в декабре мы празднуем Зачатие Богородицы, когда святая праведная Анна зачинает во чреве Божию Матерь. На Западе же празднуется Непорочное зачатие, то есть свобода Её от первородного греха (так верит Католическая Церковь) — подчеркивается именно роль Божией Матери, Она является главным персонажем. И с XII века развитие получает иконографический сюжет «Непорочной Божией Матери». Это не просто дева — это невеста из Песни Песней, образ совершенной красоты, невинности, избранница Небесного Жениха. Песнь Песней — это свадебный гимн, исполнявшийся во время застолья группой хоров, это диалог жениха и невесты, друзей жениха и друзей невесты. Божия Матерь в рамках такой иконографии оказывается в центре торжества. 

Альбрехт Дюрер. Жена, облеченная в солнце. 1511 год

Например, на картине XII века из Сен-Дени вокруг Божией Матери изображены символы — храм, древо жизни, колодец, солнце, сосуд благодати, в котором манна, Новый Иерусалим. Все эти образы Божией Матери мы знаем по византийскому акафисту, метафоры те же самые. Справа другой символ — запечатленный сад. Это из Песни Песней — закрытый внутренний сад, дворик, в котором журчит фонтан, цветут райские плодоносные деревья, розы. И этот сад принадлежит только Божией Матери и Царю. Справа ангел с разноцветными крыльями, который держит огромное зеркало, потому что Божия Матерь — зерцало, отражаю­щее реальность такой, какая она есть. Божия Матерь — неискаженный образ чистоты и красоты, благолепия.

Другой образ-символ Девы Марии — Жена из Апокалипсиса. Она облачена в солнце, у Её ног луна, Она рождает Божественного Младенца, и древний дракон (зло, насилие) пытается уничтожить и Мать, и Младенца, но Господь сохранит их от смерти. Например, Альбрехт Дюрер в молодости, когда он еще был горячим почитателем Божией Матери, иллюстрировал литанию, то есть гимн в честь Богородицы, и на обложке этого издания запечатлена дева из Апокалипсиса.

ИСИДА И МАРИЯ

Богоматерь с Младенцем. Египет. VI век

В какую эпоху, где впервые возникает образ Девы-Матери, Заступницы, Великой Госпожи, Царицы Небесной? Многие считают, что это произошло в Византии примерно в середине первого тысячелетия. Но это не совсем так. Действительно, начиная с VI века получает распространение иконография Божией Матери — но не в Византии, не на христианском Ближнем Востоке и не в катакомбах христианского Запада. Впервые почитание Божией Матери началось и расцвело в Египте. 

Исида, кормящая Гора. Египет. 680–640 годы до Р. Х.

Именно Египет оказался колыбелью того Её почитания, что позднее распространилось по всему миру. Первые храмы в Египте возникали на развалинах языческих святилищ. Поэтому нет ничего странного и смущающего в том, что и язык искусства христиане заимствовали из очень древних архаичных культур. В христианстве находят свое завершение древние интуиции, ожидания, надежды человека, и это только подтверждает жизнеспособность христианства.

Есть множество древних изображений богини Исиды с младенцем Гором на руках. Например, сохранилась статуя примерно VII века до Р. Х., где Исида изображена как царственная особа, со знаками фараонского и одновременно божественного достоинства. Образ материнства, который включает и девство, царственное и божественное достоинство, чрезвычайно важен для человека, для религиозной культуры. Есть другая статуя Исиды, более позднего времени, примерно I века по Р. Х., то есть уже современная христианству. Она сейчас хранится в Берлине, а обнаружена в пригороде Александрии в домовом храме, частном святилище Исиды. Здесь снова царская особа, у нее похожая драпировка одежды, головной убор, она так же держит младенца. Хотя выполнена статуя в эллинистическом стиле.

Это не единственное пересечение египетской языческой и христианской символики. В храмах Исиды встречаются изображения девушки, которая прядет завесу для храма. Этот образ позже откликнется на уровне архетипа в христианском сознании, ведь Божия Матерь в детстве, согласно апокрифам, тоже пряла завесу для Иерусалимского храма. Христианство и архаические религиозные представления очень долго сосуществовали в Египте, примерно до IV–V веков. Жители Египта часто не знали, кому посвящен тот или иной храм: Исиде или Марии, Христу или Осирису. В итоге христианство победило, но на уровне эстетики вобрало в себя древние интуиции мудрых египетских богословов и художников.

ЧИМАБУЭ, ДЖОВАННИ

ЧИМАБУЭ, ДЖОВАННИ

(Cimabue, Giovanni) (ок. 1240 – ок. 1302), итальянский художник, один из ведущих мастеров флорентийской живописи 13 в. Родился ок. 1240. Его настоящее имя Ченни ди Пепо; прозвище Чимабуэ означает «Быкоголовый». Он был последним итальянским художником, работавшим в византийской манере. Те или иные живописные произведения приписываются ему на основании стилистического сопоставления с мозаикой, изображающей св. Иоанна Крестителя из апсиды собора в Пизе (единственной работы, принадлежность которой Чимабуэ засвидетельствована документально), и образом св. Иоанна из фрескиРаспятие в Верхней церкви в Ассизи, которая считается одним из прекраснейших его творений. Также по теме: ЖАНРЫ ЖИВОПИСИ

Стилистическое сходство с Распятием

обнаруживают несколько образов, отличающихся большой внутренней силой и экспрессией. В Верхней церкви в Ассизи стиль Чимабуэ заметен в большинстве потемневших фресок хора и трансепта. Среди этих фресок: сценыАпокалипсиса ,Успение иПрославление Богоматери , чудеса и мученичествоапостолов Петра и Павла и второе большоеРаспятие , сейчас почти полностью утраченное. В правом крыле трансепта Нижней церкви находится грубо прописанная фреска с изображениемМадонны на троне и Св. Франциска .

Самой известной работой Чимабуэ, исполненной в технике темперной живописи, является большая Мадонна на троне

(написанная для церкви св. Троицы во Флоренции, сейчас – в галерее Уффици). ЗнаменитаяМадоннаРучеллаи сейчас признается ранней работой сиенского мастера Дуччо ди Буонинсенья. Два деревянныхРаспятия , приписываемых Чимабуэ, находятся в церкви Сан Доменико в Ареццо и в музее Санта Кроче во Флоренции. Возможно, еще одна его работа – полиптих из Вашингтонской Национальной галереи, но эта атрибуция не является общепринятой.

Данте мельком упоминает художника в Чистилище

(XI, 94–96: «Кисть Чимабуэ славилась одна, а ныне Джотто чествуют без лести, И живопись того затемнена»). Джорджо Вазари рассказывает о том, какМадоннаРучеллаи была пронесена по улицам Флоренции под приветственные крики толпы; как Чимабуэ встретил Джотто, рисующего на камне овцу, и взял его к себе в ученики; как Чимабуэ безжалостно уничтожал свои произведения, если они ему не нравились. Чимабуэ удалось достичь высокого мастерства в создании жесткой, структурной формы и ясной, логически выверенной композиции. Умер Чимабуэ ок. 1302.

Мадонна с Младенцем и двумя ангелами

Паоло ди Джованни Феи
Мадонна с Младенцем и двумя ангелами . Середина 1380-х годов
итал. Madonna col Bambino e angeli
Холст (переведена с дерева), темпера. 94,5 × 82,5 см
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
(инв. ГЭ-276)

«Мадонна с Младенцем и двумя ангелами»

— картина итальянского художника эпохи Проторенессанса Паоло ди Джованни Феи из собрания Государственного Эрмитажа.

На картине изображена сидящая на подушке Мадонна с Младенцем на коленях, у них за спинами стоят два ангела и держат красно-золотое покрывало с орнаментом из цветов и птиц. Младенец поднял правую руку в благословляющем жесте, в другой руке у него свиток с полустёртой надписью Ego sum lux/ mundi/… / …it…/ et … (Я свет миру… и…)

. Нимбы Мадонны, Младенца и ангелов рельефны. На нимбе Мадонны надписьAVE MARIA GRATIA PLENA DO… (Радуйся, Мария благодатная Го . — Лк. 1: 28), на нимбе Младенца написаноVERE FILIIO DISVM AVE (Истинно сын Божий, ра; истинно (ты) сын Божий . — Мф. 14: 33), нимбы ангелов украшены цветочным орнаментом.

Ранняя история картины не известна, она принадлежала художнику и архитектору А.-К. А. Бейне и скорее всего была им приобретена в 1841—1849 годах в Италии во время заграничного путешествия. После его смерти картина ещё некоторое время находилась в семье и в 1865 году была подарена наследниками музею Академии художеств, в 1897 году она была передана в Русский музей, откуда в 1910 году поступила в Императорский Эрмитаж. Выставляется в здании Большого (Старого) Эрмитажа в зале 207.

Картина в зале 207 Большого Эрмитажа (Зал итальянских примитивов)

Первоначально картина была написана на дереве, но 1860 году реставратором Табунцовым была переведена на холст. Картина имела значительно бо́льшие размеры, верхняя часть имела полукруглое завершение. Однако впоследствии она явно получила значительные повреждения, верхняя часть была срезана и получившиеся углы скруглены; в них заметны остатки первоначального орнамента верхнего полукружия, также картина была значительно обрезана с боков и снизу. Живопись также имеет значительные повреждения. При первой реставрации после поступления в Эрмитаж ангел с правой стороны был полностью переписан Э. К. Липгартом темперой и гуашью. Свиток в руке Младенца и текст на нём также были обновлены: свиток стал шире и надпись из шестистрочной была переделана в пятистрочную, она заключала в себе следующие строки: Ego s/um lux/ mundi/ Veritas/ et vita (Я свет миру… истина и жизнь

. — Ин. 8: 12; 14: 6).

В начале 2000-х годов картина прошла капитальную реставрацию, проведённую художником-реставратором Т. Д. Чижовой, в том числе было восстановлено первоначальное шестистрочное начертание текста на свитке.

По мнению Т. К. Кустодиевой подобный тип изображения Мадонны восходит к типу Богоматери Одигитрии (Путеводительницы). Этот тип имеет византийское происхождение и в XIII веке получил распространение в итальянской живописи. Он характеризуется тем что Младенец всегда изображался благословляющим, держа в руках свиток со словами из Откровения Иоанна Богослова, также Младенец показывался укрытым мантией. За троном Богоматери обычно помещались архангелы Михаил и Гавриил — на картине, из-за того что фигуры архангелов срезаны и были повреждены, их имена по атрибутам не определить.

Имя автора долго определить не удавалось. М. И. Щербачёва указывала что после поступления в Эрмитаж картину предполагалось включить в печатный каталог под № 1999 с определением как работа неизвестного флорентийского художника XIV века, однако этот каталог окончен был № 1998. Щербачева определила что картина относится к Сиенской школе, в качестве автора назвала Наддо Чеккарелли, а временем написания сочла середину 1350-х годов. С этой атрибуцией картина была опубликована в каталогах Эрмитажа 1958 и 1976 годов. В начале 1980-х годов в качестве автора картины был назван Бартоло ди Фреди и далее картина публиковалась под его именем.

Наконец итальянский искусствовед, профессор Флорентийского университета А. Де Марки в письме в Эрмитаж от 4 октября 1990 года в качестве создателя картины назвал художника сиенской школы Паоло ди Джованни Феи, работавшего под сильным влиянием Бартоло ди Фреди. Сравнительный анализ других работ Феи с эрмитажной картиной подтвердил правильность его выводов. Тогда же было установлено и время написания картины — середина 1380-х годов. Эта точка зрения была принята в Эрмитаже за основную.

Российский искусствовед Т. К. Кустодиева в своём обзоре эрмитажного собрания итальянского искусства эпохи Возрождения писала о картине:

ИЗ ЕГИПТА В КОНСТАНТИНОПОЛЬ

Еще одно явление, связанное с древним Египтом, — знаменитые фаюмские портреты. Они были обнаружены в оазисе Фаюм в Нижнем Египте. Это уникальные надгробные портреты язычников, чьи захоронения совершались с ритуалами в честь Осириса. Если присмотреться к выражению лиц, становится понятно, что перед нами — истоки византийской мозаики. К этим портретам восходит самое прекрасное, что мы ценим в христианском искусстве. Они писались не напоказ, их никто не должен был увидеть. Этот образ был «пропуском» в вечную жизнь. Поэтому взгляды всегда проникновенные, широко распахнуты глаза — ведь человек смотрит в вечность. Это вершина иконографии. Среди этих портретов есть изображение женщины-христианки. Трогает не только иконописное изображение её лица, но и предмет в её руках: это одно из первых изображений в живописи христианского распятия. Видимо, портрет появился в среде, где были перемешаны язычники и молодые христиане.

