Самые известные натюрморты — зарубежные и русские художники

Натюрморт с лимонами, апельсинами и розой - Франсиско де Сурбаран 1633 Холст, масло 62,2  109,5 см Натюрморт с лимонами, апельсинами и розой - Франсиско де Сурбаран 1633 Холст, масло 62,2

Натюрморт в русской живописи 18-20 веков[]

Натюрморт как самостоятельный жанр живописи появился в России в начале XVIII века. Представление о нем первоначально было связано с изображением даров земли и моря, разнообразного мира вещей, окружающих человека. Вплоть до конца 19 века натюрморт, в отличии от портрета и исторической картины, рассматривался в качестве «низшего» жанра. Он существовал главным образом как учебная постановка и допускался лишь в ограниченном понимании как живопись цветов и фруктов. Начало ХХ века ознаменовалось расцветом русской натюрмортной живописи, впервые обретшей равноправие среди прочих жанров. Стремление художников расширить возможности изобразительного языка сопровождалось активными поисками в области цвета, формы, композиции. Все это особенно ярко проявилось в натюрморте. Обогащенный новыми темами, образами и художественными приемами, русский натюрморт развивался необычайно стремительно: за полтора десятка лет он проходит путь от импрессионизма до абстрактного формотворчества. В 30-40-е годы ХХ столетия это развитие приостановилось, но уже с середины 50-х годов натюрморт переживает в советской живописи новый подъем и с этого времени окончательно и твердо встает вровень с другими жанрами.

№3 «Васильки», Исаак Левитан

Год: 1894

«Васильки», 1894 г. Частная коллекция (Москва), Исаак Левитан

Левитан любил натюрморты, и иногда, после прогулок в лесу, его мастерская походила на цветочный магазин. Он любил изображать полевые и лесные цветы на своих полотнах, чтил природу даже в самых скромных, простых ее проявлениях.
 
На картине «Букет васильков» мастер не изобразил вокруг вазы с цветами ни одной детали. Ничто не должно отвлекать зрителя от нежных васильков. На первый взгляд, цветы очень похожи между собой, но при более внимательном рассмотрении обнаруживается, что все иначе. Каждый василек имеет собственный оттенок — здесь и насыщенно-синие, и голубые, и розовые, и нежно-фиолетовые и даже белые.
 
С цветами в букете соседствует пшеница, пара ее колосков. Это создает ощущение небрежности, будто колоски попали в вазу по невнимательности. Однако в этом заключается особая притягательность композиции, ее шарм.

№12 «Натюрморт с сиренью», Кузьма Петров-Водкин

Год: 1928

«Натюрморт с сиренью», 1928 г. Частная коллекция, Кузьма Петров-Водкин

Картина — типичный образец стиля художника. Он характеризовался незаурядной палитрой цветов, различными оптическими иллюзиями и новыми для зрителя точками обзора. Привычные вещи Петров-Водкин изменяет, прибегая к фактурному и цветовому контрасту предметов на картине. Центр композиции — ветка сирени, поставленная в стакан воды, и, скорее всего, свежесрезанная. Она окружена чернильницей из хрусталя, а также письмом, спичечным коробком, опавшими листьями и экземпляром L’Art Vivant. Именно этому французскому журналу в 1925 году Кузьма Сергеевич давал интервью. Композиция расположена на синей скатерти. Это произведение очень напоминает другое его «детище» — более позднюю «Черемуху в стакане» (1932). Натюрморт имеет большое значение в искусстве как жанр, позволяющий говорить языком предметов, создавать эмоциональную атмосферу. Сегодня он не утратил популярности. Многие маститые и начинающие художники изображают плоды, цветы, другие предметы в различных стилях. Наверняка некоторые из них со временем станут предметом восхищения и настоящей классикой.

№13 «Цветы и плоды», Иван Хруцкий

Год: 1839

«Цветы и плоды», 1839 г. Государственная Третьяковская галерея (Москва), Иван Хруцкий

Иван Хруцкий — прославленный мастер живописи, чьи работы сегодня признаны настоящими шедеврами. Его натюрморты породили целую волну подражаний и имели успех у публики. Одним из лучших его произведений смело можно считать «Цветы и плоды». Оно пропитано осенними мотивами. Спелый виноград, груши, лимоны, персики, тыква говорят о том, что пришло время собирать урожай. По смотрящим вниз пионам видно плавное увядание природы. Зеленые, синие, розовые, желтые оттенки символизируют самую пеструю пору осени. В центре композиции — ваза с рельефными животными и растениями. Они являются лишь частью декора вазы, однако привносят в натюрморт оживленность. Стакан с лимонной водой (рядом с вазой) не только гармонирует с виноградом, но и с блестящим стеклянным сосудом позади. Еще один замечательный элемент композиции — тыква. Это самый крупный, весомый плод на картине Хруцкого, он делает ее более основательной. Маленькая гроздь винограда на переднем плане находится так близко к краю стола, будто скоро сорвется и упадет. Такой интересный прием художник использовал, чтобы сделать натюрморт более подвижным.

История

Картина была написана в 1633 году. Она считается единственным натюрмортом Франсиско де Сурбарана, который был подписан и датирован самим художником.

С 1930-х годов картина принадлежала собранию итальянского коллекционера Алессандро Контини Бонакосси (Alessandro Contini Bonacossi

) из Флоренции. Как и все другие картины из коллекции, предполагалось, что она перейдёт с собственность государства, но в результате сложных переговоров наследникам Контини Бонакосси удалось сохранить у себя часть картин, включая этот натюрморт.

В 1972 году картина была приобретена Нортоном Саймоном (Norton Simon

), который заплатил за неё &&&&&&&&02725000.&&&&&02 725 000 долларов — на тот момент, это была третья по величине цена, выплаченная за картину «старых мастеров».

Описание

Внешние изображения
[https://silverandexact.files.wordpress.com/2011/04/still-life-with-lemons-oranges-and-a-rose-x-ray.jpg Рентгенограмма картины]

Три группы предметов — жёлтые цитроны на тарелке, оранжевые апельсины в корзинке, а также чашка на серебряной тарелке с лежащей розой, — ярко выделяются на тёмно-коричневой поверхности стола и чёрном фоне позади него. Считается, что изображённые предметы являются религиозной аллегорией Троицы. Кроме этого, апельсины с цветками и чашка с водой ассоциируются с чистотой Девы Марии, а роза без шипов — с непорочным зачатием.

Рентгенограмма картины показала, что изначально Франсиско де Сурбаран изобразил ещё одну серебряную тарелку, стоящую между тарелкой с цитронами и корзинкой с апельсинами, на которой лежали карамелизованные кусочки батата (сладкого картофеля) — популярного в то время в Испании лакомства (batatas confitadas

).

Примечания

  1. 12 [https://www.nortonsimon.org/collections/browse_title.php?id=F.1972.06.P Still Life with Lemons, Oranges and a Rose, 1633 — Francisco de Zurbarán] (англ.) (HTML). Norton Simon Museum. Проверено 13 ноября 2013.
  2. С.П. Останина. Энциклопедия натюрморта. — Москва: ОЛМА-ПРЕСС, 2002. — С. 264. — 349 с. — ISBN 978-5-948-49020-5.
  3. 1234 [https://www.frick.org/sites/default/files/archivedsite/exhibitions/nortonsimon/zubaran.htm Masterpieces of European Painting from the Norton Simon Museum] (англ.) (HTML). The Frick Collection — www.frick.org. Проверено 27 декабря 2013.
  4. 12 [https://silverandexact.com/2011/04/13/still-life-with-lemons-oranges-and-a-rose-francisco-de-zurbaran-1633/ Still life with lemons, oranges and a rose — Francisco de Zurbarán — 1633] (англ.) (HTML). silverandexact.com. Проверено 27 декабря 2013.
  5. Karen Rosenberg. [https://www.nytimes.com/2009/02/27/arts/design/27fric.html?pagewanted=all&_r=0 Sharing Reflections of Tycoon Taste and Wealth] (англ.) (HTML). The New York Times — www.nytimes.com (26 февраля 2009). Проверено 14 ноября 2013.
  6. Morten Lauridsen. [https://online.wsj.com/news/articles/SB123516723329736303 It’s a Still Life That Runs Deep] (англ.) (HTML). Wall Street Journal — online.wsj.com (21 февраля 2009). Проверено 14 ноября 2013.
  7. [https://www.nortonsimonfoundation.org/collections/provenance.php?id=F.1972.06.P Provenance — Still Life with Lemons, Oranges and a Rose, 1633, Francisco de Zurbarán] (англ.) (HTML). Norton Simon Museum. Проверено 14 ноября 2013.
  8. Greta Berman. [https://www.juilliard.edu/journal/5-european-masterpieces-loan-frick 5 European Masterpieces on Loan at the Frick] (англ.) (HTML). The Juilliard Journal — www.juilliard.edu (апрель 2009). Проверено 14 ноября 2013.
  9. [https://www.nationalgallery.org.uk/paintings/francisco-de-zurbaran-a-cup-of-water-and-a-rose A Cup of Water and a Rose, about 1630, by Francisco de Zurbarán] (англ.) (HTML). The National Gallery — www.nationalgallery.org.uk. Проверено 13 декабря 2013.
  10. [https://www.humanflowerproject.com/index.php/weblog/comments/zurbaran_flowers_by_scorpio Zurbarán: Flowers by Scorpio] (англ.) (HTML). www.humanflowerproject.com. Проверено 13 декабря 2013.
  11. [https://www.museodelprado.es/en/the-collection/online-gallery/on-line-gallery/obra/still-life/ Zurbarán, Francisco de (Spanish): Still Life] (англ.) (HTML). Museo Nacional del Prado — www.museodelprado.es. Проверено 14 декабря 2013.

№5 «Натюрморт», Казимир Малевич

Год: 1911

«Натюрморт», 1911 г. Государственный Русский музей (Санкт-Петербург), Казимир МалевичЧувствуя себя реформатором, Малевич восставал против реализма, а классицизм считал изжившим себя. Он хотел вносить через искусство изменения в повседневность. Помощниками в этом были холст, краски и кисть. Натюрморт с густыми полосами, объемными фруктами и плоской посудой — плод творческих поисков Малевича. Все ее части объединены лишь контрастным цветом, очень характерным для художника. В центре композиции расположилась белая ваза, которую окружают фрукты. Некоторые из них обозначены лишь контурами с залитым цветом внутри, другие изображены с элементами реализма благодаря частичной прорисовке их объема. Ни белой вазе, ни черному кувшину, ни тарелке теней не досталось. Малевич был уверен, что действительность вторична по отношению к живописной форме.

№2 Rideau, Cruchon et Compotier (Гардина, кувшин и ваза для фруктов), художник: Поль Сезанн

Год: 1894

Rideau, Cruchon et Compotier (Jug, Curtain and Fruit Bowl) (1894) — Paul Cezanne

Поль Сезанн считается величайшим мастером натюрморта, и эта работа является его самой знаменитой картиной в этом жанре. Технически отмечается двойная перспектива, которую создал Сезанн, она визуально захватывает зрителя красиво написанными несбалансированными частями. Подобные картины Сезанна считаются прелюдией к нескольким типам искусства двадцатого века, включая кубизм Пикассо. По состоянию на 2015 год эта картина является самым дорогим натюрмортом, когда-либо проданым на аукционе.

Происхождение и разновидности[]

Исходную точку раннего натюрморта можно найти в XV—XVI веках, когда он рассматривался как часть исторической или жанровой композиции. Долгое время натюрморт сохранял связь с религиозной картиной, обрамляя цветочными гирляндами фигуры Богоматери и Христа, а также часто располагаясь на оборотной стороне алтарного образа (как в «Триптихе семейства Брак» Рогира ван дер Вейдена). Ранние натюрморты часто выполняли утилитарную функцию, например, в качестве украшения створок шкафа или для маскировки стенной ниши. Натюрморт окончательно оформляется в качестве самостоятельного жанра живописи в творчестве голландских и фламандских художников XVII в. Предметы в натюрмортной живописи этого периода часто содержат скрытую аллегорию — либо быстротечности всего земного и неизбежности смерти, либо— в более широком смысле Страстей Христовых и Воскресения. Это значение передаётся посредством использования предметов— в большинстве случаев знакомых и встречающихся в каждодневной жизни, которые наделяются дополнительным символическим значением.

Цветочный натюрморт

Начиная с 40-х годов XVII века, натюрморт в нидерландской живописи получил широкое распространение как самостоятельный жанр. Одним из самых первых выделился цветочный натюрморт в произведениях таких художников, как Амброзиус Босхарт Старшийи Бальтасар ван дер Аст, и далее продолжал своё развитие в роскошных натюрмортах Яна Давидса де Хема и его последователей уже во второй половине XVII столетия. Причины популярности цветочного натюрморта можно найти в особенностях быта нидерландского общества— традиции иметь сады, загородные виллы или комнатные растения— а также благоприятных природных условиях для развития цветоводства.

Учёный натюрморт

Зародившийся в университетском Лейдене жанр «учёного» натюрморта является наиболее интеллектуальным видом натюрморта, требующим от зрителя знания Библии и традиций религиозной символики (характерны картины Питера Стенвейка и Давида Байли). Часто в натюрмортах этого направления присутствуют иллюзиониситские приемы, создающие искусный обман зрения. В свою очередь увлечение иллюзионистской передачей натуры привело к возникновению особого вида натюрморта— так называемых «обманок» (trompe l’œil). Такие натюрморты были особенно распространены в середине XVII века и снискали невероятную популярность в стране и за её пределами.

№8 Корзина яблок, художник Поль Сезанн

Год: 1895

The Basket of Apples (1895) — Paul Cezanne

Помимо краткого периода в Северной Европе в XVII веке, натюрморт был забытым жанром, несмотря на усилия Жана-Батиста Шардена. Именно Поль Сезанн, почти единолично, поднял его на вершину, сделав популярным предметом для будущих художников, включая Пикассо, Матисса, Моранди и Брака. Эта картина является ярким примером его творчества, в котором он использовал методы, подобные двум перспективам, которые должны были изменить направление искусства. Картина также отмечена несбалансированными деталями, такими как надписанная бутылка, наклонная корзина и плоды, которые вот-вот упадут.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Метолит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: