«переэкзаменовка»

А виноват ли на самом деле мальчик с картины «опять двойка»

Описание картины Федора Решетникова «Переэкзаменовка»

В 1952 году Федор Решетников создал знаменитую картину «Опять двойка!», а всего через два года появилась работа «Переэкзаменовка», которая является продолжением ранее заданной тематики – «детство».

Федор Решетников был приверженцем социального реализма, считался одним из самых народных художников СССР. На его работе «Переэкзаменовка» показана знакомая всем детям ситуация. Мальчик плохо учился, получил неудовлетворительные оценки, и мама ставила его дома, чтобы заниматься.

Мы видим на картине комнату в ветхом деревянном домике. Стены дома без обоев, но украшены небольшим плакатом. В комнате мы видим стол, за которым сидит мальчик. На столе, покрытом синей скатертью с желтым узором, полный беспорядок: книги, которые изначально стояли ровно, теперь разбросаны. Перед мальчиком лежит тетрадь, и на подставке стоит учебник. Ребенок отвернулся от своих учебников. Ему грустно и обидно. Он весь учебный год плохо учился и не уделял достаточно внимания урокам. Сейчас наступило лето, все дети отдыхают, а ему приходится учить.

На задней стене расположено окно. Таким образом, художник сумел расширить пространство комнаты. За окном – лето. Солнечный, теплый денек. Детвора бегает во дворе в легкой одежде. На девочках юбочки и маечки, на мальчиках шортики, панамки и футболки. Дети играют с мячом. Но они не забыли про своего товарища. Два мальчика подбежали и стали заглядывать в окно дома, где занимается двоечник. Ребята зовут его гулять. Но они еще маленькие и не понимают, что такое школа и уроки, они просто хотят развлекаться.

В комнате, возле столика, за которым сидит мальчик, стоит кресло. Мы видим, что на кресле лежат спицы и некая вязаная вещица. Клубок с нитками упал на пол. Видимо, за мальчиком долгое время приглядывала мама или бабушка, следила, чтобы он занимался. Но она пошла делать работу по дому, оставив мальчика без присмотра. В этот момент и прибежали друзья двоечника.

Многогранный талант художника

Благодаря своему таланту он отправился в полярные экспедиции на ледоколах «Сибиряков» (1932) и «Челюскин» (1933-1934) в качестве художника-репортера. Большой успех имели его работы с этих мест. Он обладал особым даром в области сатиры. Являясь превосходным карикатуристом, Решетников Федор Павлович сотворил значительное количество талантливых скульптурных шаржей. Часть его работ располагается в Третьяковской галерее. Известен он также и как создатель композиций академического бытового жанра в области станковой живописи. В этом плане наблюдается тесная связь работ Федора Павловича с творениями художников-передвижников. Решетников создал удивительные картины в «пленэрном» пейзаже. Однако эти произведения остались неизвестными для широкой публики.

Фёдор Решетников «Опять двойка», 1952 год

Эту картину мы знаем с детства. Она печаталась в школьных учебниках, по ней писали сочинения и обучались бытовой живописи. Здесь изображена образцовая советская семья: дочка-пионерка, мама-труженица, малыш на велосипеде. Вот только ложку дёгтя вносит стоящий на первом плане оболтус с покорёженным портфелем.

«Опять двойка» Фёдор Решетников, 1952 год

Картину написал Фёдор Решетников, который специализировался в жанре соцреализма. Художник назвал картину «Опять двойка», из чего следует главный её посыл: мальчик опять подвёл всю семью, принеся домой плохую оценку.

Картина наполнена осуждением и носит обличительный характер. В школе детям она уже изначально преподносилась так, что мальчик — отрицательный персонаж, а приносить домой двойки это плохо.

При написании сочинений, школьникам уже давался посыл, что, мол, художник, своей картиной хотел сказать, что из-за двоек детей родители расстраиваются, да и самому тоже стыдно. Нужно приносить пятёрки, и тогда всё будет хорошо.

Но так ли плох этот несчастный мальчик, как нам его преподносят? Ну получил он эту двойку, ну с кем не бывает? Ну может даже и школу прогулял — вон, коньки торчат из портфеля, наверняка, катался с друзьями. Но это не делает его плохим человеком.

Фёдор Решетников «Опять двойка», фрагмент

Двойки могут быть оттого, что он просто не понимает программу, а из-за бесконечных двоек и замечаний и в школу ходить не хочется, отсюда и прогулы.