Нечто подобное мы увидим в египетском христианском искусстве более позднего времени: сохранились Богородичные иконы VI века и изображения святой Анны. Ну и конечно, образ небесной царственности перекочевал в византийскую традицию. Например, императрица Феодора в церкви Сан-Витале в Равенне изображена как небесная правительница. Мастер показал земную реальность при помощи небесных символов. Другой пример — знаменитая мозаика в соборе Святой Софии в Константинополе, изображающая Божию Матерь. Небесная заступница, образ милосердия, материнской любви, как поется в нашем акафисте — «о всепетая Мати». Младенец в Её руках чувствует Себя как на царском троне. Одновременно это ласкающие материнские руки, потому что ребенку, даже если Он Богочеловек, нужна нежность, забота. Это то, что мы называем «умилением».

Императоры Константин и Юстиниан предстоят пред Богородицей. Мозаика храма Святой Софии. Константинополь. X век

Византийские иконы Синая.

Христос Пантократор. VI-VII века
Богоматерь с младенцем на троне со святыми мучениками. VI-VII века
Апостол Петр. VI-VII века
Христос во славе. VII век
Распятие. VII-VIII века
Вознесение. VIII — IX века
Апостол Фаддей и царь Авгар с избранными святыми. X век
Омовение ног. X век
Св. Николай со святыми на полях. Вторая половина X века
Деисус со святыми на полях. XI век
Распятие со святыми на полях. XI-XII века
Минея за сентябрь, октябрь и ноябрь. XII век
Страшный суд. XII век
Рождество Христово. XII век
Богоматерь Киккотисса с пророками. XI-XII века
Чудо архангела Михаила в Хонах. XII век
Лествица Иоанна Лествичника. XII век
Благовещение. XII век
Богоматерь с младенцем. Мозаика. XII век
Тетраптих с сценами двенадцати праздников. XII век
Центральная часть эпистилия со сценой Воскрешения Лазаря. XII век
Преображение. Часть эпистилия. XII век
Архангел Михаил. Начало XIII века
Христос Пантократор. Начало XIII и XV века
Пророки Моисей и Аарон. Царские врата. XIII век
Илья Пророк. Начало XIII века
Моисей у Неопалимой купины. Начало XIII века
Моисей, получающий скрижали. Начало XIII века
Богоматерь с младенцем между Моисеем и патриархом Евфимием
Святые отцы Синая. Начало XIII века
Богоматерь Бематарисса и сцены богородичного цикла. Начало XIII века
Св. Екатерина с житием. Начало XIII века
Св. Николай с житием. Начало XIII века
Св. Пантелеймон с житием. Начало XIII века
Стефан Первомученик. Начало XIII века
Св. Феодосия Константинопольская. XIII век
Богоматерь с младенцем. Створка диптиха. Вторая половина XIII века
Св. Прокопий. Створка диптиха. Вторая половина XIII века
Сошествие во ад. Вторая половина XIII века
Оплакивание. Начало XV века
Иоанн Богослов и Прохор на Патмосе. XV век
Успение Василия Великого. XV век

Другие статьи из рубрики «ПОДРОБНО»

29 апреля 2021
Звонче меди, тверже камня, выше крыши

Тема памятника была бы неполной без упоминания о памятнике словесном, для которого не нужен ни дорогостоящий материал, ни место в пространстве. Весома тема памятника и в русской литературе и культуре — в первую очередь припоминается стихотворение Пушкина 1836 года, за которым закрепилось название «Памятник», хотя на самом деле названия у …

24 ноября 2017
Во время оно в Ирландии

В фильмах братьев Макдонахов — «Залечь на дно в Брюгге», «Однажды в Ирландии», «Голгофа» — евангельский сюжет и узнаваем, и не подменяет собой живую современность.

25 апреля 2022
В каком теле мы воскреснем

Мы привычно говорим о Пасхе как о восстановлении и преображении всего человеческого естества. Но часто забываем или стесняемся сказать о том, что воскреснем мы не только нравственно, но и телесно-материально обновленными. А ведь если разобраться, именно спасение тела от тления составляет специфику христианства, является тем, что отличает его …

16 июня 2017
Званые и избранные в Сясьстрое. Храм Успения Пресвятой Богородицы в Сясьстрое

Храм Успения Пресвятой Богородицы в Сясьстрое известен тем, что миссионерское дело и практика катехизиса обрели в нем выдающийся размах. Хотя колокольню отремонтировали лишь несколько лет назад, а половина внутреннего убранства храма не реставрирована до сих пор, община его стоит на ногах …

16 октября 2020
Колчановский ответ на больной вопрос

«Сначала восстановите заброшенные храмы в деревнях, нечего в города лезть!» — говорят одни. «Храм нужен людям в спальных районах, а поднимать из руин огромные церкви в полумертвых селах никому не нужно», — отвечают вторые. Дилемма: строить новый храм для городских прихожан или возрождать поруганную святыню в глубинке. В селе Колчаново решили …

Творчество[ | ]

В этом разделе не хватает ссылок на источники информации.

Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники. Эта отметка установлена 4 ноября 2020 года

Итальянскую живопись до Чимабуэ назвали византийской, подчёркивая не столько отсутствие у итальянских живописцев своеобразия, сколько бесконечное повторение одних и тех же приёмов и отсутствие новизны. Живопись в Италии повторяла одни и те же давно установившиеся типы изображений, соблюдала одни и те же условности в рисунке, колорите и технических приемах, пренебрегая наблюдением природы и не давая художникам возможности высказывать их индивидуальное чувство. Под природой тогда понимали не фауну и флору, а природу вещей, то, что заложено в виде возможностей в каждом явлении. Это понимание природы отвечало духу времени, требовавшим новизны, исследований и движения вперёд.

В первых своих иконах Богоматери Чимабуэ является ещё вполне традиционным мастером; но вскоре в его произведениях старинные, традиционные композиции и фигуры стали более оживлёнными, привлекательными и величественными, а краски более свежими, изящными и натуральными. Этого было достаточно для возбуждения в современниках художника восторженного отношения к его работам. Тем не менее Чимабуэ также называют последним крупным живописцем, работавшим в византийском стиле. Это противоречие связано с устойчивыми следами традиции в работах школы Чимабуэ, наряду с одновременными чертами новизны.

РОЖДЕСТВО В ХРАМЕ

Отдельный сюжет в иконографии Божией Матери — тайна Её Рождества, вписанная в храмовое пространство, как будто оно происходит в церкви. В действительности Сама Божия Матерь есть одушевленный храм Божества, и поэтому средневековый живописец часто изображал храм Соломона, как его представлял. Часто он изображал небесную лазурь и птиц как символ того, что в этот момент происходит нечто неземное. 

Альбрехт Альтдорфер. Рождество Богородицы. 1520 год

Пример — «Рождество Богородицы» Фра Карневале. На картине Альбрехта Альтдорфера рождественские ясли находятся в храме, и мы ощущаем, что всё происходящее в вечности в действительности происходит в храме мироздания. Хор ангелов, почти скульптурный, окружил церковную колонну и ведет свой хоровод. Внизу святая Анна с Божией Матерью, в виде путника изображен Иоаким, который возвращается из поля. Это историческое событие, но оно с помощью изобразительных средств подано как происходящее в вечности. Собственно, в этом смысл христианского искусства, только так оно может передать величие и красоту образа Богоматери.

Иконографическая история

Византийская империя при Юстиане I.

Этот «торжествующий тип» возобладал в 431 г. после Эфесского собора . По всей видимости, прототип имеет византийское происхождение, так как этот иконографический тип можно найти во всех областях, где византийское искусство смогло закрепиться. Его можно найти в Сирии , Каппадокии , Египте , Карфагене , Италии , России , Румынии и Болгарии .

Среди икон VI века сохранились только две в хорошем состоянии: одна в монастыре Святой Екатерины на Синае в Египте, а другая, Мадонна делла Клеменца, в церкви Санта-Мария-ин-Трастевере в Риме. В обоих изображениях Мария изображена как царица ангелов и святых.

Начиная с правления Юстиниана I (527-565), можно найти образ Софии в Константинополе Опель , в базилике Сант-Аполлинаре-Нуово в Равенне и т. Д.

После иконоборческих битв при Льве III. и Константина V роль Марии как матери Иисуса была усилена Вторым Никейским собором (787 г.). У нее должна быть такая же роль, как у ее сына, царя христиан. Сидя на троне как царица, она получила почетное место в полушарии центральной апсиды церквей.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Метолит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: