Сочинение-описание картины «явление христа марии магдалине после воскресения», иванов (2 варианта — кратко и подробно)

Значение «Явления Христа народу» в искусстве

Мнение о значимости библейского события, запечатленного на холсте художника Александра Иванова, двояко. Одно из них свидетельствует о том, что картина, воплощающая в основном эмоциональное состояние изображенных персонажей, была преждевременной для того времени, а краткое описание произведения не могло передать всю полноту ощущений автора. Многим слоям общества было непонятно олицетворение чувственности образов, их внешняя и смысловая нагрузка. Ведь картину следовало не только созерцать, но и думать над ней.

Второе гласит о том, что слишком много времени ушло на создание такого гиганта. А время не ждет. Многое изменилось в жизни людей, и красочная актуальность полотна стала стираться, что и повлекло за собой потерю интереса к своей работе и самого творца. Но простые ценители искусства считают работу художника А.Иванова поистине непревзойденным уникальным произведением живописи.

Описание полотна

На первом плане находится группа иудеев, пришедших к водам Иордана, чтобы послушать Крестителя, смыть с себя грехи и принять крещение. Здесь изображены люди различных вероисповеданий, сословных классов и возрастов. Насколько сильные отличия между иудеями, нарисованными на полотне, настолько сильно отличны эмоции на их лицах: одни смотрят на Иоанна с умилением и тревогой перед явлением Христа, другие с недоверием и саркастической насмешкой, третьи с ненавистью и злостью.

В картине Иванов изображает богатого престарелого человека с рабом, у которого на шее находится веревка. Он сидит на корточках около хозяина и подает ему одеяние

Удивительно то, с каким вниманием раб внимает Иоанну. Смотря на него, можно убедиться, что он будет одним из ярых поклонников христианства

Так сильно впечатляют его слова пророка.

Возле Крестителя находятся апостолы: седобородый старик и женоподобный рыжий юноша. В толпе также есть Предтечи и «сомневающиеся». Это красивый юноша с черной бородой, глаза его смотрят вниз. Он закутывается в длинный зеленый хитон. Выражение его лица указывает на колебание и недоверие в речах Крестителя.

Еще один «сомневающийся» — седобородый человек в темной накидке, который вслушивается в речи Пророка. Возможно, это язычники, пришедшие послушать проповедь об Иисусе. Слева от них находится обнаженный мальчик и старик, который опирается на палку. Они только что провели обряд омовения в водах Священной реки и с упоением слушают Крестителя.

Справа группа людей, они смотрят на спускающегося Иисуса. Среди них находятся агрессивно настроенные первосвященники, которые являются староверами. Их лица выражают неприязнь к новой религии и полное равнодушие к происходящим событиям.

Выразительны изображения первого плана. Это полуголый юный человек с длинными рыжими волосами, он смотрит на Иисуса. Возле него находятся «дрожащие» мальчик с отцом. Они только окунулись в Иордан, приняв крещение. Дальше в толпе можно увидеть римских воинов, которых прислали смотреть за порядком, девушки, раскаивающийся грешник в бордовой накидке.

Популярные сегодня темы

  • Сочинение по картине Куинджи Радуга описание Среди мотивов полотен известнейшего художника Архипа Куинджи тесной линией проходит тема природы и её пейзажей. Одной из картин, подчёркивающих богатство природы, является «Радуга».
  • Сочинение по картине Портрет мальчика Челищева Кипренского 8 класс Полотно выдающегося русского художника О.А.Кипренского. Глядя на произведение «Портрет мальчика Челищева» зритель задается вопросом
  • Сочинение по картине Шишкина В лесу графини Мордвиновой. Петергоф Данная картина писалась с целью показать людям чудесную природу, которая рядом с нами. Героем данного произведения можно назвать лес, который показан великим и дремучим. Шишкин изображает ели очень
  • Другие
  • Сочинение по картине Казахский вальс Исмаиловой Каждый уважающий себя художник, знает культуру и обычаи своего народа, которые исходят еще от далеких предков, ведь во всем этом храниться культурное наследие нации

Фигура Пророка

Согласно Евангелие, Иоанн долго ходил по пустыне, питаясь подножным кормом, одеваясь в шкуры зверей, подготовившись так к праведной жизни вдалеке от людей. Вот и на полотне Пророк изображается сильным и высоким длинноволосым и бородатым мужчиной.

“Лунная соната” – история создания, характеристика и описание произведения Людвига ван Бетховена

У Крестителя исхудавшее лицо, впавшие глаза, которые выдают в нем человека, долго находящегося в одиночестве. На нем шкура верблюда и светлая накидка из грубой ткани. Уверенный и твердый взгляд, высокий лоб, выносливые ноги и руки указывают на внутреннюю силу Пророка. Он показывает людям фигуру человека, показавшегося на выжженной равнине.

Явление Иисуса Христа ученикам по пути в Эммаус

В тот же день Воскресения Христова двое его учеников – Клеопа и Лука, будущий евангелист, – шли в селение Эммаус, находящееся неподалеку от Иерусалима. Они вновь и вновь вспоминали смерть Господа, упоминали слухи о Его воскресении. Во время их беседы неожиданно появился Незнакомец. Это был их Учитель, которого они, подобно Марии Магдалине, не узнали. Спаситель спросил их, отчего они так печальны и о чем они беседовали.

Клеопа удивился: «Неужели Ты один из пришедших в Иерусалим не знаешь о происшедшем в нем в эти дни?» И они стали рассказывать Незнакомцу, «что было с Иисусом Назарянином, Который был пророк, сильный в деле и слове пред Богом и всем народом; как предали Его первосвященники и начальники наши для осуждения на смерть и распяли Его… А мы надеялись, было, что Он есть Тот, Который должен избавить Израиля… Некоторые женщины из наших изумили нас: они были рано у гроба и не нашли Тела Его и пришедши сказывали, что они видели и явление Ангелов, которые говорят, что Он жив. И пошли некоторые из наших ко гробу и нашли так, как и женщины говорили; но Его не видели». Иисус тогда стал объяснять им все сказанное о Нем пророками, начиная от Моисея

Клеопа и Лука с удивлением и вниманием слушали Его. Но вот впереди показался Эммаус

Незнакомец стал прощаться. После горячих просьб Клеопы и Луки Иисус соглашается остаться с ними и разделить с ними трапезу. За ужином Он берет хлеб, благословляет его, преломляет и подает им точно так, как совсем недавно делал все это Иисус. Учеников пронзает одна и та же мысль: «Это ОН!» И в ту же минуту Иисус «стал невидим для них». Уверовавшие теперь в Воскресшего Учителя Клеопа и Лука спешно возвращаются в Иерусалим. Здесь они рассказали одиннадцати апостолам и бывшим с ними, что произошло на пути в Эммаус, как они узнали Иисуса в преломлении хлеба, но и им не поверили…

Эскизы и этюды

В Государственном Русском музее хранится одноимённый эскиз картины «Явление Христа Марии Магдалине после воскресения» (холст, масло, 29 × 37 см, около 1833, Ж-3857), ранее принадлежавший помощнику хранителя картинной галереи Императорского Эрмитажа Корицкому, а затем — художнику и коллекционеру Михаилу Боткину. Эскиз поступил в Русский музей в 1917 году из собрания Боткина. Лица Марии Магдалины на эскизе не видно — она пала ниц перед Христом, а за её спиной изображён ангел, сидящий на каменной плите у входа в гробницу. Ранее время создания этого эскиза датировалось «между 1833 и 1835», но в каталоге 2002 года были приведены аргументы, согласно которым его следует относить к начальному этапу работы над картиной, то есть к 1833 году. В частности, в связи с присутствующей на эскизе фигурой ангела упоминается письмо Александра Иванова к отцу, датированное концом 1833 года, в котором он писал, что решил ограничиться двумя фигурами: «…теперь приготовляюсь к большой картине, где бы я в двух фигурах мог показать и наготу, и понятие моё о драпировках».

Ещё один одноимённый эскиз картины, приобретённый Павлом Третьяковым в 1877 году, находится в Государственной Третьяковской галерее (холст, масло, 43,5 × 60,4 см, 1834, 2510). Там же хранятся два этюда для этой картины — «Голова Христа» (холст, масло, 55,4 × 44,8 см, 1834, 7989) и «Голова Марии Магдалины» (холст, масло, 65 × 56 см, 1834, 7975). Эти этюды находились в коллекции Козьмы Солдатёнкова, затем, в 1901 году, по его завещанию были переданы в собрание Румянцевского музея, а в 1925 году перешли в собрание Третьяковской галереи.

Явление Христа Марии Магдалине после воскресения (эскиз, ок. 1833, ГРМ)

Голова Марии Магдалины (1834, ГТГ)

Голова Христа (1834, ГТГ)

Явление Христа Марии Магдалине после воскресения (эскиз, 1834, ГТГ)

В процессе работы над образом Марии Магдалины Александр Иванов создал ряд графических этюдов, большинство которых датируются 1833—1835 годами. После смерти художника эти этюды оставались у его брата, архитектора Сергея Иванова (1822—1877). В 1877 году многие рисунки были переданы в собрание Румянцевского музея, откуда в 1927—1929 годах перешли в собрание Третьяковской галереи. В частности, среди них были такие этюды, как «Голова Марии Магдалины» (три этюда-варианта, бумага коричневая, итальянский карандаш, графитный карандаш, 59,7 × 45,6 см, 8388), «Коленопреклонённая Мария Магдалина» (бумага, разграфлённая на квадраты, итальянский карандаш, мел, , 43,7 × 57,6 см, 8389), «Коленопреклонённая натурщица» (бумага коричневая, итальянский карандаш, графитный карандаш, мел, 45,8 × 60,6 см, 8386), «Фигура коленопреклонённой Марии Магдалины. Драпировка на нижней части этой же фигуры» (бумага тонированная, итальянский карандаш, мел, 43,8 × 58 см, 8392), «Фигура коленопреклонённой Марии Магдалины» (бумага серая, итальянский карандаш, мел, 40,8 × 46,8 см, 8390), «Полуобнажённая натурщица» (лист из альбома, бумага, итальянский карандаш, 26,3 × 37,6 см, 1830-е, 13847) и другие.

Графические этюды к картине «Явление Христа Марии Магдалине после воскресения» (1833—1835, ГТГ)

Голова Марии Магдалины

Коленопреклонённая Мария Магдалина

Коленопреклонённая натурщица

Фигура коленопреклонённой Марии Магдалины. Драпировка

Фигура коленопреклонённой Марии Магдалины

Полуобнажённая натурщица

Работая в конце 1840-х — 1850-х годах над серией «Библейских эскизов», Александр Иванов ещё раз обратился к этой теме, создав эскиз «Явление Христа Марии Магдалине по воскресению» (бумага коричневая, акварель, белила, итальянский карандаш, 26,3 × 40 см, ГТГ, 8600 об.). В отличие от полотна 1835 года, на более позднем эскизе в фигурах Христа и Марии Магдалины можно увидеть больше порыва и движения: «этому впечатлению немало содействует характер архитектурного пространства; огромные ступени, уходящие вглубь, и пересекающий композицию край балюстрады».

Всех спасет математика?

В середине XIX века в настроении русского общества происходит перелом. «Все более или менее согласились называть нынешнее время переходным, — писал Гоголь в своей „Авторской исповеди“ в конце 1840-х годов. — Все, более чем когда-либо прежде, ныне чувствуют, что мир в дороге, а не у пристани».

В это время растут революционно-демократические настроения. В этих настроениях виделся выход обостренному чувству социальной вины русской интеллигенции, утерявшей живую связь с собственным народом.

К тому же на настроения русской интеллигенции влияли события, происходившие в это время в Западной Европе. В 1848 году Европу охватили народные выступления, национально-освободительные движения. Иванов, который по-прежнему жил и работал в Риме, пытался как-то защититься от этого «шума истории», сосредоточившись на выстраданной идее своей картины. Но, как всякий большой художник, он не мог не задавать себе вопросов: где выход, в чем разрешение этих больных социальных проблем?

Именно поэтому роль русского художника-пророка виделась ему особо значительной. Однако в душе подспудно назревал кризис.

В это время художник познакомился с русским публицистом, писателем Александром Герценом, приехавшим в Рим: мощный ум Герцена не мог не оказать на Иванова влияния. Революционные идеалы, мысли Герцена о том, что любая религия «связывает мысль, покоряет ее» не сразу проросли в душе художника, но со временем вызвали отклик. Десять лет спустя Иванов с горечью признался Герцену: «События, которыми мы были окружены, навели меня на ряд мыслей, от которых я не мог больше отделаться, годы целые занимали они меня, и, когда они начали становиться яснее, я увидел, что в душе нет больше веры». Утверждение горькое, за ним — растерянность автора перед лицом общественных вызовов своего времени. Однако русские революционные демократы поспешно записали Иванова в свой лагерь. Они прочитывали его картину совершенно с другой перспективы:

«Тут изображен угнетенный народ, жаждущий слова свободы, идущий дружной толпой за горячим проповедником», — так написал о картине Репин, чьи взгляды были созвучны взглядам революционных демократов. Тогда центр тяжести картины вовсе не в явлении Христа. Христос в этом контексте понимается как отвлеченный символ нового мира, а пророк — как защитник народа. Сама картина как бы вырастает из реалий либеральной русской среды середины XIX века. Рождается новый смысловой слой картины, вряд ли созвучный самому Иванову, но надолго укрепившийся в сознании либеральной интеллигенции.

Середина XIX века — время не только революционных волнений, это поиск самоидентификации русской культуры, споры западников и славянофилов, расцвет так называемой послепросвещенческой эпохи. Романтизм с его любовью к отвлеченному мышлению, с культом искусства и художника уходит с исторической арены. На смену приходит скептическое, рациональное поколение.

Белинский писал: «…нам мало наслаждаться искусством, мы хотим знать, без знания для нас нет наслаждения». Эпоха, поддавшись искушению рационализмом, ищет опоры в точном знании. Отсюда религиозное преклонение перед наукой, вера в то, что научные открытия могут объяснить в жизни все. Это явилось огромным вызовом для людей верующих или по корням православным. Сознание человека начинает раздваиваться в попытке примирить Дарвина и Божественное откровение.

Иванов, в духе времени, всегда почтительно и даже с пафосом отзывался о знании и науке. Задача современного человека, считал Иванов, утвердить веру «отраслью ума человеческого»:

«Математика» для Иванова — обобщение всякого научного познания. Этот особый взгляд скептической эпохи позволяет по-своему толковать «Явление»: люди на картине Иванова лишены легковерия, они вслушиваются, вдумываются, сохраняя дистанцию сомнения. Все подвергается испытывающему взгляду разума — в этом почувствованная художником потребность времени.


Хождение по водам (Христос спасает начавшего тонуть Петра). 1850-е гг.

Не то чтобы Иванов отказался от первоначального замысла своей работы, но менялись направления общественной мысли, новое поколение давало свое прочтение картине. Да и сам художник за двадцать лет работы над картиной поменялся внутренне.

Неудивительно, что в 1855 году в его письме к неизвестному адресату мы находим те самые строки «большая картина более и более понижается в глазах моих. Далеко ушли мы, живущие в 1855 году, в мышлениях наших — так, что пред последними решениями учености литературной основная мысль моей картины совсем почти теряется». Иными словами, «картина не есть последняя станция, за которую надобно драться».

Популярные сочинения

  • Героизм на войне — сочинение рассуждение Война. Какие ассоциации с этим словом сразу всплывают в нашей голове? Страх, боль, ужас, смерть – это только малая часть синонимов, которые приходят на ум. Война – это непоправимая трагедия
  • Сочинение про Семью Семья – это люди, которые любят и принимают тебя таким, какой ты есть. Жизнь очень непростая штука. Порой в ней случаются неудачи, неприятности и кризисы. Человек один не в состоянии это преодолеть
  • Кино в нашей жизни — сочинение Всё люди смотрят кино. Но далеко немногие задаются вопросом: какую роль кино играет в нашей жизни? Этот вопрос достаточно сложный, но я все же постараюсь на него ответить.

Популярные сочинения

  • Сочинение на тему Общение Общение есть главное ценность каждого народа, и имеет главное значение в жизни человека. В современном мире как и раньше человек не может обходиться без общения с другим человеком
  • Сочинение про Пушкина Великий русский поэт Пушкин оставил после себя огромное наследие в разных жанрах литературы. Многие восхищаются прекрасным слогом Пушкина, его даже называют создателем современного литературного языка, которым мы пользуемся до сих пор.
  • Сочинение Сравнительная характеристика Катерины и Варвары в пьесе Гроза Островского Александр Островский, является автором такого знаменитого произведения, под названием Гроза. Действия данного произведения происходит в вымышленном городе Калинов, находящегося на берегу реки Волги

Популярные сегодня темы

  • Сочинение по картине Сирень в корзине Кончаловского 5 класс Многочисленные свои работы художник посвящал сирени, о которых свидетельствует многочисленные натюрморты. В центре картины изображена плетеная корзина, в которую помещен великолепный букет сирени.
  • Рассказ по картине Поленова Золотая осень Василий Поленов — выдающийся российский художник девятнадцатого века. Его работы стали узнаваемы на весь мир, их узнают дети и взрослые не только в России, но и за её рубежом. Картина «Золотая осень» наиболее узнаваема
  • Другие
  • Сочинение по картине Куинджи Север описание Замечательный художник, который известен многими своими работами написал картину «Север» в 1879 году. В эти годы Куинджи создает еще пару картин, который можно обобщить одной темой – пейзажи и красота севера.
  • Сочинение по картине Спящая царевна Васнецова описание Картина Виктора Михайловича Васнецова «Спящая царевна» была создана в 1926 году. Сейчас она хранится в Москве. В доме-музее имени В.М. Васнецова. Ее могут посмотреть все желающие.

Сюжет и описание

«Не прикасайся ко Мне», Новый Завет:

Картина представляет собой двухфигурную композицию, написанную в натуральную величину: слева — Мария Магдалина, а справа — Иисус Христос. Согласно евангельскому сюжету, изображён момент, когда Мария Магдалина узнаёт воскресшего Христа, который жестом правой руки останавливает её порыв, говоря ей: «Не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему».

Фоном для картины Александр Иванов выбрал парк виллы д’Эсте в Тиволи — это место находилось недалеко от Рима. В письме к своему отцу, художнику Андрею Иванову, он писал: «Письмо ваше я получил по приезде из Тиволи, где написал этюды столетних кипарисов, украшающих сад дука д’Эсте для картины моей „Иисус и Магдалина“; таким образом, околичность у меня теперь кончена, и я принимаюсь за окончание фигур».

Бертель Торвальдсен.Христос (Копенгаген)

При подготовке к созданию образа Христа на Иванова оказали существенное влияние два скульптурных произведения. Одно из них — изображение Христа, созданное датским скульптором и художником Бертелем Торвальдсеном, который в то время жил и работал в Риме. Другое произведение — известная статуя Аполлона Бельведерского. Кроме этого, Иванов делал зарисовки с других античных скульптур, а также с работ таких мастеров как Джотто ди Бондоне, Фра Анджелико, Леонардо да Винчи, Фра Бартоломео и Рафаэль.

В альбомах Иванова, хранящихся в Государственной Третьяковской галерее, есть несколько рисунков головы Христа, сделанных им с различных точек зрения на основе скульптуры Торвальдсена, над которой тот работал в 1820—1830-х годах. Полагают, что это послужило первоначальной схемой, избранной художником для изображения головы Христа на будущей картине.

Александр Иванов.Портрет Виттории Кальдони (1834, ГРМ)

Композицию полотна Александр Иванов подробно обсуждал в переписке со своим отцом, которому он летом 1834 года послал «чертежи» будущей картины. Андрей Иванов писал ему, что «…мне кажется, что фигура Христа представляет слишком его спешащего…» и приводил мнение дочерей (сестёр Александра), одна из которых «нашла в фигуре Христовой, что он бежит от М. Магдалины»

Александр Иванов принял во внимание эти отзывы, и в последующих вариантах картины изображал движение Христа более замедленным

Много труда затратил Иванов, чтобы понять, как лучше написать белую одежду Христа. Сам художник о.

Для создания образа Марии Магдалины Иванову позировали две натурщицы. Одна из них — известная в то время «модель» Виттория Кальдони, которая впоследствии стала женой художника Григория Лапченко. Имя другой натурщицы, с которой Иванов писал голову и руки Марии Магдалины, осталось неизвестным.

Согласно традициям, господствовавшим в то время в Академии художеств, композиция картины была сделана похожей на скульптурную группу. Тем не менее, художнику удалось придать персонажам выразительность и показать их эмоции. На лице Марии Магдалины виден переход от печали к радости, через удивление и испуг. Чтобы довести натурщицу до такого состояния, Иванов заставлял её вспомнить что-нибудь печальное, а затем смешил её, вызывая слёзы с помощью луковицы. Сам художник так описывал это в письме к своей сестре: «Ваши похвалы „Магдалине“ моей выкликают меня помочь моей натурщице, с которой я работал голову и руки. Она так была добра, что, припоминая все свои беды и раздробляя на части перед лицом своим лук самый крепкий, плакала; и в ту же минуту я её тешил и смешил так, что полные слёз глаза её с улыбкой на устах давали мне совершенное понятие о Магдалине, увидевшей Иисуса. Я, однако же, работал в то время не хладнокровно, сердце мое билось сильно при виде прекрасной головы, улыбающейся сквозь слёзы. Я думаю, и моя физиономия была необыкновенная».

Картина мечты

Его замысел будущей картины был грандиозен. Масштаб предполагаемого полотна удивлял своими размерами. Холст в длину составлял 7,5м и 5,4 м в ширину. Многие не одобряли и не верили в исполнение Александром Ивановым своей мечты. Также не поддержал идею сына и отец. Не имея достаточно средств на написание своего полотна, художник даже отказался от текущих заказов, чтобы не отвлекаться от воплощения своего воображаемого шедевра. Семья автора тяготила и, уединившись в Италии на два десятка лет, он медленно и упорно шел к осуществлению своего замысла. Став затворником своей идеи, он закрыл свою мастерскую для публики.

Другие работы художника

Аппиева дорога при закате солнца

Дорогу из Рима в Капую прокладывали в конце IV века до н. э. Постепенно возле неё появились постоялые дворы, гостиницы… и гробницы. Эта дорога оказалась дорогой «сквозь века», так как исправно служила вплоть до новейшего времени. Именно историческую «глубину» хотел показать Иванов. Сообщая о своей новой работе, он напишет: «Пожалуй, могут истолковать, что торжествующий Пётр, или католицизм над древним миром находится при своём закате».

Явление Христа народу

Первые эскизы Иванова на тему «Иоанн Креститель и Христос» датируются 1832 годом. Основа композиции — это диалог жестов и мимических выражений, организующий «звучащее» духовное пространство картины. При этом точность «фактологии» представлялась автору непременным условием точности «метафизики». В стремлении к первой художник и развернул свою грандиозную «этюдную» деятельность.

Ave Maria

По свидетельству самого Иванова, эта работа стала его первым акварельным опытом. Тремя годами позже художник в письме к поэту В. Жуковскому призывал молодых живописцев к серьёзности, чтобы «не бросались они ни в шуточный жанр, ни в акварель, ни в радужный колер, ни в быстроту эскизного исполнения». Если вспомнить множество акварелей самого Иванова и свойственную ему «быстроту эскизного исполнения», то этот призыв покажется странным.

Аполлон, Гиацинт и Кипарис, занимающиеся музыкой и пением

Общество поощрения художников требовало с художников каждые 2 месяца письменные отчёты и в оговоренные сроки законченные картины. Таких картин в первые 6 лет за границей Иванов создал две — в том числе и картину «Аполлон, Гиацинт и Кипарис, занимающиеся музыкой и пением». Иванов относился к этой работе с нежностью и всю жизнь держал её на стенах своих мастерских.

Картина А. А. Иванова «Явление Христа народу» (описание)

Картину художника Александра Андреевича Ива­нова «Явление Христа народу» (первоначально назы­валась «Явление Мессии») сегодня знают практически все. В зале Третьяковской галереи, где хранится полотно, всегда посетители. Конечно, она поражает не только своими огромными размерами (540 х 750 см)

Что же привлекает наше внимание? Библейский сю­жет картины многим сегодня почти не известен или знаком приблизительно. Тем не менее каждый находит в ней что-то близкое для себя

Человечество на перепутье… Какой выбор возмо­жен для человека? И вот наступает минута, в которую верили и не верили, надеялись и сомневались. Здесь богатые и бедные, юные и старые, невинные и греш­ные, те, кто поверил сразу и кто до сих пор сомневает­ся. Потрясены и те и другие. Все взволнованы… В эту минуту решается их судьба.

Как по-разному выражают свои чувства собравшие­ся! Справа люди, уходящие от Христа. Это его будущие гонители — фарисеи. Их головы опущены, на лицах нескрываемая враждебность, взгляд потуплен, губы сомкнуты. Здесь затаилась тревога, сожаление об ухо­дящем прошлом, здесь зреет зловещий умысел. О чём думают в эти минуты встревоженные всадники, пред­ставляющие Великую Римскую империю, империю Власти?

А. А. Иванов. Явление Христа народу. 1837—1857 гг. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Тех, кто уже принял крещение в священных водах Иордана, кто искренне покаялся в грехах, пожелал очиститься от них и начать новую жизнь, переполняет чувство радостного ожидания и надежды. Они устре­мились вперёд, готовые воспринять новую истину и пойти за Христом

Среди этой группы людей обращает на себя внимание фигура раба с верёвкой на шее. Скор­чившись на земле и вскинув голову, внимая пропове­дям Иоанна, он в то же время готов услужливо наки­нуть полосатую ткань на изнеженное, холёное тело своего господина

Плачущая улыбка или рыдающий смех, радость или боль запечатлелись на его лице? И только выразительный жест руки хозяина, сидяще­го спиной к зрителям, красноречиво призывает не очень-то доверяться проповедям Иоанна Крестителя.

Но как страстно и самозабвенно звучат его пророче­ские слова! Одетый в грубую овечью шкуру, давно не стриженный, бородатый человек, он стоит, утомлённый долгой дорогой и скитаниями, крепко держась ру­кой за посох. Какая сила духа и убеждённость в его взоре! Как благороден и выразителен его лик! О Цар­стве Небесном он говорит так убедительно, что не по­нять его слов невозможно, не поверить — тем более! И по контрасту с ним — фигура сомневающегося чело­века в голубом хитоне. Чуть отступив в глубину, он пропускает мимо себя идущих за пророком людей. И если руки Иоанна Крестителя вдохновенно подняты вверх, то руки сомневающегося, напротив, спрятаны в широких рукавах хитона. А стоит ли пускаться в неиз­веданный путь? Можно ли до конца верить странным словам неистового пророка?

Свежий утренний ветер разогнал облака, вспенил волны, громким гулом пролетел над голубыми горами, заиграл складками тёмно-синего плаща, нежно при­коснулся к золотистым волосам того, кто идёт по скло­ну холма, едва касаясь стопами земли. Он никуда не спешит, ни на что не взирает. Он, как всегда, сохраняя невозмутимое спокойствие, идёт к людям, несёт в этот мир гармонию и красоту, покой и согласие. Материал с сайта https://worldofschool.ru

Так о чём же эта картина? Об ожидании справедли­вости, правды, веры в совершенного человека, пони­мающего все нужды и чаяния народа, готового прине­сти себя в жертву ради спасения человечества? Сомне­ния ещё витают в толпе, но люди в который раз поверят и пойдут на поиски счастья, совершенства и истины.

Более двадцати лет работал художник над этой кар­тиной. Она в буквальном смысле была им выстрадана. Он отдал ей все свои силы, время и помыслы. Известно, что Священный Синод не сразу утвердил тему, которая никогда не была канонизирована в искусстве живопи­си. Поэтому её необычный замысел требовал от творца напряжённой работы. Многое предстояло художнику решить впервые. Одних этюдов, приготовленных для картины, хватает на целый зал в музее, они могут со­ставить отдельную выставку. Каждый из них — это по­иск оптимального решения. Это маленькие шедевры, которые сегодня можно рассматривать как самостоя­тельные работы.

На этой странице материал по темам:

Вопросы по этому материалу:

Описание картины Явление Христа народу

Автор картины перед тем, как начал создавать новое полотно, побывал в Италии. У Александра Ивановича не было финансовых средств для поездки, но ему помогло художественное общество. Именно в Италии Александр Иванович получил новые знания и это подтолкнуло его к написанию полотна, которое сейчас многим известно.

Данная картина является пробной версией или репетицией перед более серьёзной работой, но, несмотря на это, она заслуживает внимания зрителя. Эта картина принесла автору звание академика, и сейчас это полотно находится в Петербурге.

Глядя на картину, становится ясно, что действие происходит ранним утром, на улице ещё темно. Нашему вниманию предстают две личности – это Иисус и Мария Магдалина.

Женщина была убита горем и шла ко гробу оплакивать своего Господа. Она не знала, как дальше жить, ведь её жизнь заключалась в Иисусе Христе, а теперь Он – мёртв. Все ученики и женщины забыли, что Иисус говорил им перед распятием. Он обещал, что воскреснет из мёртвых.

На картине можно увидеть удивление и радость Марии. Её Господь, спаситель и освободитель – жив! Всё горе в прошлом. В порыве радости Мария пытается коснуться Иисуса, но аккуратно и нежно останавливает её и говорит, что Он ещё не был у Отца.

Женщина одета в красное платье, на её шее виднеется платок, который вероятно упал с её головы, когда она бросилась к Иисусу. В глазах Иисуса можно увидеть любовь и строгость. Она прекрасно понимает эмоциональный порыв женщины, но останавливает её, так как сейчас не время для прикосновений.

В библии воскресение Иисуса Христа является самым главным и ключевым моментом. Эта женщина – Мария Магдалина, первая, кто увидела Господа живым. Камень отвален от могилы, сила Иисуса победила смерть. Смерть не могла удержать Его. Вся боль, тревога, печаль и страдания Марии, этой бедной и одинокой женщины, остались в прошлом. Ей явился Иисус, живой и здоровый. Теперь никто и никогда не сможет похитить Его.

Автор изобразил Христа без одежды, но его тело покрывает белое полотно. Художник использовал белый свет, этим он хочет передать чистоту и Божественную природу Иисуса. Можно заметить, что фон, на котором изображены герои, наполнен тёмными тонами, но Иисус на их фоне освещен лучами солнца, что подчёркивает Его Божество и могущество. Он обладает особым могуществом. Он сильнее уз смерти, сильнее любого великана отчаяния и сильнее горя. Радость Марии вечна, ведь теперь Христос всегда будет с ней.

`

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Метолит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: