«Калеки» (1568), Лувр, Париж
«Калеки», 1568, дерево, масло, 18,5×21,5 см, Лувр, Париж, Франция Она была передана в Лувр в 1892 году и является единственной работой Брейгеля в его коллекции |
На еще одной маленькой картине, созданной в 1568 году, изображены пять нищих в карнавальных головных уборах, каждый из которых соответствует определенному классу общества: картонная королевская корона, бумажный солдатский шлем, буржуазный берет, крестьянская кепка и митра епископа. При этом у каждого из калек на одежде есть один или несколько лисьих хвостов, наличие которых, возможно, является намеком на анти-испанское движение (лисий хвост был их символом).
Это одна из последних работ художника, написанная за год до смерти. На ее обороте есть две надписи, сделанные в XVI веке. Одна из них на фламандском языке: «Калека, мужайся, и пусть твои дела преуспеют»; другая на латыни — выражает восхищение Брейгелем — «искусство превосходит саму Природу». Ее явно добавили уже после кончины художника.
Пятеро нищих в карнавальных головных уборах |
Ян Брейгель Старший
Ян Брейгель Старший, Бархатный, (1568-1625) учился в Брюсселе, работал в Неаполе, Риме и Милане, затем в Антверпене, был великолепным живописцем и рисовальщиком. На выставке представлен эффектный, необычайно тонко и тщательно исполненный натюрморт с букетом, составленным из цветов разной формы и окраски, в глиняной вазе.
Ян Брейгель Младший. Букет цветов в вазе
Ян Брейгель Младший
Изображения цветочных букетов в религиозных сценах появились в европейской книжной миниатюре и живописи позднего Средневековья. Они создавали символическую композицию с Мадонной и Младенцем. А также сцены Благовещения, где ирисы и белые лилии иносказательно говорили о непорочности Девы Марии. Современникам художника были хорошо известны слова Эразма Роттердамского о двойном удовольствии, получаемом от изображения яркого цветка. Ведь здесь преклонение перед мудростью Природы соединяется с восхищением мастерством живописца.
Ян Брейгель Младший. Прибрежный пейзаж с фигурами на берегу
Что было делать в начале жизни Яну Брейгелю Младшему (1601-1678), имея таких гениальных родственников. Он стал учеником известного антверпенского живописца Яна Брейгеля Старшего (Бархатного), своего отца. А в 1622 году, следуя примеру отца и деда, он направился в Италию, работал в Милане и в Палермо. Там встретился с другом детства Антонисом ван Дейком.
Ян Брейгель Младший. Деревенский пейзаж
Искусство Младшего Брейгеля
В 1625 году художник возвратился в Антверпен в связи со смертью отца и необходимостью возглавить семейную мастерскую. В Вене и Париже Ян Брейгель Младший создавал произведения для венценосных заказчиков, был соавтором работ многих антверпенских мастеров, в том числе Рубенса. У Яна Брейгеля Младшего было одиннадцать детей, и пятеро из них: Ян Петер, Абрахам, Филипс,Фердинанд и Ян Баптист, также были живописцами. Они обязательно принимали участие в деятельности семейной мастерской.
Ян Брейгель Младший (1601–1678). Большой букет из лилий, ирисов, тюльпанов, орхидей и пионов в вазе, декорированной изображениями Амфитриты и Цереры
Ян Брейгель Младший в своих картинах приближается к непревзойденному качеству миниатюрной живописи. В них прослеживается настойчивое стремление увидеть в обыденном пейзажном мотиве нечто исключительное и загадочно-привлекательное. Художник достигает этого изящным рисунком деталей. Уровень живописного мастерства Яна Брейгеля Младшего был очень высоким.
Ян Брейгель Младший. Большой букет (Фрагмент)
Живописное мастерство
Картина «Большой букет из лилий, ирисов,тюльпанов, орхидей и пионов в вазе, декорированной изображениями Амфитриты и Цереры» Яна Брейгеля Младшего считается самой большой по размерам работой мастера. Обилие нескольких разновидностей роз, примул, васильков, нарциссов и других белых, красных и синих цветов давало возможность зрителям XVII века искать символику изображений. Цветы намекают на то, что красота материального мира преходяща, а мастерски написанная керамическая ваза — на бренность всего земного. Ваза украшена овальными медальонами с фигурами лежащих Амфитриты и Цереры, языческих богинь Воды и Земли, двух важнейших веществ, необходимых для жизни цветов.
Ян Брейгель Младший. Аллегория вкуса
Картина «Аллегория вкуса» Яна Брейгеля Младшего изобилует множеством аллегорических деталей. За столом, уставленным яствами, сидит женщина с чашей вина, ее угощает рогатый сатир. Рядом стоит большое блюдо с устрицами. Устрицы считались в ту пору деликатесом, как и вино, стимулирующим сексуальную потенцию. Кажется, это мнение бытует и в наше время.
Йос Де Момпер Младший и Ян Брейгель Младший «Деревенский пейзаж с колодцем»
Период расцвета и перечень известных картин
У каждого творца есть период расцвета, наш голландский художник смог достичь этого с 1564 года. В это время он создал потрясающую серию работ, среди которых:
- «Вавилонская башня»;
- «Поколение волхвов»;
- «Свадебный танец»;
- «Времена года»;
- «Крестьянская свадьба»;
- «Притча о слепых»;
Одна из последних гениальных работ художника — «Притча о слепых». На полотне изображены слепцы в количество шести человек ведущие друг друга. Ведущий уже свалился в яму, это впоследствии случится с каждым кто шел за ними. Пожалуй всем понятно, что мораль этой притчи взята из Библии где говорится » Если слепой ведет себе подобного, то они оба окажутся в яме».
Брейгель — это художник чьи работы были с философским смыслом. Над его картинами можно стоять часами, не рассматривая их, а читая, ведь каждая деталь несет в себе глубокий смысл всего произведения.
Живопись Нидерландов (XV-XVIIв.)
Откликом на народное восстание, названное иконоборчеством, стала картина «Крестьянский танец», написанная около 1567 года. В основе иконоборчества лежали идеи кальвинизма. Восставший народ громил католические храмы, уничтожал иконы и статуи святых. Досталось и дворянским поместьям. Восстание разгорелось в 1566 году, и хотя вскоре оно было подавлено, именно с него ведет отсчет нидерландская буржуазная революция, через много лет завершившаяся освобождением северных провинций от испанского господства. Но это произошло уже после смерти Брейгеля.
В отличие от полотен 1566 года в картине «Крестьянский танец» нет элементов иносказания. Брейгель трактует бытовую сцену почти как историческое произведение. Он показал своих крестьян-современников в несвойственной ему манере. Если в прежних работах человеческие фигуры на фоне величественных пейзажей выглядели слишком мелкими и незначительными, то сельские жители в «Крестьянском танце» показаны чересчур крупными.
На картине изображены сильные, грузные человеческие фигуры. Люди беседуют, сидят за столом, пляшут. Они движутся и в то же время кажутся застывшими, словно статуи на пьедестале. Брейгель наделил персонажей какой-то грубой, преувеличенной монументальностью, возможно пытаясь таким образом показать мощь и стихийную силу народного восстания.
Иконоборческое движение к моменту создания «Крестьянского танца» было подавлено. Сейчас трудно судить, как к нему относился Брейгель. Возможно, он сочувствовал иконоборчеству. Существуют свидетельства, что незадолго до смерти художник сжег ряд своих рисунков. Вероятно, они имели какое-то отношение к революционным событиям, хотя это, конечно, только гипотеза. Ясно одно: «Крестьянский танец» — это попытка показать главные, характерные черты народа, поднявшегося на восстание против ненавистного испанского ига и его религии.
Толпа крестьян, захваченная стремительным ритмом танца, своей стихийностью напоминает природный смерч. Брейгель изменяет своей любимой точке зрения сверху вниз, так что теперь зритель наблюдает за происходящим, словно подойдя вплотную к героям, как будто он и сам присутствует на празднике. Резкое перспективное сокращение подчеркивает размах пляски и ее всеохватный характер.
Тема рассматриваемой работы — сельский праздник. Картина наполнена символами, понятными тогда всем. «Веселитесь, отдыхайте, вы заслужили это трудом и борьбой с врагами, но не забывайте о церкви » — будто говорит художник. Скорее всего, это день памяти какого-то святого. Но никаким религиозным «пыланием» он не сопровождается. Про церковь, виднеющуюся на заднем плане, никто и не вспоминает, увлекшись безудержным танцем. 0дин из танцующих (на переднем плане) беззаботно попирает ногой крест, образованный двумя соломинами. У этого же персонажа на головной убор прицеплена ложка — символ обжорства. Ключ и кошелек, дополняющие платья женщин, — символ корыстолюбия. На земле отчетливо прописана ореховая скорлупа, отсылающая нас к нидерландской пословице о человеке, «променявшем спасение на лесной орех». У сидящего рядом с волынщиком молодого человека голову венчает шапочка с фазаньим пером, являющимся символом гордыни.
Разгоряченные вином гуляки готовы начать драку (символ грех гнева).Гpex сладострастия тоже не оставлен без внимания художником. Образ Богородицы прикреплен к стволу дерева. Но сама Богородица забыта крестьянами; религиозный праздник для них — лишь еще один повод выпить и повеселиться.
Притча о слепых. 1568 г.
Питер Брейгель Старший. Притча о слепых. 1568 г. Музей Каподимонте, Неаполь, Италия. Wikipedia.org
“Притча о слепых” – одна из последних работ Брейгеля. Он умер в 1569 году, прожив около 40 лет (точная дата рождения художника не известна).
Перед нами шестеро слепцов, держащихся друг за друга. Вожак уже свалился в яму, за ним последовал его товарищ. Остальные на подходе. Последние ещё не в курсе, что случилось. Но мы уже знаем, что с ними произойдёт.
Мораль проста. Она встречается ещё в Библии “Если слепой ведёт слепого, то оба они упадут в яму”.
Вереницу из слепцов мы можем увидеть ещё во “Фламандских пословицах”. Только там вы их еле различите.
Что же заставило Брейгеля посвятить целую картину этому сюжету?
Ответ можно найти в истории Нидерландов.
Это было самым тяжёлым временем в истории страны. Только-только началась революция, целью которой было обретение независимости от Испании.
Но противоречия рвали Нидерланды изнутри. Кто-то был лоялен испанскому королю. Кто-то был за независимость. Один хотел остаться католиком. А его сосед жаждал сделать страну протестантской.
Десятки лидеров тянули за собой последователей. И приводили их к гибели. Жгли на кострах нелояльных королю. Убивали католиков. Казнили протестантов.
Вот об этом “Притча о слепых”. Это предостережение Брейгеля, его завещание будущим поколениям. Нет правых и неправых. Не будьте слепцом, который бездумно следует за смелым и громкоголосым, но по сути таким же слепцом.
Архив блога
Архив блогаиюля 2023 (1)мая 2023 (1)апреля 2023 (1)февраля 2023 (3)января 2023 (2)октября 2022 (1)сентября 2022 (1)июля 2022 (2)июня 2022 (3)мая 2022 (1)апреля 2022 (3)марта 2022 (3)января 2022 (1)декабря 2021 (2)ноября 2021 (1)октября 2021 (1)сентября 2021 (1)августа 2021 (1)июля 2021 (1)июня 2021 (2)мая 2021 (1)апреля 2021 (1)марта 2021 (1)февраля 2021 (1)января 2021 (3)декабря 2020 (1)ноября 2020 (2)октября 2020 (2)сентября 2020 (2)августа 2020 (2)июля 2020 (1)июня 2020 (3)мая 2020 (3)апреля 2020 (2)марта 2020 (2)февраля 2020 (4)января 2020 (4)декабря 2019 (1)ноября 2019 (3)октября 2019 (3)сентября 2019 (7)августа 2019 (4)июля 2019 (8)июня 2019 (4)мая 2019 (3)апреля 2019 (2)марта 2019 (3)февраля 2019 (5)января 2019 (3)декабря 2018 (3)ноября 2018 (3)октября 2018 (6)сентября 2018 (1)августа 2018 (4)июля 2018 (2)июня 2018 (3)мая 2018 (5)апреля 2018 (1)марта 2018 (10)февраля 2018 (12)января 2018 (12)декабря 2017 (7)ноября 2017 (16)октября 2017 (8)
Биография мастера
Точное время, так же как и точное место рождения этого художника неизвестны. Исследователи его творчества называют период между 1525 и 1530-м годами, а местом рождения считают город Бреда или деревушку Брёгел близ Брабанта.
Он появился на свет в простой крестьянской семье и свое прозвище получил, как тогда и было принято, от названия поселка, но его сыновья получили его уже как полноценную фамилию.
Каким образом и при каких обстоятельствах он попал в Антверпен неизвестно, но достоверно известно, что он учился живописи в мастерской у Питера Кука ван Альста, известного живописца того времени, который пользовался расположением самого короля и писал для королевской галереи.
В 1551 году появилась первая запись, упоминающая о вступлении Питера Брейгеля в гильдию живописцев имени Святого Луки. В это же время он поступил на работу к граверу и живописцу Иерониму Коку, занимавшемуся печатанием и распространением гравюр.
Через год молодой живописец отправился в Италию, поскольку, только посетив эту страну и прослушав курс лекций у итальянских художников можно было считаться полноценным мастером. Там он должен был создать серию гравюр, посвященных итальянским пейзажам и античным памятникам.
Но на юного живописца красоты Италии не произвели особого впечатления, он практически не встречался с художниками, кроме Джулио Кловио, известного миниатюриста, поразившего Питера своими работами, и уже через год вернулся в Нидерланды.
Вскоре после возвращения (1555-1558) он предлагает широкой публике свое первое большое полотно «Падение Икара». Картина изображает гибнущего молодого Икара в пучине морской, ее можно рассматривать как предупреждение о ом, что человек не может совершить то, что доступно лишь Богу.
Падение Икара
На картине Брейгеля стоят и смотрят на падение героя пастух, рыбак и крестьянин. Но они не восхищаются смелостью и удалью мифологического персонажа, они полностью поглощены своими делами.
В творчестве и молодого, и более зрелого Брейгеля будет постоянно прослеживаться вопрос: люди – слепы и глухи к чужим страданиям или они полностью подчинены воле Бога и не могут мыслить и действовать самостоятельно? Это время Питер продолжает работать в граверной мастерской «Четыре ветра», где по его эскизам были создано много известных доныне гравюр. Но хозяин мастерской не гнушался мошенничества, он подделывал подписи знаменитых художников под своими произведениями. Так, например, под гравюрой, выполненной по рисунку Брейгеля «Большие рыбы поедают малых», был поставлен автограф самого Иеронима Босха.
Большие рыбы поедают малых
Здесь же в 1557 году мастер создает свою знаменитую подборку гравюр «Семь смертных грехов», изображающих проявления этих людских пороков в безобразном и отталкивающем виде.
В 1563 году Питер сочетается браком по самой страстной любви с дочерью своего учителя ван Альста — Марии или Майкен, как ее называли, и с молодой женой они переселяются в Брюссель.
Здесь в 1565 году Питер нарисовал серию картин для календаря, посвященных разным месяцам года. От этой серии до наших дней сохранилось только пять полотен, на которых запечатлены пейзажи, посвященные разным временам года.
Питер Брейгель был уже состоявшимся художником, когда в Нидерланды вошла армия под управлением герцога Альбы, и на его Родине воцарился террор и страх перед властью и жестокими иноземцами. Альба за время своего правления приговорил к позорной казни через повешение более сорока тысяч еретиков. Все приговоры суда строились на слухах и доносах.
В это время Брейгелем пишется картина «Сорока на виселице», в которой он прямо указывает на свое желание уничтожить всех болтливых «сорок», которые своими словами привели людей к смерти.
Умер живописец, не дожив до старости, в 1569 году там же, где и жил, в Брюсселе, там он и похоронен в церкви Нотр Дам де ла Шапель.
Более трети сохранившихся полотен Питера Брейгеля Старшего находятся в музеях Вены. В нашей стране полотен этого художника нет.
Крестьянская тема в работах Брейгеля
Брейгель первым в европейской живописи заявил, что крестьянин в такой же степени субъект ренессансной культуры, как и рыцарь. Разберем работы, изображающие крестьян и сельскую жизнь.
Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве
с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории
и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Ольга Алешина
Искусствовед, преподаватель истории и истории искусств
Поговорим о крестьянской теме в творчестве Брейгеля. Он поставил простого мужика вровень с господином — пожалуй, после него это по-настоящему сделал только Ван Гог.
В ренессансной литературе это сделали Рабле и Шекспир, а в изобразительном искусстве только он, Питер Брейгель — не зря его назвали «мужицкий».
️ До Брейгеля образы простолюдинов обычно встречались в сценах, связанных с религиозными сюжетами (Крестный путь, Распятие), где они выступали либо в роли мучителей, либо в роли зевак.
Простолюдин для Брейгеля — это всегда и исключительно крестьянин, человек, тесно связанный с землей. Он обращается к соответствующим темам: пахота, сев, жатва и праздники — все то, что составляло круг крестьянской жизни во времена Брейгеля (мы уже видели это во «Временах года»).
В 1567–1569 годы Брейгель исполнил ряд картин на темы народной жизни — например, «Крестьянский танец» и «Крестьянская свадьба». Художника интересует не столько атмосфера крестьянского празднества, сколько драматургия, сами крестьяне — их облик, характерные типы и повадки.
️ Грузные и сильные фигуры крестьян изображены в несвойственных Брейгелю крупных масштабах. Они выражают стихию и естественную мощь природы.
Питер Брейгель. Пейзаж с притчей о сеятеле, 1557
Телеграм-канал
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Теперь посмотрим на картину «Пейзаж с притчей о сеятеле».
На картине изображен крестьянин, сеющий зерно. Он занят явно привычным делом, от которого зависит ежедневное существование его самого и его семьи. Герой засевает крошечный участок земли, распаханный среди деревьев.Гармония крестьянина с природой и окружающим миром — продолжение темы «Времен года». В тех работах крестьянин тоже работает не для кого-то, а для себя: возделывает землю, сеет и жнет, гонит стада с полей, ходит на охоту и возвращается домой.
Крестьянин в «Сеятеле» определенно ощущает себя на своем месте. Ведь этот клочок — часть большого мира, в котором он живет и к которому принадлежит.
И все это — на фоне прекрасных гор и вечернего неба. При этом сеятель среди всего этого великолепия не кажется ненужным. Пожалуй, убери его Брейгель с картины, и она что-то непременно утратит. Крестьянин «собирает» весь пейзаж и наполняет его смыслом.
Питер Брейгель
1. Свадебный танец, 1566
2. Крестьянский танец, 1567
Теперь поговорим о картинах Брейгеля, посвященных крестьянским праздникам и досугу. В жизни крестьянина есть не только ежедневные заботы и труды, но и праздники. Связаны они, как правило, с особенно значимыми событиями в жизни: сбором урожая, окончанием полевых работ, свадьбой.
Иногда крестьянские радости выражаются вполне благопристойно — как в «Свадебном танце». Множество собравшихся крестьян танцуют, другие наблюдают за танцующими, третьи заняты степенным разговором.
Но порой радости обнаруживают себя буйно, как в «Крестьянском танце». Здесь танец превращается почти в языческую пляску. Пляшущие совсем не обращают внимания друг на друга, хотя и танцуют парами, каждый будто сам по себе. Никакой гармонии между ними в танце нет, движения резкие, порывистые, грубые. И в то же время все вместе они образуют единство.
Крестьянский танец — это веселье в той форме, в какой оно доступно простой и незамысловатой крестьянской душе. Это вполне укладывается в тот образ мира, который так близок Брейгелю.
Питер Брейгель. Голова крестьянки, 1564
В завершение дня поговорим о картине «Голова крестьянки» — единственном случае, когда Брейгель обратился к портретному жанру. Простолюдинов в принципе не особо изображали на картинах, а о портретах не могло быть и речи.
На картине мы видим некрасивую, простую крестьянку. Но есть очень интересные детали: на голове повязан белоснежный платок, который резко отделяет женщину от фона картины. Фон этот темный и создает ощущение, что рядом с крестьянкой никого нет, она одна.
Лицо крестьянки выражает мучительное ожидание. К ее образу «просятся» сложенные в молитве руки. Она явно ждет встречи с Богом — для него же каждая душа дорога.
Брейгель пытается увидеть крестьянку такой, какой ее видит Бог. И ему это в известной степени удается — взгляд Брейгеля любящий и принимающий.
Фламандские пословицы. 1559 г.
Питер Брейгель Старший. Фламандские пословицы. 1559 г. Берлинская картинная галерея, Германия. Wikipedia.org
Удивительная картина. 119 иллюстраций к пословицам.
Некоторые сценки легко расшифровываются и без знания фламандского фольклора. Другие без этого знания не поймёшь.
На левом фрагменте мужчина несёт корзину с паром. Явно бессмысленным делом занимается. Поговорка “Носить пар в корзине” как раз означает “тратить время попусту”.
А вот на правом фрагменте женщина надевает на мужчину синий плащ. Здесь уже логики для современного человека нет. Во времена Брейгеля это означало изменять мужу.
На картине попадается и несколько монстров в духе Босха. Но лишь, чтобы проиллюстрировать пословицы.
Слева мы видим поговорку о людях, которые “способны даже черта к подушке привязать”, что означает быть очень упрямым. Справа мы видим товарища, который “Черту свечку держит”, а значит готов льстить и дружить, лишь бы была выгода. А ещё один “Исповедуется дьяволу”, а значит является предателем. Он ведь выдаёт тайны врагу.
Второе название картины “Мир вверх тормашками”. Брейгель показал мир людей, оголив все его пороки. Мир, в котором люди занимаются бессмысленными делами. Мир, в котором дружат ради выгоды. Мир, в котором предательство на каждом шагу.
Яркая сатира Брейгеля. Смешно и грустно одновременно.
«Безумная Грета» (1563), музей Майер ван ден Берг, Антверпен
Старинная легенда гласит, что во времена восьмидесятилетней войны жила в Нидерландах бедная крестьянка Грета. Оба её сына погибли, муж спился и пропал, а в одно «прекрасное» утро пропала и любимая сковородка. Это уже был перебор, и Грета захотела во что бы то ни стало вернуть ее назад. Будучи хорошей христианкой, она точно знала, что сковородки есть в аду, и решила отобрать себе одну штуку у чертей. Поскольку в стране шла война, ворота ада найти было несложно, и, сняв доспехи с убитого солдата, Грета отправилась в ад. |
Картина «Безумная Грета» на выставке в Вене |
Главное внимательно слушать экскурсовода! |
В центре картины расположена героиня фламандского фольклора — Безумная Грета, которая, являясь воплощением жадности, в порыве безумия штурмует ад. Ее долговязая воинственная фигура в тряпье, доспехах и каске выглядит очень трагикомично. Глаза выпучены, рот открыт, в руках сковородка и меч, а под ногами вертятся вылезшие из пасти ада существа в стиле Иеронима Босха. Сюрреалистичную картину завершают люди, которые бьются за золото на фоне ярко красного неба. При этом они не знают самого главного. То что им кажется золотом — на самом деле всего лишь отходы жизнедеятельности гиганта.
Пасть ада и Безумная Грета во всей красе |
Исчадия ада в стиле Босха |
БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА
Питер Брейгель родился предположительно между 1525 и 1530 годами (точная дата неизвестна). Местом его рождения чаще всего называют город Бреда (в современной нидерландской провинции Северный Брабант) или деревушку Брёгел около этого города.
Свою творческую биографию он начал как график. К середине 1540-х годов он попал в Антверпен, где обучался в мастерской у Питера Кука ван Альста, придворного художника императора Карла V. В мастерской Ван Альста Брейгель работал до самой смерти своего учителя в 1550 году.
В 1551 году Брейгель был принят в антверпенскую гильдию живописцев и поступил на работу в мастерскую к Иерониму Коку, печатавшему и продававшему гравюры. В мастерской Кока художник увидел эстампы с картин Босха, которые произвели на него такое впечатление, что он нарисовал собственные вариации на темы великого художника.
В 1552—1553 годах по предложению Кока Брейгель совершил путешествие во Францию, Италию, Швейцарию, чтобы сделать серию рисунков итальянских пейзажей, предназначенных для репродукции в гравюре. Был потрясён древними памятниками Рима и шедеврами Возрождения, морскими стихиями и живописными гаванями Средиземноморья. Предположительно в Риме он работал с миниатюристом Джулио Кловио.
В 1563 году Брейгель женился на дочери своего учителя Ван Альста, Марии (Майкен).
В 1556 году Брейгель работал в Антверпене для печатной мастерской «Четыре ветра», принадлежавшей нидерландскому издателю Иерониму Коку. По рисункам Брейгеля здесь были изготовлены гравюры «Большие рыбы поедают малых» и «Осёл в школе». Желая угодить вкусам богатых заказчиков, Кок даже не гнушался подделывать подписи на гравюрах. Так, гравюра «Большие рыбы поедают малых» была продана с подписью знаменитого нидерландского художника Иеронима Босха.
В 1557 году Брейгель написал цикл гравюр, иллюстрирующий семь смертных грехов.
В 1563 году переселился с семьёй в Брюссель.
В 1565 году была написана серия «Картины месяцев или времён года», от которой сохранилось всего пять произведений. В позднесредневековых иллюстрированных молитвенниках для знати религиозным текстам часто предшествовал календарь, где на каждый месяц приходилось по страничке. Смена сезонов изображалась чаще всего через призму занятий, соответствующих каждому месяцу. Но у Брейгеля в смене времён года основную роль играет природа, а люди, так же как и леса, горы, вода, животные, становятся лишь частью необозримого ландшафта.
«Возвращение стад. Осень», «Охотники на снегу. Зима» и «Сенокос» — одинакового формата и, возможно, выполнены для одного заказчика. Две другие — «Жатва. Лето» и «Сумрачный день. Весна». Карел ван Мандер называет заказчиком всей серии «Месяцев» богатого антверпенского купца Николаса Йонгелинка, который затем, срочно нуждаясь в крупной сумме денег, отдал все эти картины в залог и так и не выкупил их.
Питеру Брейгелю было около сорока, когда армия испанского герцога Альбы с приказом уничтожить еретиков в Нидерландах вошла в Брюссель. В течение последующих лет Альба приговорил к смерти несколько тысяч нидерландцев. Последние годы жизни прошли в атмосфере террора, насаждаемого Альбой. Об одной из последних работ Брейгеля, «Сорока на виселице», ван Мандер пишет, что: «он завещал жене картину с сорокой на виселице. Сорока означает сплетников, которых он хотел бы увидеть повешенными». Виселицы ассоциировались с испанским правлением, когда власти начали приговаривать к позорной смерти через повешение предикантов, а сам террор Альбы держался почти исключительно на слухах и доносах.
Картина «Избиение младенцев» содержит изображение зловещего человека в чёрном, наблюдающим за исполнением приказа царя Ирода; этот человек очень похож на Альбу; значит, короля Филиппа II художник сравнивает с Иродом.
Художник умер 5 сентября 1569 года в Брюсселе. Похоронен в брюссельской церкви Нотр-Дам де ла Шапель.
Из всех сохранившихся картин Брейгеля около трети находятся в Музее истории искусства в Вене. В России произведений Брейгеля нет.
ТВОРЧЕСТВО
Более тридцати приблизительно из сорока пяти картин кисти Брейгеля (или приписываемых ему) посвящено изображению природы, деревни и её жителей. Безликие представители сельских низов становятся главными героями его работ: на своих рисунках он зачастую вообще скрывает лица.
Никто из художников ранее не осмеливался создавать произведения на подобные темы. Но многие поздние работы свидетельствуют о растущем интересе художника к индивидуальным фигурам. Художник начинает писать крупные фигуры людей, по отношению к которым окружение играет уже подчинённую роль. К таким картинам относятся «Притча о слепых», «Разоритель гнёзд» (другое название — «Крестьянин и разоритель гнёзд»), «Калеки» и «Мизантроп».
ПОКЛОНЕНИЕ ВОЛХВОВ
Найти художественные средства для изображения того, что происходило на его родине, помогли художнику фантастические полотна Иеронима Босха.
В Поклонении волхвов художник в иносказательной форме показал, что рождение ребенка не вызывает радости, если в мире царят война и смерть композиционным центром картины, полностью заполненной людьми, служит печальная фигура Девы Марии с Младенцем на коленях. Она закутана в голубой плащ, и ее лица почти не видно
Ее фигура, написанная в холодных тонах, контрастирует с окружением, решенным в теплых тонах, и потому невольно притягивает к себе внимание зрителя. За ее спиной светлым силуэтом возвышается фигура Иосифа, внимательно слушающего нашептывание случайного прохожего
Перед Марией — трое волхвов. Двое, коленопреклоненные, протягивают Младенцу-Христу свои дары.
Выражения их старческих лиц похожи на гримасы. По левую сторону от Мадонны Валтасар. Его темное негритянское лицо резко контрастирует с белыми одеждами. У входа, внутри и вокруг хлева, где Мария произвела на свет Младенца-Христа, толпятся насмехающиеся над событием люди, выражения их лиц крайне жестоко. Среди них много солдат с пиками, острия которых устремлены к небу. Тем самым художник как бы переносит Рождение Христа в современные ему, объятые войной Нидерланды. Художественные образы Брейгеля перегружены смысловым содержанием: намеки на злободневность, библейское иносказание, игра воображения самого художника — все это включается в тесные рамки одного произведения.
Все это придает и его хранящейся в Лондонской Национальной галерее картине Поклонение волхвов глубочайший смысл.
ЖАТВА
Известно пять картин Брейгеля (1525/1530-1569), посвященных временам года, и одна из них — находящаяся в музее Метрополитен «Жатва». Она, как и остальные, была выполнена по заказу многолетнего патрона художника Никласа Йонгелинка для его дома под Антверпеном.
В этой серии нашла свое отражение средневековая традиция украшать календари изображениями человеческих занятий, относящихся к определенному месяцу года. «Жатве», как считается, соответствует август. В то же время это уже чисто ренессансное произведение, в нем заметно влияние итальянской живописи Возрождения, богатство которой Брейгель мог видеть во время своего путешествия. Однако все воспринятое было им сильно переработано, и на первый план выступает уже его собственное, брейгелевское, восприятие мира. Взять хотя бы то, что никто из его современников не создавал таких пейзажей и панорамных картин крестьянского труда.
Привольно раскинувшийся пейзаж — золотое море пшеницы, деревня и желтые поля вдали — уходит в туманную дымку, к далекому озеру. Это пространство обжито людьми, которые жнут, вяжут снопы, везут огромный воз пшеницы, едят и спят под деревом и там, в деревне, тоже занимаются хозяйственными делами. Брейгель часто бывал в сельской местности и хорошо знал крестьянскую жизнь. Она была для него постоянным источником вдохновения.
Здесь, как и в остальных произведениях цикла, подчеркнуто то равновесие природы и человека, которое достигается только достойной жизнью. К выводу о том, на каком договоре между человеком и природой — читай Богом — держится мир, Брейгель ненавязчиво подводит своей картиной.
Питер Брейгель Старший, «Крестьянская свадьба». Что в ней интересного?
Творчество его было невероятно разносторонним, а прозвище «Мужицкий» он получил за свои картины, отражающие быт крестьян.
Его дети — Питер Брейгель Младший (1564−1636) и Ян Брейгель Старший (1568−1625) — были не менее знамениты, чем отец.
- Питер Брейгель Младший получил прозвище «Адский»: ему приписывают несколько полотен, изображающих адский огонь.
- Ян Брейгель Старший отступил от манеры своего отца, он прославился прежде всего своими цветочными картинами. Его называли «Бархатным», «Райским», «Цветочным».
Судя по тому, насколько подробно знаменитый художник изображал жизнь в деревне, его детство прошло среди тех, кого он запечатлел на своих полотнах. Его работы — как бы документы, фотографии того времени. Они статичны, в них нет того, что можно было бы назвать «парад красок».
Доминик Лампсоний, портрет Питера Брейгеля Старшего, 1572 г.
Одна из таких картин — «Крестьянская свадьба».
Сюжет картины: осень, прохладно, все персонажи одеты достаточно тепло. В амбаре устроен свадебный пир: поставили длинный стол, собрали все скамейки и табуретки, чтобы усадить гостей. На стене висит зеленый коврик с каким-то подобием короны: видимо, так обозначено место невесты. Под ней сидит сама невеста, на ее голове — разрисованный обруч. Жених, судя по всему, сидит напротив невесты (в зеленой шляпе и с кувшином в руке). Есть и музыка — два волынщика.
Питер Брейгель Старший, «Крестьянская свадьба», фрагмент «Жених и невеста»
Перед невестой стоит тарелка со свиными ребрышками (невеста не то от волнения, не то по принятому обычаю не притронулась к этому яству), а у остальных участников банкета в тарелках какое-то подобие каши или повидла. Раздача этого блюда продолжается: два разносчика используют для этого снятую с петель амбарную дверь.
Питер Брейгель Старший, «Крестьянская свадьба», фрагмент «Свиные ребрышки»
На стенке амбара прибита пара небольших снопов — символ плодородия новой семьи.
Питер Брейгель Старший, «Крестьянская свадьба», фрагмент «Символ семейного плодородия» Питер Брейгель Старший, «Крестьянская свадьба», фрагмент «Разносчики»
На свадьбе есть и маленькие гости. Один из них уплетает хлебные лепешки, сидя на специальном стульчике, который приставлен к большой скамье. А ребенок повзрослее устроился на полу и тоже наслаждается пиршеством, выскребая пальцем лакомство с тарелки.
Питер Брейгель Старший, «Крестьянская свадьба», фрагмент «Самый маленький гость» Питер Брейгель Старший, «Крестьянская свадьба», фрагмент «Еще один малыш»
Что это может быть? Скорее всего, что-то сладкое вроде яблочного повидла.
Питер Брейгель Старший, «Крестьянская свадьба», фрагмент «Что можно так есть?» Питер Брейгель Старший, «Крестьянская свадьба», фрагмент «Амбарная дверь, снятая с петель»
А разносчик — человек предусмотрительный: он в шляпу вместо пера воткнул ложку. Кто знает, может быть, к столу приготовили суп? Заметим, ложка — резная, деревянная.
Питер Брейгель Старший, «Крестьянская свадьба», фрагмент «Ложка в шляпе разносчика»
Льется рекой эль, в руках гостей — кувшины литра на два. Кравчий следит за тем, чтобы сосуды вовремя наполнялись: он стоит с большим кувшином и разливает питье.
Питер Брейгель Старший, «Крестьянская свадьба», фрагмент «Кравчий» Питер Брейгель Старший, «Крестьянская свадьба», фрагмент «Музыканты»
Казалось бы, все в порядке. Но у этой свадьбы есть особенность: брачующиеся далеко не молоды. Видимо, они потеряли супругов. От предыдущих браков остались дети, которые присутствуют на свадьбе: младшенький — невесты, старшенький — жениха.
Что сулит им новый союз? Предчувствия никого не радуют. Может быть, поэтому на лицах нет ни какой-то живости, ни улыбок, совершенно не видно радости? Как бы все собрались поесть — и не более того.
Картины Питеря Брейгеля Старшего настолько разнообразны и насыщены символами, что их изучение, да и просто внимательный просмотр — необычайно увлекательное занятие.
Теги: знаменитый художник, художники, сюжет картины, Питер Брейгель Старший