Хусепе де рибера, «хромоножка». картины рибера хусепе

Именной указатель , Р , Рибера Хусепе , Александр Бенуа – История живописи

Именной указатель

Краткая справка из энциклопедии «Кругосвет»:

Рибера, Хосе (Ribera, José) (1591-1652), или Хусепе де Рибера, по прозвищу Спаньолетто (Маленький испанец), испанский живописец, рисовальщик и гравер. Родился в Хативе близ Валенсии в 1591, учился у Франсиско Рибальты. В 1613 уехал в Италию и с 1616 до самой смерти 2 сентября 1652 жил в Неаполе, работая по заказам местного духовенства и мадридского двора. Ему прекрасно удавалось передать тончайшие нюансы строения человеческого тела, каждую мельчайшую морщинку, мягкость женской и детской кожи и архитектонику драпировок. Художник поставил свое искусство, с его тщательным рисунком и драматической светотенью, на службу пламенной и суровой вере. Рибера стал создателем ряда новых сюжетов; Мадонна и святые, аскеты и кающиеся, философы и исполненные благородства бродяги с его полотен вызвали многочисленные подражания современников и последователей. Большинство его произведений находятся в музее Прадо и в неаполитанских церквах.

Цитаты:

Хотя Рибера из всех караваджистов тот, который остался более всего верен узким формулам своего образца (в живых Караваджо он едва ли мог застать, и теперь уже больше не принято считать Риберу уче ником Караваджо), он в то же время доказал, что узость этих формул не может служить препятствием для создания глубоко впечатляюще го искусства.

Читать о Рибера в тексте книги

Еще большей натяжкой отличается указание на две манеры в живописи Риберы: более темную, приурочиваемую к началу его деятельности, и более светлую, образовавшуюся будто бы под впечатлением от живописи Корреджо, для которой мастер специально ездил в Парму. На самом деле, сравнительно темные и светлые картины чередуются у Риберы на всем протяжении его деятельности, а светлых и цветистых, в пол ном смысле слов, картин мы и вовсе не найдем у него.

Читать о Рибера в тексте книги

…творчество Риберы не прошло даром и для Испании, а, напротив того, имело для нее огромное значение и, пожалуй, даже большее, чем для неаполитанской школы. То значе ние, которое обыкновенно приписывают Рибальте, будто бы привив шему испанской живописи формулы натурализма, то значение, бес спорно, имела живопись Риберы, очень рано и в большом количе стве доставшаяся на долю родины художника и производившая здесь огромное впечатление. С другой стороны, пребывание Риберы в Ита лии, изучение им наравне с Караваджо великих классиков «золотого века» научили художника тому «ритму», той крепости композиции, той цельности исполнения, которые вообще лучше всего свидетель ствуют о художественной зрелости.

Читать о Рибера в тексте книги

Картины:

Внешние ссылки [ править ]

.mw-parser-output .navbar{display:inline;font-size:88%;font-weight:normal}.mw-parser-output .navbar-collapse{float:left;text-align:left}.mw-parser-output .navbar-boxtext{word-spacing:0}.mw-parser-output .navbar ul{display:inline-block;white-space:nowrap;line-height:inherit}.mw-parser-output .navbar-brackets::before{margin-right:-0.125em;content:»»}.mw-parser-output .navbar li{word-spacing:-0.125em}.mw-parser-output .navbar-mini abbr{font-variant:small-caps;border-bottom:none;text-decoration:none;cursor:inherit}.mw-parser-output .navbar-ct-full{font-size:114%;margin:0 7em}.mw-parser-output .navbar-ct-mini{font-size:114%;margin:0 4em}.mw-parser-output .infobox .navbar{font-size:100%}.mw-parser-output .navbox .navbar{display:block;font-size:100%}.mw-parser-output .navbox-title .navbar{float:left;text-align:left;margin-right:0.5em}vтеХусепе де Рибера
Картины
  • Аллегории пяти чувств (начало 1600-х годов)
  • Свержение Христа (начало 1600-х)
  • Святой Андрей (начало 1600-х)
  • Святые Петр и Павел (ок. 1616)
  • Святой Иероним и ангел правосудия (1626)
  • Пьяный Силен (1626)
  • Мученичество святого Андрея (1628)
  • Демокрит (1630)
  • Мученичество святого Варфоломея (1630–1640)
  • Магдалена Вентура с мужем и сыном (1631)
  • Иксион (1632)
  • Титий (1632)
  • Пьета (1633)
  • Мученичество святого Варфоломея (1634 г.)
  • Женщины-гладиаторы (1636)
  • Аристотель (1637)
  • Аполлон и Марсий (1637)
  • Исаак и Иаков (1637)
  • Пьета (1637)
  • Сон Иакова (1639)
  • Мученичество святого Филиппа (1639 г.)
  • Святой Петр в покаянии (ок. 1630-е гг.)
  • Святая Мария Египетская (1641 г.)
  • Косолапость (1642)
  • Крещение Христа (1643 г.)
  • Мученичество святого Варфоломея (1644 г.)
  • Святой Януарий выходит невредимым из печи (1646)
  • Поклонение пастухов (ок. 1650 г.)
vтеКараваджисти
  • Микеланджело Меризи да Караваджо
  • Художники в биографиях Джованни Бальоне
  • Барокко
  • Кьяроскуро
  • Тенебризм
  • Картины, приписываемые Караваджо
Голландский Caravaggisti
  • Дирк ван Бабурен
  • Ян ван Бийлерт
  • Паулюс Бор
  • Андриес Оба
  • Хендрик Блумарт
  • Ян Герриц ван Бронкхорст
  • Хендрик тер Бругген
  • Воутер Крабет II
  • Жерар ван Хонтхорст
  • Матиас Стом
Фламандский Караваджисти
  • Фламандская живопись в стиле барокко
  • Адам де Костер
  • Николя Ренье
  • Теодор Ромбоутс
  • Джерард Сегерс
Французский Караваджисти
  • Трофим фанатик
  • Валентин де Булонь
  • Жорж де ла Тур
  • Жан Леклерк
  • Николя Турнье
  • Клод Виньон
  • Симон Вуэ
Итальянский Caravaggisti
  • Джованни Бальоне
  • Марко Антонио Бассетти
  • Орацио Борджианни
  • Баттистелло Караччиоло
  • Чекко дель Караваджо
  • Бернардо Каваллино
  • Бартоломео Кавароцци
  • Доменико Фетти
  • Паоло Доменико Финолья
  • Джованни Антонио Галли
  • Артемизия Джентилески
  • Орацио Джентилески
  • Джованни Франческо Герриери
  • Оттавио Леони
  • Бартоломео Манфреди
  • Марио Миннити
  • Пьетро Паолино
  • Маттиа Прети
  • Орацио Риминальди
  • Карло Сарачени
  • Бартоломео Щедони
  • Джованни Серодин
  • Карло Селлитто
  • Леонелло Спада
  • Massimo Stanzione
  • Джузеппе Вермиглио
Испанский Caravaggisti
  • Бартоломе Эстебан Мурильо
  • Франсиско Рибальта
  • Хуан Рибалта
  • Франсиско де Сурбаран
похожие темы
Рембрандт
Геррит Доу
Питер Пауль Рубенс
Диего Веласкес
Авторитетный контроль
  • AAG :
  • АГСА : ,
  • BNE :
  • BNF :
  • CANTIC :
  • GND :
  • ISNI :
  • KulturNav :
  • LCCN :
  • NGV :
  • NKC :
  • NLA :
  • НЛП :
  • NTA :
  • PLWABN :
  • РКД :
  • SELIBR :
  • SNAC :
  • SUDOC :
  • Тепапа :
  • Trove :
  • УЛАН :
  • VcBA :
  • VIAF :

Описание картины Хусепе де Риберы «Святой Варфоломей»

Святой Варфоломей был тем из апостолов, кто после вознесения Христа отправился проповедовать его веру в Малую Азию и Индию. Он долго странствовал там, говоря для людей и у тронов царей, пока один из армянских царьков не пожелал избавиться от надоедливого проповедника, который призывал его народ к миру.

Варфоломея схватили и распяли вниз головой на кресте, но он продолжал проповедовать и в таком положении. Опасаясь, что он смутит стражу, царь приказал содрать с него кожу и обезглавить, что и было проделано.

На картине святой Варфоломей изображен до этих страшных событий. На темном фоне почти светится его серое дорожное одеяние. В руке зажат посох странника, опираясь на который, он прошел множество дорог. Вторая его рука прижата к сердцу. Лицо у апостола похоже на череп.

Он терпел лишения, голодал и уставал, он говорил перед равнодушными и перед жестокими, он прошел через полмира, чтобы донести учение своего Учителя. Его борода уже седая, лицо изборождено морщинами. Он успел состариться в своих странствиях, но свет, освещающий его изнутри, не кажется от этого тусклее.

Смотрит святой Варфоломей не совсем на зрителя. Взгляд его обращен немного в сторону, словно там он видит земли, которые ждут его прихода и обращения в веру. В нем нет и тени сомнения или жестокости.

Не желая нести веру огнем и мечом, он желает нести её добрым словом и милосердием, как и учил Христос. Ведь вся вера христианская – это любовь, и Бог это любовь, и к ближнему, и к врагу должно испытывать любовь. Именно это чувство – любовь ко всем, к каждому человеку – есть во взгляде апостола. Никто не плох. Никто не достоин ненависти.

И можно быть уверенным, даже если бы ему случилось заранее узнать свою судьбу – крест, страшная казнь, снятая кожа – апостол бы не свернул, и из его взгляда, из порота головы, из сжатой у сердца руки это кристально ясно.

Интересные факты о Хосе де Рибера

Слава и известность, полученные художником при дворе, носили несколько жутковатый оттенок. Про Хосе де Риберу ходили страшные легенды, отголоски которых дошли до наших дней. Виной всему его экстравагантные творческие приемы: на протяжении долгих лет он делал наброски в тюрьмах, изображая поведение заключенных под пытками. Эти наблюдения отражены в его ранних произведениях, где смерть и увечья выглядят крайне реалистично.

Над тайной выдающегося испанского художника и сейчас висит пелена неизвестности. Искусствоведы и психологи всего мира спорят до сих пор, то оправдывая талантливого живописца, то отыскивая новые факты, доказывающие его одержимость.

Многие ценители искусства с удовольствием приобретают работы современных живописцев на аукционах, пополняя свои коллекции на сайте Very Important Lot. Здесь можно недорого купить картину любимого художника.

Именной указатель , Р , Рибера Хусепе , Александр Бенуа – История живописи

Именной указатель

Краткая справка из энциклопедии «Кругосвет»:

Рибера, Хосе (Ribera, José) (1591-1652), или Хусепе де Рибера, по прозвищу Спаньолетто (Маленький испанец), испанский живописец, рисовальщик и гравер. Родился в Хативе близ Валенсии в 1591, учился у Франсиско Рибальты. В 1613 уехал в Италию и с 1616 до самой смерти 2 сентября 1652 жил в Неаполе, работая по заказам местного духовенства и мадридского двора. Ему прекрасно удавалось передать тончайшие нюансы строения человеческого тела, каждую мельчайшую морщинку, мягкость женской и детской кожи и архитектонику драпировок. Художник поставил свое искусство, с его тщательным рисунком и драматической светотенью, на службу пламенной и суровой вере. Рибера стал создателем ряда новых сюжетов; Мадонна и святые, аскеты и кающиеся, философы и исполненные благородства бродяги с его полотен вызвали многочисленные подражания современников и последователей. Большинство его произведений находятся в музее Прадо и в неаполитанских церквах.

Цитаты:

Хотя Рибера из всех караваджистов тот, который остался более всего верен узким формулам своего образца (в живых Караваджо он едва ли мог застать, и теперь уже больше не принято считать Риберу уче ником Караваджо), он в то же время доказал, что узость этих формул не может служить препятствием для создания глубоко впечатляюще го искусства.

Читать о Рибера в тексте книги

Еще большей натяжкой отличается указание на две манеры в живописи Риберы: более темную, приурочиваемую к началу его деятельности, и более светлую, образовавшуюся будто бы под впечатлением от живописи Корреджо, для которой мастер специально ездил в Парму. На самом деле, сравнительно темные и светлые картины чередуются у Риберы на всем протяжении его деятельности, а светлых и цветистых, в пол ном смысле слов, картин мы и вовсе не найдем у него.

Читать о Рибера в тексте книги

…творчество Риберы не прошло даром и для Испании, а, напротив того, имело для нее огромное значение и, пожалуй, даже большее, чем для неаполитанской школы. То значе ние, которое обыкновенно приписывают Рибальте, будто бы привив шему испанской живописи формулы натурализма, то значение, бес спорно, имела живопись Риберы, очень рано и в большом количе стве доставшаяся на долю родины художника и производившая здесь огромное впечатление. С другой стороны, пребывание Риберы в Ита лии, изучение им наравне с Караваджо великих классиков «золотого века» научили художника тому «ритму», той крепости композиции, той цельности исполнения, которые вообще лучше всего свидетель ствуют о художественной зрелости.

Читать о Рибера в тексте книги

Картины:

Хусепе де РИБЕРА — вся жизнь

Родился 12 января 1591 в Хативе близ Валенсии, учился у Франсиско Рибальты. В 1613 уехал в Италию и с 1616 до самой смерти в июле 1652 жил в Неаполе, работая по заказам местного духовенства и мадридского двора.

Большинство его произведений хранятся в музее Прадо и в неаполитанских церквях (в частности, в соборе св. Януария).

Как и все его современники, Рибера писал мучеников и святых. Вырази­тельны, драматичны сцены страданий апостола Андрея, Варфоломея, знаменитый цикл картин, посвященных пустыннику Иерониму. Художнику принадлежат и прекрасные полотнана мифологические темы («Венера и Адонис», «Аполлон и Марсий», «Силен»), нежные, поэтичные образы женщин (прелестнасвятая Инесса, моделью которой, по всей вероятности, послужила дочь Риберы: волна пушистых, спадающих на плечи волоснаписана так, что ощущаешь их мяг­кость…).

Свои модели Рибера искал в толпе на площадях Неаполя. Рыбаки, кресть­яне, нищие стали моделями для его знаменитой серии«Философы древно­сти». Диоген, Сократ, Анаксагор, Ге­раклит и Демокрит — загорелые лица, грубая, обветренная кожа;такие же «простонародные» святые. Одним из лучших испанских жанровых портре­тов справедливо считают картину Риберы«Хромоножка», изображающую нищего подростка. Современников и потомков поражало мастерство Риберы в передаче натуры.Неаполи­танский художник начала XVIII века Паоло ди Маттейса писал: «Он достигает обмана зрения, тщательно выписывая всепастозной краской и за­кругляя мазки так, как закругляются сами мускулы, в чем ему невозможно подражать, что нельзя сделатьлучше и что кажется чудом…» Впечатление осязаемости, тщательность живописной передачи лиц поразительны. И хотя персонажиРиберы чаще всего неподвижны, кажется, что ощущаешь их дыхание, чувствуешь, как пульсирует в их жилах кровь.Сурово-реалистическое, мужественное искусство этого великого испанца открывает золотой век испанской живописи.

Венера и Адонис, фрагмент: Венера

Троица

Бражник

Венера и Адонис

Св. Иероним 2

Кающаяся Мария Магдалина фрагмент

Сивилла

Св. Агнесса в темнице и ангел, одевающий ее полотном

Св. Бруно

Кающаяся Магдалина

Пророк Илия

Портрет рыцаря ордена Сантьяго

Портрет иезуита-миссионера

Пьета

Св. Христофор с младенцем Иисусом

Мистическое обручение св. Екатерины Александрийской

Св. Франциск Ассизский

Преображение Марии Магдалины

Св. Себастьян

Св. Рох

Св. Иероним 4

Св. Франциск Ассизский и ангел с водой

Мистическое обручение св. Екатерины Александрийской, фрагмент

Моисей

Кающийся св. Иероним

Распятие

Крещение Христа

Архимед

Дионис

Аполлон и Марсий 2»

Апостол Андрей

Сон Иакова

Пьяный Силен, фрагмент

Причастие святых апостолов

БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА

Испанский живописец, рисовальщик и гравер, известный представитель барокко в живописи Хусепе де Рибера родился 12 января 1591.

Был учеником Рибальты из Валенсии, совершенствовал своё художественное мастерство в Италии под влиянием Караваджо. Он изучал картины старых мастеров в Риме, Падуе и Парме. Однако в конечном итоге обосновался в Неаполе, где стал придворным художником герцога Осуна.

Во второй половине 1620-х г.г. к Хосе де Рибере пришла известность. В 1626 г. он был избран членом Римской академии Св. Луки.

В 1629 г. новый вице-король герцог де Алькала вернул Хосепе де Рибере привилегированное положение придворного живописца. А после посещения его мастерской великим Веласкесом его заказчиком становится Филипп IV.

Для творчества Хосепе де Риберы 1620—30 г.г. характерны драматические сцены мученичества, в которых подчеркивается победа воли над физическим страданием. Хусепе де Рибера считается последователем итальянского мастера Микеланджело да Караваджо, представителя реалистического направления в европейской живописи XVII в.

Большую часть жизни художник провел на юге Италии, в Неаполе — столице государства, подчинённого испанскому королю.

С конца 1620-х годов Хусепе де Рибера посвятил себя исключительно живописи. Тематика его произведений разно образна: античная история, события Ветхого и Нового Заветов, сцены из жизни Cвятых.

Умер Хусепе де Рибера в 1652г.

Большинство его произведений хранятся в музее Прадо и в неаполитанских церквях (в частности, в соборе св. Януария).

Биография Хосе де Рибера

Хосе де Рибера появился на свет 12 января 1591 года под Валенсией. Информации о его детских годах и юности сохранилось крайне мало. Предположительно, в Испании он учился у художника Франсиско Рибальты (Francisco Ribalta), а в Риме присоединился к караваджистам, работавшим в темных помещениях с небольшим оконцем сверху для более яркой светотени. Но до нас не дошли ни документальные свидетельства того периода, ни ранние работы мастера.

Хосе де Рибера перебрался в Италию, когда ему было чуть более 20 лет, и остался в этой стране на всю жизнь. Сначала ему пришлось бродяжничать без средств к существованию, но уже в 1616 он осел в Неаполе.

В этом просвещенном городе его талант сумели оценить по достоинству: одна из ранних работ молодого рисовальщика вызвала интерес герцога Педро де Осуны, бывшего на тот момент вице-королем Неаполя. Он пожаловал Хосе де Рибера почетную должность художника при дворе.

Вскоре испанские власти, прознав об антигосударственных интригах Педро де Осуны, отстранили его от дел. Остался без высокого покровительства и живописец, который в этот период всерьез заинтересовался гравюрой. Уже через несколько лет талантливый юноша стал известнейшим гравером Италии. Именно он открыл, что изображениям можно придавать рельеф, используя не только контрастное освещение, но и нанося крохотные черточки иголкой.

Слава Хосе де Риберы достигла вершины, когда его посетил Диего Веласкес (Diego Velázquez) — любимый художник испанского короля. После этого визита работы живописца, так высоко ценившиеся в Италии, начали заказывать и у него на родине.

Умер художник и гравер в Неаполе 2 сентября 1652 года.

Творчество[править | править код]

Прометей. Ок. 1630 «Святая Инесса и ангел, укрывающий её покрывалом», 1641 Мученичество св. Филиппа. 1639 Ранние картины Риберы находятся в русле традиции тенебризма и, подобно работам его наставника Рибальты, выполнены под сильным влиянием Караваджо. Позднее на караваджистскую основу наложилось влияние предельно далёких от Караваджо болонских академистов Карраччи. Как и в случае с Караваджо, стилевая манера Риберы строится на контрастах света и тени. В драматических сценах мученичества он выявлял победу духа и воли над телесной немощью и страданием.

Натуралистичность полотен Риберы сделала его героем жутких легенд и сплетен. Многие годы он делал зарисовки во время допросов в тюрьмах, наблюдая, как ведут себя люди под пытками. В творческом наследии Риберы преобладают мифологические и религиозные темы. Его влекли античная история, события Ветхого и Нового Заветов, сцены из жизни святых. Сохранилось также несколько портретов.

Как отмечено в БСЭ, приблизительно с 1635 года Рибера «переходит к более уравновешенным решениям: светотень в его произведениях становится мягче, цветовая гамма насыщается золотистыми или серебристыми оттенками». Жуткие в своей реалистичности детали подчёркиваются грубыми мазками кисти. Драматический эффект ран, морщин, бород зачастую достигается утолщением красочного слоя.

Одним из лучших произведений художника считается картина «Св. Инесса» (1641; Дрезден, Картинная галерея).

Наследие [ править ]

Работы Риберы остались в моде и после его смерти, в основном благодаря гипер-натуралистическим изображениям жестоких предметов на картинах таких учеников, как Лука Джордано . Согласно 11-му изданию Британской энциклопедии 1911 года, «Его формы, хотя и обычные и отчасти грубые, правильны; впечатление от его работ мрачное и поразительное. Он любил предметы ужаса». Он нарисовал ужасы и реальность человеческой жестокости и показал, что ценит истину над идеализмом. Постепенному восстановлению его международной репутации способствовали выставки в Принстоне в 1973 году, его гравюр и рисунков, а также работ во всех СМИ в Лондоне в Королевской академии в 1982 году и в Нью-Йорке в Королевской академии.Метрополитен-музей в 1992 году. С тех пор его творчество привлекает все больше внимания критиков и ученых. К сожалению, из-за столь долгого спада интереса к его работам, полный каталог-raisonné его работ все еще отсутствует. Многие работы, приписываемые ему, были изменены, выброшены, повреждены и заброшены в период его безвестности.

  • Избранные работы
  • Иксион , 1632 год. Музей Прадо , Мадрид.

  • Успение Марии Магдалины , 1636 г., Реальная академия изящных искусств Сан-Фернандо , Мадрид.

  • Святой Иероним , 1652 год. Музей Прадо , Мадрид.

  • Отрицание Святого Петра , c. 1615

  • Ecce Homo , 1620. Реальная академия изящных искусств Сан-Фернандо , Мадрид.

  • Святое семейство , 1639 г. Музей Санта-Крус , Толедо .

  • Пьета , 1633, Музей Тиссена-Борнемисы , Мадрид.

Примечания[ | ]

  1. 12 Spanish Biographical Dictionary — Королевская академия истории. https://wikidata.org/wiki/Track:P4459″>https://wikidata.org/wiki/Track:Q2720582″>https://wikidata.org/wiki/Track:Q41705771″>
  2. SNAC — 2010. https://wikidata.org/wiki/Track:P3430″>https://wikidata.org/wiki/Track:Q29861311″>
  3. https://explore.rkd.nl/explore/artists/66553 — Институт истории искусства Нидерландов. https://wikidata.org/wiki/Track:Q758610″>
  4. Italian Baroque Painting (1962) — Лондон: Phaidon Press, 1962. — С. 174. https://wikidata.org/wiki/Track:Q84″>https://wikidata.org/wiki/Track:Q928675″>https://wikidata.org/wiki/Track:Q15136486″>
  5. 12 Jose de Ribera (Spanish painter) (англ.). — статья изEncyclopædia Britannica Online .
  6. 12Рибера Хусепе де — статья из Большой советской энциклопедии.
  7. Т. П. Каптерева . Искусство Испании // Всеобщая история искусств. Том 4. Искусство 17-18 веков

«Святая Инесса», Хосе де Рибера — описание картины

Образы его героев стали более одухотворенными, его привлекали не внешние драматические коллизии, а внутренние переживания («Святой Онуфрий», 1637, Санкт-Петербург, Эрмитаж), природные сильные стороны натуры. Один из самых романтических образов этого времени – кающаяся Мария Магдалина. Большие, прекрасные глаза чуть влажны, в их устремленном к небу взгляде — вера.

Мы видим кульминационный момент поединка. Неподражаемая натуральность, чудесная энергия, доходившие до дерзости сила и смелость, блеск и величие делали то, что никто не мог сравниться с Риберой, даже просто усвоить манеру его письма.

В ней все привлекательно и все правдиво. Но длинные волосы скрыли наготу и поза ее скромна и сдержанна. Расцвет творчества Риберы относится к 30—40-м годам.

Яркий луч света, как бы внезапно врывающийся в мрак кельи, обостряет драматизм сцены и ощущение неожиданности события вместе с тем он концентрирует внимание на фигуре старца, его судорожных движениях. Святая Мария Магдалина – великий пример раскаявшейся грешницы

Нежным блеском искрились мягкие каштановые пряди волос. В испанском искусстве идеал национального героя выражен прежде всего в образах святых. Тело его как будто выхвачено мощным пучком света, в то время как остальные действующие лица этой сцены почти полностью скрыты мраком (приём тенебризм) – этим художник как бы подчеркивает непреклонную волю святого

Святая Мария Магдалина – великий пример раскаявшейся грешницы. Нежным блеском искрились мягкие каштановые пряди волос. В испанском искусстве идеал национального героя выражен прежде всего в образах святых. Тело его как будто выхвачено мощным пучком света, в то время как остальные действующие лица этой сцены почти полностью скрыты мраком (приём тенебризм) – этим художник как бы подчеркивает непреклонную волю святого.

Так называемый «крест св. Рибера учился у испанского художника-реалиста Рибальты, был последователем Караваджо. Болельщики изображены темными красками, а задний план выполнен несколькими штрихами.

Вскоре манера художника-учителя сделалась и творческой манерой ученика. Апостол Андрей был распят на двух столбах, соединенных в форме буквы «Х».

Подобно Караваджо изображая на своих полотнах страсти, пытки, мучения, Рибера словно хотел показать всю, бренность человеческого существования (картины «Мучение святого Варфоломея», «Прометей, прикованный к скале Кавказа», «Святая Люция», несущая на серебряном блюде вырванные мучителями два своих глаза и другие). Многие приходили в комнату Инессы с дурными намерениями, а выходили от нее уверовавшими. Там, почти нищий, бродил он по улицам «вечного города», спал на мостовой, довольствуясь крохами и страстно изучая искусство.

Хосе де Рибера: жизнь и творчество художника

Кажется, что само полотно излучает этот свет, так велика сила красок. Последним вошел Прокопий и только он прикоснулся к Инессе, как упал замертво. В 1616 году Рибера обосновался в Неаполе его стиль заложил основу великой традиции неаполитанской живописи, в которой особенно подчеркнуто то, что один критик назвал «поэзией отталкивающего». Правдиво переданы смятение перед лицом смерти, страх искажающий черты отшельника. Сохранилось также несколько портретов художника.

Но целомудрие Инессы было чудесным образом спасено громом и молнией. Одна из них только что была ранена в шею и оказалась на земле. Заполучить огонь Прометею помогла Афина. За похищение огня Зевс приказал Гефесту приковать Прометея к скале Кавказских гор. Прикованный Прометей был обречён на непрекращающиеся мучения – прилетавший орёл выклёвывал его печень, которая у него снова отрастала (ведь он был бессмертным). Эти муки длились очень долго, в течение всего героического века, пока Геракл не убил стрелой орла и не освободил Прометея. Он обращался к лирическим темам, создавал своеобразные жанровые портреты.

Однако вскоре художник попал в плен к алжирским корсарам, которые продержали его у себя пять лет. Апостол Андрей изображен в молчаливом споре со священником.

Вид искусства картины святая инесса автор хусепе де рибера

Лицо девушки-мученицы, озаренное лучистым взглядом, написано широко и свободно.

Роль католической церкви в сложении испанской школы живописи была очень велика. На картине Риберы он изображен стариком истощенным суровой жизнью в египетской пустыне. Вскоре манера художника-учителя сделалась и творческой манерой ученика. Мужчина одет в тогу и кирасу, это по-видимому сам маркиз дель Васт.

Хосе де Рибера Магдалена Вентура с мужем и сыном: Описание произведения

Вице-короли Неаполя, при дворе которых Хосе Рибера работал много лет, имели вкус ко всему диковинному и необычному, чтобы не сказать уродливому. В их коллекции живописи и скульптуры находилось место карликам и гигантам, животным о нескольких головах или ногах и прочим природным аномалиям. Всё это отражает жгучий интерес эпохи барокко ко всему, серьёзно отличающемуся от нормы. И Магдалена Вентура, ничем, помимо злосчастной бороды, не примечательная женщина из итальянского города Абруцци, получила известность именно на волне этого интереса.

Покровитель Риберы, неаполитанский вице-король герцог Алькала, по легенде, привел всё семейство в мастерскую художника, чтобы тот смог запечатлеть ошибку природы.

Согласно подписи, выбитой на каменных скрижалях в правой части холста, лет до 37-ми Вентура была обычной женщиной, имевшей мужа Феличе де Амиче (это именно он, угнетённый семейным несчастьем, изображен на втором плане картины) и троих сыновей. После же случилось невероятное: у Магдалены начала расти борода и меняться внешность. Не известно, чем объясняли это в XVII столетии, задолго до открытия половых гормонов, – возможно, происками дьявола. В ХХ веке, естественно, Вентуре диагностировали грубое гормональное нарушение, в результате которого она уподобилась мужчине. Удивительно при этом, что, судя по наличию на картине ребёнка и лактирующей груди, это не лишило её репродуктивной функции. Но возможно ли такое?

Современные испанские искусствоведы, проведя многочисленные консультации со светилами медицины, пришли к заключению, что с учетом фактора возраста (на картине Магдалене около 52-х лет) и вирилизации («омужествления» в результате воздействия андрогенов) родить этого младенца женщина никак не могла. Согласно их предположению, Рибера принял решение написать и младенца, не найдя других, более убедительных средств показать, что переда нами все-таки женщина, а не мужчина.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Метолит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: