Сочинение по картине портрет а.п. струйской рокотова 9 класс

Сочинение по картине портрет а.п. струйской рокотова 9 класс

Описание

Портрет Струйской Рокотова изображает молодую особу дворянского сословия. Художник постарался запечатлеть ее так, чтобы передать все очарование юности восемнадцатилетней барышни, которая счастлива и горда своим высоким положением в обществе. По свидетельству современников, многие, кто видел портрет Струйской Рокотова, сразу же загорались желанием познакомиться с этой красавицей, насколько живой и привлекательной она выглядела на этом полотне.

Молодая женщина изображена с высокой прической, по моде того времени, открывающей длинную шею и лоб, а ее наряд с глубоким, но в то же время целомудренным декольте подчеркивает белизну груди.

Что касается осанки Струйской, то она поистине царская и свидетельствует о хорошо развитом чувстве собственного достоинства. В то же время, это полотно лишено помпезности, свойственной парадным портретам. Об этом свидетельствует и довольно скромный наряд девушки, и отсутствие драгоценностей, за исключением броши с жемчужной подвеской. Впрочем, исследователи творчества художника отмечают, что такая камерность и даже некая интимность вообще присущи произведениям этого портретиста, за исключением работ, написанных им в последние годы жизни.

Обсуждая портрет Струйской Рокотова, невозможно не упомянуть о ее глазах, которые являются самым темным объектом на картине. Они практически черные и выражают нежность, заботу и светлую грусть об утраченных днях детства и отрочества, закончившихся вместе с замужеством.

Описание картины Федора Рокотова «Портрет Александры Струйской»


Федор Рокотов, 1772 год, картина «Портрет Александры Струйской», Фото: en.artsdot.com

Название Портрет Александры Струйской
Страна, художник Россия, Федор Рокотов
Год 1772
Жанр Портрет
Находится Государственная Третьяковская галерея, Москва
Материалы Холст, масло

Помещик Николай Струйский был восторженным и неистовым графоманом, до безумия любивший свою жену и писавший в ее честь стихи, которые были напечатаны на бумаге высокого качества в типографии, сооруженной именно для этой цели, со всеми современными оборудованиями.

Художник не относился к числу тех, кто писал помпезные парадные портреты. Он был единственным в своем роде живописцем, который легко пренебрегал разноцветным богатством одеяний, переливающимися шелками и пенящимися кружевами, всем тем, что так обожали в то время носить придворные. Художник отказался от фона, в котором присутствуют сложные натюрморты. Его интересовала лишь модель с ее устройством внутреннего мира, запоминающимися чертами лица, которые делали портрет по-настоящему живым.

Женщина на портрете изображена с тонкими чертами на лице, высокой прической, состоящей из пепельной копны волос, пухлыми губами и длинной шеей. Портрет отличает естественность и простота форм, сложные укладки и сложносочиненные наряды здесь ни к чему. Оттенки цветов переходят плавно и тонко, не ясно даже, какой цвет преобладает. Все находится в какой-то зыбкости и загадочности. Это портрет ускользающей красоты, мерцающей, недосказанной и полностью оцененной только в 20 веке.

Особенно притягательны глаза молодой жены Струйского

Они являются самым темным элементом картины и поэтому сразу же привлекают к себе внимание наблюдателя и не дают отвлечься на что-то другое. В них мы видим тень кокетства и поток мыслей о будущей жизни

Также во взгляде можно заметить неподдельную тоску по уходящей юности, но девушка готова принять то, что уготовила ей судьба. Наличие гордой осанки говорит о высшем положении, занимаемом молодой особой; выпячивание груди характерно для имеющей собственное достоинство; чувство вкуса в выборе одежды подчеркнуто при помощи обрамления зоны выреза.

Александра Петровна (героиня портрета) отличалась приветливостью, обходительностью и спокойным нравом. Больше чем на 40 лет она смогла пережить своего супруга и всю оставшуюся жизнь помнила мужа, оставив нетронутым его кабинет. Она воплотила в себе все положительные женские качества, а еще предстала перед художником как идеальная натурщица.

Кем был Николай Еремеевич Струйский

Известный портрет в 1772 году заказал Рокотову супруг дамы, которая на нем изображена. Этим человеком был Николай Еремеевич Струйский. По несчастному стечению обстоятельств, весь его род был уничтожен во время Пугачевского бунта и чумы, свирепствовавшей в Москве в начале 1770-х годов, и он уже в довольно молодом возрасте стал наследником огромного состояния. Вместе с тем это была утонченная натура, увлекающаяся литературой. В частности, до нас дошли некоторые стихотворные произведения, принадлежащие перу этого помещика. Также известно, что он был владельцем одной из первых и лучших частных типографий в России.

В период между 1663 и 1771 годами он служил в Преображенском полку, но после вышел в отставку и поселился в своем имении Рузаевке, посвятив себя литературе и искусству.

Еще до выхода в отставку Николай Еремеевич женился на Олимпиаде Сергеевне Балбековой, которая умерла при родах, подарив супругу девочек-близнецов, не доживших и до года. Кстати, одно из полотен из имения Рузаевка, на котором, по мнению некоторых исследователей, в мужском костюме и треуголке изображена О. С. Струйская, — портрет Рокотова, написанный им где-то около 1768 года. Вообще известно, что художник и Николай Еремеевич тесно общались в течение многих лет и, возможно, в молодости даже были сослуживцами.

Загадка “Русской Джоконды”

Как уже было сказано, А. П. Струйская (портрет Рокотова, по свидетельству современников, довольно точно передает черты ее лица) была особой неординарной. Достаточно сказать, что в подарок новобрачной жених преподнес не украшения, а храм Пресвятой Троицы в Рузаевке, так как знал, что для невесты гораздо большую ценность представляла духовная сторона жизни, а не драгоценности или наряды. Несмотря на свою красоту, она предпочитала балам тихие радости семейной жизни и родила супругу 18 детей, из которых до совершеннолетия дожили только 8.

Такой необычный выбор всегда удивлял современников, так как даме того времени, да еще обладающей огромным состоянием, по их мнению не следовало держаться вдали от блеска двора. Рокотов (портрет А. П. Струйской считается одной из самых известных его работ) смог уловить неординарность этой молодой женщины и отразить ее во взгляде ее иссиня-черных глаз.

Зачем вам это?

В детстве вы могли недооценить пользу этого упражнения, но на самом деле у него есть ряд преимуществ:

  • во-первых, вы улучшаете свои писательские навыки, учитесь формулировать лаконичные и грамотные предложения;
  • во-вторых, идентифицируете свои эмоции по отношению к картине, а это помогает лучше понять самого себя;
  • в-третьих, развиваете свою фантазию — в такого рода задании часто требуется предположить, какая предыстория могла быть у изображенной сцены;
  • в-четвертых, вы расширяете свой кругозор, ведь чтобы понять, как описать картину, нужно узнать информацию об авторе произведения и истории его создания.

Таким образом, вы будете явно в плюсе, освоив или освежив навыки описания.

Виды портрета (поджанры)

Портретный жанр включает с десяток поджанров, выделившихся в различные эпохи. Давайте познакомимся с основными из них:

Костюмированный — на нём герой предстаёт в образе исторического, литературного, театрального героя или в каком-либо особом наряде — охотничьем, маскарадном.

Исторический (portrait historié), на котором человек изображён в мифологическом или аллегорическом антураже. В терминологии имеются разночтения: так, в России portrait historié чаще объединяется с костюмированным, а под историческим портретом нередко понимается изображение известной личности, написанное в более позднюю эпоху.

Ретроспективный — сделан по прижизненным изображениям умершего человека или даже создан на основе описаний. Как уже сказано, из-за проблем с терминологией ретроспективные полотна иногда называются историческими.

Религиозный (его также называют ктиторским или донаторским), где реальный человек или целая семья изображены рядом с Мадонной или на одной из алтарных створок. Как правило, это был даритель, совершивший пожертвование храму. В названии картины обычно упоминается его фамилия.

Групповой — на нём может быть изображено двое и более лиц.

Семейный — разновидность группового. Герои на нём связаны родственными узами.

Парный — две картины, взаимодополняющие друг друга. Как правило, на них изображают супругов. (Не путать с одним полотном, на котором изображено два человека). Такие пары — написанные в любом жанре — называются панданами.

Фамильный — изображает одного из представителей рода. Аристократия создавала из них целые галереи. Опять же, есть некоторые терминологические расхождения: фамильным может называться и общий семейный портрет.

Портрет-картина — изображаемая персона является частью сюжета, жанровой сцены или полноценного пейзажа (то есть ландшафт выступает не просто фоном, а играет важную художественную роль).

Портрет-прогулка — разновидность предыдущего подвида. Представляет прогуливающегося на фоне природы.

Портрет-тип — представляет собой обобщающий, собирательный образ.

Сословный — отображает характерные черты того или иного сословия — военного, купеческого, крестьянского. Часто носит обобщающий характер и становится портретом-типом.

Как особый жанр выделяется автопортрет — изображение художником самого себя.

Автопортреты могут быть костюмированными, как у Зинаиды Евгеньевны Серебряковой, аллегорическими (например, Караваджо написал себя в образе Бахуса) и носить черты других поджанров.

А иногда автопортрет становится и частью группового, семейного — как, например, у Рембрандта, запечатлевшего себя с супругой на коленях.

Что же касается стиля, то свои портретные шедевры найдутся практически в любом: от барокко, классицизма и рококо до кубизма и других современных направлений.

Александра Козловская

Поведение с крепостными людьми другой дворянки, княгини Александры Козловской, и вовсе было таково, что, по замечанию Шарля Массона, помещица «олицетворяла в себе понятие о всевозможных неистовствах и гнусностях».

Кроме того, что наказания, которым Козловская подвергала своих слуг, носили часто извращенный характер, они отличались просто патологической жестокостью: в частности, она приказывала раздевать людей при себе догола и натравливала на них собак. Массон писал о том, как она наказывала своих служанок: «Прежде всего, несчастные жертвы подвергались беспощадному сечению наголо; затем свирепая госпожа, для утоления своей лютости, заставляла класть трепещущие груди на холодную мраморную доску стола и собственноручно, со зверским наслаждением, секла эти нежные части тела. Я сам видел одну из подобных мучениц, которую она часто терзала таким образом и вдобавок еще изуродовала: вложив пальцы в рот, она разодрала ей губы до ушей…».

План

Построив свое описание картины по этому плану, вы создадите грамотно звучащий и гармоничный текст (или речь).

1. Информация о картине и ее авторе. Здесь следует коротко рассказать об авторе следующее: в какой исторический период он жил, в какой технике писал, характерна ли эта картина для его творчества в целом. Далее нужно указать название самой картины, упомянуть ее другие названия или их ранние версии (если есть), предпосылки к ее созданию, интересные факты о ней. Можно также упомянуть, почему вы выбрали именно эту картину для описания.

2. Описание картины. Этот пункт включает в себя следующее:

  • Основные детали картины — какие они? Не скупитесь на эпитеты, метафоры и сравнения — теперь ваша цель стать художником, рисующим словами.
  • Цветовая гамма. Как описать картину, если не цветами? Для начала лучше высказать общее впечатление от цветовой гаммы — тусклая ли она, яркая ли, пестрая ли. Не стоит ограничиваться простыми цветами, можно передавать их через сравнения (к примеру, вместо желтого употребить «цвета солнечных лучей»).
  • Мелкие детали, которые вызвали интерес и могли быть не замеченными другими наблюдателями.

3. Ваши эмоции от увиденного. Стоит вспомнить, какие первые мысли и чувства возникли при просмотре картины, с чем ассоциировалось изображенное. Также в этом пункте можно порассуждать о чувствах героев картины (если это портрет), о том времени, задаться философскими и риторическими вопросами.

Этот план, как описывать картину, поможет придерживаться описательной манеры изложения мысли и не позволит выйти за рамки этого стиля.

Образ князя Утятина

Поэт часто использует говорящие фамилии. Утятин – последний помещик описываемого строя. Именно во время его «царствования» столь любимое им крепостное право отменили. От злости князя хватил удар. Скупой и жестокий старик держал в страхе всех своих родных. Наследники Утятина уговорили крестьян притвориться и, когда помещик рядом, вести прежний образ жизни. За это они пообещали крестьянам землю. Мужики поверили лживым обещаниям и сыграли свою роль, но были обмануты. Этому никто не удивился – ни странники, ни автор.

Внешность князя Утятина – второй тип барина на Руси. Это тщедушный, худой старик. В его внешности есть и черты хищников: длинные усы, ястребиный нос, колкий взгляд. Это внешность опасного, скупого, жестокого человека, скрытого под мягкой личиной. Утятин, узнав, что крестьян «вернули», дурит еще сильнее. Его прихоти удивляют: играть на скрипке верхом на лошади, заставить не мычать коров, вместо собаки заставляет сторожить убогого глухонемого. Утятин умирает счастливым, ведь он уверен, что крепостное право не отменяли.

Биография Рокотова

О жизни живописца сохранилась крайне скудная информация, и даже о внешности художника приходится судить по единственному полотну его же работы, который некоторые исследователи считают автопортретом

Доподлинно известно только, что Рокотов происходил из крепостных крестьян, однако еще в раннем возрасте ему удалось обратить на себя внимание И. Шувалова, который определил талантливого юношу в Петербуржскую академию художеств

Кроме того, есть версия, что некоторое время будущий известный художник проучился в Сухопутном шлехтерском корпусе, так как на его этюдах той поры изображены преимущественно кадеты. Дослужившись до ротмистра, Рокотов получил дворянство и вышел в отставку, посвятив себя живописи.

Несколько слов о творчестве автора полотна

Ф. С. Рокотов считается первым русским живописцем, который творил, как бы сегодня выразились, не получая вознаграждения ни со стороны церкви, ни из государственной казны. Тем не менее, за 60 лет (если быть точными, то за всю вторую половину 18-го столетия и даже за первое десятилетие 19-го) он, по словам современников, “переписал пол Петербурга”. Несмотря на то что Рокотов не был придворным художником, ему нередко заказывали свои портреты известные вельможи и даже сама Екатерина Вторая. Более того, он пользовался столь высоким доверием императрицы, что именно ему она доверила запечатлеть на полотне своего незаконнорожденного сына, впоследствии известного под именем графа Бобринского. Это произведение дошло до наших дней и считается одним из лучших детских портретов, написанных русскими художниками.

Вариант 2

Мастерство и филигранность Фёдора Степановича Рокотова во всей красе в невероятно мощном концентрате запечатлено в его картине «Портрет А.П. Струйской. Его одарённость послужила многим последующим художникам самым лучшим примером. Очаровательное детище его кисти следует разобрать поподробнее.

На холсте зафиксирована молодая девушка, принадлежащая к культурному и богатому сословию. Ей всего лишь 18 лет, но божественная красота играет со зрителем немыслимые аферы. Хочется с ней познакомится, разузнать её поближе. Её самобытная красота дурманит, вводя в исступление. Сколько писем в день она получает от ухажёров, сколько наивных сердец разбивает, сколько стихов и песен сочиняют про её неземную красоту — точными данными, к сожалению, не располагаем. Одно ясно — от её томного взгляда сходят с ума, ею пылают и восхищаются. Она частенько пребывает в центре внимания, поражая всех своими талантами, коих не сосчитать на пальцах. Такие ассоциации возникают при первом же соприкосновении с этим портретом.

Природа не обделила её стройной фигурой, утончёнными чертами лица. Дворянское воспитание выпестило в ней уважение к старшим, любовь к природе и ненависть к низменным порокам человеческой души. Её глаза чёрные, как ночь, и неизвестно, что таят они. Боль и разлуку, страстную любовь и чувство умиротворённости — вероятно, это решает персонально каждый. Мягким взглядом окутывает она простолюдина, слегка пренебрежительно, демонстрируя тем самым иерархический порядок и свою в нём ступень. Пленителен её наряд, изобилующий дорогостоящей материей и кропотливой работой швеи. Всё на картине идеально — не к чему придраться. Задумка автора на весь мир выставить эту эстетику процветающей девушки осуществлена им как нельзя лучше. Почил автор картины очень давно, но память о нём материализовалась в его творческом наследии.

`

Виктор Страшинский

Пятьсот с лишним женщин и девушек изнасиловал и дворянин Виктор Страшинский из Киевской губернии. Причем многие из его жертв были не его собственными крепостными, а крестьянками дочери, Михалины Страшинской, владелицы имения в селе Мшанец. По свидетельству настоятеля мшанецкого храма, помещик постоянно требовал присылать в свою усадьбу, село Тхоровка, девушек и жен для плотских утех, а если присылка почему-либо задерживалась — приезжал в село сам.

Против Страшинского возбуждали четыре судебных дела, однако расследование тянулось беспрецедентно долго. От первых обвинений до приговора прошло без малого 25 лет. А мера наказания, избранная императором Александром II, как и в случае с Измайловым, привела в изумление русское общество: «1) Подсудимого Виктора Страшинского (72 лет) оставить по предмету растления крестьянских девок в подозрении. 2) Предписать киевскому, подольскому и волынскому генерал-губернатору сделать распоряжение об изъятии из владения Страшинского принадлежащих ему лично на крепостном праве населенных имений, буде таковые окажутся в настоящее время, с отдачею оных в опеку…».

Образ Шалашникова

В главе «Савелий – богатырь Святорусский» писатель показывает образ еще одного помещика _ Шалашникова и его способ «выбивания» оброка. По сравнению с постоянными издевательствами Утятиных и Оболдуевых отношения Шалашникова с мужиками с одной стороны кажутся естественными и простыми, но с другой стороны, всех помещиков отличает жестокость, паразитизм и грубая враждебность народу.

Вся поэма пронизана ощущением неизбежного крушения самодержавия. Помещики, опора этого строя, в поэме Некрасова изображены «последышами», доживающими свой век.

Поэт противопоставляет в своем произведении два мира и две разные сферы жизни: мир помещиков и мир крестьянства. С помощью сатирических образов помещиков Н.А. Некрасов подводит читателя к выводу, что счастье народа возможно только тогда, когда сам народ станет хозяином своей жизни.

В образе каждого помещика отражается авторская ирония, но это смех сквозь слезы.

Николай Струйский

Потомственный дворянин коллекционировал орудия пыток. Коллекцию он держал в подвале усадьбы, время от времени спускаясь туда и устраивая суд «понарошку» над одним из своих крепостных. Приговор в данном случае был далеко не «понарошечный». Как правило, «подсудимого» приговаривали к такому наказанию — замучить до смерти с помощью любовно собранных со всей Европы орудий пыток.

Николай Струйский

Еще одно «увлечение» Струйского — домашний тир, где крепостных заставляли бегать в ограниченном пространстве, а хозяин вел по ним огонь из ружей и пистолетов. В кровавых забавах помещика-садиста погибли более двухсот крестьян, причем окончательная цифра так и неизвестна.

Струйского никто не судил за его «забавы», и умер он в преклонном возрасте в своем богатом имении. После смерти помещика крепостные крестьяне разнесли по кирпичикам барский дом, в подвале которого хранилась пыточная коллекция садиста-графомана. Причиной неуязвимости Струйского были огромные богатства, которые достались ему благодаря бунту Пугачева. Дело в том, что в Пензенской губернии восставшие вырезали под корень многочисленную родню Струйского, который и унаследовал их имения.

Образ Оболт-Оболдуева

Барин Гаврила Афанасьевич Оболт-Оболдуев внешне очень схож с типичными образами помещиков: пузатый, круглый, румяный, усатый. Некрасов при описании этого персонажа использует уменьшительные суффиксы с пренебрежительным произношением (-еньк: пузатенький, кругленький и т.д.). Но от этого описание не изменяется. Троечка, сигарочка, вся эта слащавость не вызывает умиления. Наоборот у читателя складывается противоположное отношение. Помещик не вызывает жалости. Он пытается вести себя молодецки, однако у него это не получается. Увидев странников, Оболт-Оболдуев испугался. Крестьяне, которые получили вольность, не отказывали себе в желании наконец отомстить за многолетние унижения. Помещик выхватывает пистолетик. В его рука оружие становится каким-то ненастоящим, игрушечным.

Гаврила Афанасьевич очень гордится своим происхождением. Но даже оно вызывает у автора сомнения. Ведь за что предок Оболт-Ободуева получил власть и титул? За то, что развлекал царицу игрой с медведем. А другой прародитель помещика был казнен за попытку ограбить казну и сжечь столицу.

Оболт-Оболдуев привык к комфорту. И пока еще совсем не привык к тому, что ему больше не прислуживают. Помещик, рассказывая путникам о своем счастье, просит для удобства подушку, для комфорта – ковер и рюмку хереса – для настроения. Но сплошной праздник с множеством прислуги остался в прошлом. Барский дух радовали русские потехи и псовые охоты. Его радовала власть, нравилось бить мужиков. «ударам» Оболт-Оболдуева Некрасов подбирает яркие эпитеты:

  • Зубодробительные,
  • Искросыпительные,
  • Скуловоротные.

Эти метафор совершенно не сходятся с рассказами помещика том, как он заботился о мужиках, как их любил угощал по праздникам. Оболдуеву жалко прошлого: кто же будет мужика миловать, если бить нельзя. Существовавшая связь между помещичьим слоем и мужиком разорвалась. Оболдуев уверен, что в этой ситуации пострадавшими оказались обе стороны, но его слова не находят поддержки ни у странников, ни у самого автора. Хозяйство Оболдуева приходит к упадку. Помещик не представляет, как можно вернуть прежнее состояние, ведь трудиться он не привык.

Вариант №2

Из глубины времени на нас смотрит молодая красивая женщина. Вокруг, все словно окутано загадочной дымкой. Это первое впечатление от портрета Александры Струйской.

Картина написана в 1772 году русским художником портретистом Ф.Рокотовым. На ней вторая жена помещика Николая Струйского. Супруг очень любил и боготворил свою избранницу и заказал две картины к бракосочетанию. Оба произведения были выполнены в одном стиле. Но портрет самого помещика не имеет сильной популярности. А вот изображение Александры Петровны считается лучшим в творчестве Ф.Рокотова.

На портрете молодая, ведь на момент написания картины А.Струйской было 18 лет, очень привлекательная девушка. По моде тех лет, прическа высоко поднята и имеет воздушный объем. Она создает впечатление чего-то большого и воздушного. На плечо из-за спины спускаются собранные в косу волосы.

Кожа на лице белая, бархатная с легким румянцем, брови удивительно изогнуты. А под бровями на зрителя смотрят миндалевидные глаза. Цвет глаз темный, но совсем не отталкивающий. Если немного задержаться и всмотреться в эти глаза, то чувствуешь, притягательную силу взгляда, манящую за собой. В них можно провалиться, словно в бездонное пространство, и пытаться долго рассматривать, что впереди.

Правильные и красивые черты лица подчеркиваются губами. Они слегка припухлые и правильной формы. Создается впечатление, что еще немного и  Струйская мило улыбнется.

На девушке воздушное платье, вырез которого подчеркивает белую кожу и покатые плечи. Горловина заколота жемчужной брошью. Что еще раз говорит о  молодости и невинности. Все одеяние А.Струйской напоминает морскую пену, которая, обволакивает молодую женщину. Такого цвета вода в море бывает во время тихой и ясной погоды.

Весь тон картины в легких серых, пепельных, золотистых тонах. Сама женщина, словно выступает из дымки,  загадочно улыбаясь. Хочется смотреть и смотреть, разбирая каждую деталь портрета.

Недаром, по словам современников, Александра Петровна стала не только любимой женой, но и музой. Ее муж посвящал ей стихи. И каждая строчка несла в себе признание в любви и восхищение этой женщиной.

9 класс

Рокотов — Портрет А.П. Струйской
Сейчас читают:

  • Сочинение Что такое сила духа 9 класс 15.3 ОГЭ рассуждение

    Что же все-таки сила духа? На этот вопрос, всегда можно найти ответ в глубине души. Скорее всего, каждый человек знает, что это такое, но многие даже и не задумываются об этом. По-моему мнению, сила духа это, то что заставляет человека бороться,

  • Сочинение Жизненные ценностии ОГЭ 15.3 9 класс

    У каждого человека есть ориентиры, на которые он опирается на жизненном пути. Кто-то считает важным родительский авторитет, другой — библейские правила. Большинство руководствуется моральными принципами,

  • Сочинение Саранск — мой город

    В 1641 году был основан мой город. Он является столицей Республики Мордовия — это город Саранск. Изначально город основывался как крепость на границе государств. Я люблю свой город хоть и приходится порой частенько его покидать.

  • Сочинение Весна мое любимое время года

    Весной природа оживает. Весной особый воздух, пропитанный теплом. Все деревья покрываются первыми почками, после набухания появляются красивые цветы. Весна – это мое любимое время года.

  • Сочинение на тему Мой дом

    Дом — это то место, где всегда тепло и уютно, где тебе всегда рады и все устроено так, как хочется тебе.
    Часто люди говорят, мой дом моя крепость, и они совершенно правы. Но, наверное к большой радости вопреки мнению большинства, дом,

  • Семья Ростовых в романе Война и мир сочинение

    Есть произведения в отечественной литературе, которые образуют её золотой фонд. Прочитав их, можно судить о жизни русского народа в полной мере. По меткому выражению В.Г.Белинского

Дарья Салтыкова

Когда в 1801 году умерла помещица Дарья Салтыкова, одной кровавой фигурой в Российской империи стало меньше, ибо Салтычиха за свою жизнь зверски замучила многих крепостных.

Так, дворовую свою Максимову она собственноручно била скалкой по голове, жгла волосы лучиной. Девок Герасимову, Артамонову, Осипову и вместе с ними 12-летнюю девочку Прасковью Никитину помещица велела конюхам сечь розгами, а после того едва стоявших на ногах женщин заставила мыть полы. Недовольная их работой, она снова била их палкой. Когда Авдотья Артамонова от этих побоев упала, то Салтыкова велела вынести ее вон и поставить в саду в одной рубахе (был октябрь). Затем помещица сама вышла в сад и здесь продолжала избивать Артамонову, а потом приказала отнести ее в сени и прислонить к углу. Там девушка упала и больше не поднималась. Она была мертва. Агафью Нефедову Салтычиха била головой об стену, а жене своего конюха размозжила череп железным утюгом.

Дворовую Прасковью Ларионову забили на глазах помещицы, которая на каждый стон жертвы поминутно выкрикивала: «Бейте до смерти»! Когда Ларионова умерла, по приказу Салтычихи ее тело повезли хоронить в подмосковное село, а на грудь убитой положили ее грудного младенца, который замерз по дороге на трупе матери.

Всего на совести Дарьи Салтыковой не меньше 138 погубленных жизней. За это она и попала под суд Екатерины II. Преступницу-дворянку приговорили выставить на один час к позорному столбу с вывеской на груди «мучительница и душегубица», а затем заключить в оковы и отвезти в женский монастырь, где содержать до смерти в специально для того устроенной подземной камере без доступа дневного света.

Образ помещичества в поэме Некрасова

Работать над поэмой-эпопеей «Кому на Руси жить хорошо» Н.А. Некрасов начал в 1863 году, вскоре после отмены крепостного права. Писателя интересует, сделала ли реформа кого-нибудь счастливым. По замыслу Некрасова, семеро крестьян задались вопросом: «Кому на Руси жить хорошо?» и отправились в путь, на поиски счастливого человека. По мнению крестьян, таким человеком является помещик. Одна глава поэмы так и называется – «Помещик».

Первым помещиком, встретившимся на пути крестьян, оказывается барин Оболт-Оболдуев. Одна только говорящая фамилия персонажа уже подчеркивает отношение писателя к помещичьему сословию. В насмешливом тоне дается и описание внешности помещика: «какой-то барин кругленький, пузатенький, с сигарою во рту».

Следующая встреча у крестьян состоялась с князем Утятиным. Н.А. Некрасов не скупится на сатирические черты, которые характеризуют этот персонаж. Князя, который «весь век чудил, дурил», новость об отмене крепостного права не обрадовала, его хватил удар.

Некрасов обличает князя и смеется над ним устами его бывших крепостных. Именно они называют Утятина «последышем», смеются над его нелепыми распоряжениями (например, шестилетнего мальчика женить на семидесятилетней вдове).

При описании внешности Утятина Некрасов использует народные сравнения (нос, как у ястреба, глаз, как оловянный грош).

Еще одним ярким образом поэмы является помещик Шалашников, который буквально «выбивал» оброк.

Сатирическая направленность произведения подтверждается картиной опустевшего помещичьего имения, по кирпичику растаскиваемого дворней. Автор считает, что это очень символично: не только помещики, описанные в произведении, доживают свой век, но и сам самодержавный строй, который и породил подобных крепостников.

Классификация — какими бывают портреты?

По характеру их делят на две большие группы: парадный (репрезентативный) и камерный. Первый, обычно, представляет достаточно важную персону и подаётся художником в торжественном антураже.

Камерные портреты более лиричны, интимны.

Среди парадных выделяют:

  • коронационные и их разновидность — тронные;
  • придворные;
  • конные;
  • военные (они тоже могут быть конными).

Также иногда называют промежуточный вид — полупарадный. Такие работы часто делались для фамильных галерей.

Парадные картины писались, как правило, в полный рост. Полупарадные могли быть и ростовыми, и поколенными, и поясными. Камерные — поясными, погрудными, оплечными.

Особый вид — портретная миниатюра. Для неё часто выбиралась круглая или овальная форма.

Лев Измайлов

Лев Измайлов

А вот страстью помещика Измайлова была охота. У него на псарне только в одной усадьбе, при селе Хитровщина, содержалось около 700 собак. И жили они в куда лучших условиях, чем измайловские дворовые слуги. Каждая собака имела отдельное помещение, отменный корм и уход, в то время как крепостные скучивались в смрадных тесных помещениях, питались несвежей пищей и годами ходили в истрепанной от времени одежде, потому что барин не велел выдавать.

Как-то за обедом Измайлов спросил прислуживавшего ему старого камердинера: «Кто лучше: собака или человек?» Камердинер на свою беду ответил, что даже сравнивать нельзя человека с бессловесной неразумной тварью, за что барин в гневе тут же проткнул ему руку вилкой, и, обернувшись к стоявшему рядом дворовому мальчику, повторил свой вопрос. Мальчик от страха прошептал, что собака лучше человека. Смягчившийся помещик наградил его серебряным рублем.

Выезд помещика Измайлова на охоту был для крестьян беспокойным временем. За удачную травлю зверя барин мог щедро наградить, но за ошибки и промахи следовала немедленная кара. За упущенного зайца или лису крепостных пороли прямо в поле, и редкая охота обходилась без суровых наказаний.

Звериная травля не всегда была основной целью помещика. Часто охота заканчивалась грабежом прохожих на дорогах, разорением крестьянских дворов, насилием над их домашними, в том числе женами. Общеизвестный факт, что Измайлов содержал гарем из дворовых девушек, многие из которых были малолетними. Число наложниц помещика-самодура было постоянным и по его капризу всегда равнялось тридцати, хотя сам состав постоянно обновлялся. Девушек барин не только развращал, но и жестоко наказывал: их пороли кнутом, одевали на шею рогатку, ссылали на тяжелые работы.

Казалось бы, после такого Измайлов не мог избежать наказания. Однако Сенат оказался чрезвычайно милостив к помещику, учредив над ним опеку.

История портретного жанра

В Древнем мире портретное искусство было в основном скульптурным, а в Средневековье вообще практически сошло со сцены. Развитие портретного жанра в европейской живописи началось в эпоху Проторенессанса, с нарастанием светских и антропоцентрических идей, которые стали в итоге основой ренессансного мировоззрения.

Сначала лица писали в профиль — подобно тому, как чеканили на монетах. Большим достижением художников Возрождения стал разворот лиц в профиль и три четверти.

Эпоха абсолютизма принесла моду на парадные портреты. Их заказывали короли, высшие духовные лица, аристократы. Предпочтение отдавалось классицистическому подходу. Появилась должность придворного живописца, специализировавшегося преимущественно на этом жанре.

Барокко внесло в портретное искусство свето-теневые контрасты, силу эмоций, глубину и драматизм.

Живописцы рококо добавили портретам интимности, лиричности, изящного очарования.

Серьёзно повлиял на развитие жанра романтизм: художники-портретисты этого направления стремились заглянуть в душу человека, создать одухотворённый образ в портрете.

С конца XVIII столетия в портретной живописи нарастали реалистические тенденции.

Но к концу XIX — началу XX веков реализм сдаёт позиции. Так, импрессионисты старались отразить настроение модели, подчеркнуть эмоции в конкретный момент времени.

Многие художники стали делать акцент на экспрессии. Выразительный образец — кричащий образ Гюстава Курбе.

Другие экспериментировали с цветом, третьи искажали пропорции, четвёртые создавали образы из кубических форм, пятые приправляли сюрреализмом…

Современные портретисты продолжают искать оригинальные художественные подходы, позволяющие отобразить индивидуальность человека.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Метолит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: