Северное Возрождение
Этот термин охватывает все искусство XV века, развивающееся за пределами Италии, которая была родиной классического Высокого Возрождения. К Северу относят и Францию, и Англию, но, говоря о живописи, как правило, вспоминают Нидерланды и Германию. Именно здесь работали Альбрехт Дюрер, Рогир ванн дер Вейден, Ян ванн Эйк и, конечно, Питер Брейгель с сыновьями.
В живописи времен Северного Ренессанса прослеживается четкая связь с готикой, народным искусством и мифологией. Письмо подробно и детализировано. В отличие от Италии, на Севере пока не возникает гуманистического светского мировоззрения. Художники не обращаются к классическому наследию античности и изучению анатомии для более достоверного изображения человеческого тела. Кроме того, ощущается значительное влияние церкви на искусство. Если картина не изображает напрямую библейский сюжет, то в ней четко прослеживаются христианские аллегории.
Картина «Слепые», Питер Брейгель-старший
Сюжет основан на притче из Библии, которая гласит, что если слепец ведет слепого, то они обязательно попадут в яму.
На картине, двигаясь цепью и держась один за другого, медленно идут слепые. Исследования показали, что каждый ослеп от разных причин, так детально изобразил художник незрячие глаза. Каждый из них поднял голову, полагаясь не на зрение, а на обоняние и слух. Поводырь уже упал в пруд. Следующий уже запнулся за него. Третий вот-вот оступится. Остальные пока ни о чем не подозревают, но скоро все будут вместе. Художник сумел изобразить нарастание падающего движения. Никто не придет им на помощь. Не спасет от неминуемой гибели в пруду. Их гибель предначертана. На лицах – беспомощность и ужас. В центр мира живописец поставил судьбы живых людей, о которых никто не пожалеет. Так и зрячих, которые, кажется, видят дорогу, провидение ведет зачастую в пропасть.
Картина «Сорока на виселице» написана перед смертью художника. Она завершает его творчество, наполненное духовными исканиями.
Интерпретация
Чтобы понять, о чем говорит брейгелевская «Притча о слепых», нельзя упускать из виду культурный и исторический контекст, в котором создавалась эта картина. В последние годы жизни художника его родные Нидерланды были оккупированы испанцами под предводительством герцога Альбы. Под предлогом уничтожения еретиков были замучены и убиты тысячи простых людей. Террор и беззаконие царили в стране. Начавшиеся было бунты и выступления быстро сошли на нет. Как и весь народ, художника охватило отчаяние, и эта безысходность обрела наиболее полное выражение в его картине «Притча о слепых».
Эта работа – аллегорический протест и обращение ко всему миру. Куда придет незрячее человечество? По какому праву слепого ведет слепой? Слепота здесь – не только физическое увечье, но и нищета духа. Все полотно кричит о том, что пока не поздно следует остановиться и попробовать, наконец, открыть глаза. Вероятно, пока человечество существует, этот призыв все еще будет актуален.
Герои и сюжет
Во-первых, картина была написана всего за год до смерти художника. Болезни и нагнетающая политическая обстановка сыграли свою роль (последние годы жизни прошли в атмосфере террора, насаждаемого руководителем контрреформации Альбой). Во-вторых, сама тематика картины (безнадежность и духовная слепота) предполагает мрачный тон. Сюжет четко отделен от ландшафта: зеленые равнины и явно фламандский пейзаж. Лица и тела слепых, а также второстепенные детали, в том числе и церковь, изображены исключительно подробно (это в духе Питеря Брейгеля, каждая работа которого является тщательной детализированной композицией).
Фламандские пословицы. 1559 г.
Питер Брейгель Старший. Фламандские пословицы. 1559 г. Берлинская картинная галерея, Германия. Wikipedia.org
Удивительная картина. 119 иллюстраций к пословицам.
Некоторые сценки легко расшифровываются и без знания фламандского фольклора. Другие без этого знания не поймёшь.
На левом фрагменте мужчина несёт корзину с паром. Явно бессмысленным делом занимается. Поговорка “Носить пар в корзине” как раз означает “тратить время попусту”.
А вот на правом фрагменте женщина надевает на мужчину синий плащ. Здесь уже логики для современного человека нет. Во времена Брейгеля это означало изменять мужу.
На картине попадается и несколько монстров в духе Босха. Но лишь, чтобы проиллюстрировать пословицы.
Слева мы видим поговорку о людях, которые “способны даже черта к подушке привязать”, что означает быть очень упрямым. Справа мы видим товарища, который “Черту свечку держит”, а значит готов льстить и дружить, лишь бы была выгода. А ещё один “Исповедуется дьяволу”, а значит является предателем. Он ведь выдаёт тайны врагу.
Второе название картины “Мир вверх тормашками”. Брейгель показал мир людей, оголив все его пороки. Мир, в котором люди занимаются бессмысленными делами. Мир, в котором дружат ради выгоды. Мир, в котором предательство на каждом шагу.
Яркая сатира Брейгеля. Смешно и грустно одновременно.
Биография Брейгеля
Брейгели – это целая династия. Живописью занимался не только отец, сам Питер Брейгель. Широко известны и работы его сыновей – Яна Брейгеля и Питера Брейгеля-младшего. Они не только писали свои картины, но и сделали довольно много копий отцовских произведений.
Старший Брейгель родился в нидерландском городе Бреда в начале XVI века. Начинал он свою карьеру как график, затем обучался живописи у придворного мастера Кука ван Альста в Антверпене. В 50-х годах он, подобно многим европейским художникам, совершил «образовательное» путешествие в Италию. По дороге посетил Швейцарию и Францию и написал несколько пейзажей. Солнечная Италия поразила Брейгеля не только прекрасной природой, но и памятниками классического искусства. Критики сходятся во мнении, что старые итальянские мастера оказали большое влияние на творчество молодого художника.
После путешествия Брейгель продолжает работать в Антверпене и женится на дочери своего наставника, Марии. В 1963 году семья переезжает в Брюссель, где художник останется до конца своих дней. Кисти Брейгеля приписывают сорок пять картин. Из них более тридцати изображают природу, сельскую жизнь и сценки из жизни деревенских жителей. Художник не принимал заказов на портреты, известно только одно его произведение в этом жанре – «Голова крестьянки». Если в раннем творчестве Брейгеля фигуры людей маленькие и незначительные по сравнению с окружающим пейзажем, то в позднем прослеживается растущий интерес к изображению человеческих фигур. В этих картинах люди выписаны крупно, лица изображены выразительно, на них легко читаются эмоции. К этим работам относятся «Калеки», «Крестьянин и разоритель гнезд» и, конечно, «Притча о слепых».
Контекст
Картина относится к позднему периоду творчества Брейгеля, когда художник погружался в пессимистические раздумья о человеческой природе.
В целом же, стиль Брейгеля — это умение собрать мозаику из описания нравов, фиксации происходящего и морали. Пороки — скупость, эгоизм, чревоугодие, прелюбодеяние — воплощаются в образах живых людей, их поступках. При этом грешники, как правило, не выделены либо обозначены слегка в общей массе персонажей. Художник не морализирует, а предлагает зрителю самому подумать и принять решение, что есть грех и как его избежать.
«Свадебный танец». (Wikimedia Commons)
Вдохновение художник черпал в фольклоре и религиозных сюжетах — на его полотнах народные образы соединены с христианской догмой. Таким образом Брейгель показывал единство человека и природы. Героем его картин была не отдельная личность, а коллектив.
Брейгель не писал заказных портретов и обнажённых фигур. Нагими у него могли быть только демоны. Люди же закутаны настолько, что подчас не различить их фигур.
Притча о слепых. 1568 г.
Питер Брейгель Старший. Притча о слепых. 1568 г. Музей Каподимонте, Неаполь, Италия. Wikipedia.org
“Притча о слепых” – одна из последних работ Брейгеля. Он умер в 1569 году, прожив около 40 лет (точная дата рождения художника не известна).
Перед нами шестеро слепцов, держащихся друг за друга. Вожак уже свалился в яму, за ним последовал его товарищ. Остальные на подходе. Последние ещё не в курсе, что случилось. Но мы уже знаем, что с ними произойдёт.
Мораль проста. Она встречается ещё в Библии “Если слепой ведёт слепого, то оба они упадут в яму”.
Вереницу из слепцов мы можем увидеть ещё во “Фламандских пословицах”. Только там вы их еле различите.
Что же заставило Брейгеля посвятить целую картину этому сюжету?
Ответ можно найти в истории Нидерландов.
Это было самым тяжёлым временем в истории страны. Только-только началась революция, целью которой было обретение независимости от Испании.
Но противоречия рвали Нидерланды изнутри. Кто-то был лоялен испанскому королю. Кто-то был за независимость. Один хотел остаться католиком. А его сосед жаждал сделать страну протестантской.
Десятки лидеров тянули за собой последователей. И приводили их к гибели. Жгли на кострах нелояльных королю. Убивали католиков. Казнили протестантов.
Вот об этом “Притча о слепых”. Это предостережение Брейгеля, его завещание будущим поколениям. Нет правых и неправых. Не будьте слепцом, который бездумно следует за смелым и громкоголосым, но по сути таким же слепцом.
Картина Слепые (Слепцы) Питера Брейгеля Старшего с описанием
Как и везде в своих работах, особое внимание мастер уделяет пейзажу. В картине «Слепые» Питера Брейгеля Старшего это уютные окрестности его излюбленной местности в южных Нидерландах – Брабанта
Погода кажется слегка туманной, но крыши домов уже осветило поднимающееся солнце. Острый шпиль церкви уходит в небо. Все исполнено умиротворения и спокойствия. И это – намеренный и резкий контраст к беспокойной процессии слепцов.
Слепые и калеки часто просили милостыню по деревням и проселочным дорогам. Для Брейгеля они были неотъемлемой частью пейзажа. Он пишет своих слепцов без тени сентиментального сочувствия, но с медицинской точностью, которая позволяет исследователям дифференцировать диагнозы. При помощи офтальмологов было установлено, что третий слева поражён лейкомой роговицы (в просторечье – бельмом). У идущего перед ним наблюдается полная (по-видимому, врождённая) слепота. А вот у слепца внизу, который вот-вот упадёт, глаза выбиты – в драке или в качестве наказания за воровство.
Слепые пересекают косогор. Они движутся слева направо по нисходящей диагонали. Каждый из них в одной руке держит свой посох, а другой опирается на плечо идущего перед ним. Внезапно тот, кто шёл первым, теряет равновесие и валится в канаву. Несложно догадаться, что падение других неминуемо, все остальные сейчас же последуют за ним, подобно костяшкам домино. Всё это написано Брейгелем с крайней драматической выразительностью. Мы словно видим слепых в замедленной съемке.
Есть ли у картины «Слепые» Питера Брейгеля Старшего тайный смысл
Сейчас картина Питера Брейгеля Старшего «Слепые» представлена в Неаполе (городе, где Брейгель прожил год или два и написал маринистический пейзаж «Вид Неаполя»), в Национальном музее Каподимонте.
«Притча о слепых». Питер Брейгель
Картина Брейгеля – не единственный сюжет в искусстве на тему незрячих. Образ слепого прочно утвердился в мифологии как аллегория невежества, нетерпимости к чужому мнению, зашоренного сознания. Но в то же время часто незрячий выступает как олицетворение веры (не зря ее часто называют слепой). Так, еще в Библии встречается притча про слепого Вартимея. Человек обретает зрение благодаря своей безграничной вере. Широко известна древнеиндийская история «Слепые и слон». Притча рассказывает о трех людях, которым дали дотронуться до различных частей тела слона, на основании чего каждый вынес вердикт, как выглядит животное, и каждый из них был не прав. Произведение Брейгеля, согласно общепринятому толкованию, основано на библейских строках: «Если слепой ведёт слепого, то оба они упадут в яму». В картине мы видим буквальную иллюстрацию этого.
На фоне безмятежного сельского пейзажа шествует процессия из шести мужчин. Одеты они небогато, на груди одного из них крест, как символ упования на Бога. Слепые движутся по плотине, но не замечают, как дорога делает поворот. И вот их лидер, оступившись, падает в воду. Второй мужчина, не удержавшись, летит за ним. Третий еще не понимает, что происходит, но положение его уже неустойчиво. Последние еще не ведают об уготованной участи, но все они неминуемо окажутся в воде, ведь слепой, следующий за слепым, обречен.
Описание картины Питера Брейгеля «Притча о слепых» (Слепые ведут слепых)
Картина написана в 1568 году. Сегодня она находится в Музее Каподимонте в Неаполе.
В этих событиях участвовал и один из самых крупных нидерландских художников, рисовальщиков и граверов, который также являлся принимал участие в зарождении реалистического фламандского и голландского искусства Питер Брейгель Старший.
Он был художником-мыслителем, постоянно и напряженно думающим о смысле жизни, Брейгель намного сумел опередить свое время. Его яркий талант не вмещался в рамки общепринятых понятий и жанров искусства.
Главной темой работ Брейгеля является изображение нидерландских крестьян и ремесленников города. Он был одним из первых живописцев, которые стали изображать труд человека. Он не имел желания создать идеальный образ людей из народа, он наоборот старался делать их образы максимально естественными, непосредственными, нарочито грубыми.
В картинах этого художника всегда присутствовала некая доля озорного юмора. Характерными в этом отношении являются и гротескные фигуры калек и нищих, которых художник изображал не раз. Биографы Брейгеля говорят, что он специально переодевался в крестьянский наряд, чтобы ходить по деревням, лучше узнать и изучить своих изображаемых персонажей.
Еще одна характерная черта художественных полотен Брейгеля – это их характер притч. Обычно, любая его картина являлась не простым изображением группы людей на фоне пейзажа, она также являлась иллюстрацией какой-либо известной историй. Это очень заметно в его последней картине художника «Слепые» (1568 г.), в которой он представил известную притчу о слепце, ведущем других слепых.
Эта картина имеет также несколько других названий — «Парабола слепых», «Слепые», «Слепой ведет слепого», «Слепой ведет незрячего». Для сюжета картины художник выбрал библейскую притчу о слепых, в которой говориться о том, что если слепой поведет слепого, то оба свалятся в яму.
О картине
«Притча о слепых» — картина нидерландского художника периода ренессанса Питера Брейгеля Старшего, выполненная в 1568 году. Художник родился в Брабанте (в селении Брейгель, подарившему ему имя) между 1525 и 1530 годами. Питер Брейгель Старший основал целую династию художников. Живописцами были его сыновья (Питер Брейгель Младший и Ян Брейгель Старший), а также внуки и правнуки.
«Притча о слепых» — живописное воплощение к речению Христа: «Если слепой ведет слепого, оба упадут в яму» (Матф. 15:14). Безусловно, художник Ренессанса создал это полотно не с целью передать свои знания о человеческой слепоте. В данном контексте физическая слепота является метафорой духовной слепоты или внутреннюю слепоту к истинной религии. Слепые из картины Брейгеля соотносятся со слепыми из Библии (Христос видел в фарисеях «слепых вождей слепых»). У Брейгеля на картине виновных нет, но все обречены на падение, потому что они потеряли истинное послание Христа.
В этом случае описание Брейгеля очень буквально, так как лидер шествия из шести слепых упал в канаву и, похоже, утащит своих товарищей за собой. Брейгель визуально выражает слова Христа в этом поистине трагическом образе. Но есть и проблеск надежды: несмотря на духовную слепоту, за героями стоит сильная и крепкая церковь, представляющая веру, которая дает истинное видение. Слепые были частыми «гостями» на полотнах Брейгеля, предметом особого очарования для него («Битва Масленицы и Поста», «Проповедь Иоанна Крестителя»)
И что важно: отношение художника к ним сочувственно, ни на минуту не покровительственно
Северное Возрождение
Этот термин охватывает все искусство XV века, развивающееся за пределами Италии, которая была родиной классического Высокого Возрождения. К Северу относят и Францию, и Англию, но, говоря о живописи, как правило, вспоминают Нидерланды и Германию. Именно здесь работали Альбрехт Дюрер, Рогир ванн дер Вейден, Ян ванн Эйк и, конечно, Питер Брейгель с сыновьями.
В живописи времен Северного Ренессанса прослеживается четкая связь с готикой, народным искусством и мифологией. Письмо подробно и детализировано. В отличие от Италии, на Севере пока не возникает гуманистического светского мировоззрения. Художники не обращаются к классическому наследию античности и изучению анатомии для более достоверного изображения человеческого тела. Кроме того, ощущается значительное влияние церкви на искусство. Если картина не изображает напрямую библейский сюжет, то в ней четко прослеживаются христианские аллегории.
Интерпретация
Чтобы понять, о чем говорит брейгелевская «Притча о слепых», нельзя упускать из виду культурный и исторический контекст, в котором создавалась эта картина. В последние годы жизни художника его родные Нидерланды были оккупированы испанцами под предводительством герцога Альбы. Под предлогом уничтожения еретиков были замучены и убиты тысячи простых людей. Террор и беззаконие царили в стране. Начавшиеся было бунты и выступления быстро сошли на нет. Как и весь народ, художника охватило отчаяние, и эта безысходность обрела наиболее полное выражение в его картине «Притча о слепых».
Эта работа – аллегорический протест и обращение ко всему миру. Куда придет незрячее человечество? По какому праву слепого ведет слепой? Слепота здесь – не только физическое увечье, но и нищета духа. Все полотно кричит о том, что пока не поздно следует остановиться и попробовать, наконец, открыть глаза. Вероятно, пока человечество существует, этот призыв все еще будет актуален.
Сюжет
Шесть слепых цепочкой движутся по наклонной. Поводырь оступился, и вслед за ним летит в яму ещё один слепой. Остальных ждёт то же, если они не «прозреют».
Сюжет основан на библейской притче (Матф. 15:14): «Оставьте их: они — слепые вожди слепых; а если слепой ведёт слепого, то оба упадут в яму». Брейгель, использовав первоисточник, постарался воплотить идею о «слепом» обществе, лишившемся воли к борьбе и пассивно следующем за судьбой-фортуной.
На контрасте показана природа. Её идиллический вид словно бы подсказывает героям выход из тупика. Однако они слепы и им предстоит пережить падение.
«Притча о слепых». (Wikimedia Commons)
БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА
Питер Брейгель родился предположительно между 1525 и 1530 годами (точная дата неизвестна). Местом его рождения чаще всего называют город Бреда (в современной нидерландской провинции Северный Брабант) или деревушку Брёгел около этого города.
Свою творческую биографию он начал как график. К середине 1540-х годов он попал в Антверпен, где обучался в мастерской у Питера Кука ван Альста, придворного художника императора Карла V. В мастерской Ван Альста Брейгель работал до самой смерти своего учителя в 1550 году.
В 1551 году Брейгель был принят в антверпенскую гильдию живописцев и поступил на работу в мастерскую к Иерониму Коку, печатавшему и продававшему гравюры. В мастерской Кока художник увидел эстампы с картин Босха, которые произвели на него такое впечатление, что он нарисовал собственные вариации на темы великого художника.
В 1552—1553 годах по предложению Кока Брейгель совершил путешествие во Францию, Италию, Швейцарию, чтобы сделать серию рисунков итальянских пейзажей, предназначенных для репродукции в гравюре. Был потрясён древними памятниками Рима и шедеврами Возрождения, морскими стихиями и живописными гаванями Средиземноморья. Предположительно в Риме он работал с миниатюристом Джулио Кловио.
В 1563 году Брейгель женился на дочери своего учителя Ван Альста, Марии (Майкен).
В 1556 году Брейгель работал в Антверпене для печатной мастерской «Четыре ветра», принадлежавшей нидерландскому издателю Иерониму Коку. По рисункам Брейгеля здесь были изготовлены гравюры «Большие рыбы поедают малых» и «Осёл в школе». Желая угодить вкусам богатых заказчиков, Кок даже не гнушался подделывать подписи на гравюрах. Так, гравюра «Большие рыбы поедают малых» была продана с подписью знаменитого нидерландского художника Иеронима Босха.
В 1557 году Брейгель написал цикл гравюр, иллюстрирующий семь смертных грехов.
В 1563 году переселился с семьёй в Брюссель.
В 1565 году была написана серия «Картины месяцев или времён года», от которой сохранилось всего пять произведений. В позднесредневековых иллюстрированных молитвенниках для знати религиозным текстам часто предшествовал календарь, где на каждый месяц приходилось по страничке. Смена сезонов изображалась чаще всего через призму занятий, соответствующих каждому месяцу. Но у Брейгеля в смене времён года основную роль играет природа, а люди, так же как и леса, горы, вода, животные, становятся лишь частью необозримого ландшафта.
«Возвращение стад. Осень», «Охотники на снегу. Зима» и «Сенокос» — одинакового формата и, возможно, выполнены для одного заказчика. Две другие — «Жатва. Лето» и «Сумрачный день. Весна». Карел ван Мандер называет заказчиком всей серии «Месяцев» богатого антверпенского купца Николаса Йонгелинка, который затем, срочно нуждаясь в крупной сумме денег, отдал все эти картины в залог и так и не выкупил их.
Питеру Брейгелю было около сорока, когда армия испанского герцога Альбы с приказом уничтожить еретиков в Нидерландах вошла в Брюссель. В течение последующих лет Альба приговорил к смерти несколько тысяч нидерландцев. Последние годы жизни прошли в атмосфере террора, насаждаемого Альбой. Об одной из последних работ Брейгеля, «Сорока на виселице», ван Мандер пишет, что: «он завещал жене картину с сорокой на виселице. Сорока означает сплетников, которых он хотел бы увидеть повешенными». Виселицы ассоциировались с испанским правлением, когда власти начали приговаривать к позорной смерти через повешение предикантов, а сам террор Альбы держался почти исключительно на слухах и доносах.
Картина «Избиение младенцев» содержит изображение зловещего человека в чёрном, наблюдающим за исполнением приказа царя Ирода; этот человек очень похож на Альбу; значит, короля Филиппа II художник сравнивает с Иродом.
Художник умер 5 сентября 1569 года в Брюсселе. Похоронен в брюссельской церкви Нотр-Дам де ла Шапель.
Из всех сохранившихся картин Брейгеля около трети находятся в Музее истории искусства в Вене. В России произведений Брейгеля нет.
Новое в блогах
Питер Брейгель Старший (1525-1569) — южнонидерландский художник, который также известен под прозвищем «Мужицкий». Представитель целой семьи знаменитых художников. Картины живописца находятся в самых крупных музеях мира, включая Музей истории искусств в Вене, Музей Прадо в Мадриде, музей Метрополитен в Нью-Йорке, Лувр в Париже и другие. Здесь хотелось бы остановиться на одной из самых примечательных картин нидерландского художника, которая называется «Слепые» или «Притча о слепых».
Картина «Слепые» была написана в 1568 году. В настоящее время находится в Национальной галерее Неаполя. Сюжет полотна описывает одну из притч, которая гласит: «Если слепой ведёт слепого, то оба они упадут в яму». Притча носит не прямой характер, а скорее — аллегорический. Слепцы не по физическому недостатку, а по своей недальновидности, объединяясь и надеясь друг на друга, которых не ведёт «видящий», неминуемо упадут в «яму». Картина описывает притчу прямо и без всяких полунамёков. Группа слепых, которые держатся один за другого, идут вперёд, ведомые своей ничем необоснованной уверенностью. Первый человек падает в яму, за ним следует второй, и третий уже начинает спотыкаться, чтобы последовать за впереди идущими. Те, кто находятся дальше, ещё не подозревают, что ждёт их впереди, но они также упадут в овраг с водой.
Питер Брейгель Старший в своей картине попытался избежать трагического исхода. По всей видимости, группе людей ничто не угрожает, так как яма заполнена водой и неглубока. Главным в характере картины он хотел подчеркнуть другое. Если посмотреть на лица «слепых», то можно увидеть, что они изображены нарочито уродливыми и страшными. Такими он изобразил их вовсе не потому, что как-то хотел оскорбить людей, лишённых зрения, так как о слепых людях, как таковых, здесь вообще не идёт речи. В гримасах людей отображены все пороки человечества — лживость, лицемерие, похоть, жадность, коварство, злоба, жестокость. Именно эти пороки, которые заставляют людей быть слепыми к истинным ценностям жизни, ведут человека к ямам, каждая из которых становится всё глубже и глубже…
Шедевр мировой живописи «Слепые» стал последней картиной художника. Питер Брейгель будто выразил своё отношение к людям перед своим уходом. Известно, что перед смертью он работал над ещё одной картиной, которая называлась «Торжество правды», но до наших дней она не сохранилась.
Питер Брейгель Старший — Слепые (Притча о слепых)
Мечтаете о том, чтобы в вашем доме стало красиво, уютно и комфортно? Заходите в интернет магазин мебели «Мебелюка», где вы сможете найти всё, что вам необходимо. Диваны, кресла, столы, шкафы, комоды и другая мебель отличного качества.
Заключение
Питер Брейгель Младший никогда не скрывал, что он копирует работы отца. И всегда подписывал их своим именем. То есть с рынком он был предельно честен. Он не пытался выгоднее продать картину, выдав ее за работу отца. Это был его путь, но он на самом деле укрепил фундамент, заложенный отцом.
А ещё благодаря Брейгелю Младшему мы знаем о тех работах великого мастера, которые были утеряны. И только через копии сына мы можем получить более полное представление о творчестве отца.
PS
Важно упомянуть, что у Питера Брейгеля Старшего был ещё один сын, по имени Ян. Ему был всего лишь год, когда умер отец
И так же, как и его старший брат Питер, он никогда не учился у отца. Ян Брейгель Старший (Бархатный или Цветочный) тоже стал художником, но пошёл другим путём.
В другой небольшой статье я как раз рассказываю о нем. После ее прочтения Вы уже не будете путать братьев. И ещё лучше разберётесь в знаменитом семействе художников Брейгелей.
***
Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.
Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.