Библиография
- Роберто Лонги , Корреджо и камера Сан-Паоло в Парме , Генуя, 1956
- Роберто Лонги, Le fasi del Correggio giovine e l’esigenza del suo viaggio in Roma , в «Paragone», maggio 1958, стр. 34–53, рипуббл. in Da Cimabue a Morandi, saggi di storia della pittura italiana scelti e ordinati da Gianfranco Contini , Milano 1978, pp. 711–726
- М. Ди Джампаоло — А. Муцци, Корреджо. Дизайн, Турин, 1988 г.
- П.Пива, Э. Даль Канто, Даль Корреджо а Джулио Романо. La committenza di Gregorio Cortese , Мантуя 1989
- Д. Эксерджян, Correggio , Silvana Editoriale, Milano 1997.
- Г-н Ди Джампаоло, Correggio Disgnatore , Милан, 2001 г.
- Э. Риккомини, Sette saggi sul Correggio , Милан, 2003 г.
- F. Tonelli, Per Корреджо, Пармиджанино, Anselmi, Bedoli е l’Architettura , в Пармиджанино е ла Scuola ди Парма , ИПК дель Convegno, Viadana 2004
- М. Спаньоло, Корреджо, geografia e storia di una fortuna , Корреджо 2005
- Э. Риккомини, Корреджо , Милан, 2005 г.
- AA.VV, Correggio e le sue cupole , Парма, 2008 г.
- П. Мендони, Антонио Аллегри Иль Корреджо , Парма, 2008 г.
- AA.VV., Aurea Parma , Парма 2009, № 1
- Correggio e l’Antico , catalogo della mostra a cura di A. Coliva, Roma Galleria Borghese, Милан, 2008 г.
- Correggio , catalogo della mostra a cura di L. Fornari Schianchi, Parma Galleria Nazionale, Милан, 2008 г.
- MC Chiusa, Gli affreschi di Correggio , Милан, 2009 г.
Картины Корреджо в Дрезденской галерее
Корреджо Мадонна со святым Франциском Илл. 32 — Гал. N 150
В зале 118, где мы находим монументальные алтарные картины пармского художника Антонио Корреджо
(около1489-1534). Они позволяют проследить развитие живописца от классического Высокого Возрождения через маньеристические формы выражения до художественных принципов барокко.»Мадонна со святым Франциском» представляет по своему лирическому настроению, треугольной композиции и пластической лепке фигур произведение великолепной законченности. Эта картина, излучающая одухотворенность и человеческую теплоту, относится по своему идейному содержанию и художественной манере к Высокому Возрождению. Традиционная тема беседы со святыми наделена здесь монументальностью и богатой духовной жизнью. Юный и нежный облик Марии трогателен и одновременно прекрасен.
«Мадонна со святым Себастьяном» возникла около 1520-1521 года. Торжественность осанки, симметрия и соразмерность частей уступает место динамике и пространственной глубине.
Все фигуры картины охвачены стремлением ввысь. Кажется, что вся композиция вращается вокруг центральной оси картины, которую образуют святой Геминиан и восседающая на облаках мадонна. Динамика и напряжение характерны для этого этапа развития Корреджо.
В «Мадонне со святым Георгием» Корреджо открывает новые стороны этой темы. В картине, написанной незадолго до смерти мастера в 1530 году, торжествует восторг художника перед всем великолепным и чувственно прекрасным. Мерцающий свет обтекает мягко смоделированные тела, насыщенные тени создают пространственную глубину и восхитительные цветовые контрасты. Изображение мадонны предельно укорочено, что искажает ее естественные пропорции. Все остальные фигуры также даны так, словно мы смотрим на них снизу. Такое странное явление объясняется тем, что Корреджо расписывал потолки. Это придает композиции при всем изяществе движений что-то деланное, чего не может полностью скрыть даже общее приветливое настроение картины. Несмотря на это, последняя картина Корреджо является шедевром по колориту, подкупающим своей человеческой прелестью.
Самая знаменитая из четырех алтарных картин — «Святая ночь», заказ на которую Корреджо получил от одного частного донатора. Корреджо изобразил рождение Христа как ночную сцену. Поэтому решающее значение для композиции имеет ее световое построение. Художник разрешает эту задачу, осветив сцену сиянием, исходящим от тела младенца. Свет озаряет лицо Марии, которая с материнской любовью и блаженством держит в объятиях свое дитя.
Редко можно встретить такое человечнотрогательное изображение материнского счастья и гордости. На этом основывается и народность этой замечательной картины. В то время как сияние просветляет взор матери, оно ослепляет пастухов и указывает путь слетающим ангелам. В построении картины Корреджо использует новые изобразительные принципы. Полотно рассчитаю на подходящего слева зрителя. Этой цели служит ракурс композиции, создающий впечатление, что мы видим сцену снизу, и перспективное сокращение всех фигур. Уходящая из нижнего левого края вглубь диагональ делит картину на две неравные части. Большей массе на левой стороне картины соответствует большая сила света на правой. Тем самым уравновешивается напряжение и достигается благозвучный аккорд.
Создание
Художник подписался латинизированной формой своего крестильного имени Anton(ius) Laet(us). (Аналогичную подпись художник употребляет, по некоторым указаниям, ещё лишь раз — в ныне утерянной «Madonna di Albinea»). Несмотря на это, картина ранее приписывалась Лоренцо Лотто, в том числе и во время пребывания в Эрмитаже, и лишь Роберто Лонги вернул ей авторство.
Видимо, работа относится к тому же периоду, что и Madonna della Scala и Camera della Badessa. Она не имеет аналогов в творчестве Корреджо, который практически не писал портретов. Однако характерными чертами манеры Корреджо является точность написания листвы, обрамляющей лицо модели, мягкость светотени на лице и в пейзаже. Модель имеет сходство с Мадонной из его же «Отдыха на пути в Египет» (Уффици).
КорреджоКартины и биография
На фреске купола церкви Сан-Джованни Эванджелиста художником Корреджо изображена сцена «Явления Христа Иоанну Евангелисту на Патмосе»; святой Иоанн смотрит на Христа спускающегося в ореоле света. Одиннадцать апостолов расположены своеобразным рядом на облаках. Лишенная какой бы то ни было архитектурной декорации эта сцена ритмизирована группами облаков и фигурами апостолов расположившихся подвое. В этой росписи Корреджо демонстрирует абсолютное знание перспективы и анатомии полученное у Мантеньи и Микеланджело а также световоздушной среды унаследованное от Леонардо и венецианских художников. Кроме того, он создал структурную модель, заимствованную художниками эпохи барокко в частности Ланфранко мастером, родившимся в Парме и очарованным творением Корреджо. Позже на внутренней поверхности арок купола Корреджо написал восемь монохромных ветхозаветных фигур.
Религиозные картины Корреджо, проникнутые праздничным светским духом, выделяются грациозностью легких движений и поз, динамической асимметрией композиции, светлым, нарядным, изменчивым колоритом (“Мадонна со святым Франциском”, 1514–1515, Картинная галерея, Дрезден). Для усиления эмоционального звучания Корреджо прибегал иногда к эффектам контрастного ночного освещения (“Святая ночь” или “Поклонение пастухов”, около 1530, Картинная галерея, Дрезден).
Фреска в куполе собора в Парме является кульминацией творчества Корреджо; здесь логически завершаются поиски художника начатые в росписях в Камере ди Сан-Паоло и в церкви Сан-Джованни Эванджелиста. Однако в росписи в пармском соборе Корреджо приходит к другому художественному решению в силу внушительных размеров купола очень глубокого на восьмигранном основании прорезанном восемью окулюсами. Корреджо создал здесь бесконечное и сияющее пространство объединившее барабан и купол темой и цветом: барабан играет роль балюстрады на которой расположены фигуры апостолов устремивших взгляды к небу. Но на земле обозначенной краем парапета разворачивается сцена «Успения Марии» а хоровод ангелов поднимает Мадонну на небо увлекая с ней святых и всех библейских персонажей; навстречу им спускается святой Михаил.
Благодаря своей концентрической композиции эта фреска предвосхищает великие плафонные росписи эпохи барокко и завершает эволюцию Корреджо начатую в росписях в церкви Сан-Джованни Эванджелиста: от устремленных к небу головок херувимов к умелой передаче движения ангелов и святых. Эта фреска – одна из величайших работ Антонио Аллегри Корреджо, фреска, которая являет ошеломляющую массу кружащихся фигур. Корреджо стремился создать у зрителя ощущение, что тот созерцает у себя над головой красоту небесную.
В 1524–1526 годах Корреджо исполняет множество картин показывающих его стилистическую эволюцию: ритм становится еще более необузданным цвет более интенсивным а чувства обостряются. Эти произведения предвещающие эпоху барокко были высоко оценены художниками 17 века. Поиски ритма и освещения динамичных фигур характерны и для религиозных и мифологических картин Корреджо. Так картины “Мадонна с миской” (1529–1530, Парма, Национальная галерея); “Святой Иосиф” (Неаполь, Каподимонте); “Мадонна со святым Георгием” (1531–1532, Дрезден, Картинная галерея) построены на игре косых штрихов и световых пятен.
С 1530 Корреджо по заказу герцога Мантуанского Федериго Гонзага создает серию “Любовные похождения Юпитера” (“Даная”, Рим, галерея Боргезе; “Ио и Ганимед”, Вена, Музей истории искусства). В эти же годы он пишет в темпере две аллегорические картины “Пороки” и “Добродетели” для студиоло Изабеллы д’Эсте (Париж, Лувр). Гибкостью композиции, утонченным гедонизмом и эротикой отмечены произведения Корреджо на темы античной мифологии (“Юпитер и Антиопа”, 1521–1525, Лувр, Париж; “Леда и лебедь”, около 1530, Картинная галерея, Берлин-Далем).
Потомство
Памятник Корреджо работы Агостино Феррарини в Парме у Портичи дель Грано на площади Гарибальди.
Город, в котором он родился, увековечивает его память по-разному: у бокового входа в церковь Сан-Франческо, под портиком Виа Рома, мемориальная доска на латинском языке напоминает о том, что он был похоронен там; улица в историческом центре, которая от главной улицы ведет к месту, где он предположительно жил, была посвящена ему в 1871 году («Виа дель Корреджо»); и фонд Корреджо Art Home находится в доме XVIII — го века , построенного здесь.
В 1852 году Новый муниципальный театр также носил имя Аллегри, но с августа 1880 года здание носит более подходящее имя, принадлежащее городскому музыканту Бонифацио Азиоли . 17 октября 1880 года на площади Сан-Квирино был открыт внушительный памятник тичинским скульптором Винченцо Вела : это статуя в полный рост из белого каррарского мрамора , почти вдвое превышающая натуральную , которая представляет стоящего художника, палитру в левой руке и кисть в правой, на плинтусе из розового мрамора Baveno ; на основании в виде барельефа появляется надпись «Al Correggio / La Patria». Чтобы облегчить подготовительную работу, скульптору были переданы снимки городских площадей, сделанные великим фотографом Гильдальдо Басси .
Государственная начальная школа в южном районе расширения также носит имя Антонио Аллегри.
Корреджо — главный герой одноименной драмы Адама Готтлоба Оленшлегера (1809).
Известные работы
Явление Иисуса Христа Марии Магдалине, около 1523. Холст, масло, 130*103 см. Прадо, Мадрид. Художник достоверно передает чувства Марии Магдалины, первой из смертных, которой суждено было увидеть воскресшего Христа. На его слова: «Не прикасайся ко мне» она отвечает внутренним трепетом и страхом, что отражено в ее жестах и позе. Христос указывает левой рукой на небо, предрекая свое грядущее Вознесение.
Поклонение мадонны младенцу, около 1524. Холст, масло, 81*67 см. Уффици, Флоренции. Композиция этой картины схожа с композицией написанного в 1530 Рождества (находится в Картинной галерее старых мастеров в Дрездене). Младенец Христос излучает сияние и озаряет интерьер, написанный мягкими тонами. Созданный мастером образ девы Марии покоряет своей одухотворенностью.
Мистическое обручение святой Екатерины, около 1517. Дерево, масло, 105*102 см. Лувр, Париж. Св. Екатерина принимает из рук младенца Христа обручальное кольцо. Святой Себастьян присутствует при символическом обручении. На заднем плане картины вписаны сцены мученичества этих святых. Картина преисполнена благородства и высокой духовности. Как и в других произведениях художника, асимметрия оживляет композицию, строгая иерархия которой намеренно нарушена. Однако ее частично компенсируют колористические тона и ясное освещение лиц персонажей.
Мадонна с младенцем и святыми, 1523. Дерево, масло, 205*141 см. Национальная галерея, Парма. Алтарная картина с Девой Марией, Иоанном Крестителем, Марией Магдалиной и святым Иеронимом — одно из известнейших произведений мастера, передает целый спектр чувств: душевную мягкость Мадонны, нежность, благоговение окружающих ее людей. Композиционное построение искусно соединяет фигуры первого плана с изображением пейзажа. Художник оказал большое влияние на религиозное искусство Возрождения. Мягкий и спокойный колорит его произведений нашел продолжение в живописи барокко.
Вознесение Богородицы. Произведение было одним из первых образцов эффекта барочного иллюзионизма. Его композиция весьма неординарна. На балюстраде, окружающей купольную фреску, изображены фигуры апостолов, в центре — Дева Мария. Ее окружают облака, на которых восседают ангелы, святые и патриархи, как будто растворясь в лучезарном свете. Фреска создает ощущение легкости, воздушности и бесконечности, достигаемое за счет искажения перспективы и тщательно продуманной передачи света. Возникает ощущение полной невесомости и бесконечности, исключительной пространственной глубины.
Серия картин
Семья Гонзага заказала мастеру пользующиеся мировой известностью картины, изображающие приключения влюбленного Юпитера. Не без основания было указано, что подобные темы вошли в моду только в эпоху барокко. Только этих четырех картин было бы достаточно, чтобы обеспечить художнику бессмертие.
При помощи светотени Аллегри лишил происходящее всего земнородного, всего грубо материального. Вы точно смотрите в сказочную страну, где движутся окутанные сумерками, загадочно улыбающиеся и все же бестелесные существа.
Ио и Юпитер
Эти полотна входят в цикл, сюжетом которого были любовные связи Юпитера. Две другие картины этого цикла — «Леда» и «Даная» — находятся в Берлине и Риме. Корреджо запечатлел основные моменты мифа: обратившись в тучу, Юпитер приблизился к Ио, чтобы заключить её в объятия; орел Юпитера хватает юного пастуха Ганимеда, чтобы унести его на Олимп. «Ио и Юпитер» знаменует высший подъем эпохи, когда проповедуемое Савонаролой умерщвление плоти сменилось торжеством чувственности. С какой рафинированностью заставляет художник мерцать сквозь облако руку и губы бога, с какой изысканностью волнующаяся светотень создает впечатление, будто тело Ио делает сладострастные движения.
Антонио Аллегри (Корреджо)
Антонио Аллегри (1489–1534), больше известный под именем Корреджо, среди всех многочисленных последователей Леонардо да Винчи едва ли не самый очаровывающий. Предположительно был учеником Франческо Бьянки Феррари. На него также оказали сильное влияние Андреа Мантенья, Рафаэль и Микеланджело. Мастер стремился к точной передаче индивидуальных особенностей изображаемых людей. Стал основоположником пространственных построений барокко, создающих иллюзию бесконечности небесной выси. Придавал большое значение свету и тональности, одним из первых начал разрабатывать эффект контраста света и тени. Отличительной особенностью манеры Аллегри является необыкновенная виртуозность в передаче светотени. Нередко она искупает анатомические погрешности и излишнюю экзальтацию в движениях.
Его имя Аллегри («веселый, радостный») содержит всю программу его самостоятельного творчества.
Отдых на пути в Египет
Вероятно, в Мантуе, куда он прибыл в 1511 году, Мантенья стал его первым вождем. Все, что было создано реалистом и ученым Мантеньей, оставалось для Корреджо заповедным царством. Зато единственная вещь Мантеньи, проникнутая радостным настроением,— играющие на потолке Камеры дельи Спози нагие амуры с крыльями бабочек нравились ему, потому что были так шаловливы, так подвижны и веселы.
Из Мантуи, познакомившись с произведениями Леонардо, художник отправился вслед за ним в Милан. Он впервые увидел мягкое сфумато, так эффектно усиливающее чувственный тон настроения картины.
Дева Мария, поклоняющаяся младенцу
По ранним произведениям живописца можно проследить, как влияние Мантеньи сменяется влиянием Леонардо да Винчи и как постепенно формируется самостоятельный Аллегри. Мария в Уффици еще носит на голове платок матроны. Зато воздушный ореол облаков и хорошенький Младенец Христос уже предвещают настоящего Корреджо. Также он научился у Леонардо правилам пирамидального построения композиции, отличаясь в рамках этой схемы интересной самобытностью.
Описание
Дама, чьё имя нам неизвестно, изображена под сенью лавра, который, вероятней всего, символизирует её поэтическое дарование. Ствол дерева, обвитый плющом, обозначает вечную любовь и супружескую верность.
Одежда дамы тоже символична: судя по всему, это траурный наряд, а коричневое платье и верёвочный пояс говорят о её причастности к ордену францисканцев. При этом он скроен по последней моде, только что введённой Изабеллой д’Эсте.
В руках женщины сосуд с надписью греч. ΝΗΠΕΝΘΕΣ — непенф, трава забвения из древнегреческой мифологии (по «Одиссее», Елена Прекрасная давала её Телемаху, искавшему отца, чтобы тот забыл о своей потере). Возможно, это первая работа итальянского Ренессанса с древнегреческой надписью, поскольку этот язык тогда был известен мало и встречался в живописи ещё реже иврита. Раньше этого портрета его можно увидеть только в нидерландской картине «Тимофей» ван Эйка. Сама «Одиссея» была опубликована немногим ранее — в 1488 году во Флоренции.
Хотя тёмный наряд модели нельзя однозначно считать траурным, древнегреческая надпись без сомнения указывает на потерю любимого человека. По одной из версий, выдвинутой Дж. Финци, на портрете представлена Джиневра Рангоне (it:Ginevra Rangoni), супруга Джангалеаццо да Корреджо (Висконти), умершего в 1517 году. Известно, что она принадлежала к францисканцам. Второй раз она вышла замуж в 1519 году, что даёт нижнюю планку создания портрета. По другому распространённому предположению — моделью послужила поэтесса Вероника Гамбара, владетельница города Корреджио и покровительница мастера, его уроженца. Гамбара известна своими стихами, в которых горестно оплакивала своего умершего в 1518 году супруга. Современный исследователь Джузеппе Адани (Giuseppe Adani) пишет: «Картина имеет исключительно большие размеры (по сравнению с традиционной итальянской живописью того периода, портативной или стационарной, даже изображающей модели в полный рост с оружием). И это, разумеется, предполагает, что она имела династические репрезентативные функции. Видимо, она изображала верховного члена династии, чтобы быть расположенной в главном зале дворца. В этом контексте идентификация модели с Вероникой Гамбара, вдовой умершего в 1518 году Гилберто Х и регентшей государства Корреджо при маленьких детях — единственная реальная возможность».
Но стоит заметить, что портрет не обязательно изображает именно того, кто перенёс тяжёлую утрату, поскольку такой атрибут, как блюдо с надписью может находиться и в руках модели, отождествляемой с Еленой Прекрасной, протягивающей гостям снадобье для смягчения душевной боли. Таким образом, это и может быть задачей написания портрета — он мог быть предназначен в дар кому-либо, потерявшему близкого. Таким образом, пейзаж с зарёй на заднем плане может намекать на идею преодоления боли и возрождения. Вдали виднеется здание, которое, как доказывает Marcin Fabianski, может быть мавзолеем покойного супруга (первый Мавзолей построила вдова). Цветы, изображённые у подола платья, также символичны: это незабудка и вероника.
« Анчио, звук питтора! «
Корреджо приписывает следующее предложение: « Anch’io, sono pittore! »(Я тоже художник!). Он сказал это, созерцая картину Рафаэля: «Сикстинская Мадонна по мнению одних или « Экстаз Святой Цецилии » по мнению других. Но, судя по всему, приговор апокрифичен, потому что сомнительно, чтобы Ле Корреж знал одну из этих двух картин. Однако эта цитата образно сделала состояние, чтобы выразить энтузиазм, с которым можно разделить профессию, чувства или идеи известного человека. Мы находим эту цитату , в частности , в Linguetiana по Чарлз-Ив Кузен d’Аваллон и в том , что из Томаса Манна , The Magic Mountain .
Примечания и ссылки
- ↑ и
- ( ).
- ↑ и
- (It) Quirino Bigi, Notizie di Antonio Allegri, Antonio Bartolotti suo maestro, e di altri … , Книги Google , стр. 233
- ( ).
- ( ).
- ( ).
- ( ).
- ( ).
- ↑ и
- ( ).
- ↑ и
- ↑ и ( ).
- Симболи и аллегория , Электа,2003 г., стр. 191
- Pierluigi De Vecchi ed Elda Cerchiari , I tempi dell’arte , vol. 2, Бомпьяни,1999 г.( ISBN 88-451-7212-0 ) , стр. 236
- Фабрицио Пиччинини, Guida al teatro Comunale Bonifazio Asioli , 1983.
- Риккардо Финци, Correggio nella storia e nei suoi figli , 1968.
- Бруна Фолья, Микеланджело в Театре , Итальянский институт для изучения философии, колл. «La Ricerca Umanistica»,2009 г., стр. 81 год
- (in) Никола Спиноза , Национальный музей Каподимонте , Electa Napoli,1996 г., 303 с. ( ISBN 88-435-5600-2 ) , стр.64
- Винсент Pomarede , 1001 картин в Лувре: от античности до XIX — го века , Париж / Милан, Лувр Editions2005 г., 576 с. ( ISBN 2-35031-032-9 ) , стр. 358