Заниматься с мальчиком некому — родители целыми днями на работе. Отец может и вовсе погиб на фронте, время ведь послевоенное. Художник не случайно изобразил маму одну. Может она просто не справляется с тремя детьми.

Мальчик выглядит на 5-6 класс, когда начинается сложный подростковый возраст. Это тоже накладывает определённое влияние на ситуацию.

Но картина самом деле очень грустная. И вот почему. А дело опять таки в историческом периоде. На дворе 1952 год, то есть всего шесть лет назад, в 1944 году было введено выставление отметок по пятибалльной системе. До этого единой системы оценки не было, чаще всего она была словестной («отлично», «хорошо», «посредственно» и т. д.).

Приветствовались, естественно, высокие баллы — 4 и 5. А вот двоечников в полном смысле считали плохими детьми. Их высмеивали, ограничивали школьными благами, не принимали в пионеры, не брали в походы и в кружки.

«Опять двойка» Фёдор Решетников, фрагмент

И, естественно, на двоечников без конца жаловались родителям. Вот оттого мама и грустна. Её мне больше всего жаль на этой картине. Её лицо совсем не злое, она не хочет «спускать на сына всех собак», поскольку понимает, что полностью его вины в двойках нет. Да и в целом он не такой уж и плохой.

Но при этом мама понимает, что ей придётся отчитываться и оправдываться за сына перед учителями, соседями, родственниками и другими «доброжелателями». В этой ситуации ей придётся не сладко. Поэтому придётся отчитывать нерадивого ученика.

Мальчика тоже жаль. Он совсем не похож на хулигана. Наоборот, у него довольно подавленный и тревожный вид. Парень понимает, что неправ, но ему трудно изменить ситуацию.

Возможно, в какой-то степени эта картина обращена к тем преподавателям, которые создают подобные конфликты в семьях, настраивая детей и родителей против друг друга.

Педагог и психолог Шалва Амонашвили писал о картине «Опять двойка»:

«Эта картина не для детей написана. Она написана для взрослых. Чтобы они увидели, что так ребёнка принимать нельзя! А надо принимать так, как собака его принимает. Для неё всё равно, с чем он пришёл. С двойкой пришёл – друг, с пятёркой пришел – друг. Не надо принимать ребёнка с отметкой. Отметка — это отметка. А может, ваш двоечник завтра мир будет переворачивать? Ваш троечник депутатом станет, или министром, или хорошим врачом? Не цифры решают, а наше отношение к ребёнку».

«Опять двойка» — описание картины

На картине «Опять двойка» Фёдора Решетникова мы видим семью, что встречает мальчика, вернувшегося из школы. Его вид красноречиво говорит о том, что вместо уроков он занимался катанием на коньках, играл “в войну” с дворовыми ребятами.

Особенное внимание к себе привлекают младший брат главного героя и собака. Они рады видеть своего любимца, ведь хотят поиграть с ним

Мать мальчугана с грустью смотрит на него, а старшая сестра явно осуждает.

Фрагмент картины Решетникова «Опять двойка»

Как отмечают искусствоведы, в картине «Опять двойка» есть явное разделение на негативных и положительных персонажей, третьим же элементом являются сочувствующие лица. Однако я не соглашусь с подобной распространённой версией. Несмотря на нерадивость школьника, он явно очень добрый мальчишка, который искренне любит маленького брата и собаку. В то же время стоит поддержать мать и сестру, что желают своему родному человеку успешного будущего, тяжело переносят подобные школьные промахи.

Полотно Фёдора Решетникова имеет немало интересных деталей. С первого же взгляда становится заметно, что в семье нет отца. Вероятнее всего, он погиб на войне. Однако бедствующими этих людей не назовёшь. Мы видим ковёр, велосипед и часы. Для 1952 года, когда люди ещё пытались оправиться от военных потрясений, это были предметы роскоши, которые могла позволить себе далеко не каждая семья.

Главный герой и его собака. Фрагмент картины «Опять двойка»

Не менее занимательный аспект – композиция картины. Персонажи выстроены в форме треугольника, вершина которого упирается в картину, висящую на стене. Это особая ирония Решетникова – в качестве репродукции он изобразил собственное творение «Прибыл на каникулы», что было написано ранее.

Подобный приём использования изображения предыдущей картины повторяет и в третьей части трилогии – «Переэкзаменовке», что является сюжетным продолжением истории.

«Опять двойка» – одна из самых известных картин Фёдора Решетникова, художника, что с особой теплотой писал детей. Нежное и трепетное отношение к ребятам, понимание их радостей и тревог живописец передаёт в каждом своём творении. Даже здесь нельзя определить, сильно ли осуждает Решетников своего героя, ведь его образ выписан с душевностью и любовью.

Крупным планом

На первом плане показаны три мальчика с различными характерами. Вглядитесь в их лица и позы.

В центре с высоко поднятой рукой, которая на что-то указывает, стоит знаток, который явно читает лекцию. Он-то, конечно, уже побывал в планетарии, пересмотрел атласы звездного неба и знает все созвездия и Северного, и Южного полушарий. Сейчас он, может быть, показывает, где найти Полярную Звезду, в каком созвездии она находится, или рассказывает, как на небе отыскать Большую Медведицу и почему она так называется, или показывает Орион — самое красивое созвездие — бабочку наших широт. А может, он указывает на летящий спутник. На небе есть на что посмотреть.

Картина Решетникова «Мальчишки», описание которой дается в этом материале, расскажет и о характерах двух других мальчиков. Стоящий рядом слева белобрысый мальчуган явно младше (он ниже ростом, и выражение его лица более наивное), и он с интересом впитывает неизвестные ему знания. Картина Решетникова «Мальчишки», описание которой продолжается, очень явно обрисовала характер младшего мальчика, любознательного, но еще не умеющего самостоятельно найти новые знания. А самый интересный и загадочный персонаж — мечтатель. Он изображен удобно облокотившимся на выступ крыши и вполуха слушающим немудреные рассуждения своего друга. У него в голове уже складываются его собственные представления о галактических путешествиях, в которых он сейчас, быть может, принимает уже участие.

Картина «Опять двойка» Федора Павловича Решетникова — сюжет, знакомый каждому школьнику

«Опять двойка» — любимый всеми шедевр русского и советского художника Федора Павловича Решетникова (Fedor Pavlovich Reshetnikov). Эмоциональная, добрая картина трогает сердце. Ситуацию, в которую попал главный герой, с первого взгляда понимает и юный зритель, и взрослый человек. В комнате собралась семья. На переднем плане несчастнейший из людей — взъерошенный мальчишка, вернувшийся из школы с «парой» в дневнике. Из видавшего виды портфеля предательски высовываются коньки. Проштрафившемуся ученику стыдно. Мать смотрит на сына с укором, хотя на лице ее нетрудно заметить и сочувствие, младший братишка ехидно улыбается. За столом раскладывает учебники сестра, аккуратная пионерка. Она, как строгий судья, сурово поглядывает на понурого шалопая, не понимая, как можно докатиться до такого позора. Искренне радуется хозяину только пес. Напряженная атмосфера передается зрителю, который невольно чувствует жалость к отвергнутому всеми, кроме собаки, мальчику. Хочется верить, что непоседа обязательно исправит злополучную двойку.

Федор Павлович Решетников — яркий представитель стиля соцреализм. Но все же истинным его призванием стала детская тема. Работы живописца, посвященные жизни ребятишек, проникнуты невероятной теплотой. Автор относится к детворе нежно, трепетно и сочувственно.

Особенно полюбился публике «ученический» цикл мастера. Триптих открывает картина «Прибыл на каникулы» (1948). Она висит слева от дверного проема в комнате, где терзается угрызениями совести герой произведения «Опять двойка». Репродукция картины «Опять двойка», в свою очередь, фигурирует в «Переэкзаменовке» (1954), ставшей логическим продолжением истории нерадивого школьника (для нее позировал тот же мальчик).

Сначала Федор Решетников задумал написать образцового отличника, заработавшего дежурную пятерку. Чтобы собрать материал, он пришел на урок в школу. Педагог вызвал отвечать лучшего ученика, но тот растерялся в присутствии гостя и не справился с простой задачкой. Гамма чувств на его лице поразила художника, он сделал множество набросков.

Изначально действие должно было происходить в классе, но затем Федор Павлович решил перенести его в семью. Реакция родных для ребенка важнее насмешек одноклассников, а, значит, и воздействие на зрителя будет сильнее.

Но вот незадача — тот самый отличник Сережа, который оконфузился у доски, наотрез отказался позировать. В итоге роль двоечника блестяще исполнил сын бывшего соседа Решетникова — художника-авангардиста Густава Густавовича Клуциса, расстрелянного в 1938 году. Потрепанный портфель (кстати, мастер очень гордился его «портретным сходством» с оригиналом) одолжили у вратаря дворовой футбольной команды.

Назидательный пафос разбавлен изображением верного пса. Чтобы удержать собаку на задних лапах, ее владельцу пришлось стоять с куском колбасы в зубах, прижимая лапы животного руками.

В школьной программе СССР «Опять двойка» использовалась как эталон бытовой живописи, и по сей день пятиклассники пишут о ней сочинения. По мотивам знакомого сюжета снят один из эпизодов юмористического киножурнала «Ералаш» (124-я серия).

Переэкзаменовка

Фёдор Решетников

ПереэкзаменовкаФёдор Решетников1954Горловский художественный музей, Горловка (Донецкой области Украины)

На картине изображён школьник в сельском доме за столом перед раскрытой книгой и тетрадью. В окно видны дети, играющие с мячом; двое из них зовут главного героя присоединиться к игре. Судя по всему, действие картины происходит во время летних каникул, но герой картины вынужден готовиться к переэкзаменовке.

Помните, в школе на уроках русского языка и литературы писали сочинение о картине Федора Решетникова? Нерадивый раскрасневшийся паренек-оболтус стоит, потупив взор, перед матерью в ожидании порицаний. А вы знали, что эта работа — часть художественной трилогии? Причем она напрямую связана с кадетами

Довольный кадет с картины «Прибыл на каникулы» служит уроком и примером для бедолаги на полотне «Опять двойка». Ф. Решетников «Прибыл на каникулы»/ Репродукция

САЛЮТ, ДЕДУШКА!

Художник Федор Решетников работал в жанре социалистического реализма. Сюжеты брал из жизни.

Присмотримся пристальнее к картинам.

В центре — радостный маль-чишка-кадет.

— Прибыл на каникулы! — кажется, полушутя рапортует будущий офицер. Готов делиться хорошими новостями: отличная успеваемость, серьезные заслуги.

Сестра-пионерка выглядывает из-за стола. Это явно обеспеченная семья, зимние каникулы, радостный ученик-отличник.

Ф. Решетников «Опять двойка»/ Репродукция

ВСЕ ДЕЛО В ГАММЕ ЧУВСТВ

— На своих уроках я сочинение писать по этой картине не даю

Обратите внимание, с каким укором смотрит семья на школьника. Нельзя ругать ребенка за отметки

Это самый простой способ отбить желание учиться, — убеждена учитель русского языка и литературы московской школы № 1090 Лариса Антонова.

Знакомое лицо! Наш двоечник готовится к переэкзаменовке. И его верный четвероногий друг тоже не выходит на свежий воздух из солидарности. Ф. Решетников «Переэкзаменовка»/ Репродукция

ДВОЕЧНИКОМ НЕ ПОЗИРУЮ

Кстати, для двух картин Федору Решетникову позировал соседский мальчишка. Правда, когда узнал, что должен будет изображать не отличника, а двоечника, наотрез отказался.

Народный художник СССР (1974). Возглавлял Академию художеств СССР. Лауреат двух Сталинских премий. Умер в Москве в 1988 году. Похоронен на Ваганьковском кладбище.

Решетников Федор Павлович – художник, биография и творчество

Решетников Федор Павлович – художник, биография и творчество. Родился художник в селе Сурско-Литовское (нынешняя территория Днепропетровской области, Украина), в июле 1906 года. Его отец – потомственный иконописец, но Федору не суждено унаследовать эту профессию. Трехлетний мальчик теряет обеих родителей, а его воспитанием занимается старший брат Василий, бросивший ради этого учебу в художественном училище.

Чтобы заработать на хлеб, Василию приходится подрабатывать. Он занимается росписью церквей, а в свободное время пишет иконы. Федор же, хоть и является еще ребенком, по мере возможности помогает брату, выполняя работу подмастерья. Немного повзрослев, он начинает зарабатывать самостоятельно. Молодой Решетников берется за любую работу, начиная с применения имеющихся навыков в украшении зданий, и заканчивая работой спортивным инструктором.

Но, без образования он не может найти хорошую работу, поэтому едет в Москву, и поступает на рабфак. Желая продолжить практику с кистью, он выбирает художественный факультет. Начиная с 1929 года, Федор учится в Высшем художественно-техническом институте. Он будет учиться там по 1934 год, набираясь знаний у таких художников, как Герасимов и Моор. Уже в студенческие годы Решетников начинает рисовать, а его графические работы с восторгом принимаются публикой. Самого же художника называют виртуозом графического шаржа.

Благодаря своему таланту молодой художник получает возможность принять участие в заполярных экспедициях. Его берут туда художником-репортером, а за экспедицию 1932 года на ледоколе «Сибиряков», 24-х летний студент будет награжден орденом. Кроме того, в экспедиции он много рисует, и в частности, делает наброски для своей первой живописной работы.

В 1933 году он снова отправляется в путешествие в составе другой экспедиции, теперь на ледоколе «Челюскин». В этот раз плавание оказалось более сложным. В экспедиции Федора ждет множество испытаний, и только в 1934 году, вместе с другими моряками, его найдут на дрейфующей льдине, откуда и доставят домой. Но, несмотря на все лишения, по возвращении Решетникова ждет слава. Зарисовки, сделанные в путешествии, пользуются огромным успехом, а позже, в 1973 году, он нарисует картину «Гибель «Челюскина»», которая станет шедевральным завершением «челюскинской эпопеи».

В 1934 году новоиспеченный выпускник художественного института, приступает к самостоятельной работе. Сначала он пишет ряд успешных картин, посвященных исторической тематике патриотической направленности.

Позже, желая закрепиться в качестве художника, он рисует несколько станковых картин. Правда, в этой области он не проявляет особых способностей, и издает работы среднего уровня. Но, его полотно «Генералиссимус Советского Союза Сталин И. В.», изданную в 1948 году, все равно назовут шедевром. Самого же художника за эту картину и полотно «Прибыл на каникулы», изданное в течении этого же года, в 1949 г. наградят государственной премией.

Также художник издает несколько жанровых композиций, среди которых стоит отметить картину «За мир!» 1950 года, за которую он годом позже получит вторую премию. Кроме того, в 1952 году художник издает полотно «Опять двойка», ставшей одной из наиболее известных его работ.

Но истинным призванием художника остается сатира. Решетников – ярый приверженец соцреализма, он не признает ни один другой жанр. В его работах чувствуется жесткий стёб, а в 1950-1970 годы он создает целый ряд шаржей, высмеивающих признанных мэтров живописи.

В 1960 году художник пишет уникальную картину «Тайны абстракционизма». Это единственное полотно, в котором Решетников Федор Павлович воплотил карикатурный триптих собственного изобретения. Работа настолько нравится художнику, что в 1963 году он издает одноименную книгу, которая дополняет картину.

В 1953 году Решетников стал членом Академии художеств Советского Союза, а в 1973 его повышают до вице-президента.

Помимо этого, в период 1953-1962 годов, он работает преподавателем.

В 1974 году Решетникова удостаивают звания народного художника СССР. За свою жизнь он получил и несколько других наград, среди которых еще один орден и несколько медалей.

Решетников Федор Павлович ушел из жизни в возрасте 82 лет, 13 декабря 1988 года.

Умер творец в Москве, и был похоронен на Ваганьковском кладбище. В 1990 году, в родном селе художника был открыт народный музей его имени.

Знаменитая трилогия Фёдора Решетникова — ЖЖивой Журнал Михаила Жукова

Благодаря близости сюжета к реалиям ученической жизни, картина использовалась в школьной программе СССР как образец жанра бытовой живописи (в программе по изобразительному искусству), в программе по русскому языку в разделе «Развитие устной и письменной речи» предполагалось написание сочинения по данной картине. Картина была хорошо знакома советской публике.

На картине мы видим семью, которая встречает мальчика, пришедшего из школы с двойкой. Мальчик-двоечник выглядит обычным оболтусом, его одежда — расстёгнутое, мятое пальто, брюки, чёрные ботинки — выглядит небрежно. В правой руке он держит перевязанный портфель, который служил мячом и санками своему хозяину, с торчащими коньками. Светлые помятые волосы, оттопыренные красные уши, румяные от свежего воздуха и игры щёки не вяжутся с подчёркнуто огорчённым лицом. Он вздыхает, всем своим видом изображая «неподдельное» переживание из-за оценки. Мальчика радостно встречает собака. В стороне присела, оставив работу, мать. Увидев его с грустным и раскрасневшимся от мороза лицом, она поняла, что ребёнок вдоволь наигрался на улице и на самом деле не переживает о том, что получил двойку. Мать расстроенная и уставшая от того, что сын ленивый и слабохарактерный. Женщина не знает, как повлиять на двоечника, у неё опускаются руки. Рядом с мамой младший брат на велосипеде, который смеётся над старшим, прекрасно понимая смысл происходящего и подшучивает, ехидничая над ним. За обеденным столом готовит уроки старшая сестра. Она встала, с укором глядя на брата-разгильдяя. Поза, поворот головы, взгляд — всё свидетельствует о том, что она не одобряет поведение двоечника. Её фигура четко выделена тёмным силуэтом в светлом дверном проёме. Окно позади неё создает двойное освещение фигуры и символизирует светлое будущее девочки.Разительный контраст представляет собой вымученная, преувеличивающая значение условной школьной оценки, реакция людей и искренняя радость животного.На заднем плане, на стене, висит отрывной календарь с репродукцией другой картины Фёдора Решетникова — «Прибыл на каникулы», написанной в 1948 году. На ней изображена радостная встреча бравого мальчика — суворовца, приехавшего в гости к дедушке.

Композиция картины классическая — трёхчастная, трёхплановая, в основе — треугольник, построена на тональных и цветовых контрастах. Основные цвета: синий, белый, красный, жёлтый. Освещение сложное, носит смысловой характер.

Третья часть — «Переэкзаменовка». Сельский дом, лето, все гуляют, один злостный неуч, проваливший годовой экзамен, вынужден сидеть в четырёх стенах и зубрить. «Переэкзаменовка» — картина советского художника Ф. П. Решетникова, созданная в 1954 году.Местонахождение картины: Горловский художественный музей.

Картина является тематическим продолжением другой картины того же художника — «Опять двойка», созданной двумя годами ранее, в 1952 году.

Огромным успехом стала пользоваться его картина «Опять двойка», которую Ф. Решетников создал в 1952 году. Картина эта рождалась непросто, поначалу художник думал написать советского школьника-отличника, а картина должна была называться «Опять пятерка», и лишь постепенно пришел к противоположному образу двоечника.Создавать образ двоечника художнику помог его сосед — подросток из дворовой футбольной команды, именно с него Ф.Решетников рисовал своего персонажа, принесшего ему огромную славу и моральное и материальное благополучие.Популярность картины «Опять двойка» привела к созданию еще одной картины на ту же тему — «Переэкзаменовка», для которой позировал художнику тот же самый соседский подросток, что и для картины «Опять двойка».

Сочинение по картине Решетникова Мальчишки 5 класс 2 вариант

Очень много картин у этого художника, которые он посвятил детской теме. Например, к ним можно отнести такие шедевры как, «Взяли языка», «Приехал на каникулы», «Мальчишки». Хочется более подробно остановиться и рассмотреть картину «Мальчишки». Она была нарисована в 1971 году.

На картине мы видим трех мальчиков, ночью они поднялись на крышу, наверно тайком от родителей. Они смотрят на небо усеянное звездами. Можно представить, что они наперебой показывают друг другу созвездия и рассказывают тайны звездного неба. А может спорят о звёздной галактике или других планетах. Их лица выражают восторг, с таким увлечением они что-то высматривают там.

Кажется, что ребята не замечают ничего, что происходит вокруг. Мне нравится эта картина, она оживает в моих глазах. Мне хочется оказаться там, на крыше, рядом с парнями, и так же как они обсуждать ночное небо. А можно обсуждать не только галактику и планеты, но еще и делиться своими тайнами и сокровенными секретами

И нам совсем неважно как изображает художник город, для нас он сливается со звездным небом, и на первый план, вытесняя мальчишек

Художнику удалось показать таинственность звездной ночи, особенно в сочетании с детьми. Невольно вспоминаешь себя летом, как любили любоваться с друзьями закатом или восходом солнца, а еще загадывать желание, когда падает звезда. Мало кто верит в эту примету, но однажды загаданное мной желание. Я верю в чудеса звездной ночи. Спасибо автору за его произведение, оно заставило меня окунуться в мир детства, прочувствовать его беззаботность. Мне кажется, что именно такие картины, которые заставляют нас пережить неоднократно моменты, связывающие нас с детством, дают нам силы не сдаваться и двигаться дальше.

Автор

Родом из украинского села из семьи иконописца, художник с детства чувствовал себя причастным к искусству. Революция открыла широкие возможности – уехал в Москву, здесь учился на рабфаке, затем во Всесоюзном художественном техническом институте. Живопись, графика, скульптура, сатирическая графика, карикатуры, шаржи – вот направления, которыми живописец владел мастерски. Всю жизнь признавал только соцреализм.

Ещё в молодости как художник-репортёр принимал участие в двух полярных экспедициях, дрейфовал на льдине вместе с моряками погибшего «Челюскина» – мужественно шёл в ногу с бурным временем открытий и важных исторических завоеваний своей страны, чему оставил множество художественных свидетельств.

В творческом наследии Фёдора Решетникова «Опять двойка», «Прибыл на каникулы» (1948), «Переэкзаменовка» (1953) и другие произведения с главными героями-детьми стали особенными для потомков.

Сочинение по картине “Опять двойка” – 7 класс

Вариант 1

Картина Ф. П. Решетникова «Опять двойка» — замечательное произведение жанровой живописи, на котором с помощью цвета и света показаны сложные чувства людей.

Пространство картины условно разделяется на две части, границей между которыми является дверь, ведущая в другую комнату. Люди, находящиеся по правую сторону от этой грани, как бы объединены и цветом, и позами: их головы склонены друг к другу и видно, что они – заодно.

Яркий передник матери создает ощущение тепла. С ним перекликается окраска велосипеда младшего сына и алый галстук девочки, что вместе с позами подчеркивает близость этих детей к матери. Все трое находятся на светлом фоне, то есть у них все в порядке.

А по левую сторону, в самом темном углу – только один мальчик. Он провинился, и вся семья его осуждает. И вот мы видим, что в одежде провинившегося среднего братишки нет ничего красного. Его лицо обращено не к семье, а к зрителю, а взгляд погружен в себя. Спина прямая, он стойко переносит свой позор, и, кажется, не особенно страдает от угрызений совести. Выражение его лица скорее обреченное, чем виноватое. Вряд ли он может сам справиться с учебными трудностями.

Скорее всего, он нуждался когда-то в помощи, а мама не смогла ее оказать, потому что была слишком занята работой. Ведь недавно закончилась война и, скорее всего, это – одна из тех матерей, на чьи плечи легла тяжелая ноша — растить троих детей без отца, при этом восстанавливая страну после страшных испытаний. Именно поэтому она так грустно смотрит на сына. А старшая дочка старается ей помочь, ругая его вместо мамы.

Помятый портфель красноречиво показывает, что у мальчика есть, помимо учебы, другие радости в жизни – прогулки с друзьями, каток. Пес не зря так радуется своему хозяину. Видимо, от трудностей жизни тот спасается, найдя утешение в общении с четвероногим другом.

Вариант 2

Мы видим знаменитую картину художника Решетникова. В своем произведении он изобразил семью, которая ждет и встречает сына со школы. Передний план картины занимает мальчик. Он светловолосый, одет в черные брючки и ботинки, поверх на нем надето старое пальтишко. Его растрепанные волосы и лопоухость создают впечатление озорника и бездельника, он грустно смотрит в пол, мальчик явно чем-то расстроен. Его портфель изрядно потрепан, он даже перевязан веревкой, из него торчат не тетради и учебники, мы видим коньки. Мне кажется, свой портфель он использует, когда обороняется или зачинает драку. Из всех, кто нарисован на картине, мальчика встречает одна собака. Она встала на задние лапы, и как бы заигрывает, просит поиграть с ней.

Справа на стуле сидит мама мальчика. По ее взгляду можно догадаться, что она снова расстроена. Наверно потому, что ее опять вызывают в школу. Около нее, на велосипеде катается младший братишка, он улыбается, глядя на собаку. Он слишком мал, чтобы понять, что так сильно расстроило их мать. На задней части картины нарисована сестра. Она старшая из всех, и тоже недавно вернулась со школы. Она еще не успела снять школьную форму и красный пионерский галстук. Волосы ее аккуратно забраны в косу. Она готовиться начать выполнять домашние задания. Сразу складывается впечатление, что девочка эта отличница. Мне кажется, она жалеет маму, больше чем брата.

О мастере

Фёдор Павлович Решетников появился на свет в 1906 году в небольшой украинской деревушке. Увы, уже с ранних лет он познал всю боль и глубину потерь. Когда мальчику исполнилось три года, он остаётся сиротой. Опеку над маленьким Фёдором берёт старший брат. Он зарабатывал на жизнь росписью иконостасов и стен церквей в соседних деревнях.

Как вы догадываетесь, именно благодаря ему Фёдор Павлович заинтересовался живописью, к которой впоследствии проявил особенный талант. Растирая краски и перемывая кисти, что подавал во время работы старшему брату, юный Решетников сам понемногу осваивал это непростое искусство. Втайне он создавал первые свои рисунки. В период Гражданской войны Фёдор уходит из дома, чтобы не становиться обузой для брата.

В эти сложные времена ему довелось перепробовать самые разные профессии. Решетников был и плотником, и шахтёром, однако в его душе теплилась надежда когда-нибудь написать свои настоящие картины, которые увидел бы свет.


Советский художник Фёдор Павлович Решетников

Как ни странно, но необыкновенное призвание написания картин на детскую тему Решетников открыл в военные годы. Тогда он работал корреспондентом, поскольку достиг высокого мастерства в создании графических шаржей, что создавались художниками-репортёрами.

За время своей насыщенной деятельности Фёдор Павлович создал много интересных и запоминающихся картин, самыми известными среди которых стали «За мир», «Прибыл на каникулы», «Достали “языка”». Но, без сомнения, известность живописцу принесла его работа, названная «Опять двойка». Глядя на неё, поневоле чувствуешь себя участником событий, что так ярко преподнесены художником.

Ф. РЕШЕТНИКОВ «ОПЯТЬ ДВОЙКА» — ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ КАРТИНЫ — Легенды нашей эпохи

Я категорически не согласна с бытующим мнением, что в советском искусстве не было и не могло быть подлинных шедевров. Тоталитаризм, удушение нового, жёсткая цензура, заказные работы и прочие выпады в сторону одиозного соцреализма. Конечно, это поверхностное мнение и, думаю, что друзья нашей группы согласятся со мной, что это далеко не так. Шедевры были, и ещё какие! Хочу рассказать о свой любимой картине, посвящённой простому, рядовому случаю. Картина Решетникова «Опять двойка».

По словам художника, первоначальный замысел произведения был совершенно иным — картина должна была называться «Опять пятерка» и отображать будни будущих строителей нового социалистического общества, где не место двоечникам.

Разрабатывая содержание будущей картины, художник посещал школы, и на изменение сюжета повлиял случай, когда отличник, которого он выбрал в качестве своего натурщика, не справившись с заданием, получил двойку. Этот случай произвел на Ф.

Решетникова такое сильное впечатление, что явно пошатнул его убеждения.

Теперь художник решил изобразить двоечника — очень смелое новаторское решение по тем временам, в чем-то даже гуманистическое, отходящее в сторону от основной линии партии, но не слишком, не на большое расстояние: сделать героя произведения не отличником, а двоечником.

И вскоре картина была готова: на ней был изображен несправившийся ученик, над которым нависала грозная, но справедливая учительница.

И в это самое время домой из школы заявилась дочь художника Люба — пришла несчастная, получила двойку. Художник воспользовался подступившим по этому случаю вдохновением и решил переделать картину: двоечника следовало показать в его семье. Работа началась заново.

Решетников долго не мог определиться с домочадцами — на разных эскизах их разное количество. Наконец, включил всех: и маму, и сестру, и брата, и даже собаку. С собакой оказалось самое сложное: выбранный натурщик не желал долго стоять на задних лапах. А для написания главного персонажа согласился позировать сосед, юный вратарь дворовой футбольной команды.

Сценарий и режиссура картины знакома с детства. Мать — суровый судья, сестра — прокурор, брат — свидетель и подсудимый, с виноватым лицом, на своём месте. Картина суда в масле! Всё против него! Выхода нет! И только четвероногий Дружок любит и принимает его любого.

И с двойками, и с кляксами в тетради, и с всклокоченными вихрами, и с коньками, и с плохим поведением! Любого!

Популярность произведения «Опять двойка» стала такой, что она даже на какое-то время украсила учебник для младших школьников «Родная речь».В 1957 году на студии «Союзмультфильм» был снят одноименный мультфильм с использованием картины Решетникова; сценаристы: Вадим Коростылев, Михаил Львовский, режиссеры: Евгений Райковский, Борис Степанцев.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Метолит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: