1.1 Особенности творчества Якоба Йорданса
Один из старых мастеров-долгожителей был важной фигурой во фламандской живописи. В ранних работах Йорданса видно влияние Антониса ван Дейка и классического стиля Питера Пауля Рубенса, однако его техника живописи и сюжеты были гораздо более приземлёнными, чем у последнего
Поскольку Йорданс не ездил в Италию по примеру коллег-современников, его работы по своей сути фламандские. Это выражается, например, в преувеличенных формах и грубоватом юморе в манере Питера Брейгеля Старшего(«Король пьёт» и «Старики поют, молодые играют»).
«Старики поют, молодые играют»
В первой половине карьеры палитра Йорданса была тёплой и яркой, фигуры отличались крепким телосложением и склонностью к полноте, лица – розовощёкостью и здоровьем. Особенностями его картин являются контраст света и тени, их переполненные фигурами композиции, а также атмосфера чувственной жизненной силы, которая иногда граничит с неотёсанностью. В 1655 году художник обратился в протестантизм, и в его картинах стали доминировать более прохладные цвета, а темы сменились на нравоучительные.
Йорданс писал жирным мазками и сегодня в основном ассоциируется с масштабными жанровыми полотнами. Помимо этого он был популярным портретистом и создателем эскизов для гобеленов. Будучи известным и плодовитым художником, он содержал мастерскую со множеством учеников, которые делали версии популярных картин мастера. Позднее творчество живописца неравномерно по качеству, поскольку всё большую часть работы выполняли подмастерья.
«400-летие со дня рождения фламандского живописца Питера Пауля Рубенса (1577-1640)» – выпуск от 24 июля 1977 года
Питер Пауль Рубенс (1577 – 1640). «Возчики камней» (эскиз, около 1620)
Оформление серии | Г.Комлев, А.Рязанцев |
Цвет | многоцветная |
Зубцовка | 12 × 12½, гребенчатая |
Размер | 37 × 52 мм |
Тираж | 5 700 000 |
Способ печати | Офсет с горячим тиснением |
Бумага | мелованная с лаковым покрытием |
Номинал | 10 копеек |
Каталоги: | |
ЦФА | 4713 |
Ст.коллекция | 4659 |
Michel | SU4609 |
Scott | SU4574 |
Yvert | SU4378 |
Серия: | состоит из 5 марок и 1 блока: |
- Рубенс Питер Пауль (1577-1640). «Портрет камеристки» (1623 — 1626)
- Рубенс Питер Пауль (1577-1640). «Охота на львов» (эскиз — около 1621)
- Рубенс Питер Пауль (1577-1640). «Возчики камней» (1620)
- Рубенс Питер Пауль (1577-1640). «Союз Земли и Воды» (1618)
- Рубенс Питер Пауль (1577-1640). «Пейзаж с радугой» (1632 — 1635)
- Рубенс Питер Пауль (1577-1640). «Автопортрет Рубенса с сыном Альбертом» (фрагмент)
около 1620 года
Фламандская школа.
Жанровая сцена
Дерево, масло
Размеры: 223 × 181 см
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия
Из коллекции князя Киджи в Риме; между 1798-1800 годами она была приобретена для Эрмитажа.
«Пейзаж с возчиками камней» — одно из немногих произведений этого жанра, созданных художником на раннем этапе творчества. В основе синтетического, героического и драматического образа природы лежат наиболее общие представления людей об ее созидательных и разрушительных силах, о борьбе света и тьмы, представление о природе как объекте приложения героических усилий человека. Пейзаж Рубенса — это земля, вздымающаяся каменными громадами и расстилающаяся плодородными долинами, буйная растительность с цепкими корнями и извивающимися стволами, небо с солнцем и луной и помещенные в центре картины, как полновластные хозяева природы — люди. Это — пейзаж, динамический, насыщенный движением и страстями. В отличие от современных ему голландских живописцев, которые довольствовались изображением небольшого конкретного и будничного уголка природы, Рубенс создает ее всеобъемлющий, обобщенный, героический образ. В этом отношении «Пейзаж с возчиками камней» является наиболее характерным примером.
Лишь в последний период творчества, после покупки Рубенсом в 1635 году замка Стэн, окрестности которого вдохновили художника на создание новой серии пейзажей, он порывает с героизацией природы. Его последние пейзажи являются наиболее поэтичными, глубоко лирическими и одновременно до конца правдивыми образами родной Фландрии.
Краткая биография Питера Пауля Рубенса в разделе «Художники»
Дата корректировки публикации: 28 апреля 2023 года.
1.2 Творчество
«Во Фландрии не было второго, равного ему по силе живописца, который бы также глубоко постиг основы рубенсовского мировоззреения и который бы столь же удачно, сохранив всю страстность рубенсовского жизнеутверждения, распространил творческие принципы гениального фламандца на область натюрморта»-писал исследователь его творчества ю. Кузнецов. Не случайно Франса Снейдерса называют Рубенсом натюрморта. «Кладовые» «кухни», и «лавки» Снайдерса — это гимн во славу земного плодородия и богатства. От сказочного изобилия этих полотен захватывает дух. Кажется, что в них художник стремился уместить все многообразие животного и растительного мира. В «Рыбной лавке» воля художника объедиинила, наверное, Вce, что только могли дать человеку морские глубины. Один на другом громоздятся сомы, щуки, раки, омары, устрицы, извиваются тонкие угри и миноги, копошится черепаха, во все стороны расползаются крабы. Снейдерс изображал редкие, порой экзотические, но невыдуманнные породы морских обитателей. Он оставался верен природе, точен в передаче мельчайших деталей и в изображениях фруктoв, овощей, дичи.
«Рыбная лавка» 1621 год
«Рыбная лавка»
Глядя на полотна Снейдерса, словно ощуущаешь ни с чем не сравнимый вкус сочных, ароматных фруктов, угадываешь их нежный или терпкий запах. Наверное, художник потому и добивался в своих работах максималььной достоверности, чтобы «возбудить В зрителях все ощущения и раздразнить аппетит». Полотна живописца не отличаются разнообразием красок, и в то же время они очень нарядны по цвету. Он умел уловить и сопоставить близкие цветовые оттенки, оживить картину одним-двумя красочными акцентами: ,белый лебедь, розовая семга, красный омар. С невероятным мастерством умел он объединить «земные дары» в единое декоративное целое, где каждый предмет рассматривается как явление природы. Поэтому в картинах Снейдерса всегда ощущается радость бытия, любование окружающим миром. Все персонажи картин — хозяева лавок, их слуги, дети, запечатленные в различных раакурсах, а также кошки, собаки и другие животные — усиливают чувство жизни, делают композиции Снейдерса более динамичными. Снейдерс прославляет охоту, показывая то неистовую скачку и преследование зверей, то их яростную схватку. Эти стремительно-динамичные полотна художника пользовались большим успехом при европейских дворах. В 1610-е гг. по заказу Филиппа III Испанского им была выполнена целая серия «ОХОТ» . Кисти живописца принадлежат и мастерски написаные анималистические этюды . Снейдерс был большим знатоком животного мира, вводя в свои картины разнообразных птиц, собак, обезьян и кошек.
1.4 Декор
За пять лет до смерти страдающий подагрой Рубенс перепоручил свои эскизы Йордансу, чтобы тот разработал декорации для триумфального въезда в Антверпен кардинала-инфанта Фердинанда, нового правителя Испанских Нидерландов. В 1639 – 1640 годах Йорданс по поручению английского короля Карла I закончил отделку Квинс-хауса в Гринвиче – также вслед за Рубенсом, который не смог выполнить заказ из-за слабого здоровья. К сожалению, эта работа не сохранилась.
Йорданс также принял участие в украшении королевского охотничьего дома Торре-де-ла-Парада близ Мадрида. Росписью по эскизам того же Рубенса занимались многие живописцы, включая Корнелиса де Воса и Питера Снайерса. Йордансу приписываются «Аполлон и Пан» (по эскизу Рубенса), «Брак Пелея и Фетиды», «Вертумн и Помона», а ещё несколько остаются над вопросом. В 1661 году его попросили расписать три довольно больших люнета в недавно построенной ратуше Амстердама.
В 1652 году художник сыграл главную роль в оформлении королевского загородного дома Huis ten Bosch («Дом в лесу») близ Гааги. Он написал на стенах дворца «Триумф Фредерика Генриха Оранского, штатгальтера Голландии» и «Победу времени». Эти работы стали шедеврами архитектурного убранства, в которых сложные аллегории переданы яркими цветами и энергичными вихревыми линиями.
Мастерство Якоба Йорданса ценилось настолько высоко, что он продолжал получать заказы от католических монахов даже после перехода в протестантизм.
Художник умер в Антверпене на 86-м году жизни от загадочной «иссушающей лихорадки» или «потовой болезни» (zweetziekte или polderkoorts на голландском языке). В тот же день от этого заболевания умерла его незамужняя дочь Элизабет, жившая с отцом. Они были похоронены под одним надгробным камнем на протестантском кладбище в деревне Путте.
План сочинения:
-
- «Прикованный Прометей»: эпоха создания и автор произведения.
- Мифологический жанр в творчестве Питера Пауля Рубенса.
- Сюжет картины.
- Композиция и колорит полотна.
- Мое отношение к описываемой картине.
Перед нами картина «Прикованный Прометей» великого фламандского живописца Питера Пауля Рубенса. Это полотно создано в начале XVII века, эпоху расцвета барокко, направления в европейском искусстве, которое характеризуется причудливостью форм, необычностью образов, напряжёнными динамичными позами. Все это находит отражение и в сюжете картины, и в ее идее, и в особенностях построения композиции и во многом другом. На мой взгляд, Питер Пауль Рубенс – наиболее яркий представитель барокко в истории европейского изобразительного искусства, именно его творческий гений стал одной из основных точек отсчета эпохи Нового времени.
Судьба Рубенса-живописца сложилась блестяще, главным образом, благодаря его незаурядному таланту. В своем творчестве Рубенс легко преодолел средневековые религиозные формы и жанры, он начал работать с еще только-только возникающими, необычными для того времени светскими жанрами: историческим и мифологическим, аллегорическим, портретным, бытовым жанром и пейзажем. Питер Пауль Рубенс особенно интересовался мифологическими сюжетами, на его картинах мы видим грозных богов и мужественных героев, прекрасных нимф и граций. Он изображает сюжеты древние, как мир, но вместе с тем вечно новые, не теряющие своего значения ни для современников художника, ни для нас, сегодняшних зрителей его полотен. Страсти, обуревающие его героев, их тайные желания и совершаемые ими поступки свойственны человеку вообще, человеку вне времени.
Мне кажется, что картина «Прикованный Прометей» является уникальным произведением, что определяется творческой силой ее создателя и глубоким смыслом, открывающимся зрителю. В основе сюжета лежит древнегреческий миф о титане Прометее, подарившем людям искру божественного огня, похищенную с Олимпа. В наказание за что, по воле разгневанного Зевса, Прометей был прикован к скале и обречен на вечные муки. Каждый день прилетал орёл и выклёвывал страдальцу печень, которая вырастала заново, и его мучения продолжались. Момент, когда орёл выклёвывает печень, как раз и изобразил Рубенс. На картине очень реалистично изображена агония Прометея, его боль, мучения. Лицо титана хоть и скрыто мощной лапой орла, но видна напряжённость измученного атлетичного тела. Мы видим, как Прометей пытается увернуться от острого клюва, терзающего его плоть и причиняющего адскую боль, но все усилия напрасны – цепи крепко сковали его тело и ограничивают движения.
4 стр., 1792 слов
Чем интересен образ Прометея? по произведению Эсхила «Прометей закованный»
… стиля барокко, — Питер Пауль Рубенс. Он написал множество потрясающих работ, среди них «Прометей, несущий огонь на Землю» и «Прометей прикованный». Картина под названием «Прометей поверженный» есть еще … Подвиг Прометея и сегодня вдохновляет людей на великие свершения, поскольку божественный огонь, полученный ими в дар от титана, — это сила знания и разума. Прометей в живописи Ярким мастером в …
Рубенс отличается от художников своего времени особенностью письма, яркой пластичностью, фактурностью тела персонажей. Живописец необыкновенно реалистично изображает каждую складку, каждый изгиб и каждое покраснение на живом теле человека. Художественный талант мастера подчеркивается особой постановкой композиции: Прометей изображён по-вертикали, мы видим его вверх ногами, необычность ракурса помогает зрителю оценить не только физическую мощь, но и огромную внутреннюю силы героя. Фигура Прометея – центральная и самая светлая на полотне, резко контрастирует с фигурой орла и периферией картины, выделяясь тем самым, приковывая к себе взгляд зрителя. В общем колорите произведения преобладают мрачные краски, подчеркивающие настроение картины. Обилие тёплых тёмно-коричневых, оранжевых и серых оттенков придает изображению особую глубину и массивность, усиливает монументальность образа.
Я в этой картине вижу непрекращающуюся борьбу — герой осознаёт, что ничего изменить не может, но продолжает сопротивляться, его силы уже на исходе, но он не сдаётся, он надеется. У наблюдателя возникает ощущение, что при всех страданиях Прометей вот-вот освободится, нужно лишь приложить еще немного усилий, цепи порвутся и страдания прекратятся. Это произведение учит нас верить в себя, в свои силы, побеждать любые жизненные обстоятельства, какими бы непреодолимыми они не казались.
Глава 3. Антонио ван Дейк
Эволюция творчества художника Антонио ван Дейка (1599–1641) предвосхитила и определила путь развития фламандской школы живописи второй половины 17 столетия в направлении аристократизации и светскости. Художник исключительного дарования и таланта, Антонио ван Дейк сохранил приверженность фламандскому реализму. В лучших своих произведениях – в портретах людей разных сословий, социального уровня, разных по душевному и интеллектуальному складу – он верно нашел индивидуальное сходство и проник во внутреннюю духовную сущность модели. Типические образы Ван Дейка дают представление о характере целой эпохи в истории Европы.
«Портрет дамы»
Ван Дейк поступил в мастерскую Рубенса девятнадцатилетним юношей по окончании обучения у Хендрика ван Балена.
Ранние композиции Антонио ван Дейка на религиозно-мифологические темы исполнены под влиянием Рубенса, от которого он унаследовал большое живописное мастерство, умение воссоздавать формы натуры с типичным для фламандцев ощущением чувственной конкретности и достоверности. Дальнейшее развитие творчества ван Дейка шло по пути утраты полнокровности Рубенса. Композиции становились более экспрессивными, формы утонченными, манера письма изысканной и деликатной
Художник тяготел к драматическому решению тем и сосредоточивал внимание на психологических аспектах жизни отдельных героев. Это определило обращение Антонио ван Дейка к портретной живописи
В ней он создал тип блестящего аристократического портрета, образ утонченного, интеллектуального, благородного человека, порожденного аристократической культурой, рафинированной и хрупкой. Герои ван Дейка – люди с тонкими чертами лица, с налетом меланхолии, а порою и скрытой грусти, мечтательности. Они изящны, воспитаны, полны спокойной уверенности и чувства независимости и вместе с тем душевно инертны; это не рыцари, а кавалеры, придворные светские люди или люди утонченного интеллекта, привлекающие духовным аристократизмом.
Ван Дейк начал деятельность со строгих портретов фламандских бюргеров, знати, их семейств. Он писал также художников; позже, работая в Генуе (1621–1627), стал модным портретистом аристократии, создателем официального парадного портрета. Появились сложные композиции с декоративными фонами и мотивами пейзажа и архитектуры. Удлиненные пропорции, горделивость позы, демонстративность жеста, эффектность ниспадающих складок одежды усиливали импозантность образов.
Знакомство с живописью венецианцев внесло в его палитру насыщенность, богатство оттенков, сдержанную гармоничность. Жест и костюм оттеняли характер портретируемого. Эволюцию стиля можно проследить на следующих портретах.
В «Мужском портрете» психологическая характеристика заостряется мгновенно схваченным поворотом головы, вопросительным горящим взглядом, экспрессивным жестом рук, как бы обращающихся к собеседнику.
«Портрет Марии Луизы де Матисс»
В портрете красавицы Марии Луизы де Тассис (между 1627–1632 годами, Вена, галерея Лихтенштейн), лицо которой оживлено лукавым выражением, пышный наряд акцентирует изящество и внутреннюю грацию молодой женщины.
«Гвидо Бонтильо»
Величественная колоннада портретного фона подчеркивает значительность образа Гвидо Бонтивольо (около 1623, Флоренция, галерея Питти), исполненного чувства достоинства
Освещение и насыщенный красный цвет кардинальской мантии концентрируют внимание на лице и изящных руках с длинными пальцами. Сосредоточенная напряженная мысль отражена в задумчивых, тронутых усталостью и грустью чертах
Последние десять лет жизни ван Дейк провел в Англии при дворе Карла I, среди кичливой аристократии. Здесь художник писал портреты королевского семейства, лощеных придворных, часто скрывавших за элегантностью облика внутреннюю пустоту. Композиция портретов становилась усложненной, декоративной, красочная гамма – холодной голубовато-серебристой.
1.1 Биография
Франс родился в семье богатого антверпенского бюргера осенью 1579 года (крещён 11 ноября). В молодости учился у Питера Брейгеля Младшего и Хендрика ван Балена (первого учителя ван Дейка). Был женат на сестре братьев-художников Корнелиса и Пауля де Вос. В 1602 году стал членом гильдии художников Антверпена. Поначалу основной темой творчества Снейдерса были натюрморты, в дальнейшем он стал проявлять больший интерес к анималистическим сюжетам и сценам охоты. Мастерство Снейдерса высоко оценил Петер Пауль Рубенс, с 1613 года приглашавший его к сотрудничеству для написания животных. В 1608—1609 годах Снейдерс работал в Италии, впоследствии жил в родном Антверпене. «Произведения Снейдерса отличаются монументальностью и декоративным размахом композиций, виртуозностью в передаче фактуры предметов, жизнеутверждающей силой образного строя.» В 1619 году Снейдерс был избран членом антверпенского Братства романистов, а в 1628 году — его деканом. Для позднего периода его творчества характерны монументальные полотна, всегда пользовавшиеся большой популярностью среди покупателей. Созданные им огромные декоративные полотна, в частности, украшали столовую во дворце епископа города Брюгге, известного мецената Антония Триста. Кроме того, Снейдерс был назначен главным художником герцога Альберта, губернатора Нидерландов. Художник умер в Антверпене 19 августа 1657 года.