Нетипичные натюрморты самых известных русских художников
Если многие русские художники занимались натюрмортами регулярно и преследовали свои изобразительные цели, то некоторые именитые мастера могут удивить переходом к неодушевленному объекту. Рассмотрим несколько всем известных имен.
Любопытно, что эту работу можно перепутать с одноименной картиной В. Серова. Но и тут нет никаких случайностей. Будучи учителем Серова, Репин дал ему задание нарисовать представленную композицию из яблок, но сам так вдохновился ею, что нарисовал свой вариант. Поэтому теперь мы имеем возможность сравнить мастерство двух именитых живописцев.
Если внимательно изучить коллекции самых известных русских художников, то мы найдем натюрморты у В. Сурикова, В. Васнецова, М. Шагала, В. Кандинского и ряда других авторов. Как мы видим, в руках русских мастеров самых разных стилей натюрморт заиграл новыми красками и показал зрителю новые возможности взгляда на реальность. Наверняка каждый найдет в этом многообразии творчества то, что именно его удивит и заставит долго всматриваться в картину.
- История возникновения жанра
- Распространенные сюжеты
- Стили
- Направления искусства
- Развитие в России
- Используемые материалы
- Значение в академической живописи
- Известные художники
- Натюрморты — шедевры мирового искусства
- Современные российские и украинские художники
- Тема натюрмортов — еда
Используемые материалы
Современное изобразительное искусство не выдвигает никаких требований по технике исполнения натюрмортов. Это может быть акварель, карандаш, гуашь или масло. Новаторство и изобретательность только приветствуется. Это может быть индивидуальный способ нанесения красок или их смешивание, сочетание акварели и карандаша.
Создание картины при помощи карандаша – старейший вид рисования. Техника требует от мастера тщательного анализа света и теней. Интересным представителем стиля является JD Hillberry. Мастер, который сделал все, чтобы выйти за рамки экспрессии и реализма. В работе он использует уголь и графит.
Техники акварели более сложная. Работа с ней кажется легкой, но это обманчивое ощущение. От правильности смешивания красок и воды будет зависеть конечный результат. В этой технике начинал работать Илья Репин. Из интересных современников можно выделить корейского мастера Шин Чен Сик. Его работы отличаются красочностью, чистыми линиями и прозрачными цветами. Все детали четко проработаны, что придает эффект фактурности.
Акварельные натюрморты
Масляные краски используются в изобразительном искусстве с XV века. Они легко смешиваются и долгое время не высыхают. Существует 2 основных способа нанесения: с подмалевком и без него. В первом случае потребуется тщательная подготовка, а вторая методика позволяет творить даже неподготовленным художникам.
Гуашь известна человечеству еще со Средних веков. Очень часто ее смешивали с акварелью, чтобы получить уникальный оттенок. Гуашь часто использовали для создания эскизов в эпоху Возрождения. Популярность к ней вернулась в конце XIX – начале XX веке.
Константин Коровин (1861-1939)
Константин |
Возможно, эта победа не оказалась бы столь быстрой и столь полной,
если бы не два союзника, которые помогли людям XIX века увидеть мир другими глазами.
Одним из этих союзников была фотография. В самом начале это изобретение использовалось
в основном для портретов. В ту пору процесс фотографирования требовал очень длительной
экспозиции. Поэтому люди, сидевшие перед фотографом, должны были на что-нибудь
опираться, чтобы оставаться неподвижными, сохраняя при этом прямую осанку, в течение
довольно долгого времени. Усовершенствование переносной камеры и появление
моментальных
снимков приходятся на те же годы, что и расцвет живописи импрессионистов. Камера
помогала открывать прелесть случайной позы и неожиданного угла зрения. Более того,
развитие фотографии должно было обязательно подтолкнуть художников двигаться дальше
по пути исследования и эксперимента. Теперь живопись могла не делать того, что
механическое устройство исполняло лучше и дешевле. Мы не должны забывать, что
в прошлом искусство живописи служило целому ряду утилитарных задач. К нему обращались,
чтобы запечатлеть облик знатной персоны или вид загородного дома. Художник являлся
тем, кто мог противостоять преходящей природе вещей и сохранить для потомков облик
любого предмета. Мы не узнали бы, как выглядит дронт, если бы голландский художник
XVII века не потрудился запечатлеть птицу незадолго до полного исчезновения этого
вида. Фотография в XIX веке должна была взять на себя эту функцию изобразительного
искусства, нанеся удар художникам, такой же серьезный, как и запрет протестантской
церкви на алтарные образы. До изобретения фотографии почти каждый уважающий себя
человек позировал портретисту по меньшей мере раз в жизни. Теперь люди редко подвергали
себя этому суровому испытанию и то лишь, если они хотели сделать одолжение и помочь
художнику-другу. Поэтому художники были вынуждены все чаще обращаться к изучению
тех областей, где фотография не могла заменить их. Фактически, современное искусство
не стало бы тем, чем оно стало, без воздействия этого изобретения.
Вторым
союзником, встреченным импрессионистами на пути своих безрассудно смелых поисков
новых тем и новых колористических схем, была японская цветная гравюра. Японское
искусство развивалось под воздействием китайского, и так продолжалось в течение
почти тысячи лет. Между тем в XVIII веке, возможно, под влиянием европейской гравюры,
японские художники отказались от традиционных мотивов дальневосточного искусства
и обратились к сценам из повседневной жизни в качестве сюжетов для цветной
342 Китагава Утамаро Поднимается штора,
и открывается вид на цветущую сливу , Конец 1790-х
Ксилография 19,7×50,8
см
Построение чертежа |
|||
Описание картины Константина Коровина «Розы в голубых кувшинах»
Картина «Розы в голубых кувшинах» наиболее известная из серии картин, посвящённых розе. Всего художником создано более 20 натюрмортов на эту тему. Вдохновением для написания натюрморта послужило обилие и красота розовых садов в Крымском Гурфузе. Приехав на Гурфузскую дачу, Константин Алексеевич привёз с собой свою коллекцию ваз и кувшинов. Уже, будучи увлечённым написанием цветочных натюрмортов, Коровин считал, что для каждого букета должен быть подобран определённый сосуд. Константин Алексеевич относился к букетам, как к музыкальному произведению для глаз. По мнению художника, букет должен звучать, а для этого нужно хорошо подобрать для него вазу. Для каждой своей работы Константин самостоятельно составлял букеты.
«Розы в голубых кувшинах» написана в 1917 году. Эта картина восхитительна, перед ней невозможно не остановиться. Натюрморт будто бы наполнен солнечным светом. Розы выглядят эффектно и роскошно. Картина олицетворяет настоящий гимн жизни и счастью. Техника исполнения автора картины потрясает размахом кисти. Роза – является символом любви. Каждый мазок передаёт чувственность автора и темперамент. Рассматривая полотно, можно понять даже не прочитав подписи, что картину написал мужчина, жизнерадостный и любящий. На картине изображены не просто цветы как украшение интерьера, а цветы, олицетворяющие чувства, букеты, как мелодия любви
Всё это можно понять, обратив внимание на чёткие, точные и размашистые мазки кисти, сочетание цветов
В изображении отсутствует сюжет картины, что подчёркивает индивидуальность и красоту изображённых на ней роз. Коровин всегда любил поражать зрителя эстетикой и красотой. В своём натюрморте Константин изображает не только цветы, но и разные предметы, такие, как кувшины, блюдо с яблоками. Эти предметы добавляют изображению особое значение, некую интимность обстановки.
№5 «Натюрморт», Казимир Малевич
Год: 1911
«Натюрморт», 1911 г. Государственный Русский музей (Санкт-Петербург), Казимир МалевичЧувствуя себя реформатором, Малевич восставал против реализма, а классицизм считал изжившим себя. Он хотел вносить через искусство изменения в повседневность. Помощниками в этом были холст, краски и кисть. Натюрморт с густыми полосами, объемными фруктами и плоской посудой — плод творческих поисков Малевича. Все ее части объединены лишь контрастным цветом, очень характерным для художника. В центре композиции расположилась белая ваза, которую окружают фрукты. Некоторые из них обозначены лишь контурами с залитым цветом внутри, другие изображены с элементами реализма благодаря частичной прорисовке их объема. Ни белой вазе, ни черному кувшину, ни тарелке теней не досталось. Малевич был уверен, что действительность вторична по отношению к живописной форме.
Натюрморт — жанр живописи
Что такое натюрморт?
Натюрмортом называют жанр живописи, в рамках которого изображается неживая природа. Жанр зародился в XVII веке.
Натюрморт в первую очередь удивителен и интересен тем, что заставляет людей видеть красоту и гармонию в повседневных, скучных вещах, окружающих нас постоянно, но ничем не обращающих на себя наше внимание
Жанр не так прост, как кажется на первый взгляд: в большинстве таких картин художники используют иносказание — пытаются через определённый набор предметов, их расстановку, выбранные цвета, общую композицию сказать людям что-то важное, передать то, что их волнует, поведать о своих чувствах и мыслях
Жанр не так прост, как кажется на первый взгляд: в большинстве таких картин художники используют иносказание — пытаются через определённый набор предметов, их расстановку, выбранные цвета, общую композицию сказать людям что-то важное, передать то, что их волнует, поведать о своих чувствах и мыслях
Франсиско де Сурбаран. Натюрморт с лимонами, апельсинами и розой. 1633
Несмотря на мрачный перевод «мёртвая природа», полотна зачастую пестрят яркими красками, радуют зрителя своей оригинальностью и причудливостью, пробуждают желание жить и восторгаться окружающим миром, видеть прекрасное в нём.
Существует множество видов и подвидов натюрморта, например, сюжетно-тематический, творческий, учебно-творческий, учебный. Также их подразделяют по использованным цветам, освещённости, колориту, времени исполнения, месту расположения и т. д.
Основоположниками натюрморта как самостоятельного жанра стали голландские и фламандские художники. Первоначально картины появились в религиозном обиходе. Также в эпоху зарождения жанра распространение получили картины мрачного характера с глубоким философским смыслом и тёмными тонами, в центре композиции, которых были черепа, свечи и некоторые другие атрибуты. Затем, постепенно развиваясь, жанр вбирал в себя всё новые и новые направления и раз за разом получал всё более широкое распространение во всех кругах общества. Цветы, книги, овощи и фрукты, дары моря, посуда и другие предметы быта — всё нашло своё отражение в искусстве. Одними из самых известных художников натюрмортов стали Амбросиус Басхарт, Мигель Парра, Ян Брейгель, Иозеф Лаунер, Северин Розен, Эдвард Ладелл, Ян Давидс де Хем, Виллем ван Алст, Корнелис Бризе.
В России жанр возник в начале XVIII века, но всерьёз этим никто не занимался, он считался «низшим» жанром. В начале XX века натюрмортная живопись достигла наибольшего расцвета; художники создавали свои шедевры, ставили перед собой новые задачи и достигали несказанных вершин в мастерстве, использовали необычные техники, подбирали новые образы. Русский натюрморт в отличие от западного развивался не постепенно, а в ускоренном темпе. Творя в этом жанре, прославились такие русские художники, как К. Петров-Водкин, И. Левитан, И.Ф. Хруцкий, В. Нестеренко, И.Э. Грабарь, М. Сарьян, А. Осмеркин, П.П. Кончаловский, С.Е. Захаров, С.И.Осипов и многие другие.
В современной живописи натюрморт претерпевает новый подъём и теперь прочно занимает полноправное место среди других жанров изобразительного искусства. Сейчас это одно из самых востребованных направлений в живописи. Имея огромное количество возможностей для самореализации себя в творчестве, художники пишут самые разнообразные натюрморты. А зрители, в свою очередь, покупают картины, украшают ими интерьеры, оживляя свой дом и принося в него уют и радость. Натюрмортами постоянно пополняются музеи, открываются всё новые и новые выставки в различных городах и странах, на которые приходят толпы заинтересованных искусством зрителей. Спустя несколько столетий, пройдя долгий полноценный путь развития, натюрморт по-прежнему актуален и не утратил своей значимости в мировой живописи.
https://youtube.com/watch?v=FgSecFaIAGE
Натюрморты известных художников
Натюрмортом часто
увлекались знаменитые художники. Именно о мастерах кисти и об их восхитительных
произведениях я расскажу Тебе дальше.
Пабло Пикассо — самый дорогой
художник мира
Уникальный и
неподражаемый — именно так называют выдающегося испанского художника ХХ в.
Пабло Пикассо. Каждая работа автора — тандем оригинального замысла и
гениальности.
Натюрморт с букетом
цветов, 1908 г.
Натюрморт с
луковицами, 1908 г.
Кроме традиционно совершенных
реалистичных, наполненных света и ярких красок, или же мрачных, выполненных в
голубовато-серых тонах натюрмортов, Пикассо увлекался кубизмом
. Художник
раскладывал предметы или героев своих картин на мелкие геометрические фигуры.
И хотя искусствоведы
не признали кубизм Пикассо, сейчас его работы прекрасно продаются и принадлежат
самым богатым коллекционерам мира.
Гитара и ноты, 1918 г.
Эксцентричный Винсент Ван Гог
Наряду со знаменитой
«Звездной ночью» серия картин с подсолнухами стала уникальным символом
творчества Ван Гога. Художник планировал украсить подсолнухами свой дом в Арле
к приезду друга Поля Гогена.
«Небеса — восхитительного
голубого цвета. Солнечные лучи — бледно-желтые. Это мягкое, волшебное сочетание
небесной лазури и желтых тонов из картин Вермеера Делфтского… Я не могу написать
что-то столь прекрасное…»
— обреченно говорил Ван Гог.
Возможно, именно поэтому художник рисовал подсолнухи бесчисленное количество
раз.
Ваза с 12
подсолнухами, 1889 г.
Несчастная любовь,
бедность и непринятие его творчества побуждают художника к безумным поступкам и
изрядно подрывают здоровье. Но о живописи талантливый художник упорно писал: «Даже
если я упаду девяносто девять раз, я все равно поднимусь в сотый раз».
Натюрморт с красными
маками и ромашками. Овер, июнь 1890 г
.
Ирисы. Сен-Реми, май
1890 г.
Всеохватывающие натюрморты Поля
Сезанна
«Я хочу вернуть
природе вечность»,
— любил повторять великий французский
художник Поль Сезанн. Художник изображал не случайную игру света и тени, не
меняющиеся, а постоянные характеристики предметов.
Стремясь показать
предметы со всех сторон, он описывает их так, что зритель любуется натюрмортом,
словно под разными углами. Мы видим стол сверху, скатерть и фрукты — сбоку,
ящик в столе — снизу, а кувшин — с разных сторон одновременно.
Персики и груши, 1895
г.
Натюрморт с вишнями и
персиками, 1883-1887 гг.
Описание картины Константина Коровина «Розы»
«Розы», написанные кистью советского художника Константина Коровина, предстали перед широкой публикой в 1912 году. В настоящее время картина выставляется в залах Ярославского художественного музея.
Период творчества художника, обозначенный началом двадцатого века, практически всецело был посвящен написанию натюрмортов на цветочную тематику. Не стали и исключением очередные «Розы». Этот мотив часто встречался в его творчестве, особенно сильно автору нравились величественные, изящные розы – признанные королевы среди всех цветов. Представшие перед нами цветы сразу завораживают своим нетривиальным, свежим видом.
Коровин использует только холодные оттенки. Нежные лепестки роз написаны бордовым, пурпурным, лососевым, лавандовым и золотисто-бежевым цветом. Мелкие лепестки выведены изумрудным и серо-зеленым. Окружение цветов имеет преимущественно серо-аметистовый и лазурный оттенок. Вкупе все эти тончайшие оттенки красок сливаются в печальную, леденящую гармонию. Кажется, словно от картины исходит настоящий холод. Если мысленно прикоснуться к ней, то можно почувствовать на пальцах гладкую поверхность льда.
В полотне нет ни одно теплого пятнышка. Даже небольшие, шаловливые оттенки бежевого, кроваво-бордового и желто-зеленого, случайно прокравшиеся на холст, не выглядят хоть немного теплыми в сочетании с подавляющими холодными цветами. Эти розы прекрасны сами по себе, им не требуется какого-то дополнения или активного сюжета. Они само произведение искусства, сотворенное природой и собранное человеком.
На первый взгляд может показаться, что холст не доработан. Линии несколько нечеткие и сама композиция не фиксируется на каком-то предмете. Все цветы составляют единое целое, мы не рассматриваем их каждый по отдельности. В этом и есть задумка автора полотна. Такой стиль рисунка раскрывает перед нами настоящие эмоции и восхищение идеальной, совершенной красотой.
Выставка Константина Коровина. Живопись, похожая на музыку. Цветы
Ретроспективная выставка работ знаменитого русского художника Константина Коровина в Третьяковской галерее на Крымском Валу продолжает свою работу. Она посвящена 150-летию со дня рождения живописца.
Русский Серебряный век является неотъемлемой частью того, что принято называть «прекрасной эпохой». Под этими словами подразумеваются десятилетия, отделяющие конец 19-го столетия от начала Первой мировой войны. И Константин Коровин с его искристым импрессионизмом выражает а, хотя время было достаточно смутное. Недаром Коровина называют живописцем радости и счастья.
С 1900-х годов натюрморт становится одним из ведущих жанров в творчестве Константина Коровина. Излюбленными сюжетами художника становятся рыбы, фрукты, охотничьи трофеи, вино, цветы, преимущественно фиалки и розы
Более всего внимание живописца привлекают розы с их росистой влажностью, обилием оттенков и чувственной прелестью
Константин Коровин. Розы в голубых кувшинах. 1917
Обычно Коровин приезжал на свою гурзуфскую дачу в мае и был там недолго, так как остальную часть лета проводил в своей северной мастерской в Охотине. Но этот короткий весенний период всегда был наполнен творчеством, после чего появлялись картины с яркими, сочными садовыми цветами. Именно в цветах Константин Коровин раскрывал свое жизнеутверждающее искусство задушевнее и искреннее всего. Например, его «Розы в голубых кувшинах» (1917) выделяются среди прочих коровинских жанров тех лет.
Константин Коровин. Букет бумажных роз. 1912
Это красочное жизнеутверждение проявляется даже при изображении искусственных цветов – «Букет бумажных роз» (1912). Купленные им на вербных базарах букеты бумажных цветов занимают все стены мастерской. Художника вполне устраивают и искусственные цветы, потому что его интересуют декоративные эффекты, музыка общего. Для каждого букета подбирается соответствующая ваза, иначе «цветы не поют».
Константин Коровин. Терраса. Париж. 1908
Фон натюрмортов – часто все то же окно, за которым сверкает огнями ночной Париж – «Терраса. Париж» (1908) и «Гвоздики и фиалки» (1908).
Константин Коровин. Гвоздики и фиалки. 1912
На полотне «Розы» (1916) пышные цветы в вазах видны на фоне любимой Коровиным русской деревни.
Константин Коровин. Розы. 1916
Иногда фоном для цветов и фруктов является море в Гурзуфе – «Гурзуф» (1916).
Константин Коровин. Гурзуф. 1916
Константин Коровин воспринимал пейзажи северной русской деревни как первозданный рай. Но тем не менее в картины с яркими, пышными, южными цветами он вносил свой идеал «спасающей красоты».
Продолжение рассказа о жизни и творчестве художника Константина Коровина следует…
Выставка в Государственной Третьяковской галерее на Крымском Валу открыта до 12 августа.
Известные художники
В разные эпохи отношение к жанру менялось, были периоды, когда казалось, что о нем безнадежно забыли. Но более чем за 4 столетия в этом направлении творили великие художники, работы которых даже сегодня поражают.
Ян Давидс де Хем (1606-1683/1684)
Мастер из Нидерландов. Слава к нему пришла благодаря великолепному перенесению изображений фруктов и цветов на полотна.
Джузеппе Рекко (1634-1695)
Итальянский живописец из семьи художников, прославившийся написанием натюрмортов. Он считается самым талантливым представителем семьи Рекко. Его работы – это жанровый синтез ломбардской и неополитанской живописи.
Франц Ксавер Адреас Петтер (1791-1866)
Является самым ярким представителем периода расцвета бидермайера в Австрии. Автор отдавал предпочтение цветочно-фруктовым композициям.
Жорж-Пьер Сера (1859-1891)
Великий постимпрессионист. Он стал основателем стиля пуантилизм – особой передачи цвета и оттенков и дал толчок к развитию неоимпрессионизма. Его работы признаны иконой живописи XIX века.
Ваза с цветами Жорж-Пьер Сера
Поль Сезанн (1839-1906)
Является ярким представителем постимпрессионизма. Признание своего творчества он получил только на закате жизни. Он создал около 800 работ, работал он с акварелью, маслом, в других техниках.
Натюрморт с драпировкой Поль Сезанн
Разновидности натюрморта
Ванитас
Майкл Конрад Хирт. ВанитасВанитас – аллегорический натюрморт. Обычно на нём, среди прочего, изображается череп. Такой натюрморт предназначен для напоминания о быстротечности жизни, тщетности удовольствий и неизбежности смерти – раздумий над смыслом человеческого существования. Термин взят из стиха из Библии: «Суета сует, сказал Екклесиаст, суета сует, – всё суета!». По-латински это звучало так: «Vanitas
vanitatum dixit Ecclesiastes vanitas
vanitatum omnia vanitas
». Более подробно о ванитас можно прочитать .
Голландский натюрморт
Нидерландский натюрморт, оформившийся в XVII в. как самостоятельный жанр, оказал влияние на дальнейшее развитие всей европейской живописи. Оказывается, обычные предметы также живут, но жизнь их тиха и незаметна для человека. В этом есть какая-то тайна. Видимо, поэтому жанр натюрморта стал популярным и сохранился до наших дней. Иногда натюрморт притягивает взгляд, волнует чувства, от него невозможно оторваться – возникают какие-то ассоциации, мимолётные воспоминания…
Цветочный натюрморт
Этот вид натюрморта, пожалуй, самый распространённый и самый первый, выделившийся в отдельный жанр.
Ян Давидс де Хем (1606-1684). Натюрморт с цветочной вазой (около 1645). Национальная галерея искусства (Вашингтон)Традиционно в Нидерландах выращивалось много цветов, разводились сады, поэтому цветочные натюрморты были естественным продолжением жизни общества. Самыми первыми художниками этого жанра были Амброзиус Босхарт Старший (1573-1621) и Бальтасар ван дер Аст (1593-1657).
Амброзиус Босхарт Старший «Тюльпаны, розы, белые и розовые гвоздики, незабудки и другие цветы в вазе» (около 1619). Масло на меди
Учёный натюрморт
Наиболее интеллектуальный вид натюрморта. В таких натюрмортах предполагалось размышление над изображённым, а для этого – знание Библии и другие познания о мире. В эту категорию можно отнести и ванитас, но учёный натюрморт по тематике шире: в нём присутствуют книги, музыкальные инструменты и т.д.
Мария ван Остервейк. Натюрморт
Д. Анненков «Размышления с Бодлером»
История натюрморта
Натюрморт сформировался в качестве отдельного жанра живописи лишь в XVII веке, но люди издавна изображали окружающие их предметы на картинах и стенах. На храмах и гробницах Древнего Египта среди сюжетов подношения даров богам часто встречаются легко узнаваемые неодушевленные вещи
Неизвестные художники не пытались изобразить их максимально реалистично, но стремились четко обозначить важность каждого нарисованного предмета
На сохранившихся до наших дней настенных росписях и мозаиках античных мастеров неодушевленные вещи нарисованы более детально. Художники Древней Греции и Рима научились мастерски отображать в своих творениях разные оттенки объектов, но сюжеты с обычными предметами имели исключительно декоративное значение. Изображениями цветов, фруктов или животных в то время украшали отдельные элементы интерьера в домах (ниши, стены жилых и общественных зданий).
В XV-XVI веках натюрморт еще не рассматривался художниками в качестве полноценного жанра станковой живописи. Обыденные вещи были только частью (причем — второстепенной) общей композиции произведения на историческую или религиозную тематику. А отдельные изображения неодушевленных предметов использовались только для декоративного оформления обстановки дома или предметов мебели.
- (Pieter Claesz);
- Виллем Клас Хеда (Willem Claesz (Claeszoon) Heda;
- Виллем Калф (Willem Kalf);
- Балтасар ван дер Аст (Balthasar van der Ast);
- Виллем ван Алст (Willem van Aelst);
- Ян ван Хёйсум (Jan van Huysum).