Введение
Идея курсового проекта заключается в анализе художественного произведения Клода Моне «Кувшинки»
Это произведение актуально своей незаурядностью, экстравагантностью и неповторимостью. Смелое цветовое решение, своеобразный уникальный стиль сделало эту картину культовой и известной во всем мире.
Цели и задачи
- Разбор колористической, цветовой и тональной организация живописного произведения «Кувшинки».
- Рассказать об авторе картины
- Рассказать о самой картине
- Сделать 3 репродукции (цветная, черно-белая, линейная)
Предметом исследования является живописное произведение «Кувшинки» 1917 года
Объектом исследования в данной курсовой работе предстает творчество французского художника Клода Моне
Метод исследования — анализ картины «Кувшинки»
Теоретическая и практическая значимость. Данная работа является подготовкой для написания диплома, может быть включена в дипломную работу как составляющая часть.
Клод Моне «Водяные лилии»
Как известно, Клод Моне очень любил писать водяные лилии, которых было очень много в его саду. Всего было создано более 80 работ с изображением кувшинок.
Клод Моне «Водяные лилии», 1914 год
Поселившись во французской деревне Живерни, Моне собственноручно создал пруд, в котором он выращивал восхитительные водяные цветы, ставшие главными героями его картин. Они вдохновляли художника своей чистотой, красотой, светлостью и нежностью.
Однако в серии картин с кувшинками можно заметить одну особенность — они словно окутаны голубой или зеленоватой дымкой. Эта деталь делает полотна Моне сказочными и таинственными. Они словно погружают зрителя в волшебную страну, полную загадок и приключений.
Клод Моне «Водяные лилии», 1905 год
Все считали Моне гением. Близкий друг живописца — врач Жорж Клемансо — говорил, что у него уникальная сетчатка глаза, которая помогает видеть то, что не видят другие. Сам Моне говорил, что хотел бы родиться слепым:
Хотя родился Моне зрячим, но перспектива ослепнуть приблизилась к нему в преклонном возрасте. После 60 лет художник начинал видеть всё хуже. У него развилась катаракта, в результате чего он стал видеть мир словно в дымке.
Вот так стал видеть свой сад Моне, приобретя катаракту.
Так видел свой сад Моне
Именно поэтому его лилии нарисованы так, словно всё находится голубовато-зеленоватом тумане. Особенность картин этого периода объясняется ухудшением зрения Моне, хотя сами картины от этого ничуть не стали хуже. Они только получили ещё большую уникальность и неповторимость, которая позволяет отличить картины Моне от произведений остальных художников. Причём сделать это может даже не сильно близкий к искусству человек.
Клод Моне «Водяные лилии», 1906 год
К 72 двум годам художник почти полностью ослеп, но не переставал создавать картины. Моне сам писал о том, что из-за плохого зрения ему приходилось запоминать, в каком месте находятся различные цвета на палитре.
Художник долго не соглашался на операцию, говоря:
В итоге мастер сдался и ему удалили хрусталик в одном глазу. В результате операции зрение частично восстановилось.
Клод Моне «Пруд с кувшинками», 1919 год
Полотна Моне и по сей день пользуются невероятной популярностью и стоят огромных денег. Например, картина «Пруд с водяными лилиями» или «Пруд с кувшинками», созданная мастером в 1919 году, была продана на аукционе Christie`s в Лондоне за 80 млн $. Эта работа Моне занимает девятое место в рейтинге самых дорогих картин мира, проданных на аукционах. У кого находится сейчас «Пруд с кувшинками» — неизвестно, поскольку коллекционеры, покупая подобные картины, часто предпочитают остаться неизвестными.
Другие работы художника
Арка на запад от Этрета
Впечатляющие меловые скалы близ Этрета, на побережье Нормандии, манили к себе художников ещё с XVII века. Моне приезжал сюда каждый год с 1883 по 1886 и написал здесь более 60 полотен, на шести из которых изображен один и тот же вид самой большой арки, известной как Маннпорт.
Терраса в Сент-Адресс
Один из ранних шедевров Моне. Картина написана в тот период, когда страдающий от нужды художник был вынужден оставить Париж и вернуться в отцовский дом в Сент-Адрессе. На картине изображены отец Моне, его тётка и кузина. В тот период Моне ещё стремился к строгому построению картины: она чётко прописана и тщательно выверена по композиции.
Дама с зонтиком, повернувшаяся налево
Картина Клода Оскара Моне «Дама с зонтиком, повернувшаяся налево» — это настоящий Моне в его лучших проявлениях. Моделью для этой картины послужила Сюзанна Гошеде. Художник написал картину, парную этой, на которой Сюзанна повернута направо. Ранее он написал похожую картину со своей первой женой Камиллой, но «Дама с зонтиком, повернувшаяся налево» оказалась самой удачной.
Поле маков у Аржантёя
На картине «Поле маков», представленной на первой выставке импрессионистов, изображены жена Моне Камилла и их сын Жан в поле неподалёку от дома в Аржантёе. Как и на многих других работах Моне, Камилла нарисована с зонтиком в руке, и его изящные очертания придают картине особое впечатление.
Мастер-класс по живописи маслом картина Клода Моне «Пруд с кувшинками» и «Японский мостик»
Живопись маслом на холсте — особый вид творчества, позволяющий с помощью воображения и технических навыков сотворить красочный объёмный мир на плоской поверхности. Заманчивая перспектива созидания, возможность материализовать свой взгляд на окружающее, свои фантастические идеи, питает желание постичь основы живописи маслом.
Уроки живописи маслом открывают привычное для вас видение окружающего мира с совершенно иной позиции. Помогают приобщиться к искусству.
Мечтаете самостоятельно писать картины, но опасаетесь, что у вас не получится? Даже если вы никогда не держали в руках кисть, предлагаем пережить этот уникальный опыт — опыт художника, нарисовать картину маслом на холсте за 4 часа!
Откройте для себя живопись, станьте одним из тех, кто позволил себе творить прекрасное! Мы убеждены, что научиться рисовать может абсолютно каждый человек, независимо от возраста и начальных навыков. Гарантом освоения мастерства живописи станут ваше сильное желание научиться рисовать и высокий профессионализм наших преподавателей, а техники написания позволяют создавать красивые картины с нуля, без какой-либо подготовки.
Мастер-классы подходят для всех, кто хочет попробовать себя в масляной живописи или пополнить свои знания по этому предмету. Холсты, краски, кисти и все материалы выдаются на месте, от вас нужно только желание и смелость рисовать! На мастер-классе вы напишете настоящую картину маслом, которая украсит интерьер любого дома или отлично подойдёт как подарок другу!
Вы можете прийти на любой из тематических мастер-классов, во время которых вся группа рисует с одной и той же репродукции, или выбрать занятия на свободную тему и выбрать любую свою или понравившуюся картину из нашего каталога. Вы уже сделали первый шаг к своей мечте — свободно рисовать, вы стоите на пути неожиданных открытий и создания великолепной картины маслом.
На мастер-классе вы узнаете:
- Основы рисования и техники.
- По какому принципу художники делят цвета, что такое яркость и контраст цвета.
- Вы научитесь грунтовать холст, самостоятельно смешивать краски для получения всего многообразия оттенков в живописи.
- Научитесь умело обращаться с кистями и другими средствами, а также нанесению краски на холст, чтобы добиться красивых цветовых сочетаний и написать картину, которая долгие годы будет радовать вас и ваших близких!
- Вы узнаете, как гармонично комбинировать работу кистью и мастихином. Узнаете способы использования мастихина, методы передачи фактур и форм предметов с помощью пальцев, бумажных салфеток и других инструментов.
- Получите навыки композиционного построения картины, живописно показывать пространство внутри холста, узнаете какие цвета увеличивают объем предметов, а какие уменьшают, отдаляют и приближают, как показать на рисунке настроение.
При желании в Школе вы сможете оформить картину в багет, чтобы повесить дома или подарить знакомым и близким.
Картина будет упакована, чтобы вы смогли донести её до дома.
Также в Школе вы можете приобрести Абонемент из 7 мастер-классов, который даёт скидку 50%.
Все материалы для творчества предоставляются: холст, мольберт, масляные краски, разбавитель, кисти, мастихин, одноразовый фартук. Вас ждёт творческая атмосфера, сопровождающаяся приятной музыкой и кофе-брейк. С собой нужно взять только желание творить и хорошее настроение!
Итак, выбирайте удобный день, время и тему и не забудьте записаться!
Ждём вас в творческом пространстве Школы творчества «Адамант»! Окунётесь в мир воображения и творчества!
Предварительная запись обязательна.
Скопировано с сайта «Самопознание .ру»
ТВОРЧЕСТВО КЛОДА МОНЕ
В 1866 году Клод Моне создает портрет Камиллы Донсьё. Позже Камилла стала женой художника, у них родился сын Жан.
Первой значительной работой стала для Клода Моне «Завтрак на траве» (1865-1866), написанный им после одноименного полотна Эдуарда Мане. Сама работа до нас не дошла: художник расплатился ей в счет долга за проживание в деревне Шайи, в окрестностях которой он работал. Сюжет картины прост: на опушке зеленого леса расположились несколько мужчин и нарядно одетых женщин. Ощущение движения воздуха усиливается фактурой полотна: она уже не гладкая, а состоит из отдельных пятен-мазков. Закончив «Завтрак на траве», Клод совершенствует открытый им метод в разнообразных этюдах, которые он творит в «Лягушатнике» — излюбленном месте отдыха парижан того периода. В годы франко-прусской войны (1870-1871) Моне проживает в Лондоне, где познакомился с Дюран-Рюэлем. В Англии он знакомится с произведениями Джона Констебла и Уильяма Тёрнера.
Возвращение из Англии ознаменовает один из самых плодотворных периодов творчества Клода Моне. Он пишет свои лучшие картины — «Поле маков у Аржантея»,»Бульвар Капуцинок», «Сирень на солнце»,»Впечатление. Восход солнца». В 1874 году эти картины показаны на выставке при «Анонимном обществе живописцев, художников и граверов», организатором и руководителем данного являлся Клод Моне. После этой выставки, кстати, названной по имени картины Моне «Впечатление. Восход солнца», к художникам «пристало» прозвище «импрессионисты» (от франц. impression — впечатление). Это были золотые годы расцвета импрессионизма. Моне участвовал во множестве выставок. Однако произведения Клода Моне практически не продаются. Гонимый нуждой, перебиваясь изредка проданными картинами, Клод Моне проживает там, где позволяет кошелек: в Аржантее, в Ветее, в Пуасси и оставшуюся жизнь — в Живерни.
Изменение живописной манеры художника сопровождается переменами в его жизни. Тяжело заболевает его супруга Камилла. С рождением второго ребенка усиливается нищета, в которой живет семья.
В 1879 году его первая жена Камилла умирает от туберкулёза. В 1892 году Клод Моне женится во второй раз, на Алисе Ошеде. Ранее, до этого Алиса вела хозяйство и воспитывать детей от первого брака Клода. В 1883 году Клод Моне с супругой переезжает в Живерни, расположенном недалеко от Парижа. Алиса умерла в 1911 году, но Клоду Моне предстояло пережить так же и смерть старшего сына Жана в 1914 году.
В конце 80-х годов его искусство все более и более привлекает публику и критиков. Признание приносит материальный успех. Вскоре финансовые дела Клода Моне настолько поправилось, что он смог купить дом в Живерни, где он прожил до конца своих дней. В этот период художник всецело устремлен в работу над сериями пейзажей, в коих тончайшие световые эффекты он ставит «во краю угла». Он иначе начинает относиться к цвету, меняются и сюжеты его картин
Все внимание Моне сосредоточено на выразительности удивительной цветовой гаммы мазка в отрыве от предметной соотнесенности. Усиливается стремление к декоративности, которое вылилось в конечном счете в создание картин-панно
На место простых сюжетых картин 1860-1870 годов приходят более сложные, богатые всевозможными ассоциативными связями («Скалы в Бель-Иль»,»Тополя»).
Кувшинки — 1916-1926 Клод Моне
Сентябрь 11, 2012
„…Я погружен в работу. Эти пейзажи с водой и отражениями в ней стали моим наваждением” Моне, 11 августа 1908
Кувшинки, Закат солнца
1914-1918; 197х594 смМузей Оранжери, Париж
Больше всего Клод любит наблюдать пруд с водяными лилиями, смотреть на розовые и зеленоватые отблески на неподвижной воде, отображение деревьев и облаков, тени кувшинок, колыхание застилающих дно растений и тень перекинутого через пруд японского мостика.
Пруд с кувшинками
1900; 89,5х100 смМузей д’Орсэ, Париж
Художник писал их в специально построенной для этой цели в Живерни просторной мастерской, где было организовано верхнее освещение.
Сын парижского бакалейщика
У Клода Огюста Моне и его супруги Луизы Жюстины Обре в 1840 году появился на свет второй ребенок. Мальчика, родившегося 14 ноября, назвали Оскаром Клодом. Когда мальчику исполнилось пять лет, семья переехала из столицы Франции в нормандский город Гавр. Там, на берегу Атлантического океана, жила родная тетка Клода Мари-Жан Лекадр, чей муж держал торговую компанию. Туда и устроился работать старший Моне. Летом вся семья отдыхала на даче Лекадров в Сент-Адресс – курортном городке.
Отдав сына в школу, отец надеялся, что мальчик выучится и после окончания учебы продолжит его дело бакалейщика. После кончины мужа тетки Жака Лекадра управление его компанией перешло к Моне старшему. Ожидания Огюста не оправдывались, мальчик совершенно не признавал дисциплины, учиться не любил и постоянно рисовал. Первыми рисунками Клода стали карикатуры на одноклассников и преподавателей в школе.
Младший Моне был парень не промах. Поняв, что карикатуры у него получаются на ура, он стал их продавать по 20 франков. Свои шаржи Клод размещал в багетном салоне, где их выставляли на витрину вместе с инструментами и материалами для живописи.
Клод Моне. Карикатура на Эжена Марселя, 1856 годМестонахождение: Институт искусств, Чикаго, США
Продавая карикатуры, юный предприниматель скопил себе приличное для молодого парня состояние в две тысячи франков. В том же салоне, где продавались рисунки Моне, он однажды повстречал художника Эжена Будена – известного на тот момент пейзажиста, и познакомился с ним. Живописец отметил, что у мальчика, бесспорно, есть талант к изобразительному искусству.
Новый знакомый настоятельно посоветовал парню начать рисовать нечто более серьезное, чем простые картинки. Молодой Клод стал брать уроки живописи у Будена, несмотря на противление этому отца. Огюст Моне ещё надеялся пустить сына по своим стопам.
Занятиям рисованием с настоящим художником против воли отца поспособствовала тетя Клода. Она опекала мальчика после смерти его матери. Беря уроки у Будена, юноша понял, что тяготеет к пейзажам.
Художник Эжен Буден, учивший молодого Моне живописи
Серия «Вокзал Сен-Лазар» (1872–1877)
В 1872 году Моне пришёл в дирекцию железнодорожного вокзала Сен-Лазар и сказал, что выбрал для написания серии картин именно этот объект, потому что он более живописный, чем остальные вокзалы. Моне писал с натуры, и ради работы художника вокзал чистили, убирали, паровозы красили, а машинисты старались пускать пар изо всех сил.
Паровозы с клубящимся дымом буквально захватили Моне своей мощью. В результате он написал двенадцать полотен. Моне изобразил вокзал в разных ракурсах и в разное время суток. На выставке в 1877 году эта серия произвела неизгладимое впечатление, так например, Эмиль Золя, вдохновившись работой Моне, написал роман «Человек-зверь». Эта серия была первой среди таких знаменитых серий, как «Стога сена» и «Кувшинки».
Кстати, о самых живописных вокзалах Европы на topcafe.su есть очень интересная статья со множеством фотографий.
2
Ренуар решит пойти своим путём. Начало конца импрессионизма
Любопытно, что когда Мане работал над картиной “Семья Моне в саду”, он краем глаза наблюдал за Ренуаром и его работой. Потом шепнул Моне “Бедный мальчик. У него совсем нет таланта. Будет лучше, если ты посоветуешь ему бросить живопись”.
Согласна. Возможно, Ренуар не очень удачно изобразил освещенное солнцем лицо Камиллы. Ему ещё предстоит отточить своё мастерство. Но главное, что на этой картине влияние Моне уже не такое очевидное.
Хотя прошёл всего лишь год с написания картины “Моне, рисующий в саду”. Уже мы видим первые признаки собственного стиля Ренуара. Лев Бакст назовёт его не очень лестно – “парижской вермишелью”.
Вслед за Ренуаром свой индивидуальный стиль продолжат искать и другие. И Мане, и Писсарро, и Сезан. Рассвет импрессионизма останется позади. До конца ему будет верен лишь сам Моне.
Перейти на главную страницу
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Оскар Клод Моне (фр. Oscar-Claude Monet; 14 ноября 1840, Париж – 5 декабря 1926, Живерни) – французский художник, один из основателей импрессионизма, прошедший долгий путь от гонений, насмешек и нищеты до всемирного признания.
Особенности творчества художника Клода Моне: главными сюжетами картин Клода Моне были свет и воздух, а главным принципом работы – быстрое изображение увиденного состояния природы на пленэре. Он изобрел и довел до совершенства метод написания серий пейзажей с одним и тем же сюжетом, изменяющимся в зависимости от времени дня, погоды и времени года. Одна серия может состоять из несколько десятков полотен. В последние 25 лет жизни Моне пишет цветы, японский мостик, кувшинки и пруд в своем саду и создает уникальные масштабные панно для музея Оранжери, которые предвосхищают новое, современное искусство.
«Пруд с кувшинками» (1899)
Эта картина продолжает цикл «Японского мостика» из дивного сада в Живерни. Пруд с лилиями и кувшинками, над которым раскинулся дивный голубой мостик написан в холодной сине-зелёной гамме. Лишь охристые проблески солнечных пятен на траве и листьях кувшинок говорит о тёплом летнем вечере. Прозрачная вода отражает растения сада — плакучие ивы, густые кроны яблонь, заросли камыша. Кувшинки жемчужной розовой россыпью качаются на воде, контрастируя с изумрудной листвой. Моне обожал свои кувшинки, которые растил сначала для красоты. А потом он стал писать целые полотна, посвящённые только этим растениям.
Известный, но небогатый
Самобытность сделала Моне узнаваемым и интересным художником, только вот эта известность не приносила никакой прибыли. Семья бедствовала, чтобы купить необходимые материалы для живописи, приходилось урезать бюджет на питание, а ведь у Клода рос маленький сын.
К тому же, в 1870 году началась немецко-французская война, и Моне, чтобы не попасть в действующую армию, уехал из страны. Он перебрался в столицу Великобритании, где очень удачно познакомился с Полем Дюран-Рюэлем, который владел художественным магазином.
Поль Дюран-Рюэль, меценат, оказавший поддержку тогда ещё не признанному импрессионисту Клоду Моне
Немного улучшило финансовое положение семьи получение наследства от отца Клода, который умер в 1871 году. Жизнь в Париже стоила дорого, Моне решили переехать в столичный пригород – маленький городок Аржантёй. Место было выбрано не случайно, Клода очаровали и вдохновили местные пейзажи. Художника тянуло к речным и морским пейзажам, в Аржантее их было с избытком. Там Моне создал целую серию картин, посвященных судам, а также пейзажи с водоемами.
К тому же, Поль Дюран-Рюэль, с которым Моне познакомился в Лондоне, купил несколько картин художника. Этот человек в целом стал поддерживать зарождающееся направление в живописи – импрессионизм. Он первый открыто поддержал деятелей этого направления, среди которых помимо Моне, были ещё и Мане, Дега, Ренуар, Сислей и Писсаро, с которыми также был знаком и Клод, а с некоторыми из них вместе учился живописи.
В 1872 и 1873 годах живописец пишет две значимые для него и дорогие картины. На одной он изобразил своего пятилетнего сына Жана – «Жан Моне на своей лошади – трехколесном велосипеде». Эту картину Клод не будет нигде выставлять, так как она очень дорога его сердцу.
Второе полотно, где запечатлена его любимая натурщица и жена в одном лице – «Камилла Моне на скамейке в саду». Через пару лет свет увидит «Женщина с зонтиком. Мадам Моне с сыном», именно эту картину считают самой известной из раннего творчества художника.
Из знакомства с Гюставом Кайботом – коллекционером, охотно поддерживающим импрессионистов, впоследствии родилось общество, в которое вступили многие представители этого направления в живописи. Через год после знакомства Моне с Кайботом, в 1874 году, на бульваре Капуцинок была организована первая выставка нового сообщества.
Она открылась в фотоателье Надара и носила название «Выставка Анонимного общества живописцев, скульпторов и граверов». Эту смелую экспозицию называли ещё и «Выставка мятежников», так как в других местах импрессионистов пока не выставляли.
Клод Моне «Женщина с зонтиком. Мадам Моне с сыном Жаном», 1875 годМестонахождение: Национальная галерея искусств, Вашингтон, США
ДЕТСТВО
Родился Оскар Клод Моне 14 ноября 1840 года в Париже. Он был вторым сыном бакалейщика Клода Огюста Моне и его супруги Луизы Жюстины. Клод был пятилетним мальчишкой, когда родители сменили место жительства. Семья поселилась в Нормандии, в небольшом городке Гавр. Школу Клод не любил, его влекла свобода – в море и на прибрежных скалах он бывал чаще, чем на занятиях. Он вообще мало признавал дисциплину. Больше всего на свете ему нравилось рисовать, хотя отец надеялся, что он продолжит семейное дело и тоже будет бакалейщиком. Рисовать Моне начал рано, в основном это были карикатуры на друзей и учителей. Он даже пробовал продавать свои шедевры, и дело пошло. В витрине салона, где торговали художественными принадлежностями, красовались его рисунки, их мог купить любой желающий за 20 франков. В 15 лет он уже известен всему Гавру, где и началась биография художника. Родители почти не давали ему денег на карманные расходы, и только благодаря своим карикатурам, мальчик сумел скопить 2000 франков.
Отец Клода не собирался принимать выбор сына, но на помощь пришла родная тетя, которая заботилась о парне после смерти мамы.
Рисуя карандашом и углём, Клод внимает наставлениям преподавателя коллежа, где он учился, Давида Жака-Франсуа Ошара. В этот же период на глаза подростку попадаются пейзажи местного художника Эжена Будена, который удивляет жителей города тем, что пишет на природе, с натуры. Вскоре состоялось знакомство Моне и художника Эжена Будена, который похвалил парня, отметил, что у него, несомненно, есть талант. Именно он настоял на том, чтобы Клод продолжал рисовать, только переходил к чему-то более серьезному, например, к пейзажам.
Моне начал заниматься с Буденом, и вскоре нашел свое настоящее призвание – пейзажи. В 1859-м Моне уехал в Париж, начал работать в студии вместе с другими бедными художниками. Чтобы больше узнать о живописи, молодой человек бывает на выставках и в галереях. Но тут в его творческую биографию вмешалась армия. В 1861-м он оказался в кавалерийских войсках и был командирован в Алжир.
Моне должен был служить семь лет, но спустя два года заболел тифом. После выздоровления ему нужно было опять вернуться в строй, но тут снова в его судьбу вмешалась тетя, заплатила кому нужно три тысячи франков, чтобы ее племянника полностью освободили от службы. Набравшийся сил после болезни, Клод становится студентом университета. Он выбрал факультет искусств, но очень быстро разочаровался в учебе. Моне был противником такого подхода к живописи, который царил в вузе.
Описание картины Клода Моне «Кувшинки»
Картина Клода Моне „Кувшинки“ является одной из ослепительных и вызывающих работ художника на тему — кувшинки, которые были написаны в период 1914-1917 года.
Поразительное 2-х метровое квадратное полотно было расписано свободнее и смелее, чем ранние варианты с 1903-1908 года.
Художник в картине „Кувшинки“ немного отклонился от своей революционной идеи «описания» природы, и придал своей работе более абстрактный вид живописи. В этой удивительной композиции Моне отобразил округлые островки желтых и розовых кувшинок, которые располагаются на зеленой, фиолетовой и темно-синей поверхности воды.
Художник постарался полностью сосредоточить внимание на изолированной водной глади, покрытой кувшинками, при этом Моне полностью отверг общепринятые правила композиции и отказался от понятия – горизонта. Благодаря тому, что кувшинки внезапно обрезаются краями холста, создается такое впечатление, что работа незакончена и является лишь частицей чего-то большого
Использование цвета в композиции.
— Многослойность воды. Во время написания картины, художник неоднократно добавлял новый слой воды, после создания листьев кувшинок. Поэтому мы можем увидеть в работе небрежные и грубые мазки, перекрывающие контур листьев, фиолетового и розовато-лилового оттенка, заполняющие пространство между двух кувшинок.
— Ощущения движения и динамики придают вертикальные мазки фиолетового и зеленого цвета. Благодаря этому Моне передал отражение на водной глади и ощущение большого количества спутанных водорослей и корней под водой.
— Некоторые участки пустого, не закрашенного холста, придают картине ощущение спонтанности, от чего работа кажется незаконченной.
— Кувшинки – это основной элемент картины. Моне писал их густыми и короткими мазками розового и желтого цвета. Таким образом, усиливая впечатление объемности цветков.