Биография григория мясоедова

Сочинение по картине мясоедова страдная пора. косцы 5, 6 класс (описание)

Биография Григория Мясоедова

Григорий Мясоедов — выходец из почтенного, но обедневшего мелкопоместного дворянского рода, проживавшего в Тульской губернии. Художник, который появился на свет 7 апреля 1834 года, с малых лет отличался необычайной начитанностью и эрудированностью. В юности он сочинял стихи, а в поздние годы жизни писал маленькие рассказы, которые с удовольствием публиковали журналы и газеты.

Григорий Мясоедов увлекся живописью рано, а отец, поощрявший интересы сына, определил его в гимназию и разрешил посещать уроки рисования. Обучение Григорий не закончил — в 1853 году он порвал связи с семьей, уехал из Орла в Петербург и поступил в Императорскую Академию художеств. Лишившись отцовской материальной помощи, Мясоедов, как истинный студент, постоянно жил в нужде и перебивался случайными заработками.

Образцовый ученик и талантливый рисовальщик, Григорий Мясоедов написал работу «Поздравление молодых», за которую в 1861 году был награжден малой золотой медалью. Спустя еще один год, по окончании курса исторической живописи, начинающий живописец создал «Бегство Григория Отрепьева», получил за него большую золотую медаль. Это дало право стажироваться за границей за казенный счет. Следующие несколько лет Григорий Мясоедов активно путешествует по Европе, изучая творчество итальянских, немецких, испанских и французских художников, скульпторов и архитекторов.

Во время странствий живописец много работает и совершенствует собственное мастерство

Поступив на обучение в частную художественную академию в Риме, Мясоедов сделал серию этюдов с натуры, уделив особое внимание разработке световых рефлексов. Один из результатов этого эксперимента — картина «Испанец», написанная в 1866 году

Творчество

Из национальных картин Мясоедова более замечательны, кроме упомянутого «Бегства Отрепьева», ещё «Чтение положения 19 февраля 1861 г.» (1874 г. и повторена в 1881 г.), «Земство обедает» (), «Молебствие в поле во время засухи» (1878), «Страдная пора» (1887 г.; приобретена государем императором Александром III). Эта последняя картина представляет сочетание выразительной фигуры работающего крестьянина с жарким пейзажем.

Мясоедов написал много пейзажей и преимущественно крымских, многие из них характерны и колоритны. Избираемые им сюжеты, как бытовые, так и пейзажные, — разнообразны. Живопись его гармоническая и уверенная. Изредка он пишет и портреты (Н. Н. Бекетова, Е. С. Гордеенко, И. И. Шишкина), но они занимают небольшое место в его деятельности. Мясоедов занимался также и гравированием «крепкой водкой» (офортом).

Кроме того, Мясоедов писал и религиозную живопись (см. Храма Спаса на Сенной). Незадолго до смерти он собирался написать триптих «Святая Русь». Среди поздних работ выделяется картина «Сам с собою, или Игра в шахматы» (1907).

Интересные факты

На известной картине Ильи Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» Иван Грозный имеет черты Григория Мясоедова, который позировал художнику при написании этого полотна.

«Бегство Григория Отрепьева»

Тема из русской истории была выбрана Г. Г

Мясоедовым для конкурсной работы в Академии художеств неслучайно: с одной стороны, для конкурсных работ чаще всего и выбирались мифологические, библейские или исторические сюжеты, с другой — именно в те годы все более растет внимание художников к обыденным явлениям и повествовательности живописного искусства. За картину мастер был удостоен большой Золотой медали. История Смутного времени на Руси полна легенд и тайн

Очень часто они связаны с персонами лжецарей, одним из которых был и Григорий Отрепьев, известный как Лжедмитрий I. По одной из версий он — сын одного из монахов Чудова монастыря. Из монастыря Отрепьев сбежал в Литву, а затем в Польшу, принял католичество и при помощи поляков воцарился на русском престоле, но позже был свергнут и убит. В исторических публикациях не упоминается о бегстве Григория Отрепьева именно из корчмы

История Смутного времени на Руси полна легенд и тайн. Очень часто они связаны с персонами лжецарей, одним из которых был и Григорий Отрепьев, известный как Лжедмитрий I. По одной из версий он — сын одного из монахов Чудова монастыря. Из монастыря Отрепьев сбежал в Литву, а затем в Польшу, принял католичество и при помощи поляков воцарился на русском престоле, но позже был свергнут и убит. В исторических публикациях не упоминается о бегстве Григория Отрепьева именно из корчмы.

Реализм и психологизм

По словам архитектора Василия Стасова, одним из основных постулатов передвижников было «стремление к реальному и повседневному». Сходство с натурой доходило едва ли не до натурализма. Художественному языку Мясоедова это также присуще. Например, на картине «Дорога во ржи» усталый путник, обращенный спиной к зрителю, медленно движется по дороге, которая проходит через ржаное поле. Однако не только его фигура является главным персонажем в этой работе. С невероятной точностью автор произведения прописывает каждую травинку, каждый колосок — любая мелочь становится объектом его пристального внимания. В то же время образ путника условен: это некий архетип. Его фигура символизирует стремление к недостижимой цели.

Григорий Мясоедов. Дорога во ржи. 1881

Григорий Мясоедов. Земство обедает. 1872

Другой важной составляющей творчества Мясоедова и других передвижников была гипертрофированная передача, как правило, тяжелого психологического состояния персонажей картины. Это отчетливо видно в работе «Земство обедает». Выражения лиц крестьян, ожидающих, когда же представители земского учреждения закончат свою трапезу, очень угрюмы: они явно пришли с просьбой, в исполнении которой им, скорее всего, откажут

Скрупулезная прорисовка лиц точно передает состояние персонажей, и это заставляет зрителя сопереживать их нелегкой доле. Художник, как и многие жанристы того времени, отходит от явного обличения и критики — он лишь констатирует то, что имеет место в реальной жизни, не приукрашивая ее при этом

Выражения лиц крестьян, ожидающих, когда же представители земского учреждения закончат свою трапезу, очень угрюмы: они явно пришли с просьбой, в исполнении которой им, скорее всего, откажут. Скрупулезная прорисовка лиц точно передает состояние персонажей, и это заставляет зрителя сопереживать их нелегкой доле. Художник, как и многие жанристы того времени, отходит от явного обличения и критики — он лишь констатирует то, что имеет место в реальной жизни, не приукрашивая ее при этом.

На 1870–80-е годы пришелся период расцвета в творчестве художника. Его «Бегство Григория Отрепьева» отметили большой золотой медалью, а за картину «Заклинание» мастер удостоился звания академика. Это время активного участия Мясоедова в передвижных выставках — не только в качестве художника, но и их идеолога.

«Дорога во ржи»

Рожденный на русской земле в глубинке, Григорий Мясоедов хоть и был из дворянского рода, очень трепетно и бережно относился к отображению в своем творчестве не только сцен из народной жизни, но и картин удивительной русской природы. Через природу легче можно передать свое душевное состояние, чаяния, надежды народа. Наверное, поэтому и возникает в живописи у Мясоедова мотив дороги как путь — у каждого свой, как стремление — тоже у каждого свое. Но в этой картине путь, избранный человеком, безмятежен и спокоен, и возможно, приведет к избранной цели. Ощущение покоя достигается за счет спокойных золотистых тонов, моря из слегка колышущейся золотистой ржи и безмятежно-голубого неба. Лишь на его горизонте видны темные тучи, которые намекают, что путь к цели потребует от путника труда и усилий и не будет совсем легким.

«Чтение манифеста 9 февраля 1861 года»

Сюжет картины Мясоедова посвящен изданию в 1861 году императором Александром II Манифеста об освобождении крестьян от крепостной зависимости, ставший, по сути, началом отмены крепостного права в России. Он был принят в разных слоях общества неоднозначно.

На картине Григория Мясоедова крестьяне собрались для чтения Манифеста в самом центре холста у костра вокруг единственно грамотного из них — мальчика, читающего текст документа. Группа служащих освещена ярким солнечным светом. А каждый персонаж выписан крупным планом, что до Г. Г. Мясоедова не было принято в русской бытовой живописи. Герои картины изображены не пассивными слушателями и не бунтарями, а людьми, думающими и оценивающими событие с позиции своего жизненного опыта и мировоззрения. Не все из них, судя по выражению лиц, согласны с реформой, не слишком доверяют ей, ведь много прав еще остается у помещиков и слишком мало возможностей пока дается крестьянам.

Для создания ощущения реальности происходящего художник использовал цветовую гамму, близкую к природной: земляные, охристые, соломенно-желтые, коричневые оттенки. Лишь рубаха читающего мальчугана — красная. Она — как олицетворение надежды русского крестьянства на свободную, благополучную и красивую жизнь.

Примечания

. Печатаются по тексту, опубликованному в книге того же автора «Воспоминания о передвижниках». Л., 1964, стр. 23—30.

. См. письма 20—22 и прим. к ним. Изменение устава Товарищества передвижников было утверждено на Общем собрании 7 февраля 1891 года. В Товариществе учреждался Совет, избираемый из основателей объединения, никогда не покидавших его с момента создания. Это было вызвано желанием представителей старшего поколения, в связи с бурным ростом числа новых членов, усилить контроль над деятельностью Товарищества. Консервативность этой меры вызвала неодобрение многих членов, а Репин и В. Васнецов — вышли из его рядов.

. Речь идет о картине Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (1885, ГТГ). Репин написал несколько этюдов с разных лиц для Грозного, этюд с Мясоедова (1883) хранится в частном собрании.

. Сорокин Е.С. — исторический живописец и жанрист. По-видимому, анекдот о Сорокине Мясоедов слышал от других, так как уже в 1850-м году Сорокин был пенсионером Академии за границей.

. См. прим. 8 к письму 4. Картина «Медный змий» (1826—1841, ГРМ).

. См. прим. 2 к письму 1 и прим. 1 к письму 2.

. См. прим. 3 к письму 26, прим. 2 к письму 23, прим. 2 к письму 62 и прим. 1 к письму 61, 1881 год.

. Владимир Александрович, вел. князь, — товарищ президента Академии художеств с 1862 и президент с 1876 по 1909 год.

. Боткин М.П. — жанрист и исторический живописец, принимал активное участие в деятельности Академии художеств.

. Малютин С.В. — портретист, жанрист. Работал в области театрально-декорационного искусства, книжной графики, архитектуры, прикладного искусства и художественных ремесел. Участвовал в выставках Товарищества передвижников в 1891 году и с 1913 по 1922 год (с 1915 — член Товарищества).

Поленова Е.Д. — пейзажист, жанрист. Иллюстратор русских сказок, работала много в области прикладного искусства. Участвовала на выставках Товарищества передвижников как экспонент в 1889—1895 годах.

Серов В.А. — участвовал в выставках Товарищества передвижников с 1890 года, с 1894 — член Товарищества.

Архипов А.Е. — жанрист и пейзажист. Участвовал в выставках Товарищества с 1888 по 1901, член Товарищества — с 1891 года.

Васнецов А.М. — пейзажист, работал в области театрально-декорационного искусства. Участвовал на выставках Товарищества передвижников с 1883 по 1902 год, с 1899 года — член Товарищества.

Досекин Н.В. — пейзажист. Выставлялся на выставках Товарищества с 1888 по 1900 год. С 1900 года — член Товарищества.

Светославский С.И. — пейзажист. Участвовал в выставках Товарищества с 1884 по 1900 год. Член Товарищества с 1891 года.

Первухин К.К. — пейзажист. Участвовал на выставках Товарищества с 1887 по 1900 год, член Товарищества с 1891 года.

. Совет Товарищества передвижников был упразднен в 1903 году.

. Речь идет о XXXVIII выставке Товарищества передвижников в Полтаве в 1910 году.

. См. прим. 3 к письму 115 и прим. 2 к письму 127.

  К оглавлению Следующая страница

“Дорога во ржи”

Рожденный на русской земле в глубинке, Григорий Мясоедов хоть и был из дворянского рода, очень трепетно и бережно относился к отображению в своем творчестве не только сцен из народной жизни, но и картин удивительной русской природы. Через природу легче можно передать свое душевное состояние, чаяния, надежды народа. Наверное, поэтому и возникает в живописи у Мясоедова мотив дороги как путь – у каждого свой, как стремление – тоже у каждого свое. Но в этой картине путь, избранный человеком, безмятежен и спокоен, и возможно, приведет к избранной цели. Ощущение покоя достигается за счет спокойных золотистых тонов, моря из слегка колышущейся золотистой ржи и безмятежно-голубого неба. Лишь на его горизонте видны темные тучи, которые намекают, что путь к цели потребует от путника труда и усилий и не будет совсем легким.

Выборы по сословиям

Земства Тульской губернии были открыты в 1865 году одновременно с 33 другими губерниями Центральной и Южной России. Эти органы местного общественного самоуправления существовали на двух уровнях — губернском и уездном. Уездное земство состояло из периодически собираемого земского собрания, выборных членов которого называли гласными, и постоянно действующей управы из председателя и 4 членов.

Собрание выбиралось по сословиям. Новосильские помещики, имевшие более 200 десятин (215 га), собирались на общий съезд и выбирали 17 гласных. Горожане с высоким имущественным цензом (на практике домовладельцы с крупными домами и купцы 1-й гильдии) на своем собрании выбирали 2 гласных. Крестьяне выбирали на 35 волостных сходах выборщиков, а те на своём съезде выбирали ещё 18 гласных.

Кроме того, в собрании по должности участвовали уездный предводитель дворянства (он был председателем) и городской голова. Итого у крестьян (а их было 96 тысяч, то есть 14–16 тысяч домохозяйств) было 18 голосов из 39, а у дворян (около 80 семей помещиков) — тоже 18 голосов. Несостоятельные горожане не были представлены в собрании вообще.

Собрание проводилось один раз в году. В Новосиле его устраивали в конце сентября, а не в декабре, как то было в большинстве других земств. Для крестьян это было очень удобно. Обычно на зиму многие крестьяне уходили из деревни и находили временную работу в городе.

Зарплата была только у управы, председатель получал 700 рублей в год, члены — по 600. Земским врачам в то время платили 1000, бухгалтеру управы — 330, писцам по 200. Губернатор получал 10000, профессор — 3000, учитель гимназии — 1300. В земствах, за редчайшими исключениями, не воровали. Так что обедающие дворяне не нажили от земской деятельности капиталов. Обед и участие в собрании для всех его участников был чистым расходом денег.

“Чтение манифеста 9 февраля 1861 года”

Сюжет картины Мясоедова посвящен изданию в 1861 году императором Александром II Манифеста об освобождении крестьян от крепостной зависимости, ставший, по сути, началом отмены крепостного права в России. Он был принят в разных слоях общества неоднозначно.

На картине Григория Мясоедова крестьяне собрались для чтения Манифеста в самом центре холста у костра вокруг единственно грамотного из них – мальчика, читающего текст документа. Группа служащих освещена ярким солнечным светом. А каждый персонаж выписан крупным планом, что до Г. Г. Мясоедова не было принято в русской бытовой живописи. Герои картины изображены не пассивными слушателями и не бунтарями, а людьми, думающими и оценивающими событие с позиции своего жизненного опыта и мировоззрения. Не все из них, судя по выражению лиц, согласны с реформой, не слишком доверяют ей, ведь много прав еще остается у помещиков и слишком мало возможностей пока дается крестьянам.

Для создания ощущения реальности происходящего художник использовал цветовую гамму, близкую к природной: земляные, охристые, соломенно-желтые, коричневые оттенки. Лишь рубаха читающего мальчугана – красная. Она – как олицетворение надежды русского крестьянства на свободную, благополучную и красивую жизнь.

Художник Григорий Мясоедов

Исторические полотна Мясоедова и жанровые сцены

Сожжение протопопа Аввакума

Григорий Григорьевич Мясоедов (1834-1911) — выдающийся русский живописец.

Григорий Григорьевич Мясоедов вошел в историю русского искусства прежде всего как активный деятель передвижничества, бессменный — в течение почти сорока лет — член правления Товарищества передвижных художественных выставок и человек, которому ТПХВ по существу обязано самим фактом своего возникновения и существования.Мясоедов окончил Академию художеств в 1862 году, за год до знаменитого «бунта 14-ти», то есть принадлежал к тому же поколению художников, озабоченных поисками новых связей искусства с жизнью. Во время приездов в Россию (до 1869 года Мясоедов жил в Италии) он бывал на «четвергах» в артели Крамского и, таким образом, хотя и фрагментарно, но наблюдал деятельность первого «вольного» объединения художников. Роль этого не зависимого от Академии предприятия осознавалась прогрессивно настроенными современниками, но с течением зремени делалось ясным я то, насколько узость организации сдерживает ее возможности и сколь в целом уязвима подобная попытка обретения самостоятельной творческой платформы. Требовалось перейти к более широким организационным формам, и именно этот шаг пришлось осуществить Мясоедову.В Италии, в беседах с Н. Ге складывается у Мясоедова практический замысел будущей организации, разрабатывается проект У стаза «Товарищества подвижных выставок» т(ак они называлась первоначально) . В нем сформулированы просветительские дели объединения, поддерживающего программу эстетического «хождения в народ». Проект, рассмотренный и подписанный совместной группой московских и петербургских художников (В. Г. Перов, И. Н. Крамской. Н. Н. Ге, И. И. Шишкин, А. К. Саврасов. И. М. Прянишников), был утвержден Министерством внутренних дел 2 ноября 1870 года.

Родился в селе Паньково Новосильского уезда в небогатой дворянской семье. Отец поощрял его рано проявившийся интерес к художеству. После обучения в гимназии в Орле, где рисование преподавал профессиональный художник И. А. Волков, юноша отправился в Петербург и в 1853 г. Григорий Мясоедов поступил в Академию Художеств. В Академии Художеств учился у А. Г. Маркова и Т. А. Нефа.

Еще в годы обучения Григорий Мясоедов написал жанровую картину «Поздравление молодых в доме помещика» (1861) и полотно на историческую тему «Бегство Григория Отрепьева из корчмы на литовской границе» (1862), которое В. В. Стасов назвал одной из первых заявок на пути создания реалистических исторических картин. В дальнейшем историческая тематика будет разрабатываться в живописи Мясоедова постоянно, параллельно с картинами бытового жанра. Эти две линии творчества художника очень тесно сближались, порой переходя друг в друга. Жанровые картины Мясоедова правдиво передают нищету и бесправие крестьянства («Земство обедает», 1872, Третьяковская галерея), величие и поэзию крестьянского труда («Косцы», 1887, Русский музей, Ленинград).

Григорий Мясоедов — один из организаторов и активных деятелей Товарищества передвижных художественных выставок.

Осеннее утро. 1893

Молебен на пашне о даровании дождя

Крым. Осенний вид

Страдная пора

Дедушка русского флота (Франц Тимерман объясняет юному Петру Алексеевичу устройство ботика, найденного в одном из амбаров села Измайлово. Май 1688г)

Страдная пора

Самосожигатели

Земство обедает

Поздравление молодых в доме помещика

Портрет скрипача В.Г.Вальтера. 1902

Портрет Шишкина

Портрет шахматиста А.Д. Петрова

Биография

Г. Г. Мясоедов в предсмертной агонии. Зарисовано с натуры его сыном Иваном Мясоедовым Принадлежит к древнему дворянскому роду Мясоедовых. Учился в Орловской гимназии, но, не окончив в ней курса, поступил в ученики Академии художеств, где его профессорами были Т. А. Нефф и А. Т. Марков. В 1861 г. получил малую золотую медаль за картину «Поздравление молодых» (в Александровском дворце, в Царском Селе), а в следующем году большую золотую медаль за программу «Бегство Григория Отрепьева из корчмы» (сцена из «Бориса Годунова» Пушкина; в музее Академии художеств).

Будучи отправлен за казённый счёт за границу, Мясоедов работал в Париже, Флоренции, Риме и Испании. Из картин, написанных им за это время, известны «Похоронный праздник у цыган в Испании», «Франческа да-Римини и Паоло да-Полента» (из Данте). По возвращении в Россию получил в 1870 г. звание академика за картину «Заклинания». Один из организаторов и активных деятелей Товарищества передвижных художественных выставок. Деятельно участвовал на всех выставках товарищества и постоянно заботился о его независимости и жизненности.

С конца 1880-х Мясоедов живёт в Полтаве в большой усадьбе с садом, парком и прудом. С осени художник уезжал в Крым. Создал эскиз театрального занавеса и написал декорации для театра в Полтаве. Организовал школу рисования, написал брошюру по садоводству, которым увлёкся ещё живя под Харьковом.

Скончался Г. Г. Мясоедов 18 (31) декабря 1911 года в своей усадьбе Павленки под Полтавой (ныне в черте города, на ул. Мясоедова). Похоронен в саду усадьбы. С 1926 г. здесь размещается Полтавская гравиметрическая обсерватория.

Что такое земство

Произведение Мясоедова актуально и на сегодняшний день. Хотя бы потому, что выборы для нас стали делом привычным. Совсем недавно прошли выборы в органы местного самоуправления – муниципальные Советы депутатов. С некоторыми оговорками земство можно назвать их отдалённым прообразом. Поэтому было интересно узнать, как работали выборные органы прежде. Поиск в интернете сведений о Новосильском собрании, куда входило 39 человек, позволил узнать и иные факты.

Прежде всего следует сказать, что в старые времена земство выступало оператором сельских продовольственных капиталов — запаса зерна и денег, который крестьяне держали на случай неурожая. Всеми остальными разрешёнными видами деятельности — медициной, начальным образованием, местными дорогами, страхованием от огня, ветеринарией — земское собрание занималось в том объёме, в каком желало.

При 115 тысячах населения в уезде земство поддерживало в рабочем состоянии 46 деревянных мостиков через речушки и овраги. Кроме того, дороги крестьяне чинили сами в порядке натуральной повинности в размере 3 рабочих дней в году.

Система здравоохранения состояла из 2 врачей, 8 фельдшеров и больнички на 20 кроватей. Образования и вовсе не было. Земство платило мизерную дотацию в 6000 руб. суммарно всем содержателям школ и не имело понятия, сколько всего в уезде учебных заведений. На благотворительность уходила ничтожная сумма — 2000 руб. в год. Земская ветеринария просто отсутствовала.

Годовой бюджет Новосильского земства составлял 48 тыс. руб. Чтобы понять масштаб такого бюджета, надо понимать, что его сумма была равна годовому жалованию управляющего железной дорогой или коммерческим банком. С крестьян собирали только 22 тыс., что составляло около 20 копеек в год с человека.

В Новосиле периода, изображённого Мясоедовым, проживало чуть более 4 тыс. человек. В отчётах можно найти информацию о том, что у Новосильского земства были твёрдые обязанности перед государством.

Прежде всего оно обеспечивало постоем (то есть проживанием) проходившие через уезд войска, за что получило компенсацию. За постой и лошадей для разъездов полиции, чиновников и судейских, если у тех оказывались дела в сельской местности уезда, денег не бралось.

Крестьяне не показывают своей бедности

      Словом, очевидно, что крестьяне не показывают никаких признаков притеснения. Их никто не выгонял с барского обеда. Он им просто не интересен, у них другие привычки и обычаи.

    Крестьяне никуда не торопятся и ничего не ждут — они уже приехали в город на собрание, которое занимает целую неделю. Они мирно, пользуясь хорошей погодой, сидят у крыльца в состоянии оцепенения, обычном для земледельца, привыкшего ничего не делать полгода. Мужики выглядят скорее осоловевшими, чем возбуждёнными от дискуссий на важные для них темы. Это же их земство, их дела, можно было бы и поволноваться, ну хотя бы обсудить постановленное в утреннем заседании!

   Если что–то в картине и можно считать объектом критики, то это разлитая в воздухе провинциальная лень и спокойствие. Но не факт, что художник вкладывал в картину именно такие мысли. Быть может, земско–провинциальная лень казалась ему столь же очевидной и неизбежной, как и персонажам картины.

Давайте попробуем разобраться, так ли всё было на самом деле?

Григорий Мясоедов родился в Новосильском уезде Тульской губернии, поэтому очень хорошо знал жизнь этих мест. Не исключено, что художник нарисовал здание земства Новосиля, описание которого в отчётах совпадает нарисованным на картине.

Земства в то время играли роль органов местного самоуправления. Уездное земство включало периодически собираемое земское собрание и постоянно действующую управу из четырёх членов и председателя.

Деятельность земств в то время была очень вялой. По данным сохранившихся отчётов, Новосильское земство обеспечивало постоем войска, чиновников и полицию, регулировало запасы зерна и денег, поддерживало в рабочем состоянии мосты, содержало одну больницу, двух врачей и восемь фельдшеров. Небольшую дотацию от земства получали содержатели школ и совсем немного уходило на благотворительность.

Бюджет земства составлял 48 тысяч рублей в год, при этом с крестьян брали только 22 тысячи (примерно 20 копеек в год с человека). Такая сумма сопоставима с годовым жалованьем управляющего железной дорогой того времени. Поэтому крестьяне на картине выглядят очень спокойными. Их устроит любое решение вопроса повестки собрания, поскольку с них всё равно соберут мало налогов, но и услуг они получат тоже мало. Видно, что мужики даже не пытаются обсуждать друг с другом поставленные на собрании вопросы.

Почему же крестьяне сидят на улице? Дело в том, что помещение было маленьким и душным. На всех даже не хватало стульев. Обедали участники собрания не за счёт земства, а за свой собственный, поэтому крестьяне не хотели тратить лишних денег и скидываться с дворянами на общий стол. В полуденное время мужики привыкли просто перекусывать, поэтому едят обычных хлеб, который удобно брать с собой в дорогу.

Что касается бедности этих крестьян — вопрос также спорный. На них на всех целая обувь (двое даже в сапогах), на некоторых крашеная одежда, на одном добротный полушубок. У стоящего крестьянина в полосатых штанах и вовсе модно подстриженная борода, скорее всего, он посещал парикмахера. Так что мужики на картине совсем не бедствуют, как это принято считать.

Григорий Мясоедов «Земство обедает», эпизод

В то же время дворяне не нажили от земской деятельности капиталов. Зарплата председателя управы была 700 рублей в год, а у её членов по 600. Услугами земства баре не пользовались — бесплатно не лечились, бесплатные школы не посещали. При этом налоги платили по той же ставке, что и крестьяне.

Таким образом, мы видим, что сюжет картины не такой уж удручающий. Крестьяне — полноправные участники собрания и никто не выгонял их с обеда, вышли они сами посидеть на улице под солнцем в соответствии со своими привычками. Мужики никуда не спешат и ничего не ждут: они прибыли в город на собрание, которое продлится неделю.

На картине скорее удивляет спокойствие и равнодушие крестьян, которые не проявляют никакого интереса к решению вопросов родного уезда. Но мы не может знать, какие именно мысли вкладывал в картину художник. Возможно, земско–провинциальная лень была для мастеру такой же очевидной, как и для героев произведения.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Метолит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: