Картины леонардо да винчи: «мона лиза», «иоанн креститель», «дама с горностаем»

Итальянский Фауст

15 апреля 1452 года в маленьком городке Винчи, затерявшемся в горах Тосканы, появился на свет один из самых загадочных гениев нашей цивилизации. Подлинный титан эпохи Возрождения, Леонардо да Винчи и по сей день не перестает изумлять человечество многогранностью своих дарований, потрясающих художественных образов, научных открытий, изобретений и исследований, сделанных им в самых областях науки и искусства.

Конечно же, флорентийский художник оказал колоссальное воздействие не только на итальянское Возрождение — но и на развитие всей земной цивилизации. В самом деле, едва ли в мировой культуре найдется и десяток имен, которых можно было бы поставить в один ряд с загадочным флорентийским Мастером. Люди последующих поколений недаром называли его итальянским Фаустом.

Не поддается точному перечислению список областей знания, в которых проявил себя гениальный флорентиец. Художник и скульптор, военный инженер и конструктор, механик, биолог, ботаник, геолог и химик, астроном, математик, картограф, физиолог и анатом, оптик, математик, акустик, музыкант, певец. Он создавал текстильные машины и ткацкие станки, разрабатывал системы шлюзов для осушения болот и системы орошения полей с помощью труб, конструировал новые виды оружия, создал прототипы акваланга и парашюта, танка и броненосца, работал над созданием подводной лодки, самолета, вертолета, планера.

Многие ученые считают, что вертолет и первый вариант современного пропеллера были созданы именно Леонардо. Как отмечают исследователи, прикладная механика Леонардо вызывает восхищение даже привычного к технике ХХ века. Цепная передача и шарикоподшипник, маховик и рессорная колесница (прототип автомобиля), механическая пила, модель спирального пропеллера, различные передаточные механизмы, цепная передача, использование шкивов, блоков, рычагов и приводов, увеличивающих скорость движения … Леонардо стал пионером и в области изучения и применения силы пара в технике. Он сконструировал паровое ружье и, более чем вероятно, работал над созданием паровой машины.

Леонардо предвосхитил некоторые законы механики, открытые впоследствии Ньютоном. Так, принцип инерции много лет назывался не иначе, как принципом Леонардо. В занятиях оптикой великий художник тоже далеко опередил своих современников. Он знал, что зрительные образы на роговице глаза проецируются в перевернутом виде, и проверил это с помощью изобретенной им же камеры-обскуры. Знаменитый принцип: «угол падения равен углу отражения» тоже был открыт и сформулирован Леонардо да Винчи. Создавая инструмент, позволявший измерять интенсивность света, Леонардо начертил модель фотометра, не менее совершенного, чем тот, который был предложен триста лет спустя американским ученым Румфордом. Леонардо открыл также феномен лунной тени и полутени, изобрел очки, которыми сам же и пользовался в пожилом возрасте; для наблюдения за астрономическими явлениями он создал и линзы.

Роберт Уоллес в книге «Мир Леонардо» пишет: «Перечень изобретений Леонардо, его идей и усовершенствований можно продолжать до бесконечности: легкие лыжеподобные башмаки для хождения по воде — нечто подобное появилось в США в последние годы; перепончатые перчатки для плаванья; вращающийся вытяжной колпак для дымоходов; вращающиеся мельницы для производства тонких, унифицированных листов металла; усовершенствованный насос с центрифугой; машины для производства металлических винтов; идея переносных разборных домов; машины для производства веревки; шлифовальные машины; эксперименты с волчком, жидкостями, падающими телами; масляная лампа со стеклянной сферой, наполненной водой для усиления яркости света.

…вне всякого сомнения, Леонардо — титан науки… Обозревая мысленным взором изобретения Леонардо, понимая, как был высок уровень его знаний, поневоле чувствуешь себя потрясенным».

Потрясенными перед знаниями и искусством своего великого соотечественника чувствовали себя и его современники, несмотря на то, что гениальность Леонардо была понята ими, по существу, лишь в двух областях — живописи и военно-инженерном деле. Значение же большинства изобретений и идей Леонардо осталось непонятым его современниками. Флорентийский художник настолько опередил свою эпоху, что его научные работы по-настоящему были оценены только в нашу эпоху.

«Мадонна в скалах»

Картина «Мадонна в скалах» датируется 1483-1486 годами, пейзаж на ней оставался не на заднем фоне, а словно бы окружал фигуры святых. На полотне изображена встреча Иисуса и Иоанна Крестителя в младенчестве. Картина имеет интересную историю создания, существует две почти идентичные такие картины.

Изначально написание картины заказали монахи для монастыря св. Франциска, однако, когда работа была выполнена, они отказались принять ее в таком виде – у святых не было нимбов. Кроме того, жест ангела, направившего указательный палец в сторону Иоанна, показался им неподобающим.

Тогда да Винчи продал свою картину в иные руки, монахи в ответ подали на него в суд. В итоге Леонардо написал вторую картину для монастыря, соответствующую заявленным ему требованиям. Однако некоторые историки предполагают, что вторая картина написана уже не самим Леонардо, а одним из его учеников.

«Туринский автопортрет»

Написан «Туринский автопортрет» был после 1512 года. На нем изображен пожилой, в возрасте примерно 60 лет, Леонардо да Винчи. Располагается рисунок в Королевской библиотеке города Турин и не выставляется по причине его чрезмерной хрупкости, изображение было написано сангиной на простой бумаге. Однако оно имеет множество репродукций и фотографий, это самое известное изображение да Винчи.

16.02.2019 17:35

Комментариев пока нет

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.

 >

Описание и особенности картины

Леонардо да Винчи изображает на полотне «Иоанн Креститель» молодого парня с темными волнистыми волосами, на его плечо накинута накидка из шерсти, а второе остается оголенным. Юный образ далек от каноничного. Не лишенный живости взгляд направлен и внимательно сконцентрирован на каком-то объекте, а губы затронуты улыбкой, в которой читается насмешливость. Правую руку герой полотна поднимает к небосклону, а другая его рука сжимает деревянный крест.

Леонардо да Винчи и в этом произведении отходит от установленных традиций. Привычный образ сурового Иоанна Крестителя, обладающего аскетическим образом мышления, никак не вяжется с тем миловидным юношей, изображённого на картине в полуобнажённом виде и с двусмысленной улыбкой на лице. Иоанна Крестителя привыкли видеть в образе изможденного, уставшего, худощавого и опаленного жаркой верой.

Такой элемент вызывает различную реакцию смотрящих и является почвой для споров ценителей и экспертов живописи. Улыбка для Леонардо да Винчи стала «изюминкой», он не единожды использовал ее в своих картинах. «Иоанн Креститель» был написан им как ироничная копия стандартного образа. От картины ощущается чувство двусмысленности и даже недовольства живописца над своими последними картинами. Творец отказывается от привычного классического стиля и по итогу становится основателем нового направления в живописи — так считает ряд исследователей.

Цветовая палитра

Леонардо да Винчи для полотна «Иоанн Креститель» применяет палитру различных оттенков. Фон он погружает во тьму, выполненную исключительно в темных тонах, а самого Иоанна Крестителя он написал, используя теплый и мягкий свет, который обволакивает фигуру юноши. Вероятно, это был специально продуманный живописцем прием — он оставил акцент на самой центральной фигуре картины, оставляя остальное без внимания. Даже божественный символ — крест, Леонардо да Винчи делает мало заметным.

Сюжет картины

Юноша по имени Иоанн Креститель, которого изобразил автор, указательным пальцем показывает на небеса — это является очень многозначительным жестом, подразумевающим собой насколько важно спасение человеческой души с помощью крещения. Иоанн Креститель олицетворяет собой крещение

Такой жест можно заметить во многих картинах, сотворенных Леонардо да Винчи, например:

  1. Тайная вечеря;
  2. Мадонна с младенцем;
  3. Мадонна в скалах.

Для Леонардо да Винчи этот жест стал фирменным.

Контекст

Леонардо да Винчи в своей картине использовал смесь традиционных символов и новшеств. Иоанн Креститель наделён женской миловидностью и изяществом. Он указывает в небо перстом. Образ героя полотна и его поднятая рука размещены в диагоналях так, что отдаленно напоминают символ креста. Сам крест, который Иоанн Креститель держит в руке, в картине не особо заметен. Герой далёк от традиционного строгого и бездушного образа — ему Леонардо да Винчи добавляет лукавую улыбку и живые, пристально смотрящие глаза.

Собор Святого Якова в Сантьяго-де-Компостела

Художник использует разработанные им и доведенные до совершенства в течение многих лет приемы, такие, как тающее сфумато (смягчение очертаний фигур и лиц, позволяющее передавать воздух, легкую дымку), полный отказ от фона (когда персонаж изображен в коричневой тьме, как бы высвечен из нее, что дает возможность собрать внимание именно на герое), нивелирование традиционных атрибутов, свойственных библейскому персонажу (в случае с Иоанном Крестителем это обязательный для него тонкий тростниковый Крест и одежда из шерсти, которые на картине да Винчи рассмотреть очень не просто). Божество восточного (фракийского и лидийско-фригийского) происхождения, распространившееся в Греции сравнительно поздно и с большим трудом утвердившееся там

По одному из них детьми Леды были сыновья Кастор и Полидевк (Диоскуры) и дочери Клитемнестра (будущая царица Микен, супруга Агамемнона) и Елена Прекрасная вышедшая замуж за Менелая, который занял после смерти Тиндарея трон спартанского царя и ставшая причиной Троянской войны. В Риме Дионис почитался под именем Вакха (отсюда вакханки, вакханалии) или Бахуса.

Считается, что моделью для этой картины был Салаи (настоящее имя Джан Джакомо Капротти да Орено) – один из двух учеников, с которыми Леонардо связывали длительные, растянувшиеся почти на четверть века и, возможно интимные отношения. Только в одном из писем мастер сообщает, что как раз работает над двумя Мадоннами для французского короля. В Риме Дионис почитался под именем Вакха (отсюда вакханки, вакханалии) или Бахуса. Дионис – бог плодоносящих сил земли, растительности, виноградарства, виноделия.

Словари и энциклопедии на Академике

В конце своей жизни Козимо сделал еще более, основав «платоническую» Академию, этот центр итальянского классицизма. Однако результатом подобного минимализма вовсе не стало уничтожение живописности. и граничит с ростом городов-государств (полисов) и развитием полисной демократии. Начиная со щита, расписать который заказал некий крестьянин. В этот период культ Диониса стал вытеснять культы местных богов и героев.

В число 12 олимпийских богов Дионис вошел поздно. «песнь о козле» или «песнь козлов», то есть козлоногих сатиров – спутников Диониса), возникла древнегреческая трагедия. О матери Леонардо да Винчи сохранилось мало сведений.

  • Вакх (Святой Иоанн Креститель в пустыне)
  • Описание картины «Вакх (Святой Иоанн Креститель в пустыне)»
  • Филиал Лувра открывается в Абу-Даби
  • Альбертина — самый посещаемый музей Вены
  • Другие вопросы из категории «Искусство и Культура»

В шествии Диониса, носившем экстатический характер участвовали вакханки, сатиры, менады или бассариды (одно из прозвищ Диониса – Бассарей) с тирсами (жезлами), увитыми плющом. Вакх — взглянуть окрест, постичь тайны природы. Услышавший об этом Филиппино, будучи человеком благородным, от того дела отстранился, монахи-заказчики взяли Леонардо в свою обитель, обеспечив содержанием и его и всех его домашних.

Портрет Хендрикье СтоффельсЛовушка Для Птиц БрейгельУчитель КартинаПосещение Царевной Женского Монастыря Картина СуриковаЦветы Известных Художников

Творческое наследие Леонардо да Винчи

Сегодня достоверно известно, что гений Леонардо да Винчи сумел распространиться почти на все области живописи и инженерии. В связи с тем, что в качестве художника он был в свое время значительно менее востребован, то этому талантливому человеку пришлось позиционировать себя в первую очередь именно как инженера, создающего новые образцы вооружений, или, например, как кулинара, который смог изобрести достаточное количество новых и изысканных блюд.

Известно, что в Милане он отвечал за стол самого герцога, в связи с чем ему приходилось распоряжаться не только всем комплексом мероприятий по сервировке различных торжественных застолий, но и заниматься вопросами, связанными с приготовлением всего ассортимента меню. А среди наиболее известных его достижений в области инженерных конструкций следует выделить многочисленные качественные чертежи аэропланов, по которым и сегодня можно изготовить вполне актуальную воздухоплавательную технику.

Этот гениальный изобретатель считал, что человек создан для воздушных полетов. Так, в перечне его тематических творений имеется парашют, телескоп с двумя линзами, облегченный вариант мобильных мостков и многое другое. Особенных слов благодарности заслужили его изыскания в области анатомии, ведь он в данном направлении науки обогнал свое время, как минимум, на три столетия.

Последние годы своей жизни Леонардо да Винчи провел во Франции, где активно занимался организацией придворных торжеств, руководил проектом по изменению русел двух рек, создавал план канала между ними, а также планировал строительство нового королевского дворца. Поистине, гений этого человека был неисчерпаем. Возможно, он может возглавить список гениальных людей планеты всех времен и народов.

Интересные факты

«Иоанн Креститель» также известен под названием «Святой Иоанн Креститель». Эта картина признается последней, сотворенной кистью Леонардо да Винчи. Конечно это может быть и не так, но по крайней мере из тех, что дошли до нашего времени, она действительно последняя.

  1. В качестве модели для своей работы «Иоанн Креститель» художник обратился к своему ученику Салаи (демоненок). Многие исследователи до сих пор спорят насчет того, какие отношения связывали Леонардо да Винчи и этого юношу, не лишённого женского изящества и красоты. Предположительно, между ними были не только профессионально-рабочие отношения, но и интимные. Возможно творца вдохновило сочетание сложного характера юноши и его ангельская красота, за которую ему сходили с рук грехи;
  2. Леонардо да Винчи не единожды переписывал свою картину, на это он потратил не один год. Автор наделяет своего персонажа атрибутами, которые свойственны оригинальному образу — за счёт этого фигура узнаваема для исследователей и ценителей;
  3. В своей картине он сотворил некую особенность — лицо юноши, изображённого Леонардо да Винчи, можно отнести как к мужскому, так и к женскому образу;
  4. Эксперты сошлись во мнении, что Леонардо да Винчи использовал андрогенную внешность как символ начала маньеризма в сфере европейского искусства;
  5. Так как картина, написанная гением, далека от оригинальной фигуры, ее часто признают, как признак богохульства;
  6. Был найден эскиз Леонардо да Винчи, именуемый «Ангелом во плоти». Изображённая фигура и ее поза очень схожа с той, что изобразил автор на картине «Иоанн Креститель». Вероятно, эскиз и картина были написаны в одно время;
  7. Есть предположение, что шкура, накинутая на плечо Иоанна Крестителя, и крест не были написаны Леонардо да Винчи, а являются заслугой другого художника. За счёт этих деталей картину и прозвали «Святой Иоанн Креститель»;
  8. Также есть предложение, что на картине изображён Гермес Трисмегист, возглавляющий пантеон магико-оккультного учения (герметизм). Предполагают, что Леонардо да Винчи изучил книги «Герметический корпус» и зашифровал их знания в своих творениях;
  9. «Иоанн Креститель» напоминает «Мона Лизу» («Джоконду»). В красивых чертах лица прослеживается схожая полуулыбка.

Все высказанные факты и противоречия ни капли не снижают достоинства и гениальности картины. Леонардо да Винчи достиг в своей работе «Иоанн Креститель» зрелости и вершины своих умений. Его мастерство переходит границы человеческого понимания, от чего и остаётся не до конца изведанным.

16. Благовещение

Благовещение

Годы написания: 1472 — 1476.Где находится: Уффици, Флоренция.Материалы: масляная живопись на доске.Размеры: 98 х 217 см.

Именно с «Благовещенья» начался как художник Леонардо да Винчи. Картина эта предположительно создана в соавторстве с Андреа дель Вероккьо, в мастерскую которого он был отдан в возрасте 14 лет от роду. В пользу авторства будущего знаменитого итальянского мастера говорит потрясающая анатомическая точность, характерная для всех работ Леонардо, а также ряд набросков в дошедших до нашего времени дневниках. В пользу авторства другого человека – характер мазков и состав красок, которыми написана Мария; они содержат нехарактерный для да Винчи свинец.

Интересно, что если смотреть на картину стоя прямо перед ней, то заметны некоторые огрехи в анатомии. Например, рука Марии кажется несколько более длинной, чем это характерно для рядовых жителей планеты Земля. Однако если перейти на правую сторону картины и смотреть уже оттуда, то рука Марии волшебным образом укорачивается, сама она становится больше и центр тяжести сюжета переносится на ее фигуру – как и предписано сюжетом. Скорее всего, предположительная неправильность в телосложении – результат тщательно разработанной оптической иллюзии: картина должна была висеть под углом к зрителю.

Леонардовские цвета

В Национальной Лондонской галерее хранится Леонардовская «Мадонна в скалах». Именно этот музей первым признал оригинальность «Спасителя мира». Дело в том, что у сотрудников галереи был веский аргумент.

Анализ пигментов краски «Спасителя» показал, что он абсолютно идентичен краскам «Мадонны в скалах».

Справа: фрагмент картины «Мадонна в скалах». 1499-1508. Национальная Лондонская галерея.

Да, несмотря на повреждения красочного слоя, цвета и правда мастерски подобраны.

Но этот же факт легко доказывает и другое. Картина была создана учеником Леонардо, который вполне логично пользовался теми же красками, что и сам мастер.

Кто изображен на картине «Мона Лиза»?

По словам итальянского историка и искусствоведа Роберто Заппери, художник и писатель, составлявший труды о современных ему художниках эпохи Возрождения, Джорджо Вазари допустил ошибку в описании картины «Мона Лиза». В качестве одного из доказательств служит траурное одеяние «Джоконды»: Лизе Герардини на момент окончания работ над «Моной Лизой» было всего 23 года, и скорбить на тот момент ей было не по ком.

Есть мнение о том, что на картине – портрет любовницы герцога Джулиано II Медичи – Пачифики Брандано. Основано оно на сохранившихся записках секретаря кардинала Луиджи д`Арагона, который посещал мастерскую Леонардо да Винчи, где художник показал некоторые из своих работ, в том числе и «Мону Лизу», сообщив, что заказал её Джулиано Медичи. Меценат хотел увековечить портрет любимой женщины, которая умерла, оставив ему сына-наследника. Пачифика Брандано была интересной и незаурядной женщиной, умной, приятной в общении. «Роковая женщина» – можно назвать её так, ведь многим мужчинам пришлось поплатиться жизнью за связь с нею. Эти качества можно связать с таинственной улыбкой «Моны Лизы», символизирующей превосходство и власть над мужчинами.

Искусствоведы не исключают альтернативный автопортрет. Леонардо мог написать портрет матери или собирательный образ несуществующей женщины. Этому есть логическое обоснование: Леонардо в трехлетнем возрасте разлучили с матерью, поэтому его женские образы на картинах часто связывают с ранней потерей матери.

Красота «Моны Лизы» соответствует требованиям моды прошлых веков, кватроченто – красивый овал лица, выбритые брови и волосы надо лбом, чистая и светлая кожа. Образ, запечатленный на полотне, можно считать идеалом красоты того времени. Уникальность работы Леонардо да Винчи заключается в том, что улыбку можно увидеть, если смотреть на портрет только под определенным углом. Воспринять выражение полуулыбки может только периферическое зрение. Если смотреть прямо – улыбка исчезает.

Тщательно художник проработал детали одежды и прическу женщины. Хорошо видна вышивка на одежде или прядки волос, на которых лежит прозрачная вуаль. Задний фон представляет собой изображение дикой необузданной природы, подчеркивает величественность женской фигуры, которая, по задумке автора, немного увеличена.

«Иоанн Креститель»

Картина «Иоанн Креститель» была написана в 1514-1516 годах. Картина необычна, у современников Леонардо она вызывала недоумение. Иоанна Крестителя изображали чаще всего степенным старцем, да Винчи же представил его юношей с изящными чертами лица и лукавым блеском в глазах.

По данным исследователей, образом для написания послужил подмастерье Леонардо, Салаи, который пользовался особым расположением художника – после смерти да Винчи он получил часть его поместья и значительную сумму.

«Дама с горностаем»

Картина «Дама с горностаем», написанная в 1489-1490 годах, изображает фаворитку герцога Лодовико Сфорца Чечилию Галерани, с которой у Леонардо были дружеские отношения. В отличие от других художников своего времени да Винчи написал девушку не в профиль, а с поворотом головы на три четверти, что подчеркнуло изящество шеи и плеч семнадцатилетней фаворитки.

Горностай в ее руках – вероятнее всего, отсылка к фамилии Галлерани, так как на древнегреческом «горностай» звучит как «гале». По другой версии, горностай действительно мог принадлежать молодой фаворитке – в те времена их разводили для ловли крыс и мышей, как кошек.

«Мадонна Литта»

Годы написания картины «Мадонна Литта» вызывают споры, называются даты с 1478 до 1495-го года. На ней изображена женщина, которая кормит грудью свое дитя.

Интересно, что продольный разрез на одной груди ее зашит – так делали, когда отлучали ребенка от материнского молока, но на второй груди нитки, сшивающие разрез, порваны. Будто молодая мать приняла решение об отлучении от груди, но передумала и все же решила накормить свое дитя.

Портрет госпожи Лизы дель Джоконды

Мона Лиза является одной из самых удивительных и таинственных творений художника. Спустя несколько веков, историки и искусствоведы восхищаются этой работой и постоянно выдвигают свежие идеи, касающиеся замысла ее создания.

Многие столетиями любопытствуют о той таинственной женщине с необыкновенным ликом, хотя многие считают, что ею является жена известного на то время торговца по имени Франческо Джоконда. Есть еще одна версия, касающаяся образа знаменитого полотна. Современники считают, что на портрете художник изобразил свое духовное отражение и написал он ее, исключительно для себя, а подлинное полотно было найдено сотню лет назад в Айзерлуте.

По мнению многих ученых, долгое время изучавших картину, что необыкновенная улыбка той женщины была связана с отсутствием зубов, а рентгеновские исследования доказали, что у нее все-таки были брови, но учитывая давность самого полотна, они вполне могли затереться при реставрации.

Загадка “Иоанна”

Самым главным вопросом, интересующим историков, является неясность того, кто же на самом деле изображен на картине “Иоанн Креститель” Леонардо да Винчи. Загадки и тайны, окутывающие творчество гения, ввели историков и ученых в заблуждение потому, что невозможно дать однозначный ответ касаемо половой принадлежности главного персонажа картины. Интересный факт: картина писалась с любовника великого да Винчи – Салаи. Однако сомнения насчет пола персонажа картин гения берут свое начало еще от “Моны Лизы”, потому как итальянские ученые, исследуя знаменитое полотно, нашли под глазами Джоконды буквы L и S (Леонардо и Салаи, соответственно). Эта находка заставила историков усомниться в существовании истинной Лизы дель Джокондо (прототипа той самой “Моны Лизы”), а также пересмотреть гендерную принадлежность других персонажей да Винчи. Это сомнение породила также явная схожесть улыбок Джоконды и Салая.

Однозначного ответа на все вопросы, касающиеся творчества великого художника, скорее всего, получить уже невозможно по причине прошествия столь долгого времени. Зато никакие загадки и тайны не мешают и по сей день наслаждаться столь богатым наследием итальянского гения.

Картина “Иоанн Креститель” Леонардо да Винчи, несмотря на то, что была неизвестна широкой публике на протяжении долгого времени, сейчас по праву занимает свое место в “Лувре” и, по мнению многих посетителей музея, является столь же привлекательной, как и бессмертная Джоконда.

Шедевр искусства, картина Иоанн Креститель, относится к трудам Леонардо да Винчи. Все работы творца пропитаны тайнами и загадками, которые даже в современном мире остаются неизведанными. Вокруг картины и изображённой на ней фигуры выстроены целые цепочки легенд, теорий, домыслов, версий. Никто точно не знает, кто на самом деле этот миловидный юноша, написанный Леонардо да Винчи, и какова его роль в творчестве великого итальянского мастера.

Образование

В возрасте 15 лет да Винчи становится учеником художника Андреа дель Верокио. Мастерство и техника юного ученика были настолько прогрессивными, что иногда учитель даже пугался. Несмотря на одаренность в сфере искусства, Леонардо всегда увлекался наукой и изобретениями. Для того чтобы расширить свой круг интересов, да Винчи переезжает из Флоренции в культурную столицу Италии – Милан. В этом городе для да Винчи начинается совсем новая жизнь сразу после того, как он начинает работать военным инженером у самого миланского герцога Сфорца. На протяжении 17 лет работы в Милане великий Леонардо изобретал, рисовал, постигал науку, а также генерировал бесконечный поток самых смелых и инновационных идей своего времени. Без сомнений, эти годы, проведенные за работой для Сфорца, были самыми продуктивными в карьере великого творца. Однако в 1499 году, когда да Винчи было 47 лет, французские войска захватили Милан и изгнали герцога Сфорца из города. С тех пор и до самой смерти Леонардо путешествовал по Италии, посещая Венецию и Рим, занимаясь проектами самого разного рода. В течение этого времени творец был сконцентрирован на деятельности художника и анатомиста.

Новодел?

Можно долго гадать, написал ли Леонардо «Спасителя» сам «от и до». Или лишь подправил детище своего ученика.

Но за 500 лет картина была сильно повреждена. Да ещё и горе-владельцы подрисовали Иисусу бородку с усами. Видимо, их не устраивал андрогинный вид «Спасителя».

Леонардо да Винчи. Спаситель мира. До реставрации. Фото из каталога коллекции Кука 1914 года издания. Wikimedia Commons.

Как результат, в середине 20 века она и вовсе была продана на аукционе за 45 долларов. Настолько ее вид был плачевным.

Но в 2000-х картину отреставрировала Даян Модестини, высококлассный специалист. Спустя 6 лет кропотливой работы. Сделав все возможное, чтобы она была вновь похожа на творение Леонардо.

Увы, критики резонно заявляют, что в этом случае это уже новодел. Так как нетронутых реставратором деталей на картине осталось очень мало. Что Вы думаете? Новодел или все же восстановленная картина великого мастера?

Слева: Спаситель мира в 2005 году (после снятия поздних слоёв краски)

9. Мадонна Бенуа

Это художественное полотно относится к раннему творчеству мастера. Оно также известно под именем «Мадонна с цветком». При работе над картиной да Винчи использовал технику масляной живописи, до этого почти неизвестной во Флоренции. Мадонна с младенцем изображена на темном фоне. Единственным источником света в полутемной комнате является окно, расположенное на заднем плане и подчеркивающее пространственность помещения. Льющийся свет не способен рассеять сумрак, однако позволяет ясно высветить образ Мадонны с малышом на руках

Художник сосредотачивает внимание Богоматери и младенца на игре с цветком крестоцвета. Мария с улыбкой наблюдает за игрой сына, любуясь красотой цветка

В противоположность матери малыш напряжен и серьезен. Внимательно изучая лепестки растения, он словно о чем-то задумался. Картина хранится в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге.

Необыкновенные факты произведения «Тайная вечеря»

Если верить старым притчам, то в данной картине роль Иуды и Иисуса исполнил один и тот же натурщик. Почему же художник выбрал одинаковый образ для совершенно разных, противоположных персонажей? Это вопрос до сих пор не закрыт, как и то, что никому неизвестно, кто позировал творцу.

Согласно поверью, в образе Иисуса Христа мастер использовал певчего, служившего при церковном хоре. Когда полотно было практически закончено, да Винчи не смог найти натурщика для образа Иуды, но однажды он столкнулся с человеком, который был очень пьян и лежал в канаве. На его лице проявлялись явные признаки разгульной жизни. Именно он и сыграл роль Иуды, а потом признался, что когда-то позировал художнику в образе Христа.

Самое интересное в данном произведении, это то, что если приложить зеркало перпендикулярно картине, в районе между блюдом и руками праведника, то можно заметить, что образ сосуда в руках Иисуса, в зеркальном отражении напоминает святую Чашу Грааля.

Иоанн Креститель: иконы и картины

(из Канона Крещению Господню, глас 2)

Собор Иоанна Предтечи – так называется праздник, который Церковь отмечает 20 января на следующий день после Крещения Господня.

Последний из ветхозаветных пророков, чья проповедь ознаменовала переход к Новому Завету. Тот, о котором «сказал пророк Исаия: глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему» (Мф. 3: 3), и о котором Господь Иисус Христос сказал «из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя» (Мф

11: 11). Образ святого Иоанна Предтечи с древних времен занимал важное место в иконографии и  творчестве художников

Иоанн Предтеча Ангел Пустыни. XVI в

Иоанн Креститель. Фреска. Монастырь XIV век.

Иоанн Предтеча. Икона. Вторая половина VI в. Музей искусств им. Богдана и Варвары Ханенко, Киев

Иоанн Предтеча — Ангел пустыни. 1620-е гг. Прокопий Чирин, Строгановская школа иконописи. 1620-е гг. Государственная Третьяковская галерея

Иоанн Креститель. Византия. XIV в. Греция. Афон, монастырь Хиландар

Се Агнец Божий. Иоанн Предтеча и Креститель Господень, прор. с Богомладенцем. Россия. XVIII в.

Иоанн Предтеча Ангел пустыни, с житием. XVII в. Церковь Воскресения на Дебре в Костроме

Иоанн Креститель. Византия. XIII в. Египет. Синай, монастырь св. Екатерины

Монастырь Св. Екатерины, Синай

Иоанн Креститель. Византия. Афон. XIV в. Греция. Афон, монастырь Хиландар

Иоанн Креститель. Византийская икона, XIV век

Деисис. Триптих Арбавиля. Византия, ок. 950 г.

Гертген тот Синт Янс. Иоанн Креститель. ок.1490.

Гертген тот Синт Янс. Иоанн Креститель. ок.1490.

Лукас ван Лейден. Иоанн Креститель в пустыне. 1513

Якопо дель Конте. Проповедь Иоанна Крестителя

Маттиа Прети. Проповедь Иоанна Крестителя

Франческо Солимена. Святой Иоанн Креститель

Рембрандт. Проповедь Иоанна Крестителя. 1635

Хуан Фернандес де Наваррете. Иоанн Креститель в темнице

Джованни Баттиста Пьяццетта. Иоанн Креститель

Паоло Веронезе. Проповедь Иоанна Крестителя

Тьеполо Джованни Баттиста. Проповедь Иоанна Крестителя

Иероним Босх. Cвятой Иоанн Креститель в размышлении. 1504-1505

Альвизе Виварини. Святой Иоанн Креститель. Ок 1475

Антон Рафаэль Менгс. Св. Иоанн Креститель, проповедующий в пустыне.

Якопо дель Селлайо. Святой Иоанн Креститель. 1485

Франсиско Пачеко. Иоанн Креститель. 1608

Ганс Мемлинг. Диптих Иоанна Крестителя и Св. Вероники. Иоанн Креститель, левое крыло. 1470

Бернский мастер гвоздики. Иоанн Креститель в пустыне

Пьер Франческо Мола. Святой Иоанн Креститель проповедует в пустыне. Ок 1650-55

Мона Лиза – автопортрет Леонардо?

Это самая известная картина в мире и предмет бесконечных интриг; Великолепное произведение Леонардо да Винчи породило неисчислимое количество загадок. Спустя столетия, в 1986 году, компьютерный художник по имени Лилиан Шварц начала работать с новой компьютерной программой, которая сравнивает два оцифрованных изображения. По чистой случайности она загрузила портреты Моны Лизы и Да Винчи. Когда второй автопортрет был перевернут и помещен рядом с Джокондой, в программе проявилось одно лицо. Все на лице казалось идеально подходящим, включая глаза, нос и рот.Используя другую программу, Лилиан даже удалось приподнять уголки рта да Винчи и сравнить это с улыбкой Моны Лизы. Лилиан была уверена, что да Винчи использовал себя в качестве образа Моны Лизы.

А 10 лет назад ситуация вновь изменилась. Мону Лизу, которую когда-то считали самим художником в костюме, теперь принята за Лизу Герардини, жену итальянского торговца. В 2010 году буква S, возможно, обозначающая могущественную семью Сфорца, была обнаружена в левом глазу героини картины, а инициалы LV были обнаружены в ее правом глазу (обозначают авторство Леонардо да Винчи)

Под арочным мостом на заднем плане было найдено число 72, важное в еврейском мистицизме

Если вы внимательно посмотрите на картину, вы заметите, что сфера в руке Иисуса прозрачна. И это при том, что Леонардо, внимательно изучавший законы оптики, должен был знать, что фон за кристаллической сферой не может появиться фактическим образом. Фон должен быть увеличен и выглядеть не в фокусе. Он должен быть искажен. Мог ли гениальный изобретатель и анатом Да Винчи сделать такую ошибку?

Возможно ли, чтобы что-то объединяло Христа с Иудой на знаменитом полотне? Существует легенда, согласно которой один и тот же человек был образцом и для Иисуса, и для Иуды. Согласно любопытной теории, да Винчи нашел своего человека для образа Иисуса в церковном хоре, где последний служил певчим. Позже, когда картина была почти завершена, мастер искал подходящего героя для роли Иуды и наткнулся на пьяного человека, лежащего в канаве. Когда да Винчи закончил писать изображение Иуды, человек признался, что узнал картину и автора. А все потому, что он уже позировал для да Винчи в роли Иисуса.

6. Иоанн Креститель

Картина, написанная маслом по дереву, считается последней работой великого живописца. Она также славится загадочностью и необычностью сюжета. Стиль написания данной композиции заметно отличается от обычного стиля художника

Все внимание зрителя сконцентрировано на фигуре Иоанна Крестителя, которую словно обволакивает мрак. Юноша улыбается, в левой руке он держит едва заметно прорисованный тонкий крест, прижимая его к груди, а правой указывает вверх

На заднем фоне картины отсутствуют привычные пейзажи. В работе доведена до совершенства техника сфумато, присущая всем произведениям великого мастера. Сейчас данное художественное полотно хранится в Лувре.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Метолит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: